В настоящее время медицинские работники открыто обращаются к православной религии — и это естественное состояние. Ученые-медики имеют православный взор на медицину и болезнь.
«История общин сестер милосердия» показывает, что общины сестер милосердия имели тесную связь с христианской религией. Помощью бедным, боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ным занимались храмы, монастыри. Они формировали мировоззрение, предполагающее Доброделание. Это когда человек считает, что творить добро необходимо и для своей души, и для блага тех, для кого он это делает. В древней Церкви были диаконисы, женщины, которые несли особое служение милосердию. И Господь Иисус Христос говорил: «Я посреди вас, как служащий». Служение Хри100 было обращено к слабым, боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ным, отверженным, к блудницам, мытарям и грешникам.
Сейчас у всех на слуху словосочетание «Социальная диакония». Если рассмотреть глубже, то социальная диакония – это собирательное понятие и включает различные виды социальной деятельности, социального служения.
Какие же виды социального служения существуют в современном обществе?
Это:
1. Милосердное служение в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ницах, детских домах и приютах, домах пре100релых, домах инвалидов, хосписах.
2. Патронажная служба на дому по уходу за тяжелоболь (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ными, за инвалидами.
3. Миссионерско-катехизаторское служение, это проповедь Евангелия через беседы и воцерковление людей.
4. Сбор пожертвований как для строительства богоугодных заведений, так и сбор одежды, питания, духовной литературы для не достаточноимущих и для заключенных в кутузках.
Помощь бескровным.
Волонтерское служение.
Пастырское служение в кутузках.
Центры реабилитации наркозависимых, алкоголиков.
Центры реабилитации сирот.
Исходя из этого, можно созидать, как социальная диакония неотделима от целостной жизни человека. И для данной боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шой социальной работы нужны люди, специально приготовленные.
Сотрудничество государства и Церкви в области здравоохранения началось 15 годов назад, когда в Москве было создано Свято-Димитриевское училище сестер милосердия – это первое в современной России православное медицинское учебное заведение. Тут студенты не только получают медицинское образование, да и исполняют собственный долг служения ближнему. А работа, связанная с выполнением христианского долга, — это уже не наемная работа, а служение.
Сейчас во многих городах страны открыты отделения в медицинских колледжах, готовящие сестер милосердия. Чем все-таки отличается сестра милосердия от обычной медсестры?
Действительно, сестра милосердия не только распределяет медицинскую помощь, да и проявляет интерес к духовным нуждам боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного. Ведь милосердие – это тоже лечение, но лечение добрым словом, улыбкой, утешением, душевной поддержкой людей, обращающихся за помощью.
Милосердие имеет высокий смысл служения. Сестра милосердия выполняет две задачи: человеческую и христианскую. Человеческая задача – в плане профессиональной деятельности и христианская – сестра милосердия посвящает себя ближнему. Таковым образом, сестра милосердия и хранитель, и служитель человеческой жизни.
Служение сестры милосердия основывается на межличностных отношениях особой природы: это «встреча между доверием и знанием». Боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ной, отягощенный страданием и болью (неприятного сенсорного и эмоционального переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани или описываемое в терминах такого повреждения), доверяет совести сестры милосердия, он обращается за помощью, за заботой и исцелением. Сестра милосердия возлагает на себя ответственность за все эти нужды хворого.
Сестра милосердия имеет сочувственный подход к боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ному. И для этого она должна быть воодушевлена христианским духом.
Сестра милосердия — это милосердный самарянин из евангельской притчи, который останавливается рядом с раненым, 100новясь его «ближним» в любви (Лук. 10, 29–37).
Сестра милосердия приносит в палату боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного и на операционный стол частицу милосердия Божия, частицу любви и нежности Хри100вой, великого врачевателя душ и телес. Это есть любовь, устремленная ко Христу. Именно Он является боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ным, приняв вид страдающего брата. Служить жизни означает служить Богу в человеке, иными словами, сестра милосердия является «соработником Богу в возвращении здоровья боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ному телу». Поэтому терапевтическое служение должно соединяться с пастырским служением.
Для любого человека попасть в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ницу всегда страшно. Для него это весьма трудный момент жизни. Это практически всегда стресс (неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз). В боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ницу, как правило, попкадают тяжело заболевшие. Переживания, связанные с таковым заболеванием (что со мной, опасно ли болен, не умру ли я, не 100ну ли инвалидом), наслаиваются на переживания резкой смены обстановки. Боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ному желается попасть в руки любящих добрых врачей и медсестер. Он, можно сказать, беззащитен, он не свободен и зависим от других людей. И, естественно, он желает зависеть от людей милосердных. Они имеют терпение, они будут заботиться не только о теле, да и о душе боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного. Даже когда боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ной приходит в отчаяние, верующие люди смогут посодействовать ему, они будут молиться о нем.
Поэтому сейчас потребность в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ницах, где к боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ному относятся с любовью, весьма велика. Таковым целям может служить церковная боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ница. Церковная боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ница может решить многие проблемы современного социального служения. В церковной боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)нице не смогут отказать бездомному, одинокому 100рику, беспризорнику. Тут милосердное служение боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ному будет поставлено во главу угла, и, конечно, таковая боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ница нужна всем страдающим людям.
Таковая боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ница также может служить методическим центром по подготовке православных медицинских кадров. Там могут проводиться конференции, где обмениваются опытом работы и медики, и социальные работники, и священники. Развитие православной боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ницы может стать мощным импульсом всей церковной социальной деятельности.
Вы скажете, что это утопия? Нет, таковая боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ница существует. Это московская боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ница святителя Алексея, митрополита Московского. В г. Москве в Морокличской детской боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)нице и 21‑й боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)нице есть отделения, где работают православные врачи, сестры милосердия, требные сестры и священник.
Требная сестра собирает сведения о боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных, которые желают участвовать в церковных Таинствах, и передает их священнику. Она подготавливает боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных и помогает священнику в проведениеицерковных Таинств.
Протоиерей Аркадий Шатов, председатель Комиссии по церковной социальной деятельности города Москвы, говорит: «Помимо боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных, в помощи духовной нуждаются и врачи, и медсестры. Ведь работа с боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ными – весьма напряженная, весьма трудная работа. И если человека не поддернажимать, то через некое время он про100 «выгорает» . Это состояние переживают многие медсестры, пришедшие на тяжелые участки. Сначала – желание посодействовать, но опосля 3–5 лет работы, например в реанимации человек внутренне сдает. И нужно посодействовать им обрести основание для своей деятельности милосердия, чтобы любовь не истощилсяла в душе, чтобы она возрастала. В Церкви же есть огромный опыт для утверждения в душе человека добродетели».
К сожалению, в нашем городе нет еще пока церковной православной боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ницы и православного боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ничного отделения тоже пока нет. Но в отдельных боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ницах главные врачи совместно с Нижегородской епархией оборудуют боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ничные часовни, в которых боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ные могут получить духовную помощь. В нашем городе работает Общество православных докторов.
Сейчас разберем работу православной патронажной службы. Для верующего 100рого человека спасение, когда рядом с ним – православная сестра милосердия. Можно вместе помолиться, пригласить, когда потребуется, священника исповедоваться, причаститься и т.д.
Чем занимается таковая служба? Патронажная служба оказывает социальную, бытовую и медицинскую помощь одиноким пожилым, боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ным, пре100релым. Медицинская помощь и сестринский уход осуществляются сестрами милосердия.
Они делают:
— медицинские влекипуляции по назначению доктора,
— делают вызов врача для консультации,
— вызов скорой помощи в экстренных вариантах,
— помогают при госпитализации.
Сестра милосердия обеспечивает пациента заботой, вниманием, организует досуг, оказывает духовную поддержку.
Боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шая диаконическая работа проводится в хосписах.
Слово «хоспис» связано с латинским словом hospitalis – «дружественный к государствникам». Впервые хоспис организован в Великобритании, это был монастырский приют для тяжелоболь (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных бродяг. Их вылечивали либо хоронили за счёт монастыря. В 19‑м веке в хоспис попкадали безнадежно боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ные люди, которых отказывались вылечивать докторы.
В 1948 году медсестра Сесилия Сандерс разработала основные принципы, которых должна придерживаться паллиативная медицина (имеющая дело со смертельно боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ными людьми).
Эти принципы последующие:
рассматривать погибель как нормальный процесс,
не ускорять и не замедлять погибель,
обеспечить облегчение боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани),
объединить психологические и духовные аспекты ухода за нездоровыми,
помогать боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ным жить активной жизнью до конца.
Сесилия Сандерс 100ла основательницей современного хосписного движения.
В России первый хоспис открыт в 1990 году в Санкт-Петербурге. Сейчас в России действуют около 60 хосписов для взрослых и 1 для малышей в Москве.
Смертельный диагноз – это начало последнего, весьма важного отрезка жизни, и его ещё нужно суметь прожить. В это время человеку нужны помощники и собеседники. Умирающие имеют такое же право на любовь и заботу, как и здоровые. В хосписе весьма важна духовная поддержка, духовное окормление, которое могут оказать сестры милосердия и священник (см. журнал «Нескучный сад», № 5, 2006).
Самые несчастные люди на земле – это бездомные. Они никому не нужны, их презирают, и они смиренно ожидают своей участи. Всем известно о широкой русской душе с прочным основанием в Православной вере. Мы весьма любим о этом говорить, но на самом деле никак эту широту не проявляем. Западные люди кажутся зачастую гораздо милосерднее, чем мы. Если, например, в Европе на улице лицезреют человека, который нездоров, нуждается в помощи, то вокруг него сразу собирается толпа людей, вызывают «скорую», 100раются как-то действовать. А у нас в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шинстве случаев – полное безразличие. Однажды в метро милиционер выгонял бездомного из вагона, лупил его дубинкой. И весь вагон смотрел на это, как будто ничего особенного не происходило.
По 100тистике заболеваний практически каждый третий бездомный страдает трофическими язвами конечностей. Это одно из «профессиональных» заболеваний людей, вынужденных боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шую часть жизни проводить на улице – в мороз, слякоть и дождик. Каждый 10‑й бездомный страдает туберкулезом легких. И 13% — от 10 до 40 тыс. человек – ежегодно попкадают в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ницы с травокмами, ожогами и обморожениями.
Это 100вит перед обществом серьёзную проблему: как посодействовать сиим людям, лишенным не только жилища, да и зачастую возможности заработать на жизнь, погибающим от нагода, холону и болезней? Что нужно сделать в нашем обществе, чтобы отношение к бездомному 100ло другим, как увидеть в нем не бомжа, а несчастного человека?
С ноября 2004 года по улицам Москвы разъезжает автобус со специали100ми, которые оказывают бомжам гуманитарную и медицинскую помощь. Это Служба «Милосердие – ночной автобус». Она организована при Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы.
Служба состоит из нескольких бригад. В автобусе бездомные могут получить:
необходимую медицинскую помощь,
направление в туберкулезную либо инфекционную боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ницу, травмпункт,
консультацию опытного социального работника,
в некоторых случаях отправляют бездомных по месту обитательства их близких.
Бригада помощи бездомным выезжает в ночное время. За ночь (то есть темное время суток) автобус объезжает вокзалы Москвы и те места, где обычно много бескровных.
В рейд обычно движутся пятеро – доктор (либо фельдшер), медсестра, водитель и двое супругчин, чтобы переносить людей в особо тяжелом состоянии. Бригада собирает самых ослабелленных. Им оказывают экстренную мед. помощь, дают поесть, отогревают, особо тяжелых отправляют по скорой в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ницы. Днем сотрудники автобуса «Милосердие» занимаются дезинфекцией бездомных на санэпидстанции. Самых «плохих» отвозят в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ницу, тех, у кого есть родственники, отправляют домой. Остальные же бомжи про100 рады тому, что им удалось пережить еще одну ночь (то есть темное время суток). Прошлой в зимнюю пору было сделано наиболее 50 рейсов, во время которых спасено 550 человек, весной и в летнюю пору такую помощь получили 1800 человек, 85 из их сумелли отправиться домой, им купили билеты.
При Епархиальном совете Москвы есть Комиссия по церковной социальной деятельности. В состав Комиссии входит Служба помощи бездомным в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ницах. Сотрудники выявляют бездомных в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ницах, им выдаются одежда, костыли, инвалидные коляски, проводят поиск родственников либо устраивают в дома инвалидов.
Департамент социальной защиты приступил к реализации проекта «Чистка улиц», бездомные убирают улицы, чистят парки и зарабатывают денекги, получают обед и сухой паек в конце денька, а опосля 20 дней работы могут устроиться в ночлежку. Таковым способом пытаются найти тех, кто желает работать и через работу вернуться к нормальной жизни. Следующим шагом может стать его переход на квалифицированную работу.
Волонтерское движение – это ответственное служение. Оно быть может организовано в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ницах, детских приютах, на дому. Работа волонтеров должна быть хорошо продумана, потому что энтузиазм многих помощников может быстро потухнуть. Хорошо взять благословение у священника на эту работу. Волонтеров должен сопровожотдать организатор, который провел переговоры с администрацией.
Помощь волонтеров нужна прежде всего в санитарской работе и в уходе за боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ными либо детками. Опыт показывает, что некоторые добровольцы обижаются, когда им в руки дают тряпку: «Мы пришли за боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ными ухаживать, а не полы мыть!» Но в данном случае нужнее именно опосредованная помощь боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ным, которым будет приятнее лежать в незапятанной палате и дышать наиболее свежим воздухом.
Особенно необходима помощь в отделениях неврологии и травокматологии – где люди беспомощны, не могут сами себя обслужить и требуют постоянного внимания и ухода. Тут нередко оказываются бомжи либо про100 одинокие люди, за которыми некому ухаживать. Кроме того, боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ным может потребоваться и «социальная» помощь: например, сходить в колдуназин либо позвонить родственникам. В работе волонтеров необходима дисциплина: порученное дело должно быть доведено до конца. Боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного нужно называть по имени и отчеству, спросить о его самочувствии и о том, не нуждается ли он в чем-нибудь. Не допускать в разговоре таковых обращений, как «бабушка», «дедушка», «женщина».
Какие знания пригодятся? Самим ухаживающим, чтобы не нужнорваться, нужно обучиться правильно поднимама тяжести, перестилать кровать боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного, поднимама его. Нужно уметь измерить кровяное давление, пульс, нередкоту дыхания, уметь отдать лекарство лежачему боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ному. Необходимо знать о профилактике пролежней и уметь их обрабатывать.
Ухаживать за боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ным либо ребенком и физически, и морально весьма тяжело. Только человек, принявший близко к сердцу боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение) и страдание ближнего, может посодействовать другому. И где взять силы, где сам ухаживающий может получить поддержку? Многолетний опыт сестер милосердия показывает, что самое сильное подкрепчалление душевных сил сестры черпают в Церковных Таинствах. Поддерживают и советы опытного духовника. Нужно помнить, что «где двое либо трое собраны во имя Мое, там Я посреди их», так говорил Господь наш Иисус Христос (Матф.18, 20)., и не забывать, что, помогая другим, мы прежде всего помогаем для себя.
Центры реабилитации сирот
Главная трудность в том, что ребенку, оставшемуся без семьи, нельзя посодействовать, про100 накормив, согрев либо помыв его. С ним происходит гораздо боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шая трагедия: он не знает, что такое любовь. Потому что любви можно обучиться, только видя любовь, — в постоянном общении с матерью, родными и другими любящими людьми.
Нужно признать, что боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шие государственные детские дома – это самая не достаточноэффективная форма воспитания сирот. Специалисты считают лучшей формой воспитания детей-сирот усыновление, потому что только семья может восполнить то, чего же ребенку не хватает.
Те, кто хорошо знает жизнь приемных семей, убеждены, что им нужна постоянная серьезная помощь со 100роны государства. Протоиерей Аркадий Шатов, духовник Свято-Димитриевского сестричества, опекающего 4 детских дома, говорит: «Для семей, готовых взять на себя таковой труд, нужно покупать квартиры, оплачивать содержание малышей. Церковь тоже должна участвовать в материальной и моральной помощи семьям, усыновившим сирот. Священники должны занимамася с приемными детками и родителями, потому что у их возникает масса проблем, даже если в приемной семье ребенка весьма обожают».
Есть форма воспитания, приближенная к усыновлению, — так называемые патронажные семьи. Семья берет ребенка на воспитание, патронажные родители получают зарплату из детского дома, ребенок знает, что это не его родители, но в остальном он является полноправным членом семьи.
Есть ещё семейные детские дома. В семье до 8 малышей, «мать», которая имеет два выходных. Вместе с «матерью» малыши покупают продукты, готовят, занимаются домашними делами.
Боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шую известность получили также «детские деревни SOS», устроенные по австрийской модели. В России таковых деревень несколько. Там условия жизни максимально приближены к семейным.
Существуют и так называемые не достаточнокомплектные детские дома. Тут все как в обычном детском доме, только малышей гораздо меньше – 20–30. Обстановка тут ближе к домашней, чем в огромных интернатах. Весьма важно, что малыши прогуливаются в обычную школу и общаются там со сверстниками.
Еще есть Православные детские дома и приюты при сестричествах, при монастырях и приходах. Протоиерей Аркадий Шатов комментирует: «Главное, на что должны быть направлены усилия окружающих, — не кормление только и одевание ребенка, а попытка вернуть ему образ Божий, который есть внутри его. Сделать это можно только любовью, только решившись на подвиг служения детям. Господь призывает и благословляет нас служить детям так, как мы служили бы Ему Самому: «…Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Матф.18,5).
Быть может, кому-то покажется, что от нас требуется непосильный подвиг. Однако это не так. Ведь решать проблему детей-сирот можно на разных уровнях.
Каждый человек может в этом участвовать:
кто-то может и должен молиться о этих детях,
кто-то может жертвовать на эту деятельность средства,
многие могут уделить время: погулять, позанимамася, пригласить в гости (для сирот пойти в гости – боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шая удовлетворенность),
кто-то может взять ребенка в семью либо пойти работать в детский дом.
Участвовать может каждый, но не забывать при всем этом умнонажимать любовь в своем сердце, тогда все получится.
Итак, подведем результат. На Епархиальном собрании 2004 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексей II обратился к пастве со словами: «…Мир все наиболее погружается во тьму равнодушия, ненависти, эгоизма, и мы с вами призваны светом любви Хри100вой светить в мире и являть свою веру делом. Нужно творить дела милосердия, у каждого верующего есть возможность послужить своим ближним. Рядом с нами много страдающих. Бездомные застылзают, дети-сироты не знают любви и живут по жестокому закону «каждый сам за себя», в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ницах пациенты умирают от отсутствия ухода только потому, что к ним некому подойти, в домах пре100релых и своих квартирах заканчивают жизнь в нужде и одиночестве старики.
Социальные проблемы для нас с вами не про100 абстрактные вопросы, решение которых можно отложить до лучших времен. Мы призваны Христом на служение любви, и мы не можем не состраотдать тем, кого Христос называет Своими меньшими братьями, и не 100раться сделать все от нас зависящее, чтобы им посодействовать… Призывая всех вас к делам милосердия, желаю напомнить забытую пословицу: «Не бойся сильной грозы, а бойся убогого слезы».
