Оглавление
Для того чтобы работать над собой, нужно четко понимама, что внутри себя мы можем изменить, а что — нет.
У каждого из нас есть темперамент и характер. Ученые по-разному определяют эти уровни психики. Одни – говорят, что это одно и то же либо считают темперамент частью характера. Другие – противопоставляют их. Но самым распространенным в наше время является представление о темпераменте как биологической основе нрава.
Характер — это то, с чем мы родились
Это наша биологическая характеристика. Сознательно повлиять на неё мы можем не намного боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше, чем на размер своего сердца.
Темперамент определяет эмоциональность человека, скорость протекания его психических процессов, динамические собственныйства личности – например, силу, темп, скорость реакции на различные явления и события. Важно понимама, что темперамент характеризует скорее общий способ, направленность взаимодействия человека с миром. Он оказывает влияние на то, как мы реагируем на различные события, какие эмоциональные привычки имеем.
Слова, при помощи которых мы описываем темперамент: флегматичный, меланхоличный, холеричный, сангвиничный (по названиям 4 основных типов темперамента), а также подвижный, порывистый, спокойный, уравновешенный, возбудимый, энергичный, чувствительный, запальчивый.
Темперамент служит базой для развития характера, но при всем этом совсем не предопределяет его.
Неумение сладить со своим темпераментом может привести к проблемам со здоровьем — чрезмерно впечатлительные натуры, не сумевшие смягчить природную возбудимость привычкой к рассудительности, наиболее подвержены стрессу, чем люди со спокойным темпераментом. Броским литературным примером предельно флегматичного человека, способного без особых эмоциональных утрат преодолеть любые жизненные невзгоды, является майор Мак-Наббс из книги Жюля Верна “Детки капитана Гранта”.
Нрав — то, что делает нас неповторимыми
Характер охватывает все качества, сформированные под воздействием окружающей среды. Люди с похожим темпераментом могут облаотдать совершенно разными характерами. Наиболее того, характер пластичен и может изменяться про100 с течением времени либо изменением жизненной ситуации. А также черты характера можно изменить сознательными усилиями.
Под характером понимают особенности личности человека, от которых зависит поведение человека в различных ситуациях и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных критериях.
Многооразие всех черт характера делает нас неповторимыми, уникальными. Однако есть такие черты, которые можно именовать обычными.
Слова, при помощи которых мы описываем характер: супругественный, честный, инициативный, трудолюбивый, добросовестный, трусливый, ленивый, укрытный, волевой, твердый, ответственный, покладистый, вздорный, общительный, скверный, строптивый, скандальный, вредный, сварливый, деятельный, принципиальный, непреклонный, мстительный, изменчивый, миролюбивый, решительный, доброжелательный, независимый и т.д.
Эти собственныйства объединяют разных людей, делают их отчасти похожими. В которой-то степени правомерно говорить о национальных, профессиональных, возрастных чертах характера. Но это разделение весьма условно, полно исключений. Нет никакой четкой классификации характеров – уж слишком многооразны сочетания различных свойств и слишком уж пластичен, изменчив нрав.
Однако для удобства анализа и коррекции характеров пользуются методом, предложенным известным психологом, научным руководителем лаборатории «Психофизиология индивидуальных различий» профессором Тепловым Борисом Михайловичем.
Он предложил разделить черты характера на четыре группы:
Характер проявляется в том, какие цели 100вит впереди себя человек, и в том, какие средства он использует для достижения этих целей. Он тесно связан с мировоззрением и убеждениями человека. Таковым образом, изменяя собственные установки (убеждения, отношение к миру, людям, для себя), мы можем изменить и собственный нрав.
Положительные черты характера во всех группах – тот идеал, к которому должен стремиться христианин во славу Божию.
Нередко поведение человека слишком сильно зависит от внеших обстоятельств, от влияния на него окружающих людей. В таком случае говорят, что человек «бесхарактерный». Но по сути, характер у него, конечно же, есть. Про100 в этом характере не выражены волевые свойства.
Эти волевые качества, как и многие другие черты характера, можно развивать, сформировывать.
При воспитании нрава учитываем характер
Под «воспитанием» мы как раз и предполагаем обычно закладывание и развитие различных черт нрава.
При воспитании нужно обязательно учитывать темперамент – это ведь основа характера. Некоторые собственныйства темперамента могут способствовать выработке каких-либо черт характера, а формированию других они могут мешать. Во всем нужно соблюотдать принцип разумности.
Грустно смотреть, когда родители пытаются через силу заставить быть усидчивым, выдержанным, аккуратным ребенка с преоладанием холерического типа темперамента. Сейчас широко известно слово «гиперактивность». Но почему-то насильно переучивать леворуких сейчас практически пере100ли, а насиловать психику подвижного ребенка до сего времени считается нормой. Хотя если отдать возможность возбудимому чаду реализовать собственный темперамент там, где это не принципиально, например, есть – стоя, танцуя опосля того, как прожевал все, что во рту; учить уроки, ходя по комнате, либо даже бегая; писать не сразу весь текст, а по предложению, в перерывах дав возможность побаловаться, — тогда можно добиться огромных результатов, и даже постепенно приучить ребенка дернажимать собственный темперамент в узде, сформировав нужны черты характера. Ведь по мере развития характера темперамент оказывает все наименее выраженное влияние на поведение человека.
Про100 обычно такое гармоничное воспитание требует огромного терпения, времени, сил от родителей. Не все готовы на эти жертвы. Проще заставить, а в случае что – наказать за неусидчивость и прочие биологические качества. Для меня это равнозначно тому, что наказывать за форму носа либо разрез глаз.
Повторю снова: темперамент – врожденная характеристика, мы не можем его изменить. Мы можем только обучиться жить, в некий степени управляя им.
А характер – формируется и меняется.
Причем, формируется в поведении. Чтобы стать вежливым, нужно вежливо поступать. Чтобы стать честным – не лгать. Чтобы стать миролюбивым и добрым – созодать добрые дела и не ругаться. Чтобы не быть сварливым – не ворчать. И так дальше.
Лучшим способом воспитания, как известно, является собственный пример. Правда, чтобы воспитать себя и стать достойным примером, нужно еще боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше сил, времени, терпения…
Конечно, хорошо, когда эти привычки формируются с самого детства, ведь строить с нуля обычно проще, чем переделывать.
Может быть ли воздействовать на нрав взрослого человека?
Взрослый человек может значительно улучшить собственный нрав.
Способов воспитания много. Помогает воспитанию чтение хороших книжек, просмотр хороших фильмов. Тех, где приведены примеры супругества, воли, трудолюбия, честности и т.д.
Я лично прекрасно помню впечатление, произведенное на меня «Повестью о настоящем человеке» — о героизме и супругестве военного летчика. Не понимаю, оставили ли ее обязательной в школьной программе, поэтому расскажу для тех, кто не читал, один случай из книги (основанной, кстати, на реальной жизни Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева, летчика, продолжавшего летать и воевать с ампутированными ногами).
Уже опосля ампутации, на протезах, с палочкой, которая не бросается в глаза, он движется в электричке. Посиживает. На одной станции в вагон заходят раненые на костылях, с палочками. Пассажиры начинают тесниться, чтобы усадить солдат. И здесь одна женщина начинает укорять его, что вот посиживает, здоровый, и не стыдно ему, а еще командир.…
Думаю, каждый из нас сталкивался с таковой ситуацией в общественном транспорте, когда не уступают места пенсионерам, малышам, еще не способным сохранять равновесие и безопасно двигаться в автобусах. Даже здоровые люди зачастую отгораживаются от самого сознания того, что рядом те, кому нужно бы уступить пространство. Делают вид, что не лицезреют. И даже не всегда реагируют на замечания окружающих, если они не слишком требовательны. А иногда и скандалят, отстаивая свое право посиживать – и тоже проезд оплатил, и нужно на такси ездить, и прочее, и прочее…
Что все-таки сделал Алексей Мересьев (в книге фамилия немного изменена)?
Сначала он почувствовал незаслуженную обиду. О, какой повод был бы отдать волю данной для нас обиде, показать, что он тоже инвалид, отстоять свои права…
Но он моментально трансформировал эту эмоцию в «озорную веселость». Мы бы сказали – смирился. Он вскочил, уступил пространство солдату. А сам протиснулся к стенокке и облокотился на нее, держась за палку. А когда женщина осознала свою оплошность и 100ла стыдить других, выбивая пространство уже для него, то он потерял эту возникшую удовлетворенность — удовлетворенность от правильного поступка, правильного отношения к для себя, к людям.
Супругество, достоинство, воля, скромность, отзывчивость – прекрасные черты! 100раясь быть похожими на героя, тысячи советских ребят уступали места в автобусах, не жалея себя. Не раз слышала о этом.
А в повести Вениамина Каверина «Два капитана» предложен непосредственно рецепт воспитания воли, по пунктам. И поскольку герой тоже образец для подражания, то многие и многие волевые люди опирались на эту книгу в своем отрочестве и став взрослыми.
Мне нередко в работе с православными людьми приходится приводить в пример святую блаженную Матрону Московскую. Инвалид с рождения, человек в положении, казалось бы, гораздо худшем, чем у многих наших братьев и сестер во Христе, не нажималовалась. Не роптала. Она была с Богом и радовалась. К сожалению, сейчас весьма многие впадают в уныние из-за намного меньших проблем со здоровьем. А ведь это как раз проявление характера. Те же эгоцентризм, эгоизм, гордыня…
У каждого из нас свои книги, свои примеры, ведущие нас по пути выбора черт характера. Но у православных есть Идеал, к которому нужно стремиться. Сейчас есть прекрасная возможность, которой не было в моем детстве, — узнавать о великолепных примерах поведения, поступков из жизни святых. Из самого Евангелия, из других книжек Библии. И исправлять собственный характер, приводить его в соответствие с тем, чему учил нас Господь.