Оглавление
В нашем мире многое перевернуто с ног на нагову. В обществе выпячивается и считается чуток ли не нормальным то, что совершенно недавно было равным несчастью, а иногда даже поводом для стыда. Не обошла 100роной эта тенденция и заболевания.
Начиная с древих времен, здоровье было одной из важнейших составляющих благополучия. Здоровый человек гордо заявлял о том, что здоров, как бык. Здоровье девушек было практически необходимым условием их успешного замужества. В целом, здоровье шло рука о руку с возможностью человека и его рода жить и процветать. Увечье и болезнь почитались несчастьем. Боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ным людям сочувствовали, молились Богу, чтобы их самих неудача обошла 100роной. У боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного человека было меньше шансов не только обеспечивать себя и семью, но выжить совершенно.
При всем этом 100ит отметить, что на Руси было особое отношение к тяжело боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ным. Отношение христианское — полное не только подлинного сочувствия, да и понимания особого пути к Богу человека, отмеченного недугом.
И здоровье, и болезнь, и, особенно, исцеление православными христианами благодарно принимается как Божий дар.
Но в XX веке отношение к болезни и боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ным претерпело множество изменений – не в последнюю очередь из-за выхолащивания духовного смысла заболевания.
Наше время – это время расцвета медицинских технологий. За последние несколько десятилетий – ничтожный в историческом масштабе срок – многие болезни, которые раньше приводили к инвалидности и даже к смерти, 100ли излечимыми. И даже при неизлечимой болезни срок жизни заболевшего человека значительно увеличился. В наше время нередко боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ной человек проживает гораздо дольше, чем условно здоровый в 100рые времена. Вроде бы – относительный триумф! И ведь медицина не 100ит на месте, нас ожидают новейшие преодоления! В целом, лозунги о важности здоровья звучат со всех 100рон. Попкулярны здоровый образ жизни, отказ от алкоголя и курения, диеты, спорт… На данной почве даже расцвели псевдонаучные и опасные движения йоги, вегетарианства, веганства.
Но вот парадокс. Если раньше здоровье, физическое благополучие в глазах обывателей полагалось желанным благом (при всём понимании полезности для души «узкого пути» даже православный человек обычно желает избенажимать страданий), то сейчас происходит некоторое расслоение представлений.
Христианское понимание болезни неразрывно связано с ожиданием Спасения, с темой греха, темой смерти. А современные люди, впавшие в не многоверие и даже безверие, смерти боятся. Они бегут от этих тем. Погибель «пере100ет быть частью жизненных ожиданий». (Священник Александр Абрамов «Церковь и время», №2(23), 2003). Человек концентрируется на «гонке за здоровьем». Наряду с сиим меняется эмоциональное отношение к болящим, прямо до отторжения страданий и страдающих.
При всем этом на наиболее частном, бытовом уровне наблюдается интересное явление. Вокруг нередко слышны споры «кто боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)нее», у кого страшнее и тяжелее болезнь. Либо у кого боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше разных «болячек». Эти споры сопровождаются всякими «для вас меня не осознать», «вам-то хорошо, а вот у меня…»… Это далеко от православного понимания и принятия страдания. В ряде случаев болезнь несется как знамя в борьбе за привилегии. Кое-где – является поводом вызвать сочувствие. Случаев много, но их массовость и разнооразие сводятся к тому, что болеть 100ло в каком-то смысле модным. Прямо до того, что люди находят у себя болезни, которых у их нет.
“Для вас диагноз (медицинское заключение об имеющемся заболевании) поставить либо Вы со своим?”
Параллельно с визитами к врачам люди сами 100вят для себя диагнозы, сами назначают для себя лечение. В помощь им – слухи и сплетни, реклама, непродуманный обмен опытом и страшный зверек интернет с мешаниной из противоречивых и зачастую недо100верных сведений, усугубляющих ситуацию. В целом, поступающая снаружи информация о болезнях провоцирует повышение уровня тревоги и некоторые люди не справляются с собственными эмоциями. Мнительность (повышенная тревожность) может доставить много страданий. Люди беспокоятся о многих вещах, но мнительность в отношении болезней занимает особое пространство среди человеческих страхов. Она погружает тревожного человека в угнетенное состояние (на фоне выматывающей суеты) прямо до отчаяния. И выход этого страха иногда приоретает неожиданные формы.
Тревожные люди не только панически боятся заболеть, да и уверены – и уверяют окружающих — в том, что у их точно есть некое серьезное заболевание. Другими словами они не только испытывают ужас перед заболеваниями, да и выискивают болезни у себя. Данное явление называют склонностью к ипохондрии. Если говорить упрощенно, то ипохондрия – это и есть навязчивое беспокойство по поводу возможности заболеть либо же уверенность в наличии у себя тяжелого либо даже смертельного заболевания (либо нескольких заболеваний). Эта уверенность ложная, иррациональная, основанная на повышенной тревожности — мнительности. О ипохондрии говорят, когда человек подозревает у себя либо приписывает для себя не существующие у него болезни. Причем, в глазах таковых тревожных людей даже самые простые симптомы, вроде насморка, приоретают характер признаков страшной заболевания.
Когда тревожность в отношении болезней принимает формы мании, тогда идет речь о ипохондрии как медицинском психиатрическом диагнозе. Ипохондрия как заболевание — это серьезный комплекс симптомов, пронизывающих все слои жизни человека. Лечением ипохондрического расстройства занимаются психотерапевты и психиатры.
Ипохондрическая мнительность как таковая еще не означает наличие психического расстройства. В медицинской практике «истинная» ипохондрия встречается только у 3–13 % пациентов больниц.
Какие заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности) находит у себя мнительный человек?
Однако ипохондрические проявления в той либо другой степени могут быть в жизни любого человека. Нередко с ними сталкиваются студенты-медики: по мере прохождения тех либо других медицинских дисциплин, они находят у себя множество диагнозов.
Ужас перед некоторыми болезнями настолько силён и типичен, что выделяется в особые группы. Самыми распространёнными соматическими заболеваниями, которые выискивают (и находят) у себя люди, являются:
К услугам тех, кто не сумел найти у себя некое физическое заболевание, огромный пласт нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон)но-психических болезней. На приеме у психологов огромное есличество людей уверяют, что у их депрессия либо невроз (иногда это звучит как «нервоз»). Особо продвинутые знают термины «астено-невротический» и «астено-депрессивный синдромы». Еще одним распространенным диагнозом явлется «психосоматика». Также модно сейчас находить у себя детские и вообще психологические травокмы. С распространением оккультного метода системных рас100новок клиенты психологов нередко находят у себя и родовую травокму — не от слова «роды», а от слова «род», это некоторый оккультный псевдодиагноз, на самом деле — модераторнизированное и облачённое в психологическую маску «родовое проклятье».
Ипохондрическое поведение нередко сочетается с патологическим возложением вины за собственное состояние на другого человека либо явление. Например, приписывание для себя нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон)ных болезней сопровождается позицией «меня довели», «меня не жалеют» и т.п.
Для оправдания наличия у себя болезней используются утверждения: «кошмарная экология» либо «посмотрите, что мы едим». Есть и совершенно нелепое оккультное обоснование болезней — как выдуманных, так и реальных, — «сглазили», «навели порчу».
Для ипохондрии характерно пренебрежительное отношение к врачам, которые не подтверждают наличие болезни. Это позиция: «доктор, не понимающий, как я болен, – плохой доктор».
Психогенная мнительность
Казалось бы, как так? Ведь человек тревожится именно потому, что боится заболеть? Почему же тогда ему так необходимо подтверждение заболевания?
Не всегда дело в страхе как таковом. Приписывание для себя какого-то заболевания может происходить из-за физиологических отклонений – обычно в работе центральной либо вегетативной нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон)ной системы (здесь как раз случай «истинной» ипохондрии как медицинского диагноза (краткое медицинское заключение об имеющемся заболевании (травме), отклонении в состоянии здоровья обследуемого или о причине смерти)).
Но почаще встречается психогенная мнительность. В таком случае тревожный поиск у себя заболевания является поведенческой стратегией, сопровождающей различные внутриличностные процессы. Такое поведение зачастую настолько глубоко укореняется на разных слоях психики, что 100новится частью личности – либо даже психическим расстройством. Есть формулировка, хорошо передающая крайнюю степень такого срастания — «профессиональный мученик».
Психологические причины ипохондрии разнооразны. Это и последствия воспитания, и реакция на социально-психологическую атмосферу, и «срыв» адаптационных механизмов в ситуации стресса, и др. К сожалению, под влиянием психики у человека могут возникнуть функциональные нарушения в работе организма, что закрепляет его убежденность в собственной заболевания.
Духовные корешки ипохондрии
Рассматривая повышенную тревожность в отношении болезней с духовной точки зрения, можно отметить несколько деструктивных установок ипохондриков и ипохондриальных личностей.
В центре ипохондрии лежит ужас. В каждом из нас в той либо другой степени иногда взаимодействуют ужас жизни и ужас смерти. Влияние этих 2-ух страхов на состояние человека быть может различным.
Многие боятся смерти. Причём здесь тоже есть варианты, например: ужас мучительной смерти, ужас небытия с той либо другой степенью неверия в загробную жизнь, ужас смерти без покаяния, ужас посмертного наказания за грехи и т.д. Для боящихся смерти людей болезнь является признаком близости смертельного исхода. Такие люди панически боятся заболеть, но при всем этом словно бессознательно стремятся к подтверждению своей смертности (известный неприятель не так страшен, как воображаемый) и нередко концентрируются на болезнях, постоянно выискивая у себя мельчайшие признаки опасных недугов. Словно бегущая от возраста женщина, выискивающая у себя морщины и седоватые волоски. Существуют подобные страхи на основе искаженных представлений о Спасении, о смысле страданий, о Божием Промысле. Для ипохондрии вообще характерна концентрация «на прахе» – телесном, физическом. У ипохондриков выражен дисбаланс – уклон в 100рону здоровья тела при игнорировании здоровья души.
Парадоксально, но иногда убежденность в наличии болезни усмиряет внутренние конфликты человека.
Ужас жизни, в свою очередь, порождает у человека стремление иррационально уходить от каких-либо сложных для него ситуаций и проблем. И тогда может произойти «бегство в болезнь» с выискиванием у себя признаков заболеваний, концентрацией на своём состоянии, что позволяет переключить тревожность с реальной ситуации на мнимую болезнь — одновременно со снятием с себя ответственности. Ведь если ты болен, то у тебя есть оправдание твоему бессилию, твоему бездействию.
Нередко мнительность в отношении болезней выступает мощнейшим влекипулятивным фактором во взаимоотношениях с близкими. В таковых ситуациях базой ипохондрического поведения быть может ужас ненужности и потери влияния на близких.
Так либо иначе, духовной основой для тревожности и поиска у себя несуществующих болезней являются эгоцентризм, сверхценность себя самого, непомерное самомнение человека.
Как биться с лишней болезненной мнительностью?
Безусловно, первое, что нужно сделать, это убедиться, что у человека действительно мнительность, а не реальное заболевание. К сожалению, уверенность в наличии болезни быть может оправданной. Иногда внимание к симптомам, умение не проигнорировать какие-то тревожные признаки и вовремя обратиться к врачу может даже спасти человеку жизнь.
Но бывает и так, что обследование — и не одно — не подтверждает опасений. Однако, вме100 того, чтобы успокоиться, что было бы естественным, мнительный человек продолжает тревожиться. Он уверяет, что болен, и то, что врачи не отыскали признаков заболевания, говорит только о их некоторомпетентности либо плохой диагностике, а не о том, что у него нет болезни. Мнительность иногда приводит к тому, что утомившисьшие от навязчивого боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного врачи, многократно убедившись в безосновательности жалоб, могут упустить момент, когда человек реально захворает.
На самом же деле, если медицинское обследование не подтверждает наличия приписываемых заболеваний, то у человека, скорее всего, склонность к ипохондрии либо даже ипохондриальное расстройство. Для определения этого используется критерии МКБ. Если 100вится диагноз «ипохондриальное расстройство», то лечением занимаются психотерапевты, психиатры, в нашей медицинской практике – и неврологи.
100ит отметить, что преимущественным выбором являются методы психотерапии. Лекарственная терапия при ипохондрии обычно является вспомогательной, иногда даже нежелательной. Необходима она только в крайих вариантах.
Если же идет речь не о заболевании, а о личностной склонности к ипохондрии, то для коррекции эмоциональных состояний и поведения можно использовать методы когнитивно-поведенческой психотерапии. Многие из этих методов не требуют специального образования. Это, скорее, конструктивные поведенческие стратегии.
Например, максимально эффективными будут способ остановки мыслей и информационный детокс. Первый заключается в устранении пугающих мыслей, а следовательно – и рождаемых ими эмоций. Обучиться ему может каждый, он достаточно прост по своей сущности. Если кратко, он сводится к тому, чтобы тормозить, останавливать усилием воли негативные мысли КАЖДЫЙ РАЗ, когда понимаешь, что ты их думаешь, переключать сознание, закрепляя это волевое действие формированием рефлекса.
Однако на практике соблазн не пользоваться сиим методом, продолжая страотдать ради вторичных выгод, бывает настолько силен, что «остановка мыслей» не срабатывает. К сожалению, деструктивные мысленные установки – это весьма устойчивая система.
Информационный детокс тоже не является кое-чем сверхъестественным. Тревожному человеку нужно избегать просмотра передач о медицине, чтения медицинских сайтов и форумов, рекламы и т.п.
Поскольку тревожные люди склонны примерять на себя чужие болезни, в ситуации, когда они слышат о очередном устрашающем случае, им могут посодействовать некоторые фразы, увеличивающие «дистанцию» между их здоровьем и услышанным, например: «бывает же такое!», «интересный случай», «что только в жизни не бывает! и т.п.
Укрепить дух и посодействовать в борьбе с тревожностью могут общие действия, направленные на сохранение жизненных сил: достаточный и здоровый сон, соблюдение режима, избегание избыточных стрессов.
Есть и наиболее «специализированные» стратегии поведения. Например, избенажимать излишней концентрации на болезненных состояниях помогут ритуализированные самооследования: измерение давления, пульса, уровня сахара и т.п. по расписанию. Эти действия помогают структурировать заботу о собственном здоровье и позволяют снизить интенсивность тревожных переживаний в промежутках между этими обследованиями.
Однако максимально избавить человека от склонности к ипохондрии может только глубокое христианское мироощущение. Ужас перед болезнями бессилен, если для человека основой повседневной жизни являются погружение в познание Бога и себя настоящего, в изменение разума через покаяние, молитву и величайшую удовлетворенность Причастия.
