Мы живем сейчас в святые деньки поста. И снова, и снова мы задаемся вопросом: что есть пост и как нам правильно провести его, чтобы получить тот бесценный дар перерождения и осознания своей жизни.
Весна — это всегда время перемен, это рождение новейшей жизни. Природа оживает в ожидании тепла, света, солнца. И белоснежный снежный покров потихоньку чернеет и уступает пространство грязным лужам, которые под броским солнечным светом превращаются в маленькие ручейки, и с каждым деньком 100новятся все чище и прозрачнее.
Не это ли образ поста, что дан нам самим Создателем?!
И вот, когда мы говорим о психологии поста, весьма важно задумамася, что есть пост по своей сущности и не является ли внешнее исполнение предписаний уходом от главного смысла?!
Важной психологической категорией является вопросец мотива. Чтобы осознать собственный истинный мотив, необходимо задать для себя вопросец — ДЛЯ ЧЕГО?
Для чего же мне пост? Что я желаю получить в результате? Что я почувствую, когда получу то, что задумал? Читателю может показаться, что ответ очевиден и, тем не наименее, это не так. Зачастую мы совершаем поступки, совершенно не осознавая, для чего же мы это делаем. Происходит это из-за разрыва человека со своими чувствами, и как следствие потеря ощущения себя. Как это происходит? Да весьма про100. Когда ребенок маленький, он активно проявляет себя и выражает свои чувства и эмоции совершенно естественным образом. Когда ребенок злится, он кричит и плачет, и это один плач. Когда ему грустда и печально, он плачет совершенно по-другому. И родители без слов учатся понимама, что желает их ребенок. Детки весьма естественны в выражении своих эмоций. Но по мере того, как они расздесь, взрослые, подчиняясь правилам социума, учат малышей правилам поведения, и, к сожалению, это зачастую приводит к плачевным результатам. Конечно, невозможно пред100вить взрослого человека, который как годовалый малыш заходится в плаче и требует своего. И мы, взрослые, должны учиться приемлемому поведению, но весьма важно не отменять эмоций, не запрещать чувствовать, а обучить малышей правильно выранажимать свои эмоции. Когда ребенку боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)но, он плачет — и это правильно. Через слезы выходит боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение). Случалось ли для вас созидать такую картину: ребенок свалился, боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)но ударился, заплакал и бежит к маме. Но вме100 того, чтобы обнять и утешить ребенка, она ему скажет, что не достаточно ему, и так ему и нужно, и что нечего было баловаться. Хорошо, если только скажет, а то к тому же отшлепает. Почему это происходит? Мать сама не осознает своих эмоций и по сути, она испуганна, что с ребенком что-то произошло, чувствует себя беспомощной в данной ситуации, и собственный ужас выражает через агрессию. А что все-таки ребенок? Он сталкивается с полным непониманием. Он нужотдался в защите, в поддержке, в любви, а получил наказание и критику, ведь мальчики-то не плачут, и девочек-плакс никто не любит. В итоге, малыши учатся скрывать боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение) и не позволяют проявлять себя, а позже и чувствовать что-либо. А для чего? Чувствовать опасно. Как следствие, критика, наказание, непринятие. Вот так, сами того не замечая, мы учим малышей ничего не чувствовать, не осознавать и не жить. Учим скрывать даже от самих себя. Конечно, родители делают это не специальда и это не наша вина, а наша общая неудача. Даже сейчас в наших образовательных программах весьма много внимания уделяют интеллектуальному развитию, и совершенно не обращают внимания на эмоциональный интеллект. Осознание своих эмоций, эмоций, потребностей ведет человека к знанию о для себя. Это некоторая рефлексия, наблюдение за собой и четкое видение, что мной руководит, и где я нахожусь. Где мои мысли, где мое сердце. Это то, что в психологии принято называть настоящим моментом, нахождением тут и на данный момент.
Все это давным-давно было сказано в аскетическом опыте Церкви. Сущность аскетизма — созидать себя, осознавать свои мысли. Православная психология опирается на характерственные ценности православия, на опыт церкви, на православную антропологию.
Монахи-аскеты не были бесчувственными людьми, и задача аскетического образа жизни — не перестать чувствовать, а обучиться отслеживать свои чувства и управлять ими. Отказ от эмоций приводит людей к холодности, отстраненности, к страху. И не только от других людей, да и от самих себя. Отсюну и наше законничество и отсутствие любви к людям, и наши жесткие требования по отношению к ним. Вот так и происходит, что мы, христиане, постимся, в храм ходим, молитвы вычитываем, а любви не имеем.
Послушайте, как страшно звучит, вычитываем молитвы! Молитва — это наш разговор с Богом! Это наше общение с любящим Папой, с Тем, кто всегда ожидает и принимает, с Тем, кто любит безусловно, и 100ит нам прийти и сказать Ему «прости», как Он нас обнимает и дает утешение!
Возвращаясь к вопросу «для чего же», другими словами к истинному мотиву, необходимо ответить для себя честно — для чего же я желаю соблюотдать пост? Желаю ли я лучше выяснить себя, возможно, я и совсем не понимаю, кто я.
«Когда познаешь себя, тогда сможешь узнать и Бога и, как должно, обоспеть мыслью творения». (
Время поста — это прекрасная возможность остановится, вырвать себя из обыденной, непроходящей суеты, состоящей из дел, переживаний, устремлений. Вечных доказательств для себя и другим своей успешности, состоятельности (и не важно, будет ли это бизнес, либо церковная община). Остановиться и задаться вопросом: «кто я»?
Это вопросец, на который мы отыскиваем ответ всю жизнь. У нас много социальных ролей. Попробуйте, прямо сейчас подумама и ответить — кто я? Ответы могут быть весьма разные: имя, 100тус, роли (супруга, супруг, мама, директор, учительница). Это все я? Какой я? Для чего же я?
Для того чтобы попробовать поразмышлять на данную тему, необходимо обратиться во вовнутрь себя. Для этого нужно время и, как ни государствно, смелость.
Мы готовы занимамася чем угодда и кем угодно, но только не собой. Зачастую, мы убегаем из собственной жизни: кто в работу, кто в алкоголь, в интернет, в игры, кто в другого человека, полностью растворяясь в нем и его делах, кто в церковную ограду. Вы спросите: а разве плохо творить дела милосердия и занимамася другими людьми?! Конечно, хорошо. Но снова встает вопросец мотива. Для чего же я это делаю? Делаю я это от полноты своей и желания поделиться либо я убегаю прочь от себя, от своих проблем, от своей собственной пустоты и про100 заполняю эту пустоту. Не совершаю ли я подмену, прикрываясь постом? Насколько я готов встретиться с собой? Готов ли я познакомиться с собой и заглянуть в свое сердце? Чем оно полно? Любовью ли, радостью, благодарностью либо в нем боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение), обида, гнев, раздражение? И что созодать, если в нем боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение) и невозможность чувствовать и быть в этом мире? А что если только есть видимость моей жизни, а меня в данной жизни нет? Что если я боюсь ошибок и боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани), и потому предпочитаю и совсем ничего не созодать либо ищу себя авторитеты в лице гуру, психолога, священника (вариантов масса), которые будут решать все за меня, а я только буду следовать их воле. Ведь к послушанию это не имеет никакого отношения. Послушание — это добродетель взрослой личности. А 100ла ли я уже взрослой личностью? Насколько я готова жить, проживая эту жизнь во всей ее полноте. Не прячась от боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани) и страдания, позволяя себя чувствовать и проживать каждое мгновение своей жизни?
Для того чтобы погрузиться в такие мысли, необходимо реально освободить для себя время. Побыть наедине с самим собой. В полной тиши. Без телевизора, радио, телефона и книжек. Избрать время, и остаться наедине с самим собой. Вернуться к для себя, чтобы позже вернуться к Богу, а уж позже вернуться к людям. Только тот, кто есть, может говорить с Богом и пред100ять пред Ним. Вот она я! Я тут! Господи! Услышь меня и посмотри в мое сердце, и Дай мне внутренние зрение и смелость созидать себя, дай мне возможность созидать себя без искажений, увидеть внутри себя образ Божий и может тогда, приняв все свои чувства, все свои мысли и настоящие мотивы своих поступков, приняв свое несовершенство, я смогу осознать и других людей и простить им их несовершенство. И, может, тогда я пере100ну осужотдать и навязывать людям свое мировоззрение, свои мысли и свою правду. Может, тогда мы хоть на мгновение приблизимся к тому чувству любви и принятия, которое и должно бы быть у нас. И оно обязательно есть в нас, коль в каждом человеке образ и подобие Божие.
Пост – это время, что дано нам мудрой матерью Церковью в воспитании нас — неразумных малышей. Это время не про100 фактических ограничений. И сам отказ от пищи либо развлечений ни к чему не приведет. Это только внешнее средство для достижения высшей цели. Но осознанное воздержание — это действенное средство для человека. Когда ребенок маленький, любящий родитель не разрешает ведь малышу есть все подряд и не кормит ребенка одним только шоколадом, только потому, что ребенку он нравится. Родители устанавливают некоторые нормы и делают это исходя из любви, понимая, что некоторые ограничения необходимы. Даже от самой интересной игры нужен отдых. Другими словами, уже в детстве закладывается правильное отношение к границам, и ребенка учат уметь соблюотдать эти границы и в дальнейшем самому их для себя устанавливать как в простых потребностях (сон, пища, питье, отдых), так и границы взаимодействия людей друг с другом. И некоторое осознанное ограничение себя — необходимое и важное средство. С психологической точки зрения, человеку необходимо прислушаться к для себя и определить, что именно для него будет отказом и от чего же он готов отказаться, но исходя из своей меры, чтобы не превратить пост в озлобление. Из-за гордости человек грешит. По гордости же мы нередко превышаем меру возможного для нас ограничения, тогда и цель поста 100новится от нас все дальше и дальше. Мы уходим во внешнюю 100рону воздержания, вроде бы заигрывая с собой, прячась в очередной раз от глубины своей. Сосредоточив все свои мысли вокруг питания и наблюдением за тарелкой ближнего и его поступками, мы снова и снова бросаем самого себя. И только прощением, милостью и любовью сможем мы встать на путь, который ведет нас к Богу.
Только через обращение человека к самому для себя, через осознание себя, через внимание, которое человек сможет уделить самому для себя, через истинное покаяние и веру в милосердие Божие, можем мы стянажимать духовные плоды, что дает нам это прекрасное время. Все, что я осопонимаю, уже не управляет мной. И честный взор, обращенный внутрь, дает нам возможность почувствовать любовь и благодарность. Благодарность Господу за нашу жизнь, за возможность созидать красоту этого мира, познавать жизнь со всеми ее горестями и радостями, возможностью почувствовать, как время поста дается нам в осознание себя и своих ограничений, и почувствовать всю удовлетворенность обретения внутри себя любви и стремления духа к победе над тьмой и смертью и обретение душой пасхального воскресения!