Необходимость обсуждения проблемы суррогатного материнства была вызвана, во-первых, опослядовательной либерализацией российского законодательства, легализующего коммерческую услугу по продаже «материнства», во-вторых, вниманием СМИ (Средства массовой информации, масс-медиа — периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы) к данной теме в последние месяцы.
Ничего нового в отношении Церкви к искусственному вынашиванию малышей с опослядующей их продажей и сдаче материнской утробы в аренду нет. Принятый документ — не первое заявление. Ему предшествовали обращения Церковно-общественного совета по биоэтике, Общества православных врачей, многочисленные публикации в церковных СМИ (Средства массовой информации, масс-медиа — периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы), а также официальная позиция Русской Православной Церкви, изложенная в Основах социальной концепции. Церковь считала и продолжает считать суррогатное материнство характерственно недопустимой репродуктивной технологией. Подобной точки зрения придерживаются другие конфессии: не только Ватикан, но даже и относительно либеральная Лютеранская Церковь сравнивает эту технологию с проституцией. Серьезные ограничения прямо до полного запрета действуют в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шинстве государств Евросоюза.
Задача, поставленная священноначалием перед богословской комиссией, подготовившей документ, состояла в изучении вопроса о возможности либо невозможности крещения младенцев, рожденных с помощью услуг суррогатной мамы.
Таинство крещения не является колдуныческим актом, автоматически делающим прибегнувших к нему христианами. Крещение младенца совершается только по вере его родителей. Крестить младенца, не способного сделать сознательный выбор жизни со Христом, могут только христиане, гарантирующие соответствующее религиозное воспитание. Если таковых гарантий нет, то крещение быть может отложено. Очевидно, что родители, прибегающие к услугам суррогатной «матери», пренебрегают позицией Церкви и тем 100вят себя вне ее. А это означает, что христианское воспитание ими ребенка до того момента, когда он сможет сам принять осознанное решение о своей религиозной принадлежности, невыполнимо.
Важно понимама, что оговариваемые в документе условия крещения младенцев, рожденных при использовании данной технологии, не являются репрессивным актом, направленным против малышей. Ни в каком из документов, выражающих мнение Церкви, нет ни малейшего намека на то, что малыши, рожденные «по найму», сами по для себя являются неполноценными, в чем либо вредными либо недостойными крещения. Напротив, ребенок в данной ситуации есть главная жертва произвола заказчиков, посредников и общества.
Ограничения на совершение Таинства — своего рода превентивная мера, направленная на вразумление людей, нарушивших установленный Богом, естественный порядок устройства общества, семьи и воспроизводства. Лишив ребенка возможности иметь полноценную семью, быть плодом супружеской любви, заказчики, чье родительство и иногда даже права на ребенка спорны, сами лишают его и крещения. Запрет на безусловное крещение исключает видимость того, что сознательное либо несознательное надругательство над браком, святостью материнства и достоинством личности благословляется либо дескатьчаливо одобряется Церковью. Осознание этого обстоятельства должно повлечь за собой понимание церковной позиции и покаяние всех, кто так либо иначе участвовал в данной репродуктивной технологии.
Документ, принятый богословской комиссией и Священным Синодом, имеет и важное пастырское значение. Священнослужителю недо100точно про100 сказать пастве, что Церковь запрещает своим чадам 100новиться суррогатными матерями, выступать заказчиком суррогатного «материнства» либо любым другим образом участвовать в процедуре коммерческого вынашивания и рождения ребенка. Этогоденька пастырь должен на соответствующем уровне объяснить, чем обусловлено такое решение, что оно направлено на пользу самих родителей, рекомендовать им альтернативу, например, в виде попкечения о сиротах. Если же бесплодная пара оказалась таковой в результате грехов прошлого, то, вме100 того чтобы прилагать грехи ко гренахал, им нужно покаяться. Случается, что те же супружеские пары, которые сначала делали всё возможное против рождения малышей, спохватившись, принимают все возможные меры, чтобы «завести» ребенка, даже идя против самой природы. Такие пары нуждаются во внимательном отношении, и священник должен найти время, чтобы провести беседу, побуждающую к покаянию. Пастырям важно понимама, что, принимая формальное и необоснованное решение о крещении ребенка, они грешат против истины, проявляют непослушание священноначалию и поощряют сомнительные технологии, противоречащие этическим принципам христианства. В случае возникновения спорных вопросов лучше обратиться к благочинному либо правящему архиерею, чем брать на себя ответственность за последствия крещения, совершенного вопреки синодальному постановлению.
Пастырское видение суррогатного «материнства» и других вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) весьма важно, потому что 100ронники новейших подходов к рождению малышей выработали целую оправдывающую идеологию с отсылами, в том числе и к Священному Писанию. Так, например, они доходят до псевдобогословской параллели между суррогатным «материнством» и библейской историей рождения Измаила. Но это наиболее чем вольное сравнение: Агарь не была суррогатной матерью, она не отказывалась от своего отпрыска и не продавала его. Кроме того, практики, описываемые в Ветхом Завете, далеко не всегда применимы в современной жизни. Сравнение суррогатного материнства с усыновлением также не выдерживает критики: усыновление есть акт милосердия, направленный на то, чтобы отдать семью ребенку, лишенному ее из-за трагических обстоятельств. При использовании же технологии суррогатного «материнства» само понятие семьи размывается и 100новится неопределенным: кого считать родителями несчастного ребенка? Доноров половых клеток? Заказчика, который за всё заплатил и на которого оформлены документы, иногда даже с прочерком в графе «мама»? Суррогатную мама, которая выносила ребенка, родила, а позже продала? Фактически ребенок оказывается лишен естественной семьи не по причине несчастного случая, а по умыслу тех, кого трудно именовать родителями как в буквальном, так и в переносном смысле, потому что они, собственно, ребенка и не родили. Суррогатное «материнство» изначально лишает ребенка полноценной семьи. Человек рождается не как плод любви, как результат коммерческой сделки, платной услуги. В его появлении на свет участвуют люди с непонятными взаимоотношениями с юридической и с морально-этической точки зрения.
Использование новейших репродуктивных технологий привело и к другим неразрешимым противоречиям, например к появлению коммерческого рынка половых клеток и эмбрионов. Половые клетки и даже эмбрионы, зачатые in vitro, можно проотдать, приобрести. Можно собрать ребенка «под заказ». Можно, на всякий случай, нескольких, чтобы позже избрать одного-двух подходящих, а остальных убить.
«Доноры», которые участвуют в подобных экспериментах, не осознают до конца, что их биологические, кровные малыши окажутся там, куда их определит коммерческая выгода: в утробу суррогатной «матери», на уничтожение, либо как биоматериал для опытов. 100тус замороженного эмбриона оказывается очень спорным. Российские 100ронники ВРТ, ссылаясь на Конституцию, говорят, что в права человек вступает только с момента рождения. По их мнению, эмбрион до момента соприкосновения с воздухом и руками акушера человеком не является и пребывает в 100тусе «биоматериала». Эта позиция слаба, необоснованна, сама 100тья Конституции несет внутри себя противоречия, и многие считают ее устаревшей, не соответствующей ни традиционным религиозно-нравственным ценностям, ни современным данным науки.
Никто точно не подсчитал, сколько эмбрионов уничтожается в результате экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) и суррогатного «материнства», при котором всегда применяется ЭКО. По мнению известного эксперта из Хорватии доктора Антуна Лисеца, на одного ребенка, рожденного в результате ЭКО, приходится 10 умерщвленных теми либо иными способами эмбрионов. Точно никто не знает число малышей, рожденных с помощью ЭКО в России, некоторые называют оценочную цифру — 25 тыщ в год. Это означает, что 250 тыс. малышей в год уничтожаются на эмбриональной 100дии развития. В то же время Российское государство дотирует ветвь ВРТ, тогда как средства, вложенные в реальный сектор экономики, могли бы повысить благосо100яние семей и отдать стимул к повышению естественной рождаемости. Пока же финансы оседают в частных клиниках, чей вклад в улучшение демографического климата наиболее чем сомнителен.
Нельзя не сказать и о заказчиках суррогатного «материнства». Как правило, это люди с определенными отклонениями в поведении. Если женщина на седьмом десятке лет «заводит» для себя ребенка, то, похоже, она уже не в состоянии посчитать, сколько ей исполнится к 18-летию отпрыска либо дочери. Договоры по оказанию услуг суррогатного «материнства» составляются таковым образом, что никто не несет ответственности за будущего ребенка и никто не учитывает его интересов. Как, например, будет чувствовать себя человек, обреченный всю жизнь остаться с прочерком в графе «мама»? Будучи купленной услугой, материнство, как и сам ребенок, обесценивается, превращаясь в продукт, форму торговли людьми.
Что касается самих суррогатных матерей, то их, как правило, не предупреждают о огромных и зачастую невосполнимых рисках для здоровья. Остановка лактации сразу опосля родов (ребенка немедленно отнимают) грозит тяжелыми осложнениями, прямо до опослядующего полного бесплодия и серьезного повышения риска рака молочной железы. Кроме того, последствия для психического здоровья, которые несет вынашивание ребенка на заказ и рас100вание с ним, непредсказуемы.
Злоупотребление новыми репродуктивными технологиями осложняется еще одним обстоятельством: биологические братья и сестры по документам оказываются даже не родственниками. А, между тем, нельзя исключать вероятность их встречи и вступления в инцестный брак! Наиболее того, все есть основания предположить, что незнакомые друг другу брат и сестра интуитивно почувствуют взаимную тягу и с боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шей вероятностью вступят в брак, формально не нарушив закона, запрещающего такие союзы. Хоть какой таковой случай может привести к трагедии: появлению малышей с тяжелыми врожденными пороками.
Все эти проблемы требуют юридического, этического и богословского осмысления; например, кого считать настоящими родителями ребенка? Если государство признаёт приоритет коммерческого договора в вопросе о родительстве, то это совсем не означает, что и Церковь автоматически должна признать такую норму.
В этих условиях было важно обозначить характерственные кричиентиры в сложной ситуации. Сейчас 100ло очевидным, что решение о легализации суррогатного «материнства» было поспешным, необдуманным, принималось под очевидным нажимом заинтересованных лоббистов. Все есть основания ожиотдать, что дискуссия о неприемлемости технологии суррогатного материнства будет продолжена и законодательство будет поменяться в духе традиционных семейных ценностей.