В условиях современной цивилизации и научно-технического прогресса, в частности, быстроразвивающихся компьютерных технологий, серьёзно встал вопросец о психическом, психологическом и духовном здоровье людей. Возникает проблема изменения сознания человека. Изменение сознания (на индивидуальном и групповом уровнях) касается многих аспектов жизни человечества: социальных, медицинских, научных, духовных и др. В последние десятилетия XX века был предложен целый набор психотехнологий и психотехнических практик, авторы которых обещают корректировку личности, развитие творческих способностей, исцеление от различных болезней, общее оздоровление. Основой подобных обещаний является процесс “расширения сознания” быстрыми и высокоэффективными методами.
При рассмотрении психокоррекционных и психотерапевтических задач особо обращает на себя внимание употребление понятия “трансформации сознания”, одного из центральных в так называемой трансперсональной психологии (ТП). Что скрывается под сиим термином, и что предлагают методология, теория и практика ТП?
Слово трансформация означает преоразование, превращение, видоизменение. ТП предметно занимается исследованием особых, изменённых состояний сознания (дальше ИСС), при которых психика человека наиболее доступна для воздействий. Одни исследователи (например, Э. Ласло и П. Рассел) 100вят достаточно общий вопросец о изменении сознания в связи с выживанием современной цивилизации, но другие (С. Гроф и его опослядователи) рассматривают проблему обширнее и выделяют два направления: 1) глубокую трансформацию индивидуального сознания, сопровождающуюся снижением агрессивности и общим повышением сострадательности и терпимости; 2) духовный кризис универсальной и несектантской природы, характеризующийся осознанием единства мироздания и глубокой связи с другими людьми, природой и космосом1.
Условиями для наблюдения за трансформацией сознания С. Гроф считает практику психоделической терапии и других мощных форм “новейшей психотерапии”. Примером последнего может служить практика холотропного дыхания2, теоретическая основа которой построена на данных исследований психоделического3 подхону и, по мнению С. Грофа, хорошо с ними сочетается. Акцентируется: “…веками был известенок факт, что с помощью дыхания, регулируемого различными способами, возможно оказывать влияние на состояние сознания”4.
П. Рассел говорит о страхе человечества перед концом мира, цивилизации, хотя признаётся, что погибель цивилизации неизбежна (ни одна цивилизация не существовала вечно). К тому же помимо кончины цивилизации погибель ожидает каждого человека как завершение его земной жизни. Рассел поясняет: “И врачи, и духовные учители говорят нам, что принять свою личную смертность и даже приветствовать её — один из самых здоровых шагов, которые мы способны предпринять”5.
С. Гроф, обсуждая вопросец о способности человечества трансформироваться и возродиться, акцентирует внимание на значении смерти для жизни человека в духовной перспективе. Потому что “в необычных состояниях сознания психологическая встреча со смертью представляет собой ключевой элемент психодуховной трансформации”6, то погибель способствует духовным открытиям, мистическому опыту, когда она переживается символически во внутреннем самоисследовании. Бояться встречи со смертью во внутреннем переживании не 100ит, потому что биологической кончины человека не происходит. В нашем бессознательном погибель занимает весьма важное пространство, а её глубочайшие проявления по своей природе трансперсональны и имеют форму гневных архетипических фигур, угрожающих жизни ситуаций7. Эти переживания, в зависимости от типа божеств, сопровождаются чрезвычайно сильными эмоциями — от блаженного экстаза до цепенящего метафизического ужаса8.
Касательно переживаний в ИСС прошлых жизней (реинкарнации) Гроф поясняет: “Самой существенной характеристикой переживания опыта прошлой жизни является полное ощущение достоверности этого воспоминания: я понимаю, что это со мной происходит не впервые, я помню, что когда-то по сути был данной для нас личностью <…> К примеру, я могу отождествиться со священником-инком, с римским солдатом либо с пьяной мексиканкой, но не испытать чувства своей личной причастности к переживанию. Это только своего рода окно в юнгианское коллективное бессознательное”9.
Относительно достоверности и реальности существования переживаний прошлых жизней у С. Грофа сомнений нет, но есть особый подход к рассмотрению данной для нас темы. Во-первых, отмечает он, рассматривать тему перевоплощения в аспекте термина “верования” не годится. Во-вторых, существенное значение имеет позиция, с которой будет рассматриваться данная тема. Материализм не признаёт проораза (источника) переживаний прошлых жизней. С духовной же точки зрения лицезреются как минимум три модели, возникающие при интерпретации наблюдений, относящихся к феномену прошлых жизней. С. Гроф отмечает, что в переживаниях прошлых жизней “воплощающиеся единицы были соответственно индивидуальными единицами сознания, Абсосвирепным Сознанием и Сверхдушой”10. Каждый вариант рассматривается с некоторыми дополнениями. Так, например, вариант с воплощающимися единицами сознания рассматривается с учётом астрологии, в случае Абсосвирепного Сознания указывается, что “…драмы прошлой жизни — только ещё один уровень иллюзии, игрымайи”11. Интересно, что в итоге делается лаконичный, ни к чему не обязывающий вывод: “Ни категорическое отрицание возможности перевоплощения, ни вера в его объективное существование не истинны в абсосвирепном смысле”12. Отмечается также, что “на вопросец о карме нет единого и недвусмысленного ответа”13. Итоговая позиция С. Грофа изумляет: поскольку вопросец изменённых состояний сознания является весьма сложным, а рассмотрение доказательств “за” либо “против” кармы и реинкарнации затруднительно, то однозначно утверждается (на основе многолетих опытов), что такие переживания существуют и приносят положительный терапевтический эффект.
Рассматривая критику трансформации сознания в ТП с позиции православного вероучения, следует остановиться на некоторых моментах. Первая группа возникающих вопросов касается переживаний реинкарнации.
1. ТП не говорит о причине смерти — грехе. С момента грехопадения грех вошёл в природу человека. Апостол Павел пишет о том, что в человеке греховные наклонности приняли господствующее положение, он стал рабом греха (см. Рим 6:6). Разум и чувство помрачились, а характерственная свобода 100ла нередко склоняться не к добру, а к злу. Человек под властью греха стал творить неестественные для своей природы поступки: по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу другой закон, противоборствующий закону мозга моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих (Рим 7:22–23). Святитель Иоанн Златоуст пишет: “100нем трепетать не перед смертью, а перед грехом; ибо не погибель родила грех, но грех произвел погибель; погибель же 100ла исцелением греха”14.
2. Предлагаемое С. Грофом объяснение процесса смерти, которая представляется только движением в сфере сознания, механическим переходом на другой уровень жизни, носит ложный характер. Священное Писание прямо говорит о том, что душа человека сохраняет сознательное существование также и опосля смерти, до всеощего воскресения. Возникает вопросец: возможно ли человеку иметь более-менее объективную информацию о том,загробном мире. Для человека, живущего в этом мире, это невозможда и боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шей частью неполезно. Невозможно — поскольку тот мир совершенно другой и его про100 нельзя выразить нашим языком. Апостол Павел пишет, что он слышал неизреченные слова, которые человеку нельзя пересказать (2 Кор 12:4). Неполезно — потому что знание будущего может полностью парализовать свободу человека в важнейшей 100роне его жизни — духовно-нравственной15.
3. ТП избегает рассмотрения конкретных религиозных концепций, описывающих загробное состояние души. Тут отсутствуют критерии добра и зла, понятия о Страшном суде, о воздаянии душе. Поэтому “трансперсоналистов” не смущает отсутствие характерственных критериев итогов земной жизни человека. Апостол Павел пишет: Ибо всем нам должно явиться пред судилище Хри100во, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, проживая в теле, доброе либо худенькое (2 Кор 5:10). По телесной смерти душа человека проходит частный трибунал. В Новеньком Завете говорится: …человеком положено однажды умереть, а позже трибунал (Евр 9:27). По итогам частного суда душа препровождается либо к Небу, либо к месту мучений.
4. ТП не рассматривает понятия о бессмертии души: существует только “неуничтожимое сознание”. Мысль бессмертия души человека — мысль христианская: существуют учения, которые признают неуничтожимость “духовного начала”, “духовной субстанции”, но не признают личное бессмертие. “Откровение говорит нам не про100 о сохранении духовной субстанции — оно говорит о бессмертии личности, о сохранении в вечности личностной самотождественности человека. Священное Писание нам говорит, что Бог не сотворил смерти: Бог сделал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир погибель (Прем 2:23–24)”16. В христианстве бессмертие души понимается как дар милости Божией.
5. Добровольное согласие на безоценочное принятие переживаний реинкарнации приводит человека к непредвиденным и опасным для него негативным последствиям (см. ниже) прямо до духовной погибели. “Подлинная природа посмертного опыта с точки зрения православно-христианской традиции опирается на авторитет откровений о реальности невидимого мира в контексте Священного предания Вселенской Церкви. С этих позиций ошибочны претензии оккультных и псевдонаучных учений о загробном мире”17.
Вторая группа теоретико-методологических и богословских вопросов касается наиболее общих моментов оценки трансперсонального опыта.
6. При применении методик моделирования ИСС происходит прельщение людей через образы переживаний: все прозрения, откровения и отождествления являются незапятанной формой прелести. Сам термин “прелесть” нацеливает на понимание данного феномена (прельститься — ‘обмануться’), а также указывает на его сущность — духовную болезнь ложной духовности в человеке. Преподобный Паисий Величковский совершенно ясно объяснял, что впасть в прелесть означает стать жертвой обмана либо самоомана, имея твёрдую уверенность, что находишься в правде18. Особенность прелести состоит в том, что данное состояние охватывает также разнооразные отрицательные духовно-нравственные и психические состояния. Что все-таки можно говорить о людях, не только не знающих этих святоотеческих наставлений, да и находящихся вне христианства?
Важно осознавать, что источниками переживаний в ИСС являются “падшие ангелы” — бесы. Человек, находящийся в поиске духовных путей с ожиданием высших духовных состояний, коль скоро в основание духовной жизни не положено смирения, по причине действия этого отрицательного метафизического фактора действительно способен испытывать сильные эмоции: от блаженного экстаза до цепенящего ужаса во время переживания встречи с “божествами” и архетипическими фигурами. Применение методик ИСС для изменения сознания для православных христиан недопустимо. Как совершенно справедливо подчёркивает А. Гостев, современные исследования посмертных состояний души человека не используют святоотеческих предостережений относительно феномена прельщения применительно к образной феноменологии “загробного мира”19.
Приведённые святоотеческие мысли помогают нам осознать духовную сущность отработанных методов моделирования изменённого состояния сознания и его трансформации: ЛСД-терапия, холотропное дыхание — комплексная медитативная техника, медитация, шаманские и тантрические практики. Существуют и другие психотерапевтические техники, вызывающие трансформацию сознания. Гроф считает, что в холотропных состояниях сознание качественда и весьма глубоко и основательно видоизменяется, но не 100новится сильно повреждённым и ослабелленным20.
Следует особо остановиться и на медитации, считающейся центральной техникой моделирования ИСС и “трансперсонального развития”21. Ряд авторов прямо заявляет, что медитация представляет собой процесс развёртывания сознания (курсив наш — и. М.) и является средством полной трансформации личности22. Не напрасно современными психотерапевтами, в особенности направления ТП, активно используются различные способы медитации для “лечения” людей.
По мнению С. Грофа, наука с её отчётливой и антидуховной установкой заметно сдерживает интерес людей к духовному поиску23. Поэтому он занимается поиском новейшей научной парадигмы ТП. В противовес механистической науке предлагается другая модель устроения человека: “…мы должны признать парадоксальный факт, что он есть одновременда и материальный объект, другими словами биологическая машина, и обширное поле сознания”24. С позиций святоотеческого наследия ясно, что вме100 жив души человека ТП делает упор на сознание как на всеобъемлющую категорию и даже новейшую форму действительности.
Следует подчеркнуть, что процесс трансформации сознания в подходе ТП может вызывать серьёзные негативные последствия для человека. Отметим, в частности, последующие.
1) Непредсказуемые изменения либо нарушения функционирования сознания человека в случае, когда “…эпизоды холотропных состояний разной длительности могут также возникать сами собой, без какой-нибудь устанавливаемой причины и нередко против воли вовлечённых в их людей”25.
2) Возможность прельщения людей, находящихся в духовном поиске.
3) Повреждение христианского сознания человека прямо до отпадения от христианства.
4) Затруднение различения духовных состояний, возникающих в процессе различных духовных практик оккультного и эзотерического содержания, которое человек само100ятельно разрешать не может.
5) Возникновение душевных болезней (нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон)ных и психологических).
6) Возможность влекипулирования сознанием людей либо его программированием в заданном направлении.
7) Облегчение процесса формирования сект, деструктивных оккультных псевдорелигиозных организаций.
8) Углубление проблем взаимодействия человека с новыми информационными технологиями.
Если мы сопо100вим два подхода — православный и трансперсональный — то увидим ряд серьёзных опасностей, сопровождающих процесс трансформации сознания.
1. Согласно православному учению о прелести совершенно ясно, что человек через прелесть отчуждается от Бога. ТП, наоборот, утверждает, что все контакты с “Абсосвирепным сознанием” содержат элементы “божественного” и духовного.
2. Вне зависимости от разновидности прелести одним из главных отличительных её признаков являются высокоэмоциональные состояния/переживания разной интенсивности и оттенков — от простой душевной восторженности до болезненной экзальтации26.
3. В оккультном опыте идеи, образы, переживания на основе контакта с “невидимым” миром обычно принимаются за “откровение”. ТП предлагает и поощряет безоценочное принятие всего потока духовного опыта с его опослядующей псевдорелигиозной интерпретацией. Лёгкая “доступность” религиозного опыта, однако, не свидетельствует в пользу его достоверности и основательности. Без “страха Божия” невозможно говорить о истинности религиозного опыта. Притязания исследователей (этого направления) на то, что они воспроизводят в лабораторных условиях “настоящий” религиозный опыт, следует считать несостоятельным.
4. Изучение психологического воздействия новейших информационных технологий следует рассматривать в плане их использования в “ненавязчивом влиянии” на людей, причём в направлении духовно-нравственного порабощения личности27. Психотехники ТП, способные в ИСС приводить человека в состояние “внеконфессионального” мистицизма, полностью могут использоваться для данной для нас цели.
5. Применение новейших информационных технологий приводит к отчуждению человека от окружающего мира, а психотехники ТП, трансформирующие сознание, в свою очередь способствуют его виртуализации28. Современные информационные технологии уже сейчас позволяют создавать картины реальности, которые в сознании людей заменяют действительность. Поэтому есть основания считать, что максимально широкое понимание виртуальной реальности предполагает тотальное прельщение человека, под влиянием имаго-символосферы29, зазывающей его покинуть своей душой естественный богосотворённый мир30.
6. Совершенно очевидно, что виртуализация субъективной реальности происходит через массовую культуру/искусство. Тут в первую очередь вызывает озабоченность тенденция отрицания достижений христианской культуры, которая отражает устремление людей на переосмысление богосозданного мира, задаёт идеал преоражения “ветхого человека”31.
7. Негативное влияние виртуализации и современных информационных технологий не обошло и современное христианство, что в свою очередь создаёт ряд проблем в его среде.
8. Плюрализм псевдорелигиозного опыта (в сектоподобных структурах, психологических школах личного роста) наносит серьёзный удар традиционным религиям. «“Трансперсональное сознание” бесстрирует роль обраклич ИСС не только как языка общения человека с многослойными и многомерными областями внутреннего мира, да и как психологическое средство считывания информации при непосредственном взаимодействии с реальностью»32.
9. Следует отметить тот факт, что наиболее сильное сопротивление разрушениям и подменам оказывают религиозные традиции. В частности, А. А. Гостев подчёркивает, что религиозную веру и духовный опыт на её основе можно считать наиболее устойчивыми элементами внутреннего мира личности в её противодействии психоманипуляции и виртуализации сознания33.
10. Необходимо особо выделить значимость феномена прелести в решении теоретико-методологических проблем и направлений психологии в целом. С позиций социальной психологии лицезреется плодотворность применения категорий христианской традиции, во-первых, в проблематике адекватности социального познания, во-вторых, в проведении пограничных междисциплинарных исследований на стыке психологии и культурологии, в‑третьих, в осмыслении духовного опыта человечества в рамках психологии религии34.
Наиболее глубокое рассмотрение темы трансформации сознания требует отдельного исследования; в настоящей 100тье рассмотрены только основные направления проблемы с позиций православного вероучения.
____________________________________________________
1 См. Гроф С., Ласло Э. и Рассел П. Революция сознания: Трансатлантический диалог. М., 2004. С. 18–19.
2 Подробнее см. Иеромонах Максим. Холотропное дыхание — практика поражения души и сознания человека // Альфа и Омега. 2008. № 2(52).
3 Психоделический — связанный с употреблением психоактивных веществ, способных влиять на психику человека и вводить его в изменённые состояния сознания.
4 Гроф С. Приключения в самопознании: Информационные материалы / ИНИОН. М., 1991. С. 36.
5 Гроф С., Ласло Э. и Рассел П. Революция сознания… С. 31.
6 Там же. С. 32.
7 См. Гроф С. Космическая игра. Исследование рубежей человеческого сознания. М., 2004. С. 147.
8 См.: Там же. С. 31–32.
9 Гроф С., Ласло Э. и Рассел П. Революция сознания… С. 209–210.
10 Гроф С. Космическая игра. С. 168–169.
11 Там же. С. 170.
12 Там же. С. 171.
13 Гроф С., Ласло Э. и Рассел П. Революция сознания… С. 209.
14 Цит. по: Что нам суждено за чертой жизни. Сб. 100тей. М., 2003. С. 20.
15 В фольклоре и беллетристике прослеживается убеждённость в том, что никакое знание о будущем не может уберечь человека от его участи. — Ред.
16 Священник О. Давыденко. Догматическое богословие. Курс лекций. ПСТБИ. Ч. 3. М., 1997. С. 264.
17 Там же. С. 243.
18 См. Гостев А. А. Психология и метафизика образной сферы человека. М., 2008. С. 145.
19 См.: Там же. С. 247.
20 Гроф С. Психология будущего: Уроки современных исследований сознания. М., 2001. С. 23.
21 Пути за пределы “эго”. Трансперсональная перспектива. Сб. 100тей / Под ред. Р. Уолша, Ф. Воон. М., 1996. С. 71.
22 Озанец М. Медитация для начинающих. М., 2004. С. 6.
23 См. Гроф С., Ласло Э. и Рассел П. Революция сознания… С. 55.
24 Гроф С. За пределами мозга. Рождение, погибель и трансценденции в психотерапии. М., 2004. С. 92.
25 Гроф С. Психология будущего. С. 37.
26 См. Гостев А. А. Психология и метафизика образной сферы человека. С. 152.
27 См.: Там же. С. 408.
28 Виртуальный (лат.) — реально не существующий, воображаемый, либо возможный, но допускающий формальное рассмотрение как “якобы имеющийся”.
29 Этот термин означает, согласно А. А. Гостеву, совокупность обраклич (ТВ (Телевидение (греч. — далеко и лат. video — вижу; от новолатинского televisio — дальновидение) — комплекс устройств для передачи движущегося изображения и звука на расстояние), кино, видео, рекламы, интернет и др.), воздействующих на человека и изменяющих его внутренний мир.
30 См. Гостев А. А. Психология и метафизика образной сферы человека. С. 415.
31 См.: Там же. С. 372.
32 Гостев А. А. Психология вторичного образа. М., 2007. С. 486.
33 См. Гостев А. А. Психология и метафизика образной сферы человека. С. 375.
34 См. Гостев А. А. Психология вторичного образа. С. 493–494.