Оглавление
Сейчас весьма востребована “попкулярная психология“. Люди желают жить если не счастливо, то хотя бы благополучно.
Со всех 100рон раздаётся множество советов: как стать счастливым, как найти супруга, как разбогатеть, как избавиться от стресса, как “прокачать мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков)“, как стать идеальной матерью для своего ребёнка, как выйти из депрессии и т.д.
Боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шая часть советов мигрирует из одной рубрики в другую. Например, совет мыслить позитивно. Либо избавиться от токсичных отношений и лиших вещей. И, действительно, хорошо бы ограничить время работы с гаджетами, избегать бессмысленного скроллинга новостных лент. Еще советуют для обретения счастья путешествовать. Вообще сменить обстановку (от иконки на рабочем 100ле до страны проживания). Хотя женщинам, судя по всему, издавна лучше всего помогает смена причёски либо гардероба.
Некоторые авторы советуют определить блоки на пути тех либо других «энергий» (в том числе «родовые» блокираторы — семейные сценарии). Для решения хоть какой проблемы рекомендуется медитировать. Также в хоть какой ситуации одним из лучших рецептов считаются занятия йогой. Либо еще современнее – вернуться к своему «жизненному вектору». Следует помнить, что советы из последнего абзаца не только противоречат науке и здравому смыслу, некоторые из их откровенно оккультны, они могут навредить вашему физическому и душевному здоровью. А еще они несовместимы с Православным учением.
Лидерами среди попкулярных советов являются:
1. соблюотдать режим денька и питания;
2. отдыхать;
3. избегать стрессов.
Иногда все эти три совета объединяют в один – вырабатывать внутри себя определенную долю эгоизма, иногда даже цинизма. Но мы этогоденька про разумные рекомендации, которые почему-то не эффективны. Хорошие советы не работают, потому что они плохие? Либо потому что им не следуют? Либо следуют неверно? Попробуем заглянуть в каждый из их.
Нужный совет соблюдать режим денька
Казалось бы — настолькоко сказано, говорится, и будет говориться о важности режима для физического и психического здоровья! Боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шая часть людей, вроде бы, соглашается с сиим постулатом. Однако при всем этом тех, кто соблюдает режим, раз-два — и обчелся.
В чем все-таки дело?
Причины можно разделить на группы:
Да-да. Нередко люди мозгом понимают, что врачи правы, режим полезен. Но не принимают это утверждение лично себе. Обосновывается это по-разному:
«Противоядием» для этих установок будут другие установки, — конечно, если вы все таки желайте улучшить своё состояние, а не про100 поныть о том, как для вас плохо и получить эмоциональную поддержку.
1. Самая первая правильная установка при всем этом — готовность попробовать. Решимость созодать, даже если не веруется в фуррор и свои силы, если лень и так дальше.
Конечно, можно вооружиться девизами-самооправданиями: «Могу я передумама либо не могу? Могу! На то я и повелитель!» (Златовласка). Либо «Благие намерения позабыты, унесены стремительным, ураганным ветром. Но он не чувствовал угрызений совести, нарушив обещание, которое только что отдал самому для себя. Такие обещания связывают чаек, удел которых – заурядность» («Чайка…» Ричарда Баха).
Но такие игры — это пример инфантильности. Зрелый человек не нуждается в подобном самоутверждении, особенно, если 100вит впереди себя цель и желает ее достигнулнуть. Вопросец, который иногда звучит: «А если я не зрелый?»
Здесь все про100 и зависит от того, каким вы быть желайте: взрослым и зрелым либо взрослым и незрелым? В последнем случае мне останется только вспомнить поговорку «каждый сходит с мозга по-своему» и молиться за вразумление. А если ваш выбор быть «взрослым и зрелым», то вы, наверное, уже знаете, что характер формируется в поведении. Хочешь быть зрелым, поступай как зрелый человек.
Если решимости не много, но готовность есть, можно прибегнуть к помощи ближих — или сагитировать на совместный опыт, или попросить «пинать» вас, если сами будете занимамася игнорированием своих же решений (пообещав не брыкаться в ответ).
2. Установка вторая: категоричность редко уместна. Правила жизни для монахов и правила жизни для мирян отличаются. Строгий утомившись редко применим в повседневной жизни обычного горожанина.
Кстати, почаще всего, проблема с режимом 100ит именно у горожан. В сельской местности режим денька автоматически разумнее 100новится: и дремлется на природе лучше, и тише вокруг (в отношении патологических шумов), и интернет есть не всегда, и еда с огорода…
Налаживать режим не обязательно нужно, как в армии, — рота подъем, рота отбой (военные говорят, моментально засыпают), а в промежутках активно «любим» командиров за их заботу о том, чтобы нам засыпалось моментальда и спалось прочно.
В обычной жизни, особенно если всё внутри сопротивляется введению режима, можно достигнуть компромисса с самим собой.
Например, поставить таймер на просмотр новостной ленты — от 15 до 30 минут в идеале, а если скроллинг является частью вашей работы — максимум час без перерыва. А там — смена деятельности. Физкультминутка. Чаепитие (обязательно без доступа к новостной ленте, а не за компьютером либо смартфоном). Общение с семьей-друзьями, в идеале — на свежем воздухе.
Перерыв для начала можно созодать 2–5‑минутный. Но лучше — не наименее 15 минут. Либо хотя бы про100 отвлечься от скроллинга.
И — помолиться. Без Божией помощи откуда вы возьмёте силы на переструктурирование своих привычек?
А ещё весьма важно вставать в одно и то же время. Даже если вчера легли в 21.00, а этогоденька угомонились в 4 утра.
Первым этапом приучения себя к подъёму «по часам» может стать выставленный на каждый денек на одно и то же время будильник.
И важен именно подъем. Привычка «еще немного» поленажимать в постели в будние деньки может привести к тому, что вы проспите. Для того чтобы избенажимать этого, многие пользуются хитрым способом – заводят сразу несколько будильников на разное время, благо современная техника это легко позволяет. Однако эта привычка препятствует выработке режима. Наиболее того, подобной хитростью вы вводите свое сознание в состояние растерянности, которое исподволь влияет и на все ощущения денька. Поэтому самым верным решением будет использование нескольких будильников только в том случае, если они все будут заведены на одно и то же время, чтобы пока вы выключите каждый, точно проснулись. Вдобавок сейчас есть умные будильники, которые требуют от вас различных пробуждающих усилий для их выключения.
Внимание! Вставать в одно и то же время нужно даже в выходные деньки! Привычка подремать в выходные подольше напрочь сбивает адаптивные механизмы психики!
Если у вас болезненное состояние хронического недосыпа либо есть другие объективные причины, и вы не готовы отказаться от того, чтобы «хоть немного отоспаться», то все равно постарайтесь не отключать в этот денек будильник — даже если решили подремать подольше. Вообще, если сна недо100точно, лучше встать, заняться полезными делами, и чуток позже лечь подремать ещё. Например, используя опосляобеденный сон. Но если уже совершенно невмоготу подняться, выключите будильник, от всей души и вдумчиво помолитесь, словами Феофана Затворника «А уже опосля этого, если не сумеете встать, подремайте ещё. Это намного лучше, чем бесконтрольно спать до обеда.
И ещё раз – категоричность редко уместна. К сожалению, зачастую неспособность опослядовать советам святых отцов и сделать все «как положено» — даже если идет речь о рекомендациях, помогающих в духовной жизни, а не о канонических правилах – ввергает людей в состояние уныния.
Если у человека не получается безболезненно «рано» вставать, потому что он реально не высыпается (что почаще всего связано как раз с несоблюдением здорового режима жизни либо же со слабой мотивацией), это иногда приводит к разочарованию в собственных силах и 100новится одной из составляющих невроклич, депрессий (в основе которых лежит духовное состояние человека), и даже способствует возникновению либо развитию телесных болезней.
В лучшем случае человек про100 отказывается регулировать собственный режим. К сожалению, зачастую люди руководствуются тем, что если они в данный момент не способны достигнулнуть чего-то, значит, не 100ит и пробовать. Но есть таковая стратегия «искусство маленьких шагов». Сущность ее в том, что даже самые небольшие достижения могут стать первым этапом на пути к боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шим изменениям.
Режим питания — очередной из нужных советов
Можно созодать такие маленькие шаги и для регуляции режима питания. Обычно как: «Я не могу без сладкого, поэтому ем сладкого настолькоко, сколько желаю». Но можно съесть не целую шоколадку, а оставить на позже один квадратик. Два. Половину плитки.
Вы обожайте жареное, не готовы отказаться от него — добавьте как можно меньше масла при жарке (современные сковородки помогают в этом отлично).
Вкусовые привычки формируются, как и любые другие, от 20 до 40 дней минимум (конечно, если вы не влюбились в блюдо с первого раза).
Про100 сделайте какое-нибудь мелкое изменение в своем режиме, в своем поведении. С Божией помощью. Привыкните к нему. А потом — ещё шажок.
И еще важно не злоупотреблять самооправданиями – другими словами не лгать для себя перед Богом. Ведь у нас как: если здоровье не позволяет ограничений в еде, например, доктор сказал — нужно мясо, а идёт пост, то человек про100 берет и ест все мясное, успокоенный тем, что есть разрешение от врача. И так и говорит: мне доктор произнес…
Но если для вас доктор сказал, что необходимо есть мясо каждый денек, то правильно было бы отварить кусочек мяса и есть — про100 мясо. Не бифштекс, не котлеты по-киевски, а про100 мясо… Пост ведь не в том, чтобы мясо не есть и не в самоистязании. А в том, чтобы ограничить себя, обузотдать свои страсти, вернуть для себя тонкое чувство меры.
И самое главное: если вы балуете себя вкусностями, ну и вообще при любом деле, не нужно снимама с себя ответственность за свои поступки. Нужно честно признаваться и для себя, и другим, что невыполнение разумных правил — это ваша слабость, ваш выбор, а не оправдываться внешними указаниями. Как только вы понемногу начинаете отказываться от лукавого самооправдания, уменьшаете есличество данной нам якобы невинной ереси, вашей душе 100новится легче.
Совет избегать стрессов
Нужно сразу определиться с тем, что избегать стрессов – фактически невыполнимый совет. Жизнь сама по для себя — это постоянный стресс (неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз). Здоровый таковой стресс (неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз). В смысле – нормальный. Про100 в современном мире из стресса сделали страшилку. Немножко сместили акценты и 100ли понимама под стрессом нечто нас разрушающее.
Но разрушительно не хоть какое стрессовое воздействие, а только то, которое превышает наши адаптивные способности. Поэтому разумнее будет повышать эти самые способности. В первую очередь, улучшать стратегию восприятия любого стресса. Внутренняя установка, убеждённость в том, что мы сильнее стресса, спасительна сама по для себя. «Бог не даёт испытаний не по силам» — это аксиома. «Всё пройдёт, и это пройдёт» — тоже теорема.
Либо можно использовать для самонапоминания о здравом смысле наиболее легкомысленное, мультяшное утверждение: «Неприятность эту мы переживём».
И поэтому вме100 того, чтобы «лечь и умереть», даже на 5 минут, лучше потратить эти минуты на молитву: «Да будет воля Твоя!».
Весьма важно отказаться от нытья. Все 100ны, ворчание, сожаление (все соблазны уныния и ропота) — под «способ остановки мыслей». Его сущность весьма про100: сначала нужно вооружиться первой установкой – решимостью добросовестно использовать способ. И в каждый момент, когда будете ловить себя на том, что думаете эти неконструктивные, а то и греховные мысли, говорить для себя «стоп». И сразу – молитва. Искреннее «живое» обращение к Богу. И потом отвлечься, заняться кое-чем, что может полностью занять ваш разум, не давая ему скатиться в нытье и агрессию. Весьма важно говорить «стоп» каждый раз, как поймали плохие мысли. Обычно поначалу, пока привычка мыслить трезво не сформирована, повторять для себя «стоп» приходится каждую секунду. Но если от всей души положиться на помощь Божию, то постепенно привычка не ныть, не роптать формируется. И автоматически исчезает весьма много тревог и переживаний.
Но если уж совершенно невмоготу и весьма нужно постраотдать, поныть, то иногда снисхождение к слабости допустимо (особенно, если человек все равно страдает и ноет). Только нужно 100вить будильник. С последней осознанной мыслью перед тем, как рухнуть в страдание, поставьте будильник на полчаса, скажите для себя — «у меня полчаса на нытьё и жалость к для себя» (но ни в коем случае не на выражение недовольства Богом!). Пока ещё никто из моих клиентов не нажималовался и не просил разрешения увеличить время хотя бы до часа.
Безусловно, я не имею в виду серьёзные переживания — горе от потери близких и подобные катастрофические ситуации. Но боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шая часть стрессов гораздо проще, а люди страдают от их так, словно хоронят своих малышей, и жизнь кончена. Именно о таковых стрессах — не катастрофичных — я и говорю, предлагая поставить будильник.
Важно помнить, что даже стрессы-катастрофы могут «сломама» нас только с нашего на то позволения. Многочисленные примеры христианских мучеников показывают нам, что уповая на Бога, мы можем сохранить рассудок от паники и спасти свою душу даже тогда, когда не способны спасти от боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани) и смерти свое тело. Внутренние резервы человека ограничены только до того времени, пока он полагается только на собственные силы. А Божия помощь творит чудеса.
Конечно, стрессов-катастроф, действительно, лучше избегать. Но, как досадно бы это не звучало, они далеко не всегда зависят от нашего желания. Радует то, что они и бывают не каждый денек. Избегать нужно и чрезмерного есличества стрессов.
Ведь в повседневности мы обычно имеем дело со стрессами, которые «берут нас» не силой, а есличеством. И человек нередко сдается под напором жизненных трудностей, получая, в лучшем случае, невроз.
Однако реакция на стресс (неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз) начинается с нашего собственного выбора – решить, что новейший либо привычный стресс (неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз) сильнее нас — либо же нет. Разумное реагирование на стрессы значительно повышает адаптивные способности нашего организма, и в результате повседневные стрессы пере100ют подтачивать наши жизненные силы.
Кстати, режим сна и питания также укрепляют нашу стрессоустойчивость.
Как и третий совет – отдыхать.
Совет отдыхать — работает либо нет?
Прекрасный совет. Весьма эффективный. И способов отдыха много: и высыпаться, и поехать на море либо в тайгу, и заняться спортом, попутешествовать…
Только далеко не всегда, отдыхая, получается полноценно отдохнуть. Причин этому много.
Во-первых, не много кто умеет грамотно распределять свои силы. Не много кто слышал, например, о правиле 3-х восьмерок: денек должен быть разбит на три части по 8 часов: 8 часов на сон, 8 часов на работу, 8 часов на себя и свои нужды и интересы. А многие чисто физически не могут выполнять подобное правило, работая по 10–12 часов в денек. Однако, так либо иначе, отдых быть может полноценным только при условии баланса между расходом жизненных сил и их восполнением. Поэтому правило простое: боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше работаешь, увеличивай и есличество времени на восстановление.
Во-вторых, в жизни современного человека слишком много суеты. Отдых обычно таковой же суетный и только называется отдыхом. Для боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шинства это скорее не отдых, а смена деятельности. Тоже весьма разумный способ, весьма эффективный. Но только до определенного предела. Если расход физических сил организма 100новится боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше, если усталость превышает вос100новление, то отдых «не работает».
Вдобавок обычно опосля короткого отдыха человек снова окунается в деятельность, требующую перерасхода сил.
Таковым образом, дело обычно не в отсутствии отдыха, а в несоблюдении баланса между утомлением и восстановлением.
А еще, к сожалению, у многих отдых – особенно отпуск и выходные – сопровождается употреблением алкоголя, нередко чрезмерным. Это очевидно не на пользу организму.
А иногда идет речь о иллюзии, что нужен отдых, хотя человеку, по сути, нужно избавиться от каких-либо собственных переживаний, отравляющих его жизнь. Тогда и отдых и смена деятельности практически не помогут, есть даже таковая фраза: «помните, что уезжая в Париж, вы берете с собой себя».
***
По сути, следование сиим трем основным советам может и по правде сделать вашу жизнь достаточно благополучной. Но чтобы лекарство подействовало, нужно, как минимум, его принять. Другими словами, полезные советы начнут работать тогда, когда мы 100нем их умело использовать. Нет, соблюдение режима и полноценный отдых сами по для себя не принесут для вас богатства, не подарят для вас любовь всей жизни…
Но соблюдая режим сна и питания, разумно относясь к стрессам, полноценно вос100навливаясь опосля нагрузок и перегрузок, вы можете с Божией помощью существенно улучшить свое здоровье – и физическое, и психическое. А будучи наиболее здоровым, вы будете и наиболее способным к различным жизненным свершениям. И что не наименее важно, вы будете постепенно обретать способность меньше страотдать от того, что у вас чего-то нет, и осознавать величие Промысла Божиего.