Тема сексуальных отношений в документах учительства Церкви

Тема сек­су­аль­ных отно­ше­ний, их зна­че­ния и места в жиз­ни чело­ве­ка явля­ет­ся акту­аль­ной в совре­мен­ном обще­стве. Как в свет­ской, так и в цер­ков­ной сре­де встре­ча­ет­ся широ­кий раз­брос мне­ний по общим и част­ным вопро­сам, свя­зан­ным с данной темой. В виду ее боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­шой неод­но­знач­но­сти сре­ди пра­во­слав­ных хри­сти­ан, мы хоте­ли бы весь­ма осто­рож­но осве­тить ее, изло­живой характер­ствен­ное и соци­аль­ное уче­ние Церк­ви, выра­жен­ное в офи­ци­аль­ных доку­мен­тах раз­лич­ных Помест­ных Пра­во­слав­ных Церквей.

  • Сек­су­аль­ные отно­ше­ния в бра­ке и вне его.
  • Общие поло­же­ния.
  • «В Пра­во­слав­ной Церк­ви брак рас­смат­ри­ва­ет­ся как древ­ней­ший инсти­здесь боже­ствен­но­го пра­ва, посколь­ку был уста­нов­лен одно­вре­мен­но с тво­ре­ни­ем пер­вых людей, Ада­ма и Евы (Быт. 2:23). С само­го нача­ла этот альянс под­ра­зу­ме­вал как духов­ное обще­ние супру­же­ской пары – супруг­чи­ны и жен­щи­ны, так и про­дол­же­ние жиз­ни чело­ве­че­ско­го рода»[1]. «Вопло­щая изна­чаль­ную волю Гос­по­да о тво­ре­нии, бла­го­сло­вен­ный Им супру­же­ский альянс 100­но­вит­ся сред­ством про­дол­же­ния и умно­же­ния чело­ве­че­ско­го рода:  (Быт.1:28). Супруг­чи­на и жен­щи­на явля­ют собой два раз­лич­ных обра­за суще­ство­ва­ния в еди­ном чело­ве­че­стве. Они нуж­да­ют­ся в обще­нии и вза­им­ном вос­пол­не­нии»[2].

    «Наря­ду с самым пози­тив­ным утвер­жде­ни­ем бра­ка и семей­ной жиз­ни Пра­во­слав­ная Цер­ковь так­же утвер­жда­ет, что Гос­подь при­зы­ва­ет неко­то­рых супруг­чин и жен­щин к без­брач­ной жиз­ни и дев­ствен­но­сти. “Ангель­ский путь” мона­ше­ской жиз­ни осо­бен­но бла­го­сло­вен для супруг­чин и жен­щин, “спо­соб­ных вме­стить это”, как “назна­чен­ных” и “при­зван­ных” (ср. Мф. 19:10–12; 1 Кор. 7)»[3].

    Цер­ковь не при­зна­ет других форм сожи­тель­ства, кро­ме закон­но­го бра­ка супруг­чи­ны и жен­щи­ны, соот­вет­ствен­но осуж­да­ет неза­кон­ные сек­су­аль­ные отно­ше­ния вне супру­же­ско­го сою­за. «Осуж­дая пор­но­гра­фию и блуд, Цер­ковь никак не при­зы­ва­ет гну­шать­ся телом либо поло­вой бли­зо­стью как тако­вы­ми[4], ибо телес­ные отно­ше­ния супруг­чи­ны и жен­щи­ны бла­го­слов­ле­ны Богом в бра­ке»[5]. Телес­ные отно­ше­ния в бра­ке «чисты» и «достой­ны по замыс­лу Божию»[6], явля­ют­ся «свя­щен­ным выра­же­ни­ем люб­ви»[7]. Они закон­ны и умест­ны толь­ко там, где соеди­не­ны с лич­ност­ной и духов­ной общ­но­стью, жерт­вен­но­стью и все­це­лой ответ­ствен­но­стью друг за дру­га, кото­рые «осу­ще­стви­мы только в пожиз­нен­ной брач­ной вер­но­сти»[8].

    Напро­тив, блуд, супру­же­ские изме­ны и раз­лич­ные извра­ще­ния раз­ру­ша­ют отно­ше­ния с Богом и дру­ги­ми людь­ми. «Свя­щен­ное Писа­ние пове­ле­ва­ет тела наши хра­нить в чисто­те, пото­му что они сущность чле­ны Хри­100­вы и хра­мы Свя­та­го Духа»[9]. И «посколь­ку каж­дый хри­сти­а­нин – член тела Хри­100­ва, то тво­ря­щий блуд с блуд­ни­ца­ми осквер­ня­ет само­го себя. А что каж­дый из веру­ю­щих – член тела Хри­100­ва, это утвер­жда­ет Апо­стол: (1Кор. 6:15)»[10].

    Подоб­но тому, как осквер­не­ние цер­ков­но­го зда­ния будет свя­то­тат­ством, вступ­ле­ние в неза­кон­ную связь явля­ет­ся оскорб­ле­ни­ем живу­ще­го в наших телах Свя­то­го Духа. Воля Божия о Его детях, соглас­но уче­нию апо­100­ла Пав­ла, «» (1Фес. 4:3–7). Итак, пер­вая и глав­ная при­чи­на непри­ем­ле­мо­сти вне­брач­ных отно­ше­ний – это ясная запо­ведь Гос­по­ну и несов­ме­сти­мость Его хра­ма, како­вым явля­ет­ся наше тело, с духов­но-нрав­ствен­ной нечистотой.

    Кро­ме того, «блуд неиз­беж­но раз­ру­ша­ет гар­мо­нию и целост­ность жиз­ни чело­ве­ка, нано­ся тяж­кий урон его духов­но­му здо­ро­вью. Рас­оков­ство при­туп­ля­ет духов­ное зре­ние и оже­100­ча­ет серд­це, делая его неспо­соб­ным к истин­ной люб­ви. Сча­стье пол­но­кров­ной семей­ной жиз­ни 100­но­вит­ся недо­ступ­ным для блуд­ни­ка. Таковым обра­зом, грех про­тив цело­муд­рия вле­чет за собой и нега­тив­ные соци­аль­ные послед­ствия»[11].

    Рас­про­стра­нен­ные этого­денька неза­ре­ги­стри­ро­ван­ные «сожи­тель­ства гре­хов­ны, а их рас­про­стра­не­ние в мире явля­ет­ся про­тив­ле­ни­ем замыс­лу Божию о чело­ве­ке, опас­но для инсти­ту­та бра­ка и не может полу­чить ника­ко­го при­зна­ния со 100­ро­ны Церк­ви»[12].

  • Пред­на­зна­че­ние сек­су­аль­ных отно­ше­ний в браке. 
  • В доку­мен­тах цер­ков­но­го учи­тель­ства выде­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие функ­ции сек­су­аль­ных отно­ше­ний в браке:

  • Выра­же­ние цело­муд­рен­ной вза­им­ной люб­ви супру­гов[13].
  • Выра­же­ние пол­ной общ­но­сти, «еди­но­мыс­лия душ и телес» супру­гов, о кото­ром Цер­ковь молит­ся в чине брач­но­го вен­ча­ния[14].
  • Удо­вле­тво­ре­ние при­род­ных потреб­но­стей («пога­ше­ние жела­ния пло­ти»)[15].
  • Источ­ник про­дол­же­ния чело­ве­че­ско­го рода[16].
  • Раз­ре­ше­ние на сек­су­аль­ные отно­ше­ния в бра­ке не быть может пово­дом для все­доз­во­лен­но­сти: «Сек­су­аль­ная любовь в бра­ке долж­на быть цело­муд­рен­ной и незапятанной, лишен­ной похот­ли­во­сти (lewdness), раз­вра­та (lechery), наси­лия и само­удо­вле­тво­ре­ния»[17].

  • Сек­су­аль­ное воз­дер­жа­ние в браке.
  • Вре­мен­ное сек­су­аль­ное воз­дер­жа­ние в бра­ке нахо­дит в цер­ков­ных доку­мен­тах два обос­но­ва­ния – аске­ти­че­ское (воз­мож­ность дать­ся осо­бо усерд­ной молит­ве) и прак­ти­че­ское (один из спо­со­бов кон­тро­ля рож­да­е­мо­сти)[18].

    Осно­ва­ни­ем для это­го слу­жат сло­ва апо­100­ла Пав­ла: «» (1Кор.7:5).

    Сре­ди древ­их обще­цер­ков­ных кано­нов по это­му вопро­су нахо­дят­ся сле­ду­ю­щие правила.

    3 пра­ви­ло свт. Дио­ни­сия Вели­ко­го: «Доста­точ­ны­ми арбитр­ми для самих себя долж­ны быть и всту­пив­шие в брак. Ибо о том, что подо­ба­ет воз­дер­жи­вать­ся друг от дру­га по согла­сию, на вре­мя, чтобы упраж­нять­ся в молит­ве, и позже сно­ва быть вме­сте, они слы­ша­ли из писа­ний апо­100­ла Пав­ла (см. 1Кор.7:5)».

    5 пра­ви­ло Тимо­фея Алек­сан­дрий­ско­го: «Если супруга пре­бу­дет ночкой со сво­им супругом либо супруг с супругой, а совер­ша­ет­ся бого­слу­же­ние, то сле­ду­ет ли им при­ча­стить­ся либо нет? Ответ: Не сле­ду­ет, посколь­ку апо­стол при­зы­ва­ет: (1Кор.7:5)».

    13 пра­ви­ло Тимо­фея Алек­сан­дрий­ско­го: «На соче­та­ю­щих­ся бра­ком в какие деньки неде­ли долж­но нала­гать воз­дер­жа­ние от сово­куп­ле­ния друг с дру­гом и в какие деньки иметь им пра­во на это? Ответ: То, что ска­за­но мной преж­де, гово­рю и сейчас. Апо­стол пове­ле­ва­ет: (см. 1Кор.7:5). А в суб­бо­ту и вос­кре­се­нье необ­хо­ди­мо воз­дер­жи­вать­ся, пото­му что в эти деньки при­но­сит­ся Гос­по­ду духов­ная жертва».

    В «Осно­вах соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви» ска­за­но, что «реше­ния в данной обла­сти супру­ги долж­ны при­ни­мама по обо­юд­но­му согла­сию, при­бе­гая к сове­ту духов­ни­ка. Послед­не­му же над­ле­жит с пас­тыр­ской осмот­ри­тель­но­стью при­ни­мама во вни­ма­ние кон­крет­ные усло­вия жиз­ни супру­же­ской пары, их воз­раст, здо­ро­вье, сте­пень духов­ной зре­ло­сти и мно­гие дру­гие обсто­я­тель­ства, раз­ли­чая тех, кто может высо­кие тре­бо­ва­ния воз­дер­жа­ния, от тех, кому это не (Мф.19:11), и забо­тясь преж­де все­го о сохра­не­нии и укреп­ле­нии семьи» (XII.3). При всем этом в вопро­се о пери­о­де воз­дер­жа­ния перед при­ча­сти­ем, в совре­мен­ной прак­ти­ке Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь бук­валь­но сле­ду­ет старым кано­нам, пред­пи­сы­вая в согла­сии с ними воз­дер­жа­ние нака­нуне при­ча­стия[19].

    Соглас­но опре­де­ле­нию Свя­щен­но­го Сино­да Пра­во­слав­ной Церк­ви в Аме­ри­ке, вре­мен­ное и согла­со­ван­ное меж­ду супру­га­ми воз­дер­жа­ние не явля­ет­ся жест­ким пра­ви­лом, но реко­мен­да­ци­ей: «Супру­же­ским парам реко­мен­ду­ет­ся (married couples are encouraged) воз­дер­жи­вать­ся от поло­во­го соеди­не­ния вре­мя от вре­ме­ни, что­бы пре­отдать­ся молит­ве (как, напри­мер, нака­нуне Евха­ри­стии и во вре­мя Вели­ко­го поста). Одна­ко они долж­ны созодать это толь­ко , посколь­ку их тела не явля­ют­ся их соб­ствен­ны­ми, но при­над­ле­жат друг дру­гу; и они долж­ны их (ср. 1Кор. 7:2–7)»[20].

    Свя­щен­ный Синод Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в опре­де­ле­нии от 28 декаб­ря 1998 года ука­зал свя­щен­ни­кам, несу­щим духов­ни­че­ское слу­же­ние, на «недо­пу­сти­мость при­нуж­де­ния либо скло­не­ния пасо­мых, вопре­ки их воле, к… отка­зу от супру­же­ской жиз­ни в бра­ке», а так­же напом­нил пас­ты­рям о необ­хо­ди­мо­сти «соблю­де­ния осо­бо­го цело­муд­рия и осо­бой пас­тыр­ской осто­рож­но­сти при обсуж­де­нии с пасо­мы­ми вопро­сов, свя­зан­ных с теми либо ины­ми аспек­та­ми их семей­ной жизни».

  • Про­бле­ма контрацепции.
  • Вопросец о допу­сти­мо­сти упо­треб­ле­ния кон­тра­цеп­ции не име­ет еди­но­го реше­ния в Помест­ных Пра­во­слав­ных Церквах.

    В чем все Церк­ви едины:

  • Недо­пу­сти­мо исполь­зо­вать абор­тив­ную контрацепцию.
  • Пол­ный отказ от рож­де­ния малышей без серьез­ных осно­ва­ний про­ти­во­ре­чит сущности хри­сти­ан­ско­го бра­ка, посколь­ку в молит­вах таин­ства содер­жит­ся «про­ше­ние к Богу о их рож­де­нии и вос­пи­та­нии», и это «всту­па­ет в про­ти­во­ре­чие с “таин­ством люб­ви”»[21].
  • В чем осо­бен­ность пози­ции каж­дой из Церквей?

    • Гре­че­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь. Хоть какое искус­ствен­ное пре­пят­ствие дето­рож­де­нию пре­ступ­но, пото­му что «долг жен­щи­ны — чадо­ро­дие, ее цель — (Евр. 13:17). Един­ствен­но при­ем­ле­мым для хри­сти­а­ни­на выхо­дом быть может супру­же­ское воз­дер­жа­ние»[22]. При всем этом отме­ча­ет­ся, что «мно­гие не могут взять на себя таковой подвиг. Немно­гие обре­ли его себе. Поэто­му нести его нужно по жела­нию, по воз­мож­но­стям. Мы име­ем дело с цер­ков­ной эко­но­ми­ей — снис­хож­де­ни­ем, поэто­му эта мера не быть может суро­вой»[23].
    • Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь. Посколь­ку «супру­ги несут ответ­ствен­ность перед Богом за пол­но­цен­ное вос­пи­та­ние малышей»[24], они долж­ны с рас­суж­де­ни­ем под­хо­дить к их зача­тию и рож­де­нию. «Одним из путей реа­ли­за­ции ответ­ствен­но­го отно­ше­ния к их рож­де­нию явля­ет­ся воз­дер­жа­ние от поло­вых отно­ше­ний на опре­де­лен­ное вре­мя»[25]. Неа­бор­тив­ная кон­тра­цеп­ция не одоб­ря­ет­ся и не осуж­да­ет­ся, кро­ме слу­ча­ев, когда ее исполь­зо­ва­ние про­дик­то­ва­но «наме­рен­ным отка­зом от рож­де­ния малышей из эго­и­сти­че­ских побуж­де­ний»[26]. Реше­ния в данной обла­сти долж­ны при­ни­мама­ся сами­ми супру­га­ми по согла­сию, при­бе­гая к сове­ту духов­ни­ка. При­о­ри­те­том долж­на быть забо­та о сохра­не­нии и укреп­ле­нии семьи. 
    • Кон­стан­ти­но­поль­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь. Хотя нор­мой для хри­сти­ан­ской семьи явля­ет­ся рож­де­ние малышей, быва­ют раз­лич­ные ува­жи­тель­ные при­чи­ны и обсто­я­тель­ства[27]. Воз­ра­же­ний про­тив вре­мен­но­го предо­хра­не­ния в бра­ке у Церк­ви нет.
    • Пра­во­слав­ная Цер­ковь в Аме­ри­ке. Пол­но­стью отка­зы­вать­ся от рож­де­ния малышей непра­виль­но, одна­ко «супру­же­ские пары могут выра­нажимать свою любовь в поло­вом акте без посто­ян­но­го наме­ре­ния зачать ребен­ка». При всем этом «при­ем­ле­мы толь­ко те сред­ства кон­тро­ля зача­тия в бра­ке, кото­рые не при­чи­ня­ют вред уже зача­то­му пло­ду»[28].
  • Иска­же­ния чело­ве­че­ской сексапильности.
  • «В пад­шем мире отно­ше­ния полов могут извра­щать­ся, пере­100­вая быть выра­же­ни­ем бого­дан­ной люб­ви и вырож­да­ясь в про­яв­ле­ние гре­хов­но­го при­стра­стия пад­ше­го чело­ве­ка к сво­е­му я»[29]. Про­яв­ле­ния чело­ве­че­ской сек­су­аль­но­сти гре­хов­ны, когда они выхо­дят за рам­ки замыс­ла Божия о их.

  • Про­сти­ту­ция, пор­но­гра­фия, самоудовлетворение.
  • Цер­ковь осуж­да­ет пре­вра­ще­ние «незапятнанных и достой­ных по замыс­лу Божию отно­ше­ний, а так­же само­го чело­ве­че­ско­го тела в пред­мет уни­зи­тель­ной экс­плу­а­та­ции и тор­гов­ли, пред­на­зна­чен­ный для извле­че­ния эго­и­сти­че­ско­го, без­лич­но­го, без­лю­бов­но­го и извра­щен­но­го удо­вле­тво­ре­ния»[30].

    «Пор­но­гра­фия, пред­став­ля­ю­щая собой экс­плу­а­та­цию поло­во­го вле­че­ния в ком­мер­че­ских, поли­ти­че­ских либо идео­ло­ги­че­ских целях, спо­соб­ству­ет подав­ле­нию духов­но­го и характер­ствен­но­го нача­ла, низ­во­дя тем чело­ве­ка до уров­ня животик­но­го, руко­вод­ству­ю­ще­го­ся только инстинктом.

    Про­па­ган­да поро­ка нано­сит осо­бен­ный вред неутвер­жден­ным душам малышей и юно­ше­ства. В кни­гах, кино­филь­мах и дру­гой видео­про­дук­ции, в сред­ствах мас­со­вой инфор­ма­ции, а так­же в неко­то­рых обра­зо­ва­тель­ных про­грам­мах под­рост­кам зача­стую вну­ша­ют такое пред­став­ле­ние о поло­вых отно­ше­ни­ях, кото­рое очень уни­зи­тель­но для чело­ве­че­ско­го досто­ин­ства, посколь­ку в нем нет места для поня­тий цело­муд­рия, супру­же­ской вер­но­сти и само­от­вер­жен­ной люб­ви. Интим­ные отно­ше­ния супруг­чи­ны и жен­щи­ны не толь­ко обна­жа­ют­ся и выстав­ля­ют­ся напо­каз, оскорб­ляя есте­ствен­ное чув­ство стыд­ли­во­сти, да и пред­став­ля­ют­ся как акт чисто телес­но­го удо­вле­тво­ре­ния, не свя­зан­но­го с глу­бо­кой внут­рен­ней общ­но­стью и каки­ми-либо характер­ствен­ны­ми обя­за­тель­ства­ми»[31].

    «Древ­няя Цер­ковь в писа­ни­ях сво­их отцов и учи­те­лей (таковых как Кли­мент Алек­сан­дрий­ский, свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский и свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст) неиз­мен­но осуж­да­ла непри­стой­ные теат­раль­ные сце­ны и изоб­ра­же­ния. Под стра­хом отлу­че­ния от Церк­ви 100‑е пра­ви­ло Трулль­ско­го собо­ра запре­ща­ет изго­тов­лять »[32].

    Предо­став­ле­ние детям и под­рост­кам зна­ний о отно­ше­ни­ях полов и о телес­ной при­ро­де чело­ве­ка в семье и шко­ле при­зна­ет­ся {само по себе} нор­маль­ным. Одна­ко «Цер­ковь не может под­дер­нажимать тех про­гр “поло­во­го про­све­ще­ния “, кото­рые при­зна­ют нор­мой добрач­ные свя­зи, а тем наиболее раз­лич­ные извра­ще­ния. Совер­шен­но непри­ем­ле­мо навя­зы­ва­ние таковых про­гр уча­щим­ся. Шко­ла при­зва­на про­ти­во­100­ять поро­ку, раз­ру­ша­ю­ще­му целост­ность лич­но­сти, вос­пи­ты­вать цело­муд­рие, гото­вить юно­ше­ство к созда­нию крепчал­кой семьи, осно­ван­ной на вер­но­сти и чисто­те»[33].

  • Гомо­сек­су­а­лизм и про­чие про­ти­во­есте­ствен­ные пороки.
  • Гомо­сек­су­а­лизм в сво­ем осно­ва­нии явля­ет­ся «пороч­ным иска­же­ни­ем бого­з­дан­ной при­ро­ды чело­ве­ка», «извра­щен­ным про­яв­ле­ни­ем сек­су­аль­но­сти»[34]. Гомо­сек­су­аль­ные свя­зи про­ти­во­есте­ствен­ны и явля­ют­ся одним из тяж­ких гре­хов, вой­ю­щих к небу о отмще­нии за их[35]. Недо­пу­сти­ма про­па­ган­да гомо­сек­су­а­лиз­ма и про­чих извращений.

    При всем этом, сами по для себя гомо­сек­су­аль­ные иску­ше­ния, вле­че­ние к лицам сво­е­го пола, как и про­чие иску­ше­ния, сами по для себя не явля­ют­ся гре­хов­ны­ми, если чело­век не при­ни­ма­ет их себе как нор­му и не под­да­ет­ся им. Такие люди нуж­да­ют­ся в осо­бен­ной духов­ной под­держ­ке. К ним «сле­ду­ет отно­сить­ся с пони­ма­ни­ем, при­ня­ти­ем, любо­вью, спра­вед­ли­во­стью и мило­сер­ди­ем, при­су­щим всем людям»[36]. «Гомо­сек­су­аль­ные устрем­ле­ния, как и дру­гие стра­сти, тер­за­ю­щие пад­ше­го чело­ве­ка, вра­чу­ют­ся Таин­ства­ми, молит­вой, постом, пока­я­ни­ем, чте­ни­ем Свя­щен­но­го Писа­ния и свя­то­оте­че­ских тво­ре­ний, а так­же хри­сти­ан­ским обще­ни­ем с веру­ю­щи­ми людь­ми, гото­вы­ми ока­зать духов­ную под­держ­ку»[37]. Те кто осо­зна­ют ненор­маль­ность этих устрем­ле­ний и сопро­тив­ля­ют­ся им, могут быть чле­на­ми Церк­ви и при­ча­щать­ся. Те, кто при­зна­ют это нор­мой – не могут.

    «Иногда извра­ще­ния чело­ве­че­ской сек­су­аль­но­сти про­яв­ля­ют­ся в фор­ме болез­нен­но­го чув­ства при­над­леж­но­сти к про­ти­во­по­лож­но­му полу, резуль­та­том чего же 100­но­вит­ся попыт­ка изме­не­ния пола (транс­сек­су­а­лизм). Стрем­ле­ние отка­зать­ся от при­над­леж­но­сти к тому полу, кото­рый даро­ван чело­ве­ку Созда­те­лем, может иметь только пагуб­ные послед­ствия для даль­ней­ше­го раз­ви­тия лич­но­сти. «Сме­на пола» посред­ством гор­мо­наль­но­го воз­дей­ствия и про­ве­де­ния хирур­ги­че­ской опе­ра­ции во мно­гих слу­ча­ях при­во­дит не к раз­ре­ше­нию пси­хо­ло­ги­че­ских про­блем, а к их усу­губ­ле­нию, порож­дая глу­бо­кий внут­рен­ний кри­зис. Цер­ковь не может одоб­рить тако­го рода “мятеж про­тив Твор­ца и при­знать дей­стви­тель­ной искус­ствен­но изме­нен­ную поло­вую при­над­леж­ность. Если “сме­на пола” про­изо­шла с чело­ве­ком до Кре­ще­ния, он быть может допу­щен к это­му Таин­ству, как и хоть какой греш­ник, но Цер­ковь кре­стит его как при­над­ле­жа­ще­го к тому полу, в кото­ром он рож­ден. Руко­по­ло­же­ние тако­го чело­ве­ка в свя­щен­ный сан и вступ­ле­ние его в цер­ков­ный брак неприемлимо.

    От транс­сек­су­а­лиз­ма над­ле­жит отли­чать непра­виль­ную иден­ти­фи­ка­цию поло­вой при­над­леж­но­сти в ран­нем дет­стве в резуль­та­те вра­чеб­ной ошиб­ки, свя­зан­ной с пато­ло­ги­ей раз­ви­тия поло­вых при­зна­ков. Хирур­ги­че­ская кор­рек­ция в дан­ном слу­чае не носит харак­тер изме­не­ния пола»[38].

    При­ме­ча­ния

    [1] Таин­ство бра­ка и пре­пят­ствия к нему // Official Documents of the Holy and Great Council of the Orthodox Church.

    [2] Осно­вы соци­аль­ной кон­цеп­ции РПЦ. Х.1.

    [3] Суж­де­ния Свя­щен­но­го Сино­да Пра­во­слав­ной Церк­ви в Аме­ри­ке о бра­ке, семье, сек­су­аль­но­сти и свя­то­сти жиз­ни (1992 г.) // Оrthodox Church in America.

    [4] Испы­ты­ва­ю­щие отвра­ще­ние к сек­су­аль­ным про­яв­ле­ни­ям в бра­ке, а так­же осуж­да­ю­щие их, явля­ют­ся ере­ти­ка­ми (1, 4, 9, 10 пра­ви­ла Ган­гр­ско­го собо­ра, 51 пра­ви­ло св. апостолов).

    [5] Осно­вы соци­аль­ной кон­цеп­ции РПЦ. Х.6.

    [6] Там же.

    [7] Суж­де­ния Свя­щен­но­го Сино­да Пра­во­слав­ной Церк­ви в Аме­ри­ке о бра­ке, семье, сек­су­аль­но­сти и свя­то­сти жиз­ни (1992 г.) // Оrthodox Church in America.

    [8] Осно­вы соци­аль­ной кон­цеп­ции РПЦ. Х.6.

    [9] Про­государств­ный хри­сти­ан­ский кате­хи­зис. О люб­ви, о седь­мой заповеди.

    [10] Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние Кафо­ли­че­ской и Апо­настолько­ской Церк­ви Восточ­ной. Ч. 3, вопросец 28.

    [11] Осно­вы соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Х.6.

    [12] О уча­стии вер­ных в Евха­ри­стии. V.

    [13] Осно­вы соци­аль­ной кон­цеп­ции РПЦ. Х.6. Суж­де­ния Свя­щен­но­го Сино­да Пра­во­слав­ной Церк­ви в Аме­ри­ке о бра­ке, семье, сек­су­аль­но­сти и свя­то­сти жиз­ни (1992 г.) // Оrthodox Church in America.

    [14] Осно­вы соци­аль­ной кон­цеп­ции РПЦ. Х.6.

    [15] Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние Кафо­ли­че­ской и Апо­настолько­ской Церк­ви Восточ­ной. Ч. 1, вопросец 116.

    [16] Осно­вы соци­аль­ной кон­цеп­ции РПЦ. Х.6.

    [17] Суж­де­ния Свя­щен­но­го Сино­да Пра­во­слав­ной Церк­ви в Аме­ри­ке о бра­ке, семье, сек­су­аль­но­сти и свя­то­сти жиз­ни (1992 г.) // Оrthodox Church in America.

    [18] Осно­вы соци­аль­ной кон­цеп­ции РПЦ. XII.3.

    [19] О уча­стии вер­ных в Евха­ри­стии. II.2. Для срав­не­ния, прп. Нико­дим Свя­то­го­рец, со ссыл­кой на реше­ние Кон­стан­ти­но­поль­ско­го сино­да при пат­ри­ар­хе Луке Хри­со­вер­ге (XII в.), гово­рит о 3-х­днев­ном воз­дер­жа­нии. См.: Пида­ли­он (при­ме­ча­ние к 13 пра­ви­лу Трулль­ско­го собо­ра) // Азбу­ка веры.

    [20] Суж­де­ния Свя­щен­но­го Сино­да Пра­во­слав­ной Церк­ви в Аме­ри­ке о бра­ке, семье, сек­су­аль­но­сти и свя­то­сти жиз­ни (1992 г.) // Оrthodox Church in America.

    [21] Там же.

    [22] Окруж­ное посла­ние Епи­ско­па­та Эллад­ской Церк­ви ко все­му гре­че­ско­му наро­ду (1978 г.). Цит. по: архим. Н. Эмм. Аркас. Брак и дето­рож­де­ние. М., 2005. С. 155, 157.

    [23] Там же. С. 157.

    [24] Осно­вы соци­аль­ной кон­цеп­ции РПЦ. XII.3.

    [25] Там же.

    [26] Там же.

    [27] За жизнь мира. На пути к соци­аль­но­му это­су Пра­во­слав­ной Церк­ви. III.24. (2019 г.) // Пре­да­ние. ру.

    [28] Суж­де­ния Свя­щен­но­го Сино­да Пра­во­слав­ной Церк­ви в Аме­ри­ке о бра­ке, семье, сек­су­аль­но­сти и свя­то­сти жиз­ни (1992 г.) // Оrthodox Church in America.

    [29] Осно­вы соци­аль­ной кон­цеп­ции РПЦ. Х.1.

    [30] Осно­вы соци­аль­ной кон­цеп­ции РПЦ. Х.6.

    [31] Там же.

    [32] Там же.

    [33] Там же.

    [34] Осно­вы соци­аль­ной кон­цеп­ции РПЦ. ХII.9. 

    [35] Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние Кафо­ли­че­ской и Апо­настолько­ской Церк­ви Восточ­ной. Ч. 3, вопросец 42.

    [36] Суж­де­ния Свя­щен­но­го Сино­да Пра­во­слав­ной Церк­ви в Аме­ри­ке о бра­ке, семье, сек­су­аль­но­сти и свя­то­сти жиз­ни (1992 г.) // Оrthodox Church in America.

    [37] Осно­вы соци­аль­ной кон­цеп­ции РПЦ. ХII.9.

    [38] Там же.

    Уютный дом