Священник, психолог, психиатр… Для человека, не знакомого с кругом компетенций каждого из призваний, может оказаться непонятным, чья именно помощь требуется ему самому либо его родному человеку. Разобраться в особенностях деятельности священника, психолога и психиатра, а также осознать, за которую грань нельзя переступать самим специалистам, посодействовал протоиерей Андрей Лоргус, уделив своё время порталу Азбука Веры.
— Справедливо ли мнение, что мы ошибочно разделяем дух, душу и тело, другими словами уделяем слишком много внимания этому разделению?
— Да, это верно. Это разделение критикуется уже многие века. Разделение, которое было задано античной антропологией Ари100теля и существующее до сего времени как целая естественнонаучная парадигма. Она есть и в богословии, и в философии, и в психологии и физиологии — разделение на душу и тело. Оно же ещё и библейское, это разделение, но Библия при всём том, что разделяет человека на душу и тело, понимает человека как единое. И в античные времена тоже были философы и психологи, которые рассматривали человека как единое. Если говорить в целом о православном подходе, то тут, конечно, единство наиболее выпукло, потому что оно реализуется в 2-ух принципиальных достижениях христианства — учение о личности и учение о энергиях, т.е. о действованиях. Итак вот, как личность человек, конечно, един: личность проявляется как в телесном, так и в духовном.
Но если говорить наиболее утончённо, то мы должны говорить не только о душе и теле, а о слоях личности. Действительно, есть телесная личность. Но кроме телесной, есть психофизиологическая личность, психическая и духовная личность. Но это всего только научные феномены. В реальности человек единая личность, образ и подобие.
Например, мы себя осознаём в ощущениях своего прогосударствства. Прогосударствство — это не совершенно телесность. Например, мы ощущаем себя как людей, 100ящих вертикально. У нас есть верх и низ — наш внутренний, мысленный, и даже бессознательный, верх и низ. У нас есть право и лево. У нас есть свободное прогосударствство и скованное, сдавленное прогосударствство: я чувствую себя подавленным в не достаточногабаритной квартире, я чувствую себя потерянным в огромном храме. Я могу чувствовать себя, например, в ужасе, 100ящим на верхней ступени эскалатора (и многие люди переживают это болезненно). Другими словами сама по для себя телесность личности выходит далеко за пределы тела.
Так же и в душевном есть весьма много телесности. Мы говорим о чём-то возвышенном, о представлениях верха и низа. Для нас, например, верх символизирует нечто духовное и возвышенное, а низ — что-то греховное и мрачное, инфернальное, смерти подобное, дьявольское. Все эти слои переплетены в личности. Поэтому нужно говорить о том, что у нас есть естественная душевность, наполненная качествами природы, нашей природы, собственных состояний — лёгкости и силы, радости и печали.
Например, в депрессиях весьма сильны проявления тела. Сейчас уже хорошо известенок клинический механизм депрессии, связанный с метаболизмом определённых веществ в мозге, крови, железах внутренней секреции. И всё это мы же ощущаем. Мы же ощущаем свою подавленность. Либо, например, зависимость от погоды, что это? Это ведь тоже отражение в нашей душевности естественных вещей. Так что этогоденька нет уже перспектив развивать науку в таком разделении душа-тело. Этогоденька совершенно очевидда и для антропологов, и для философов, и психологов, и психиатров — рассматривать человека как единую личность. И с научной, и с богословской точки зрения это конструктивно. Собственно, мы уже давно так и делаем. Уже не первое десятилетие идёт спор подхода органического и холистического, т.е. целостного. Этогоденька практически все провозглашают этот тезис “холизм” — целостность человеческой личности.
— Может ли человек само100ятельно осознать, когда ему нужен священник, когда психолог, а когда требуется помощь психиатра для назначения медикаментозной терапии (терапия — процесс, для снятия или устранения симптомов и проявлений заболевания)?
— Может, и таковых случаев немало, когда люди достаточно внимательны к для себя и замечают, что с ними что-то не так. И это, например, уже не про100 состояние, а что-то болезненное. Я могу поделиться своим опытом: клиенты, которые обращаются ко мне как к психологу либо люди, которые обращаются ко мне на исповеди, говорят: я не могу преодолеть вот это, не могу ничего сделать с сиим, быть может мне нужно к врачу? И действительно, я соглашаюсь с ними, рекомендую проконсультироваться с психиатром, потому что действительно, с данной проблемой они не справляются. Вот, это можно именовать субъективным самоощущением. Когда человек начинает ощущать, что он сам не справляется с тем либо другим состоянием, когда ему действительно нужен спец.
Когда человек сам может догаотдаться, что ему нужен доктор? Например, когда он страдает хронической бессонницей. Ничего не может сделать, никакие само100ятельные усилия тут не помогают — у него бессонница либо другое нарушение сна. Либо, например, нарушения аппетита, когда человек пере100ёт есть. Это быть может не только анорексия, да и другие расстройства личности. Человек может серьёзно потерять в весе и нарушится баланс белков, жиров, углеводов в организме. И это быть может не какой-либо биохимический процесс, а психосоматический. И некоторые люди обращаются к неврологам, а позже к психиатрам. Так что, люди могут сами само100ятельно выявить такую необходимость.
Но если человек плохо знает себя и не весьма начитан, он может даже не догадываться, что ему давно требуется консультация психиатра. И здесь либо священник либо психолог может порекомендовать срочно обратиться к психиатру. В то же время, понимаете, проблема в том, что в нашем постсоветском обществе психиатрия настолько пугает людей, что обратиться к психиатру это уже {само по себе} иногда позор, иногда стыд, иногда ужас быть изгоем — получить «клеймо сумасшедшего». Для многих это равноценно социальному самоубийству. Требуются десятилетия, чтобы изменилось это отношение. Люди избегают похода к психиатру, затягивают начальную 100дию болезни и слишком поздно обращаются. Это неудача. И здесь приходится рекомендовать напористо.
Но поскольку мне как священнику и психологу это близко и понятно, я нередко это делаю. Однако мне известно, что многие мои собратья-священники не то что боятся рекомендовать обращаться к врачу, а даже запрещают своим духовным чадам это созодать. Это, конечно, мракобесие, на самом деле дела это преступление против человека, потому что чем дольше он не обращается к врачу, тем ужаснее позже ему будет, его семье, а может и окружающим. Он может принести вред своему здоровью и людям . Поэтому запрещать прибегать к психиатрии — преступление, и его совершают те священники, которые запрещают чадам своим духовным либо пить лекарства, либо вообще вылечиваться у психиатра. Особенно, когда речь идёт о тяжёлых психических заболеваниях.
Тут тоже существуют легенды, которые мешают священникам осознать сущность заболевания.
— все психические заболевания сущность беснование (одержимость). Это злобный, средневековый миф, который до сего времени, к сожалению, не исцелён у людей, которые плохо и не достаточно образованы.
— благодатью Божьей можно всё исцелить. Это тоже миф такого неофитского характера. Это не церковное учение. Церковь никогда не учила, что все болезни исцеляются только благодатью Божьей. То, что Христос исцелял и беснующихся, и психически боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных, и неврологических и других боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных — да. А вот обещания, что нам будет дана благоотдать, которая будет исцелять от всех болезней, поэтому к врачам обращаться не нужно — это миф. Христиане всегда занимались врачебным искусством, многие подвижники были медиками.
У нас есть замечательный академик Мелихов, который был глубоко верующим человеком и психиатром. У нас есть врачи-священники, например, отец Анатолий Берестов — профессор неврологии, весьма известный врач-психиатр Василий Глебович Каледа, а также доктор Григорий Ветланович Копейко. Это наши современники, с которыми мы постоянно встречаемся и обсуждаем эту проблему. Врачи говорят нам: вы, священники, постоянно пытаетесь оттолкнуть людей от психиатрии, от врачей. Но есть опасная вещь, к сожалению, советская медицина была построена так, что эта парадигма лечебного искусства стремилась подменить в области антропологии собой всё. Целые поколения советских психиатров были воспитаны на том, что никакой психологии быть не может, никакого священнического попкечения душевного быть не может, мы, врачи, всё излечим.
На заре перестройки, в 90‑е годы мне довелось выступать на съезде православных врачей в Первом МГМУ в «600-коечной» клинике, как она называлась, в присутствии талантливейшего врача Александра Викторовича Недоступа. Тогда врач-психиатр встала и спросила: “Какое право вы имеете вылечивать людей?”. Другими словами в сознании врачей психологи и священники вылечивают. Но это миф. Ни священники, ни психологи людей не вылечивают. Вылечивают врачи. Но врачи не понимают, что есть другие практики помимо лечебных практик. Есть практика душепопечения – пастырская, а есть практика – психотерапевтическая. И одна другой не отменяет.
Для меня как для психолога в таковых случаях, когда я встречаюсь и с психиатрической проблемой, и с психологической одновременно, я поступаю следующим образом: во-первых, настойчиво рекомендую своим клиентам обратиться к психиатру. Не к психотерапевту и не к психоневрологу, а именно к психиатру, получить исчерпывающую консультацию, если доктор назначит, то принимама лекарства, и, во-вторых, через некое время, мы возоновляем психотерапевтическую работу на фоне лечения тех расстройств, которые психиатр установит. Это будет совместная работа психолога и психиатра. Другими словами одно другого не отменяет, можно работать параллельно, но тут уже другая будет психологическая работа и, кстати, пастырская тоже. Например, весьма нередко мне как священнику приходится работать с психически боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ными людьми, в том числе с весьма тяжёлыми формами расстройства — тяжёлой шизофренией и др. заболеваниям, и консультировать именно как священник без всякой психологии. Я обязательно говорю таковым боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ным: “Скажите врачу, что Вы ходите на исповедь, можете именовать моё имя”.
Доктор может не понимама, с чем мы работаем. В чём заключается пастырская психологическая работа с психически боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ным человеком?
Видите, это делают психологи и священники, а не психиатры. Психиатры вылечивают, а мы помогаем личности адаптироваться к этому процессу.
Доктор работает с заболеванием, а мы работаем с личностью
В чём задача психолога и священника? Доктор работает с болезнью, а мы работаем с личностью. Причём с той личностью, которая осталась сохранной и наиболее либо наименее адекватной. Сопровождающая психотерапия работает с той частью личности, которая сохранилась. Это задача психолога-психотерапевта, т.е. таковая работа, которая сопровождает тяжёлые расстройства заключается в вышеизложенных 5 пунктах. Задача священника сама по для себя — найти в душе человека источник к смирению и любви к жизни. Это весьма важно, потому что Господь отдал человеку дар жизни и отдал дар быть личностью. Нужно посодействовать человеку найти внутри себя эти дарования, а они сохраняются при любом заболевании, я как священник свидетельствую о этом. Я служил в психоневрологическом интернате 13 лет и понимаю, что даже при самых тяжёлых психических расстройствах личность сохраняется, хотя бы только как искра Божия в человеке. И он, человек, может относиться к своему заболевания со смирением и чувствовать любовь к Богу.
Важно осознать, что священник сопровождает эту личность, как всякую другую личность, обращающуюся к Богу и к Церкви. Такое же отношение к покаянию, такое же отношение к Таинствам, к изучению, к красоте Божьего образа, к иконе, музыке. Когда боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ные приходят на богослужение, они так же, как и все мы, нуждаются и в любви, и в песнопениях, в красоте, покаянии, в участии… — во всём. Здесь как раз роль священника, работающего с такими боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ными, чрезвычайно велика и высока. Да, это специфическая, необычная приходская практика, она требует особой подготовки, особого призвания. Не каждый сможет работать, например, в интернате либо психиатрической поликлинике.
— Возьмём обратную ситуацию. Есть чересчур мнительные люди, которые, вероятнее всего, напрасно подозревают у себя какие-либо психические расстройства, желают принимама антидепрессанты… Нужно ли их посылать к доктору?
— Обязательно. В области психиатрии самолечение губительно, это уж точно. В случае с ОРВИ и во многих других случаях, наверное, не обязательно бежать к врачу, можно прийти в аптеку и получить достаточную рекомендацию фармацевта. Но в случае психиатрии, нет. Самому для себя назначать антидепрессанты ни в коем случае нельзя. Это сильные препараты, которые могут причинить много вреда. Поэтому да, конечно, именно к доктору.
Вот сейчас, как относиться к врачу. Это весьма важно. Психиатрия — это врачебное искусство, требующее высочайшей квалификации, поэтому я настоятельно рекомендую, во-первых, обращаться только к психиатрам, а не к тем, кто именует себя психотерапевтам, которые не имеют медицинского образования. Но я настоятельно рекомендую обращаться к врачу, который имеет клинический опыт. Другими словами он имеет опыт ведения боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных либо в 100ционаре (что лучше), либо амбулаторно. Я ни в коем случае не рекомендую обращаться с психиатрическими проблемами к психоневрологам, к остеопатам, к гомеопатам, к психотерапевтам неясного образования. Только к профессиональным психиатрам, которые имеют академическую подготовку, диплом врача и у которых есть опыт. Это весьма принципиально.
Психоневрология — тоже область врачебного искусства, но она занимается другими вещами. Важными, необходимыми, нужными, но это другая немного история. А вот психиатрия — это как раз личностные и психические расстройства. Например, если у человека депрессия, либо наоборот, у него психозы, эмоциональная неустойчивость, то нужно не к психоневрологу, а именно к психиатру.
А вот если у человека заикание либо тики, то тогда нужно к психоневрологу обратиться, потому что это область неврологии. Другими словами там, где есть какие-то неврологические проблемы плюс психические проблемы, тогда да.
— Вы сказали, что как священник без всякой психологии ведёте пастырскую работу с человеком. В моём понимании пастырское служение и психологическая работа тесно переплетены.
— Понимаете, для священника элементарные знания по психологии, конечно, нужны. Но важно всё-таки не смешивать — священник психологической работой не занимается, у него для этого нет 100туса соответствующего и нет времени. Разница между священником и психологом заключается в их антропологическом, профессиональном 100тусе. У священника намного боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше прав вторгаться в границы личности человека. У психолога такого нет.
Например, священник на исповеди может задавать неприятные, неуютные, глубокие вопросы человеку, которые вторгаются в его интимный мир. Он может задать вопросец о грехе и даже может обличать человеческий грех. Психолог не имеет на это права.
Если психолог начнёт обличать, то всё, психотерапия закончилась. Дальше психолог уже ничего не сможет сделать. А священник может. В этом существеннейшая разница. Одно с другим не смешивается. Если я как психолог начну с обличения, то никакой психотерапии не будет — нет доверия. У меня нету прав тогда помогать человеку как-то справиться со своей проблемой. Если я начну обличать, значит я уже начну судить человека, буду оценивать его поступки. В психологии это нереально.
И наоборот, если я как священник начну выяснять трудности поведения человека, с которым он сам справиться не может, я тогда пере100ну быть священником, потому что тогда я не смогу ему сказать — то, что вы рассказываете, это страшный грех, в нём нужно покаяться. На что каждый человек реагирует однозначно — для чего же я ему это сказал, боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше я этого не скажу и буду это скрывать.
Не может священник занимамася психологической работой, а психолог занимамася пастырской работой. Это разные виды деятельности. То, что некоторые из моих собратьев (и я, подчас) совмещают эти призвания, составляет достаточно серьёзную профессиональную трудность. Но она преодолима.
Исповедь не является элементом психотерапии
— Знакомый психиатр лицезреет точки соприкосновения психотерапии с деятельностью священника. Например, при терапии психосоматических заболеваний. Он считает исповедь некоторым элементом психотерапии. Как к этому относиться?
— Исповедь не является элементом психотерапии. Ни в строгом, ни в переносном смысле слова. Там абсосвирепно другие механизмы. Но безусловно всё это если не пересекается, то смыкается друг с другом, потому что все эти виды практик относятся к человеку, к человеческой личности. И психотерапевтическая, и психиатрическая, и пастырская, и другие — всё это про человека. Поэтому всё это смыкается весьма близко и иногда мы, так сказать, заходим на 100рону соседней компетентности, это правильно.
Но грамотное отношение, профессиональное, оно всё-таки разделяет, где моё, а где уже не моё. Я понимаю, например, многих своих клиентов, как тяжело принимама лекарства. Я понимаю и понимаю, как они действуют, потому что это изучено. И я как священник, когда встречаюсь с боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ными, принимающими сильнодействующие препараты, понимаю, что пост при этих препаратах невозможен, потому что многие из их «съедают» белки. У боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного возникает острый белковый дефицит в организме, значит нужно есть курятину, рыбу. Для таковых боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных нужны особые виды поста. Я как пастырь должен созодать сообразные изменения нормы поста для нездоровых.
Например, боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ные шизофренией не могут длинные молитвы читать, не могут долго 100ять на службе. Некоторые тексты Библии им нельзя читать. Про100 нельзя. Хоть какое эмоциональное напряжение для их пагубно. Например, для кого-либо из их невозможны ночные службы, категорически. Священник должен это знать, что есть ряд заболеваний, при которых ночные службы невозможны.
Задача заключается в том, чтобы особенным образом относиться к боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ным и пастырские задачи при всем этом весьма многооразны, весьма сложны, они требуют от священника работы над собой.
— Если переключить фокус на самого специали100 — психолога и психиатра. Есть ли прививка от ощущения себя всесильным, например, когда специалист помогает человеку справиться с психосоматическим заболеванием? Многие специалисты считают, что все заболевания можно называть психосоматическими.
— Средство весьма простое. Нужно про100 побольше читать современных 100тей, исследований, читать разные журналы и 100тьи, которые дают современные знания и быть наиболее грамотным. Задача специали100 — поддерживать свою грамотность, свою осведомленность и компетенцию. Тогда никаких иллюзий не будет.
Сейчас психосоматика 100ла модным словом. К сожалению, из психологов не достаточно, кто понимает, как это работает и как это не работает. Весьма нередко человеку кажется, что если болезнь объявить психосоматикой, то можно её не вылечивать, не созодать операцию, не вылечивать зубы и т.д. Другими словами если решить проблему психологически, то соматическая проблема пропалнет прямо до того, что даже пропалнет зубная боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение) и не нужно будет удалять зуб либо вылечивать кариес. Нет, это конечно всё легенды, иллюзии. Про100 сейчас это весьма модная тема в психологии.
Для того, чтобы сделать для себя такую прививку, нужно работать над своей компетентностью, понимама, с чем мы работаем, понимама, что доступно психотерапевтическому лечению, а что нет. Что, собственно говоря, лечение, а что психотерапия. Это работа по стремлению к своей профессиональной пригодности. Вот она, прививка.
— Если сделать вывод к вышесказанному, можно кратко обозначить круг компетенций каждого из призваний — священника, психолога, психиатра?
— Можно сказать так, что задача психолога — это работа с личностью, с её зрелостью, с её свободой, с её осмысленностью и осознанностью. Задача священника — это окормление души. Задача врача — исцеление болезни. Душа, личность, болезнь.
— Предполагаю, что для многих читателей понятия душа и личность — равнозначные.
— Нет, это всё-таки разные вещи, потому что душа, согласно христианской антропологии, это тварное начало, природа человеческая. Душа — это сотворённая природа. Личность — это нетварное, богоподобный образ бытия, это образ и подобие — дар Божий. Душа – душевное – психическое – это природа.
— По каким симптомам человек может осознать, что его проблема именно духовного характера, без священника и Церковных Таинств тут уже никак.
— Я бы сказал, что такие чувства и симптомы трудно именовать. Но всё-таки, когда человек утрачивает смысл — это важный симптом обращения к пастырю.
— Смысл жизни?
— Смысл всего. Смысл того, для чего я с утра встаю, иду на работу, для чего я забочусь о семье, о для себя и т.д. Второй нюанс, когда необходима пастырская помощь, это этика, ценности. Что есть добро и зло. Ведь человек не может жить без различения добра и зла, без этих определений. Он не может даже работать.
Этогоденька запрос бизнеса, психологии к пастырству таковой: “Скажите, ребята, в нашем случае, что такое добро и зло?”. Ах так когда-то к Иоанну Крестителю приходили воины, книжники и фарисеи, богатые и бедные, спрашивали, как нам жить? Этогоденька бизнес боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шой и средний приходит к пастырю и спрашивает, а нам-то как жить?
Другими словами нужны смысл, ценности и третье — приводят к священнику потёмки собственной души. Неумение человека созидать внутри себя грех и добродетель, любовь и презрение, милосердие и равнодушие. Неумение разобраться в своих духовных началах ведёт человека к пастырю. Другими словами это должен быть некоторый духовный поиск, именно так.
— Слышала, что в экономически развитых странах психотерапия во многом подменила работу священнослужителей. Есть ли таковая проблема у нас?
— Во-первых, не подменила, это неправда. То, что Вы сказали, это девиз начала 20 века, когда сначала Католическая церковь, позже протестантские общины возражали против молодого тогда движения психоаналитиков — Фрейну и его учеников. Тогда было бурное обсуждение, но с той поры много воды утекло, несколько поколений выросло, и никто уже так не судит.
Никакой подмены не произошло и западный мир весьма чётко разграничивает эти профессии. Там никто не путается, когда нужно идти к священнику, когда к психологу. Но верно то, что иногда проблема человека требует пастырского и психологического подхода одновременно. Например, приходит женщина и говорит: “Я не могу наладить отношения с матерью, я грешу. Мы всё время с ней конфликтуем”. С одной 100роны она будет работать с психологом над сиим, с другой — она придёт к священнику на исповедь и будет советоваться, как ей лучше поступить со своей душой, чтобы избенажимать этого греха. Это одна проблема. Не двойная, а одна. Только она требует работы с 2-ух сторон.
В этогодняшнем западном мире я весьма нередко натыкаюсь на мнения психологов, когда они говорят: “Вот это уже не моё, это, пожалуй100, на исповедь”. Кстати говоря, о этом говорил Юнг, который был одним из ближайших учеников Фрейда. Он был отпрыском пастора и чётко осознавал, где кончается его компетенция и начинается компетенция церкви. Его слова: “Как хорошо, что у практикующих католиков есть исповедь”.
Когда мои клиенты не практикуют исповедь, мне с ними труднее, им трудно объяснить, что такое покаяние. Юнг был верующим человеком в каком-то своём смысле и он чётко знал, как необходима религиозная практика. Мы можем рассмотреть Виктора Франкла, глубоко верующего иудея, который весьма чётко понимал, как много значит религия в его жизни, в жизни его клиентов. И он о этом писал, но не путал одно с другим. Он прекрасно понимал и писал, где кончается его компетенция и начинается компетенция религии.
Самая основная трудность — это инфантилизм
— Психологические трудности могут помешать расти духовно?
— Конечно. Самая главная трудность — это инфантилизм, незрелость личности. До того времени, пока человек сохраняет внутри себя какую-то детскость (в психологическом смысле слова), у него не формируется адекватная ответственность, он не знает, что же все-таки это такое. До того времени, пока человек в некоторой незрелости, какая здесь духовная жизнь?
Незрелая личность не может решиться, а решимость для христианского сознания весьма высока, о этом много писал святитель Феофан Затворник. Он писал, что решимость вначале духовного пути это таковой существенный пункт. Человек должен решиться на определённые деяния.
Также развитие волевых свойств, которые необходимы христианину, при незрелости затруднены.
Ещё одна проблема, с которой приходится сталкиваться, это слишком низкий уровень осознанности себя. Т.е. человек не знает, какие эмоции он испытывает, он не знает, что он чувствует. Он не может отличить чувство вины от ответственности и чувства стыда от разочарования и сожаления. Слишком низкий эмоциональный интеллект. Некоторые люди боятся заглянуть в тёмные уголки души. Ну какое здесь быть может покаяние? Как человек может покаяться, когда он не разбирается в своих внутрених проблемах? При таковых личностных проблемах духовная жизнь чуть ли вероятна.
Весьма много психологических проблем не про100 препятствуют духовной жизни, а делают её неосуществимой.
Много примеров. У меня было несколько супругских случаев. Главная задача, которая привела их — это тяжёлые отношения с матерью. Супругчина средих лет приходит и говорит: “Я не могу наладить отношения с матерью, не могу её простить…“А в результате оказывалось, что необходимостью было обратиться к папе, но препятствием к этому обращению было то, что отношения с ним были в раннем детстве разорваны и взрослый супругчина не знал, кто отец, где он и уже тем наиболее не мог к нему обратиться. И опосля длительного времени психотерапии из тех перемен, которые с человеком происходили, он нашёл внутри себя силы найти отца, поговорить с папой, попкитаться осознать себя и попкитаться осознать отца, и потом, что самое поразительное, обратиться к Богу с покаянием, что в душе отца не уванажимал и презирал, был обижен и обвинял его. В душе. Этот процесс покаяния в нарушении пятой заповеди о почитании отца с матерью был целительным необыкновенно. Человек про100 расцветал опосля этого. Началось с проблемы с матерью, позже проблема собственной личности и отношений с папой и, наконец, покаяние перед Богом.
Не всегда так бывает, не всегда человек доходит до конца, это зависит от самых разных обстоятельств. Это вопросец вроде бы человеческий, но по сути это вопросец глубоко духовный. И он восходит к мистическим. Нередко бывает работа с нежеланием признавать собственный грех. Есть весьма много у человека таковых точек боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани), признаваться в которых человеку ну про100 невозможно. И покаяние не помогает, потому что человек приходит на исповедь и умело защищается, умело вытесняет собственный грех, свою боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение). Например, аборт либо брошенные семьи, брошенные малыши. Весьма трудно бывает человеку найти внутри себя силы для того, чтобы признать совершённый грех. Это бывает длительная работа иногда чисто терапевтическая, чтобы подготовиться к покаянию.
— Психологу нельзя заходить за эту грань обличения. А за которую грань нельзя заходить доктору?
— Если доктор профессиональный, то он настолько занят болезнью, что у него собственда и нету желания заходить за грань. Другое дело, что от врача пациенты ожидают нередко психотерапии, потому что психика боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного весьма уязвима, болезнь может приносить весьма тяжёлые страдания и доктор — это тот, на которого пациент смотрит глазами надежды, что доктор ему поможет. С одной 100роны это искушение начать вылечивать его душу, а с другой — долг. И у врача колебания такие происходят.
Нередко доктор действительно может посодействовать человеку адаптироваться к своему состоянию, к своей болезни и посодействовать выработать образ жизни. Например, неизлечимая болезнь диабет. Как жить диабетику? Доктор может весьма много посодействовать с тем, чтобы наладить человеку жизнь при диабете. При онкологических заболеваниях, например, человек проходит химиотерапию. Химиотерапевт весьма много может, чтобы посодействовать человеку наладить жизнь во время химиотерапии. От него ожидается весьма много и это действительно его задача. За рубежом, например, существуют врачи, которые помогают наладить жизнь при химиотерапии, потому что она разрушает всё вокруг себя. Но человеку нужно жить и выживать в этом состоянии. Но если доктор берёт на себя ответственность вылечивать человеческую душу и личность, то это уже за гранью лечебной практики, лечебного искусства. Это опасно. Это уже не доктор.
— Можно ли взглянуть на человека и без медицинских исследований сказать — “Для тебя точно нужен врач-психиатр”.
— Опытный человек может. Человек, который уже сталкивался с сиим. Ведь, например, есть люди которые никогда не видели эпилепсии и не могут осознать, что происходит с человеком. Но если они парочку раз видели приступы, то могут предположить таковой диагноз, даже не имея медицинского образования. Поэтому если в семье у кого-либо был психически боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ной и у него есть опыт, то он может определить болезнь. Но это редкость. Всё-таки нужен спец.
Иногда бывают совершенно парадоксальные случаи. Например, митрополит Амфилохий рассказывал замечательный случай, когда в одном монастыре мать-игуменья нажималовалась на одну сестру, от которой не знали куда деваться. Она была постоянной занозой у всех. Со всеми спорила, ругалась, злилась, кричала. Хорошая, трудоспособная, молодая сестра, но вела себя совершенно безоразно. И митрополит (тогда ещё епископ) сказал матушке, чтобы она отправила её на обследование. Выяснилось, что у неё доброкачественная опухоль в мозгу. Её прооперировали, сколько-то она пробыла в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)нице, вернулась через год в монастырь и все проблемы были сняты. Доктор-монах (епископ) имел опыт, он знал, что с человеком могут быть простые вещи органического происхождения, которые могут давать такие проявления. Нужен взор специали100. Кто бы мог подумама, что это не её характер, а заболевание. Иногда с помощью фармацевтических средств можно купировать весьма тяжёлые психические состояния, например, депрессии, биполярные расстройства.
— Вопросец техники безопасности. Как избрать психолога?
— Это весьма про100. Алгоритм примерно одинаков как для психолога, так и для доктора.
1) Сарафанное радио. Поспрашивать людей, которым доверяете, кого они порекомендуют. Это не всегда работает, не на 100%, но это самое обычное.
2) Поинтересоваться образованием того, к кому обратиться желайте. Психиатры и психологи всегда размещают своё образование там, где их резюме и контакты. В нашей профессии это обязательно — указывать образование. И не одно образование, а с различными повышениями квалификации, дополнительными дипломами, свидетельствами и так дальше. Это принято, это нормально. Поэтому поинтересуйтесь, где учился, у кого учился, где 100жировался, в котором подходе работает и т.д.
3) Посмотреть историю этого специали100, сколько лет он работает, где работает, могут быть отзывы в вебе.
4) Познакомиться лично. Если человек не нравится чисто по личным качествам, то контракта не будет. Не будет доверия, так что лучше себя здесь не насиловать. Если что-то не так, уходить и находить другого.
5) Если начался процесс лечения и что-то вызывает сомнение, проверить у другого специали100. Это нормально, это можда и даже нужно. Позаботиться о для себя, защитить себя, не предоставлять себя первому встречному.