Немало споров идёт вокруг восточной медицины. Кто-то уверяет, что она помогает, а кто-то говорит, что это чуток ли не шарлатанство. Как православным верующим относиться к восточным практикам? Можно ли занимамася йогой опосля травм либо в оздоровительных целях? Подходит ли иглорефлексотерапия детям? С этими вопросами мы обратились к протоиерею Сергию Филимонову, председателю Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), профессору, доктору медицинских наук.
— Наиболее известны китайская, тибетская, корейская, индийская (аюрведическая) и японские практики, которые объединяются термином «восточная медицина». Есть мнение пред100вителей Церкви, что абсосвирепно все восточные методы лечения нельзя использовать христианину. Можно ли так категорично гласить?
— Нельзя смешивать японскую, китайскую, корейскую, аюрведическую медицину в одно понятие «восточная медицинская практика», потому что практики в разных странах существенно отличаются. Это всё равно что смешивать терапию, хирургию, офтальмологию, отоларингологию и флебологию. Каждая практика должна оцениваться и рассматриваться конкретно. У каждой методики есть положительные и отрицательные 100роны с точки зрения медицины, а также вещи, которые совпадают и не совпадают с православным вероучением.
Христианину можно прибегать к тому либо иному восточному методу, если способ имеет фундаментальную научную медицинскую основу и не противоречит православному вероучению. Огульно отметать все ветви восточной медицины было бы неправильно. Христианин может вылечиваться, и многие христиане вылечиваются некоторыми подобными методами и получают излечение.
— Можно ли коротко рассказать о основах некоторых восточных практик?
— В китайской медицине заболевания рассматриваются с точки зрения инь и ян — преоладания супругского и женского начала в организме человека, выделяются разные энергетические каналы, которые связаны с представлениями китайцев о окружающем мире — с огнём, землёй, водой, воздухом, другими словами стихиями, которые влияют на человека. Частично этот подход пересекается с западными понятиями фенотипа и генотипа. Нередко фенотип связан с изменениями окружающей среды, которые приводят к мутации генов. Этогоденька уже доказано, что со временем у человека мутировало, другими словами видоизменилось около 500 генов, которые адаптируют его к окружающей среде. Причиной тому — климат и другие географические, другими словами внешние условия.
Аюрведическая медицина базируется на других принципах.
Тибетская медицина широко известна у нас, она описана еще Петром Александровичем (Жамсараном) Бадмаевым (1851–1920). Он подробно изучил тибетскую медицину, написал о ней несколько книжек и применял в своей лечебнице в Санкт-Петербурге. Опосля смерти его дело продолжили его ученики. Бадмаев подробно изучил, как применять тибетские основы врачевания, как помогают различные порошки, травы, собранные в определённое время года. Нужно сказать, что это лечение было достаточно эффективным. Кстати, Пётр Бадмаев, если внимательно почитать его терапевтические книги, тщательно соотносит лечение человека с теми внешними условиями, в которых он находится. Это в точности совпадает со взглядами древнегреческого врача Гиппократа. Поэтому разные направления восточной медицины имеют разные представления и объединять их некорректно. Так, мы можем говорить, например, о французской, германецкой, российской школе хирургии, но если мы все смешаем в некоторую «западную хирургию», то это определение снивелирует особенности конкретных хирургических школ.
— Иногда говорят: вылечивайли-лечили, ничего не посодействовалло, а вот восточная медицина подействовала. Когда уместно прибегать к подобным практикам?
— Не следует пациенту использовать методы восточной медицины, не скорректировав их со своим лечащим врачом. Среди врачей, воспитанных на западных традициях (к ним относится много российских медиков), есть и те, которые принимают методы восточного лечения. В некоторых случаях эти методы могут принести пользу боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ному, а в некоторых навредить. Но известно, что хоть какой способ лечения носит комбинированный нрав.
Когда мы используем разные методы, в сочетании они дают максимально положительный эффект. Доктор смотрит, как конкретно посодействовать человеку, в зависимости от того, как протекает его заболевание. В лечении подход индивидуальный, и неправильно огульно говорить о тех либо других методах, не согласовывая их с врачом. Например, при вялотекущих хронических заболеваниях, которые трудно поддаются естественной терапии, быть может применена гомеопатия (западный способ) либо иглорефлексотерапия, акупунктура (восточный способ). Ряд хронических заболеваний, особенно нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон)ной системы могут быть излечены путём применения той либо другой восточной медицинской практики. При травокмах крупных суставов, повреждении связок возможно выделение синовиальной жидкости в суставные сумки. Для уменьшения объёма синовиальной жидкости можно произвести пункцию сустава. Но можно использовать и способ цзю-терапии (тибетская медицина): при прогревании активных точек полынными сигарами происходит активный отток жидкости из сустава, выздоровление суставной сумки, снятие воспаления.
Головные боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани), даже мигрени снимаются с помощью аурикулотерапии (от латинского auricula — ушко, ушная раковина) — это микроиглотерапия, один из видов иглорефлексотерапии. Воздействием на ушную раковину можно скорректировать разные состояния, возникшие воследствие повышения либо понижения артериального давления. Во многих лечебных учреждениях санаторно-курортного типа врачи используют какие-то восточные наработки в комбинации с обычной физиотерапией, мануальной терапией, медикаментозным лечением и фитотерапией. Многое хорошо, но только под наблюдением лечащего врача. Занимамася всяческими профилактическими оздоровлениями бесконтрольно, не согласуя со своим врачом, ошибочно, поскольку эти хорошие и эффективные методики могут принести, наоборот, боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шой вред. К тому же таковой опыт дискредитирует восточные методики, их сущность и полезность.
— Иглорефлексотерапия основана именно на китайских техниках лечения? Можно ли, на Ваш взор, православным вылечиваться сиим способом?
— Православному человеку можно применять методы иглотерапии, если при всем этом не читаются мантры и не совершаются духовные техники. Методика иглотерапии по китайским представлениям основана на прохождении через тело человека энергетических каналов. В течение тысячелетий китайцы установили, что есть определённые точки на этих каналах, при воздействии на которые получается терапевтический эффект. Накопление знаний о этих точках происходило эмпирически, например, крестьянин ударил себя мотыгой по ноге в определённое пространство, и у него прошла головная боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение). Будучи наблюдательными людьми, китайцы фиксировали те либо другие точки, воздействие на которые производило определённый эффект при разных состояниях и заболеваниях. Китайцы также выяснили в свое время, что воздействие инфракрасным излучением (теплом) и разными металлами имеет различный ответ. Это соответствует современным представлениям о многооразии потенциалов металлов. Так используются платиновые, железные, серебряные и другие иглы в зависимости от того, какой необходим эффект и в которой точке. Это целая медицинская наука, которая развивалась в течение долгого времени.
— В Советское время тоже ученые изучали разные ветви восточной медицины?
— В 60‑е годы прошлого века в некоторых терапевтических клиниках, в частности, в школе профессора В. Г. Вогралика изучались различные биологически активные точки (БАТ) на поверхности тела. В книгах Вадима Габриэлевича Вогралика мы можем найти точки для воздействия стальными иглами при разных заболеваниях. Современные методы диагностики подвели научную основу под китайские представления о БАТ. Оказалось, что эти точки находятся на пересечении нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон)ных сплетений, где образуется наиболее плотные пучки нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон)ных окончаний, при воздействии на которые можно получить соответствующую реакцию того либо иного нерва. Например, в барабанной полости есть пространство пересечения ответвления многих нервов, в частности, вагуса (блуждающего нерва), глоссофарингеуса (глотоязычного нерва) и др. — так называемый промонториразум. При воздействии на него можно избавить человека от ушного шума либо локализовать определённые патологические процессы в среднем ухе. А под кожей в разных местах — на кисти, на спине, на груди, на нагове — находятся определённые точки, определённое воздействие на которые производит соответствующий эффект. Например, даже простое давление пальцем на точку у основания корня носа повышает артериальное давление во время обморока и про100 при гипотонии. И наоборот, пальцевое воздействие на определенную зону ушной раковины, крепчалкое сжатие мочки уха понижает высокое артериальное давление. Это все связано с рефлексами. В офтальмологии есть, например, рефлекс (простейшая бессознательная реакция организма на раздражение) Ашнера: при надавливании на глазные яблоки возникает давление на дугу блуждающего нерва, что рефлекторно понижает нередкоту сердечных сокращений и развивает брадикардию.
С появлением новейших способов использования разных видов излучений (лазерного, инфракрасного, светового, террагерцевого) у нас в стране начала активно развиваться иглорефлексотерапия. Причем не только в классическом варианте, да и с использованием терапевтических пролазеров с разной длиной волны. Исследования в данной нам области подтверждают, каким образом воздействие волн той либо другой длины на ту либо иную БАТ дает полностью определённый положительный либо отрицательный результат. Знания, накопленные иглорефлексотерапевтами Китая, этогоденька модераторнизированы западными учёными и врачами. Лазерная акупунктура имеет боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шой плюс: при ней не применяются иглы, которые требуют стерилизации для профилактики вирусного гепатита и СПИДа, энергетическое воздействие на ту либо иную точку происходит бесконтактно, а терапевтический эффект тот же.
— Батюшка, скажите, пожалуй100, как разобраться: есть священники, которые не благословляют прибегать к восточным практикам, в частности, иглорефлексотерапии, и есть врачи, которые называют этот способ шарлатанством?
— Во-первых, эта методика основана на долгом и богатом опыте китайской медицины. У нас развитие медицины шло в одном направлении, у их в другом. Те врачи, которые говорят, что это шарлатанство, наверное, плохо осведомлены о самой методике и не сталкивались в своей клинической практике с пациентами, которые прошли через подобное лечение. Либо не желали сталкиваться. Это не говорит о высоком профессионализме данных докторов.
Во-вторых, это вопросец в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шей степени медицинский. Если используется классическая иглотерапия без мантр либо духовных действий, другими словами без вызывания духов, то это обычное терапевтическое воздействие. Священники, которые не благословляют проходить иглорефлексотерапию, проявляют определенную осторожность. Не зная о том, какую основу имеет этот способ и к чему может привести, они оберегают своих духовных чад от воздействий восточных духовных практик. Это понятно, потому что они отвечают за жизнь и здоровье людей, вверенных им Господом. Поэтому лучше, если священнослужители будут благословлять разбирать эти вопросы высокопрофессиональных врачей, которые знают, как нашу аллопатическую западную медицину, так и классическую китайскую и другие восточные направления. Зная врача, доверяя ему, они и уберегут своих чад от духовного повреждения, и благословят их на лечение, которое, может быть, существенно поправит их здоровье.
— За счёт чего же у процедуры таковой широкий диапазон — от головной боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани) до лечения ожирения? Не ложная ли это панацея?
— Когда у человека наличествует сочетание разных заболеваний, например, артериальная гипертензия, сахарный диабет и почечные нарушение, то терапевт назначает необходимые лекарственные препараты, таблетированные либо внутримышечные формы, с учётом их взаимодействия в крови и того, какой в итоге окажется эффект. Так же точно при иглоукалывании человека не колют в одну точку, а используют разные комбинации точек в зависимости от букета имеющихся заболеваний. Используя потенциалы точек, в одном случае воздействуют на неврологическую цепь и вызывают определённый ответ. При головных болях колют в определенные точки в области наговы, при ожирении — в области уха, при неврологических болях позвоночника — вдоль позвоночника и межрёберных нервов. В разных ситуациях используются различные иглотерапевтические схемы воздействия на тот либо другой участок организма, сосуну и нерва. Тем и достигается терапевтический эффект. Нет единой схемы, которая вылечивает всё. Каждая схема индивидуальна, и искусство иглотерапевта зависит от того, насколько он учёл особенности заболевания конкретного человека и насколько правильно сумел подобрать схему точек для действия.
Причем тут так же, как и в медикаментозной терапии, могут возникнуть осложнения. Недоучёт механизма действия лекарственного препарата может привести, например, к тому, что, улучшив работу почек, мы повысим артериальное давление до критических цифр. Аналогично неудачно подобранная схема воздействия на точки может, локализовав головную боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение), вызвать болевой синдром в области крупного сустава. Искусство любого врача — результат его знаний и интуиции.
— Подходит ли эта практика для лечения деток?
— Положительный момент использования данной методики в том, что успешно применять её можда и в детском возрасте, и во взрослом, и в преклонном. Нет противопоказаний для проведения иглотерапевтических мероприятий детям. Для этого подбираются разного рода иглы, учитывается аллергическая предрасположенность ребёнка.
Однако требуется высокий профессионализм иглотерапевта, потому что детский организм растёт и развивается, пропорциональные рас100яния между определёнными точками у деток не такие, как у взрослого. Специалист должен это знать и учесть.
Если у ребёнка присутствует непереносимость лекарственных препаратов, либо есть прямые противопоказания для хирургической операции, либо она несвоевременна, то гомеопатия, игло- и фитотерапия являются методами выбора.
— Какие противопоказания есть у иглорефлексотерапии и чем ее можно в этих случаях заменить? Например, при ишиасе, остеохондрозе?
— При ишиасе, невралгия седалищного нерва, при остеохондрозе, различных проблемах межрёберной невралгии есть определенные показания и противопоказания. Важно, в котором периоде болезни находится пациент — в острой 100дии применение рефлексотерапевтической методики, скорее всего, возможно. Отмечу, что нередко и острые боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани) при ишиасе, и невралгические состояния при остеохондрозе позвоночника хорошо снимаются рефлексотерапией. Однако лечение должно быть комплексным. Непрофессионально использовать только иглотерапию как единственное лечение. Причины межрёберной невралгии и ишиаса могут быть в самом позвоночнике. Это быть может грыжа позвоночника, развитие опухолевого процесса, мета100зы в позвоночнике от другой опухоли. Чтобы применить то либо другое лечение, в том числе и иглорефлексотерапевтическое, необходимо сначала провести комплексное обследование — МРТ (Магнитно-резонансная томография — томографический метод исследования внутренних органов и тканей с использованием физического явления ядерного магнитного резонанса), спиральную томографию. Либо хотя бы сделать простейшую рентгенограмму позвоночника в хорошем качестве. На первичном этапе невропатолог (а иглотерапией должен занимамася доктор именно данной нам специализации) должен чётко поставить диагноз, определить причину заболевания. И тут может оказаться необходимой далеко не иглорефлексотерапия, а хирургическая операция по удалению грыжи, бетонированию позвонков, где возникла протрузия, либо для 100билизации позвоночника. И проводить это лечение будет уже нейрохирург либо травокматолог. Либо же, допустим, необходима химиотерапия, если у человека опухоль. Итак, в первую очередь должна быть качественная диагностика, а потом соответствующее патогенетическое лечение. И если противопоказаний нет, если диагностика подтверждает, что ишиас возник на фоне сосудистых явлений, травм либо инфекции, то в этом случае будет уместна как раз иглотерапевтическая методика. Подход должен быть диагностически правильным и всеохватывающим.
— Выбор восточных практик боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шой, есть добросовестные специалисты, а есть и обманщики с дипломами и грамотами. Как не ошибиться?
— Это весьма сложный вопросец. От профана, который будет вылечивать плохо, от шарлатана, купившего липовый диплом, верующего человека убережёт молитва. Нужно молиться и просить, чтобы Господь направил тебя в нужные и правильные руки. Кроме того, есть обычные житейские правила: сначала выяснить о репутации той либо другой медицинской фирмы, того либо иного специали100, а позже уже идти к нему. Язык до Киева доведет, говорят. Сарафанное радио — достаточно надёжный источник. В медицине нельзя идти вслепую и доверяться людям, которых не знаешь, так можно попасть в неприятную историю.
У меня нередко просят благословение на операцию. Я спрашиваю: «Кто будет оперировать?» Отвечают: «Не понимаю». Спрашиваю, определён ли объём хирургического вмешательства, что будут конкретно созодать. А в ответ снова: «Не понимаю, кого-то назначат, как-нибудь прооперируют». Как вы идёте на операцию либо на лечение, не зная даже имени специали100? Как ложитесь под ножик хирурга, профессиональная репутация которого для вас неизвестна? Почему не поинтересовались исходами операций в данной нам клинике, у этого конкретного врача? Чего же ожидать от медицинского вмешательства при таком подходе? От человека тут требуется рассудительность — христианская добродетель. Нужно всё разузнать, все взвесить и с помощью Божией, помолившись, принять правильное решение. Тогда вы обезопасите себя от попкадания к мошенникам, шарлатанам либо к врачам с низкой квалификацией.
— Можно ли прибегать к восточным практикам, в частности, иглорефлексотерапии, для профилактики?
— Давайте вникнем в смысл термина «иглорефлексотерапия». Это не про100 иглоукалывание. Это терапевтическое воздействие на организм при помощи, как мы уже говорили, лазерного либо инфракрасного излучения, вдавливания, цуботерапии (наложения металлических шариков и пластинок), су-джок терапии (воздействии на биологически активные точки кистей и 100пы — в переводе с корейского «су» — «кисть», «джок» — «100па») и так дальше. Это всё терапевтическое воздействие на БАТ для приведения их в равновесное состояние ради выздоровления, 100билизации функций либо ремиссии хронического заболевания. Это не средство профилактики.
Конечно, есть точки, воздействие на которые повышает иммунитет, другими словами уровень резистентности (сопротивляемости) организма, но основная задача и цель – это исцеление!
— Батюшка, проясните, пожалуй100: гимнастику цигун и йогу также можно отнести к восточным оздоровительным либо лечебным способам?
— Это такие восточные практики, к которым нужно относиться очень осторожно, потому что в результате может возникнуть психическое и духовное повреждение. Йога — это духовно-религиозное направление, духовная восточная практика. Обращу внимание, что есть разные ступени йоги. Элементы хатха-йоги нередко используются в обычной лечебной физкультуре. Многие упражнения лечебной физкультуры не отличаются от растяжек, которые используются в цигун и йоге. Тем не наименее, хатха-йога является частью религиозно-мистического восточного учения, и поэтому православным не рекомендуется прибегать к сиим практикам. В дальнейшем занимающиеся переходят на следующий “энергетический уровень”, это называется в йоге пранаямой — к непосредственной связи с “энергией” космоса, воздуха, концентрации данной нам “энергии” в теле, в области солнечного сплетения. Эти практики небезобидны и нередки случаи, когда люди, прибегающие к ним (а эти занятия сейчас широко рекламируют), духовно повреждаются и 100новятся инвалидами. Таковых случаев достаточно много. К сожалению, люди нередко по неосторожности приступают к сиим практикам.
— А подходит ли православным пилатес, выросший, как говорят, на основе йоги, тай чи и других восточных традиций? Ведь он применяется для реабилитации опосля травм.
— Не нужно занимамася никакими восточными практиками — ни цигун, ни тай чи, ни йогой. Для вос100новления опосля травм есть классические физиотерапевтические методы, есть лечебная физкультура. Специалисты по ЛФК прекрасно вос100навливают опосля всех тяжёлых заболеваний, от инсульта до травм. Не нужно использовать восточные мистические методики, которые могут привести к безвозворотному повреждению психики и соматики человека.