Оглавление
Слабости, пристрастия, дурные привычки – каждому из нас есть что за собой вспомнить. При всем этом мы уверены, что по-настоящему болезненную зависимость вызывают только наркотики, алкоголь либо азартные игры, не подозревая, что интернет, отношения с обожаймыми, интимная близость, пища, работа, денекги и множество других вещей тоже могут завладеть человеком.
Как избавиться от порабощающей силы зависимости? Не всегда мы способны даже сформулировать себе этот вопросец. Как и почему она развивается? И что созодать, если мы сами либо наши близкие оказались в плену? Книга психолога Петра Дмитриевского помогает разобраться внутри себя, отказаться от ложных стереотипов и найти путь к освобождению, полноте и радости жизни.
Введение
1 Кор. 13:11
Слабость, пристрастие, дурная привычка — каждому из нас есть что за собой вспомнить. Мы можем отмахиваться от предостережений родных, прощать себя либо ненавидеть за такие слабости. А иногда, как досадно бы это не звучало, и катиться в пропасть. Будучи взрослыми по паспорту и 100тусу, не способен справиться с собой, словно малые малыши, — мы оказываемся в плену своих зависимостей: кто от интернета, кто от работы, кто от «страсти нежной», кто от сладкого либо безудержных покупок.
Как избавиться от порабощающей силы зависимости? Не всегда мы способны даже сформулировать себе этот вопросец. А ответить на него еще труднее. Изучением зависимого поведения и поиском путей его преодоления занимается наука аддиктология, появившаяся в 80‑х годах прошлого века. Свое имя она получила от латинского addictus — так называли осужденного, связанного долгами.
Образ человека, скованного цепями грехов, хорошо знаком православному христианину: «Связан многими сейчас пленицами грехов и содержим свирепыми страстьми и неудачами, к Для тебя прибегаю, моему спасению, и вопию: помози ми, Дево, Мати Божия [1]», — говорится в молитве покаянного канона, обыкновенно читаемого перед исповедью.
Все мы понимаем, что таковой силой, делающей нас несвободными, обладают наркотики, алкоголь либо азартные игры, да и интимная близость, пища, денекги и множество других вещей могут завладеть человеком и требовать, по ощущениям зависимого, тотального послушания.
Безобидные либо даже вызывающие восхищение образы пройдут перед глазами читателей данной книги: коллеги, без сна и отдыха работающие над очередным проектом; братья и сестры, несущие служения в храме; друзья за бокалом вина; женщины, всю жизнь посвятившие супругу и детям; самоотверженные родители, неустанно спасающие непутевых отпрысков… Как осознать, почувствовать, когда из этих картин уходит свет, а их герои попкадают в ловушку? Как и почему это происходит? И что созодать, если ты либо твой близкий оказался тем «осужденным», связанным по рукам и ногам, боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше не вольным выйти из соцсети, расслалупиться и отдохнуть от работы, вырваться из изоляции одиночества, защититься от разрушительных и мучительных отношений?
Глава 1
Зависимость — многоликая неудача
Тривиальные угрозы
Алкоголь, наркотики и не только лишь…
Алкоголь и наркотики подчиняют для себя личность человека. Они вызывают зависимости (химические — по классификации психологов), которые приводят к отчужденности и одиночеству, болезням, разрушению личности и даже смерти. Целью жизни человека 100новится не развитие, обучение и отношения любви, а употребление вещества.
Алкоголь. Напитки, его содержащие, открыто продаются в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шинстве государств мира. Они легальны, доступны и давно 100ли частью нашей культуры. Как показывает опыт работы со ставшими зависимыми людьми, почаще всего алкоголь помогает им избенажимать одиночества. Бар либо гараж для супругчины-алкоголика — это пространство, где поддерживается особый дух супругского братства, где все равны, все уважаемы и компетентны. В глубине души алкоголик нередко чувствует себя ужаснее других, виноватым и неуверенным. В состоянии алкогольного опьянения некоторые пьющие люди 100новятся слезливыми и погружаются в самоуничижение. Но иногда, опьянев, преоражаются: беспомощность перерастает в жестокость, чувство неполноценности — в браваду, смущение и трусость — в развязность.
Многие алкоголики пьют, чтобы быть «как все» и стать частью компании, пытаясь удовлетворить свою потребность в близости.
Со временем алкоголизм неизбежно приводит к серьезным проблемам в отношениях с родными и на работе, разрушает здоровье. Зависимость неминуемо вызывает искажение личности — человек отрицает и игнорирует ее последствия, цепляясь за ложные резоны:
Алкоголик пере100ет контролировать дозу спиртного, увеличивает ее, у него появляется «синдром отмены» (физическое недомогание и тревожность при невозможности опохмелиться), поражаются внутренние органы, возникают провалы памяти.
Помимо разрушительного действия на нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон)ную систему, употребление алкоголя чревато к тому же простым отравлением, которое вызвано образованием в организме ядовитого вещества ацетальдегида. Особенно сильное действие ацетальдегид оказывает на стенокки сосудов (стимулирует развитие атеросклероза), ткани печени (алкогольный гепатит), ткани мозга (алкогольная энцефалопатия).
Наркотики. Они весьма разнооразны по своему действию, а потому удовлетворяют самые разные потребности зависимых. Одни препараты ослабелляют агрессию, другие помогают преодолевать внутреннюю пустоту, третьи избавляют от страха, стыда, четвертые помогают найти выход из состояния скуки, апатии, дают возможность почувствовать себя {живым}.
Наркотики осуждаются и запрещаются в обществе, и поэтому так привлекают подростков и молодых людей: они позволяют им чувствовать себя взрослее и значительнее, чем окружающие. Употребление наркотика 100новится своего рода вызовом — родителям и обществу в целом.
При всем этом у наркомана, в любом возрасте, еще есть одна подростковая черта: он не чувствует других людей, для него они как будто неважны. Такому человеку очень сложно признать свою потребность в близости. Многим наркоманам, в отличие от алкоголиков, неприятно объединение в группы; компания нужна им скорее для приоретения вещества и совместного контроля дозы во избежание передозировки. Эмоционально отделяясь от людей, наркоман обеспечивает для себя безопасность. С одной 100роны, он чувствует свое превосходство над окружающими, с другой, в глубине души считает себя кошмарным, бесполезным.
Для наркомана весьма важны темы власти и контроля: он использует свою власть, чтобы дернажимать людей на рас100янии и для того, чтобы управлять собственными чувствами и состояниями с помощью вещества. Таковым образом, употребление наркотиков дает человеку иллюзию контроля и самодостаточности.
Развитие наркотической зависимости 100новится заметно по резкому сужению интересов человека. Жизнь зависимого сфокусирована в основном на проблемах, связанных с употреблением: где раздобыть средств, как достать наркотик, где найти «друзей», с которыми можно разделить дозу, как скрыть свое состояние от родных и коллег.
Наркоман, как правило, отрицает свои проблемы даже тогда, когда они не вызывают у окружающих никаких сомнений. Так он пытается доказать для себя и всем вокруг, что контролирует ситуацию. Очередной формой отрицания является деление наркотиков на «легкие» и «тяжелые». Первые якобы не представляют никакой угрозы для организма.
По мере развития наркотической зависимости постепенно меняется мотив употребления. Если вначале речь шла о достижении определенного приятного состояния, то потом — только о смягчении «синдрома отмены», в про100речии «ломки». Болевые ощущения при ломке бывают настолько непереносимы, что человек решается действовать вопреки собственной системе ценностей: идет на преступление, совершает насилие над другим человеком.
Психоактивные вещества известны с древих времен. Область их применения долгое время была довольно ограниченной: они использовались или в медицине как обезболивающие, или в религиозных ритуалах (и только в этих рамках) для достижения экстатических состояний.
До недавих пор использование психоактивных веществ было жестко регламентировада и проблем с болезненным пристрастием к ним у людей практически не возникало. Со временем они 100ли доступны обычному человеку. Выяснилось, что при передаче ответственности за употребление этих веществ от жреца либо врача на откуп самому употребляющему они могут привести к серьезным разрушительным последствиям, в том числе к погибели.
Курение. Как и употребление алкоголя, оно относится в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шинстве государств к легальным способам достижения расслабления. Никотин — химическое вещество, действующее на работу мозга, — увеличивает уровень гормона дофамина, что вызывает ощущение удовольствия. Со временем никотин включается в привычный круг обмена веществ и возникает физиологическая зависимость. В этом случае без привычной дозы у человека меняется настроение, он делается раздражительным, апатичным, ему 100новится трудно работать — так проявляется никотиновая абстиненция (ломка).
Помимо физиологической зависимости либо вместе с ней, у человека может развиваться и психологическая. Идет речь о привычке к определенным действиям: сигарета, выкуренная в момент сильного волнения либо опосля чашки кофе, рюмки коньяка, за хорошей беседой, вместе с коллегами во время обеденного перерыва либо за рулем. Есть люди, которые курят только в каких-либо конкретных ситуациях и теоретически могут отказаться от сигарет вообще. Но, поскольку эти ситуации случаются в жизни нередко, человек курит регулярда и много, и заменить сложивойшиеся привычки общаться и успокаиваться бывает весьма трудно.
Обычно курильщики имеют обе зависимости: и физиологическую, и психологическую. Психологи причисляют пристрастие к алкогольным напиткам и сигаретам к зависимостям, связанным со ртом, и лицезреют в их младенческие способы совладания с тревогой. Действительно, ощутивший ужас либо голод младенец реагирует универсальным способом: отыскивает материнскую грудь. Она дает ему и покой, и питание. Действия никотинового зависимого либо пьющего человека, берущих в рот в минуты беспокойства сигарету либо бутылку, и правда, напоминают поведение младенца. Признать эту связь взрослым людям бывает непро100, поскольку уровень младенческих реакций находится глубоко и нам труднодоступен. И все таки, почувствовать на для себя отголоски младенчества можно, если вспомнить, что смягчить состояние во время никотиновой ломки нередко действительно помогает сосательный леденец либо жевательная резинка.
Заядлый курильщик же, который носит в кармане пачку таковых суррогатов утешающей «матери», может не только справиться с ломкой, да и избенажимать психологической работы, которую ежедневно проделывают «независимые» люди. А именно — вслушиваться в себя, анализировать свои переживания и потребности, понимама, какие реальные нужды и клинокты 100ят за мутным туманом тревоги, что именно сейчас нужно предпринять, чтобы обрести покой либо осуществить свое желание (подробнее о этом см. главу 6).
Со временем психологи 100ли подмечать, что схожие с алкоголизмом, наркоманией, курением и другими химическими видами зависимости искажения поведения и мышления можно наблюотдать и в навязчивых пристрастиях в других сферах, не связанных с употреблением психоактивных веществ. В обиход было введено понятие «поведенческая» либо «нехимическая» зависимость. Перенос опыта, накопленного в терапии алкоголизма и наркомании, произошел не только в научном мире, да и в сообществах самопомощи, известных как программа «12 шагов» (подробнее о ней — см. Приложение). Люди, страдающие от самых разных нехимических зависимостей, 100ли активно перенимама опыт «Анонимных Алкоголиков», с которых началось создание таковых сообществ. С 1957 года появляются группы «Анонимных Игроков», с 1960 года — группы «Анонимные Обжоры», с 1979 года — «Анонимные Сексоголики», с 1983 года — «Анонимные Трудоголики».
Таковой перенос принципов исцеления от алкогольной и наркотической на другие виды зависимости оказался весьма действующим.
Игровая зависимость (гэмблинг) [2]. Это болезненная склонность к азартным играм. Зависимый постоянно поглощен мыслями о игре и о том, что с ней связано, он тратит на нее рабочее либо учебное время. Важными признаками неудачи (как и в случаях с другими зависимостями) 100новятся: появление чувства раскаяния, досады, стыда опосля игры, серьезные проблемы с денекгами и не наименее серьезные осложнения на работе и дома. Другой печальный присимвол — человек продолжает играться, несмотря на постоянные проигрыши и очевидную невыгодность своего занятия.
Игрок не может насытиться: если он проигрывает, то желает вернуться как можно скорее и отыграться, если выигрывает — стремится вернуться и выиграть еще более.
У игрового зависимого складываются особые отношения с игрой: для этого занятия он выделяет специальную, неприкосновенную часть бюджета. Если предложить игроку потратить эти денекги на покупку мебели либо оплату туристической поездки, он сильно рассердится.
Желание сыграть обостряется у зависимого в трудные периоды жизни, когда появляются поводы для беспокойства и разочарования. Кроме того, он использует игру как поощрение и «отмечает» очередной партией некое радостное событие.
С точки зрения психологов, болезненное увлечение игрой — это своего рода гневный вызов, протест против жизни, в которой блага приоретаются усилием и требуют ожидания. Проигрыш в этом случае воспринимается игроманом не как встреча с реальным миром и его реальными закономерностями, как временная помеха в борьбе за справедливость младенческого способа жизни, в котором хоть какое желание немедленно удовлетворяется.
В наше время игровая зависимость все почаще принимает виртуальную форму и является одним из видов интернет-зависимости.
Интернет-зависимость. Это навязчивое стремление использовать интернет. Таковой человек проводит все боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше времени за компьютером (либо смартфоном), выходит в сеть в неуместное время (например, проверяет электронную почту за рулем), тревожится, если выйти в интернет долго не удается (из-за разряженной батареи либо поломки техники, к примеру).
Сам интернет не является предметом зависимости. Сеть — это среда, которая создает условия для развития четырех типов заморочек:
Зависимость от соцсетей — новенькая разновидность проблемы, о которой 100ит поговорить подробно. Наверняка многим из нас знакома ситуация, когда просмотр новостей, публикация небольшой заметки, слежение за «лайками» и ответы на поступившие комментарии занимали значительно боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше времени, чем мы планировали. И это неудивительно. Онлайн-прогосударствство создает все условия для быстрого развития зависимости. Людям, привыкшим удовлетворять свои потребности в сети, бывает трудно адаптироваться в жизни офлайн.
Безостановочное обновление 100тусов и постов в социальной сети — проявление острой потребности в постоянном (пусть и виртуальном) собеседнике. Людям, попкадающим в эту зависимость, сложно переносить одиночество. Такое зависание в интернете сродни поведению ребенка, требующего у родителей, чтобы они оставили дверь на кухню открытой, пока он будет засыпать. Ему не важно, о чем будут говорить родители, но бормотание с кухни, работающий телевизор будут успокаивать его в темноте. Постоянное фоновое присутствие в жизни онлайн-друзей создает ощущение: я никогда не буду одинок в данной жизни и я держу руку на пульсе.
Кроме того, к такому виду зависимости склонны люди, которые воспринимают себя главным образом через реакцию других. Ответ подписчиков на посты и фотографии 100новится для их способом убедиться в том, что они есть.
Интернет-порнография приорела в наш век компьютерных технологий особый размах. Если раньше человеку требовалось некоторое усилие, чтобы получить доступ к эротическим образам (найти колдуназин с соответствующими журналами, пойти в клуб), то сейчас доступ к порнографии с домашнего компьютера, планшета либо смартфона легок и прост. Судя по отзыдля вас священников, зависимость от порнографии в интернете 100новится одной из наиболее распространенных тем для исповеди, причем не только среди супругчин, да и среди женщин. Если алкоголик может попробовать отказаться от привычки хранить алкоголь дома и таковым образом уменьшит риск провокации снаружи, то порнозависимый человек всегда имеет предмет своей страсти под рукою, ведь полностью отказаться от интернета в нынешней городской культуре нереально.
Сексуальная зависимость. Она приводит к потере контроля над своими импульсами. Человек любыми способами стремится к разрядке возбуждения («своими силами» либо навязчиво отыскивает партнера). Эта болезненная поглощенность не дает ему возможности завести долгосрочные отношения, вызывает разного рода болезни, проблемы с законом, приводит к разводам, увольнениям.
Еще одним признаком таковой зависимости 100новится зацикленность на теме сексуальных отношений: это быть может муссирование темы секса либо, наоборот, постоянная борьба с «распущенностью» окружающих, навязчивый поиск «пороков», «извращенцев» и т. д.
Нужно сказать, что люди, страдающие таковым типом зависимости, оказываются в сложной ситуации. Область сексуальной жизни — весьма личная и весьма «смутительная», поэтому они боятся поделиться с кем-то своими сомнениями и проблемами, опасаясь, что получат в ответ насмешки и будут восприняты как нездоровые, опасные для окружающих люди. Те, кто рискует обратиться за помощью, зачастую сталкиваются с непониманием 2-ух видов. Если сексоголик приходит к психологу, не знакомому с проблемой зависимости, тот постарается убедить клиента, что «с ним все в порядке» и что ему про100 «нужно избавиться от комплексов» и «принять свои особенности» в данной сфере. Человек, который уже столкнулся с объективными неприятностями, порожденными его проблемой, будет совершенно сбит с толку такими рекомендациями. Второй вариант безрезультатного обращения за помощью почаще связан с советами священников. Батюшка, конечно, не скажет, что навязчивый просмотр порнографии и ежедневное рукоблудие — это норма, но может совершить по незнанию другую ошибку: начать упрекать сексоголика, привить ему ненависть к телесности и сексуальности, пугать адскими муками, требовать «все бросить» и «проявить волю». Такие упреки и запугивания не сработают, ведь сила зависимости многократно превосходит волевые возможности человека в проблемной зоне. Повторные срывы опосля таковых духовных бесед только подтвердят отчаянную уверенность сексоголика в том, что ему никто не может посодействовать, даже Бог.
Снаружи сексуальная зависимость может проявляться по-разному: в не поддающейся контролю тяге к «саморазрядке» (мастурбации), поиске порнографии либо новейших партнеров, нередких изменах. Как и со всеми другими зависимостями, ее результат — разрушительные последствия для здоровья, карьеры, близких отношений.
Сексоголизм может выранажиматься как в форме навязчивого сильного интереса, так и в отвращении к сексуальности как таковой, избегании телесной близости. Самой нередкой причиной боязни интимных контактов является перенесенный в прошлом опыт физического и сексуального насилия.
Сексоголики используют сексуальные действия, стремясь решить множество психологических задач, хотя сами не всегда отдают для себя в этом отчет. Одни с помощью мастурбации и беспорядочных связей желают смягчить горе и одиночество, другие — ощутить уверенность внутри себя. Почаще всего скрытыми мотивами сексоголика 100новятся: желание получить кратковременный опыт власти над обстоятельствами и другим человеком либо неудовлетворенная потребность в нежности и общении. Нередко в основе сексоголизма лежит желание избенажимать ощущения собственной никчемности. На консультациях сексуально зависимые люди признаются, что жаждут близости и душевного тепла, но не знают, как этого добиться. Обычные отношения для сексоголика слишком непредсказуемы и хрупки. Поэтому кратковременное соитие, дающее бурные эмоции, 100новится для их наиболее надежной и, на первых порах, контролируемой формой получения любви и нежности, которую они властны инициировать и прекратить тогда, когда сочтут необходимым.
Убеждения сексоголика, лежащие в основе его выбора, приводят к таковым печальным формулировкам: «Меня можно полюлупить, только испытывая ко мне влечение» либо «Если кто-то занимается со мной сексом, это доказывает, что меня можно обожать». Женщины, страдающие сексуальной зависимостью, иногда рассуждают так: «Меня не бросят, если я научусь обольщать».
Как показывает опыт работы с сексоголиками, страдающими склонностью к мастурбации, — эти люди не обучились находить другие способы утешить себя. Им весьма трудно строить доверительные отношения, признаваться другому человеку в своей боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани) либо страхе. Многие из их выросли в семьях, где не было принято жалеть, утешать [3].
Весьма нередко именно в переживаниях детства и отношениях, принятых в родительской семье, нужно находить корни очередноего вида расстройств — едевых, таковых как анорексия, булимия, обжорство.
По наблюдениям психологов, за едевыми расстройствами 100ят несколько неразрешенных задач развития.
Боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шинство зависимых описывают процесс пищи как «ощущение первичной гармонии», состояние спокойствия, блаженства. Они используют еду не для насыщения, а для снятия стресса. Но чем дольше развивается зависимость, тем короче 100новятся периоды спокойствия опосля пищи. Таковым образом, еда превращается в регулятор настроения.
Родители пациентов, страдающих зависимостью от пищи, как правило, не могли поддернажимать стремление ребенка к само100ятельности, обвиняли и стыдили его за это желание, окружали жестким контролем, подавляли инициативу. Навязчивые попытки управлять приемом еды, своим телом 100новятся для такого человека единственной зоной, где он надеется реализовать свою власть в этом мире. Контролируя собственный вес, зависимый поддерживает ощущение контроля над собственной жизнью.
Этот тип зависимых людей не знает себя и навязчиво стремится соответствовать ожиданиям окружающих. Вспоминая свое детство, многие пациенты с анорексией говорят о для себя как о весьма послушных, образцовых детях, 100равшихся созодать то, что от их ожидали окружающие, чтобы заслужить одобрение. Повзрослев, но не осознав, кто они, эти люди не обучились выдерживать осуждение и критику окружающих. Они тревожатся о том, что если не будут соответствовать чужим ожиданиям, то их шансы быть обожаймыми и уважаемыми сократятся до минимума. Даже добившись серьезных успехов, они никогда не бывают довольны собой и не убеждаются в собственной ценности и значимости.
Многие зависимые от пищи люди не могут принять свою противоречивость, несовершенство, свои достоинства и недостатки. Они уверены, что для того, чтобы быть обожаймыми, им нужно быть совершенными. Одним из признаков совершенства 100новится для их худоба.
Желание стать как можно наиболее худеньким (анорексия) — это попытка вернуться в детское, инфантильное состояние, попытка лишить свое тело взрослых очертаний. Похудение 100новится актом отказа от роста, взросления, само100ятельности, принятия ответственности за собственную жизнь.
Коротко остановимся на 3-х типах едевой зависимости, о которых идет речь.
Нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон)ная анорексия — это расстройство, которое вызвано желанием похудеть либо не поправиться.
При анорексии человек желает потерять вес, даже если у него все в порядке с фигурой, и воспринимает свою внешность искаженно.
Нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон)ная булимия — непреодолимая тяга к перепищанию, которую отличают внезапные, нередко ночные, приступы нагода; другой вариант — человек ест, не пере100вая. Чтобы избенажимать появления лиших килограммов, зависимый вызывает у себя рвоту, а иногда к тому же принимает слабительное.
Обжорство — это перепищание, которое приводит к появлению лишнего веса. Оно считается реакцией на стрессовые ситуации. В отличие от булимии, обжорство не сопровождается стремлением вызвать у себя рвоту (Рвота — рефлекторное извержение содержимого желудка иногда и двенадцатиперстной кишки через рот, иногда и через нос).
Для обжорства характерно ощущение неуправляемости питания, постоянное чувство нагода (независимо от того, поел человек либо нет), стыд (зависимый 100рается есть в одиночестве либо скрывает есличество съеденного). Люди, страдающие сиим расстройством, едят урывками, мелкими кусками.
Симптомы всех этих расстройств — только верхушка айсберга. Психологи, работающие с такими клиентами, отмечают, что эти люди склонны отрицать свои чувства, эмоции и желания, у их есть боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шие проблемы с осознанием и выражением своих переживаний. Ощущение внутренней пустоты — вот та проблема, на которую они почаще всего жалуются. Кроме того, у их есть боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шие трудности в общении с людьми [4].
Можно сказать, что с похожими проблемами сталкиваются люди, зависимые от других видов потребления, — шопоголики и должники.
Шопоголизм (либо ониомания) [5]. Это непреодолимое желание покупать без необходимости, ради удовольствия самого процесса покупки. Шопинг 100новится отдыхом и развлечением. Люди, страдающие сиим расстройством, посвящают массу времени поиску информации о товарах и обсуждению купленного и испытывают апатию, если обстоятельства мешают им совершить очередной тур по магазинам.
Они прогуливаются от прилавка к прилавку без списка предполагаемых покупок, не обращая внимания на цены, не зная точно, какими средствами располагают. Рассматривая покупку дома, зависимый нередко понимает, что она ему не подходит, и чувствует досаду и вину за потраченные средства.
Дома у шопоголика можно найти несколько экземпляров одних и тех же вещей (два практически одинаковых чайника, платья и т. д.). В их шкафах много неношеной одежды, на полках — ряды непрочитанных книжек, на балжеребце — множество неиспользованных инструментов, нетронутое оборудование для хобби и т. д.
Если расстройство заходит слишком далеко, шопоголик начинает пренебрегать всеми другими областями своей жизни и даже убеждениями в пользу шопинга, может попкитаться совершить кражу в магазине.
Зависимость от покупок является внешним проявлением нескольких глубинных заморочек.
Во-первых, шопоголики плохо владеют собой, у их не развился таковой важный навык, как способность потерпеть, дождаться наслаждения.
Во-вторых, они не умеют жить «на средих оборотах». Таковым людям важно все время проживать «микро-стрессы», принимая решения о покупке, охотясь за ней и разочаровываясь.
В‑третьих, в основе шопоголизма лежит неуверенность в возможности контролировать свою жизнь, проявлять свою власть в этом мире. Походом в колдуназин зависимый как будто объявляет: «Я могу позволить для себя приобрести то, что мне сейчас захотелось!» Акт покупки 100новится уникальным опытом заполучить желаемое, ощущения своего достоинства, самоуважения. Наблюдения психологов показывают, что, совершая покупки, зависимый приоретает символические атрибуты власти и достоинства в форме отношения продавцов, красивой упаковки и т. д. Лишенные доступа к шопингу, такие люди снова оказываются перед вопросом о смысле своего рождения, возможности хоть как-то влиять на этот мир, о своем предназначении и месте среди людей.
Должники. По мнению членов сообщества самопомощи «Анонимные Должники», в основе болезненного «недозарабатывания» средств и бесконтрольного обрастания долгами и кредитами лежит целый ряд причин. Прежде всего, неспособность и нежелание принимама реальность, отказ от ответственности за свою жизнь, ведь обладание денекгами, взятыми в долг, создает фантастическую параллельную жизнь. Кроме того, одолженные денекги 100новятся единственным способом избавиться от чувства незащищенности, дают возможность почувствовать себя в безопасности и снизить тревогу. Положение должника выдает незрелость человека, его нежелание взрослеть и иметь дело с ограничениями. Ведь «здоровые» люди вынуждены смириться с невозможностью приобрести что-то прямо сейчас (либо даже никогда до самой смерти), им приходится признать, что у нас есть реалистичные желания, а есть такие, для воплощения которых может не хватить сил, способностей, времени. Осознавать это неприятно, и выходом из положения 100новится очередной заем. Люди, страдающие данной зависимостью, могут созодать долги, чтобы почувствовать себя всесильными. В то же время, им невероятно трудно принять собственную успешность, силу — они стремятся подсознательно «обессилить себя», удернажимать в беспомощном, нищем, зависимом от других состоянии.
В заключение отметим, что страсть к вещам и потреблению может выранажиматься не только в бесконечных хождениях по торговым центрам, но в форме… «любви к благочестию». Похоже, «духовные» должники и шопоголики тоже существуют. Болезненное стремление заказывать боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шое есличество молебнов и акафистов у мощей и икон святых, а также сорокоусты и панихиды, равно как и навязчивые покупки, например, все новейших и новейших икон, вводят некоторых верующих людей в ситуацию никак не наименее проблемную, чем потребителей светских.
«Безопасный» предмет страсти
До сего времени мы говорили о наиболее либо наименее очевидных видах зависимости, но при определенной предрасположенности психики, ее предметом могут стать практически любые явления, химические вещества, эмоции и занятия — все что угодно, поначалу совершенно обычное и безопасное.
Зависимость от сладкого, кофе и пр. Конечно, эти склонности не разрушают жизнь человека так же неизбежно, как алкоголь либо наркотики, но могут стать причиной заметного ухудшения настроения, если вдруг окажется невозможным съесть десерт либо испить чашечку капучино.
Зависимость от фармацевтических средств. Сначала человек принимает препарат по настоянию врача, но постепенно начинает им злоупотреблять и уже не может без него обходиться. В первую очередь, идет речь о снотворных, транквилизаторах и антидепрессантах.
Все эти препараты неврологи и психиатры обычно назначают определенным курсом (за исключением ситуаций, когда пациент страдает серьезными психическими нарушениями). Врачи оговаривают, что принимама их постоянно нельзя, как нельзя вечно носить гипс. Снотворное, транквилизатор, антидепрессант могут поддернажимать человека на каком-то трудном этапе, но позже от него нужно отказаться, чтобы позволить организму самому наладить собственный естественный ритм. К сожалению, в ответ на это предложение специалистам приходится нередко сталкиваться с сопротивлением пациентов: «Мне так плохо, и только приняв лекарство, я наиболее либо наименее чувствую себя человеком».
Зависимость от гнева. Такие люди склонны раздувать скандалы, жестко проте100вать и, вопреки собственным обещаниям, постоянно лезть в стычку.
Зависимость от экстремального спорта. В поисках адреналина человек рискует здоровьем и жизнью, спускаясь с опасного склона на горных лыжах, разгоняясь до максимальной скорости на мотоцикле и т. д.
Ловушка для «труженика»
и «любящего» сердца
Наконец, поговорим о таковых неочевидных, на первый взор, явлениях в контексте разговора о болезненных пристрастиях, как любовь к труду и про100 любовь, в самом прямом смысле — любовь к другому человеку.
Трудоголизм проявляется в восприятии работы как единственного либо самого значимого средства самореализации, достижения признания и получения удовлетворения от жизни. В отличие от увлеченного либо трудолюбивого человека, трудоголику хороший результат работы не приносит долговременного удовлетворения. Ему важен процесс, а не результат. Зарабатывание средств, по боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шому счету, для него тоже не цель, хотя важность финансового благополучия нередко используется трудоголиком для оправдания своей одержимости перед родными. Семейные отношения, домашние дела, необходимость посещать докторов, «отвлекаться» на пищу и сон воспринимаются трудоголиком как помехи, мешающие работе и вызывающие раздражение и досаду. Он отказывается от отпуска, поздно уходит из офиса, берет недоделанную работу на выходные домой.
Психологи, работающие с трудоголиками, отмечают, что отсутствие привычной нагрузки вызывает у их боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шую тревогу, поэтому выходные либо отпуск представляют для их опасность. Нередки ситуации, когда трудоголик по настоятельному требованию родных берет отпуск, но здесь же заболевает гриппом, радикулитом и т. п.
Для того, чтобы игнорировать очевидные проблемы в отношениях с другими людьми и с собственным здоровьем, трудоголик вооружается надежным набором психологических защит, легенд, объясняющих его поведение. Признавая свое плохое самочувствие, усталость, измотанность, он может даже говорить о том, что с нетерпением ожидает окончания трудного проекта либо наступления новогодих каникул. При всем этом он сопротивляется отдыху, используя разные разъяснения:
Раз уж мы затронули тему психологических защит и искажения мышления, нужно сказать несколько слов о «духовном» и «благотворительном» трудоголизме. В советском обществе трудоголик, оправдывая свое разрушительное поведение, мог опираться на культурные нормы, декларирующие, как важно быть «человеком дела», «профессионалом, горящим на работе». Этогоденька мы начинаем относиться к работе наиболее сбалансированно. Приоретают попкулярность идеи о здоровом досуге, бурно развивается инфраструктура семейных центров, фитнес-клубов, спа-салонов и прочих мест для «замедления», вос100новления равновесия, неспешного общения.
В наше время люди, склонные к трудоголизму, все почаще находят себя в волонтерских организациях и религиозных сообществах. Важность алтарничания в храме, ведения кружка по изучению Евангелия либо участия в спектаклях для боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных деток не вызывает сомнения, но волонтерам и работникам в храмах все таки нужно обращать внимание на свое психологическое состояние. Достаточно ли времени они уделяют отдыху и «бессмысленному» общению с друзьями? Волонтерские организации обычно проводят не только внимательные собеседования с кандидатами, отбирая наиболее трезвомыслящих претендентов, но к тому же специальные тренинги, 100раясь предотвратить эмоциональное выгорание добровольцев. Эта работа позволяет вовремя отследить развитие трудоголизма и обучить волонтеров прислушиваться к для себя, чтобы не отдать хорошему делу стать разрушительной зависимостью.
К сожалению, в религиозных сообществах, в православных храмах о проблеме трудоголизма знают не всегда, что приводит к печальным результатам. Человек взваливает на себя все новейшие и новейшие благородные служения (чтение псалмов на Всенощной, сопровождение паломников на Афон, проведение детских православных лагерей, кормление бездомных) и при всем этом игнорирует и ухудшение собственного здоровья, и брошенность собственных деток. Батюшка, может быть, и начинает со временем беспокоиться за такого человека, но в условиях острого дефицита кадров в приходе не решается предложить «духовному» трудоголику отказаться от части взятых на себя служеб.
Продолжим описание человека, страдающего трудоголизмом. В общении ему собственныйственна постоянная спешка в разговоре, неумение выслушать другого человека, отсутствие глубокого интереса к собеседнику. Дома трудоголик поставит ноутбук на кухонный стол и положит рядом рабочие бумаги, его жилая комната тоже будет напоминать кабинет. Трудоголика раздражают любые непредсказуемые вмешательства в его планы — со 100роны природы (снегопад, мешающий приехать вовремя на работу) либо родственников (необходимость везти маму к врачу, утренник у ребенка в детском саду). На работе трудоголик будет реагировать раздражением и удивлением, если кто-то из коллег обнаружит интерес к своей семье, детям. Ему будет трудно осознать, что за пределами работы для их есть что-то ценное.
Трудоголизм редко приходит в жизнь человека в одиночку. Обычно его сопровождают другие психологические «болячки», например, болезненная зависимость от похвалы и одобрения, сложности с контролем над гневом, агрессивность, обеднение эмоций, слабость воображения, ненависть к для себя, отношение к другим людям как к объектам и инструментам. Поскольку трудоголики, подобно всем людям, нуждаются в близости, нежности, покое, но не умеют получать их в контакте с живыеми людьми, у их нередко развиваются дополнительные зависимости, которые дают временное, но надежное облегчение: курение, алкоголизм, не поддающееся контролю стремление к «саморазрядке», зависимость от порнографии либо беспорядочных сексуальных связей.
В сфере зависимости в отношениях существуют две противоположные проблемы: созависимость — зависимость от отношений с людьми и контрзависимость — навязчивое стремление их избегать. Эти проблемы настолько важны, что сейчас мы расскажем о их кратко, а подробно обсудим в отдельной главе (глава 3).
Созависимость. Как уже мы говорили, зависимость приводит к появлению у человека множества психологических защит (уловок). Люди используют их, оправдывая свое поведение даже в случае зависимостей, казалось бы, осуждаемых в обществе: «Веселие Руси есть пити, и нельзя нам без того быти».
В схожей ситуации находятся люди, страдающие от созависимости. Общепринятые легенды о том, что главное в жизни женщины — это любовь и только близкий человек может вырвать боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного из лап алкоголя (наркотика), понуждает женщин и супругчин совершать медленный суицид, оставаясь в разрушительных отношениях.
Зависимость от отношений — это зависимость от другого человека, потеря чувствительности к для себя, растворение в партнере. Зависимым можно именовать супругчину, который не может жить без переживаний романтической влюбленности, либо женщину, целиком поглощенную жизнью сына-подростка: его оценками в школе, здоровьем, его отношениями с друзьями.
Изначально созависимостью называли особое поведение человека, чей партнер страдает химической либо хоть какой другой зависимостью (о чем мы говорили чуток выше). Жизнь рядом с такими людьми влияет на состояние родных, меняет их поведение, реакции, восприятие мира. Можно сказать, что созависимыми являются все супруги и супруги страдающих от алкоголизма и наркомании, а также все малыши зависимых родителей. Парадокс поведения таковых людей заключается в том, что, даже если отношения с зависимым партнером прерываются (например, женщина разводится с мужем-алкоголиком либо у супругчины умирает мама, которая принимала наркотики), многие созависимые в скором времени находят другого зависимого.
В чем проявляется созависимое поведение? У таковых людей занижена самооценка, их внимание сконцентрировано на проблемах боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного члена семьи. В то же время, они эти проблемы отрицают: «Мой супруг не лежит под забором, значит, он не алкоголик»; а еще, не признают свои собственные: «Со мной все в порядке, неудача только в том, что отпрыск употребляет наркотики». Эти люди так глубоко погружаются в проблемы зависимого, что пере100ют заботиться о для себя и серьезно рискуют: у их могут появиться депрессивные и истерические реакции, неврозы, обострение проблем со здоровьем (гипертония, гастриты и проч.).
Одно из весьма серьезных последствий созависимого поведения — суицидальные мысли и суицидальные попытки. У созависимых людей рано либо поздно начинаются трудности на работе и в близких отношениях, ведь они растворяются в решении проблем зависимого родственника. По мере того как его болезнь усугубляется, созависимый все боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше теряет потребность в общении с окружающими и оказывается в изоляции.
Со временем психологи обратили внимание на то, что созависимость встречается и за пределами семей пьющих либо употребляющих наркотики людей.
Контрзависимость. Эта проблема является противоположной зависимостью. Она выражается в нарочитом избегании близких отношений, невозможности подпустить к для себя другого. Это зависимость от одиночества. Такие люди обычно имеют в прошлом опыт отношений, в которых им было боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)да и страшно. Не хотя снова терпеть эту боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение) и ужас, они предпочитают дернажиматься от людей на расстоянии.
Подведем результат
Как вы уже поняли, некоторые виды зависимостей в нашей культуре не только не считаются разрушительными, но даже, наоборот, почитаются. Тем не наименее у всех этих проблем, поощряемых либо осуждаемых людьми, всегда будут общие черты:
[1] Связан я сейчас многими цепями грехов и одержим свирепыми страданиями и неудачами, к Для тебя припадаю, моему спасению, и взываю: «Помоги мне, Дева, Мама Божия».
[2] См. приложение «Есть ли у вас зависимость от игры?».
[3] См. приложение «Есть ли у вас черты сексоголика?».
[4] См. приложение «Страдаете ли вы зависимостью от пищи?».
[5] См. приложение «Есть ли у вас зависимость от шоппинга?».
Конец ознакомительного отрывка.
Вы можете приобрести полную версию книги, перейдя по ссылке
