Принято считать, что здоровье является нормой человеческого существования, а болезнь нарушает эту норму. Православие по иному рассматривает проблему болезни и здоровья. Святые отцы полагали, что болезни и скорби могут послужить духовному возрастанию человека, посодействовать ему приблизиться к Богу.
Христианское отношение к болезням и врачеванию
С православной точки зрения, болезнь является нормой земной жизни, поскольку в грехопадении прародителей Адама и Евы человеческая плоть изменила свои качества – 100ла немощной, склонной к болезням и 100рости, смерти и тлению. Болезнь – закономерное явление к тому же потому, что человек вольно либо невольно впадает в грехи, которые также ведут к заболеваниям.
“Причина болезни – грех, своя собственная воля, а не какая-либо необходимость”, – утверожидал преподобный Ефрем Сирин. “Неужели все болезни от грехов? – спрашивал святитель Иоанн Златоуст. – Не все, но боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шая часть. Некоторые бывают от беспечности. Чревоугодие, опьяненство и бездействие также производят болезни”. “Болезни вме100 епитимий идут. Терпите благодушно: они будут, как мыло у прачек”, – говорил святой Феофан Затворник. Преподобный Иоанн Лествичник писал, что “болезни посылаются для глазащения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение”.
Известно, что и святые имели болезни, нередко неизлечимые. Апостол Павел, например, пишет: “… дано мне нажимало в плоть… удручать меня, чтобы я не превозносился” (2Кор. 12:7). Некоторые святые молили Бога, чтобы им была послана болезнь как испытание, дающее возможность совершения сугубого духовного подвига.
Таковым образом, святые отцы не считали болезнь местью за грехи, а только средством исправления грехов.
В ХХ веке болезнь 100ла понимамася узко, обычно только как телесное страдание. Это является выражением общего неправильного отношения к человеку как к сгустку мыслящей материи, либо к жизни как только к движению материи. Православное понимание болезни обширнее мед.
“Болезную, братие, вместе с вами, – говорит св. Киприан в Слове о падших. – Нисколько не утешает меня в болезнях моих то, что я сам здоров и невредим. Ибо пастырь уязвляется в язве своего стада…”(цит. по “На приходе”, Т. С. Тихомиров, М.-1915 ). Не только грех, да и беременность, например, еще в прошлом веке называлась болезнью, а с другой 100роны, деторождение для женщины спасительно так же, как для супругчины труд в поте лица. В Ветхом Завете нередко рядом 100ят “труд и болезнь” (Пс. 89:10), а в величании святому апо100лу и евангелисту Иоанну Богослову церковный люд поет: “…и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Хри100ве…” Значит и болезнью можно послужить проповеди Евангелия.
Особой болезнью, даже и с медицинской точки зрения, является 100рость как процесс постепенного физического одряхления человека с общим ослабеллением всех телесных функций. Нередко в этом состоянии выявляются особым образом собственныйства личности (души и духа человека), которые могут в противоположность физической дряхлости иметь необыкновенную силу, привлекательность и красоту: перед нами не 100рик, а 100рец, вызывающий благочестивое чувство. Таковых христиан с иконописным ликом почаще всего можно встретить именно среди православных. Благооразие, однако, не приходит само собой, а является следствием их трудов и терпеливо понесенных болезней. Внешняя и внутренняя красота таковых личностей заставляет мыслить о их святости и о истинности православных путей спасения души.
Мы веруем, что погибель христианина является переходом к новому существованию, новейшей реальности – вечной жизни человеческой души с Богом. Какое значение имеет телесное здоровье во временной, земной жизни человека с точки зрения его вечного назначения?
С православной точки зрения, телесное здоровье является меньшей ценностью, чем здоровье духовное, ибо очевидно то, что при неразвитости христианского мировоззрения телесное здоровье быть может смертьным для души, потому что некоторые заповеди Закона Божия легче нарушать, будучи здоровым, нежели немощным. Телесное здоровье, безусловно, благо, и мы призваны его сохранять. Ветхозаветный мудрец советует нам: “Прежде болезни заботься о для себя…”(Сир. 18, 19). Но в православном понимании и болезнь является благом, ибо может послужить спасению души человека, совершив в нем характерственный переворот, обратив его к Богу. Для неправославных либо неверующих во Хри100 Спасителя оценка “пользы либо вреда” переносимых страданий находится за пределами человеческого разумения.
В рассказе “Живы мощи” (“Записки охотника”) И.С.Тургенев описал человека, которого неизлечимая болезнь постепенно привела к внутреннему обновлению. Крестьянка Лукерья, умница и первая красавица, оказалась прикованной к постели. Сначала, по ее собственному признанию, ей было “весьма томно”, потом она “привыкла, обтерпелась” и даже 100ла расценивать свое положение лучшим по сравнению с теми, у кого нет при100нища, кто слеп либо глух. Она благодарит Бога за то, что лицезреет, слышит, чувствует запахи цветов и травок, за то, что у нее все естьгда “припасенная ключевая вода”. В своем убогом положении она приходит к выводу: Бог лучше знает, что ей нужно. “Послал Он мне крест – значит, Он меня любит…” – это убеждение позволяет ей сохранить внутренний мир и терпеть страдания Хри100 ради. “Рассказывали, – пишет И. С. Тургенев, – что в самый денек кончины она все слышала колокольный гул… Впрочем, Лукерья говорила, что гул шел не от церкви, а “сверху”. Вероятно, она не посмела сказать: с неба”.
Болезнь может служить духовному росту человека, но только тогда, когда она 100новится вольным страданием – подвигом, в котором боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ной человек сознательно, в соответствии с Божественной волей соглашается переносить страдания. Тем человек обнаруживает добродетель терпения, смирения и послушания, которая не остается без награды: во-первых, Господь по молитдля вас болящего и его близких облегчает страдания боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного прямо до чуда исцеления; во-вторых, Господь посылает доктора.
Стремление выздороветь должно включать духовный подвиг – молитву, пост (немало болезней, особенно в хирургии, вылечиваются ограничением тех либо других видов еды либо даже нагодом), а также обращение болящего к Таинствам Исповеди, Елеосвящения, Причащения Тела и Крови Христовых.
Некоторые боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ные (обычно из монашествующих) сиим и ограничивают свое желание поправить здоровье, отказываясь от врачебной помощи, полагаясь во всем на волю Божию. Такое решение, если оно принято без ведома духовника, является греховным, потому что в отношении себя мы не всегда правильно понимаем волю Божию. Кроме того, существованием врачей и методов врачевания уже обозначена воля Божия: “Дай пространство врачу, ибо и его сделал Господь, и да не удаляется от тебя, ибо он нужен.” (Сир. 38:12). Итак вылечиваться необходимо, важно другое – как и у кого.
О методах врачевания и православном отношении к ним.
Еще недавно в нашей стране была одна система врачевания, которую мы называем научной. Она основана на научных открытиях в области биохимии, биофизики, микробиологии и других естественных наук. Медицина как наука о боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ном человеке не имеет, к сожалению, теории, раскрывающей сущность здоровья и болезни, остается пока на опытном уровне – уровне собирания фактов и их 100тистического анализа, выведения средих показателей норм здоровья и границ патологии с весьма вероятностными оценками прогноза болезни. Практическим целям удовлетворяет эмпирический уровень науки, современная техника позволяет достаточно глубоко провести анализ состояния пациента, но синтез и прогноз, слава Богу, все ещё обязанность врача. На этогоденька научная медицина в целом не противоречит христианской характерственности, поэтому нет никаких оснований отказываться от возможностей науки.
Для врачевания болезней с успехом могут применяться методы и людной медицины. Опыт, накопленный разными народами по применению лекарственных травок, рациональному питанию, лечебные приемы физического воздействия на боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного, в том числе и применяемые на Востоке (например, иглорефлексотерапия), можно использовать для врачевания, но этот ценный опыт компрометируется, если его начинают связывать с философскими и псевдонаучными представлениями, производными от различных восточных, языческих либо нехристианских верований.
Наконец, в последние годы отмечается появление врачевателей, которые не обладают никакими знаниями и опытом, а только имеют необычные способности к врачеванию либо диагностике. Обычно таковых людей, называют экстрасенсами. Точность в определении параметров этих личностей не достаточно кого интересует, ну и они сами не возражают: колдун либо колдун звучит наименее современда и наименее благозвучно. Нередко врачеватели и целители этого рода действительно имеют способности влиять на боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного человека, в основном через его личность. К сожалению, почаще всего сами целители не могут ничего вразумительного сказать о том, откуда берутся у их такие способности – идет речь обычно о биополях, связях с космическим разумом либо с непонятным Абсолютом. Эти способности рекламируются с использованием научной терминологии через средства массовой информации. В ход идет все для того, чтобы приотдать наукооразие своей деятельности, повысить значимость своей персоны. Среди экстрасенсов есть про100 душевноболь (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ные люди, есть шарлатаны, есть люди, называющие себя христианами, есть даже такие, которые в качестве предварительного условия “лечения” могут потребовать совершить Таинство Крещения, поставить три свечи в 3-х храмах либо причаститься Святых Хри100вых Таин.
Обращение к святыне не по вере и благочестию, а из суеверия приносит огромный духовный вред! Святитель Иоанн Златоуст в своем поучении “О лечащихся от болезней волхованием” строго предупреждает, что лучше умереть, чем идти к врагам Божиим. Тот, кто прогуливался к ним, “сам себя лишил помощи Божией, пренебрег ею и поставил себя вне промысла…” Такого рода псевдонаучное целительство – всегда обращение к духу ереси, другими словами. противнику Бога, и является, таковым образом, тяжелым преступлением заповеди, грехом и усугубляет болезнь. В результате возможно даже пленение души нечистым духом (бесом): частичное, с сохранением самосознания и возможностей характерственной оценки своих поступков, с потребностью противодействовать, но отсутствием сил для этого (бесоодержимость); или пленение полное, при котором человек теряет всякое самосознание, подавляется его характерственное чувство и произволение на благое, возникает противление Богоощению (бесноватость).
Деятельность разного рода экстрасенсов, колдунов, колдунов и т. д. вредна, а в ряде случаев – преступна. В Москве практически хоть какой доктор– онколог имеет опыт лечения боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных, которых длительно “врачевал” экстрасенс и в связи с сиим хирургическое лечение опухоли было неуспешно.
Однако и методы научной медицины, особенно вновь внедряемые в практику, а также цели обращения к ним требуют внимания и характерственной оценки как со 100роны медицинских работников, так и со 100роны боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных. Существует мода на различные новейшие методики, которым нередко приписываются несуществующие достоинства либо преувеличивается их эффективность. Человечество всегда клиноктало о “панацее” – средстве от всех болезней, а лучше всего – и от 100рости, и от погибели.
Человеку, ищущему смысл жизни, история этих бесплодных, нередко трагических поисков, говорит о неземном предназначении человека, земная жизнь которого есть подготовка к жизни нескончаемой.
Во все времена предпринимались “героические усилия”, с одной 100роны, в отрицании бессмертия души, а с другой 100роны, в изобретении средств и методов достижения вечной молодости. Приведу два примера из личной врачебной практики, не называя имен.
Около 20 лет тому вспять в медицине начал использоваться способ лечения болезней газовыми смесями с повышенным содержанием кислорода под избыточным давлением в специальных барокамерах (гипербарическая оксигенация). Методу, особенно среди боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных, приписывалось множество отсутствующих достоинств. Среди прочих – глазащение крови и всего тела (не совершенно ясно, от что именно происходило глазащение), омоложение и т. п. И вот известная эстрадная певица, имевшая творческий фуррор даже в пожилом возрасте, пытается сохранить не творческую активность и молодость духа, а эффектную внешность и моложавость тела. Дважды в год ей назначается по 10– 12 сеансов гипербарической оксигенации. Она действительно 100новится активнее и даже попкулярнее, но все кончается довольно плачевно – у боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ной через несколько лет на фоне общего хорошего физического состояния развивается слабоумие. Ее жизнь заканчивается в психиатрической боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)нице флегмоной желудка и попыткой “операции отчаяния”, не имевшей шансов на фуррор. Можно, конечно, спорить о том, насколько полезна либо вредна избыточная концентрация кислорода в крови для клеток мозга, но совершенно ясно то, что цель обращения к модной в то время методике, установка на телесное омоложение, была безхарактерственной, по– православному, – греховной.
Другой пример показателен в отношении нехристианского поведения в состоянии, которое в настоящее время болезнью не считается, но которое привело через медицинские влекипуляции к заболевания.
Молодая женщина, имевшая любящего супруга и все потребное для жизни в довольстве, была бесплодна. Это состояние обычно переживается женщиной как вредное и нередко является поводом для расторжения брака. В прежние века бесплодие врачевалось прежде всего духовно, а именно молитвой, пожертвованиями и вкладами в монастыри и храмы, совершением паломничеств к святым местам. В настоящее время медицина предлагает нам много различных методов диагностики и лечения этого состояния, исходя прежде всего из его социальной значимости, но применение этих методов находится на совести врачей и боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного. В данном случае были использованы практически все имеющиеся в арсенале врачей методики, причем за боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шинство из их пациентка платила денекги, некоторые из методов применялись очевидно с целью наживы, например, массивная гормонотерапия. До наимоднейших методик типа экстракорпорального оплодотворения (Русская Православная Церковь расценивает этот способ как греховный, противоречащий христианским нормам) дело, слава Богу, не дошло. Но все кончилось плохо – у пациентки из– за неконтролируемого применения гормонов развились опухоли обеих молочных желез, диагноз поставлен поздно, но время для покаяния пока есть.
Протоиерей Фома Хопко в “Основах Православия” пишет: “Если мы несем свои немощи праведно, супругественда и терпеливо, с верой, надеждой и даже радостью, то 100новимся величайшими свиделелями Божьего спасения в этом мире. Ничто не может сравниться с таковым терпением, ибо прославление Бога в страдании и немощи есть наиболь (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шейке из всех приношений, которое только человек может сотворить из своей жизни на земле”.
Помяни Господи, всех неразумных раб Твоих во Царствии Твоем. Аминь!
Попкечение о душе хворого
Телесная болезнь и страдания болящего, без сомнений, находятся в тесной взаимосвязи с состоянием его духа и души. Архиепископ ЛУКА (Войно– Ясенецкий) в книге “Дух, душа, тело” пишет: “Общеизвестно могущественное влияние психики боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного на течение болезни. Состояние духа боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного, его доверие либо недоверие врачу, глубина его веры и надежды на исцеление либо, наоборот, психическая депрессия, вызванная неосторожными разговорами врачей в присутствии боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного о серьезности его болезни, глубоко определяет финал болезни. Психотерапия, состоящая в словесном, вернее, духовном(разрядка моя – В.Ж.), воздействии врача на боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного – общепризнанный, нередко дающий прекрасные результаты способ лечения многих заболеваний.”
Нет 2-ух людей, страдающих одинаково, поэтому каждый боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ной – единственный в своем роде боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ной. В прошлом веке основатель русской терапевтической школы профессор Московского университета М. Я. Мудров говорил, что необходимо вылечивать не болезнь, а боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного. Эти слова, как заклинание, повторяются современными врачами, но первоначальный смысл их утрачен – и доктор, и боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ной все упование возлагают на таблетку, назначаемую шаблонно по 1х3 раза в денек, а до души при всем этом дело не доходит. Для современного здравоохранения характерно отчуждение врача от боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного: кроме барьера бумажек, существующего давно, воздвигается очередной барьер – всевозможной аппаратуры, которая пока что притупляет интуицию врача, а врачебное искусство превращает в ремесло.
Боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ной, призванный к подвигу терпения и смирения, практически не получает духовной поддержки. Слово как лечебный фактор постепенно исчезает из арсенала медицинского работника, у которого обычно “нет времени” разговаривать с боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ным, а ведь до ХХ века вся медицина 100яла на 3-х китах, которыми были Слово, Трава и Ножик. И если говорить о том, что слово было лечебным фактором, то кроме человеческих слов соболезнования, утешения и надежды, в лечебный процесс входило и Воплощенное Слово Божие – Иисус Христос, преподаваемый болящему в Таинствах Церкви, призываемый на помощь самим боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ным, его родными и даже лечащим врачом! Известно, например, что офтальмолог В. П. Филатов, хирург В. Ф. Войно– Ясенецкий (впоследствии архиепископ ЛУКА) молились перед операцией.
Кон100тируя факт духовной деградации современной медицины, происходящей на фоне технологического прогресса, не следует впаотдать в отчаяние и уныние или в бесполезные и даже вредные пересуды о том, кто виноват и что созодать. Православие учит в хоть какой тяжелой духовной ситуации начинать с себя, осознать, в которой степени я виноват и что мне созодать. Это есть основа для покаяния – перемены разума (мышления) и образа действий, условие для правильной активности, способной бездуховное приощить Царству Святого Духа.
“Возворот к корням”, выход из тяжелого духовного кризиса, в котором находится современная медицина, безусловно, может произойти, но не на основе общих призывов и пропаганды, а в результате личных усилий каждого человека. “Перемена разума” и изменение образа действий необходимо прежде всего медицинским работникам, работа которых (особенно у постели боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного) должна быть служением, своего рода священнодействием, потому что служение боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ному Господом Иисусом Христом приравнено к служению Богу: “Я был болен, и вы посетили Меня… потому что вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне”,– скажет Он в денек Суда (Мф. 25, 36; 40). Возвысить духовда и характерственно труд медработника – это и будет возвратом к корням, другими словами к утраченным христианским традициям русской медицины.
Душепопечение о боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ном – область весьма ответственной духовно– душевной работы, которой должны занимамася профессионалы, лучше всего – священнослужители, но условия современной жизни таковы, что этот идеал не быть может реализован, поэтому некоторую предварительную работу могут и должны проводить родные и близкие боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного. Цель данной для нас работы – подготовить боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного к встрече со священником. Весьма эффективно таковой работой с боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ным человеком могут занимамася и верующие медицинские работники.
Можно говорить о разных формах духовной помощи болящему в зависимости от условий. Наиболее простой (и самый редкий сейчас) вариант, при котором боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ной – церковный человек и родственники его – православные. Они приглашают батюшку, который почаще всего давно знает боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного и врачует духовно согласно канонам Церкви. Другие ситуации являются проблемными и встречаются гораздо почаще: болящий был крещен, но фактически отпал от Православия и сам не знает, во что и как верует, а родные – православные христиане – пылают желанием духовно посодействовать ему. Либо – все вроде бы верующие, но в храме бывают только раз в год, на пасхальном крестном ходе. Тут весьма велика опасность суеверного отношения к святыням.
Невозможно по каждому конкретному случаю предусмотреть точные рекомендации, но опыт Церкви показывает, что Господь вразумляет человека, посылает ему “идея благу” и даже встречи с нужными людьми, если только находящийся в скорби раб Божий обращается молитвенно к Богу с осознанием своего несовершенства, с воплем о помощи. Поэтому МОЛИТВА – вот начало душепопечения о болящем. Святой праведный Иоанн Кронштадский в книге “Моя жизнь во Христе” пишет: “Не пропускай случая молиться за какого-либо человека по его прошению либо по прошению о нем его родственников либо друзей. Господь с благоволением призирает на молитву любви нашей и на дерзновение наше перед Ним. Кроме того, молитва за другого весьма полезна и самому молящемуся за других: она глазащает сердце, утверждает веру и надежду на Бога и возгревает любовь к Богу и ближнему”. Разумеется, сам верующий боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ной должен молиться за себя, но, как замечает св. Иоанн Кронштадский: “В болезни, и вообще в немощи телесной, равда и в скорби, человек не может поначалу пылать к Богу верой и любовию, потому что в скорби и в болезни сердце болит, а вера и любовь требуют здравого, спокойного сердца”. Следовательно, на родных и близких боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного ложится сугубый подвиг молитвы.
Как молиться? Домашняя молитва православного христианина состоит из определенного “правила” – опослядования молитв, читаемых с утра, в продолжение денька и вечером. Такое правило имеется в православном молитвослове. Духовником это правило быть может изменено: увеличено, например, за счет дополнения правила чтением канонов и акафистов, Псалтири либо уменьшено в связи с обстоятельствами. Из этого следует, что хоть какой человек, имеющий желание молиться за боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного родственника, должен пойти в храм к священнику, лучше всего на исповедь, чтобы опосля исповеди получить у священника благословение на особое молитвенное правило, например, чтение канона за болящего или канона Божией Матери, акафи100. Молитва за других требует определенного духовного состояния, поэтому если духовник благословит, то следует приощиться опосля исповеди Святых Хри100вых Таин. В молитве следует быть настойчивым, упорным и требовательным к для себя, неотступно созодать то, на что решился по своей свободной воле, молиться “втай”, другими словами не напоказ, смиренно, молитву прошения за ближнего и за себя соединяя с молитвой благодарения Богу за все Его благодеяния.
За болящих сугубо молятся в храме, по слову Иисуса Хри100: “…если двое согласятся на земле просить о всяком деле, то что бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного”. (Мф. 18:19). Образец молитвенного подвига дает нам святитель Феофан Затворник: “Бог внимает молитве, когда молятся болящею о чем-либо душой… Но сами вы бываете ли на молебнах? Если нет, то и вера ваша безмолвна… Вы заказали, но, дав денекги, чтобы другие молились, сами сбросили с плеч свои заботы… Болеющего о боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ной никого и нет… Бывайте на молебнах сами и боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани)те душой о болящей… В церкви на литургии боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани)те во время проскомидии. А особенно когда опосля “Для тебя поем…” Богородичную песнь поют “Достойно есть…” Здесь поминаются за новосовершенною жертвою живы и погибшие…” Следовательно, молясь за болящего дома, мы не должны оставлять и храмовой молитвы за воскресной литургией, необходимо подавать записочки с именами боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных на проскомидию, на молебны, а антидорвей либо просфору и святую воду с благоговением давать болящему.
История Православия знает огромное число чудесных исцелений, совершившихся по молитве к Богу, Божией Матери, святым угодникам Божиим. Но вот свидетельство зарубежного врача, лауреата Нобелевской премии Алексиса Карреля: “Результаты молитвы могут быть установлены с несомненностью только в тех случаях, когда всякая терапия совершенно неприменима либо оказывается недейственной. Медицинский центр в Лурде (город на юге Франции, один из известных в мире центров поклонения Божией Матери, пространство неоднократного Ее явления, имеет источник, вода которого признана волшебстводейственной – прим. автора) оказал существенную услугу науке, доказав, что такие исцеления действительно бывают. Иногда действие молитвы принимает, если можно так выразиться “взрывчатый” характер… Мы знали боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных, которые были практически дескатьниеносно излечены от тяжелых заболеваний. В несколько секунд либо несколько часов симптомы болезни исчезают, а анатомические повреждения исправляются. Волшебство характеризуется чрезвычайным ускорением процессов нормального выздоровления” (цит. по Наст. книге священнослужителя, т. 8, с. 297).
К сожалению, современные отчественные ученые медики с волнующим общественность интересом исследуют “способности” экстрасенсов, весьма скептически относясь к целительному действию молитвы и благодатным дарам церковных святынь.
Общая молитва в храме за литургией, на молебнах предполагает ЖЕРТВУ и ЖЕРТВЕННОСТЬ как особое духовное состояние, вместе с молитвой вроде бы на 2-ух крыльях возносящее разум и сердце к Богу и производящее то необходимое “возгревание любви к ближнему”, в ответ на которое Господь врачует и душу, и тело. Записочка на проскомидию – это жертва; милостыня, пусть скромная, но от сердца – жертва; труд, пусть самый простой, но на благо церковной общины либо ближнего – жертва! Что полезнее: убраться в палате, умыть боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного, поменять кроватьное белье либо посиживать у его кровати и ругать правительство за отсутствие санитарок в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)нице? Ради Хри100 делаемое добро обращает к доброделанию других людей, меняет общее настроение, возвышает человека. Пересуды и пустословие вредят миру в душе, теряется покой, человек 100новится слаб и уязвим для духа злости.
Конечно, сейчас мы в материальном отношении про100 бедны. Но вспомним, что бедная вдова, положивойшая в церковную кружку две лепты, боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше всех положила, как сказал Сам Господь, потому что положила все, что имела, все пропитание свое. Обратимся к примеру христиан первых веков. “Те, кто не могли давать от своих заработков, подвергали себя лишениям, чтобы иметь возможность подавать в качестве милостыни то, что они сберегли посредством ПОСТА (выделено мной – В.Ж.). Уже в “Пастыре Ермы” пастырь поучает Ерму, как он должен поститься. Он должен воздерживаться от питья и еды, и потом сосчитать по расходам других дней, что он сберег, все это он должен отложить и дать в пользу вдов, сирот и бедных. Таковой пост будет приятным приношением Богу. В “Апонастолькоских Постановлениях” дается подобное же наставление: “Если кто ничего не имеет отдать, тот пусть постится, и предназначенное на денек даст святым”, причем в данном месте разумеются осужденные на каторжные работы христиане”. (Цит. по “Христианская благотворительность в Древней Церкви”, Г.Ульгорн, Спб, 1899, с. 144)
Весьма важно заботиться о возрастании боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного в БЛАГОЧЕСТИИ, которое “на все полезно” (1Тим. 4:8). Под благочестием обычно понимается целый комплекс свойств христианской личности, которые постепенно воспитываются, если человек живет внутренней церковной жизнью. В данном случае речь вначале может идти о 2-3 качествах. Это вера в Бога, пусть даже неопределенная, на уровне чувства, что в мире есть что-то святое; ужас Божий как осознание наиболее либо наименее выраженной ответственности перед Богом и, наконец, признание бессмертия своей души. Благочестие несовместимо с суеверным отношением к Богу и является одним из условий для действительного участия христианина в Таинствах, совершающихся в Церкви.
Отдать конкретный совет о том, каким образом обратить к благочестию человека, – невозможно. По молитве Господь влагает в разум пекущегося о ближнем необходимое слово, тем наиболее что в болезни человека почаще посещает идея о смерти и он 100новится наиболее чутким, наименее жестокосердым. Будьте внимательны! Если боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ной заговорит о смерти, то ни в коем случае не следует поменять тему разговора, убежотдать его в том, что такие мысли нужно гнать от себя. Напротив, нужно поддернажимать разговор, но мыслям о смерти и слодля вас о ней нужно противопо100вить слова и размышления о бессмертии души, а позже и о воскресении мертвых. Подобные разговоры должны возникать естественно, не следует их затевать специально, если вы не уверены, что боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ной готов либо желает обсужотдать данную тему. Дальше естественным будет начать чтение Евангелия, лучше выборочно – о исцелениях, Нагорную проповедь, притчи. Потом необходимо возбудить у болящего мысли о своих грехах и вызвать потребность исповеотдать их. Возрастание в благочестии может происходить и другим образом, главное – добиться осознания боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ным своей греховности, и подвести его мысли к Таинству Исповеди (в случае, если боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ной не крещен, – к Таинству Крещения), другими словами к встрече со священником. Обычно личное переживание в Таинстве Исповеди действия благодати Божией усугубляет благочестие и естественно подводит болящего к Таинствам Елеосвящения и Приощения Тела и Крови Христовых.
Как вести себя у постели умирающего человека? В моей деревне о агонирующем человеке говорили, что он “трудится”, и создавали вокруг умирающего особенную обстановку: категорически воспрещался шум, разговоры велись вполголоса, броский свет экранировался, запрещалось тормошить умирающего человека, звать его либо вообще громко произносить его имя. Перед иконами возжигалась лампада, заходившие соседи кратко молились и дескатьча проводили некоторое время у постели боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного. Особое впечатление оказывала эта обстановка на деток: шумные 100новились тихими, непослушные – смиренными. Умирающего человека ни в коем случае не оставляли 1-го.
Этот людный опыт показывает, что когда-то у нас было благочестивое отношение к смерти. В настоящее время боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шинство смертей случается в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)нице, другими словами не дома, не в кругу родных и близких, причем агонирующего боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного обычно вывозят в отдельную палату, о которой по всей боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)нице идет дурная слава. В данной для нас палате с голыми стенами, почему– то всегда холодной и с очевидно нежилым духом и происходит таинство перехода от жизни временной к жизни вечной. И, как правило, некому поддернажимать в эти трудные часы и минуты трудящегося последним земным трудом человека…
Казалось бы, для чего посиживать рядом с боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ным, если он находится без сознания, не может говорить либо даже испить воды? Бессознательное состояние, однако, не всегда означает, что человек выпадает из связи с чувственным миром. Описаны случаи, когда умирающий человек выздоравливал и точно передавал то, что происходило вокруг него, и нередко окружающим было стыдно за свое поведение.
Смертельно боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного нужно как можно меньше оставлять одного, агонирующего – не оставлять совсем. Необходимо молиться вместе с боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ным, а если он неверующий, то можно сказать ему примерно следующее: “Ты не веришь в Бога, я в Него верю. Мне сейчас необходимо помолиться. Пожалуй100, потерпи некоторое время, невозможно ведь молиться в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ничном коридоре…” Навряд ли опосля таковых слов боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ной выразит протест. Благоговейная молитва либо чтение Псалтири, канона Божией Матери непременно найдет отклик в сердце боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного, который может вырасти в настоящее религиозное чувство.
К умирающим нужно приводить деток. Это духовно полезно боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ным, а еще боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше детям, которые должны знать о смерти не только теоретически по фильмам ужасов, но иметь собственный личный опыт общения с умирающим человеком в подобающей и достойной людей обстановке. Нужно быть готовым ответить на их вопросы, которых будет множество. Мнение о том, что общение с умирающим человеком быть может психотравокмирующим фактором для ребенка, является ложным, таковой опыт необходим детям для их будущей жизни.
(100тья приводится в сокращении).