Восточная медицина. Отвечает протоиерей Сергий Филимонов

Нема­ло спо­ров идёт вокруг восточ­ной меди­ци­ны. Кто-то уве­ря­ет, что она помо­га­ет, а кто-то гово­рит, что это чуток ли не шар­ла­тан­ство. Как пра­во­слав­ным веру­ю­щим отно­сить­ся к восточ­ным прак­ти­кам? Мож­но ли зани­мама­ся йогой опосля травм либо в оздо­ро­ви­тель­ных целях? Под­хо­дит ли игло­ре­флек­со­те­ра­пия детям? С эти­ми вопро­са­ми мы обра­ти­лись к про­то­и­е­рею Сер­гию Фили­мо­но­ву, пред­се­да­те­лю Обще­ства пра­во­слав­ных вра­чей Санкт-Петер­бур­га им. свт. Луки (Вой­но-Ясе­нец­ко­го), про­фес­со­ру, док­то­ру меди­цин­ских наук.

— Наи­бо­лее извест­ны китай­ская, тибет­ская, корей­ская, индий­ская (аюрве­ди­че­ская) и япон­ские прак­ти­ки, кото­рые объ­еди­ня­ют­ся тер­ми­ном «восточ­ная меди­ци­на». Есть мне­ние пред­100­ви­те­лей Церк­ви, что абсо­свиреп­но все восточ­ные мето­ды лече­ния нель­зя исполь­зо­вать хри­сти­а­ни­ну. Мож­но ли так кате­го­рич­но гласить?

— Нель­зя сме­ши­вать япон­скую, китай­скую, корей­скую, аюрве­ди­че­скую меди­ци­ну в одно поня­тие «восточ­ная меди­цин­ская прак­ти­ка», потому что прак­ти­ки в раз­ных стра­нах суще­ствен­но отли­ча­ют­ся. Это всё рав­но что сме­ши­вать тера­пию, хирур­гию, офталь­мо­ло­гию, ото­ла­рин­го­ло­гию и фле­бо­ло­гию. Каж­дая прак­ти­ка долж­на оце­ни­вать­ся и рас­смат­ри­вать­ся кон­крет­но. У каж­дой мето­ди­ки есть поло­жи­тель­ные и отри­ца­тель­ные 100­ро­ны с точ­ки зре­ния меди­ци­ны, а так­же вещи, кото­рые сов­па­да­ют и не сов­па­да­ют с пра­во­слав­ным вероучением.

Хри­сти­а­ни­ну мож­но при­бе­гать к тому либо ино­му восточ­но­му мето­ду, если способ име­ет фун­да­мен­таль­ную науч­ную меди­цин­скую осно­ву и не про­ти­во­ре­чит пра­во­слав­но­му веро­уче­нию.  Огуль­но отме­тать все вет­ви восточ­ной меди­ци­ны было бы непра­виль­но. Хри­сти­а­нин может вылечивать­ся, и мно­гие хри­сти­ане вылечивают­ся неко­то­ры­ми подоб­ны­ми мето­да­ми и полу­ча­ют излечение.

— Мож­но ли корот­ко рас­ска­зать о осно­вах неко­то­рых восточ­ных практик?

— В китай­ской меди­цине забо­ле­ва­ния рас­смат­ри­ва­ют­ся с точ­ки зре­ния инь и ян —  пре­о­ла­да­ния супруг­ско­го и жен­ско­го нача­ла в орга­низ­ме чело­ве­ка, выде­ля­ют­ся  раз­ные энер­ге­ти­че­ские кана­лы, кото­рые свя­за­ны с пред­став­ле­ни­я­ми китай­цев о окру­жа­ю­щем мире — с огнём, зем­лёй, водой, воз­ду­хом, другими словами сти­хи­я­ми, кото­рые вли­я­ют на чело­ве­ка. Частич­но этот под­ход пере­се­ка­ет­ся с запад­ны­ми поня­ти­я­ми фено­ти­па и гено­ти­па.  Нередко фено­тип свя­зан с изме­не­ни­я­ми окру­жа­ю­щей сре­ды, кото­рые при­во­дят к мута­ции генов. Этого­денька уже дока­за­но, что со вре­ме­нем у чело­ве­ка мути­ро­ва­ло, другими словами видо­из­ме­ни­лось око­ло 500 генов, кото­рые адап­ти­ру­ют его к окру­жа­ю­щей сре­де. При­чи­ной тому —  кли­мат и другие гео­гра­фи­че­ские, другими словами внеш­ние условия.

Аюрве­ди­че­ская меди­ци­на бази­ру­ет­ся на дру­гих принципах.

Тибет­ская меди­ци­на широ­ко извест­на у нас, она опи­са­на еще Пет­ром Алек­сан­дро­ви­чем (Жам­са­ра­ном) Бад­ма­е­вым (1851–1920).  Он подроб­но изу­чил тибет­скую меди­ци­ну, напи­сал о ней несколь­ко книжек и при­ме­нял в сво­ей лечеб­ни­це в Санкт-Петер­бур­ге. Опосля смер­ти его дело про­дол­жи­ли его уче­ни­ки. Бад­ма­ев подроб­но изу­чил, как при­ме­нять тибет­ские осно­вы вра­че­ва­ния, как помо­га­ют раз­лич­ные порош­ки, тра­вы, собран­ные в опре­де­лён­ное вре­мя года. Нужно ска­зать, что это лече­ние было доста­точ­но эффек­тив­ным.  Кста­ти, Пётр Бад­ма­ев, если вни­ма­тель­но почи­тать его тера­пев­ти­че­ские кни­ги, тща­тель­но соот­но­сит лече­ние чело­ве­ка с теми внеш­ни­ми усло­ви­я­ми, в кото­рых он нахо­дит­ся. Это в точ­но­сти сов­па­да­ет со взгля­да­ми древ­не­гре­че­ско­го вра­ча Гип­по­кра­та. Поэто­му раз­ные направ­ле­ния восточ­ной меди­ци­ны име­ют раз­ные пред­став­ле­ния и объ­еди­нять их некор­рект­но. Так, мы можем гово­рить, напри­мер, о фран­цуз­ской, германец­кой, рос­сий­ской шко­ле хирур­гии, но если мы все сме­ша­ем в некоторую «запад­ную хирур­гию», то это опре­де­ле­ние сни­ве­ли­ру­ет осо­бен­но­сти кон­крет­ных  хирур­ги­че­ских школ.

— Ино­гда гово­рят: вылечивай­ли-лечи­ли, ниче­го не посодействовал­ло, а вот восточ­ная меди­ци­на подей­ство­ва­ла. Когда умест­но при­бе­гать к подоб­ным практикам?

— Не сле­ду­ет паци­ен­ту исполь­зо­вать мето­ды восточ­ной меди­ци­ны, не скор­рек­ти­ро­вав их со сво­им леча­щим вра­чом. Сре­ди вра­чей, вос­пи­тан­ных на запад­ных тра­ди­ци­ях (к ним отно­сит­ся мно­го рос­сий­ских меди­ков), есть и те, кото­рые при­ни­ма­ют мето­ды восточ­но­го лече­ния. В неко­то­рых слу­ча­ях эти мето­ды могут при­не­сти поль­зу боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­но­му, а в неко­то­рых навре­дить. Но извест­но, что хоть какой способ лече­ния носит ком­би­ни­ро­ван­ный нрав.

Когда мы исполь­зу­ем раз­ные мето­ды, в соче­та­нии они дают мак­си­маль­но поло­жи­тель­ный эффект. Док­тор смот­рит, как кон­крет­но посодействовать чело­ве­ку, в зави­си­мо­сти от того, как про­те­ка­ет его забо­ле­ва­ние. В лече­нии под­ход инди­ви­ду­аль­ный, и непра­виль­но огуль­но гово­рить о тех либо других мето­дах, не согла­со­вы­вая их с вра­чом. Напри­мер, при вяло­те­ку­щих хро­ни­че­ских забо­ле­ва­ни­ях, кото­рые труд­но под­да­ют­ся есте­ствен­ной тера­пии, быть может при­ме­не­на гомео­па­тия (запад­ный способ) либо игло­ре­флек­со­те­ра­пия, аку­пунк­ту­ра (восточ­ный способ). Ряд хро­ни­че­ских забо­ле­ва­ний, осо­бен­но нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон)­ной систе­мы могут быть изле­че­ны путём при­ме­не­ния той либо другой восточ­ной меди­цин­ской прак­ти­ки. При травок­мах круп­ных суста­вов, повре­жде­нии свя­зок воз­мож­но выде­ле­ние сино­ви­аль­ной жид­ко­сти в сустав­ные сум­ки. Для умень­ше­ния объ­ё­ма сино­ви­аль­ной жид­ко­сти мож­но про­из­ве­сти пунк­цию суста­ва. Но мож­но исполь­зо­вать и способ цзю-тера­пии (тибет­ская меди­ци­на): при про­гре­ва­нии актив­ных точек полын­ны­ми сига­ра­ми про­ис­хо­дит актив­ный отток жид­ко­сти из суста­ва, выздо­ров­ле­ние сустав­ной сум­ки, сня­тие воспаления.

Голов­ные боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани), даже миг­ре­ни сни­ма­ют­ся с помо­щью аури­ку­ло­те­ра­пии (от латин­ско­го auricula — ушко, ушная рако­ви­на) — это мик­ро­иг­ло­те­ра­пия, один из видов игло­ре­флек­со­те­ра­пии. Воз­дей­стви­ем на ушную рако­ви­ну мож­но скор­рек­ти­ро­вать раз­ные состо­я­ния, воз­ник­шие вослед­ствие повы­ше­ния либо пони­же­ния арте­ри­аль­но­го дав­ле­ния. Во мно­гих лечеб­ных учре­жде­ни­ях сана­тор­но-курорт­но­го типа вра­чи исполь­зу­ют какие-то восточ­ные нара­бот­ки в ком­би­на­ции с обыч­ной физио­те­ра­пи­ей, ману­аль­ной тера­пи­ей, меди­ка­мен­тоз­ным лече­ни­ем и фито­те­ра­пи­ей. Мно­гое хоро­шо, но толь­ко под наблю­де­ни­ем леча­ще­го вра­ча. Зани­мама­ся вся­че­ски­ми про­фи­лак­ти­че­ски­ми оздо­ров­ле­ни­я­ми бес­кон­троль­но, не согла­суя со сво­им вра­чом, оши­боч­но, посколь­ку эти хоро­шие и эффек­тив­ные мето­ди­ки могут при­не­сти, наобо­рот, боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­шой вред. К тому же таковой опыт дис­кре­ди­ти­ру­ет восточ­ные мето­ди­ки, их сущность и полезность.

— Игло­ре­флек­со­те­ра­пия осно­ва­на имен­но на китай­ских тех­ни­ках лече­ния? Мож­но ли, на Ваш взор, пра­во­слав­ным вылечивать­ся сиим способом?

— Пра­во­слав­но­му чело­ве­ку мож­но при­ме­нять мето­ды игло­те­ра­пии, если при всем этом не чита­ют­ся ман­тры и не совер­ша­ют­ся духов­ные тех­ни­ки. Мето­ди­ка игло­те­ра­пии по китай­ским пред­став­ле­ни­ям осно­ва­на на про­хож­де­нии через тело чело­ве­ка энер­ге­ти­че­ских кана­лов. В тече­ние тыся­че­ле­тий китай­цы уста­но­ви­ли, что есть опре­де­лён­ные точ­ки на этих кана­лах, при воз­дей­ствии на кото­рые полу­ча­ет­ся тера­пев­ти­че­ский эффект. Накоп­ле­ние зна­ний о этих точ­ках про­ис­хо­ди­ло эмпи­ри­че­ски, напри­мер, кре­стья­нин уда­рил себя моты­гой по ноге в опре­де­лён­ное пространство, и у него про­шла голов­ная боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение). Будучи наблю­да­тель­ны­ми людь­ми, китай­цы фик­си­ро­ва­ли те либо другие точ­ки, воз­дей­ствие на кото­рые про­из­во­ди­ло опре­де­лён­ный эффект при раз­ных состо­я­ни­ях и забо­ле­ва­ни­ях. Китай­цы так­же выяс­ни­ли в свое вре­мя, что воз­дей­ствие инфра­крас­ным излу­че­ни­ем (теп­лом) и раз­ны­ми метал­ла­ми име­ет раз­лич­ный ответ. Это соот­вет­ству­ет совре­мен­ным  пред­став­ле­ни­ям о мно­го­о­ра­зии потен­ци­а­лов метал­лов. Так исполь­зу­ют­ся пла­ти­но­вые, желез­ные, сереб­ря­ные и дру­гие иглы в зави­си­мо­сти от того, какой необ­хо­дим эффект и в которой точ­ке. Это целая меди­цин­ская нау­ка, кото­рая раз­ви­ва­лась в тече­ние дол­го­го времени.

— В Совет­ское вре­мя тоже уче­ные изу­ча­ли раз­ные вет­ви восточ­ной медицины?

— В 60‑е годы про­шло­го века в неко­то­рых тера­пев­ти­че­ских кли­ни­ках, в част­но­сти, в шко­ле про­фес­со­ра В. Г. Вогра­ли­ка изу­ча­лись раз­лич­ные био­ло­ги­че­ски актив­ные  точ­ки (БАТ) на поверх­но­сти тела. В кни­гах Вади­ма Габ­ри­эле­ви­ча Вогра­ли­ка мы можем най­ти точ­ки для воз­дей­ствия сталь­ны­ми игла­ми при раз­ных забо­ле­ва­ни­ях. Совре­мен­ные мето­ды диа­гно­сти­ки под­ве­ли науч­ную осно­ву под китай­ские пред­став­ле­ния о БАТ. Ока­за­лось, что эти точ­ки нахо­дят­ся на пере­се­че­нии нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон)­ных спле­те­ний, где обра­зу­ет­ся наиболее плот­ные пуч­ки нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон)­ных окон­ча­ний, при воз­дей­ствии на кото­рые мож­но полу­чить соот­вет­ству­ю­щую реак­цию того либо ино­го нер­ва. Напри­мер, в бара­бан­ной поло­сти есть пространство пере­се­че­ния ответв­ле­ния мно­гих нер­вов, в част­но­сти, вагу­са (блуж­да­ю­ще­го нер­ва), глос­со­фа­рин­ге­уса (гло­то­языч­но­го нер­ва) и др. — так назы­ва­е­мый про­мон­то­ри­разум. При воз­дей­ствии на него мож­но изба­вить чело­ве­ка от ушно­го шума либо лока­ли­зо­вать опре­де­лён­ные пато­ло­ги­че­ские про­цес­сы в сред­нем ухе. А под кожей в раз­ных местах — на кисти, на спине, на гру­ди, на наго­ве — нахо­дят­ся опре­де­лён­ные точ­ки, опре­де­лён­ное воз­дей­ствие на кото­рые про­из­во­дит соот­вет­ству­ю­щий эффект. Напри­мер, даже про­стое дав­ле­ние паль­цем на точ­ку у осно­ва­ния кор­ня носа повы­ша­ет арте­ри­аль­ное дав­ле­ние во вре­мя обмо­ро­ка и про­100 при гипо­то­нии. И наобо­рот, паль­це­вое воз­дей­ствие на опре­де­лен­ную зону ушной рако­ви­ны, крепчал­кое сжа­тие моч­ки уха пони­жа­ет высо­кое арте­ри­аль­ное дав­ле­ние. Это все свя­за­но с рефлек­са­ми. В офталь­мо­ло­гии есть, напри­мер, рефлекс (простейшая бессознательная реакция организма на раздражение) Ашне­ра: при надав­ли­ва­нии на глаз­ные ябло­ки воз­ни­ка­ет дав­ле­ние на дугу блуж­да­ю­ще­го нер­ва, что рефлек­тор­но  пони­жа­ет нередко­ту сер­деч­ных сокра­ще­ний и  раз­ви­ва­ет брадикардию.

С появ­ле­ни­ем новейших спо­со­бов исполь­зо­ва­ния раз­ных видов излу­че­ний (лазер­но­го, инфра­крас­но­го, све­то­во­го, тер­ра­гер­це­во­го) у нас в стране нача­ла актив­но раз­ви­вать­ся игло­ре­флек­со­те­ра­пия. При­чем не толь­ко в клас­си­че­ском вари­ан­те, да и с исполь­зо­ва­ни­ем тера­пев­ти­че­ских пролазе­ров с раз­ной дли­ной вол­ны. Иссле­до­ва­ния в данной нам обла­сти под­твер­жда­ют, каким обра­зом воз­дей­ствие волн той либо другой дли­ны на ту либо иную БАТ дает полностью опре­де­лён­ный поло­жи­тель­ный либо отри­ца­тель­ный резуль­тат. Зна­ния, накоп­лен­ные игло­ре­флек­со­те­ра­пев­та­ми Китая, этого­денька модератор­ни­зи­ро­ва­ны запад­ны­ми учё­ны­ми и вра­ча­ми. Лазер­ная аку­пунк­ту­ра име­ет боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­шой плюс: при ней не при­ме­ня­ют­ся иглы, кото­рые тре­бу­ют сте­ри­ли­за­ции для про­фи­лак­ти­ки вирус­но­го гепа­ти­та и СПИ­Да, энер­ге­ти­че­ское воз­дей­ствие на ту либо иную точ­ку про­ис­хо­дит бес­кон­такт­но, а тера­пев­ти­че­ский эффект тот же.

— Батюш­ка, ска­жи­те, пожа­луй­100, как разо­брать­ся: есть свя­щен­ни­ки, кото­рые не бла­го­слов­ля­ют при­бе­гать к восточ­ным прак­ти­кам, в част­но­сти, игло­ре­флек­со­те­ра­пии, и есть вра­чи, кото­рые назы­ва­ют этот способ шарлатанством? 

— Во-пер­вых, эта мето­ди­ка осно­ва­на на дол­гом и бога­том опы­те китай­ской меди­ци­ны. У нас раз­ви­тие меди­ци­ны шло в одном направ­ле­нии, у их в дру­гом. Те вра­чи, кото­рые гово­рят, что это шар­ла­тан­ство, навер­ное, пло­хо осве­дом­ле­ны о самой мето­ди­ке и не стал­ки­ва­лись в сво­ей кли­ни­че­ской прак­ти­ке с паци­ен­та­ми, кото­рые про­шли через подоб­ное лече­ние. Либо не жела­ли стал­ки­вать­ся. Это не гово­рит о высо­ком про­фес­си­о­на­лиз­ме дан­ных докторов.

Во-вто­рых, это вопросец в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­шей сте­пе­ни меди­цин­ский. Если исполь­зу­ет­ся клас­си­че­ская игло­те­ра­пия без мантр либо духов­ных дей­ствий, другими словами без вызы­ва­ния духов, то это обыч­ное тера­пев­ти­че­ское воз­дей­ствие. Свя­щен­ни­ки, кото­рые не бла­го­слов­ля­ют про­хо­дить игло­ре­флек­со­те­ра­пию, про­яв­ля­ют опре­де­лен­ную осто­рож­ность. Не зная о том, какую осно­ву име­ет этот способ и к чему может при­ве­сти, они обе­ре­га­ют сво­их духов­ных чад от воз­дей­ствий восточ­ных духов­ных прак­тик. Это понят­но, пото­му что они отве­ча­ют за жизнь и здо­ро­вье людей, вве­рен­ных им Гос­по­дом. Поэто­му луч­ше, если свя­щен­но­слу­жи­те­ли будут бла­го­слов­лять раз­би­рать эти вопро­сы высо­ко­про­фес­си­о­наль­ных вра­чей, кото­рые зна­ют, как нашу алло­па­ти­че­скую запад­ную меди­ци­ну, так и клас­си­че­скую китай­скую и дру­гие восточ­ные направ­ле­ния. Зная вра­ча, дове­ряя ему, они и убе­ре­гут сво­их чад от духов­но­го повре­жде­ния, и бла­го­сло­вят их на лече­ние, кото­рое, может быть, суще­ствен­но попра­вит их здоровье.

— За счёт чего же у про­це­ду­ры таковой широ­кий диапазон — от голов­ной боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани) до лече­ния ожи­ре­ния? Не лож­ная ли это панацея?

— Когда у чело­ве­ка нали­че­ству­ет соче­та­ние раз­ных забо­ле­ва­ний, напри­мер, арте­ри­аль­ная гипер­тен­зия, сахар­ный диа­бет и почеч­ные нару­ше­ние, то тера­певт назна­ча­ет необ­хо­ди­мые лекар­ствен­ные пре­па­ра­ты, таб­ле­ти­ро­ван­ные либо внут­ри­мы­шеч­ные фор­мы, с учё­том их вза­и­мо­дей­ствия в кро­ви и того, какой в ито­ге ока­жет­ся эффект. Так же точ­но при игло­ука­лы­ва­нии чело­ве­ка не колют в одну точ­ку, а исполь­зу­ют раз­ные ком­би­на­ции точек в зави­си­мо­сти от буке­та име­ю­щих­ся забо­ле­ва­ний. Исполь­зуя потен­ци­а­лы точек, в одном слу­чае воз­дей­ству­ют на нев­ро­ло­ги­че­скую цепь и вызы­ва­ют опре­де­лён­ный ответ. При голов­ных болях колют в опре­де­лен­ные точ­ки в обла­сти наго­вы, при ожи­ре­нии — в обла­сти уха, при нев­ро­ло­ги­че­ских болях позво­ноч­ни­ка — вдоль позво­ноч­ни­ка и меж­рё­бер­ных нер­вов. В раз­ных ситу­а­ци­ях исполь­зу­ют­ся раз­лич­ные игло­те­ра­пев­ти­че­ские схе­мы воз­дей­ствия на тот либо другой уча­сток орга­низ­ма, сосу­ну и нер­ва. Тем и дости­га­ет­ся тера­пев­ти­че­ский эффект. Нет еди­ной схе­мы, кото­рая вылечивает всё. Каж­дая схе­ма инди­ви­ду­аль­на, и искус­ство игло­те­ра­пев­та зави­сит от того, насколь­ко он учёл осо­бен­но­сти забо­ле­ва­ния кон­крет­но­го чело­ве­ка и насколь­ко пра­виль­но сумел подо­брать схе­му точек для действия.

При­чем тут так же, как и в меди­ка­мен­тоз­ной тера­пии, могут воз­ник­нуть  ослож­не­ния. Недо­учёт меха­низ­ма дей­ствия лекар­ствен­но­го пре­па­ра­та может при­ве­сти, напри­мер, к тому, что, улуч­шив рабо­ту почек, мы повы­сим арте­ри­аль­ное дав­ле­ние до кри­ти­че­ских цифр. Ана­ло­гич­но неудач­но подо­бран­ная схе­ма воз­дей­ствия на точ­ки может, лока­ли­зо­вав голов­ную боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение), вызвать боле­вой син­дром в обла­сти круп­но­го суста­ва. Искус­ство любо­го вра­ча — резуль­тат его зна­ний и интуиции.

— Под­хо­дит ли эта прак­ти­ка для лече­ния деток?

— Поло­жи­тель­ный момент исполь­зо­ва­ния дан­ной мето­ди­ки в том, что успеш­но при­ме­нять её мож­да и в дет­ском воз­расте, и во взрос­лом, и в пре­клон­ном. Нет про­ти­во­по­ка­за­ний для про­ве­де­ния игло­те­ра­пев­ти­че­ских меро­при­я­тий детям. Для это­го под­би­ра­ют­ся раз­но­го рода иглы, учи­ты­ва­ет­ся аллер­ги­че­ская пред­рас­по­ло­жен­ность ребёнка.

Одна­ко тре­бу­ет­ся высо­кий про­фес­си­о­на­лизм игло­те­ра­пев­та, пото­му что дет­ский орга­низм рас­тёт и раз­ви­ва­ет­ся, про­пор­ци­о­наль­ные рас­100­я­ния меж­ду опре­де­лён­ны­ми точ­ка­ми у деток не такие, как у взрос­ло­го. Спе­ци­а­лист дол­жен это знать и учесть.

Если у ребён­ка при­сут­ству­ет непе­ре­но­си­мость лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов, либо есть пря­мые про­ти­во­по­ка­за­ния для хирур­ги­че­ской опе­ра­ции, либо она несвое­вре­мен­на, то гомео­па­тия, игло- и фито­те­ра­пия явля­ют­ся мето­да­ми выбора.

— Какие про­ти­во­по­ка­за­ния есть у игло­ре­флек­со­те­ра­пии и чем ее мож­но в этих слу­ча­ях заме­нить? Напри­мер, при иши­а­се, остеохондрозе?

— При иши­а­се, нев­рал­гия седа­лищ­но­го нер­ва, при осте­о­хонд­ро­зе, раз­лич­ных про­бле­мах меж­рё­бер­ной нев­рал­гии есть опре­де­лен­ные пока­за­ния и про­ти­во­по­ка­за­ния. Важ­но, в котором пери­о­де болез­ни нахо­дит­ся паци­ент —  в острой 100­дии при­ме­не­ние рефлек­со­те­ра­пев­ти­че­ской мето­ди­ки, ско­рее все­го, воз­мож­но.  Отме­чу, что неред­ко и ост­рые боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани) при иши­а­се, и нев­рал­ги­че­ские состо­я­ния при осте­о­хонд­ро­зе позво­ноч­ни­ка хоро­шо сни­ма­ют­ся рефлек­со­те­ра­пи­ей. Одна­ко лече­ние долж­но быть ком­плекс­ным. Непро­фес­си­о­наль­но исполь­зо­вать толь­ко игло­те­ра­пию как един­ствен­ное лече­ние. При­чи­ны меж­рё­бер­ной нев­рал­гии и иши­а­са могут быть в самом позво­ноч­ни­ке. Это быть может гры­жа позво­ноч­ни­ка, раз­ви­тие опу­хо­ле­во­го про­цес­са, мета­100­зы в позво­ноч­ни­ке от дру­гой опу­хо­ли. Что­бы при­ме­нить то либо другое лече­ние, в том чис­ле и игло­ре­флек­со­те­ра­пев­ти­че­ское, необ­хо­ди­мо сна­ча­ла про­ве­сти ком­плекс­ное обсле­до­ва­ние — МРТ (Магнитно-резонансная томография — томографический метод исследования внутренних органов и тканей с использованием физического явления ядерного магнитного резонанса), спи­раль­ную томо­гра­фию. Либо хотя бы сде­лать про­стей­шую рент­ге­но­грам­му позво­ноч­ни­ка в хоро­шем каче­стве. На пер­вич­ном эта­пе нев­ро­па­то­лог (а игло­те­ра­пи­ей дол­жен зани­мама­ся доктор имен­но данной нам спе­ци­а­ли­за­ции) дол­жен чёт­ко поста­вить диа­гноз, опре­де­лить при­чи­ну забо­ле­ва­ния. И тут может ока­зать­ся необ­хо­ди­мой дале­ко не игло­ре­флек­со­те­ра­пия, а хирур­ги­че­ская опе­ра­ция по уда­ле­нию гры­жи, бето­ни­ро­ва­нию позвон­ков, где воз­ник­ла про­тру­зия, либо для 100­би­ли­за­ции позво­ноч­ни­ка. И про­во­дить это лече­ние будет уже ней­ро­хи­рург либо травок­ма­то­лог. Либо же, допу­стим, необ­хо­ди­ма химио­те­ра­пия, если у чело­ве­ка опу­холь. Итак, в первую оче­редь долж­на быть каче­ствен­ная диа­гно­сти­ка, а потом соот­вет­ству­ю­щее пато­ге­не­ти­че­ское лече­ние. И если про­ти­во­по­ка­за­ний нет, если диа­гно­сти­ка под­твер­жда­ет, что иши­ас воз­ник на фоне сосу­ди­стых явле­ний, травм либо инфек­ции, то в этом слу­чае будет умест­на как раз игло­те­ра­пев­ти­че­ская мето­ди­ка. Под­ход дол­жен  быть диа­гно­сти­че­ски пра­виль­ным и всеохватывающим.

— Выбор восточ­ных прак­тик боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­шой, есть доб­ро­со­вест­ные спе­ци­а­ли­сты, а есть и обман­щи­ки с дипло­ма­ми и гра­мо­та­ми. Как не ошибиться? 

— Это весьма слож­ный вопросец. От про­фа­на, кото­рый будет вылечивать пло­хо, от шар­ла­та­на, купив­ше­го липо­вый диплом, веру­ю­ще­го чело­ве­ка убе­ре­жёт молит­ва. Нуж­но молить­ся и про­сить, что­бы Гос­подь напра­вил тебя в нуж­ные и пра­виль­ные руки. Кро­ме того, есть обыч­ные житей­ские пра­ви­ла: сна­ча­ла выяснить о репу­та­ции той либо другой меди­цин­ской фир­мы, того либо ино­го спе­ци­а­ли­100, а позже уже идти к нему. Язык до Кие­ва дове­дет, гово­рят. Сара­фан­ное радио — доста­точ­но надёж­ный источ­ник. В меди­цине нель­зя идти всле­пую и дове­рять­ся людям, кото­рых не зна­ешь, так мож­но попасть в непри­ят­ную историю.

У меня нередко про­сят бла­го­сло­ве­ние на опе­ра­цию. Я спра­ши­ваю: «Кто будет опе­ри­ро­вать?» Отве­ча­ют: «Не понимаю». Спра­ши­ваю, опре­де­лён ли объ­ём хирур­ги­че­ско­го вме­ша­тель­ства, что будут кон­крет­но созодать. А в ответ снова: «Не понимаю, кого-то назна­чат, как-нибудь про­опе­ри­ру­ют». Как вы идё­те на опе­ра­цию либо на лече­ние, не зная даже име­ни спе­ци­а­ли­100? Как ложи­тесь под ножик хирур­га, про­фес­си­о­наль­ная репу­та­ция кото­ро­го для вас неиз­вест­на? Поче­му не поин­те­ре­со­ва­лись исхо­да­ми опе­ра­ций в данной нам кли­ни­ке, у это­го кон­крет­но­го вра­ча? Чего же ожидать от меди­цин­ско­го вме­ша­тель­ства при таком под­хо­де? От чело­ве­ка тут тре­бу­ет­ся рас­су­ди­тель­ность — хри­сти­ан­ская доб­ро­де­тель. Нуж­но всё раз­уз­нать, все взве­сить и с помо­щью Божи­ей, помо­лив­шись, при­нять пра­виль­ное реше­ние. Тогда вы обез­опа­си­те себя от попка­да­ния к мошен­ни­кам, шар­ла­та­нам либо к вра­чам с низ­кой квалификацией.

— Мож­но ли при­бе­гать к восточ­ным прак­ти­кам, в част­но­сти, игло­ре­флек­со­те­ра­пии, для профилактики?

— Давай­те вник­нем в смысл тер­ми­на «игло­ре­флек­со­те­ра­пия». Это не про­100 игло­ука­лы­ва­ние. Это тера­пев­ти­че­ское воз­дей­ствие на орга­низм при помо­щи, как мы уже гово­ри­ли, лазер­но­го либо  инфра­крас­но­го излу­че­ния, вдав­ли­ва­ния, цубо­те­ра­пии (нало­же­ния метал­ли­че­ских шари­ков и пла­сти­нок), су-джок тера­пии (воз­дей­ствии на био­ло­ги­че­ски актив­ные точ­ки кистей и 100­пы — в пере­во­де с корей­ско­го «су» — «кисть», «джок» — «100­па»)  и так дальше. Это всё тера­пев­ти­че­ское воз­дей­ствие на БАТ для при­ве­де­ния их в рав­но­вес­ное состо­я­ние ради выздо­ров­ле­ния, 100­би­ли­за­ции функ­ций либо ремис­сии хро­ни­че­ско­го забо­ле­ва­ния. Это не сред­ство профилактики.

Конеч­но, есть точ­ки, воз­дей­ствие на кото­рые повы­ша­ет имму­ни­тет, другими словами уро­вень рези­стент­но­сти (сопро­тив­ля­е­мо­сти) орга­низ­ма, но основ­ная зада­ча и цель – это исцеление!

— Батюш­ка, про­яс­ни­те, пожа­луй­100: гим­на­сти­ку цигун и йогу так­же мож­но отне­сти к восточ­ным оздо­ро­ви­тель­ным либо лечеб­ным способам?

— Это такие восточ­ные прак­ти­ки, к кото­рым нужно отно­сить­ся очень осто­рож­но, пото­му что в резуль­та­те может воз­ник­нуть пси­хи­че­ское и духов­ное повре­жде­ние. Йога —  это духов­но-рели­ги­оз­ное направ­ле­ние, духов­ная восточ­ная прак­ти­ка. Обра­щу вни­ма­ние, что есть раз­ные сту­пе­ни йоги. Эле­мен­ты хатха-йоги нередко исполь­зу­ют­ся в обыч­ной лечеб­ной физ­куль­ту­ре. Мно­гие упраж­не­ния лечеб­ной физ­куль­ту­ры не отли­ча­ют­ся от рас­тя­жек, кото­рые исполь­зу­ют­ся в цигун и йоге. Тем не наименее, хатха-йога явля­ет­ся частью рели­ги­оз­но-мисти­че­ско­го восточ­но­го уче­ния, и поэто­му пра­во­слав­ным не реко­мен­ду­ет­ся при­бе­гать к сиим прак­ти­кам.  В даль­ней­шем зани­ма­ю­щи­е­ся пере­хо­дят на сле­ду­ю­щий “энер­ге­ти­че­ский уро­вень”, это назы­ва­ет­ся в йоге пра­на­я­мой — к непо­сред­ствен­ной свя­зи с “энер­ги­ей” кос­мо­са, воз­ду­ха,  кон­цен­тра­ции данной нам “энер­гии” в теле, в обла­сти сол­неч­но­го спле­те­ния. Эти прак­ти­ки небез­обид­ны и неред­ки слу­чаи, когда люди, при­бе­га­ю­щие к ним (а эти заня­тия сей­час широ­ко рекла­ми­ру­ют),  духов­но повре­жда­ют­ся и 100­но­вят­ся инва­ли­да­ми. Таковых слу­ча­ев доста­точ­но мно­го. К сожа­ле­нию, люди нередко по неосто­рож­но­сти при­сту­па­ют к сиим практикам.

— А под­хо­дит ли пра­во­слав­ным пила­тес, вырос­ший, как гово­рят, на осно­ве йоги, тай чи и дру­гих восточ­ных тра­ди­ций? Ведь он при­ме­ня­ет­ся для реа­би­ли­та­ции опосля травм.

— Не нужно зани­мама­ся ника­ки­ми восточ­ны­ми прак­ти­ка­ми — ни цигун, ни тай чи, ни йогой. Для вос­100­нов­ле­ния опосля травм есть клас­си­че­ские физио­те­ра­пев­ти­че­ские мето­ды, есть лечеб­ная физ­куль­ту­ра. Спе­ци­а­ли­сты по ЛФК пре­крас­но вос­100­нав­ли­ва­ют опосля всех тяжё­лых забо­ле­ва­ний, от инсуль­та до  травм. Не нужно исполь­зо­вать восточ­ные мисти­че­ские мето­ди­ки, кото­рые могут при­ве­сти к без­воз­ворот­но­му повре­жде­нию пси­хи­ки и сома­ти­ки человека. 

Уютный дом