Почему гомосексуалистами не рождаются

Отно­ше­ние к гомо­сек­су­а­лиз­му — одна из точек раз­ло­ма совре­мен­но­го обще­ства. Одни лицезреют в нем соци­аль­ную угро­зу. Дру­гие отча­ян­но борют­ся за рав­но­пра­вие мень­шинств, обви­няя пер­вых в гомо­фо­бии. Поче­му гомо­сек­су­а­ли­100­ми не рож­да­ют­ся и что такое гомо­сек­су­а­лизм с пси­хо­ло­ги­че­ской точ­ки зре­ния, объ­яс­ня­ет рек­тор Инсти­ту­та хри­сти­ан­ской пси­хо­ло­гии про­то­и­е­рей Андрей Лоргус.

— В неве­ру­ю­щем обще­стве отно­ше­ние к сиим людям меня­ет­ся: то что рань­ше счи­та­лось непри­ем­ле­мым, все боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ше при­ни­ма­ет­ся. Как может Цер­ковь реа­ги­ро­вать на эти изме­не­ния? И долж­на ли реагировать?

— Для хри­сти­а­ни­на гомо­сек­су­аль­ное пове­де­ние явля­ет­ся гре­хом и иска­же­ни­ем при­ро­ды чело­ве­ка. 2-ух мне­ний тут быть не может. Свя­щен­ное Писа­ние гово­рит нам о этом и в Вет­хом, и в Новеньком Заве­те, и сло­ва­ми апо­100­ла Пав­ла о том, что супруге­лож­ни­ки Цар­ства Божия не насле­ду­ют, если не пока­ют­ся. (1Кор.6.9–10). Думаю, наша Цер­ковь нико­гда не смо­жет и не долж­на изме­нить либо как-то смяг­чить цен­ност­но­го утвер­жде­ния о том, что гомо­сек­су­а­лизм явля­ет­ся тяж­ким грехом. 

Что каса­ет­ся кано­ни­че­ско­го цер­ков­но­го пра­ва, то оно может поменять­ся. Напри­мер, в Вет­хом Заве­те таковых людей поби­ва­ли кам­ня­ми. Сей­час, разу­ме­ет­ся, таковых мер нет. Да и совре­мен­ных чет­ких фор­му­ли­ро­вок, как имен­но сле­ду­ет огра­ни­чи­вать людей, кото­рые живут в этом гре­хе, тоже нет. 

— Но гей-акти­ви­сты и их 100­рон­ни­ки утвер­жда­ют, что гомо­сек­су­аль­ность – это врож­ден­ная лич­ност­ная осо­бен­ность. Если чело­век рож­да­ет­ся с таковой кричи­ен­та­ци­ей, зна­чит, она есте­ствен­на, гово­рят они. Нау­ка дей­стви­тель­но откры­ла ген гомо­сек­су­аль­но­сти? 

— В 1991 году аме­ри­кан­ский доктор Сай­мон Ле Вей иссле­до­вал 35 супруг­чин-гомо­сек­су­а­ли­стов, погиб­ших от СПИ­Да, и заявил, что отыскал в их гипо­та­ла­му­се неболь­шие изме­не­ния, кро­шеч­ный сгу­сток ней­ро­нов, кото­рый по его гипо­те­зе мог быть свя­зан с гомо­сек­су­аль­но­стью. Вто­рое «откры­тие» это­го рода было заяв­ле­но в 1993 г. Гене­тик Дин Нахал­мер, тоже аме­ри­ка­нец, обна­ру­жил в одной из хро­мо­сом уча­сток, как он пред­по­ло­жил, ответ­ствен­ный за супруг­скую гомо­сек­су­аль­ность. Вот на эти два фак­та как пра­ви­ло опи­ра­ют­ся те, кто желает дока­зать при­род­ное про­ис­хож­де­ние гомо­сек­су­а­лиз­ма. Это только гипо­те­за, никем и нико­гда не под­твер­жден­ная. Дале­ко не все гене­ти­ки и вра­чи ее раз­де­ля­ют, тем наиболее что вокруг нее весьма мно­го поли­ти­ки, ажи­о­та­жа и самых раз­ных спе­ку­ля­ций. Кста­ти, и Ле Вей, и Нахал­мер были гомо­сек­су­а­ли­100­ми. Тем не наименее, кор­рект­ность и объ­ек­тив­ность их иссле­до­ва­ний нико­гда не под­вер­га­лась сомне­нию, что {само по себе} гово­рит о том, насколь­ко слож­ная ситу­а­ция сло­жи­лась вокруг данной нам темы.

Но важ­но дру­гое. Гомо­сек­су­а­ли­100­ми не рож­да­ют­ся по той про­стой при­чине, что чело­век вооб­ще не рож­да­ет­ся с ощу­ще­ни­ем сво­е­го пола. Все мы рож­да­ем­ся супруг­чи­на­ми либо жен­щи­на­ми с био­ло­ги­че­ской, а для хри­сти­ан и с духов­ной точ­ки зре­ния. Но сек­су­аль­ная кричи­ен­та­ция у ребен­ка отсут­ству­ет. Да, у него есть при­зна­ки поло­во­го пове­де­ния, это факт. Но в пол­ном смыс­ле сло­ва ощу­тить себя как сек­су­аль­ное суще­ство чело­век может толь­ко в стар­шем под­рост­ко­вом воз­расте, а то и к 20 годам. Даже если мы при­зна­ем за факт, что суще­ству­ет некоторая гене­ти­че­ская пред­рас­по­ло­жен­ность к гомо­сек­су­а­лиз­му, она все рав­но не быть может реша­ю­щей, пото­му что сек­су­аль­ность чело­ве­ка скла­ды­ва­ет­ся в первую оче­редь за счет соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских фак­то­ров. Здесь име­ют зна­че­ние во-пер­вых, семей­но-родо­вая исто­рия (это самое важ­ное), во-вто­рых, лич­ная исто­рия само­го чело­ве­ка, и только потом — соци­аль­ное вли­я­ние и при­род­но-био­ло­ги­че­ская пред­рас­по­ло­жен­ность. Поло­вая кричи­ен­та­ция нахо­дит­ся в сфе­ре выбо­ра чело­ве­ка, а не пред­опре­де­ля­ет­ся его гене­ти­кой. Гомо­сек­су­а­лизм – это выбор. Поче­му чело­век его дела­ет — это дру­гой вопросец. 

— Что может под­толк­нуть к тако­му выбору?

— Боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­шое чис­ло супруг­чин-гомо­сек­су­а­ли­стов явля­ют­ся жерт­ва­ми совра­ще­ний в ран­нем дет­стве. Я как пас­тырь стал­ки­вал­ся с сиим неод­но­крат­но. Вооб­ще фак­то­ров весьма мно­го. Име­ет зна­че­ние лич­ная исто­рия ребен­ка: что с ним про­ис­хо­ди­ло в ран­нем дет­стве, в позд­нем дет­стве, с чем и с кем он стал­ки­вал­ся, какие собы­тия запе­чат­ле­лись в его созна­нии. Даль­ше идут фак­то­ры соци­аль­но-роле­вые – отно­ше­ния в клас­се, к примеру. 

В моей прак­ти­ке было несколь­ко слу­ча­ев, когда гомо­сек­су­аль­ная склон­ность была вос­пи­та­на матерью. Напри­мер, маме хоте­лось доч­ку, а родил­ся маль­чик. И вот она зави­ва­ет отпрыску воло­сы, наде­ва­ет на него пла­тьи­це. Это выгля­дит как игра, как невин­ное чуда­че­ство. Но для ребен­ка это может иметь травок­ма­тич­ные последствия. 

Еще одна пато­ло­ги­че­ская ситу­а­ция: если мать вос­пи­ты­ва­ет ребен­ка одна, она может бес­со­зна­тель­но отво­дить ему роль эмо­ци­о­наль­но­го парт­не­ра. Таковой «пси­хо­ло­ги­че­ский инцест» тоже может силь­но дефор­ми­ро­вать лич­ность. В фор­ми­ро­ва­нии само­иден­тич­но­сти семья име­ет фун­да­мен­таль­ное зна­че­ние. Если семья дис­функ­ци­о­наль­на, если в ней нару­ше­ны свя­зи, если меж­ду папой и мате­рью, меж­ду роди­те­ля­ми и детками уста­но­ви­лись отстра­нен­ные, холод­ные отно­ше­ния, в детях это может ото­звать­ся самы­ми раз­ны­ми лич­ност­ны­ми нару­ше­ни­я­ми, в том чис­ле в поло­вой сфере. 

Встре­ча­ют­ся другие сце­на­рии пост­травок­ма­ти­че­ско­го иска­же­ния лич­но­сти. Жен­щи­на, пере­живой­шая тяже­лую травок­му в гете­ро­сек­су­аль­ных отно­ше­ни­ях, может встать на путь отка­за от обще­ния с супруг­чи­на­ми. Но быть может и пси­хи­че­ская при­чи­на для глу­бо­ко­го стра­ха перед супруг­чи­ной, тол­ка­ю­щая на отно­ше­ния толь­ко с дамами.

— Ну а если ребе­нок рас­тет в нор­маль­ной семье, но вокруг него бушу­ют стра­сти, все гово­рят о ущем­ле­нии прав мень­шинств, в шко­ле рас­ска­зы­ва­ют, что гомо­сек­су­а­лизм – это нор­ма, в кино пока­зы­ва­ют роман­ти­че­ские исто­рии о «одно­по­лой люб­ви». Может ли соци­разум повли­ять на выбор под­рост­ком сво­ей ориентации?

— Может. Но глав­ное все-же – это семья. Если мать с отцом обожают друг дру­га и сохра­ня­ют близ­кие, дове­ри­тель­ные отно­ше­ния с детками, для ребен­ка это будет опо­рой в его иден­ти­фи­ка­ции. А то, что про­ис­хо­дит вне семьи, он будет вос­при­ни­мама как враж­деб­ный мир. Как это было в хри­сти­ан­ских семьях в ате­и­сти­че­скую эру. 

Я пом­ню, как нам учи­тель­ни­ца в тре­тьем клас­се рас­ска­зы­ва­ла про Сол­же­ни­цы­на – какой он пре­да­тель роди­ны и проч. Мне было ее нажимал­ко. У нас в семье к Сол­же­ни­цы­ну было совершенно дру­гое отно­ше­ние, и мне было оче­вид­но, что учи­тель­ни­ца несет какую-то чушь, хотя я и не пони­мал, какую. При­шел домой, рас­ска­зал маме. Она рас­сме­я­лась, и я сообразил, что не ошиб­ся. Детки спо­соб­ны отли­чить прав­ду от ереси, глав­ное – что­бы им было на что опе­реть­ся дома. Откры­тая, эмо­ци­о­наль­но теп­лая атмо­сфе­ра в семье помо­га­ет рас­крыть­ся эмо­ци­о­наль­ной сфе­ре деток и в ито­ге дает им воз­мож­ность состояться.

— С точ­ки зре­ния пси­хо­ло­гии гомо­сек­су­а­лизм – это нару­ше­ние личности?

— В 1973 году гомо­сек­су­а­лизм был исклю­чен из спис­ка мен­таль­ных забо­ле­ва­ний — сна­ча­ла в Аме­ри­ке, поз­же в Евро­пе и в Рос­сии. Тем не наименее, для боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­шин­ства пси­хо­те­ра­пев­тов и пси­хи­ат­ров он оста­ет­ся серьез­ной про­бле­мой чело­ве­ка. При­чем эта про­бле­ма нико­гда не 100­ит в оди­но­че­стве. Как пра­ви­ло, в исто­рии тако­го чело­ве­ка обна­ру­жи­ва­ет­ся мно­го травок­ми­ру­ю­щих фак­то­ров, кото­рые поме­ша­ли его само­иден­ти­фи­ка­ции. И для пси­хо­ло­га это все­гда глу­бин­ная и целост­ная рабо­та с лич­но­стью, а не толь­ко с его ориентацией. 

Что такое само­иден­ти­фи­ка­ция? Это пер­вый шаг зре­ло­сти лич­но­сти. Это ответ на вопросец «кто я таковой?» во всех аспек­тах: в сек­су­аль­ном, в лич­ност­ном, в семей­ном, в био­ло­ги­че­ском, в рели­ги­оз­ном, в соци­аль­ном. Окон­ча­тель­ная само­иден­ти­фи­ка­ция может затя­нуть­ся на дол­гие годы, тогда и мы гово­рим о инфан­тиль­но­сти. Гомо­сек­су­а­лизм – это про­яв­ле­ние инфан­тиль­ной лич­но­сти. Чело­век стра­да­ет от сво­ей инфан­тиль­но­сти. И если он обра­ща­ет­ся к нам за помо­щью, мы долж­ны ему эту помощь ока­зать. Имен­но помощь, а не лече­ние! Гомо­сек­су­а­лизм не болезнь, а лич­ност­ный выбор, здесь неумест­но гово­рить о лече­нии либо исцелении.

Сек­су­аль­ность скла­ды­ва­ет­ся на мно­гих бес­со­зна­тель­ных эта­пах раз­ви­тия, поэто­му с ней весьма труд­но рабо­тать. Одна­жды ко мне обра­ти­лась жен­щи­на. Она жила в бра­ке, у нее были детки, но она всю жизнь ощу­ща­ла внутри себя гомо­сек­су­аль­ное вле­че­ние. Она его нико­гда не выра­жа­ла, не реа­ли­зо­ва­ла, но оно при­сут­ство­ва­ло в ней. Все, что мы с ней сумел­ли сде­лать – скор­рек­ти­ро­вать отно­ше­ние к для себя как к жен­щине и толь­ко как к жен­щине, кото­рая откры­та к сек­су­аль­ным отно­ше­ни­ям толь­ко с мужиком. 

Она сумел­ла рас­по­знать внутри себя то бес­со­зна­тель­ное, что вызы­ва­ло в ней гомо­сек­су­аль­ные жела­ния. И это 100­ло для нее духов­ным откры­ти­ем. Не думаю, что наша рабо­та облег­чи­ла ей жизнь. Быть может, даже наобо­рот, пото­му что раз­рыв меж­ду миро­воз­зре­ни­ем и бес­со­зна­тель­ным при­чи­ня­ет мно­го боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани). Но это был ее выбор. И мно­гие люди, испы­ты­ва­ю­щие гомо­сек­су­аль­ные наклон­но­сти, живу­щие в таком рас­щеп­лен­ном состо­я­нии, отыскивают пути преодоления. 

— А в чем может заклю­чать­ся пас­тыр­ская помощь?

— На мой взор, глав­ная духов­ная зада­ча, кото­рая 100­ит перед гомо­сек­су­а­ли­стом — это пре­одо­ле­ние сво­ей гомо­сек­су­аль­но­сти. Пото­му что путь чело­ве­ка к Богу не быть может вне лич­но­сти. Одна из важ­ней­ших состав­ля­ю­щих пра­во­слав­ной антро­по­ло­гии — это бого­сло­вие лич­но­сти. А лич­ность вклю­ча­ет в себя как необ­хо­ди­мый эле­мент поло-роле­вую иден­ти­фи­ка­цию. Нет лич­но­сти вне пола. Нет лич­но­сти сред­не­го рода. Нет лич­но­сти тре­тье­го рода. Есть толь­ко супруг­чи­на и дама. 

Поэто­му духов­ный путь лич­но­сти – это путь или супруг­чи­ны, или жен­щи­ны. Они отли­ча­ют­ся. Есте­ствен­но, ника­кая духов­ная жизнь невоз­мож­на вне реше­ния это­го вопро­са. Гомо­сек­су­а­лизм явля­ет­ся пре­пят­стви­ем для духов­ной жиз­ни, поэто­му духов­ная жизнь долж­на начать­ся с его пре­одо­ле­ния, хотя бы частичного. 

Что здесь может сде­лать свя­щен­ник? С моей точ­ки зре­ния, если чело­век ска­зал свя­щен­ни­ку о этом на испо­ве­ди, пас­тырь дол­жен объ­яс­нить ему биб­лей­ское и цер­ков­ное уче­ние о чело­ве­ке, о кано­ни­че­ских пра­ви­лах и поло­же­ни­ях, дол­жен посодействовать ему отне­стись к для себя как к нуж­да­ю­ще­му­ся в пас­тыр­ско-духов­ной помо­щи и настро­ить его на пре­одо­ле­ние. Рабо­та по пре­одо­ле­нию начи­на­ет­ся с лич­ност­но­го выбо­ра. Если чело­век сам не избрал путь пре­одо­ле­ния, ни пас­тыр­ская, ни пси­хо­ло­ги­че­ская рабо­та невоз­мож­на. При­ну­ди­тель­но, насиль­ствен­но изме­нить чело­ве­ка недозволено. 

Людей, кото­рые испы­ты­ва­ют гомо­сек­су­аль­ные наклон­но­сти и желают изме­нить­ся, нема­ло. Как пра­ви­ло, они не ведут гомо­сек­су­аль­ную жизнь, но стра­да­ют от это­го вле­че­ния. Неко­то­рые созда­ют семью, неко­то­рые не созда­ют. В любом слу­чае они идут по пути сво­е­го изме­не­ния. Быва­ют и дру­гие ситу­а­ции, когда чело­век при­хо­дит на пас­тыр­скую бесе­ду и испо­ве­ду­ет­ся в том, что име­ет одно­по­ло­го парт­не­ра. Он пони­ма­ет, что не может при­сту­пить к Таин­ствам, но не готов изме­нить собственный образ жиз­ни. В любом слу­чае весьма важ­на неосуж­да­ю­щая пози­ция пас­ты­ря. Мно­гие свя­щен­ни­ки очень агрес­сив­но отно­сят­ся к это­му гре­ху, а необ­хо­ди­мо, что­бы пас­тырь состра­отдал людям, кото­рые в этом при­зна­ют­ся. Это долж­на быть не жалость, а имен­но состра­да­ние, осно­ван­ное на ува­же­нии к лич­но­сти. С одной 100­ро­ны, сочув­ствие, с дру­гой – твер­дость в пози­ции. Необ­хо­ди­мо соче­та­ние этих 2-ух свойств. Мы долж­ны пом­нить, что име­ем дело с «жерт­ва­ми», с людь­ми, кото­рые стра­да­ют. Для пас­ты­ря и для пси­хо­ло­га про­бле­ма выгля­дит имен­но так.

Уютный дом