Тема сексуальных отношений, их значения и места в жизни человека является актуальной в современном обществе. Как в светской, так и в церковной среде встречается широкий разброс мнений по общим и частным вопросам, связанным с данной темой. В виду ее боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шой неоднозначности среди православных христиан, мы хотели бы весьма осторожно осветить ее, изложивой характерственное и социальное учение Церкви, выраженное в официальных документах различных Поместных Православных Церквей.
«В Православной Церкви брак рассматривается как древнейший инстиздесь божественного права, поскольку был установлен одновременно с творением первых людей, Адама и Евы (Быт. 2:23). С самого начала этот альянс подразумевал как духовное общение супружеской пары – супругчины и женщины, так и продолжение жизни человеческого рода»[1]. «Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский альянс 100новится средством продолжения и умножения человеческого рода: (Быт.1:28). Супругчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении»[2].
«Наряду с самым позитивным утверждением брака и семейной жизни Православная Церковь также утверждает, что Господь призывает некоторых супругчин и женщин к безбрачной жизни и девственности. “Ангельский путь” монашеской жизни особенно благословен для супругчин и женщин, “способных вместить это”, как “назначенных” и “призванных” (ср. Мф. 19:10–12; 1 Кор. 7)»[3].
Церковь не признает других форм сожительства, кроме законного брака супругчины и женщины, соответственно осуждает незаконные сексуальные отношения вне супружеского союза. «Осуждая порнографию и блуд, Церковь никак не призывает гнушаться телом либо половой близостью как таковыми[4], ибо телесные отношения супругчины и женщины благословлены Богом в браке»[5]. Телесные отношения в браке «чисты» и «достойны по замыслу Божию»[6], являются «священным выражением любви»[7]. Они законны и уместны только там, где соединены с личностной и духовной общностью, жертвенностью и всецелой ответственностью друг за друга, которые «осуществимы только в пожизненной брачной верности»[8].
Напротив, блуд, супружеские измены и различные извращения разрушают отношения с Богом и другими людьми. «Священное Писание повелевает тела наши хранить в чистоте, потому что они сущность члены Хри100вы и храмы Святаго Духа»[9]. И «поскольку каждый христианин – член тела Хри100ва, то творящий блуд с блудницами оскверняет самого себя. А что каждый из верующих – член тела Хри100ва, это утверждает Апостол: (1Кор. 6:15)»[10].
Подобно тому, как осквернение церковного здания будет святотатством, вступление в незаконную связь является оскорблением живущего в наших телах Святого Духа. Воля Божия о Его детях, согласно учению апо100ла Павла, «» (1Фес. 4:3–7). Итак, первая и главная причина неприемлемости внебрачных отношений – это ясная заповедь Госпону и несовместимость Его храма, каковым является наше тело, с духовно-нравственной нечистотой.
Кроме того, «блуд неизбежно разрушает гармонию и целостность жизни человека, нанося тяжкий урон его духовному здоровью. Расоковство притупляет духовное зрение и оже100чает сердце, делая его неспособным к истинной любви. Счастье полнокровной семейной жизни 100новится недоступным для блудника. Таковым образом, грех против целомудрия влечет за собой и негативные социальные последствия»[11].
Распространенные этогоденька незарегистрированные «сожительства греховны, а их распространение в мире является противлением замыслу Божию о человеке, опасно для института брака и не может получить никакого признания со 100роны Церкви»[12].
В документах церковного учительства выделяются следующие функции сексуальных отношений в браке:
Разрешение на сексуальные отношения в браке не быть может поводом для вседозволенности: «Сексуальная любовь в браке должна быть целомудренной и незапятанной, лишенной похотливости (lewdness), разврата (lechery), насилия и самоудовлетворения»[17].
Временное сексуальное воздержание в браке находит в церковных документах два обоснования – аскетическое (возможность даться особо усердной молитве) и практическое (один из способов контроля рождаемости)[18].
Основанием для этого служат слова апо100ла Павла: «» (1Кор.7:5).
Среди древих общецерковных канонов по этому вопросу находятся следующие правила.
3 правило свт. Дионисия Великого: «Достаточными арбитрми для самих себя должны быть и вступившие в брак. Ибо о том, что подобает воздерживаться друг от друга по согласию, на время, чтобы упражняться в молитве, и позже снова быть вместе, они слышали из писаний апо100ла Павла (см. 1Кор.7:5)».
5 правило Тимофея Александрийского: «Если супруга пребудет ночкой со своим супругом либо супруг с супругой, а совершается богослужение, то следует ли им причаститься либо нет? Ответ: Не следует, поскольку апостол призывает: (1Кор.7:5)».
13 правило Тимофея Александрийского: «На сочетающихся браком в какие деньки недели должно налагать воздержание от совокупления друг с другом и в какие деньки иметь им право на это? Ответ: То, что сказано мной прежде, говорю и сейчас. Апостол повелевает: (см. 1Кор.7:5). А в субботу и воскресенье необходимо воздерживаться, потому что в эти деньки приносится Господу духовная жертва».
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» сказано, что «решения в данной области супруги должны принимама по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимама во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может высокие требования воздержания, от тех, кому это не (Мф.19:11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи» (XII.3). При всем этом в вопросе о периоде воздержания перед причастием, в современной практике Русская Православная Церковь буквально следует старым канонам, предписывая в согласии с ними воздержание накануне причастия[19].
Согласно определению Священного Синода Православной Церкви в Америке, временное и согласованное между супругами воздержание не является жестким правилом, но рекомендацией: «Супружеским парам рекомендуется (married couples are encouraged) воздерживаться от полового соединения время от времени, чтобы преотдаться молитве (как, например, накануне Евхаристии и во время Великого поста). Однако они должны созодать это только , поскольку их тела не являются их собственными, но принадлежат друг другу; и они должны их (ср. 1Кор. 7:2–7)»[20].
Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения либо склонения пасомых, вопреки их воле, к… отказу от супружеской жизни в браке», а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми либо иными аспектами их семейной жизни».
Вопросец о допустимости употребления контрацепции не имеет единого решения в Поместных Православных Церквах.
В чем все Церкви едины:
В чем особенность позиции каждой из Церквей?
- Греческая Православная Церковь. Хоть какое искусственное препятствие деторождению преступно, потому что «долг женщины — чадородие, ее цель — (Евр. 13:17). Единственно приемлемым для христианина выходом быть может супружеское воздержание»[22]. При всем этом отмечается, что «многие не могут взять на себя таковой подвиг. Немногие обрели его себе. Поэтому нести его нужно по желанию, по возможностям. Мы имеем дело с церковной экономией — снисхождением, поэтому эта мера не быть может суровой»[23].
- Русская Православная Церковь. Поскольку «супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание малышей»[24], они должны с рассуждением подходить к их зачатию и рождению. «Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время»[25]. Неабортивная контрацепция не одобряется и не осуждается, кроме случаев, когда ее использование продиктовано «намеренным отказом от рождения малышей из эгоистических побуждений»[26]. Решения в данной области должны принимамася самими супругами по согласию, прибегая к совету духовника. Приоритетом должна быть забота о сохранении и укреплении семьи.
- Константинопольская Православная Церковь. Хотя нормой для христианской семьи является рождение малышей, бывают различные уважительные причины и обстоятельства[27]. Возражений против временного предохранения в браке у Церкви нет.
- Православная Церковь в Америке. Полностью отказываться от рождения малышей неправильно, однако «супружеские пары могут выранажимать свою любовь в половом акте без постоянного намерения зачать ребенка». При всем этом «приемлемы только те средства контроля зачатия в браке, которые не причиняют вред уже зачатому плоду»[28].
«В падшем мире отношения полов могут извращаться, пере100вая быть выражением богоданной любви и вырождаясь в проявление греховного пристрастия падшего человека к своему я»[29]. Проявления человеческой сексуальности греховны, когда они выходят за рамки замысла Божия о их.
Церковь осуждает превращение «незапятнанных и достойных по замыслу Божию отношений, а также самого человеческого тела в предмет унизительной эксплуатации и торговли, предназначенный для извлечения эгоистического, безличного, безлюбовного и извращенного удовлетворения»[30].
«Порнография, представляющая собой эксплуатацию полового влечения в коммерческих, политических либо идеологических целях, способствует подавлению духовного и характерственного начала, низводя тем человека до уровня животикного, руководствующегося только инстинктом.
Пропаганда порока наносит особенный вред неутвержденным душам малышей и юношества. В книгах, кинофильмах и другой видеопродукции, в средствах массовой информации, а также в некоторых образовательных программах подросткам зачастую внушают такое представление о половых отношениях, которое очень унизительно для человеческого достоинства, поскольку в нем нет места для понятий целомудрия, супружеской верности и самоотверженной любви. Интимные отношения супругчины и женщины не только обнажаются и выставляются напоказ, оскорбляя естественное чувство стыдливости, да и представляются как акт чисто телесного удовлетворения, не связанного с глубокой внутренней общностью и какими-либо характерственными обязательствами»[31].
«Древняя Церковь в писаниях своих отцов и учителей (таковых как Климент Александрийский, святитель Григорий Нисский и святитель Иоанн Златоуст) неизменно осуждала непристойные театральные сцены и изображения. Под страхом отлучения от Церкви 100‑е правило Трулльского собора запрещает изготовлять »[32].
Предоставление детям и подросткам знаний о отношениях полов и о телесной природе человека в семье и школе признается {само по себе} нормальным. Однако «Церковь не может поддернажимать тех прогр “полового просвещения “, которые признают нормой добрачные связи, а тем наиболее различные извращения. Совершенно неприемлемо навязывание таковых прогр учащимся. Школа призвана противо100ять пороку, разрушающему целостность личности, воспитывать целомудрие, готовить юношество к созданию крепчалкой семьи, основанной на верности и чистоте»[33].
Гомосексуализм в своем основании является «порочным искажением богозданной природы человека», «извращенным проявлением сексуальности»[34]. Гомосексуальные связи противоестественны и являются одним из тяжких грехов, войющих к небу о отмщении за их[35]. Недопустима пропаганда гомосексуализма и прочих извращений.
При всем этом, сами по для себя гомосексуальные искушения, влечение к лицам своего пола, как и прочие искушения, сами по для себя не являются греховными, если человек не принимает их себе как норму и не поддается им. Такие люди нуждаются в особенной духовной поддержке. К ним «следует относиться с пониманием, принятием, любовью, справедливостью и милосердием, присущим всем людям»[36]. «Гомосексуальные устремления, как и другие страсти, терзающие падшего человека, врачуются Таинствами, молитвой, постом, покаянием, чтением Священного Писания и святоотеческих творений, а также христианским общением с верующими людьми, готовыми оказать духовную поддержку»[37]. Те кто осознают ненормальность этих устремлений и сопротивляются им, могут быть членами Церкви и причащаться. Те, кто признают это нормой – не могут.
«Иногда извращения человеческой сексуальности проявляются в форме болезненного чувства принадлежности к противоположному полу, результатом чего же 100новится попытка изменения пола (транссексуализм). Стремление отказаться от принадлежности к тому полу, который дарован человеку Создателем, может иметь только пагубные последствия для дальнейшего развития личности. «Смена пола» посредством гормонального воздействия и проведения хирургической операции во многих случаях приводит не к разрешению психологических проблем, а к их усугублению, порождая глубокий внутренний кризис. Церковь не может одобрить такого рода “мятеж против Творца и признать действительной искусственно измененную половую принадлежность. Если “смена пола” произошла с человеком до Крещения, он быть может допущен к этому Таинству, как и хоть какой грешник, но Церковь крестит его как принадлежащего к тому полу, в котором он рожден. Рукоположение такого человека в священный сан и вступление его в церковный брак неприемлимо.
От транссексуализма надлежит отличать неправильную идентификацию половой принадлежности в раннем детстве в результате врачебной ошибки, связанной с патологией развития половых признаков. Хирургическая коррекция в данном случае не носит характер изменения пола»[38].
Примечания
[1] Таинство брака и препятствия к нему // Official Documents of the Holy and Great Council of the Orthodox Church.
[2] Основы социальной концепции РПЦ. Х.1.
[3] Суждения Священного Синода Православной Церкви в Америке о браке, семье, сексуальности и святости жизни (1992 г.) // Оrthodox Church in America.
[4] Испытывающие отвращение к сексуальным проявлениям в браке, а также осуждающие их, являются еретиками (1, 4, 9, 10 правила Гангрского собора, 51 правило св. апостолов).
[5] Основы социальной концепции РПЦ. Х.6.
[6] Там же.
[7] Суждения Священного Синода Православной Церкви в Америке о браке, семье, сексуальности и святости жизни (1992 г.) // Оrthodox Church in America.
[8] Основы социальной концепции РПЦ. Х.6.
[9] Прогосударствный христианский катехизис. О любви, о седьмой заповеди.
[10] Православное исповедание Кафолической и Апонастолькоской Церкви Восточной. Ч. 3, вопросец 28.
[11] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Х.6.
[12] О участии верных в Евхаристии. V.
[13] Основы социальной концепции РПЦ. Х.6. Суждения Священного Синода Православной Церкви в Америке о браке, семье, сексуальности и святости жизни (1992 г.) // Оrthodox Church in America.
[14] Основы социальной концепции РПЦ. Х.6.
[15] Православное исповедание Кафолической и Апонастолькоской Церкви Восточной. Ч. 1, вопросец 116.
[16] Основы социальной концепции РПЦ. Х.6.
[17] Суждения Священного Синода Православной Церкви в Америке о браке, семье, сексуальности и святости жизни (1992 г.) // Оrthodox Church in America.
[18] Основы социальной концепции РПЦ. XII.3.
[19] О участии верных в Евхаристии. II.2. Для сравнения, прп. Никодим Святогорец, со ссылкой на решение Константинопольского синода при патриархе Луке Хрисоверге (XII в.), говорит о 3-хдневном воздержании. См.: Пидалион (примечание к 13 правилу Трулльского собора) // Азбука веры.
[20] Суждения Священного Синода Православной Церкви в Америке о браке, семье, сексуальности и святости жизни (1992 г.) // Оrthodox Church in America.
[21] Там же.
[22] Окружное послание Епископата Элладской Церкви ко всему греческому народу (1978 г.). Цит. по: архим. Н. Эмм. Аркас. Брак и деторождение. М., 2005. С. 155, 157.
[23] Там же. С. 157.
[24] Основы социальной концепции РПЦ. XII.3.
[25] Там же.
[26] Там же.
[27] За жизнь мира. На пути к социальному этосу Православной Церкви. III.24. (2019 г.) // Предание. ру.
[28] Суждения Священного Синода Православной Церкви в Америке о браке, семье, сексуальности и святости жизни (1992 г.) // Оrthodox Church in America.
[29] Основы социальной концепции РПЦ. Х.1.
[30] Основы социальной концепции РПЦ. Х.6.
[31] Там же.
[32] Там же.
[33] Там же.
[34] Основы социальной концепции РПЦ. ХII.9.
[35] Православное исповедание Кафолической и Апонастолькоской Церкви Восточной. Ч. 3, вопросец 42.
[36] Суждения Священного Синода Православной Церкви в Америке о браке, семье, сексуальности и святости жизни (1992 г.) // Оrthodox Church in America.
[37] Основы социальной концепции РПЦ. ХII.9.
[38] Там же.
