Проект документа «Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма»

Оглав­ле­ние

  • I. Отно­ше­ние Церк­ви к трез­во­сти и пьянству
  • II. Фор­мы и мето­ды дея­тель­но­сти по утвер­жде­нию трезвости
  • III. Коор­ди­на­ция цер­ков­ной дея­тель­но­сти по утвер­жде­нию трезвости
  • IV. Вза­и­мо­дей­ствие Церк­ви, госу­дар­ства и обще­ства в утвер­жде­нии трезвости
  • V. Сотруд­ни­че­ство со сред­ства­ми мас­со­вой инфы

Одной из глав­ных угроз здо­ро­вью и самой жиз­ни наро­дов госу­дарств, состав­ля­ю­щих кано­ни­че­скую тер­ри­то­рию Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, явля­ет­ся зло­упо­треб­ле­ние алко­го­лем. В свя­зи с сиим долг Церк­ви — воз­рож­отдать в обще­ствен­ном созна­нии отно­ше­ние к трез­во­сти как характер­ствен­ной цен­но­сти. Хри­сти­ане при всем этом при­зы­ва­ют­ся быть при­ме­ром трез­вой жизни.

^ I. Отношение Церкви к трезвости и пьянству

В Биб­лии содер­жат­ся как поло­жи­тель­ные выска­зы­ва­ния о упо­треб­ле­нии вина (см. Втор. 7:13; 11:14; Еккл. 10:19), так и стро­гие пре­ду­пре­жде­ния от зло­упо­треб­ле­ния им (см. Ис. 5:22). Неко­то­рым кате­го­ри­ям лиц в Свя­щен­ном Писа­нии упо­треб­ле­ние вина и совсем запре­ща­лось: к при­ме­ру, свя­щен­ни­кам при испол­не­нии бого­слу­жеб­ных обя­зан­но­стей (см. Лев. 10:8–11).

В Новеньком Заве­те с вином свя­за­но пер­вое волшебство, явлен­ное Гос­по­дом в Кане Гали­лей­ской. Вино явля­лось частью послед­ней тра­пезы Спа­си­те­ля с уче­ни­ка­ми и 100­ло веще­ством Таин­ства Евха­ри­стии. В посла­ни­ях апо­100­лов ука­зы­ва­ет­ся как на лечеб­ные собственный­ства вина (см. 1 Тим. 5:23), так и на пагуб­ность зло­упо­треб­ле­ния им (см. Еф. 5:18; 1 Кор. 6:10).

Зако­но­да­тель­ная тра­ди­ция Церк­ви зна­ет кано­ны, стро­го осуж­да­ю­щие гну­ше­ние вином «не ради подви­га воз­дер­жа­ния» (см. пра­ви­ла свя­тых апо­100­лов 51 и 53), но так­же запре­ща­ю­щие зло­упо­треб­ле­ние спирт­ны­ми напит­ка­ми (см. пра­ви­ла свя­тых апо­100­лов 42 и 43).

Когда в сере­дине XIX века в Рос­сии воз­ник­ло трез­вен­ное дви­же­ние, Свя­тей­ший Синод в 1859 году сво­им ука­зом бла­го­сло­вил свя­щен­но­слу­жи­те­лям «{живым} при­ме­ром соб­ствен­ной жиз­ни и частым про­по­ве­до­ва­ни­ем в Церк­ви Божи­ей о поль­зе воз­дер­жа­ния содей­ство­вать воз­ник­шей в неко­то­рых город­ских и сель­ских сосло­ви­ях реши­мо­сти воз­дер­жи­вать­ся от упо­треб­ле­ния вина». Цер­ковь бла­го­слов­ля­ла при­ня­тие обе­тов трез­во­сти, под­дер­жи­ва­ла созда­ние обществ трезвости.

Этого­денька опьянен­ство явля­ет­ся одной из при­чин пре­ступ­но­сти и дру­гих поро­ков, пагуб­ных болез­ней, кри­зи­са семьи, сни­же­ния уров­ня характер­ствен­но­сти и куль­ту­ры, утра­ты ува­же­ния к тру­ду. Цер­ковь обес­по­ко­е­на сло­живой­шей­ся ситу­а­ци­ей, счи­тая опьянен­ство без­услов­ным злом, а рас­про­стра­нен­ное мне­ние о том, что систе­ма­ти­че­ское упо­треб­ле­ние алко­го­ля не при­но­сит вре­да здо­ро­вью — пре­пят­стви­ем для про­фи­лак­ти­ки алко­го­ли­за­ции. Про­све­ти­тель­ская рабо­та в этом направ­ле­нии долж­на стать осно­вой утвер­жде­ния трез­во­сти в обществе.

^ II. Формы и способы деятельности по утверждению трезвости

Утвер­жде­ние трез­во­сти как вид соци­аль­но­го слу­же­ния Церк­ви вклю­ча­ет в себя про­фи­лак­ти­ку алко­го­лиз­ма, а так­же реа­би­ли­та­цию и реадап­та­цию лиц, стра­да­ю­щих алко­голь­ной зави­си­мо­стью. Про­фи­лак­ти­ка алко­го­лиз­ма как спо­соб утвер­жде­ния трез­во­сти ведет­ся по трем фронтам.

Пер­вое име­ет целью утвер­жде­ние иде­а­ла трез­во­сти и трез­во­го обра­за жиз­ни в совре­мен­ном обще­стве, осо­бен­но в семье, где про­ис­хо­дит фор­ми­ро­ва­ние личности.

Брат­ства, обще­ства, общи­ны трез­во­сти и другие цер­ков­ные орга­ни­за­ции спо­соб­ству­ют воз­рож­де­нию тра­ди­ци­он­ных семей­ных отно­ше­ний и духов­но-нрав­ствен­ных цен­но­стей, осу­ществ­ля­ют про­све­ти­тель­скую дея­тель­ность, ведут про­фи­лак­ти­ку алко­го­лиз­ма, фор­ми­руя поло­жи­тель­ное отно­ше­ние к трез­во­сти как обще­ствен­ной цен­но­сти, участ­ву­ют в созда­нии трез­вой моло­деж­ной куль­ту­ры, ока­зы­ва­ют воз­дей­ствие лич­ным при­ме­ром, в том чис­ле орга­ни­зуя «деньки трез­во­сти» и созда­вая «тер­ри­то­рии трезвости».

Вто­рое охва­ты­ва­ет рабо­ту с лица­ми, систе­ма­ти­че­ски упо­треб­ля­ю­щи­ми алко­голь, и вклю­ча­ет в себя про­све­ще­ние этих лиц, фор­ми­ро­ва­ние у их моти­ва­ции для обра­ще­ния к спе­ци­а­ли­сту, ока­за­ние им соци­аль­ной и пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи, в том чис­ле в фор­ме инди­ви­ду­аль­ных и семей­ных кон­суль­та­ций, вовле­че­ние в общин­ную жизнь, дея­тель­ность обще­ствен­ных объ­еди­не­ний, клу­бов (спор­тив­ных, воен­но-пат­ри­о­ти­че­ских и тому схожих).

Тре­тье под­ра­зу­ме­ва­ет соци­аль­ную, тру­до­вую, пси­хо­ло­ги­че­скую, меди­цин­скую, семей­ную реа­би­ли­та­цию лиц, стра­да­ю­щих алко­го­лиз­мом, созда­ние домов тру­до­лю­бия и цен­тров реа­би­ли­та­ции, групп само- и вза­и­мо­по­мо­щи, семей­ных клу­бов трез­во­сти, инди­ви­ду­аль­ное кон­суль­ти­ро­ва­ние лиц, стра­да­ю­щих алко­го­лиз­мом и их род­ствен­ни­ков, кур­сы и шко­лы по избав­ле­нию от алко­голь­ной зависимости.

В каж­дом из этих направ­ле­ний при­ме­ня­ют­ся свои духов­ные, меди­цин­ские, пси­хо­ло­ги­че­ские и соци­аль­ные мето­ды рабо­ты. При всем этом наи­боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­шая эффек­тив­ность дости­га­ет­ся при их разум­ном сочетании.

Осо­бо необ­хо­ди­мо отме­тить сле­ду­ю­щие фор­мы и мето­ды реа­би­ли­та­ци­он­ной дея­тель­но­сти, нередко при­ме­ня­е­мые пра­во­слав­ны­ми орга­ни­за­ци­я­ми и дока­зав­шие свою эффективность.

1. Обе­ты трез­во­сти (заро­ки). Для укреп­ле­ния в борь­бе со стра­стью люди могут давать обет трез­во­сти. Обет дает­ся чело­ве­ком с бла­го­сло­ве­ния духов­ни­ка и в надеж­де на бла­го­дат­ную помощь Божию. Обе­ты трез­во­сти дают­ся как сами­ми страж­ду­щи­ми, так и их род­ствен­ни­ка­ми и людь­ми, зани­ма­ю­щи­ми­ся про­фи­лак­ти­кой алкоголизма.

2. Инди­ви­ду­аль­ные кон­суль­та­ции для страж­ду­щих и их род­ствен­ни­ков. Кон­суль­та­ции про­во­дят­ся свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми, спе­ци­а­ли­100­ми либо доб­ро­воль­ца­ми, обла­да­ю­щи­ми тео­ре­ти­че­ски­ми и прак­ти­че­ски­ми зна­ни­я­ми о спо­со­бах пре­одо­ле­ния алкоголизма.

3. Груп­по­вые бесе­ды со страж­ду­щи­ми и их родственниками.Такового рода заня­тия име­ют сво­ей целью фор­ми­ро­ва­ние и закреп­ле­ние стрем­ле­ния к трез­вой жизни.

4. Кур­сы либо шко­лы по избав­ле­нию от алко­голь­ной зави­си­мо­сти. Цикл заня­тий, кото­рый про­во­дит­ся в виде кур­са лек­ций либо 7­на­ров, име­ет сво­ей целью фор­ми­ро­ва­ние и закреп­ле­ние моти­ва­ции к трез­вой жиз­ни и явля­ет­ся частью про­цес­са реабилитации.

5. Груп­пы само- и вза­и­мо­по­мо­щи, адап­та­ции к трез­вой жиз­ни. Груп­пы само­по­мо­щи пред­став­ля­ют собой орга­ни­за­ции людей, стра­да­ю­щих алко­голь­ной зави­си­мо­стью и/либо их близ­ких, сотворен­ные с целью избав­ле­ния от неду­га опьянен­ства под­вер­жен­ных ему людей.

6. Реа­би­ли­та­ци­он­ные цен­тры — цер­ков­ные и цер­ков­но-обще­ствен­ные учре­жде­ния, в кото­рых ока­зы­ва­ет­ся помощь в пре­одо­ле­нии зави­си­мо­сти и вос­100­нов­ле­нии соци­аль­ных навы­ков. Реа­би­ли­та­ция пред­по­ла­га­ет изме­не­ния, затра­ги­ва­ю­щие отно­ше­ние чело­ве­ка к соб­ствен­но­му здо­ро­вью и пси­хо­ло­ги­че­ско­му состо­я­нию, к тру­ду, к полу­че­нию обра­зо­ва­ния, к близ­ким людям и обще­ству, к характер­ствен­ным и рели­ги­оз­ным ценностям.

Важ­ной частью реа­би­ли­та­ции лиц, стра­да­ю­щих алко­голь­ной зави­си­мо­стью, явля­ет­ся помощь их близ­ким, для кото­рых про­во­дят­ся инди­ви­ду­аль­ные кон­суль­та­ции, груп­по­вая рабо­та и бесе­ды свя­щен­но­слу­жи­те­лей и пси­хо­ло­гов. Реа­би­ли­та­ция быть может как 100­ци­о­нар­ной, так и амбу­ла­тор­ной и про­во­дить­ся в при­ход­ских общи­нах, мона­сты­рях и в дру­гих местах.

^ III. Регулирование церковной деятельности по утверждению трезвости

Цер­ков­ная дея­тель­ность по утвер­жде­нию трез­во­сти осу­ществ­ля­ет­ся на сле­ду­ю­щих уровнях.

1. Обще­цер­ков­ный уро­вень. На этом уровне коор­ди­на­цию дея­тель­но­сти по утвер­жде­нию трез­во­сти и про­фи­лак­ти­ке алко­го­лиз­ма осу­ществ­ля­ет Сино­даль­ный отдел по цер­ков­ной бла­го­тво­ри­тель­но­сти и соци­аль­но­му слу­же­нию. В зада­чи Отде­ла заходит:

  • раз­ра­бот­ка и коор­ди­на­ция обще­цер­ков­ных про­гр по утвер­жде­нию трез­во­сти и ока­за­нию помо­щи лиц, стра­да­ю­щих алко­голь­ной зави­си­мо­стью, и их родственникам;
  • под­го­тов­ка мето­ди­че­ских мате­ри­а­лов и рас­про­стра­не­ние их в епархиях;
  • орга­ни­за­ция регу­ляр­ных обу­ча­ю­щих 7­на­ров для долж­ност­ных лиц и добровольцев;
  • раз­ра­бот­ка сов­мест­но с Учеб­ным коми­те­том кур­сов для учеб­ных заве­де­ний Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви по под­го­тов­ке спе­ци­а­ли­стов в сфе­ре орга­ни­за­ции и осу­ществ­ле­ния дея­тель­но­сти по утвер­жде­нию трезвости;
  • созда­ние во вза­и­мо­дей­ствии с Сино­даль­ным отде­лом рели­ги­оз­но­го обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции мето­дик и учеб­ных посо­бий для про­ве­де­ния в пра­во­слав­ных учеб­ных заве­де­ни­ях и вос­крес­ных шко­лах заня­тий, наце­лен­ных на вос­пи­та­ние пра­виль­но­го отно­ше­ния к трез­вой жизни;
  • обмен опы­том с зару­беж­ны­ми бла­го­тво­ри­тель­ны­ми орга­ни­за­ци­я­ми, в том чис­ле волон­тер­ски­ми, в сотруд­ни­че­стве с Отде­лом внеш­их цер­ков­ных связей;
  • созда­ние обще­цер­ков­но­го объ­еди­не­ния пра­во­слав­ных обществ трезвости.

2. Епар­хи­аль­ный уро­вень. Епар­хи­аль­ные архи­ереи опре­де­ля­ют направ­ле­ния и при­о­ри­те­ты дея­тель­но­сти по утвер­жде­нию трез­во­сти и про­фи­лак­ти­ке алко­го­лиз­ма в зави­си­мо­сти от име­ю­щих­ся потреб­но­стей и сло­живой­шей­ся прак­ти­ки. Они так­же по пред­став­ле­нию коор­ди­на­то­ров и бла­го­чин­ных опре­де­ля­ют меру уча­стия при­хо­дов в дан­ной дея­тель­но­сти, исхо­дя из их пространство­по­ло­же­ния, если­че­ства при­хо­жан и мате­ри­аль­но­го достат­ка. В епар­хи­ях могут быть созда­ны под­раз­де­ле­ния по утвер­жде­нию трез­во­сти и про­фи­лак­ти­ке алко­го­лиз­ма. В их зада­чи заходит:

  • рас­про­стра­не­ние мето­ди­че­ских и инфор­ма­ци­он­ных мате­ри­а­лов, под­го­тов­лен­ных либо одоб­рен­ных спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ны­ми цер­ков­ны­ми учре­жде­ни­я­ми и пред­на­зна­чен­ных для обу­че­ния раз­лич­ным видам дея­тель­но­сти по утвер­жде­нию трезвости;
  • про­ве­де­ние обу­ча­ю­щих 7­на­ров, а так­же кур­сов под­го­тов­ки цер­ков­ных спе­ци­а­ли­стов по орга­ни­за­ции рабо­ты в обла­сти утвер­жде­ния трезвости;
  • при­вле­че­ние кли­ри­ков, мирян и уча­щих­ся духов­ных учеб­ных заве­де­ний к прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти по про­фи­лак­ти­ке алкоголизма;
  • созда­ние в епар­хи­ях объ­еди­не­ний мирян — спе­ци­а­ли­стов в данной обла­сти: вра­чей, пси­хо­ло­гов, педа­го­гов, соци­аль­ных работников;
  • помощь в укреп­ле­нии мате­ри­аль­ной базы епар­хи­аль­ных, при­ход­ских и мона­стыр­ских про­гр в обла­сти утвер­жде­ния трез­во­сти, в том чис­ле через про­ве­де­ние епар­хи­аль­ных целе­вых денеж­ных сборов;
  • коор­ди­на­ция дея­тель­но­сти при­ход­ских братств, обществ и общин трезвости;
  • созда­ние при соот­вет­ству­ю­щем епар­хи­аль­ном отде­ле теле­фон­ной спра­воч­но-кон­суль­та­ци­он­ной служ­бы по вопро­сам помо­щи страж­ду­щим и их близким.

3. Бла­го­чин­ни­че­ский уро­вень. Общая орга­ни­за­ция, коор­ди­на­ция и кон­троль за дея­тель­но­стью по утвер­жде­нию трез­во­сти на уровне бла­го­чи­ния, а так­же орга­ни­за­ция меж­при­ход­ско­го вза­и­мо­дей­ствия в дан­ной обла­сти нахо­дит­ся в ком­пе­тен­ции бла­го­чин­но­го. Непо­сред­ствен­ное испол­не­ние этих задач быть может пору­че­но помощ­ни­ку благочинного.

4. При­ход­ской уро­вень. На при­ход­ском уровне орга­ни­за­ция, коор­ди­на­ция и кон­троль за дея­тель­но­стью по утвер­жде­нию трез­во­сти нахо­дят­ся в ком­пе­тен­ции насто­я­те­ля. Непо­сред­ствен­ное адми­ни­стри­ро­ва­ние и выпол­не­ние данной рабо­ты быть может воз­ло­же­но на штат­но­го при­ход­ско­го соци­аль­но­го работ­ни­ка, дру­гих спе­ци­а­ли­стов либо доб­ро­воль­ных помощ­ни­ков. Дея­тель­ность при­хо­да по утвер­жде­нию трез­во­сти вклю­ча­ет в себя сле­ду­ю­щие направления:

  • созда­ние при при­хо­дах братств, обществ, общин трез­во­сти, инфор­ма­ци­он­ных и кон­суль­та­ци­он­ных цен­тров, горя­чей теле­фон­ной полосы, домов тру­до­лю­бия, реа­би­ли­та­ци­он­ных цен­тров, клу­бов и школ трез­во­сти, групп само- и вза­и­мо­по­мо­щи, адап­та­ции к трез­вой жиз­ни, а так­же реа­ли­за­цию других форм работы;
  • осу­ществ­ле­ние про­фи­лак­ти­че­ских и реа­би­ли­та­ци­он­ных про­гр с уча­сти­ем свя­щен­но­слу­жи­те­лей, спе­ци­а­ли­стов и доб­ро­воль­ных помощников;
  • фор­ми­ро­ва­ние групп доб­ро­воль­цев и при­вле­че­ние спе­ци­а­ли­стов, гото­вых и спо­соб­ных участ­во­вать в дея­тель­но­сти по утвер­жде­нию трезвости;
  • орга­ни­за­цию обу­че­ния добровольцев;
  • сотруд­ни­че­ство с госу­дар­ствен­ны­ми и обще­ствен­ны­ми орга­ни­за­ци­я­ми, осу­ществ­ля­ю­щи­ми анти­ал­ко­голь­ную дея­тель­ность в рам­ках сов­мест­ных проектов;
  • сбор средств как внут­ри при­хо­да, так и вне его для финан­си­ро­ва­ния соци­аль­ных при­ход­ских про­гр в обла­сти про­фи­лак­ти­ки алкоголизма;
  • про­све­ще­ние малышей и моло­де­жи прихода;
  • вза­и­мо­дей­ствие с обра­зо­ва­тель­ны­ми, соци­аль­ны­ми и меди­цин­ски­ми учреждениями.

5. Мона­сты­ри издрев­ле явля­лись цен­тра­ми аске­ти­че­ско­го подви­га и молит­вы, участ­во­ва­ли в делах мило­сер­дия и бла­го­тво­ри­тель­но­сти. И в наши деньки тыся­чи стра­да­ю­щих алко­го­лиз­мом людей обра­ща­ют­ся сюда за помо­щью. Нередко имен­но в мона­сты­рях эти люди нахо­дят для себя вре­мен­ный либо посто­ян­ный при­ют. Мона­сты­ри могут участ­во­вать в дея­тель­но­сти по утвер­жде­нию трез­во­сти в тех же фор­мах, что и при­хо­ды, с уче­том осо­бен­но­стей жиз­ни обителей.

^ IV. Взаимодействие Церкви, страны и общества в утверждении трезвости

Утвер­ждая трез­вость в обще­стве, необ­хо­ди­мо учи­ты­вать исто­ри­че­ский опыт вза­и­мо­дей­ствия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и Рос­сий­ско­го госу­дар­ства. Ком­плекс­ная систе­ма вос­пи­та­ния наро­да в духе трез­во­сти была выстро­е­на сов­мест­ны­ми уси­ли­я­ми Церк­ви и госу­дар­ства еще в кон­це XIX века. В насто­я­щее вре­мя сотруд­ни­че­ство госу­дар­ства и Церк­ви в утвер­жде­нии трез­во­сти и в про­фи­лак­ти­ке алко­го­лиз­ма необ­хо­ди­мо воз­рож­отдать на обще­на­ци­о­наль­ном, реги­о­наль­ном и мест­ном уровнях.

Сора­бот­ни­че­ство Церк­ви и госу­дар­ства может осу­ществ­лять­ся в сле­ду­ю­щих видах деятельности:

  • в раз­ра­бот­ке и реа­ли­за­ции обра­зо­ва­тель­ных, про­све­ти­тель­ских и куль­тур­ных про­гр, направ­лен­ных на утвер­жде­ние трез­во­сти, в том чис­ле через твор­че­ство и сред­ства мас­со­вой инфы;
  • в соци­аль­ной реа­би­ли­та­ции лиц, стра­да­ю­щих алко­голь­ной зависимостью;
  • в зако­но­твор­че­ской дея­тель­но­сти в обла­сти утвер­жде­ния трезвости;
  • в обще­ствен­ном кон­тро­ле за соблю­де­ни­ем анти­ал­ко­голь­но­го зако­но­да­тель­ства и за реа­ли­за­ци­ей мер, направ­лен­ных на огра­ни­че­ние доступ­но­сти алкоголя.

Цер­ковь счи­та­ет необ­хо­ди­мым вза­и­мо­дей­ствие с обще­ствен­ны­ми объ­еди­не­ни­я­ми и отдель­ны­ми энту­зи­а­100­ми в обла­сти про­фи­лак­ти­ки алко­го­лиз­ма, реа­би­ли­та­ции и реадап­та­ции лиц, стра­да­ю­щих алко­голь­ной зави­си­мо­стью, в том чис­ле методом созда­ния цер­ков­ных обще­ствен­ных орга­ни­за­ций. При всем этом сотруд­ни­че­ство воз­мож­но толь­ко с теми орга­ни­за­ци­я­ми и дви­же­ни­я­ми, дея­тель­ность кото­рых не про­ти­во­ре­чит веро­уче­нию Пра­во­слав­ной Церк­ви и дей­ству­ю­ще­му законодательству.

^ V. Сотрудничество со средствами массовой инфы

В целях утвер­жде­ния трез­во­сти и про­фи­лак­ти­ки алко­го­лиз­ма полез­ным явля­ет­ся сотруд­ни­че­ство цер­ков­ных струк­тур со сред­ства­ми мас­со­вой инфор­ма­ции. Сотруд­ни­че­ство Церк­ви со СМИ (Средства массовой информации, масс-медиа — периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы) в дан­ной сфе­ре может вклю­чать в себя:

  • раз­ра­бот­ку и про­ве­де­ние инфор­ма­ци­он­ных кам­па­ний, под­го­тов­ку печат­ных пуб­ли­ка­ций, радио- и теле­ма­те­ри­а­лов на тему утвер­жде­ния трезвости;
  • содей­ствие осве­ще­нию в СМИ (Средства массовой информации, масс-медиа — периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы) обще­цер­ков­ной и епар­хи­аль­ной дея­тель­но­сти по утвер­жде­нию трез­во­сти, орга­ни­за­ции соци­аль­ной рекламы;
  • раз­ме­ще­ние в сети Интер­нет (сай­ты, базы дан­ных, биб­лио­те­ки, соци­аль­ные сети, бло­ги, фору­мы и про­чее) мате­ри­а­лов, посвя­щен­ных утвер­жде­нию в обще­стве норм трезвости.
Уютный дом