Здоровье и болезнь: православное понимание

При­ня­то счи­тать, что здо­ро­вье явля­ет­ся нор­мой чело­ве­че­ско­го суще­ство­ва­ния, а болезнь нару­ша­ет эту нор­му. Пра­во­сла­вие по ино­му рас­смат­ри­ва­ет про­бле­му болез­ни и здо­ро­вья. Свя­тые отцы пола­га­ли, что болез­ни и скор­би могут послу­жить духов­но­му воз­рас­та­нию чело­ве­ка, посодействовать ему при­бли­зить­ся к Богу.

Хри­сти­ан­ское отно­ше­ние к болез­ням и врачеванию

С пра­во­слав­ной точ­ки зре­ния, болезнь явля­ет­ся нор­мой зем­ной жиз­ни, посколь­ку в гре­хо­па­де­нии пра­ро­ди­те­лей Ада­ма и Евы чело­ве­че­ская плоть изме­ни­ла свои каче­ства – 100­ла немощ­ной, склон­ной к болез­ням и 100­ро­сти, смер­ти и тле­нию. Болезнь – зако­но­мер­ное явле­ние к тому же пото­му, что чело­век воль­но либо неволь­но впа­да­ет в гре­хи, кото­рые так­же ведут к заболеваниям.

“При­чи­на болез­ни – грех, своя соб­ствен­ная воля, а не какая-либо необ­хо­ди­мость”, – утвер­ожидал пре­по­доб­ный Ефрем Сирин. “Неуже­ли все болез­ни от гре­хов? – спра­ши­вал свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. – Не все, но боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­шая часть. Неко­то­рые быва­ют от бес­печ­но­сти. Чре­во­уго­дие, опьянен­ство и без­дей­ствие так­же про­из­во­дят болез­ни”. “Болез­ни вме­100 епи­ти­мий идут. Тер­пи­те бла­го­душ­но: они будут, как мыло у пра­чек”, – гово­рил свя­той Фео­фан Затвор­ник. Пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник писал, что “болез­ни посы­ла­ют­ся для глаза­ще­ния согре­ше­ний, а ино­гда для того, что­бы сми­рить возношение”.

Извест­но, что и свя­тые име­ли болез­ни, нередко неиз­ле­чи­мые. Апо­стол Павел, напри­мер, пишет: “… дано мне нажимало в плоть… удру­чать меня, что­бы я не пре­воз­но­сил­ся” (2Кор. 12:7). Неко­то­рые свя­тые моли­ли Бога, что­бы им была посла­на болезнь как испы­та­ние, даю­щее воз­мож­ность совер­ше­ния сугу­бо­го духов­но­го подвига.

Таковым обра­зом, свя­тые отцы не счи­та­ли болезнь местью за гре­хи, а толь­ко сред­ством исправ­ле­ния грехов.

В ХХ веке болезнь 100­ла пони­мама­ся узко, обыч­но толь­ко как телес­ное стра­да­ние. Это явля­ет­ся выра­же­ни­ем обще­го непра­виль­но­го отно­ше­ния к чело­ве­ку как к сгуст­ку мыс­ля­щей мате­рии, либо к жиз­ни как толь­ко к дви­же­нию мате­рии. Пра­во­слав­ное пони­ма­ние болез­ни обширнее мед.

“Болез­ную, бра­тие, вме­сте с вами, – гово­рит св. Кипри­ан в Сло­ве о пад­ших. – Нисколь­ко не уте­ша­ет меня в болез­нях моих то, что я сам здо­ров и невре­дим. Ибо пас­тырь уязв­ля­ет­ся в язве сво­е­го стада…”(цит. по “На при­хо­де”, Т. С. Тихо­ми­ров, М.-1915 ). Не толь­ко грех, да и бере­мен­ность, напри­мер, еще в про­шлом веке назы­ва­лась болез­нью, а с дру­гой 100­ро­ны, дето­рож­де­ние для жен­щи­ны спа­си­тель­но так же, как для супруг­чи­ны труд в поте лица. В Вет­хом Заве­те нередко рядом 100­ят “труд и болезнь” (Пс. 89:10), а в вели­ча­нии свя­то­му апо­100­лу и еван­ге­ли­сту Иоан­ну Бого­сло­ву цер­ков­ный люд поет: “…и чтим болез­ни и тру­ды твоя, ими­же тру­дил­ся еси во бла­го­ве­стии Хри­100­ве…” Зна­чит и болез­нью мож­но послу­жить про­по­ве­ди Евангелия.

Осо­бой болез­нью, даже и с меди­цин­ской точ­ки зре­ния, явля­ет­ся 100­рость как про­цесс посте­пен­но­го физи­че­ско­го одрях­ле­ния чело­ве­ка с общим ослабел­ле­ни­ем всех телес­ных функ­ций. Нередко в этом состо­я­нии выяв­ля­ют­ся осо­бым обра­зом собственный­ства лич­но­сти (души и духа чело­ве­ка), кото­рые могут в про­ти­во­по­лож­ность физи­че­ской дрях­ло­сти иметь необык­но­вен­ную силу, при­вле­ка­тель­ность и кра­со­ту: перед нами не 100­рик, а 100­рец, вызы­ва­ю­щий бла­го­че­сти­вое чув­ство. Таковых хри­сти­ан с ико­но­пис­ным ликом почаще все­го мож­но встре­тить имен­но сре­ди пра­во­слав­ных. Бла­го­о­ра­зие, одна­ко, не при­хо­дит само собой, а явля­ет­ся след­стви­ем их тру­дов и тер­пе­ли­во поне­сен­ных болез­ней. Внеш­няя и внут­рен­няя кра­со­та таковых лич­но­стей застав­ля­ет мыслить о их свя­то­сти и о истин­но­сти пра­во­слав­ных путей спа­се­ния души.

Мы веру­ем, что погибель хри­сти­а­ни­на явля­ет­ся пере­хо­дом к ново­му суще­ство­ва­нию, новейшей реаль­но­сти – веч­ной жиз­ни чело­ве­че­ской души с Богом. Какое зна­че­ние име­ет телес­ное здо­ро­вье во вре­мен­ной, зем­ной жиз­ни чело­ве­ка с точ­ки зре­ния его веч­но­го назначения?

С пра­во­слав­ной точ­ки зре­ния, телес­ное здо­ро­вье явля­ет­ся мень­шей цен­но­стью, чем здо­ро­вье духов­ное, ибо оче­вид­но то, что при нераз­ви­то­сти хри­сти­ан­ско­го миро­воз­зре­ния телес­ное здо­ро­вье быть может смерть­ным для души, потому что неко­то­рые запо­ве­ди Зако­на Божия лег­че нару­шать, будучи здо­ро­вым, неже­ли немощ­ным. Телес­ное здо­ро­вье, без­услов­но, бла­го, и мы при­зва­ны его сохра­нять. Вет­хо­за­вет­ный муд­рец сове­ту­ет нам: “Преж­де болез­ни заботь­ся о для себя…”(Сир. 18, 19). Но в пра­во­слав­ном пони­ма­нии и болезнь явля­ет­ся бла­гом, ибо может послу­жить спа­се­нию души чело­ве­ка, совер­шив в нем характер­ствен­ный пере­во­рот, обра­тив его к Богу. Для непра­во­слав­ных либо неве­ру­ю­щих во Хри­100 Спа­си­те­ля оцен­ка “поль­зы либо вре­да” пере­но­си­мых стра­да­ний нахо­дит­ся за пре­де­ла­ми чело­ве­че­ско­го разумения.

В рас­ска­зе “Живы мощи” (“Запис­ки охот­ни­ка”) И.С.Тургенев опи­сал чело­ве­ка, кото­ро­го неиз­ле­чи­мая болезнь посте­пен­но при­ве­ла к внут­рен­не­му обнов­ле­нию. Кре­стьян­ка Луке­рья, умни­ца и пер­вая кра­са­ви­ца, ока­за­лась при­ко­ван­ной к посте­ли. Сна­ча­ла, по ее соб­ствен­но­му при­зна­нию, ей было “весьма том­но”, потом она “при­вык­ла, обтер­пе­лась” и даже 100­ла рас­це­ни­вать свое поло­же­ние луч­шим по срав­не­нию с теми, у кого нет при­100­ни­ща, кто слеп либо глух. Она бла­го­да­рит Бога за то, что лицезреет, слы­шит, чув­ству­ет запа­хи цве­тов и травок, за то, что у нее все есть­гда “при­па­сен­ная клю­че­вая вода”. В сво­ем убо­гом поло­же­нии она при­хо­дит к выво­ду: Бог луч­ше зна­ет, что ей нуж­но. “Послал Он мне крест – зна­чит, Он меня любит…” – это убеж­де­ние поз­во­ля­ет ей сохра­нить внут­рен­ний мир и тер­петь стра­да­ния Хри­100 ради. “Рас­ска­зы­ва­ли, – пишет И. С. Тур­ге­нев, – что в самый денек кон­чи­ны она все слы­ша­ла коло­коль­ный гул… Впро­чем, Луке­рья гово­ри­ла, что гул шел не от церк­ви, а “свер­ху”. Веро­ят­но, она не посме­ла ска­зать: с неба”.

Болезнь может слу­жить духов­но­му росту чело­ве­ка, но толь­ко тогда, когда она 100­но­вит­ся воль­ным стра­да­ни­ем – подви­гом, в кото­ром боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ной чело­век созна­тель­но, в соот­вет­ствии с Боже­ствен­ной волей согла­ша­ет­ся пере­но­сить стра­да­ния. Тем чело­век обна­ру­жи­ва­ет доб­ро­де­тель тер­пе­ния, сми­ре­ния и послу­ша­ния, кото­рая не оста­ет­ся без награ­ды: во-пер­вых, Гос­подь по молит­для вас боля­ще­го и его близ­ких облег­ча­ет стра­да­ния боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­но­го прямо до чуда исце­ле­ния; во-вто­рых, Гос­подь посы­ла­ет доктора.

Стрем­ле­ние выздо­ро­веть долж­но вклю­чать духов­ный подвиг – молит­ву, пост (нема­ло болез­ней, осо­бен­но в хирур­гии, вылечивают­ся огра­ни­че­ни­ем тех либо других видов еды либо даже наго­дом), а так­же обра­ще­ние боля­ще­го к Таин­ствам Испо­ве­ди, Еле­освя­ще­ния, При­ча­ще­ния Тела и Кро­ви Христовых.

Неко­то­рые боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ные (обыч­но из мона­ше­ству­ю­щих) сиим и огра­ни­чи­ва­ют свое жела­ние попра­вить здо­ро­вье, отка­зы­ва­ясь от вра­чеб­ной помо­щи, пола­га­ясь во всем на волю Божию. Такое реше­ние, если оно при­ня­то без ведо­ма духов­ни­ка, явля­ет­ся гре­хов­ным, потому что в отно­ше­нии себя мы не все­гда пра­виль­но пони­ма­ем волю Божию. Кро­ме того, суще­ство­ва­ни­ем вра­чей и мето­дов вра­че­ва­ния уже обо­зна­че­на воля Божия: “Дай пространство вра­чу, ибо и его сделал Гос­подь, и да не уда­ля­ет­ся от тебя, ибо он нужен.” (Сир. 38:12). Итак вылечивать­ся необ­хо­ди­мо, важ­но дру­гое – как и у кого.

О мето­дах вра­че­ва­ния и пра­во­слав­ном отно­ше­нии к ним.

Еще недав­но в нашей стране была одна систе­ма вра­че­ва­ния, кото­рую мы назы­ва­ем науч­ной. Она осно­ва­на на науч­ных откры­ти­ях в обла­сти био­хи­мии, био­фи­зи­ки, мик­ро­био­ло­гии и дру­гих есте­ствен­ных наук. Меди­ци­на как нау­ка о боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ном чело­ве­ке не име­ет, к сожа­ле­нию, тео­рии, рас­кры­ва­ю­щей сущ­ность здо­ро­вья и болез­ни, оста­ет­ся пока на опыт­ном уровне – уровне соби­ра­ния фак­тов и их 100­ти­сти­че­ско­го ана­ли­за, выве­де­ния сред­их пока­за­те­лей норм здо­ро­вья и гра­ниц пато­ло­гии с весь­ма веро­ят­ност­ны­ми оцен­ка­ми про­гно­за болез­ни. Прак­ти­че­ским целям удо­вле­тво­ря­ет эмпи­ри­че­ский уро­вень нау­ки, совре­мен­ная тех­ни­ка поз­во­ля­ет доста­точ­но глу­бо­ко про­ве­сти ана­лиз состо­я­ния паци­ен­та, но син­тез и про­гноз, сла­ва Богу, все ещё обя­зан­ность вра­ча. На этого­денька науч­ная меди­ци­на в целом не про­ти­во­ре­чит хри­сти­ан­ской характер­ствен­но­сти, поэто­му нет ника­ких осно­ва­ний отка­зы­вать­ся от воз­мож­но­стей науки.

Для вра­че­ва­ния болез­ней с успе­хом могут при­ме­нять­ся мето­ды и люд­ной меди­ци­ны. Опыт, накоп­лен­ный раз­ны­ми наро­да­ми по при­ме­не­нию лекар­ствен­ных травок, раци­о­наль­но­му пита­нию, лечеб­ные при­е­мы физи­че­ско­го воз­дей­ствия на боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­но­го, в том чис­ле и при­ме­ня­е­мые на Восто­ке (напри­мер, игло­ре­флек­со­те­ра­пия), мож­но исполь­зо­вать для вра­че­ва­ния, но этот цен­ный опыт ком­про­ме­ти­ру­ет­ся, если его начи­на­ют свя­зы­вать с фило­соф­ски­ми и псев­до­на­уч­ны­ми пред­став­ле­ни­я­ми, про­из­вод­ны­ми от раз­лич­ных восточ­ных, язы­че­ских либо нехри­сти­ан­ских верований.

Нако­нец, в послед­ние годы отме­ча­ет­ся появ­ле­ние вра­че­ва­те­лей, кото­рые не обла­да­ют ника­ки­ми зна­ни­я­ми и опы­том, а толь­ко име­ют необыч­ные спо­соб­но­сти к вра­че­ва­нию либо диа­гно­сти­ке. Обыч­но таковых людей, назы­ва­ют экс­тра­сен­са­ми. Точ­ность в опре­де­ле­нии параметров этих лич­но­стей не достаточно кого инте­ре­су­ет, ну и они сами не воз­ра­жа­ют: колдун либо кол­дун зву­чит наименее совре­мен­да и наименее бла­го­звуч­но. Неред­ко вра­че­ва­те­ли и цели­те­ли это­го рода дей­стви­тель­но име­ют спо­соб­но­сти вли­ять на боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­но­го чело­ве­ка, в основ­ном через его лич­ность. К сожа­ле­нию, почаще все­го сами цели­те­ли не могут ниче­го вра­зу­ми­тель­но­го ска­зать о том, отку­да берут­ся у их такие спо­соб­но­сти – идет речь обыч­но о био­по­лях, свя­зях с кос­ми­че­ским разу­мом либо с непо­нят­ным Абсо­лю­том. Эти спо­соб­но­сти рекла­ми­ру­ют­ся с исполь­зо­ва­ни­ем науч­ной тер­ми­но­ло­гии через сред­ства мас­со­вой инфор­ма­ции. В ход идет все для того, что­бы при­отдать нау­ко­о­ра­зие сво­ей дея­тель­но­сти, повы­сить зна­чи­мость сво­ей пер­со­ны. Сре­ди экс­тра­сен­сов есть про­100 душев­но­боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ные люди, есть шар­ла­та­ны, есть люди, назы­ва­ю­щие себя хри­сти­а­на­ми, есть даже такие, кото­рые в каче­стве пред­ва­ри­тель­но­го усло­вия “лече­ния” могут потре­бо­вать совер­шить Таин­ство Кре­ще­ния, поста­вить три све­чи в 3-х хра­мах либо при­ча­стить­ся Свя­тых Хри­100­вых Таин.

Обра­ще­ние к свя­тыне не по вере и бла­го­че­стию, а из суе­ве­рия при­но­сит огром­ный духов­ный вред! Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст в сво­ем поуче­нии “О леча­щих­ся от болез­ней вол­хо­ва­ни­ем” стро­го пре­ду­пре­жда­ет, что луч­ше уме­реть, чем идти к вра­гам Божи­им. Тот, кто прогуливался к ним, “сам себя лишил помо­щи Божи­ей, пре­не­брег ею и поста­вил себя вне про­мыс­ла…” Тако­го рода псев­до­на­уч­ное цели­тель­ство – все­гда обра­ще­ние к духу ереси, другими словами. про­тив­ни­ку Бога, и явля­ет­ся, таковым обра­зом, тяже­лым пре­ступ­ле­ни­ем запо­ве­ди, гре­хом и усу­губ­ля­ет болезнь. В резуль­та­те воз­мож­но даже пле­не­ние души нечи­стым духом (бесом): частич­ное, с сохра­не­ни­ем само­со­зна­ния и воз­мож­но­стей характер­ствен­ной оцен­ки сво­их поступ­ков, с потреб­но­стью про­ти­во­дей­ство­вать, но отсут­стви­ем сил для это­го (бесо­одер­жи­мость); или пле­не­ние пол­ное, при кото­ром чело­век теря­ет вся­кое само­со­зна­ние, подав­ля­ет­ся его характер­ствен­ное чув­ство и про­из­во­ле­ние на бла­гое, воз­ни­ка­ет про­тив­ле­ние Бого­о­ще­нию (бес­но­ва­тость).

Дея­тель­ность раз­но­го рода экс­тра­сен­сов, кол­ду­нов, колдунов и т. д. вред­на, а в ряде слу­ча­ев – пре­ступ­на. В Москве прак­ти­че­ски хоть какой доктор– онко­лог име­ет опыт лече­ния боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ных, кото­рых дли­тель­но “вра­че­вал” экс­тра­сенс и в свя­зи с сиим хирур­ги­че­ское лече­ние опу­хо­ли было неуспешно.

Одна­ко и мето­ды науч­ной меди­ци­ны, осо­бен­но вновь внед­ря­е­мые в прак­ти­ку, а так­же цели обра­ще­ния к ним тре­бу­ют вни­ма­ния и характер­ствен­ной оцен­ки как со 100­ро­ны меди­цин­ских работ­ни­ков, так и со 100­ро­ны боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ных. Суще­ству­ет мода на раз­лич­ные новей­шие мето­ди­ки, кото­рым нередко при­пи­сы­ва­ют­ся несу­ще­ству­ю­щие досто­ин­ства либо пре­уве­ли­чи­ва­ет­ся их эффек­тив­ность. Чело­ве­че­ство все­гда клинок­та­ло о “пана­цее” – сред­стве от всех болез­ней, а луч­ше все­го – и от 100­ро­сти, и от погибели.

Чело­ве­ку, ищу­ще­му смысл жиз­ни, исто­рия этих бес­плод­ных, нередко тра­ги­че­ских поис­ков, гово­рит о незем­ном пред­на­зна­че­нии чело­ве­ка, зем­ная жизнь кото­ро­го есть под­го­тов­ка к жиз­ни нескончаемой.

Во все вре­ме­на пред­при­ни­ма­лись “геро­и­че­ские уси­лия”, с одной 100­ро­ны, в отри­ца­нии бес­смер­тия души, а с дру­гой 100­ро­ны, в изоб­ре­те­нии средств и мето­дов дости­же­ния веч­ной моло­до­сти. При­ве­ду два при­ме­ра из лич­ной вра­чеб­ной прак­ти­ки, не назы­вая имен.

Око­ло 20 лет тому вспять в меди­цине начал исполь­зо­вать­ся способ лече­ния болез­ней газо­вы­ми сме­ся­ми с повы­шен­ным содер­жа­ни­ем кис­ло­ро­да под избы­точ­ным дав­ле­ни­ем в спе­ци­аль­ных баро­ка­ме­рах (гипер­ба­ри­че­ская окси­ге­на­ция). Мето­ду, осо­бен­но сре­ди боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ных, при­пи­сы­ва­лось мно­же­ство отсут­ству­ю­щих досто­инств. Сре­ди про­чих – глаза­ще­ние кро­ви и все­го тела (не совершенно ясно, от что имен­но про­ис­хо­ди­ло глаза­ще­ние), омо­ло­же­ние и т. п. И вот извест­ная эст­рад­ная певи­ца, имев­шая твор­че­ский фуррор даже в пожи­лом воз­расте, пыта­ет­ся сохра­нить не твор­че­скую актив­ность и моло­дость духа, а эффект­ную внеш­ность и моло­жа­вость тела. Два­жды в год ей назна­ча­ет­ся по 10– 12 сеан­сов гипер­ба­ри­че­ской окси­ге­на­ции. Она дей­стви­тель­но 100­но­вит­ся актив­нее и даже попку­ляр­нее, но все кон­ча­ет­ся доволь­но пла­чев­но – у боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ной через несколь­ко лет на фоне обще­го хоро­ше­го физи­че­ско­го состо­я­ния раз­ви­ва­ет­ся сла­бо­умие. Ее жизнь закан­чи­ва­ет­ся в пси­хи­ат­ри­че­ской боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ни­це флег­мо­ной желуд­ка и попыт­кой “опе­ра­ции отча­я­ния”, не имев­шей шан­сов на фуррор. Мож­но, конеч­но, спо­рить о том, насколь­ко полез­на либо вред­на избы­точ­ная кон­цен­тра­ция кис­ло­ро­да в кро­ви для кле­ток моз­га, но совер­шен­но ясно то, что цель обра­ще­ния к мод­ной в то вре­мя мето­ди­ке, уста­нов­ка на телес­ное омо­ло­же­ние, была без­характер­ствен­ной, по– пра­во­слав­но­му, – греховной.

Дру­гой при­мер пока­за­те­лен в отно­ше­нии нехри­сти­ан­ско­го пове­де­ния в состо­я­нии, кото­рое в насто­я­щее вре­мя болез­нью не счи­та­ет­ся, но кото­рое при­ве­ло через меди­цин­ские влеки­пу­ля­ции к заболевания.

Моло­дая жен­щи­на, имев­шая любя­ще­го супруга и все потреб­ное для жиз­ни в доволь­стве, была бес­плод­на. Это состо­я­ние обыч­но пере­жи­ва­ет­ся жен­щи­ной как вред­ное и нередко явля­ет­ся пово­дом для рас­тор­же­ния бра­ка. В преж­ние века бес­пло­дие вра­че­ва­лось преж­де все­го духов­но, а имен­но молит­вой, пожерт­во­ва­ни­я­ми и вкла­да­ми в мона­сты­ри и хра­мы, совер­ше­ни­ем палом­ни­честв к свя­тым местам. В насто­я­щее вре­мя меди­ци­на пред­ла­га­ет нам мно­го раз­лич­ных мето­дов диа­гно­сти­ки и лече­ния это­го состо­я­ния, исхо­дя преж­де все­го из его соци­аль­ной зна­чи­мо­сти, но при­ме­не­ние этих мето­дов нахо­дит­ся на сове­сти вра­чей и боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­но­го. В дан­ном слу­чае были исполь­зо­ва­ны прак­ти­че­ски все име­ю­щи­е­ся в арсе­на­ле вра­чей мето­ди­ки, при­чем за боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­шин­ство из их паци­ент­ка пла­ти­ла денек­ги, неко­то­рые из мето­дов при­ме­ня­лись очевидно с целью нажи­вы, напри­мер, мас­сив­ная гор­мо­но­те­ра­пия. До наи­мод­ней­ших мето­дик типа экс­тра­кор­по­раль­но­го опло­до­тво­ре­ния (Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь рас­це­ни­ва­ет этот способ как гре­хов­ный, про­ти­во­ре­ча­щий хри­сти­ан­ским нор­мам) дело, сла­ва Богу, не дошло. Но все кон­чи­лось пло­хо – у паци­ент­ки из– за некон­тро­ли­ру­е­мо­го при­ме­не­ния гор­мо­нов раз­ви­лись опу­хо­ли обе­их молоч­ных желез, диа­гноз постав­лен позд­но, но вре­мя для пока­я­ния пока есть.

Про­то­и­е­рей Фома Хоп­ко в “Осно­вах Пра­во­сла­вия” пишет: “Если мы несем свои немо­щи пра­вед­но, супруге­ствен­да и тер­пе­ли­во, с верой, надеж­дой и даже радо­стью, то 100­но­вим­ся вели­чай­ши­ми сви­де­ле­ля­ми Божье­го спа­се­ния в этом мире. Ничто не может срав­нить­ся с таковым тер­пе­ни­ем, ибо про­слав­ле­ние Бога в стра­да­нии и немо­щи есть наи­боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­шейке из всех при­но­ше­ний, кото­рое толь­ко чело­век может сотво­рить из сво­ей жиз­ни на земле”.

Помя­ни Гос­по­ди, всех нера­зум­ных раб Тво­их во Цар­ствии Тво­ем. Аминь!

Попке­че­ние о душе хворого

Телес­ная болезнь и стра­да­ния боля­ще­го, без сомне­ний, нахо­дят­ся в тес­ной вза­и­мо­свя­зи с состо­я­ни­ем его духа и души. Архи­епи­скоп ЛУКА (Вой­но– Ясе­нец­кий) в кни­ге “Дух, душа, тело” пишет: “Обще­из­вест­но могу­ще­ствен­ное вли­я­ние пси­хи­ки боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­но­го на тече­ние болез­ни. Состо­я­ние духа боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­но­го, его дове­рие либо недо­ве­рие вра­чу, глу­би­на его веры и надеж­ды на исце­ле­ние либо, наобо­рот, пси­хи­че­ская депрес­сия, вызван­ная неосто­рож­ны­ми раз­го­во­ра­ми вра­чей в при­сут­ствии боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­но­го о серьез­но­сти его болез­ни, глу­бо­ко опре­де­ля­ет финал болез­ни. Пси­хо­те­ра­пия, состо­я­щая в сло­вес­ном, вер­нее, духовном(разрядка моя – В.Ж.), воз­дей­ствии вра­ча на боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­но­го – обще­при­знан­ный, нередко даю­щий пре­крас­ные резуль­та­ты способ лече­ния мно­гих заболеваний.”

Нет 2-ух людей, стра­да­ю­щих оди­на­ко­во, поэто­му каж­дый боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ной – един­ствен­ный в сво­ем роде боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ной. В про­шлом веке осно­ва­тель рус­ской тера­пев­ти­че­ской шко­лы про­фес­сор Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та М. Я. Муд­ров гово­рил, что необ­хо­ди­мо вылечивать не болезнь, а боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­но­го. Эти сло­ва, как закли­на­ние, повто­ря­ют­ся совре­мен­ны­ми вра­ча­ми, но пер­во­на­чаль­ный смысл их утра­чен – и доктор, и боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ной все упо­ва­ние воз­ла­га­ют на таб­лет­ку, назна­ча­е­мую шаб­лон­но по 1х3 раза в денек, а до души при всем этом дело не дохо­дит. Для совре­мен­но­го здра­во­охра­не­ния харак­тер­но отчуж­де­ние вра­ча от боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­но­го: кро­ме барье­ра бума­жек, суще­ству­ю­ще­го дав­но, воз­дви­га­ет­ся очередной барьер – все­воз­мож­ной аппа­ра­ту­ры, кото­рая пока что при­туп­ля­ет инту­и­цию вра­ча, а вра­чеб­ное искус­ство пре­вра­ща­ет в ремесло.

Боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ной, при­зван­ный к подви­гу тер­пе­ния и сми­ре­ния, практически не полу­ча­ет духов­ной под­держ­ки. Сло­во как лечеб­ный фак­тор посте­пен­но исче­за­ет из арсе­на­ла меди­цин­ско­го работ­ни­ка, у кото­ро­го обыч­но “нет вре­ме­ни” раз­го­ва­ри­вать с боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ным, а ведь до ХХ века вся меди­ци­на 100­я­ла на 3-х китах, кото­ры­ми были Сло­во, Тра­ва и Ножик. И если гово­рить о том, что сло­во было лечеб­ным фак­то­ром, то кро­ме чело­ве­че­ских слов собо­лез­но­ва­ния, уте­ше­ния и надеж­ды, в лечеб­ный про­цесс вхо­ди­ло и Вопло­щен­ное Сло­во Божие – Иисус Хри­стос, пре­по­да­ва­е­мый боля­ще­му в Таин­ствах Церк­ви, при­зы­ва­е­мый на помощь самим боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ным, его род­ны­ми и даже леча­щим вра­чом! Извест­но, напри­мер, что офталь­мо­лог В. П. Фила­тов, хирург В. Ф. Вой­но– Ясе­нец­кий (впо­след­ствии архи­епи­скоп ЛУКА) моли­лись перед операцией.

Кон­100­ти­руя факт духов­ной дегра­да­ции совре­мен­ной меди­ци­ны, про­ис­хо­дя­щей на фоне тех­но­ло­ги­че­ско­го про­грес­са, не сле­ду­ет впа­отдать в отча­я­ние и уны­ние или в бес­по­лез­ные и даже вред­ные пере­су­ды о том, кто вино­ват и что созодать. Пра­во­сла­вие учит в хоть какой тяже­лой духов­ной ситу­а­ции начи­нать с себя, осознать, в которой сте­пе­ни я вино­ват и что мне созодать. Это есть осно­ва для пока­я­ния – пере­ме­ны разума (мыш­ле­ния) и обра­за дей­ствий, усло­вие для пра­виль­ной актив­но­сти, спо­соб­ной без­ду­хов­ное при­о­щить Цар­ству Свя­то­го Духа.

“Воз­ворот к кор­ням”, выход из тяже­ло­го духов­но­го кри­зи­са, в кото­ром нахо­дит­ся совре­мен­ная меди­ци­на, без­услов­но, может про­изой­ти, но не на осно­ве общих при­зы­вов и про­па­ган­ды, а в резуль­та­те лич­ных уси­лий каж­до­го чело­ве­ка. “Пере­ме­на разума” и изме­не­ние обра­за дей­ствий необ­хо­ди­мо преж­де все­го меди­цин­ским работ­ни­кам, рабо­та кото­рых (осо­бен­но у посте­ли боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­но­го) долж­на быть слу­же­ни­ем, сво­е­го рода свя­щен­но­дей­стви­ем, пото­му что слу­же­ние боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­но­му Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом при­рав­не­но к слу­же­нию Богу: “Я был болен, и вы посе­ти­ли Меня… потому что вы сде­ла­ли это одно­му из сих бра­тьев Моих мень­ших, то сде­ла­ли Мне”,– ска­жет Он в денек Суда (Мф. 25, 36; 40). Воз­вы­сить духов­да и характер­ствен­но труд мед­ра­бот­ни­ка – это и будет воз­вра­том к кор­ням, другими словами к утра­чен­ным хри­сти­ан­ским тра­ди­ци­ям рус­ской медицины.

Душе­по­пе­че­ние о боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ном – область весь­ма ответ­ствен­ной духов­но– душев­ной рабо­ты, кото­рой долж­ны зани­мама­ся про­фес­си­о­на­лы, луч­ше все­го – свя­щен­но­слу­жи­те­ли, но усло­вия совре­мен­ной жиз­ни тако­вы, что этот иде­ал не быть может реа­ли­зо­ван, поэто­му неко­то­рую пред­ва­ри­тель­ную рабо­ту могут и долж­ны про­во­дить род­ные и близ­кие боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­но­го. Цель данной для нас рабо­ты – под­го­то­вить боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­но­го к встре­че со свя­щен­ни­ком. Весь­ма эффек­тив­но таковой рабо­той с боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ным чело­ве­ком могут зани­мама­ся и веру­ю­щие меди­цин­ские работники.

Мож­но гово­рить о раз­ных фор­мах духов­ной помо­щи боля­ще­му в зави­си­мо­сти от усло­вий. Наи­бо­лее про­стой (и самый ред­кий сей­час) вари­ант, при кото­ром боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ной – цер­ков­ный чело­век и род­ствен­ни­ки его – пра­во­слав­ные. Они при­гла­ша­ют батюш­ку, кото­рый почаще все­го дав­но зна­ет боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­но­го и вра­чу­ет духов­но соглас­но кано­нам Церк­ви. Дру­гие ситу­а­ции явля­ют­ся про­блем­ны­ми и встре­ча­ют­ся гораз­до почаще: боля­щий был кре­щен, но фак­ти­че­ски отпал от Пра­во­сла­вия и сам не зна­ет, во что и как верует, а род­ные – пра­во­слав­ные хри­сти­ане – пылают жела­ни­ем духов­но посодействовать ему. Либо – все вро­де бы веру­ю­щие, но в хра­ме быва­ют толь­ко раз в год, на пас­халь­ном крест­ном ходе. Тут весьма вели­ка опас­ность суе­вер­но­го отно­ше­ния к святыням.

Невоз­мож­но по каж­до­му кон­крет­но­му слу­чаю преду­смот­реть точ­ные реко­мен­да­ции, но опыт Церк­ви пока­зы­ва­ет, что Гос­подь вра­зум­ля­ет чело­ве­ка, посы­ла­ет ему “идея бла­гу” и даже встре­чи с нуж­ны­ми людь­ми, если толь­ко нахо­дя­щий­ся в скор­би раб Божий обра­ща­ет­ся молит­вен­но к Богу с осо­зна­ни­ем сво­е­го несо­вер­шен­ства, с воп­лем о помо­щи. Поэто­му МОЛИТВА – вот нача­ло душе­по­пе­че­ния о боля­щем. Свя­той пра­вед­ный Иоанн Крон­штад­ский в кни­ге “Моя жизнь во Хри­сте” пишет: “Не про­пус­кай слу­чая молить­ся за како­го-либо чело­ве­ка по его про­ше­нию либо по про­ше­нию о нем его род­ствен­ни­ков либо дру­зей. Гос­подь с бла­го­во­ле­ни­ем при­зи­ра­ет на молит­ву люб­ви нашей и на дерз­но­ве­ние наше перед Ним. Кро­ме того, молит­ва за дру­го­го весь­ма полез­на и само­му моля­ще­му­ся за дру­гих: она глаза­ща­ет серд­це, утвер­жда­ет веру и надеж­ду на Бога и воз­гре­ва­ет любовь к Богу и ближ­не­му”. Разу­ме­ет­ся, сам веру­ю­щий боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ной дол­жен молить­ся за себя, но, как заме­ча­ет св. Иоанн Крон­штад­ский: “В болез­ни, и вооб­ще в немо­щи телес­ной, рав­да и в скор­би, чело­век не может пона­ча­лу пылать к Богу верой и любо­вию, пото­му что в скор­би и в болез­ни серд­це болит, а вера и любовь тре­бу­ют здра­во­го, спо­кой­но­го серд­ца”. Сле­до­ва­тель­но, на род­ных и близ­ких боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­но­го ложит­ся сугу­бый подвиг молитвы.

Как молить­ся? Домаш­няя молит­ва пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на состо­ит из опре­де­лен­но­го “пра­ви­ла” – опосля­до­ва­ния молитв, чита­е­мых с утра, в про­дол­же­ние денька и вече­ром. Такое пра­ви­ло име­ет­ся в пра­во­слав­ном молит­во­сло­ве. Духов­ни­ком это пра­ви­ло быть может изме­не­но: уве­ли­че­но, напри­мер, за счет допол­не­ния пра­ви­ла чте­ни­ем кано­нов и ака­фи­стов, Псал­ти­ри либо умень­ше­но в свя­зи с обсто­я­тель­ства­ми. Из это­го сле­ду­ет, что хоть какой чело­век, име­ю­щий жела­ние молить­ся за боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­но­го род­ствен­ни­ка, дол­жен пой­ти в храм к свя­щен­ни­ку, луч­ше все­го на испо­ведь, что­бы опосля испо­ве­ди полу­чить у свя­щен­ни­ка бла­го­сло­ве­ние на осо­бое молит­вен­ное пра­ви­ло, напри­мер, чте­ние кано­на за боля­ще­го или кано­на Божи­ей Мате­ри, ака­фи­100. Молит­ва за дру­гих тре­бу­ет опре­де­лен­но­го духов­но­го состо­я­ния, поэто­му если духов­ник бла­го­сло­вит, то сле­ду­ет при­о­щить­ся опосля испо­ве­ди Свя­тых Хри­100­вых Таин. В молит­ве сле­ду­ет быть настой­чи­вым, упор­ным и тре­бо­ва­тель­ным к для себя, неот­ступ­но созодать то, на что решил­ся по сво­ей сво­бод­ной воле, молить­ся “втай”, другими словами не напо­каз, сми­рен­но, молит­ву про­ше­ния за ближ­не­го и за себя соеди­няя с молит­вой бла­го­да­ре­ния Богу за все Его благодеяния.

За боля­щих сугу­бо молят­ся в хра­ме, по сло­ву Иису­са Хри­100: “…если двое согла­сят­ся на зем­ле про­сить о вся­ком деле, то что бы ни попро­си­ли, будет им от Отца Мое­го Небес­но­го”. (Мф. 18:19). Обра­зец молит­вен­но­го подви­га дает нам свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник: “Бог вни­ма­ет молит­ве, когда молят­ся боля­щею о чем-либо душой… Но сами вы быва­е­те ли на молеб­нах? Если нет, то и вера ваша без­молв­на… Вы зака­за­ли, но, дав денек­ги, что­бы дру­гие моли­лись, сами сбро­си­ли с плеч свои забо­ты… Боле­ю­ще­го о боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ной нико­го и нет… Бывай­те на молеб­нах сами и боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани)­те душой о боля­щей… В церк­ви на литур­гии боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани)­те во вре­мя про­ско­ми­дии. А осо­бен­но когда опосля “Для тебя поем…” Бого­ро­дич­ную песнь поют “Достой­но есть…” Здесь поми­на­ют­ся за ново­со­вер­шен­ною жерт­вою живы и погиб­шие…” Сле­до­ва­тель­но, молясь за боля­ще­го дома, мы не долж­ны остав­лять и хра­мо­вой молит­вы за вос­крес­ной литур­ги­ей, необ­хо­ди­мо пода­вать запи­соч­ки с име­на­ми боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ных на про­ско­ми­дию, на молеб­ны, а анти­дорвей либо просфо­ру и свя­тую воду с бла­го­го­ве­ни­ем давать болящему.

Исто­рия Пра­во­сла­вия зна­ет огром­ное чис­ло чудес­ных исце­ле­ний, совер­шив­ших­ся по молит­ве к Богу, Божи­ей Мате­ри, свя­тым угод­ни­кам Божи­им. Но вот сви­де­тель­ство зару­беж­но­го вра­ча, лау­ре­а­та Нобе­лев­ской пре­мии Алек­си­са Кар­ре­ля: “Резуль­та­ты молит­вы могут быть уста­нов­ле­ны с несо­мнен­но­стью толь­ко в тех слу­ча­ях, когда вся­кая тера­пия совер­шен­но непри­ме­ни­ма либо ока­зы­ва­ет­ся недей­ствен­ной. Меди­цин­ский центр в Лур­де (город на юге Фран­ции, один из извест­ных в мире цен­тров покло­не­ния Божи­ей Мате­ри, пространство неод­но­крат­но­го Ее явле­ния, име­ет источ­ник, вода кото­ро­го при­зна­на волшебство­дей­ствен­ной – прим. авто­ра) ока­зал суще­ствен­ную услу­гу нау­ке, дока­зав, что такие исце­ле­ния дей­стви­тель­но быва­ют. Ино­гда дей­ствие молит­вы при­ни­ма­ет, если мож­но так выра­зить­ся “взрыв­ча­тый” харак­тер… Мы зна­ли боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ных, кото­рые были практически дескать­ние­нос­но изле­че­ны от тяже­лых забо­ле­ва­ний. В несколь­ко секунд либо несколь­ко часов симп­то­мы болез­ни исче­за­ют, а ана­то­ми­че­ские повре­жде­ния исправ­ля­ют­ся. Волшебство харак­те­ри­зу­ет­ся чрез­вы­чай­ным уско­ре­ни­ем про­цес­сов нор­маль­но­го выздо­ров­ле­ния” (цит. по Наст. кни­ге свя­щен­но­слу­жи­те­ля, т. 8, с. 297).

К сожа­ле­нию, совре­мен­ные отче­ствен­ные уче­ные меди­ки с вол­ну­ю­щим обще­ствен­ность инте­ре­сом иссле­ду­ют “спо­соб­но­сти” экс­тра­сен­сов, весь­ма скеп­ти­че­ски отно­сясь к цели­тель­но­му дей­ствию молит­вы и бла­го­дат­ным дарам цер­ков­ных святынь.

Общая молит­ва в хра­ме за литур­ги­ей, на молеб­нах пред­по­ла­га­ет ЖЕРТВУ и ЖЕРТВЕННОСТЬ как осо­бое духов­ное состо­я­ние, вме­сте с молит­вой вроде бы на 2-ух кры­льях воз­но­ся­щее разум и серд­це к Богу и про­из­во­дя­щее то необ­хо­ди­мое “воз­гре­ва­ние люб­ви к ближ­не­му”, в ответ на кото­рое Гос­подь вра­чу­ет и душу, и тело. Запи­соч­ка на про­ско­ми­дию – это жерт­ва; мило­сты­ня, пусть скром­ная, но от серд­ца – жерт­ва; труд, пусть самый про­стой, но на бла­го цер­ков­ной общи­ны либо ближ­не­го – жерт­ва! Что полез­нее: убрать­ся в пала­те, умыть боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­но­го, поме­нять кровать­ное белье либо посиживать у его кро­ва­ти и ругать пра­ви­тель­ство за отсут­ствие сани­та­рок в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ни­це? Ради Хри­100 дела­е­мое доб­ро обра­ща­ет к доб­ро­де­ла­нию дру­гих людей, меня­ет общее настро­е­ние, воз­вы­ша­ет чело­ве­ка. Пере­су­ды и пусто­сло­вие вре­дят миру в душе, теря­ет­ся покой, чело­век 100­но­вит­ся слаб и уяз­вим для духа злости.

Конеч­но, сей­час мы в мате­ри­аль­ном отно­ше­нии про­100 бед­ны. Но вспом­ним, что бед­ная вдо­ва, поло­живой­шая в цер­ков­ную круж­ку две леп­ты, боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ше всех поло­жи­ла, как ска­зал Сам Гос­подь, пото­му что поло­жи­ла все, что име­ла, все про­пи­та­ние свое. Обра­тим­ся к при­ме­ру хри­сти­ан пер­вых веков. “Те, кто не мог­ли давать от сво­их зара­бот­ков, под­вер­га­ли себя лише­ни­ям, что­бы иметь воз­мож­ность пода­вать в каче­стве мило­сты­ни то, что они сбе­рег­ли посред­ством ПОСТА (выде­ле­но мной – В.Ж.). Уже в “Пас­ты­ре Ермы” пас­тырь поуча­ет Ерму, как он дол­жен постить­ся. Он дол­жен воз­дер­жи­вать­ся от питья и еды, и потом сосчи­тать по рас­хо­дам дру­гих дней, что он сбе­рег, все это он дол­жен отло­жить и дать в поль­зу вдов, сирот и бед­ных. Таковой пост будет при­ят­ным при­но­ше­ни­ем Богу. В “Апо­настолько­ских Поста­нов­ле­ни­ях” дает­ся подоб­ное же настав­ле­ние: “Если кто ниче­го не име­ет отдать, тот пусть постит­ся, и пред­на­зна­чен­ное на денек даст свя­тым”, при­чем в дан­ном месте разу­ме­ют­ся осуж­ден­ные на каторж­ные рабо­ты хри­сти­ане”. (Цит. по “Хри­сти­ан­ская бла­го­тво­ри­тель­ность в Древ­ней Церк­ви”, Г.Ульгорн, Спб, 1899, с. 144)

Весьма важ­но забо­тить­ся о воз­рас­та­нии боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­но­го в БЛАГОЧЕСТИИ, кото­рое “на все полез­но” (1Тим. 4:8). Под бла­го­че­сти­ем обыч­но пони­ма­ет­ся целый ком­плекс свойств хри­сти­ан­ской лич­но­сти, кото­рые посте­пен­но вос­пи­ты­ва­ют­ся, если чело­век живет внут­рен­ней цер­ков­ной жиз­нью. В дан­ном слу­чае речь вна­ча­ле может идти о 2-3 каче­ствах. Это вера в Бога, пусть даже неопре­де­лен­ная, на уровне чув­ства, что в мире есть что-то свя­тое; ужас Божий как осо­зна­ние наиболее либо наименее выра­жен­ной ответ­ствен­но­сти перед Богом и, нако­нец, при­зна­ние бес­смер­тия сво­ей души. Бла­го­че­стие несов­ме­сти­мо с суе­вер­ным отно­ше­ни­ем к Богу и явля­ет­ся одним из усло­вий для дей­стви­тель­но­го уча­стия хри­сти­а­ни­на в Таин­ствах, совер­ша­ю­щих­ся в Церкви.

Отдать кон­крет­ный совет о том, каким обра­зом обра­тить к бла­го­че­стию чело­ве­ка, – невоз­мож­но. По молит­ве Гос­подь вла­га­ет в разум пеку­ще­го­ся о ближ­нем необ­хо­ди­мое сло­во, тем наиболее что в болез­ни чело­ве­ка почаще посе­ща­ет идея о смер­ти и он 100­но­вит­ся наиболее чут­ким, наименее жесто­ко­сер­дым. Будь­те вни­ма­тель­ны! Если боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ной заго­во­рит о смер­ти, то ни в коем слу­чае не сле­ду­ет поменять тему раз­го­во­ра, убеж­отдать его в том, что такие мыс­ли нужно гнать от себя. Напро­тив, нуж­но под­дер­нажимать раз­го­вор, но мыс­лям о смер­ти и сло­для вас о ней нужно про­ти­во­по­100­вить сло­ва и раз­мыш­ле­ния о бес­смер­тии души, а позже и о вос­кре­се­нии мерт­вых. Подоб­ные раз­го­во­ры долж­ны воз­ни­кать есте­ствен­но, не сле­ду­ет их зате­вать спе­ци­аль­но, если вы не уве­ре­ны, что боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ной готов либо желает обсуж­отдать данную тему. Дальше есте­ствен­ным будет начать чте­ние Еван­ге­лия, луч­ше выбо­роч­но – о исце­ле­ни­ях, Нагор­ную про­по­ведь, прит­чи. Потом необ­хо­ди­мо воз­бу­дить у боля­ще­го мыс­ли о сво­их гре­хах и вызвать потреб­ность испо­ве­отдать их. Воз­рас­та­ние в бла­го­че­стии может про­ис­хо­дить и другим обра­зом, глав­ное – добить­ся осо­зна­ния боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ным сво­ей гре­хов­но­сти, и под­ве­сти его мыс­ли к Таин­ству Испо­ве­ди (в слу­чае, если боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ной не кре­щен, – к Таин­ству Кре­ще­ния), другими словами к встре­че со свя­щен­ни­ком. Обыч­но лич­ное пере­жи­ва­ние в Таин­стве Испо­ве­ди дей­ствия бла­го­да­ти Божи­ей усу­губ­ля­ет бла­го­че­стие и есте­ствен­но под­во­дит боля­ще­го к Таин­ствам Еле­освя­ще­ния и При­о­ще­ния Тела и Кро­ви Христовых.

Как вести себя у посте­ли уми­ра­ю­ще­го чело­ве­ка? В моей деревне о аго­ни­ру­ю­щем чело­ве­ке гово­ри­ли, что он “тру­дит­ся”, и созда­ва­ли вокруг уми­ра­ю­ще­го осо­бен­ную обста­нов­ку: кате­го­ри­че­ски вос­пре­щал­ся шум, раз­го­во­ры велись впол­го­ло­са, броский свет экра­ни­ро­вал­ся, запре­ща­лось тор­мо­шить уми­ра­ю­ще­го чело­ве­ка, звать его либо вооб­ще гром­ко про­из­но­сить его имя. Перед ико­на­ми воз­жи­га­лась лам­па­да, захо­див­шие сосе­ди крат­ко моли­лись и дескать­ча про­во­ди­ли неко­то­рое вре­мя у посте­ли боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­но­го. Осо­бое впе­чат­ле­ние ока­зы­ва­ла эта обста­нов­ка на деток: шум­ные 100­но­ви­лись тихи­ми, непо­слуш­ные – сми­рен­ны­ми. Уми­ра­ю­ще­го чело­ве­ка ни в коем слу­чае не остав­ля­ли 1-го.

Этот люд­ный опыт пока­зы­ва­ет, что когда-то у нас было бла­го­че­сти­вое отно­ше­ние к смер­ти. В насто­я­щее вре­мя боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­шин­ство смер­тей слу­ча­ет­ся в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ни­це, другими словами не дома, не в кру­гу род­ных и близ­ких, при­чем аго­ни­ру­ю­ще­го боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­но­го обыч­но выво­зят в отдель­ную пала­ту, о кото­рой по всей боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ни­це идет дур­ная сла­ва. В данной для нас пала­те с голы­ми сте­на­ми, поче­му– то все­гда холод­ной и с очевидно нежи­лым духом и про­ис­хо­дит таин­ство пере­хо­да от жиз­ни вре­мен­ной к жиз­ни веч­ной. И, как пра­ви­ло, неко­му под­дер­нажимать в эти труд­ные часы и мину­ты тру­дя­ще­го­ся послед­ним зем­ным тру­дом человека…

Каза­лось бы, для чего посиживать рядом с боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ным, если он нахо­дит­ся без созна­ния, не может гово­рить либо даже испить воды? Бес­со­зна­тель­ное состо­я­ние, одна­ко, не все­гда озна­ча­ет, что чело­век выпа­да­ет из свя­зи с чув­ствен­ным миром. Опи­са­ны слу­чаи, когда уми­ра­ю­щий чело­век выздо­рав­ли­вал и точ­но пере­да­вал то, что про­ис­хо­ди­ло вокруг него, и нередко окру­жа­ю­щим было стыд­но за свое поведение.

Смер­тель­но боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­но­го нужно как мож­но мень­ше остав­лять одно­го, аго­ни­ру­ю­ще­го – не остав­лять совсем. Необ­хо­ди­мо молить­ся вме­сте с боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ным, а если он неве­ру­ю­щий, то мож­но ска­зать ему при­мер­но сле­ду­ю­щее: “Ты не веришь в Бога, я в Него верю. Мне сей­час необ­хо­ди­мо помо­лить­ся. Пожа­луй­100, потер­пи неко­то­рое вре­мя, невоз­мож­но ведь молить­ся в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­нич­ном кори­до­ре…” Навряд ли опосля таковых слов боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ной выра­зит про­тест. Бла­го­го­вей­ная молит­ва либо чте­ние Псал­ти­ри, кано­на Божи­ей Мате­ри непре­мен­но най­дет отклик в серд­це боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­но­го, кото­рый может вырас­ти в насто­я­щее рели­ги­оз­ное чувство.

К уми­ра­ю­щим нужно при­во­дить деток. Это духов­но полез­но боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ным, а еще боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ше детям, кото­рые долж­ны знать о смер­ти не толь­ко тео­ре­ти­че­ски по филь­мам ужа­сов, но иметь собственный лич­ный опыт обще­ния с уми­ра­ю­щим чело­ве­ком в подо­ба­ю­щей и достой­ной людей обста­нов­ке. Нужно быть гото­вым отве­тить на их вопро­сы, кото­рых будет мно­же­ство. Мне­ние о том, что обще­ние с уми­ра­ю­щим чело­ве­ком быть может пси­хо­травок­ми­ру­ю­щим фак­то­ром для ребен­ка, явля­ет­ся лож­ным, таковой опыт необ­хо­дим детям для их буду­щей жизни.

(100­тья при­во­дит­ся в сокращении).

Уютный дом