Психиатр о лечении психосоматических заболеваний

Содержание

Оглав­ле­ние

Тер­мин “пси­хо­со­ма­ти­че­ские забо­ле­ва­ния” всё наиболее на слу­ху у обы­ва­те­лей. Что такое пси­хо­со­ма­ти­ка, а глав­ное — как и у каких спе­ци­а­ли­стов её вылечивать, рас­ска­жет пра­во­слав­ный пси­хи­атр Вла­ди­мир Кон­стан­ти­но­вич Невя­ро­вич.

Какие заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности) относятся к психосоматическим? 

Пси­хо­со­ма­ти­че­ские забо­ле­ва­ния (от др.-греч. ψυχή — душа и σῶμα — тело) — это болез­ни, воз­ник­но­ве­ние кото­рых тес­но свя­за­но с пси­хи­че­ски­ми и пси­хо­ло­ги­че­ски­ми фак­то­ра­ми. Сущность этих доста­точ­но рас­про­стра­нен­ных рас­стройств заклю­ча­ет­ся, как вид­но из само­го назва­ния, в тес­ной свя­зи и вза­и­мо­дей­ствии души и  тела. Сам тер­мин пред­ло­жил в 1818 году  лейп­циг­ский про­фес­сор пси­хо­ло­гии и доктор душев­ных болез­ней (пси­хи­атр) Иоганн Хри­сти­ан Август Гей­н­рот (1773–1843). Гей­н­ро­та назы­ва­ют так­же  в сло­ва­рях и спра­воч­ни­ках: роман­ти­ком, мора­ли­стом и мисти­ком.  Источ­ни­ком мно­же­ства забо­ле­ва­ний Гей­н­рот счи­тал пато­ло­гию духа и пороч­ность души, на осно­ва­нии чего же стро­ил свои мето­ды и моде­ли исцеления.

Толь­ко через 100­ле­тие сфор­ми­ро­ва­лось в меди­цине само­100­я­тель­ное «пси­хо­со­ма­ти­че­ское» направ­ле­ние, воз­ник­но­ве­ние кото­ро­го во мно­гом было обу­слов­ле­но воз­ник­шим кри­зи­сом сугу­бо мате­ри­а­ли­сти­че­ско­го взгля­да на все болез­ни вооб­ще, гос­под­ству­ю­ще­го на про­тя­же­нии послед­их веков на волне мно­го­чис­лен­ных науч­ных тех­ни­че­ских дости­же­ний. В 100­нов­ле­нии «Пси­хо­со­ма­ти­че­ской меди­ци­ны»  при­ни­ма­ли уча­стие мно­же­ство пред­100­ви­те­лей раз­лич­ных школ и направ­ле­ний, как в меди­цине, так и в пси­хо­ло­гии, фило­со­фии, физио­ло­гии и социо­ло­гии. Ука­жем на неко­то­рых из их: это германец­кий пси­хи­атр Карл Виганд Мак­си­мил­ли­ан Яко­би (1775–1858), введ­ший в 1822 году поня­тие «сома­то­пси­хи­че­ский»; бер­лин­ский тера­певт Густав Берг­ман (1878–1955), раз­ра­бо­тав­ший уче­ние о функ­циа­о­наль­ной пато­ло­гии;  германец­кий фило­соф Фри­дрих Виль­гельм Ницше(1844–1900); все­мир­но зна­ме­ни­тый фран­цуз­ский пси­хи­атр  Жан  Мар­тен Шар­ко (1825–1893), у кото­ро­го учил­ся отец пси­хо­ана­ли­за Зиг­мунд Фрейд(1856–1939); осно­ва­тель уче­ния о неврастении(1869) аме­ри­кан­ский нев­ро­па­то­лог Джордж Мил­лер Бирд (1839–1883); его сооте­че­ствен­ник тера­певт Да Коста (1833–1900), име­нем кото­ро­го назван син­дром «воз­бу­ди­мо­го серд­ца сол­да­та» (1871); аме­ри­кан­ский пси­хо­ана­ли­тик Франц  Габ­ри­эль Алек­сан­дер (1891–1964),  кото­ро­го счи­та­ют одним из осно­во­по­лож­ни­ков совре­мен­ной пси­хо­со­ма­ти­че­ской меди­ци­ны; германец­кий доктор Алек­сандр Мичер­лих (1908 ‑1982), открыв­ший в 1949 году в Гей­дель­бур­ге пси­хо­со­ма­ти­че­скую кли­ни­ку; австрий­ский доктор и пси­хо­ана­ли­тик, про­фес­сор по пси­хо­со­ма­ти­че­ской меди­цине Вашинг­тон­ско­го уни­вер­си­те­та Феликс Дойч (1884–1964); осно­во­по­лож­ник тео­рии «стрес­са» канад­ский пато­лог и эндо­кри­но­лог, Лау­ре­ат Нобе­лев­ской пре­мии Ганс Селье (1907–1982) и мно­гие, мно­гие дру­гие. Пси­хо­ана­ли­ти­ки, как пра­ви­ло, при­чи­ну пси­хо­со­ма­ти­че­ских забо­ле­ва­ний лицезреют в нали­чие неосо­знан­ных кон­флик­тов у чело­ве­ка, тща­тель­но иссле­ду­ют  забы­тые  паци­ен­та­ми пси­хи­че­ские травок­мы, дела­ют упор на поло­вых про­бле­мах, вклю­чая сюда дет­ские неосо­знан­ные  вза­и­мо­от­но­ше­ния с роди­те­ля­ми и про­чее. В раз­ви­тии пси­хо­со­ма­ти­че­ской болез­ни выде­ля­ют пси­хо­со­ма­ти­че­ские реак­ции, рас­строй­ства, состо­я­ния, ино­гда аффекты.

Чем психосоматические заболевания различаются от обыденных болезней?

Хоть какое забо­ле­ва­ние име­ет связь с пси­хи­кой (душой). Одна­ко в раз­ви­тии «пси­хо­со­ма­ти­че­ских забо­ле­ва­ний» 100­рон­ни­ки данной тео­рии усмат­ри­ва­ют наиболее выра­жен­ное и даже реша­ю­щее зна­че­ние пси­хи­ки, неже­ли других при­чин. Отсю­да лече­ние болез­нен­но­го состо­я­ния заклю­ча­ет­ся преж­де все­го в тера­пии пси­хи­че­ско­го фак­то­ра либо  изме­не­ния спо­со­ба реа­ги­ро­ва­ния на стресс (неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз).

К при­ме­ру, чело­век жалу­ет­ся на голов­ные боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани) либо боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани) в спине. Но истин­ной при­чи­ной стра­да­ний в дан­ных слу­ча­ях, как выяс­ня­ет­ся при все­100­рон­нем пси­хо­ло­ги­че­ском иссле­до­ва­нии, явля­ет­ся его лич­ные про­бле­мы, свя­зан­ные с рабо­той,  кото­рые и про­еци­ру­ет­ся на тело, вызы­вая пло­хо купи­ру­ю­щи­е­ся обыч­ны­ми меди­цин­ски­ми сред­ства­ми упор­ные боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани).

К наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ным  пси­хо­со­ма­ти­че­ским  забо­ле­ва­ни­ям  при­над­ле­жит так назы­ва­е­мая клас­си­че­ская семер­ка (Alexander, 1968):

Одна­ко 100­рон­ни­ки пси­хо­со­ма­ти­че­ской меди­ци­ны в сво­их пред­по­ло­же­ни­ях зна­чи­тель­но рас­ши­ри­ли этот спи­сок, вклю­чив в него ише­ми­че­скую болезнь серд­ца, тубер­ку­лез, инфаркт, ожи­ре­ние, алко­го­лизм, нар­ко­ма­нию и ряд дру­гих забо­ле­ва­ний. Ими выде­ле­ны и харак­тер­ные типы лич­но­стей: «коро­нар­ный», «язвен­ный», «арт­ри­че­ский». «Коро­нар­ный» тип лич­но­сти, к при­ме­ру, отли­ча­ет­ся напо­ри­100­стью, бес­по­кой­ством, стрем­ле­ни­ем к успе­ху, агрес­сив­но­стью. Его пре­сле­ду­ет нередко ощу­ще­ние нехват­ки вре­ме­ни. Он скло­нен к подав­ле­нию сво­их внут­рен­их пере­жи­ва­ний и эмо­ций, чем нару­ша­ет физио­ло­ги­че­ские про­цес­сы в организме.

Идиентично ли определяются психосоматические заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности) различными спецами? 

Нет, суще­ству­ет мно­же­ство раз­лич­ных взгля­дов и несов­па­де­ний, как сре­ди пред­100­ви­те­лей пси­хо­со­ма­ти­че­ской шко­лы, так и со 100­ро­ны  их кол­лег, при­дер­жи­ва­ю­щих­ся других кон­цеп­ций на этио­ло­гию и пато­ге­нез забо­ле­ва­ний. К при­ме­ру, одни пси­хо­со­ма­ти­ки при­чи­ну брон­хи­аль­ной аст­мы лицезреют в «неже­ла­нии дышать» паци­ен­та, дру­гие свя­зы­ва­ют пато­ло­гию это­го стра­да­ния с чрез­мер­ной напо­ри­100­стью, от кото­рой дыха­ние бук­валь­но пере­хва­ты­ва­ет, при­во­дя к при­сту­пу уду­шья; тре­тьи — объ­яс­ня­ют при­сту­пы эго­цен­триз­мом, при­вле­че­ни­ем к для себя вни­ма­ния, жела­ни­ем изме­нить  окружающее.

Раз­но­чте­ний настолько мно­го, что невоз­мож­но в пре­де­лах дан­ной 100­тьи даже вкрат­це пере­чис­лить основ­ные из их. Так, пси­хо­со­ма­ти­ки, вышед­шие из вра­чей пси­хо­ана­ли­ти­че­ских школ, трак­ту­ют при­чи­ну практически всех забо­ле­ва­ний, преж­де все­го, как след­ствие вытес­не­ния вле­че­ний, нару­ша­ю­щих функ­ции орга­нов; как заме­ще­ние суще­ству­ю­щей про­бле­мы на сома­ти­че­ское расстройство.

Пове­ден­че­ские либо телес­но-ори­ен­ти­ро­ван­ные  пси­хо­те­ра­пев­ты пред­ла­га­ют другое виде­ние про­бле­мы. Совер­шен­но отли­чен взор на забо­ле­ва­ния в моде­лях мате­ри­а­ли­сти­че­ских школ совет­ско­го пери­о­да, осно­вы­ва­ю­щих­ся на физио­ло­ги­че­ском  уче­нии И.П.Павлова.

К каким спецам следует обращаться для исцеления психосоматических болезней? 

В отли­чие от зару­беж­ной меди­ци­ны, где  суще­ству­ют офи­ци­аль­ные пси­хо­со­ма­ти­че­ские отде­ле­ния, факуль­те­ты и кли­ни­ки, в Рос­сии нет утвер­жден­но­го 100­ту­са вра­ча-пси­хо­со­ма­ти­ка, поэто­му данной про­бле­мой почаще все­го зани­ма­ют­ся вра­чи-пси­хи­ат­ры, пси­хо­те­ра­пев­ты и отча­сти пси­хо­ло­ги. Это офи­ци­аль­ная точ­ка зре­ния, тео­рия и прак­ти­ка. Но суще­ству­ет ещё и духов­ная, духов­но-нрав­ствен­ная тера­пия, име­ю­щая пра­во на суще­ство­ва­ние и даю­щая заме­ча­тель­ные резуль­та­ты в лече­ние мно­гих болез­ней (смот­ри на этот счет серию книжек авто­ра данной 100­тьи: «Тера­пия души», «Исце­ле­ние сло­вом», «Порок души», «Трак­тат о вра­че­ва­нии в пра­во­слав­ном изъ­яс­не­нии», «Чудес­ные исцеления»).

Какую роль играет тип нервной системы самого хворого в формировании заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности)

По клас­си­че­ской тео­рии ака­де­ми­ка И.П.Павлова раз­ли­ча­ют 4 типа нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон)­ной систе­мы: холе­ри­че­ский (силь­ный неудер­жи­мый), санг­ви­ни­че­ский (силь­ный, подвиж­ный, урав­но­ве­шен­ный), флег­ма­ти­че­ский (силь­ный, инерт­ный), меланхолический(слабенький, лег­ко исто­ща­е­мый). Опи­сан­ные типы на самом деле соот­вет­ству­ют темпераменту.

Лица со сла­бым типом нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон)­ной систе­мы в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­шей сте­пе­ни под­вер­же­ны нега­тив­ным воз­дей­стви­ям снаружи. Поэто­му в одних и тех же обсто­я­тель­ствах одни люди быст­ро «лома­ют­ся», ско­рее исто­ща­ют­ся и «выго­ра­ют», неже­ли дру­гие. Игра­ет роль и иммун­ная защи­та, её состо­я­ние, спо­соб­ность к сопро­тив­ле­нию и под­дер­жа­нию необ­хо­ди­мо­го для орга­низ­ма внут­рен­не­го рав­но­ве­сия (гомео­100­за).

Как длительно может продолжаться исцеление и как оно отлично?

Все зави­сит от харак­те­ра забо­ле­ва­ния, сте­пе­ни его тяже­сти, свое­вре­мен­но­сти обра­ще­ния (запу­щен­ный, хро­ни­че­ский пато­ло­ги­че­ский про­цесс  все­гда вылечивает­ся труд­нее). Лече­ние неко­то­рых болез­ней, име­ю­щих в сво­ей осно­ве духов­ное (душев­ное) незд­ра­вие быть может весьма долгим.

Свя­тые Отцы упо­ми­на­ют о так назы­ва­е­мых «неудоб­но­вра­чу­е­мых» болез­нях, име­ю­щих осо­бый сакраль­ный смысл. Нель­зя сбра­сы­вать со сче­та и так назы­ва­е­мые гене­ти­че­ские, наслед­ствен­ные причины.

В каж­дом кон­крет­ном слу­чае под­ход к лече­нию дол­жен быть сугу­бо инди­ви­ду­аль­ным, и, как учи­ли в совет­ское вре­мя, лич­ност­ным, кли­ни­че­ским и пато­ге­не­ти­че­ским. Нужно ска­зать, что рус­ская меди­цин­ская шко­ла занес­ла нема­лый вклад имен­но в про­цесс глу­бин­но­го  целост­но­го отно­ше­ния к боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­но­му чело­ве­ку. Начи­ная с Муд­ро­ва М.Я.(1776 ‑1831), Заха­рьи­на А.Г.(1829 ‑1898), Бот­ки­на С.П.(1832–1889), Пиро­го­ва Н.И.(1810–1881)  – пре­о­ла­да­ла имен­но мно­го­фак­тор­ная, кричи­ен­ти­ро­ван­ная на лич­ность боля­ще­го тера­пия, деви­зом кото­рой был девиз: «Вылечивать не болезнь, а чело­ве­ка, во всей пол­но­те его лич­ност­ных черт и состояний»
Поз­во­лю для себя наиболее подроб­но оста­но­вить­ся на неко­то­рых пред­100­ви­те­лях Рос­сий­ской шко­лы вра­че­ва­ния болез­ней, кото­рые полностью мож­но было вклю­чить в чис­ло выда­ю­щих­ся пси­хо­со­мат­ков (в поло­жи­тель­ном смыс­ле сло­ва). Сре­ди их — про­фес­сор тера­пии и пато­ло­гии Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та Мат­вей Яко­вле­вич Муд­ров, кото­рый испо­ве­до­вал модель целост­но­го мно­го­гран­но­го взгля­да на болезнь, с уче­том душе­вых и духов­ных, а не толь­ко био­ло­го-физио­ло­ги­че­ских меха­низ­мов. Он, в част­но­сти, писал: : Наря­ду с лекар­ства­ми Муд­ров про­пи­сы­вал боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ным,  кому и в какое вре­мя из небес­ных вра­чей и при каких слу­ча­ях сле­ду­ет молиться.

Сре­ди при­чин болез­ней, важ­ное пространство отво­дил он душев­ным фак­то­рам: «душев­ны­ми воз­му­ще­ни­я­ми: гне­вом и зло­бою, зави­стью и често­лю­би­ем, рос­ко­шью или ску­по­стью, рев­но­стью либо отча­я­ни­ем и вся­ки­ми печа­ля­ми житей­ски­ми, в мрач­ном житии наше­го нощи попке­ре­мен­но пре­хо­дя­щи­ми» чело­век при­хо­дит к раз­лич­ным болез­ням и стра­да­ни­ям. Дру­гой извест­ный наш док­тор, лечив­ший импе­ра­то­ра Алек­сандра III и Льва Тол­100­го, про­фес­сор Антон Гри­го­рье­вич Заха­рьин опи­сал «отра­жен­ные» боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани) от тех либо других внут­рен­их орга­нов на кожу, вне­ся важ­ную веху в тео­рию вза­и­мо­свя­зи внут­рен­не­го  и внеш­не­го в чело­ве­ке. В совет­ское вре­мя извест­ный доктор и пси­хо­лог Алек­сандр Лурия (1902–1977)  писал :

Что может сделать сам нездоровой? Есть ли какая-то дыхательная гимнастика либо целебная физическая культура для того, чтоб совладать с психосоматическими болезнями? 

И дыха­тель­ная гим­на­сти­ка (паро­док­саль­ная по Стрель­ни­ко­вой, либо клас­си­че­ская, а так­же по систе­ме йогов) плюс лечеб­ная физ­куль­ту­ра —  могут отдать реаль­ный поло­жи­тель­ный резуль­тат в ком­плекс­ном лече­нии при  инди­ви­ду­аль­но подо­бран­ном ком­плек­се систе­ма­ти­че­ских  заня­тий, но они не могут быть пана­це­ей в лече­ние болез­ней, как, впро­чем, и хоть какой другой отдель­но взя­тый вид оздо­ро­ви­тель­ных про­це­дур (зака­ли­ва­ние, лечеб­ное наго­да­ние, пла­ва­ние, мас­саж, ауто­ген­ная тре­ни­ров­ка). К сожа­ле­нию, сугу­бо мате­ри­а­ли­сти­че­ски кричи­ен­ти­ро­ван­ные шко­лы не рас­смат­ри­ва­ют такие духов­ные фак­то­ры, как грех, совесть, стра­сти, — кате­го­рии, кото­рые в систе­ме пра­во­слав­ной меди­ци­ны отно­сят­ся к  важ­ней­шим, поз­во­ля­ю­щим изу­чить и осознать истин­ный духов­ный смысл страданий.

Пись­мо чита­те­ля Азбу­ки Здо­ро­вья:

Я при­шёл к мне­нию, что мои про­бле­мы с желч­ным пузы­рём и желуд­ком — незапятнанная пси­хо­со­ма­ти­ка. Всё от нер­вов. Когда спо­ко­ен — ниче­го не болит. Один опыт­ный доктор отдал мне совет, что созодать, когда начи­на­ешь нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон)­ни­чать, как отсечь от этот сиг­нал от желудка.

Упраж­не­ние про­тив воз­ник­но­ве­ния пси­хо­со­ма­ти­че­ских забо­ле­ва­ний желуд­ка и две­на­дца­ти­перст­ной кишки

Финал­ное поло­же­ние: стоя либо сидя, руки опущены.

Одно­вре­мен­но с мед­лен­ным вдо­хом (око­ло 8‑ми секунд) под­ни­ма­ем пря­мые руки по 100­ро­нам ввысь и они сопри­ка­са­ют­ся. Взор под­ни­ма­ет­ся вме­сте с рука­ми и упи­ра­ет­ся в их соединение.

Потом задер­жи­ва­ем дыха­ние на 3–4 секун­ды и на выдо­хе про­из­во­дим обрат­ное дви­же­ние ана­ло­гич­ной продолжительности.

Вды­ха­ем и выды­ха­ем струй­но, губа­ми обра­зуя трубочку.

Пол­но­стью сосре­до­та­чи­ва­ем­ся исклю­чи­тель­но на дыха­нии и движении.

Повто­ря­ем трижды. Опосля 2‑го раза может насту­пить лёг­кое наго­во­кру­же­ние либо сонливость (наличие избыточной продолжительности сна)

Как относиться к трактовке психосоматических болезней, которую дают создатели эзотерических книжек.

К эзо­те­ри­че­ской лите­ра­ту­ре отно­шусь как к слад­ко­му дур­ма­ну. В поис­ках исти­ны мно­гие, осо­бен­но моло­дые люди, забре­да­ют на нивы оккуль­тиз­ма и мисти­ки. Ред­ко кто из их с помо­щью этих уче­ний выздо­рав­ли­ва­ет, а вот повре­жда­ют­ся рас­трибунал­ком мно­гие. На мой взор, небез­опас­ны­ми явля­ют­ся и неко­то­рые систе­мы, осно­ван­ные на само­вос­пи­та­нии и жест­ких правилах.

Есть уче­ния пра­во­слав­но кричи­ен­ти­ро­ван­ные, име­ю­щие внутри себя здра­вые осно­вы с весь­ма спор­ны­ми выво­да­ми и реко­мен­да­ци­я­ми, пре­тен­ду­ю­щи­ми на все­объ­ем­лю­щую исти­ну. Мне вспо­ми­на­ют­ся так­же все­воз­мож­ные мод­ные дие­ты, виды наго­да­ний (по Брэ­гу и Шел­то­ну). Не настолько дав­но увле­ка­лись оздо­ров­ле­ни­ем по мето­ду Сера­фи­ма (Чича­го­ва) в изло­же­нии Ксе­нии Кра­вчен­ко, систе­ма­ми Бори­са Васи­лье­ви­ча Боло­то­ва, Ветла­на Пав­ло­ви­ча Неумы­ва­ки­на; так­же не меша­ло бы вспом­нить мас­со­вые сеан­сы оздо­ров­ле­ния Ана­то­лия Кашпи­ров­ско­го и Ала­на Чума­ка, вся­че­ские виды ури­но­те­ра­пии, соса­ние рас­ти­тель­но­го мас­ла, упо­треб­ле­ние чай­но­го гри­ба, яблоч­но­го уксу­са и т.д. 100­ит ли повто­рять, что уни­вер­саль­ной систе­мы оздо­ров­ле­ния в при­ро­де не суще­ству­ют, а все эзо­те­ри­че­ские кни­ги, с пози­ции нашей Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви вред­ны для души людской.

Может ли верно настроенная духовная жизнь посодействовать совладать с психосоматикой?

Без­услов­но! Резуль­та­ты могут пре­взой­ти все ожи­да­ния. Ино­гда один испо­ве­дан­ный грех раз­ру­ша­ет целую цепь болез­нен­ных состояний.

Нет ниче­го выше и луч­ше инди­ви­ду­аль­но­го осо­знан­но­го пути совер­шен­ство­ва­ния и вос­пи­та­ния, стрем­ле­ния к свя­то­сти. Как под­чер­ки­ва­ет афон­ский 100­рец Пор­фи­рий Кав­со­ка­ли­вит, забо­ле­ва­ния, в част­но­сти душев­ные, изле­чи­ва­ют­ся, , вза­мен эго­и­сти­че­ско­го. (Цве­то­слов сове­тов, Свя­тая Гора Афон, 2014 г. стр. 526). Полез­ны и сле­ду­ю­щие сове­ты стар­ца: (стр. 524. Там же). Обыч­но к болез­ням отно­сят­ся как к боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­шо­му несча­стью. Но это не совершенно пра­виль­ная пози­ция. Свя­тые отцы гово­ри­ли, что болезнь – это Божье посе­ще­ние. И мы не можем точ­но знать, что полез­нее для нас болезнь – либо здо­ро­вье. Мно­гие люди совер­ша­ли вели­кие поступ­ки и откры­тия имен­но, а ино­гда и бла­го­да­ря болез­ни. И гово­ря о пси­хо­со­ма­ти­че­ском забо­ле­ва­нии, полез­нее, если это воз­мож­но, начи­нать лече­ние с тера­пии души, а не тела.

Из докторской практики

Одна паци­ент­ка стра­да­ла забо­ле­ва­ни­ем с нару­ше­ни­ем функ­ций опо­ры и дви­же­ния. Она пере­дви­га­лась само­100­я­тель­но, с помо­щью тро­сти. Супруг неод­но­крат­но возил её в 100­ли­цу для кон­суль­та­ций и лече­ния у име­ни­тых вра­чей. Одна­ко в про­цес­се пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ской рабо­ты откры­лась истин­ная при­чи­на забо­ле­ва­ния, кото­рая кры­лась в нередких изме­нах со 100­ро­ны супруга и неосо­знан­ном жела­нии жен­щи­ны удер­нажимать его рядом с собой. Опосля мно­го­чис­лен­ных бесед и  инди­ви­ду­аль­ной рабо­ты паци­ент­ка посте­пен­но изба­ви­лась от тро­сти, и дви­же­ния у нее вос­100­но­ви­лись в пол­ном объеме.

Но были и дру­гие при­ме­ры, с наиболее груст­ным эпи­ло­гом. Ко мне одна­жды при­ве­ли (точ­нее при­вез­ли на коляс­ке) паци­ен­та, у кото­ро­го в тече­ние несколь­ких меся­цев раз­ви­лась непо­нят­ная сла­бость в обла­сти ниж­их конеч­но­стей. Допол­ни­тель­ные мето­ды иссле­до­ва­ния не выяви­ли какой-нибудь пато­ло­гии, вослед­ствие чего же его напра­ви­ли для кон­суль­та­ции и лече­ния к пси­хо­те­ра­пев­ту, кото­рая страст­но убеж­да­ла паци­ен­та, что он здо­ро­вый чело­век, неосо­знан­но симу­ли­ру­ет по при­чине неже­ла­ния рабо­тать. Но в бесе­де с тем моло­дым чело­ве­ком уда­лось выяс­нить, что забо­ле­ва­ние не при­но­сит ника­кой выго­ды боля­ще­му, напро­тив, пере­чер­ки­ва­ет его  мно­го желан­ные пла­ны на буду­щее. Я посо­ве­то­вал опосля дли­тель­ной бесе­ды его род­ствен­ни­кам пока­зать боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­но­го мое­му зна­ко­мо­му, 100­ро­му и весьма опыт­но­му ней­ро­хи­рур­гу. Кон­суль­та­ция состо­я­лась, и ней­ро­хи­рург кли­ни­че­ски запо­до­зрил нали­чие опу­хо­ли в позво­ноч­ни­ке. Его диа­гноз вско­ре    под­твер­дил­ся и инстру­мен­таль­ны­ми мето­да­ми диа­гно­сти­ки. Боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ной в послед­ствии был про­опе­ри­ро­ван в Гер­ма­нии, но, к сожа­ле­нию, так и не сумел боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ше ходить. Месяц заня­тий с пси­хо­те­ра­пев­том был без­воз­ворот­но упу­щен­ным вре­ме­нем, и не при­нес ника­кой поль­зы нездоровому.

________

Я желал бы поже­лать чита­те­лям бла­го­сло­ве­ния Божье­го на все доб­рые и спа­си­тель­ные дела; что­бы не сму­ща­лись ника­ких жиз­нен­ных обсто­я­тельств, не ухо­ди­ли в болезнь, да и не пре­не­бре­га­ли  помо­щью вра­чей: вна­ча­ле Небес­но­го, а позже и зем­но­го! Что­бы боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ше изу­ча­ли исто­рию и куль­ту­ру наше­го Оте­че­ства, иска­ли путей свя­то­сти и учи­лись молить­ся; 100­ро­ни­лись поро­ков и боро­лись с матер­ной бра­нью и неряшеством.

 

Уютный дом