Соцсети и дети

Мне­ния о вли­я­нии соци­аль­ных сетей на малышей рас­хо­дят­ся. При­ве­дём сна­ча­ла дово­ды «про­тив», а потом — «за».

Веду­щий ней­ро­био­лог Баро­нес­са Сью­зан Грин­филд пре­ду­пре­жда­ет, что соци­аль­ные сети ока­зы­ва­ют нега­тив­ное вли­я­ние на умствен­ную и эмо­ци­о­наль­ную зре­лость малышей, остав­ляя их с пове­ден­че­ски­ми при­выч­ка­ми 3-х­лет­их малы­шей i.

Быв­ший дирек­тор Коро­лев­ско­го инсти­ту­та Вели­ко­бри­та­нии, сооб­щи­ла Daily Telegraph, что соци­аль­ные сети и видео­иг­ры дела­ют малышей неспо­соб­ны­ми общать­ся друг с дру­гом и мыслить само­100­я­тель­но, потому что они посто­ян­но отвле­ка­ют их. “Я пред­ска­зы­ваю, что люди будут похо­жи на 3-х­лет­их малышей: эмо­ци­о­наль­ные, рис­ко­ван­ные, с пло­хи­ми соци­аль­ны­ми навы­ка­ми, со сла­бой само­иден­ти­фи­ка­ци­ей и корот­ки­ми пери­о­да­ми вни­ма­ния”, — ска­за­ла она.

Грин­филд, кото­рая так­же явля­ет­ся стар­шим науч­ным сотруд­ни­ком в Окс­форд­ском уни­вер­си­те­те, под­дер­жа­ла ее выво­ды, сослав­шись на иссле­до­ва­ние 2014 года, про­ве­ден­ное пси­хо­ло­га­ми в уни­вер­си­те­тах Вир­джи­нии и Гар­вар­да, кото­рые обна­ру­жи­ли, что сту­ден­ты ско­рее пред­по­чли бы полу­чить уме­рен­ный удар элек­три­че­ским током, чем в покое поду­мама в тече­ние 10 минут не отвле­ка­ясь ii.

Она ска­за­ла, что иссле­до­ва­ние наво­дит на идея о том, что под­сев­шие на соц­се­ти детки нуж­да­ют­ся в “посто­ян­ной сти­му­ля­ции со 100­ро­ны сво­е­го окру­же­ния каж­дый момент”, что они боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ше не могут созер­цать свои соб­ствен­ные мыс­ли сколь-нибудь дли­тель­ное время.

Грин­филд пред­ла­га­ет роди­те­лям при­ви­вать детям любовь к таковым видам дея­тель­но­сти, как садо­вод­ство, спорт и чте­ние, что­бы сокра­тить вре­мя у экра­на и сти­му­ли­ро­вать их воображение.

Экс­перт по циф­ро­вой детей­си­ка­ции и создатель Stop Start at Screens Таня Гудин iii так­же утвер­жда­ет, что сокра­ще­ние исполь­зо­ва­ния детками циф­ро­вых устройств при­но­сит им зна­чи­тель­ную поль­зу. “Я не могу не согла­сить­ся с баро­нес­сой Грин­филд”, — ска­за­ла она The Independent.

“Иссле­до­ва­ние UCLA пока­за­ло, что детки, у кото­рых все циф­ро­вые устрой­ства были изъ­яты в тече­ние неде­ли, мог­ли луч­ше читать невер­баль­ную ком­му­ни­ка­цию дру­гих, чем груп­па малышей, кото­рые про­дол­жа­ли посиживать у экра­нов iv.

Ком­мен­та­рии Грин­фил­да появи­лись через четы­ре года опосля того, как она заяви­ла в ее кни­ге “Изме­не­ние разума”, что новейшие дости­же­ния в циф­ро­вых тех­но­ло­ги­ях пере­стро­и­ли мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) малышей.

В кни­ге она утвер­жда­ет, что детки, кото­рые исполь­зо­ва­ли соци­аль­ные сети и игра­ли на циф­ро­вых план­ше­тах, почаще стра­да­ли от депрес­сии и низ­кой само­оцен­ки, а так­же 100­но­ви­лись наиболее нар­цис­сич­ны­ми (любу­ю­щи­ми­ся собой).

Оза­бо­чен­ность по это­му же пово­ду выра­зи­ли и аме­ри­кан­ские экс­пер­ты по бла­го­со­100­я­нию малышей, кото­рые в янва­ре напи­са­ли пись­мо Мар­ку Цукер­бер­гу, при­зы­вая осно­ва­те­ля Facebook уда­лить Messenger Kids-ком­му­ни­ка­ци­он­ное при­ло­же­ние, пред­на­зна­чен­ное спе­ци­аль­но для малышей. Пись­мо рас­кри­ти­ко­ва­ло при­ло­же­ние как “вред­ное” и “без­от­вет­ствен­ное”, ссы­ла­ясь на дан­ные исследовательских работ.

С дру­гой 100­ро­ны, дру­гие экс­пер­ты, такие как Фонд Макар­ту­ра v, лицезреют это по-дру­го­му. Они утвер­жда­ют, что детки и под­рост­ки раз­ви­ва­ют такие важ­ные тех­ни­че­ские и соци­аль­ные навы­ки в интер­не­те, кото­рые взрос­лые не пони­ма­ют либо не ценят.

Мидзу­ко Ито из Кали­фор­ний­ско­го уни­вер­си­те­та утвер­жда­ет, что “про­во­дить вре­мя в интер­не­те важ­но для моло­дых людей, что­бы подо­брать такие соци­аль­ные и тех­ни­че­ские навы­ки, кото­рые необ­хо­ди­мы им, что­бы быть ком­пе­тент­ны­ми граж­да­на­ми в циф­ро­вую эпо­ху” vi. Малыши учат­ся основ­ным соци­аль­ным и тех­ни­че­ским навы­кам для пол­но­цен­но­го уча­стия в жиз­ни совре­мен­но­го обще­ства. Малыши учат­ся при­спо­саб­ли­вать­ся к посто­ян­но­му и пуб­лич­но­му обще­нию, управ­ляя раз­ветв­лен­ной сетью дру­зей и знакомых.

Соци­аль­ные сети дела­ют малышей наиболее рав­но­прав­ны­ми. Моло­дые люди моти­ви­ро­ва­ны учить­ся у сво­их сверст­ни­ков в интер­не­те. Они вза­и­мо­дей­ству­ют и полу­ча­ют обрат­ную связь друг от дру­га. Они склон­ны учить­ся боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ше друг у дру­га, чем у взрос­лых. Учи­те­ля и взрос­лые боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ше не явля­ют­ся един­ствен­ны­ми источ­ни­ка­ми зна­ний. Детям лег­че подру­жить­ся с людь­ми по все­му миру, о боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­шин­стве из кото­рых они нико­гда бы не узна­ли без этих тех­но­ло­ги­че­ских достижений.

Соци­аль­ные сети по сути дела­ют малышей наиболее кричи­ен­ти­ро­ван­ны­ми на отно­ше­ния, вни­ма­тель­ны­ми и реши­тель­ны­ми. Малыши вспо­ми­на­ют денек рож­де­ния людей и при­вет­ству­ют их. Они ком­мен­ти­ру­ют фото­гра­фии, видео и 100­ту­сы сво­их дру­зей. Они созда­ют дол­го­сроч­ные дру­же­ские отно­ше­ния, нахо­дясь в кон­так­те онлайн, даже когда дру­зья боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ше не встре­ча­ют­ся на физическом уровне.

Про­фес­сор Лар­ри Розен отме­ча­ет, что под­рост­ки раз­ви­ва­ют спо­соб­ность про­яв­лять вир­ту­аль­ное сочув­ствие к про­блем­ным дру­зьям на Facebook и что это сочув­ствие хоро­шо вос­при­ни­ма­ет­ся дру­зья­ми, поло­жи­тель­но влияя на их настро­е­ние. Это вир­ту­аль­ное сопе­ре­жи­ва­ние, по его сло­для вас, может даже пере­ки­нуть­ся в реаль­ный мир, обу­чая под­рост­ков сопе­ре­жи­вать дру­гим в повсе­днев­ной жизни.

Таковым обра­зом, мож­но ска­зать, что соци­аль­ные сети ока­зы­ва­ют как отри­ца­тель­ное, так и поло­жи­тель­ное вли­я­ние на малышей. Судя по все­му, огра­ни­чен­ное по вре­ме­ни исполь­зо­ва­ние соц­се­тей детям не про­ти­во­по­ка­за­но. Про­бле­мы начи­на­ют­ся при бес­кон­троль­ном влеки­а­каль­ном увле­че­нии ими.

А вот о том, что долж­ны взрос­лые объ­яс­нить детям каса­тель­но соц­се­тей, мы рас­ска­жем в нашей сле­ду­ю­щей статье.

  • www.independent.co.uk/life-style/social-media-dangers-children-mentality-three-years-old-susan-greenfield-a8479271.html
  • science.sciencemag.org/content/345/6192/75
  • www.tanyagoodin.com
  • www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0747563214003227
  • www.macfound.org/learning
  • www.raisesmartkid.com/10-to-16-years-old/6‑articles/43-facebook-myspace-twitter-good-or-bad-for-kids-brain
  • Уютный дом