Оглавление
Почему Каин завидовал Авелю в том, что Бог принял его жертву, а не в том, что Авель был незапятнанный и бескорыстный? Всегда ли мы понимаем, чему завидуем? Всегда ли мы завидуем тому, что желаем иметь?
По мнению психолога Дениса НОВИКОВА, если правильно работать с завистью, она может посодействовать разобраться в для себя.
Ядовитая печаль
– Есть прекрасная формулировка зависти свт. Василия Великого: зависть – это печаль о благополучии ближнего. Не понимаю, насколько это его кричигинальная формулировка либо он брал из 100иков, но такое определение зависти можно считать классическим и в психологии.
Что такое печаль? Это когда у нас есть некоторая потребность, реализовать которую не получается. Если мы рас100емся с ценным для нас человеком, уходим с важной работы, не имеем возможности занимамася тем, что нам дорого, чувство печали полностью правильно.
Чувство печали быть может пережито, а может превратиться в страсть.
Если человек переживает некоторое время, а позже перестраивается, у него происходит, как говорят психологи, «работа горя», он учится жить и нормально живет без того предмета, которым облаотдать не удалось, то эта потребность может уйти из его жизни, перестать быть важной.
Есть другой вариант – когда человек понимает, что без данной нам потребности он не проживет тогда и прикладывает все силы для ее достижения. Но если не достигает желаемого – признается в своем бессилии, принимает тот факт, что у него чего-то не будет, и также продолжает нормальную жизнь.
Страсть печали – это зависание в неудовлетворенности, когда человек не прикладывает никаких усилий для достижения желаемого, но при всем этом не может от него отвлечься. Происходит постоянное, навязчивое возвращение в одну точку – в этом случае можно говорить о страсти печали, о «токсичной печали», как говорят психологи. Желаю – не могу получить – ничего не делаю, чтобы получить. Такое зависание – самая подходящая почва для роста зависти.
Для зависти нужен объект
Но причем тут ближний? – спросим мы.
Дело в том, что мы все – социально зависимы. Мы зависимы от чужого мнения, от социальных критериев, хотя нередко этого не признаем. Но если мы могли быть независимы, мы могли быть свободны, а кто может о для себя так сказать? И поэтому о неудовлетворенности наших потребностей нам нередко сигнализирует их успешное удовлетворение у остальных.
Для человека оказывается сверхважным то (в зависимости от приоритетов), какие часы носит некто из его окружения, либо какими фаворитскими качествами обладает, либо насколько любим в кругу людей, мнение которых ему недешево.
Взять Авеля с Каином – классический пример зависти. Авель занимался своим делом, Каин – своим. Но когда Бог не принял плоды дел Каина, Каин здесь же переключился на дела Авеля, сравнил себя с «другой нормой».
Интересно, что Каин сравнивает только результат, а не глубинно Авеля с собой; он не думает о причинах того, почему Господь не принял его жертвы, не думает про свои отношения с Богом, так ли они чисты и бескорыстны, как у Авеля, не прислушивается к слодля вас Бога о том, что «рядом грех лежит».
Каин захотел, чтобы у него было так, как у другого, – но не таковая же незапятнанная душа, а такое же признание Богом дел рук его, другими словами «блестящий результат» хоть какой ценой. Либо чтобы у другого не было ничего. Убивая Авеля, он избавляется от мучительных переживаний зависти – что у кого-либо быть может лучше, чем у него.
Вот это «как у другого» формирует стереотип зависти. Нельзя завидовать «вообще». Вообще можно печалиться. А для зависти всегда нужен объект.
В семье
Бессильное зависание между «желаю», но «не могу», приводящее к завистливой печали – весьма разрушительно для человека.
Почему так трудно преодолеть свое бессилие? Ситуацию могут осложнять обстоятельства, в которых рос человек, некоторые, нередко бессознательные, установки воспитания.
Бывают семьи, где весьма колоритная фигура отца, отец – безусловный фаворит, весьма уверенный внутри себя супругчина. И интересно складываются судьбы деток (например, брата и сестры). Девочка, как правило, расцветает, она весьма активна, уверена внутри себя, многого добивается. У нее могут возникнуть проблемы, когда она будет выходить замуж, потому что вокруг она может не увидеть «достойных людей», хоть в некий степени сравнимых с папой. Но в целом ее личный путь – уверенного внутри себя, яркого человека, у нее с папой всегда теплые дела.
Совершенно не так с мальчиком. Мальчик с детства, естественно, не может конкурировать с фигурой отца. Но он закономерно пытается перенять стереотипы поведения отца, желает быть «как папа». Папа же считает своим долгом поддерживать неоспоримое фаворитство, отметая всякую возможность конкуренции с отпрыском как проявление собственной беспомощности.
И постепенно в опыте отпрыска складывается установка: с одной 100роны, он должен подранажимать папе, быть на него похожим, быть таковым же смелым, сильным, но с другой 100роны он чувствует, что разница настолько велика, что быть «как папа» он никогда не сумеет.
В психологии это называется двойным посылом: отец желает, чтобы отпрыск был похож на него, даже может говорить о этом, даже сам верует в это, но делает все, чтобы подавить отпрыска, победить его.
Быть может, этот человек вообще не допускает конкуренции с супругскими фигурами, либо болезненно ее переживает, везде и, конечно, в своей семье.
При правильном воспитании ребенку обязательно нужно отдать выяснить «вкус победы», нужно уметь поддаваться, чтобы он почувствовал свою силу, вызнал на опыте, что его действия приводят к результату.
Говоря о конкуренции, я не желаю сказать, что отец не должен быть авторитетным, что в семье не должно быть иерархии. Но вот что, например, говорит о священнической иерархии Иоанн Златоуст: что единственная власть, которой обладает священник – это сила слова. Если ты можешь убедить словом, тогда у тебя есть власть, авторитет, иерархия.
Если отец в своем отношении с отпрыском исходит не из собственной властности, а из его интересов, рано либо поздно ребенок это ощутит.
Вариант, когда в детстве человек не получил достаточной поддержки в своих инициативах, когда ему не посодействовалли лучше осознать свои потребности и у ребенка сложилось ощущение своей неспособности, – классическая ситуация для формирования зависти.
Конкуренция наиболее остра между людьми одного пола. Если в семье конкурентная мать, – причем не значит колоритная, бывает и наоборот, неуверенная, неудовлетворенная своей женской судьбой, – не исключено, что она бессознательно будет конкурировать с дочерью, уничтонажимать представление девочки о ее женственности, красоте, причем непрямо, а в форме полностью уместных замечаний, предостережений, заботы.
И наказывая дочку за то, что сама ей завидует, мама формирует в определенной мере судьбу дочери – женщины не весьма счастливой, а та, в свою очередь, может повторить это со своей дочерью – таковая своеоразная женская дедовщина. Так зависть, пока она не осознанна и не взята под контроль, может транслироваться из поколения в поколение.
Маркер зависти
Как увидеть внутри себя зависть? Это весьма трудно для тех, кто не отыскивает, потому что зависть как эмоция этогоденька активно поддерживается социумом и провоцируется им. Общество потребления основано на зависти, зависть в нем – один из главных действующих механизмов: человеку предлагается некоторый идеал, к которому он призван стремиться, но которого никогда не достигнулнет. Весь смысл в погоне, в вечном соревновании, постоянном сравнении себя с другими, у кого боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше, дороже, круче.
Многие люди самоутверждаются за счет того, что им завидуют. И если человек жил в социуме, где всем завидовал, а за счет него самоутверждались, то когда он самоутвердится, скорее всего, сам будет вести себя так, чтобы другие ему завидовали.
В таковой беготне и конкуренции на себя в подлинном смысле – осознать, а нужно это мне и что мне действительно нужно – время не остается. Отсюда – постоянная неудовлетворенность, уныние, раздражение – идеал-то не достигнут.
Поэтому первый маркер для обнаружения зависти – когда человек замечает, как сильно он сориентирован на других людей, когда он начинает мыслить себя в терминах успешности, постоянно думает, подмечает, что есть у других, и что нет у него.
В России нередко критерий оценки успешности и предмет зависти – поп-звезды, актеры. Ничего плохого не желаю сказать о актерах, но еще в середине XIX века они считались комедиантами, таковая профессия не давала право входить в высшейке общество. А сейчас для многих – это эталон, люди смотрят, как они одеты, как поют, скачут, при том что боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шинство зрителей никогда так не сумеют.
Недавно пронеслась истерия по поводу рождения наследника в Великобритании. Сколько людей с разума сходило, но причина – никак не почтение к королевской династии, а желание – пусть таковым чудным образом, – прикоснуться к жизни великих людей, которой ты пожить все равно не можешь. Но ты можешь данной нам жизнью интересоваться, в чем либо подранажимать, быть хоть с какого-то боку причастником. И пусть это не зависть в чистом виде, но эта та платформа (идеал и его недостижимость), откуда зависти легко расти.
Может, я фантазирую, но наверное, в жизни этих английских фанатов чего-то весьма сильно не хватает, приощение к чужой радости как-то компенсирует отсутствие своей. Так бывает, но подсиживаться на чужую удовлетворенность вредно, потому что если у тебя долго нет своей, в конце концов, чужая удовлетворенность 100нет тебя раздранажимать и печалить.
Важно занимамася своей жизнью, смотреть: почему у тебя нет радости и начать что-то созодать в этом направлении. Сами усилия тут будут благим смыслом.
Как одна из проблем нашего времени, зависть похожа на трудоголизм. Весьма сложно признать его тому, кто им страдает. Так принято в обществе: человек, который много работает и хорошо зарабатывает – это норма, это классно. И только тогда человек может согласиться признать трудоголизм опасностью, когда начнут рушиться отношения в семье, страотдать ваши близкие.
Я думаю, что с завистью нечто похожее. Зависть – преступление против любви. Зависть убивает любовь. Так же, как и трудоголизм. Ты не можешь одновременно обожать человека и быть трудоголиком, потому что на любовь нужны силы, время, внимание, а у трудоголика все это отдано работе.
Ты также не можешь одновременда и обожать человека, и ему завидовать. Если вдруг подмечаешь, что для тебя что-то мешает этого человека обожать, что отношения рушатся либо не складываются, можно спросить себя – не зависть ли тому предпосылкой.
Мы все живы люди, человек – это процесс и мы все несовершенны в любви. Поэтому скажем так: чем боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше в нас любви, тем меньше зависти. И напротив.
Когда человек любит кого-либо, тогда он радуется за него, он – не против него, а вместе с ним. Любовь объединяет людей, это скрепляющая сила, как пишет Дионисий Ареопагит. А зависть – разрушает.
Когда зависть помогает
Но, завидуя Алле Пугачевой либо принцессе Кейт, необязательно желать быть певицами либо принцессами. Пристрастное отношение к ним может сигнализировать о том, что какие-то потребности нашей жизни не удовлетворены, – тут проявляется, как мы говорим, смещенный эффект зависти. Если мы завидуем владельцу БМВ, но при всем этом сами совершенно не желаем БМВ, мы можем воспринять свою зависть как сигнал к размышлению: я чего-то весьма желаю! И нужно разобраться: что конкретно?
Если меня волнует жизнь принцессы Кейт, может, я тоже желаю выйти замуж, иметь семью, деток? Если меня волнует жизнь Пугачевой либо президента Путина, может, мне желается быть поактивнее в своей собственной жизни, поуверенней, и именно это меня в их привлекает (допустим)?
Такие размышления особенно полезны людям, потребности которых притуплены, которые не привыкли считывать свои чувства, признаваться в их даже самим для себя.
Вообще если человек даже про100 обнаружил внутри себя зависть и признал ее, это уже боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шая победа. Значит, подсознательно, в глубине своего существа у него есть, как говорят психологи, запрос на изменение жизни.
Когда мы разобрались со своими потребностями, поняли, чему завидуем и что желаем, дальше нужно решить: готов я для достижения этого действовать либо могу смириться с тем, что никогда этого не получу. Следующий шаг – само действие.
Переживите собственное бессилие
Весьма важный шаг в работе с завистью (как и с хоть какой проблемой) – признать, что своими силами ты победить ее сможешь. Другими словами в нашем случае не сможешь ни смириться, ни действовать. Почему? Неважно какая страсть – это слом волевых механизмов человека. Это особенно видно на примере химической зависимости – есть некоторая зона, в которой ты не в состоянии контролировать собственное поведение. Основная иллюзия, которая возникает у человека в данной нам ситуации, что он вот сейчас напряжется, соберется, возьмет себя в руки, прочтет еще одну книжку и … исправится.
Попытка волевым решением справиться со своей страстью при нарушении воли дает бесконечный кошмар вращения в круговороте страсти. Это самооман. Пока человек не признает, что его волевые механизмы сломлены, он ничего не сможет сделать. «Поди, брось свою страсть к ногам Хри100 и получишь облегчение», – говорил египетский подвижник своему ученику. Весьма полезно встретиться с переживанием собственного бессилия. Признание своего бессилия перед страстью – первая маленькая победа над ней.
