Протоиерей Александр Балыбердин, клирик Успенского собора Трифонова монастыря г. Кирова (Вятки), член Межсоборного Присутствия Российской Православной Церкви, кандидат исторических наук:
facebook.com
Мы не можем не переживать за судьбы людей, потому что коронавирус — опасная болезнь, протекает тяжело, особенно у пожилых людей. А именно они, как правило, составляют боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шую часть наших прихожан.
Я бы обратил внимание, что состоялось заседание Синода, где было принято разумное и взвешенное решение о том, что нужно озаботиться состоянием санитарных норм на любом приходе. Это ни в коем случае не связано с лишением церковных таинств. Это значит нужно прибираться вовремя в храмах, дезинфицировать ручки входных дверей, пользоваться одноразовой посудой в трапезных храма, одноразовыми 100канчиками для запивки. Мы лицезреем много факторов риска, которые не связаны с таинством Евхаристии.
Нужно помнить, нагова нам дана не только для того, чтобы шапку носить, а мыслить. Есть элементарная культура человеческого общения, которая говорит о том, что если ты болен, то нужно идти в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ницу либо вызывать врача на дом, а не подставлять других людей, подвергать их опасности. Это касается всех случаев, а не только посещения храма. Касается не только коронавируса, да и хоть какой другой заболевания.
У нас почему-то люди при плохом самочувствии идут на работу и ещё гордятся сиим. В школу, садик отправляют малышей, когда те кашляют, чихают. Также и в храмы идут, когда болеют. Почему бы не задумамася: если чувствуете себя неважно, если есть подозрение на вирусное либо респираторное заболевание, не нужно искушать Бога, не нужно подвергать окружающих опасности. Лучше остаться дома. А если верующий желает причаститься в таком состоянии, нужно пригласить домой священника. Это не некое нововведение, известная практика, когда к боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ному приезжает батюшка. Священник приедет, исповедует, причастит. Не подвергать близких опасности – это уважение, любовь к ним.
Иеромонах Феодорит Сеньчуков, врач-реаниматолог:
facebook.com
Следует разделить возможность заражения в храме и возможность заражения через Причастие. В храме заразиться, естественно, можда и не только короновирусом, да и гриппом, и хоть какой другой воздушно-капельной инфекцией. Так же, как в храме может обвалиться потолок и поубивать либо покалечить людей. Другое дело — Причастие. В Чаше — Кровь (внутренняя среда организма, образованная жидкой соединительной тканью. Состоит из плазмы и форменных элементов: клеток лейкоцитов и постклеточных структур: эритроцитов и тромбоцитов) и Тело Хри100во. Мы в это верим, иначе Причастие бессмысленно. Но Бог не может нести зла, а болезнь в любом случае является злом, даже если Господь обращает её к вящей славе Своей (иначе не нужны могли быть врачи, которые, как сказано в Священном Писании, “от Бога” — Сир.38). Тут нередко возникает недопонимание — мы знаем, что Святые Дары сохраняют свои физические собственныйства. На основании этого многие предполагают, что они также могут являться переносчиком вируса. Но дело не в том — живёт вирус в Чаше либо нет. Он там полностью может оказаться. Но его злотворная способность (собственно возможность заранажимать) не реализуется. Возможно, что вирусы были и в раю, и никого не заражали. Причастие — это соединение Бога и человека, причём соединение благодатное и физическое, поэтому зла оно не приносит.
Протоиерей Андрей Ефанов, благочинный Родниковского окрестность, секретарь епархиального совета Кинешемской епархии, настоятель храма Воскресения Христова села Болотново:
facebook.com
Тело и Кровь (внутренняя среда организма, образованная жидкой соединительной тканью. Состоит из плазмы и форменных элементов: клеток лейкоцитов и постклеточных структур: эритроцитов и тромбоцитов) Господня, которым мы причащаемся, — святыня, побеждающая всё, и оставленная нам Господом. Вернее, святыня, которая каждый раз подаётся нам Господом для здоровья наших душ и телес.
И мы, православные христиане, верим в то, что инфекция через Причастие передаваться не может, потому что хлеб и вино на литургии таинственным, непостижимым для человека образом претворяются в Тело и Кровь (внутренняя среда организма, образованная жидкой соединительной тканью. Состоит из плазмы и форменных элементов: клеток лейкоцитов и постклеточных структур: эритроцитов и тромбоцитов) Господни, а в их никакая зараза и никакой вирус не могут жить.
Также следует помнить, что попкечение Бога о нас простирается даже до, казалось бы, мелочей: “Не 5 ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из их не забыта у Бога. А у вас и волосы на нагове все сочтены. Итак, не бойтесь: вы дороже многих малых птиц”(Лк. 12:6–7). Неисчислимо есличество случаев исцелений и даже прекращения эпидемий при обращении верующих к Богу, множество волшебствотворных икон, прежде всего Пресвятой Богородицы, помогали во времена “поветрий и моровых язв”.
За годы своего служения я много кого причащал, эти люди имели разные болезни, что не мешало мне потреблять Чашу. Но утверожидать, что собственныйства вина и хлеба, ставшие Телом и Кровью, совершенно лишены способности испортиться, я не стану.
Когда я приехал на первый собственный приход, мне пришлось принимама храм от священника, который был изгнан своей старостой.
История была весьма печальная и неправы были обе 100роны. Но так случилось, что священник не потрелупил Чашу опосля своей последней службы, и её содержимое на момент приёма мною прихода превратилось в комок плесени. Епископ благословил спалить то, что было в потире.
Когда я слышу и читаю критику тех мер, которые предписаны Синодом в связи с пандемией, я думаю о том, что, хотя христианину не нужно бояться заразиться от Причастия, да и придумывать себе то, чего же нет, тоже не стоит.
Например, что в храме можно запамятовать обо всех предо100рожностях. Да, Бог выпекается о каждом мгновении жизни человека. Да и разум человеку тоже даровал Бог. Как и чувство осторожности.
Нам не запрещено причащаться. Но даны рекомендации, как правильно поступать в период эпидемии. И прислушаться к мнению того, кого мы именуем Великим господином и папой, думаю, совершенно разумно.
В тех храмах, где я несу послушание настоятеля, введены меры безопасности. Закуплена одноразовая посуда, наиболее тщательно протираются иконы, помещения проветриваются. Но мы помним, что “если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж” (Пс 126:1), поэтому мы, предпринимая меры безопасности, всё своё упование возлагаем на Бога.
Иерей Святослав Шевченко, клирик Благовещенского кафедрального собора, председатель Комиссии по вопросцам семьи Благовещенской епархии:
facebook.com
Эпидемии, экономические кризисы и даже войны — это всё временные явления. А есть то, что приближает к вечности — это молитвы, богослужения и таинства, которые являются для православных христиан мероприятиями безотлагательного характера, подобные походу в поликлинику, лечению в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)нице. Верующие люди опытным методом знают, что опосля таинств многие получают исцеление души и тела. И для многих христиан это жизненно необходимые вещи.
Кстати, даже во время бубонной чумы, пришедшей в Россию в XIV веке, православные храмы не закрывались. Потому что вера для людей в таковых ситуациях является сильным мотивирующим фактором, прямо до укрепления иммунитета, поскольку медики знают, что многие болезни приходят из-за нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон)ных срывов и стрессов. Уже не говорю про укрепляющую силу церковных таинств.
И в те 100родавние времена, когда по стране ходили эпидемии оспы, дифтерии и брюшного тифа – Церковь никогда не пренебрегала санитарными мерами. Делается это и сейчас. Наиболее того, известно, что в Благовещенске в начале XX века во время эпидемии тифа, когда над домами реяли черные флаги, указывающие на заражение, опосля крестного хода с Албазинской иконой Божией Матери – болезнь локализовалась и сошла на нет. И православные благовещенцы веруют, что это произошло помощью выше.
А еще мы верим, что вся наша жизнь в руках Бога. Но также помним заповедь: на Бога надейся, а сам не плошай.
Протоиерей Владимир Новицкий, настоятель храма свт. Николая Мирликийского на севере Москвы, врач-психиатр:
severstolici.ru
Коронавирус не существует сам по для себя, всем управляет Господь! И если попускаются эпидемии и другие скорби, то, вероятно, цель одна – остановить распространяющееся безбожие, привести людей к покаянию. Поэтому и эпидемию коронавируса хорошо бы встретить с покаянной молитвой, постараться оставить греховные привычки. В Таинствах действует Господь, верим, что Он и сохранит от всякого заражения! Но чтобы не искушать Господа Бога нашего, следует принять некоторые меры в храме – например, лучше мыть посуду в трапезной, ввести одноразовые полотенца, запивать опосля Причастия из одноразовых стаканчиков.