Религия и невроз: может ли невроз быть препятствием для духовного роста?

Мы живем, вхо­дим в рели­гию и/либо при­хо­дим к Богу такие, какие мы есть, со всем сво­им бэк­гра­ун­дом – в том чис­ле с травок­ма­ми, нев­ро­за­ми, осо­бен­но­стя­ми харак­те­ра и миро­вос­при­я­тия, при­выч­ка­ми и сце­на­ри­я­ми, уста­нов­ка­ми и ожи­да­ни­я­ми. При­хо­дя к вере, мы при­но­сим все это с собой – рели­ги­оз­ность рис­ку­ет стать очередной удоб­ной фор­мой для раз­во­ра­чи­ва­ния невроза.

Тогда и мож­но встре­тить, напри­мер, скры­тую агрес­сию и обес­це­ни­ва­ние под видом бла­го­че­стия, исполь­зо­ва­ние и влеки­пу­ля­ции в кон­тек­сте послу­ша­ния, наси­лие и уни­же­ния для сми­ре­ния, тер­пе­ние и несе­ние кре­100 как отказ от сво­бо­ды. Дол­гие посты и служ­бы, вычи­ты­ва­ние и выста­и­ва­ние, пере­ме­жа­ю­щи­е­ся поеда­ни­ем себя и друг дру­га с нена­ви­стью ко всем ина­ко­вым. Фор­ма­лизм и неосо­знан­ность, гре­хо­цен­тризм и бес­про­свет­ность стра­да­ния – мир во зле и без­жиз­нен­ность веру­ю­щих. Как и поче­му пси­хо­ло­ги­че­ские про­бле­мы могут только усу­губ­лять­ся в свя­зи с вхож­де­ни­ем в цер­ков­ную жизнь? Как неосо­знан­ность и травок­мы вли­я­ют на духов­ную жизнь? Как раз­ви­ва­ет­ся нев­ро­ти­че­ская рели­ги­оз­ность и что быть может вме­100 нее?

Лек­тор — Мари­на Фило­ник – пси­хо­лог; сер­ти­фи­ци­ро­ван­ный пси­хо­те­ра­певт, пре­по­да­ва­тель, супер­ви­зор и член-соучре­ди­тель Ассо­ци­а­ции Пони­ма­ю­щей пси­хо­те­ра­пии; супер­ви­зор и лек­тор служ­бы пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи хра­ма Кос­мы и Дами­а­на в Шубине. 

Уютный дом