Оглавление
Термин “психосоматические заболевания” всё наиболее на слуху у обывателей. Что такое психосоматика, а главное — как и у каких специалистов её вылечивать, расскажет православный психиатр Владимир Константинович Невярович.
Какие заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности) относятся к психосоматическим?
Психосоматические заболевания (от др.-греч. ψυχή — душа и σῶμα — тело) — это болезни, возникновение которых тесно связано с психическими и психологическими факторами. Сущность этих достаточно распространенных расстройств заключается, как видно из самого названия, в тесной связи и взаимодействии души и тела. Сам термин предложил в 1818 году лейпцигский профессор психологии и доктор душевных болезней (психиатр) Иоганн Христиан Август Гейнрот (1773–1843). Гейнрота называют также в словарях и справочниках: романтиком, моралистом и мистиком. Источником множества заболеваний Гейнрот считал патологию духа и порочность души, на основании чего же строил свои методы и модели исцеления.
Только через 100летие сформировалось в медицине само100ятельное «психосоматическое» направление, возникновение которого во многом было обусловлено возникшим кризисом сугубо материалистического взгляда на все болезни вообще, господствующего на протяжении последих веков на волне многочисленных научных технических достижений. В 100новлении «Психосоматической медицины» принимали участие множество пред100вителей различных школ и направлений, как в медицине, так и в психологии, философии, физиологии и социологии. Укажем на некоторых из их: это германецкий психиатр Карл Виганд Максимиллиан Якоби (1775–1858), введший в 1822 году понятие «соматопсихический»; берлинский терапевт Густав Бергман (1878–1955), разработавший учение о функциаональной патологии; германецкий философ Фридрих Вильгельм Ницше(1844–1900); всемирно знаменитый французский психиатр Жан Мартен Шарко (1825–1893), у которого учился отец психоанализа Зигмунд Фрейд(1856–1939); основатель учения о неврастении(1869) американский невропатолог Джордж Миллер Бирд (1839–1883); его соотечественник терапевт Да Коста (1833–1900), именем которого назван синдром «возбудимого сердца солдата» (1871); американский психоаналитик Франц Габриэль Александер (1891–1964), которого считают одним из основоположников современной психосоматической медицины; германецкий доктор Александр Мичерлих (1908 ‑1982), открывший в 1949 году в Гейдельбурге психосоматическую клинику; австрийский доктор и психоаналитик, профессор по психосоматической медицине Вашингтонского университета Феликс Дойч (1884–1964); основоположник теории «стресса» канадский патолог и эндокринолог, Лауреат Нобелевской премии Ганс Селье (1907–1982) и многие, многие другие. Психоаналитики, как правило, причину психосоматических заболеваний лицезреют в наличие неосознанных конфликтов у человека, тщательно исследуют забытые пациентами психические травокмы, делают упор на половых проблемах, включая сюда детские неосознанные взаимоотношения с родителями и прочее. В развитии психосоматической болезни выделяют психосоматические реакции, расстройства, состояния, иногда аффекты.
Чем психосоматические заболевания различаются от обыденных болезней?
Хоть какое заболевание имеет связь с психикой (душой). Однако в развитии «психосоматических заболеваний» 100ронники данной теории усматривают наиболее выраженное и даже решающее значение психики, нежели других причин. Отсюда лечение болезненного состояния заключается прежде всего в терапии психического фактора либо изменения способа реагирования на стресс (неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз).
К примеру, человек жалуется на головные боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани) либо боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани) в спине. Но истинной причиной страданий в данных случаях, как выясняется при все100роннем психологическом исследовании, является его личные проблемы, связанные с работой, которые и проецируется на тело, вызывая плохо купирующиеся обычными медицинскими средствами упорные боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани).
К наиболее распространенным психосоматическим заболеваниям принадлежит так называемая классическая семерка (Alexander, 1968):
Однако 100ронники психосоматической медицины в своих предположениях значительно расширили этот список, включив в него ишемическую болезнь сердца, туберкулез, инфаркт, ожирение, алкоголизм, наркоманию и ряд других заболеваний. Ими выделены и характерные типы личностей: «коронарный», «язвенный», «артрический». «Коронарный» тип личности, к примеру, отличается напори100стью, беспокойством, стремлением к успеху, агрессивностью. Его преследует нередко ощущение нехватки времени. Он склонен к подавлению своих внутрених переживаний и эмоций, чем нарушает физиологические процессы в организме.
Идиентично ли определяются психосоматические заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности) различными спецами?
Нет, существует множество различных взглядов и несовпадений, как среди пред100вителей психосоматической школы, так и со 100роны их коллег, придерживающихся других концепций на этиологию и патогенез заболеваний. К примеру, одни психосоматики причину бронхиальной астмы лицезреют в «нежелании дышать» пациента, другие связывают патологию этого страдания с чрезмерной напори100стью, от которой дыхание буквально перехватывает, приводя к приступу удушья; третьи — объясняют приступы эгоцентризмом, привлечением к для себя внимания, желанием изменить окружающее.
Разночтений настолько много, что невозможно в пределах данной 100тьи даже вкратце перечислить основные из их. Так, психосоматики, вышедшие из врачей психоаналитических школ, трактуют причину практически всех заболеваний, прежде всего, как следствие вытеснения влечений, нарушающих функции органов; как замещение существующей проблемы на соматическое расстройство.
Поведенческие либо телесно-ориентированные психотерапевты предлагают другое видение проблемы. Совершенно отличен взор на заболевания в моделях материалистических школ советского периода, основывающихся на физиологическом учении И.П.Павлова.
К каким спецам следует обращаться для исцеления психосоматических болезней?
В отличие от зарубежной медицины, где существуют официальные психосоматические отделения, факультеты и клиники, в России нет утвержденного 100туса врача-психосоматика, поэтому данной проблемой почаще всего занимаются врачи-психиатры, психотерапевты и отчасти психологи. Это официальная точка зрения, теория и практика. Но существует ещё и духовная, духовно-нравственная терапия, имеющая право на существование и дающая замечательные результаты в лечение многих болезней (смотри на этот счет серию книжек автора данной 100тьи: «Терапия души», «Исцеление словом», «Порок души», «Трактат о врачевании в православном изъяснении», «Чудесные исцеления»).
Какую роль играет тип нервной системы самого хворого в формировании заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности)?
По классической теории академика И.П.Павлова различают 4 типа нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон)ной системы: холерический (сильный неудержимый), сангвинический (сильный, подвижный, уравновешенный), флегматический (сильный, инертный), меланхолический(слабенький, легко истощаемый). Описанные типы на самом деле соответствуют темпераменту.
Лица со слабым типом нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон)ной системы в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шей степени подвержены негативным воздействиям снаружи. Поэтому в одних и тех же обстоятельствах одни люди быстро «ломаются», скорее истощаются и «выгорают», нежели другие. Играет роль и иммунная защита, её состояние, способность к сопротивлению и поддержанию необходимого для организма внутреннего равновесия (гомео100за).
Как длительно может продолжаться исцеление и как оно отлично?
Все зависит от характера заболевания, степени его тяжести, своевременности обращения (запущенный, хронический патологический процесс всегда вылечивается труднее). Лечение некоторых болезней, имеющих в своей основе духовное (душевное) нездравие быть может весьма долгим.
Святые Отцы упоминают о так называемых «неудобноврачуемых» болезнях, имеющих особый сакральный смысл. Нельзя сбрасывать со счета и так называемые генетические, наследственные причины.
В каждом конкретном случае подход к лечению должен быть сугубо индивидуальным, и, как учили в советское время, личностным, клиническим и патогенетическим. Нужно сказать, что русская медицинская школа занесла немалый вклад именно в процесс глубинного целостного отношения к боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ному человеку. Начиная с Мудрова М.Я.(1776 ‑1831), Захарьина А.Г.(1829 ‑1898), Боткина С.П.(1832–1889), Пирогова Н.И.(1810–1881) – преоладала именно многофакторная, кричиентированная на личность болящего терапия, девизом которой был девиз: «Вылечивать не болезнь, а человека, во всей полноте его личностных черт и состояний»
Позволю для себя наиболее подробно остановиться на некоторых пред100вителях Российской школы врачевания болезней, которые полностью можно было включить в число выдающихся психосоматков (в положительном смысле слова). Среди их — профессор терапии и патологии Московского университета Матвей Яковлевич Мудров, который исповедовал модель целостного многогранного взгляда на болезнь, с учетом душевых и духовных, а не только биолого-физиологических механизмов. Он, в частности, писал: : Наряду с лекарствами Мудров прописывал боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ным, кому и в какое время из небесных врачей и при каких случаях следует молиться.
Среди причин болезней, важное пространство отводил он душевным факторам: «душевными возмущениями: гневом и злобою, завистью и честолюбием, роскошью или скупостью, ревностью либо отчаянием и всякими печалями житейскими, в мрачном житии нашего нощи попкеременно преходящими» человек приходит к различным болезням и страданиям. Другой известный наш доктор, лечивший императора Александра III и Льва Тол100го, профессор Антон Григорьевич Захарьин описал «отраженные» боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани) от тех либо других внутрених органов на кожу, внеся важную веху в теорию взаимосвязи внутреннего и внешнего в человеке. В советское время известный доктор и психолог Александр Лурия (1902–1977) писал :
Что может сделать сам нездоровой? Есть ли какая-то дыхательная гимнастика либо целебная физическая культура для того, чтоб совладать с психосоматическими болезнями?
И дыхательная гимнастика (пародоксальная по Стрельниковой, либо классическая, а также по системе йогов) плюс лечебная физкультура — могут отдать реальный положительный результат в комплексном лечении при индивидуально подобранном комплексе систематических занятий, но они не могут быть панацеей в лечение болезней, как, впрочем, и хоть какой другой отдельно взятый вид оздоровительных процедур (закаливание, лечебное нагодание, плавание, массаж, аутогенная тренировка). К сожалению, сугубо материалистически кричиентированные школы не рассматривают такие духовные факторы, как грех, совесть, страсти, — категории, которые в системе православной медицины относятся к важнейшим, позволяющим изучить и осознать истинный духовный смысл страданий.
Письмо читателя Азбуки Здоровья:
Я пришёл к мнению, что мои проблемы с желчным пузырём и желудком — незапятнанная психосоматика. Всё от нервов. Когда спокоен — ничего не болит. Один опытный доктор отдал мне совет, что созодать, когда начинаешь нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон)ничать, как отсечь от этот сигнал от желудка.
Упражнение против возникновения психосоматических заболеваний желудка и двенадцатиперстной кишки
Финалное положение: стоя либо сидя, руки опущены.
Одновременно с медленным вдохом (около 8‑ми секунд) поднимаем прямые руки по 100ронам ввысь и они соприкасаются. Взор поднимается вместе с руками и упирается в их соединение.
Потом задерживаем дыхание на 3–4 секунды и на выдохе производим обратное движение аналогичной продолжительности.
Вдыхаем и выдыхаем струйно, губами образуя трубочку.
Полностью сосредотачиваемся исключительно на дыхании и движении.
Повторяем трижды. Опосля 2‑го раза может наступить лёгкое наговокружение либо сонливость (наличие избыточной продолжительности сна)
Как относиться к трактовке психосоматических болезней, которую дают создатели эзотерических книжек.
К эзотерической литературе отношусь как к сладкому дурману. В поисках истины многие, особенно молодые люди, забредают на нивы оккультизма и мистики. Редко кто из их с помощью этих учений выздоравливает, а вот повреждаются растрибуналком многие. На мой взор, небезопасными являются и некоторые системы, основанные на самовоспитании и жестких правилах.
Есть учения православно кричиентированные, имеющие внутри себя здравые основы с весьма спорными выводами и рекомендациями, претендующими на всеобъемлющую истину. Мне вспоминаются также всевозможные модные диеты, виды нагоданий (по Брэгу и Шелтону). Не настолько давно увлекались оздоровлением по методу Серафима (Чичагова) в изложении Ксении Кравченко, системами Бориса Васильевича Болотова, Ветлана Павловича Неумывакина; также не мешало бы вспомнить массовые сеансы оздоровления Анатолия Кашпировского и Алана Чумака, всяческие виды уринотерапии, сосание растительного масла, употребление чайного гриба, яблочного уксуса и т.д. 100ит ли повторять, что универсальной системы оздоровления в природе не существуют, а все эзотерические книги, с позиции нашей Русской Православной Церкви вредны для души людской.
Может ли верно настроенная духовная жизнь посодействовать совладать с психосоматикой?
Безусловно! Результаты могут превзойти все ожидания. Иногда один исповеданный грех разрушает целую цепь болезненных состояний.
Нет ничего выше и лучше индивидуального осознанного пути совершенствования и воспитания, стремления к святости. Как подчеркивает афонский 100рец Порфирий Кавсокаливит, заболевания, в частности душевные, излечиваются, , взамен эгоистического. (Цветослов советов, Святая Гора Афон, 2014 г. стр. 526). Полезны и следующие советы старца: (стр. 524. Там же). Обычно к болезням относятся как к боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шому несчастью. Но это не совершенно правильная позиция. Святые отцы говорили, что болезнь – это Божье посещение. И мы не можем точно знать, что полезнее для нас болезнь – либо здоровье. Многие люди совершали великие поступки и открытия именно, а иногда и благодаря болезни. И говоря о психосоматическом заболевании, полезнее, если это возможно, начинать лечение с терапии души, а не тела.
Из докторской практики
Одна пациентка страдала заболеванием с нарушением функций опоры и движения. Она передвигалась само100ятельно, с помощью трости. Супруг неоднократно возил её в 100лицу для консультаций и лечения у именитых врачей. Однако в процессе психотерапевтической работы открылась истинная причина заболевания, которая крылась в нередких изменах со 100роны супруга и неосознанном желании женщины удернажимать его рядом с собой. Опосля многочисленных бесед и индивидуальной работы пациентка постепенно избавилась от трости, и движения у нее вос100новились в полном объеме.
Но были и другие примеры, с наиболее грустным эпилогом. Ко мне однажды привели (точнее привезли на коляске) пациента, у которого в течение нескольких месяцев развилась непонятная слабость в области нижих конечностей. Дополнительные методы исследования не выявили какой-нибудь патологии, воследствие чего же его направили для консультации и лечения к психотерапевту, которая страстно убеждала пациента, что он здоровый человек, неосознанно симулирует по причине нежелания работать. Но в беседе с тем молодым человеком удалось выяснить, что заболевание не приносит никакой выгоды болящему, напротив, перечеркивает его много желанные планы на будущее. Я посоветовал опосля длительной беседы его родственникам показать боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного моему знакомому, 100рому и весьма опытному нейрохирургу. Консультация состоялась, и нейрохирург клинически заподозрил наличие опухоли в позвоночнике. Его диагноз вскоре подтвердился и инструментальными методами диагностики. Боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ной в последствии был прооперирован в Германии, но, к сожалению, так и не сумел боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше ходить. Месяц занятий с психотерапевтом был безвозворотно упущенным временем, и не принес никакой пользы нездоровому.
________
Я желал бы пожелать читателям благословения Божьего на все добрые и спасительные дела; чтобы не смущались никаких жизненных обстоятельств, не уходили в болезнь, да и не пренебрегали помощью врачей: вначале Небесного, а позже и земного! Чтобы боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше изучали историю и культуру нашего Отечества, искали путей святости и учились молиться; 100ронились пороков и боролись с матерной бранью и неряшеством.