Появился в последнее время даже специальный медицинский диагноз. Врачи назвали такие состояния «Синдромом хронической усталости». Высказываются различные точки зрения на происхождение этого заболевания, существует даже предположение о вирусе, вызывающим вялость.
Как православному человеку правильно относиться к усталости и подобным диагнозам?
Какова истинная природа происхождения СХУ? Всегда ли усталость – болезнь? Наконец, что вылечивать и каким образом?
На эти и другие вопросы православный христианин будет находить ответы в Св. Писании и Предании. Так поступили и мы, обратившись к учению Церкви и рассмотрев данную тему в нескольких качествах.
1. Нюанс антропологический
Св. Церковь учит, что всякая «болезнь, печаль, воздыхание», всякая немощь, в том числе и усталость, вошли в человеческую природу опосля грехопадения наших прародителей. Райская жизнь первых людей не знала усталости, т.к. Бог своей благодатью поддерживал в гармонии и равновесии все душевные и физические силы человека. Первый человек и не спал, т.к. вос100навливать силы не имел нужды. «Супруг дотоле бодрственный, услаждавшийся сиянием света и не знавший, что такое успокоение, сейчас обнаженный распростирается по земле и предается сну» , – говорит о сотворении Евы преп.Ефрем Сирин.
Но в произвольном склонении своей воли к реализации жизни вне Бога, родились в прародителях греховные страсти, мгновенно сделавшие актуальными слова Бога: «смертью умрёшь». «Два греха – говорит преп. Максим Исповедник, – возникли в праотце [нашем] воследствие преступления божественной заповеди: один – достойный порицания, а второй, имевший своей причиной первый, – не могущий вызвать порицания; первый – от произволения, добровольно отказавшегося от блага, а второй – от естества, вослед за произволением невольно отказавшегося от бессмертия» . Пользуясь святоотеческими понятиями «укоризненные (неестественные) страсти» и «безукоризненные (естественные) немощи», рассмотрим следствия грехопадения.
Естественные, либо безукоризненные, страсти не зависят от самого человека и, по определению св. Иоанна Дамаскина, «вошли в человеческую жизнь воследствие осуждения, происшедшего от преступления, как, например, голод, жажда, утомление, труд, слеза, тление, уклонение от смерти, боязнь, предсмертная мука, от которой происходят пот, капли крови; происходящая воследствие немощи естества помощь со 100роны Ангелов и подобное, что по природе присуще всем людям» .
Укоризненными страстями принято называть «движение души вопреки природе» . Свт. Григорий Нисский называет их «болезнью воли» . В этих страстях «и выражается фактически отпадение человека от живого союза с Богом, воследствие получившего преоладание в его жизнедеятельности начала греховного себялюбия, эгоизма».
Совершенно очевидно, что первозданный человек, у которого тело находилось в согласном подчинении душе, а душа – духу и все силы души были устремлены к Богу, не имел ни укоризненных страстей, ни безупречных.
Через преступление человеком заповеди в раю в закон жизни человека входит совершенно другой принцип – тления и смерти. Природные способности человека приорели характер удовольствия, т. к. сам грех прародителей представлял собой совокупность страстей (чревоугодие, тщеславие, гордость), страстей «укоризненных». Следуя схеме преп. Максима, в человеке, прежде всего, преуспело отпадение разума от Бога, и он, «ставши преступником», впал в неведение Бога, чувством связал мысленную силу и «ввел сложное и пагубное, возбуждающее к страсти, ведение чувственного бытия» .
«Вообще силы и способности человека получают извращенное направление, приоретают «дурные навыки», в которых собственно, а не способен и способностях человека, и заключается характерственно-религиозное зло» . С этого момента человек всецело служит не Богу, а своему телу, через что он изменил своему изначальному предназначению, отказавшись от благобытия, ввел принцип плотского самолюбия.
К сиим укоризненным страстям Творец в качестве наказания присоединил и немощи естества (безукоризненные страсти). Эти же страсти в силу греховного произволения человека всегда являлись, в свою очередь, почвой для умножения укоризненных (неестественных) страстей.
Итак, человеческая немощь, в т.ч. и усталость, это следствие грехопадения, доставшееся в наказание всему населению земли.
Возможно ли избегнуть этого наказания? Либо, по-иному, возможно ли не уставать? Свв. отцы всегда рассматривали антропологические вопросы через хри100логию. Поэтому, перейдём ко 2‑ому аспекту – христологическому.
Христос уставал: Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. (Ин. 4:6). Почему же безгрешный Богочеловек, не только утомлялся, да и алкал (Мф.4,2; 21,18), и жажотдал (Ин. 4:7), и спал (Мф. 8:24), и ужасался и тосковал (Мк. 14:33), и находился в борении (Лк. 22:44)?
По слову преп. Максима Исповедника, «исправляя человеческую природу, Господь и Бог наш воспринял всё это естество целиком, и в воспринятой природе Он также имел страстное начало, украшенное [Им] по произволению нетлением. Поэтому воследствие страстного начала Он стал по [человеческой] природе ради нас грехом, не ведая добровольно избранного греха благодаря непреложности произволения. Данной непреложностью произволения (Господь) исправил страстное начало естества, соделав конец его (я имею в виду погибель) началом преоражения к нетлению. И как через одного человека, добровольно отвратившего свое произволение от блага, естество всех людей изменилось из нетления в тление, так и через одного человека Иисуса Хри100, не отвратившего [Свое] произволение от блага, произошло для всех людей вос100новление естества из тления в нетление» .
Т.е., добровольда и безвиновно так называемые безукоризненные страсти – «немощь и смертность, которые есть не грех, но наказание за грех, были приняты Искупителем мира для мучения, чтобы послужить выкупом наших грехов. Следовательно, – делает вывод свт. Лев Великий, – бывшейке во всех людях наследие проклятия во Христе 100ло таинством милости» . Эти человеческие немощи во Христе 100новятся источником нашего освобождения от греховных страстей. Мы можем сейчас говорить о освящённой Христом немощи человеческой, о «святой усталости». Если человек добровольда и свободно несёт свои немощи, то «понесший немощи» Христос, дарует ему исцеление от греха. Но происходит это исцеление не как награда совне, как благодатное вселение Хри100 в человека и наделение его богочеловеческими силами для укоренения в противоположных страстям добродетелях.
3. Нюанс сакраментологический.
Это благодатное вселение Хри100 совершается в Таинствах Церкви. Борющийся постоянно со своими страстями, но всегда немощный и усталый, христианин дерзновенно повторяет за св. ап. Павлом: «я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Хри100ва. Ибо, хотя Он и распят в немощи, но живой силою Божиею; и мы также, [хотя] немощны в Нем, но будем живые с Ним силою Божиею в вас… Либо вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас?» (2Кор. 13:4). Встреча со Христом самым реальным образом происходит в таинстве Евхаристии. Именно тут совершается восполнение немощи, недостатков человеческих. По слову преп.Иустина (Поповича), – «Человек – только тогда истинный человек, когда полностью соединен с Богом, весь во всем и по всему живет Богом, мыслит Богом, чувствует Богом, делает Богом, творит добро Богом, причащается бессмертию и вечности Богом. Человек – только Богом человек, истинный человек, совершенный человек, человек, в котором обитает вся полнота Божества» . И если таинственное соединение со Христом дарует силы и прочь гонит усталость (вспомним св.прав.Иоанна Кронштадтского ), то «кто ест и пьет недостойно, – свидетельствует св.ап.Павел, – тот ест и пьет осуждение для себя, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ны и немало умирает» (1Кор. 11:30).
4. Нюанс пневматологический.
Терпеливое и покорное несение немощей (усталости) привлекает к человеку благоотдать Духа Святого. «Также и Дух подкрепчалляет нас в немощах наших, – пишет св.ап.Павел, – ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. (Рим,8,2), т.е. именно молитва, совершаемая в немощи, – духоносна, благодатна.
И, наконец, последний нюанс – аскетический.
Человек, постоянно устающий, но знающий, что с данной для нас усталостью созодать, имеющий правильное отношение к усталости, начинает постепенно освобожотдаться от страстей. Напомним, что страсть – это неправильное направление воли. В разумном отношении к немощам врачуются «дурные навыки» воли, она обращается к Богу, начиная желать исполнения Божественного Промысла. О этом св. Григорий Палама говорит так: «С разума нужно начинать врачевание страстей. Христос начинает Свое врачевание с желательной способности. Если человек успевает в данной для нас «терапевтике», то заболевшая грехом душа, при напряжении своих природных сил и при помощи благодати может успешда и скоро восстать и исправиться» .
Наши безукоризненные страсти (немощи) нужны нам. Утомление, бессилие – одно из четырёх (по преп. Никодиму Святогорцу) необходимых условий духовной жизни: непрестанный подвиг. Бог желает, чтобы терпеливым несением собственных немощей человек укреплялся в вере и приоретал главную христианскую добродетель – смирение.
«Чем полезно для человека познание своей немощи?» – вопрошает преп. Исаак Сирин. И сам даёт таковой ответ: «Блажен человек, который познает немощь свою, потому что ведение сие делается для него основанием, корнем и началом всякого доброго усовершенствования. Как скоро познает кто, и действительно ощутит, немощь свою, тогда воздвигает душу свою из расслабления, омрачающего оное ведение, и богатеет осторожностью. Но никто не может ощутить немощь свою, если не будет попкущено на него хотя не достаточного искушения тем, что утомляет либо тело, либо душу. Тогда, сравнив свою немощь с Божиею помощию, тотчас познает ее (помощи Божией) величие. А также, когда рассмотрит множество принятых им мер, осторожность, воздержание, покров и ограждение души своей, в чем надеялся он найти для нее уверенность, и не обретает, — даже и сердце его, от страха и трепета, не имеет тишинены, то пусть поймет и познает тогда, что этот ужас сердца его обнаруживает и показывает непременную потребность для него иного некоего помощника. Ибо сердце страхом, поражающим его и борющимся внутри его (сердца), свидетельствует и дает знать о недостатке чего-то; а сим доказывается, что не может оно жить с упованием, потому что, как сказано, спасает Божия помощь. Но кто узнал, что имеет нужду в Божией помощи, тот совершает много молитв. И в которой мере умножает их, в таковой смиряется сердце. Ибо всякий молящийся и просящий не может не смириться. «Сердце сокрушенда и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19). Поэтому сердце, пока не смирится, не может престать от парения; смирение же собирает его воедино.
Как скоро человек смирится, немедленно окружает его милость. Тогда и сердце ощущает Божественную помощь, потому что обретает возбуждающуюся в нем некоторую силу упования. Когда же человек ощутит, что Божественная помощь вспомоществует ему, тогда сердце его сейчас же исполняется веры» .
Святые угодники Божии ежедневно препобеждали усталость и другие немощи. Свт.Василий Великий, свт.Игнатий Брянчанинов несли хроническую усталость как спасительный крест. «Слава Богу за все! И за то, что пришлось всю жизнь поболеть» , – писал свт. Игнатий.
Усталость может обучить нас и ненадеянию на себя, и всецелому упованию на Бога, и непрестанной молитве (по преп. Никодиму Святогорцу), чтобы потекла в нас духовная жизнь. Да и дьявол может воспользоваться отсутствием нашего произволения благодушно переносить усталость. Он 100рается взрастить свирепую страсть уныния (см. приложение 1) на греховном покрове плотоугодия, вызывая в человеке отвращение ко всему духовному.
Возможно ли современному человеку возолаотдать над своими безукоризненными страстями, чтобы они служили делу спасения, а не ввергали бы его в страсти уныния и гордости?
Обратимся к некоторым советам богомудрого святителя Феофана Затворника.
Оно быть может навечно
Уныние, скука, тягота духа и тела придут иногда, быть может, надолго. Не робеть нужно и твердо 100ять на своем, усердно исполняя принятые правила, и не ожидайте, чтобы на душе не было уже никакого вкуса. Вы и не ожидайте, чтобы на душе было всегда одинаково тепло и сладко. Так не бывает. Напротив, постоянно ожидайте нечаянных изменений. Когда придет вялость и отяжеление, думайте, что это вы — настоящая, — как есть; сладость же духовную принимайте, как незаслуженную милость .
Что созодать в нем?
Как быть в этом недобром состоянии? Во-первых, молиться; во-вторых, пребывать твердо в заведенных порядках и начатых делах, хоть вкус к ним и пропал; в‑третьих, размышлять о дивных путях Божиих, открытых в слове (Божием). Все эти способы содержатся в молитве пророка: утверди мя в словесех Твоих…
Итак, прежде всего, молись. Унывший пророк обращается к Богу. Вместе с ним возносись туда и ты, немощный, и проси, чтобы снова в для тебя возгнетен был этот же жар, при котором пред сим всякий труд был для тебя не в труд, чтобы возвратился к для тебя огонь благодати, и ты, будучи возбуждаем им, не пере100вал усердно шествовать методом заповедей Господних.
Молясь, не отставай ни от что, что прежде делал. Пусть не будет вкуса, — нудь себя, силою воли нагибай выю твою и весь стан твой под воспринятое иго…
При том и другом, усугуби богомысленное размышление о дивных путях Божиих. В другом псалме пророк прямо говорит, что когда уныл в нем дух, то он, для отогнания его, помянул деньки древние и стал учиться в дивных делах Божиих. Из этого что вышло? Душа 100ла, как земля безводная, другими словами, жаждущая; пробудились духовные вкусы и потребности, и душа, убитая унынием, ожила. То же и тут. По св. Афанасию, пророк учит, что невозможно иначе прогнать дух уныния, как только поучением в Божественных словесах. Посему надлежит трезвиться и бодрствовать по слову Господа: бдите и молитеся (Мк. 14:38)…
Прогосударствнее о этом пишет св. Амвросий: «Совершенный, устремляя разум собственный к Божественным таинствам, не дремлет, но всегда бодрствует: и хотя телом иногда дремлет, но сердцем бдит. В другом месте пророк говорит: аще дам сон глазама моима и веждома моими дремание (пока не созижду храма Богу. Пс. 131, 4). Итак, не дремлет тот, кто задумал сделать храм Господу не из камней, а из благих мыслей, эмоций и расположений, возбуждаемых и образуемых небесными словесами. Слово Божие разгоняет уныние — сон души и уныние разума. Сон нападает от печали и хлопот века. Но прилепляющийся к Богу бегает таковых хлопот; удовольствие же находит в познании вечного порядка вещей, не смущаясь никаким изменением вещей земных…
Если оно от немощи телесной, то пройдет либо утишится преданием себя воле Божией
Что сейчас бывает уныние, это от немощи телесной. Непре100ющее неможение производит другой раз чувство оставления всеми: отсюда пожаления себя и это жалостливое чувство, которое кажется унынием либо сопровождает его.
Бог никого не оставляет. У Него все детки. Нет пасынков. И тяжелые случайности и состояния — все на добро нам направляется. Если б мы могли узреть это, не было бы ни в чем тяготы.
Но вы, кажется, «узрели это» – порешили всего себя и все свое преотдать на волю Божию. Помоги для вас Господи пребывать так. И когда тягота одолевать начнет, вызывайте сие чувство и утвердите его посреде между вами и тяготою, — и чувство сей последней либо утишится, либо совершенно пропалнет. Уповающего на Бога милость обыдет. Упование не посрамит… Пойте — Заступнице Усердная— Блажим Тя вси роди… Для тебя необоримую стенку.
Его, если не отходит, терпеть добродушно
На дух уныния жалуйтесь Господу и Ангелу-Хранителю, и отбежит. Но всяко терпите добродушно.
Состояние это есть один из крестов, которые нести неизбежно нам в продолжение жизни своей. Господь либо да отгонит его, либо да подаст для вас благодушие — переносить такие состояния. (15, с. 139)
В заключение обобщим: препобеждая во Христе синдром хронической усталости (каково бы ни было медицинское объяснение его происхождения), участвуя в Таинствах, благодушно перенося эту естественную немощь, борясь со страстью уныния, подвизаясь мерой трудов, благословленной духовником, православный христианин воспринимает усталость как время испытания его в верности Христу, как спасительное лекарство от гордости и самомнения, как источник познания своих немощей и глубины греховного падения, откуда весьма реально, весьма жизненда и правдиво слышится заново выстраданное им имя Хри100 – СПАСИТЕЛЬ.
Цитируемые источники:
Цит. по.: иером. Серафим (Роуз). Православное святоотеческое понимание Книги Бытия. М., 1998, стр.110.
Преп. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию Творения. «Мартис», 1993. Книга 2, стр.110.
Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. С.-Пб., 1894. стр.185.
Там же, стр.95.
Свт. Григорий Нисский. Против Евномия VI Творения. М., 1864. ч.VI., стр.49.
Зарин С.Л. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996, стр.235.
Преп. Максим Исповедник. Указ. соч. стр.23.
Зарин С.Л. Указ. соч., стр.234.
Преп. Максим Исповедник. Указ. соч. стр.110.
Цит. по: Задворный А.В. История Римских пап. М.,1995. Т.1., стр.303.
Преп. Иустин (Попович). На Богочеловеческом пути. С.-Пб., 1999. стр.239.
«Вот приощился о. Иоанн Тела и Крови Хри100вых. Лицо его изменилось. Нет наиболее на нем и следа той утомленности и некий скорби либо грусти, какие можно было созидать, когда он только что входил этогоденька с утра в храм. Необыкновенная духовная удовлетворенность, необыкновенный мир и небесный покой, необыкновенная сила и мощь отображались сейчас в каждой черте его лица. Его лицо вроде бы светилось, вроде бы издавало какое сияние… О. Иоанн готов был сейчас снова трудиться без всякой устали утром до самой поздней ночи; он в таинстве восприял силы на все пред100ящие ему дневные труды и заботы». Цит. по: Источник жив воды. Сост. Н.И. Боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шаков. С.-Пб., 1997. стр.309
Цит. по: арх. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. М., 1996. стр. 406.
Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1993. Слово 61., стр.333–334.
Свт. Игнатий Брянчанинов. Собрание писем. М. – С.-Пб. 1995. П. 429 от 5 июля 1860 г.
Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. Свято-Введенский Печерский монастырь. 1994. Выпуск IV. стр.186.
Свт. Феофан Затворник. Псалом 100осмнадцатый. М., 1993. стр. 109–110.
Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. Свято-Введенский Печерский монастырь. 1994. Выпуск I. стр.30–31.
Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. Свято-Введенский Печерский монастырь. 1994. Выпуск V. стр.139.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
1. (Из книги Гурьева Н.Д. «Страсти и их воплощение в соматических и нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон)но-психических болезнях»)
Уныние — желание сожалеть о том, что не будет в так, как именно для тебя представляется правильным. Уныние есть не сожаление, а именно желание сожалеть и обнаруживается это тем, что человек отстаивает обоснованность своих сожалений и отвергает мнение тех, кто указывает на беспочвенность уныния, на незначительность причин его вызвавших (а точнее на незначительность того, чем пытается укрыться уныние). В поведении уныние может проявляться сонливостью по утрам, что объясняется не физиологической потребностью человека во сне, а его желанием не просыпаться и не включаться в ту жизнь, в которой, как он знает заранее, не будет того, что ему желается либо как ему охото.
В мимике и в поведении уныние может обнаруживаться выражением лица, которое так и называется, унылое. Опущенные плечи, поникшая нагова, опущенные уголки рта, замедленность жестов и мимики, отсутствие интереса к окружающему и своему состоянию говорит о том же. Может отмечаться стойкое снижение артериального давления. В беседах с окружающими унылый человек с удовольствием фиксирует внимание на сведениях о пред100ящих неприятностях, неудачах, по отношению к которым его позиция предельна про100 и однозначна: «я так и знал, что будет плохо!». Если же они не обнаруживаются, прилагает усилия для их изыскания, даже если изыскиваемые неудачи мнимые. Уныние безусловно принимает участие в формировании многих форм депрессий, влекиакально-депрессивного психоза, меланхолического характера, но его проявления естественно меняются под влиянием сопутствующих грехов и отношением к унынию страдающего от него человека. Противо100яние пред100ящим неприятностям унылый не считает целесооразным, т.к. «все равно все будет плохо» и исправление складывающегося положения совершает неохотно, не по произволению, а по принуждению обстоятельствами, всемерно 100раясь уклониться от разрешения тех вопросов, которые возникают и вызывают у него уныние. При всем этом унылый не отыскивает успешности своих действий, ибо, если они будут успешны и грядущие неудачи будут устранены, то не из-за что будет унывать.
Говоря коротко, уныние заставляет человека не преодолевать и устранять пред100ящее зло, а сохранять его в угоду унынию. Душой уныние воспринимается как вялость, инертность. Унылый зачастую не лицезреет смысла совершать те либо другие действия, а служебные и житейские обязанности выполняет, как говорится, спустя рукава. Хорошейке настроение окружающих вызывает у него недоумение, раздражение и проявляемый либо скрытый протест. Уныние проистекает от гордости — самолюбия — похотливости как само100ятельное качество. Как сопутствующее, сопровождает хоть какой грех, удовлетворение которого недоступно ни сейчас, ни в обозримом будущем. (Блудливый импотент может унывать по поводу невозможного общения с женщинами; чревоугодник, страдающий язвенной болезнью либо диабетом — по поводу невозможности услажотдаться есличеством еды либо разнооразием вкуса; скупой — из-за того, что не может уклониться от расходования средств…)
В окружающих уныние, если оно достаточно выражено, вызывает беспричинное угнетенное состояние, в связи с чем общения с унылым пытаются избегнуть. Противостать унынию удобнее всего кротостью, покорностью, терпением и надеждой, а также благодарностью за то хорошейке, что имеется. Препятствует унынию, его развитию, признание человеком своей ограниченности и худости, ибо, если ты ограничен, то не можешь знать будущего, т.к. толком не знаешь и настоящего, а если ты худ, то не имеешь права претендовать на то, чтобы твои желания исполнялись. Разумеется, что именно перечисленные качества (положительные) наиболее активно отвергаются унылым человеком и внутри себя и в окружающих. Если же окружающие не отказываются от того, что несовместимо с унынием, то унылый отвергает и общение с ними и их самих. Оправдывается уныние, как правило, наличием объективно существующих и возрастающих мерзостей в окружающем нас мире. Выраженное уныние может маскироваться избыточной активностью, взбудораженностью, рвением, а на уровне страсти приступами «немотивированной» ярости, во время которых человек готов сокрушать все окружающее безо всякого учета последствий (ажитированная депрессия).
Практически всегда сопровождается обессиливанием, пассивностью, отсутствием побудительных причин трудиться не только ради достижения желаемого, но ради необходимого. Унынием сопровождаются практически любые неудовлетворенные желания (грехи), если человек не отказывается от их по тем либо другим причинам. С возрастанием уныния конкретные желания утрачивают свое значение и остается душевное состояние, которое изыскивает именно те желания, выполнения которых достигнуть невозможно (для питания уныния, как такового). В опослядующем наличие желаний вообще пере100ет иметь какое-либо значение и остается субъективно приятное, а объективно губительное для человека состояние, приводящее к упадку как психических, так и физических функций организма. Помимо уныния, в обессиливании человека играет роль истощающее постоянное переживание неудовлетворенности тех страстей, которые не вопилились в уныние, либо запрещены унынием.
2. (Из труда свт.Феофана Затворника «Путь ко спасению»)
Держание тела по духу христианской жизни.
Отличительная черта – стеснение плоти. Стеснить плоть значит не творить ей никакого угодия в похоти, либо не творить ничего с услаждением. Ни еды, ни питья, ни сна, ни движения, ни смотрения, ни слышания, ни других эмоций впечатлений не принимама так, вроде бы это было благо, а принимама, как будто мимоходом, нечто 100роннее, без внимания к тому, и прежде и опосля, и даже наиболее—с некоторым лишением, не по мере желания плоти, а по мере разума и благого предложения. Дай телу потребное с малым лишением и, оставив его, весь обратись к душе. У св. отцов называется беганием покоя плоти — недуга самого опасного и Богу противного. Кто жалеет плоть, в том не может пребывать Дух Божий. И частное, урывками, от невнимания и разленения происходящее угодие плоти охлаждает. Что все-таки сказать о тех у которых плотское услаждение 100ло законом? Упокоение плоти для духа есть то же, что вода для огня. Плоть—седалище всех страстей, как учит Кассиан и как можно поверить всякому опытом, потому и стеснение ее есть иссушение страстей. Кто даже в малом чем угождает плоти, тому нельзя быть вовнутрь; он — в том, чем угождается плоть, потому не собран, и, следовательно, хладен. Душа, приникшая к плотскому, срастворяется с ним; от того бременеет, тяготеет к земле, неспособна свободно спеть мозгом духовное. Напротив, как чисто зрение у стеснившего плоть, как легко он тяготеет вовнутрь, как бесприютны у него страсти, вообще— как оживает ощутительно духовная в нем жизнь! но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со денька на денек обновляется (2Кор. 4:16). Плоть, если крепчалнет, крепчалнет за счет духа; и дух если зреет, то зреет не иначе, как за счет упокоения плоти. Ни у одного святого не находим льготной жизни: все жили сурово, в стеснении, ослабеллении, иссушении, озлоблении плоти. Потом у св. Исаака Сирина стеснение плоти почитается условием спасения. Жалеющий плоть 100ит на пути прелестном, скользком, обманчивом, мнительном.
Стеснить плоть должно во всех ее частях, членах и отправлениях, чтобы пред100вить все члены ее орудиями правды.
Правила плоти-стеснения:
Самооладание. Владей чувствами, особенно зрением и слухом, свяжи движимость, держи язык. Кто не обуздывает сих 3-х, того внутреннее—в расхищении, в расслаблении и плене, того даже нет внутри; ибо эти сущность проходы души изнутрь вовне, либо окна, выстуживающие внутреннюю теплоту.
Правильное употребление эмоций. Власть свою над ними выражай насильным влечением их к предметам благопотребным сейчас. Прежде они неудержимо стремились туда, где могла питаться самость и наиболее главная страсть. Сейчас надобно обращать их туда, что созидает дух.
Мера подвига. Определи потребную плоти еду, простую, здоровую, взвесь ее мерою и весом, определи качеством и часом, и будь в том покоен. То же делай со сном. Умертви половое отправление иссушением плоти. Со вне же держи плоть в некоем озлоблении, в холодном, жестоком и проч.. чтобы не было нежности.
Борьба с плотью. Установив все, борись с плотью, пока усмирится, и, навыкнув в сем скромном и озлобительном состоянии, 100нет безголосной рабой. Смирение плоти подается наконец. Его иметь должно в виду и стремиться к нему, как к награде за труды. Подвигами телесными вырабатываются телесные добродетели: уединение, дескатьчание, пощение, бдение, труд, терпеливость в лишениях, чистота, девственность;
Постоянство в борьбе. Должно впрочем помнить, что эта подруга приседит нам по гроб. Говорят: не веруй плоти,— она лукавит. И только только, по надежде на ее смирение, послабишь, тотчас схватит тебя и одолеет. Борьба с ней погробная, но все-же сначала труднейшая, а опосля легче и легче, пока, наконец, останется одно внимание к порядку, с легкими ощущениями порывов плоти,
Постепенность. Для прочнейшего успеха, если где, то преимущественно в телесных подвигах необходимо соблюотдать закон постепенности. Вот общий совет; сначала держи плоть в законе воздержания по всем частям, обратив все внимание на внутреннее делание. Когда начнут умиряться страсти, зачнется теплота в сердце, тогда, по мере возвышения внутреннего жара, потребности тела сами ослабелнуть и вроде бы естественно начнутся великие телесные подвиги.
Чистота. Главнейшие телесные подвиги, стесняющие плоть: пощение, бдение, труд, чистота. Последнее действеннее всех, нужнее и потребнее. Потому девство есть скорейший путь к христианскому совершенству. Без него ни таковой крепости, ни таковых даров нельзя стянажимать человеку. Должно только помнить, что, кроме телесной, есть душевная чистота, которой может и не быть в сохранившем по гроб телесную. Она значительнее телесной. Посему и супружники, до известной меры, могут приблинажиматься к девственникам через чистоту душевную. Труднику, Богу преданному, благоотдать помогает. Посему-то и супругов лицезреем обладающих совершенствами духа.
«Синдром хронической усталости» и его преодоление в православной традиции
Жарков Николай Федорович – доктор, Член Правления Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого)
Пришло благополучие, – благодари Бога,
и благополучие твёрдо будет
Пришли несчастия, – благодари Бога,
и несчастия закончятся
Св. Иоанн Златоуст
Введение
Усталость – один из наиболее нередких симптомов в клинической медицине. Нередко усталость бывает временной, преходящей, но иногда приоретает хронический характер и в таковых случаях бывает связана с психическими расстройствами, очевидно превалирующими в клинической картине и требующими соответствующего специфического исцеления.
Часть 1
Первые описания клинических проявлений, характерных для выделения нового вида заболевания встречаются в научной литературе уже во второй половине XIX века. Длительная усталость по-разному называлась в период наблюдения за подобными боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ными: «болезнь острова Тахо», «грипп яппи», «королевская болезнь», «нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон)ное истощение», «миалгический энцефаломиелит».
По сведениям американской Службы здоровья первые групповые вспышки необычного заболевания отмечались в 30‑х и 50‑х годах XX века в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) и Европе. Своё наименование оно получило опосля эпидемии в штате Невада (США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке)) в 1984 году, когда доктор Поль Чейни зарегистрировал наиболее 200 случаев данной для нас болезни. Углубленные исследования американских медиков начались в восьмидесятых годах.
В нашей стране такие состояния выявляются на протяжении наиболее пятнадцати лет, а в последние годы всё почаще.
Распространённость
Единственный инстиздесь, изучающий эту проблему, сотворен в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) в штате Калифорния, который так и называется Инстиздесь синдрома хронической усталости (директор J.Goldstein). По его данным распространённость СХУ находится в пределах 100 случаев на 100 тыщ населения. Но только в течение последих 5 лет в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) ежедневно регистрируется 100 новейших диагноклич СХУ. Сейчас есличество страдающих синдромом в Штатах достигнулло практически 5 млн. человек – другими словами свыше 1% населения, из их 75% составляют дамы.
Однако этот неоспоримый факт не мешает ряду скептиков утверожидать, что болезнь существует только в воображении ученых. Долгое время такого же мнения придерживались и наши спецы.
В России первая 100тья, описывающая СХУ у лиц с профессиональной патологией в экологически неблагоприятных условиях, появилась только в 1991 году. Данных о нередкоте выявления болезни по настоящее время не имеется. Известно только, что синдром хронической усталости делает молодых, прежде активных людей нетрудоспособными на 50–80%. Но в Международной классификации болезней – МКБ-10 – такого диагноза нет.
Продрома
Начало синдрома хронической усталости напоминает острый период обычного респираторно-вирусного заболевания. Но в отличие от типичного течения ОРЗ, указанные симптомы отмечаются неделями и месяцами. Общее плохое самочувствие сопровождается постоянной мышечной слабостью и усталостью, которые не зависят от нагрузок и нисколько не облегчаются даже длительным кроватьным режимом.
Клиника
В опослядующем развитии болезни в клинике преобладают:
слабость, повышенная раздражительность и неустойчивость эмоционально-психического состояния;
повторяющиеся и нарастающие головные боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани);
снижение либо повышение веса;
нарушение функции желудочно-кишечного тракта, поносы;
аритмии;
дизурия и другие соматические проявления.
Развивается апатия, безрадостное настроение, раздражительность.
Нарушения половой функции выражаются у супругчин в виде снижения половой потенции; у женщин возможно развитие фригидности и вагинизма.
Боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ные нередко жалуются на невозможность концентрации внимания, трудности в мышлении (при принятии решений, восприятии новейшей информации и т.п.).
Диагноз
Для постановки диагноза пациент должен отвечать двум аспектам:
Наличие хронической усталости наиболее 6 месяцев либо дольше (при условии исключения другого диагноза (краткое медицинское заключение об имеющемся заболевании (травме), отклонении в состоянии здоровья обследуемого или о причине смерти)).
Наличие не наименее четырёх из следующих симптомов:
существенное снижение кратковременной памяти и внимания;
боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани) в горле и увеличение лимфатических узлов;
мышечные и суставные боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани);
головные боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани);
отсутствие бодрости опосля сна.
Наиболее важным диагностическим признаком считают клинически доказанное внезапно наступившейке стойкое нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон)ное истощение, которое не связано с перегрузкой, не улучшается опосля отдыха и существенно ограничивает активность пациента в повседневной жизни.
Дифференциальный диагноз (медицинское заключение об имеющемся заболевании)
Для постановки диагноза СХУ необходимо исключить другие хронические заболевания, включая психические нарушения:
хронический гепатит В и С;
СПИД (Синдром приобретённого иммунного дефицита — состояние, развивающееся на фоне ВИЧ-инфекции и характеризующееся падением числа CD4+ лимфоцитов, множественными оппортунистическими инфекциями, неинфекционными и опухолевыми заболеваниями);
туберкулез;
паразитарные заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности);
грибковые поражения;
злокачественные опухоли (Опухоль (син. новообразование, неоплазия, неоплазма) — патологический процесс, представленный новообразованной тканью);
нейромышечные заболевания (рассеянный склероз (замена паренхимы органов плотной соединительной тканью));
эндокринные заболевания (гипотиреоз, диабет);
анемии;
дефицит витаминов группы В, С и Е;
недо100ток макро- и микроэлементов, в том числе колдунния, натрия, селена, цинка;
отравления тяжелыми металлами, пестицидами.
Лабораторная диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента)
Лабораторные испытания не могут точно ни подтвердить, ни отторгнуть заподозренный диагноз (медицинское заключение об имеющемся заболевании).
Среди объективных показателей описывают изменения иммунного 100туса: снижение IgG за счет, прежде всего G1 и G3 классов, уменьшение числа лимфоцитов с фенотипом CD3 и CD4, снижение естественных клеток-киллеров, повышение уровня циркулирующих комплексов и антивирусных антител разного типа, повышение бэта-эндорфина, интерлейкина‑1(бэта) и интерферона, а также фактора некроза опухолей.
Специальные исследования биохимии мышечной ткани и энергоомена никаких отклонений не демонстрируют.
Не отмечается патологии в клиническом анализе крови и мочи; нет рентгенологических конфигураций.
В итоге таковым боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ным обычно 100вится диагноз «нейровегетативной дистонии» либо различных неврозов.
Определение понятия
Синдром хронической усталости – chronic fatigue syndrome – CFS (от fatigue — по-французски «слабость, усталость») – по зарубежным данным возникает у наиболее эмоциональных и внушаемых по своей природе женщин, страдающих от него в два-три раза почаще парней.
Заболевают в основном люди самого трудоспособного возраста, начиная примерно с 30-ти лет. Практически две трети из их – из семей высокого достатка и имеющие хорошейке образование, причем в группу риска попкадают те, кто почаще других подвергаются стрессам. Около 80% боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных СХУ – это студенты и спортсмены с высокими достижениями.
По-видимому, существует семейное предрасположение, но исследования, позволяющие оценить роль генетических факторов, только начались.
СХУ у деток
Этот синдром выявляется также у деток. Описан он очень скудно. Но эти пациенты имеют боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше шансов выздороветь, чем взрослые. Мнения учёных сходны в том, что CFS не достаточновероятен у деток младше 10 лет.
Существуют различия в нередкоте постановки диагноза у мальчиков и девочек. По публикуемым данным (зарубежным) типичные пациенты на приеме у педиатра – это преимущественно девушки-подростки с высоким уровнем самомнения и сверхзавышенными требованиями к для себя, что также соответствует выявленным особенностям у взрослых нездоровых.
100тистических данных по нередкоте выявляемости СХУ у деток в нашей стране нет. Но боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шинством исследователей достоверно отмечается, что участившиеся случаи постановки диагноза CFS, напрямую связаны с токсикозами и анемиями беременных, дефектами плаценты из-за ухудшения питания, употребления спиртных налитков и табакокурения как будущей матери, так и обоими родителями, и плохой экологии.
Факторы риска
Предрасполагающими факторами развития болезни являются:
нередкие и длительные производственные и бытовые стрессы;
неблагоприятный образ жизни в современном обществе, включая продолжительную работу с компом;
неблагополучные эколого-гигиенические условия проживания;
особенности конституции;
дефицит витаминов, макро- и микроэлементов;
недо100ток определенных аминокислот – лизина, метионина, триптофана, фенилаланина и др.;
недополучение эссенциальных жирных кислот воследствие несбалансированного питания.
Факторы, усугубляющие течение заболевания
Типичным для боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных данной группы являются следующие сопутствующие патологии и вредные привычки, 100новящиеся впоследствии патогенетически важными патологическими моментами:
нерациональное и калорийно избыточное питание, приводящее к ожирению 1–2 степени;
алкоголизм, нередко в форме бытового опьяненства, обычно связанный с попыткой снять нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон)ное возбуждение вечерком;
интенсивное курение, являющееся попыткой стимулировать падающую работоспособность днём;
хронические заболевания половой сферы;
гипертоническая болезнь 1‑й и 2‑й степени;
вегето-сосудисвора дистония.
Этиология
За рубежом с лёгкой руки журналистов появилось шутливое определение – «диванчикная чума XX1 века», которое, несомненно, принижает остроту и важность существующей препядствия.
Главенствует вирусная теория возникновения заболевания. Регистрация массовых вспышек подтверждает вирусную природу СХУ. При некоторых условиях – депрессия, бессонница, неправильное питание, нехватка свежего воздуха и солнечного света, не достаточноподвижный образ жизни, – вирусы (вероятнее всего герпесвирусы человека) начинают активно размнонажиматься и оказывать патологическое воздействие.
Недавно полученные данные дают основание предположить, что CFS – СПИДоподобное заболевание, поскольку из крови боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных СХУ выделен новейший пред100витель «пенистых» вирусов, сходный с аналогичным вирусом обезьян. В этом вирусе есть особый ген «gag», наличие которого обязательно в структуре ретровирусов СПИНу и рака.
Патогенез
В патогенезе заболевания первостепенную роль отводят нарушениям со 100роны центральной нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон)ной системы. Отмечается повреждение восходящей ретикулярной формации ствола мозга, оказывающей активирующее влияние на кору боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ших полушарий. Методом ядерного колдуннитного резонанса были выявлены небольшие очаги повреждения в виде демиелинизации и отека в стволовой части мозга и подкорковых ядрах. При компьютерной томографии у боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных СХУ были обнаружены нарушения кровотока во многих отделах, особенно в ромбовидной части мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека).
Подводя результат вышесказанному можно кон100тировать, что СХУ возникает при повреждении нейро-иммунных механизмов различными факторами, скорее всего инфекционными, возможно у наследственно предрасположенных лиц с развитием дисбаланса в иммунной системе и нарушением механизмов регуляции в центральной нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон)ной системе, преимущественно в височно-лимбической области.
Прогноз
Симптомы СХУ стойко проявляются в течение нескольких месяцев, потом состояние усугубляется и, если не начать лечение, развивается тяжелая форма.
Важнейшей особенностью в развитии патогенеза СХУ является то, что подавляющее боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шинство авторов указывает на связь заболевания с экологически неблагоприятными критериями.
Многие ученые на Западе объективно подчеркивают, что это «болезнь среднего класса», удел амбициозно настроенных личностей, 100вящих собственные достижения и успехи выше всяческих условностей и очень болезненно относящихся к своим поражениям.
Лечение
Способы лечения синдрома хронической усталости различны в зависимости от характера его проявлений. В тяжёлых случаях это медикаментозные препараты: антивирусные, антидепрессанты.
В Санкт-Петербургском Институте мозга человека предложили способ электростимуляции мозга. При всем этом в мозге боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного вырабатываются собственные эндорфины.
Иногда бывает достаточно только произвести изменения в привычном образе жизни боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного: нормализовать режим физической нагрузки и отдыха, порекомендовать пророкотки на свежем воздухе.
Диетотерапия
Еда рекомендуется с пониженным содержанием калорий и повышенным содержанием белков и витаминов.
Английские учёные предлагают для лечения СХУ «исключающие» диеты, другими словами следует отказаться от потребления алкоголя, кофе, сахара, а также искусственных подсластителей.
Траволечение
Нормализация функции иммунной системы осуществляется приёмом алоэ, арники, исландского мха, коланхоэ, мать-и-мачехи, подорожника.
В качестве адаптогенов рекомендуются препараты аралии, заманихи, корня женьшеня, элеутерококка.
Вос100новлению и поддержанию умственной работоспособности способствуют: заманиха, левзея, лимонник китайский, родиола розовая.
В качестве противотревожного средства применяется зверобой продырявленный.
Прием фитопрепаратов всегда должен быть индивидуален, с учётом режима труну и отдыха пациента, его возраста, наличия той либо другой сопутствующей патологии.
Часть 2
И здесь самое время страждущему обратиться за советом к православному священнику.
Как православному человеку правильно относиться к усталости и подобным диагнозам? Какова истинная природа происхождения синдрома хронической усталости? Всегда ли усталость – болезнь? Наконец, что вылечивать и каким образом?
На эти и другие вопросы православный христианин будет находить ответы в Св. Писании и Предании.
Св. Церковь учит, что всякая «болезнь, печаль, воздыхание», всякая немощь, в том числе и усталость, вошли в человеческую природу опосля грехопадения наших прародителей.
Райская жизнь первых людей не знала усталости, поскольку Бог своей благодатью поддерживал в гармонии и равновесии все душевные и физические силы человека. Первый человек и не спал, т.к. вос100навливать силы не имел нужды. Но в произвольном склонении своей воли к реализации жизни вне Бога, родились в прародителях греховные страсти, мгновенно сделавшие актуальными слова Бога: «смертью умрёшь».
Пользуясь святоотеческими понятиями, «укоризненные (неестественные) страсти» и «безукоризненные (естественные) немощи», рассмотрим следствия грехопадения.
Естественные, либо безукоризненные, страсти не зависят от самого человека и, по определению св. Иоанна Дамаскина, «вошли в человеческую жизнь воследствие осуждения, происшедшего от преступления, как, например, голод, жажда, утомление, труд, слеза, тление, уклонение от смерти, боязнь, предсмертная мука, от которой происходят пот, капли крови; происходящая воследствие немощи естества помощь со 100роны Ангелов и подобное, что по природе присуще всем людям».
Укоризненными страстями принято называть «движение души вопреки природе». Свт. Григорий Нисский называет их «болезнью воли». В этих страстях «и выражается фактически отпадение человека от живого союза с Богом, воследствие получившего преоладание в его жизнедеятельности начала греховного себялюбия, эгоизма».
Совершенно очевидно, что первозданный человек, у которого тело находилось в согласном подчинении душе, а душа – духу и все силы души были устремлены к Богу, не имел ни укоризненных страстей, ни безукоризненных. Но в опослядующем природные способности человека приорели характер удовольствия, т. к. сам грех прародителей представлял собой совокупность страстей (чревоугодие, тщеславие, гордость), страстей «укоризненных».
Вообще силы и способности человека получают извращенное направление, приоретают «дурные навыки», в которых собственно, а не способен и способностях человека, и заключается характерственно-религиозное зло.
С этого момента человек всецело служит не Богу, а своему телу, через что он изменил своему изначальному предназначению, отказавшись от благобытия, ввел принцип плотского самолюбия.
К сиим укоризненным страстям Творец в качестве наказания присоединил и немощи естества (безукоризненные страсти). Эти же страсти в силу греховного произволения человека всегда являлись, в свою очередь, почвой для умножения укоризненных (неестественных) страстей.
Таковым образом, человеческая немощь, в т.ч. и усталость, это следствие грехопадения, доставшееся в наказание всему населению земли.
Возможно ли избегнуть этого наказания? Либо, по-иному, возможно ли не уставать?
Как мы лицезреем из Св. Писания и Христос уставал: Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. (Ин. 4:6). Почему же безгрешный Богочеловек, не только утомлялся, да и алкал (Мф.4,2; 21,18), и жажотдал (Ин. 4:7), и спал (Мф. 8:24), и ужасался и тосковал (Мк. 14:33), и находился в борении (Лк. 22:44)?
Дело состоит в том, что добровольда и безвиновно так называемые безукоризненные страсти – «немощь и смертность, которые есть не грех, но наказание за грех, были приняты Искупителем мира для мучения, чтобы послужить выкупом наших грехов. Следовательно, – делает вывод свт. Лев Великий, – бывшейке во всех людях наследие проклятия во Христе 100ло таинством милости».
Эти человеческие немощи во Христе 100новятся источником нашего освобождения от греховных страстей. Мы можем сейчас говорить о освящённой Христом немощи человеческой, о «святой усталости». Если человек добровольда и свободно несёт свои немощи, то «понесший немощи» Христос, дарует ему исцеление от греха. Но происходит это исцеление не как награда совне, как благодатное вселение Хри100 в человека и наделение его богочеловеческими силами для укоренения в противоположных страстям добродетелях.
Это благодатное вселение Хри100 совершается в Таинствах Церкви. Борющийся постоянно со своими страстями, но всегда немощный и усталый, христианин дерзновенно повторяет за св. ап. Павлом: «я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Хри100ва. (2Кор. 13:4).
Встреча со Христом самым реальным образом происходит в таинстве Евхаристии. Именно тут совершается восполнение немощи, недостатков человеческих. Таинственное соединение со Христом дарует силы и прочь гонит усталость (вспомним св.прав.Иоанна Кронштадтского).
Терпеливое и покорное несение немощей (усталости) привлекает к человеку благоотдать Духа Святого. «Также и Дух подкрепчалляет нас в немощах наших, – пишет св.ап.Павел, – ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. (Рим,8,2), т.е. именно молитва, совершаемая в немощи, – духоносна и благодатна.
Таковым образом, естественно следует вывод, что человек, постоянно устающий, но знающий, что с данной для нас усталостью созодать, начинает постепенно освобожотдаться от страстей.
Напомним, что страсть – это неправильное направление воли. В разумном отношении к немощам врачуются «дурные навыки» воли, она обращается к Богу, начиная желать исполнения Божественного Промысла. О этом св. Григорий Палама говорит так: «С разума нужно начинать врачевание страстей. Христос начинает Свое врачевание с желательной способности. Если человек успевает в данной для нас «терапевтике», то заболевшая грехом душа, при напряжении своих природных сил и при помощи благодати может успешда и скоро восстать и исправиться».
Православным людям следует знать, что наши безукоризненные страсти (немощи) нужны нам. Утомление, бессилие – одно из четырёх (по преп. Никодиму Святогорцу) необходимых условий духовной жизни: непрестанный подвиг. Бог желает, чтобы терпеливым несением собственных немощей человек укреплялся в вере и приоретал главную христианскую добродетель – смирение.
«Чем полезно для человека познание своей немощи?» – вопрошает преп. Исаак Сирин. И сам даёт таковой ответ: «Блажен человек, который познает немощь свою, потому что ведение сие делается для него основанием, корнем и началом всякого доброго усовершенствования. Как скоро познает кто, и действительно ощутит, немощь свою, тогда воздвигает душу свою из расслабления, омрачающего оное ведение, и богатеет осторожностью. Но никто не может ощутить немощь свою, если не будет попкущено на него хотя не достаточного искушения тем, что утомляет либо тело, либо душу. Тогда, сравнив свою немощь с Божиею помощию, тотчас познает ее (помощи Божией) величие… Но кто узнал, что имеет нужду в Божией помощи, тот совершает много молитв. И в которой мере умножает их, в таковой смиряется сердце. Ибо всякий молящийся и просящий не может не смириться. «Сердце сокрушенда и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19). Поэтому сердце, пока не смирится, не может престать от парения; смирение же собирает его воедино. Как скоро человек смирится, немедленно окружает его милость. Тогда и сердце ощущает Божественную помощь, потому что обретает возбуждающуюся в нем некоторую силу упования. Когда же человек ощутит, что Божественная помощь вспомоществует ему, тогда сердце его сейчас же исполняется веры».
Святые угодники Божии ежедневно препобеждали усталость и другие немощи. Свт.Василий Великий, свт.Игнатий Брянчанинов несли хроническую усталость как спасительный крест. «Слава Богу за все! И за то, что пришлось всю жизнь поболеть» – писал свт. Игнатий.
Усталость может обучить нас и ненадеянию на себя, и всецелому упованию на Бога, и непрестанной молитве (по преп. Никодиму Святогорцу), чтобы потекла в нас духовная жизнь.
Но нужно осознавать, что дьявол может воспользоваться отсутствием нашего произволения благодушно переносить усталость. Он постарается взрастить в человеке свирепую страсть уныния на греховном покрове плотоугодия, вызывая в человеке отвращение ко всему духовному. В таком случае следует обратиться к слову Феофана Затворника: «На дух уныния жалуйтесь Господу и Ангелу-Хранителю, и отбежит. Но всяко терпите благодушно. Состояние это есть один из крестов, которые нести неизбежно нам в продолжение жизни собственной.
В заключение обобщим:
препобеждая во Христе синдром хронической усталости (каково бы ни было медицинское объяснение его происхождения), участвуя в Таинствах, благодушно перенося эту естественную немощь, борясь со страстью уныния, подвизаясь мерой трудов, благословленной духовником, православный христианин воспринимает усталость как время испытания его в верности Христу, как спасительное лекарство от гордости и самомнения, как источник познания своих немощей и глубины греховного падения, откуда весьма реально, весьма жизненда и правдиво слышится заново выстраданное им имя Хри100 – СПАСИТЕЛЬ.
В работе над 100тьей использованы следующие материалы:
Выдержки из доклада священника о. Григория Антипенко, сделанного на Рождественских чтениях, январь 2006г.
Мороз И. Н., Подколзин А. А. Новое в диагностике и лечении синдрома хронической усталости Профилактика 100рения. 1999. № 1
Интервью с генеральным директором Клиники превентивной медицины, врачом-неврологом высшей категории, к.м.н. Мариной ГОНЧАРОВОЙ. http://www.zg-clinic.ru/
www. Mednavigator.net
Синдром «эмоционального выгорания». Реферат. 2008
Синдром хронической усталости. Nidis Information Services 2001
Н.Г.Арцимович, профессор, дмн, ГНЦ РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) «Инстиздесь иммунологии Минздрава России. Синдром хронической усталости у деток. Экология и жизнь №2 2001
White P.D. What causes chronic fatigue syndrome? BMJ 2009
Г.Н. Гороховская, Е.В. Чернецова, М.М. Петина Кафедра госпитальной терапии № 1 Московский Государственный Медико-стоматологический университет. Синдром хронической усталости: состояние проблемы. 2009. MedLinks.ru
Татьяна Зеленцова. Смертельная усталость. Вокруг света №4 2011
100тья предоставлена Обществом православных врачей Санкт-Петербурга.