Отношение к гомосексуализму — одна из точек разлома современного общества. Одни лицезреют в нем социальную угрозу. Другие отчаянно борются за равноправие меньшинств, обвиняя первых в гомофобии. Почему гомосексуали100ми не рождаются и что такое гомосексуализм с психологической точки зрения, объясняет ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус.
— В неверующем обществе отношение к сиим людям меняется: то что раньше считалось неприемлемым, все боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше принимается. Как может Церковь реагировать на эти изменения? И должна ли реагировать?
— Для христианина гомосексуальное поведение является грехом и искажением природы человека. 2-ух мнений тут быть не может. Священное Писание говорит нам о этом и в Ветхом, и в Новеньком Завете, и словами апо100ла Павла о том, что супругеложники Царства Божия не наследуют, если не покаются. (1Кор.6.9–10). Думаю, наша Церковь никогда не сможет и не должна изменить либо как-то смягчить ценностного утверждения о том, что гомосексуализм является тяжким грехом.
Что касается канонического церковного права, то оно может поменяться. Например, в Ветхом Завете таковых людей побивали камнями. Сейчас, разумеется, таковых мер нет. Да и современных четких формулировок, как именно следует ограничивать людей, которые живут в этом грехе, тоже нет.
— Но гей-активисты и их 100ронники утверждают, что гомосексуальность – это врожденная личностная особенность. Если человек рождается с таковой кричиентацией, значит, она естественна, говорят они. Наука действительно открыла ген гомосексуальности?
— В 1991 году американский доктор Саймон Ле Вей исследовал 35 супругчин-гомосексуалистов, погибших от СПИДа, и заявил, что отыскал в их гипоталамусе небольшие изменения, крошечный сгусток нейронов, который по его гипотезе мог быть связан с гомосексуальностью. Второе «открытие» этого рода было заявлено в 1993 г. Генетик Дин Нахалмер, тоже американец, обнаружил в одной из хромосом участок, как он предположил, ответственный за супругскую гомосексуальность. Вот на эти два факта как правило опираются те, кто желает доказать природное происхождение гомосексуализма. Это только гипотеза, никем и никогда не подтвержденная. Далеко не все генетики и врачи ее разделяют, тем наиболее что вокруг нее весьма много политики, ажиотажа и самых разных спекуляций. Кстати, и Ле Вей, и Нахалмер были гомосексуали100ми. Тем не наименее, корректность и объективность их исследований никогда не подвергалась сомнению, что {само по себе} говорит о том, насколько сложная ситуация сложилась вокруг данной нам темы.
Но важно другое. Гомосексуали100ми не рождаются по той простой причине, что человек вообще не рождается с ощущением своего пола. Все мы рождаемся супругчинами либо женщинами с биологической, а для христиан и с духовной точки зрения. Но сексуальная кричиентация у ребенка отсутствует. Да, у него есть признаки полового поведения, это факт. Но в полном смысле слова ощутить себя как сексуальное существо человек может только в старшем подростковом возрасте, а то и к 20 годам. Даже если мы признаем за факт, что существует некоторая генетическая предрасположенность к гомосексуализму, она все равно не быть может решающей, потому что сексуальность человека складывается в первую очередь за счет социально-психологических факторов. Здесь имеют значение во-первых, семейно-родовая история (это самое важное), во-вторых, личная история самого человека, и только потом — социальное влияние и природно-биологическая предрасположенность. Половая кричиентация находится в сфере выбора человека, а не предопределяется его генетикой. Гомосексуализм – это выбор. Почему человек его делает — это другой вопросец.
— Что может подтолкнуть к такому выбору?
— Боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шое число супругчин-гомосексуалистов являются жертвами совращений в раннем детстве. Я как пастырь сталкивался с сиим неоднократно. Вообще факторов весьма много. Имеет значение личная история ребенка: что с ним происходило в раннем детстве, в позднем детстве, с чем и с кем он сталкивался, какие события запечатлелись в его сознании. Дальше идут факторы социально-ролевые – отношения в классе, к примеру.
В моей практике было несколько случаев, когда гомосексуальная склонность была воспитана матерью. Например, маме хотелось дочку, а родился мальчик. И вот она завивает отпрыску волосы, надевает на него платьице. Это выглядит как игра, как невинное чудачество. Но для ребенка это может иметь травокматичные последствия.
Еще одна патологическая ситуация: если мать воспитывает ребенка одна, она может бессознательно отводить ему роль эмоционального партнера. Таковой «психологический инцест» тоже может сильно деформировать личность. В формировании самоидентичности семья имеет фундаментальное значение. Если семья дисфункциональна, если в ней нарушены связи, если между папой и матерью, между родителями и детками установились отстраненные, холодные отношения, в детях это может отозваться самыми разными личностными нарушениями, в том числе в половой сфере.
Встречаются другие сценарии посттравокматического искажения личности. Женщина, переживойшая тяжелую травокму в гетеросексуальных отношениях, может встать на путь отказа от общения с супругчинами. Но быть может и психическая причина для глубокого страха перед супругчиной, толкающая на отношения только с дамами.
— Ну а если ребенок растет в нормальной семье, но вокруг него бушуют страсти, все говорят о ущемлении прав меньшинств, в школе рассказывают, что гомосексуализм – это норма, в кино показывают романтические истории о «однополой любви». Может ли социразум повлиять на выбор подростком своей ориентации?
— Может. Но главное все-же – это семья. Если мать с отцом обожают друг друга и сохраняют близкие, доверительные отношения с детками, для ребенка это будет опорой в его идентификации. А то, что происходит вне семьи, он будет воспринимама как враждебный мир. Как это было в христианских семьях в атеистическую эру.
Я помню, как нам учительница в третьем классе рассказывала про Солженицына – какой он предатель родины и проч. Мне было ее нажималко. У нас в семье к Солженицыну было совершенно другое отношение, и мне было очевидно, что учительница несет какую-то чушь, хотя я и не понимал, какую. Пришел домой, рассказал маме. Она рассмеялась, и я сообразил, что не ошибся. Детки способны отличить правду от ереси, главное – чтобы им было на что опереться дома. Открытая, эмоционально теплая атмосфера в семье помогает раскрыться эмоциональной сфере деток и в итоге дает им возможность состояться.
— С точки зрения психологии гомосексуализм – это нарушение личности?
— В 1973 году гомосексуализм был исключен из списка ментальных заболеваний — сначала в Америке, позже в Европе и в России. Тем не наименее, для боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шинства психотерапевтов и психиатров он остается серьезной проблемой человека. Причем эта проблема никогда не 100ит в одиночестве. Как правило, в истории такого человека обнаруживается много травокмирующих факторов, которые помешали его самоидентификации. И для психолога это всегда глубинная и целостная работа с личностью, а не только с его ориентацией.
Что такое самоидентификация? Это первый шаг зрелости личности. Это ответ на вопросец «кто я таковой?» во всех аспектах: в сексуальном, в личностном, в семейном, в биологическом, в религиозном, в социальном. Окончательная самоидентификация может затянуться на долгие годы, тогда и мы говорим о инфантильности. Гомосексуализм – это проявление инфантильной личности. Человек страдает от своей инфантильности. И если он обращается к нам за помощью, мы должны ему эту помощь оказать. Именно помощь, а не лечение! Гомосексуализм не болезнь, а личностный выбор, здесь неуместно говорить о лечении либо исцелении.
Сексуальность складывается на многих бессознательных этапах развития, поэтому с ней весьма трудно работать. Однажды ко мне обратилась женщина. Она жила в браке, у нее были детки, но она всю жизнь ощущала внутри себя гомосексуальное влечение. Она его никогда не выражала, не реализовала, но оно присутствовало в ней. Все, что мы с ней сумелли сделать – скорректировать отношение к для себя как к женщине и только как к женщине, которая открыта к сексуальным отношениям только с мужиком.
Она сумелла распознать внутри себя то бессознательное, что вызывало в ней гомосексуальные желания. И это 100ло для нее духовным открытием. Не думаю, что наша работа облегчила ей жизнь. Быть может, даже наоборот, потому что разрыв между мировоззрением и бессознательным причиняет много боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани). Но это был ее выбор. И многие люди, испытывающие гомосексуальные наклонности, живущие в таком расщепленном состоянии, отыскивают пути преодоления.
— А в чем может заключаться пастырская помощь?
— На мой взор, главная духовная задача, которая 100ит перед гомосексуалистом — это преодоление своей гомосексуальности. Потому что путь человека к Богу не быть может вне личности. Одна из важнейших составляющих православной антропологии — это богословие личности. А личность включает в себя как необходимый элемент поло-ролевую идентификацию. Нет личности вне пола. Нет личности среднего рода. Нет личности третьего рода. Есть только супругчина и дама.
Поэтому духовный путь личности – это путь или супругчины, или женщины. Они отличаются. Естественно, никакая духовная жизнь невозможна вне решения этого вопроса. Гомосексуализм является препятствием для духовной жизни, поэтому духовная жизнь должна начаться с его преодоления, хотя бы частичного.
Что здесь может сделать священник? С моей точки зрения, если человек сказал священнику о этом на исповеди, пастырь должен объяснить ему библейское и церковное учение о человеке, о канонических правилах и положениях, должен посодействовать ему отнестись к для себя как к нуждающемуся в пастырско-духовной помощи и настроить его на преодоление. Работа по преодолению начинается с личностного выбора. Если человек сам не избрал путь преодоления, ни пастырская, ни психологическая работа невозможна. Принудительно, насильственно изменить человека недозволено.
Людей, которые испытывают гомосексуальные наклонности и желают измениться, немало. Как правило, они не ведут гомосексуальную жизнь, но страдают от этого влечения. Некоторые создают семью, некоторые не создают. В любом случае они идут по пути своего изменения. Бывают и другие ситуации, когда человек приходит на пастырскую беседу и исповедуется в том, что имеет однополого партнера. Он понимает, что не может приступить к Таинствам, но не готов изменить собственный образ жизни. В любом случае весьма важна неосуждающая позиция пастыря. Многие священники очень агрессивно относятся к этому греху, а необходимо, чтобы пастырь состраотдал людям, которые в этом признаются. Это должна быть не жалость, а именно сострадание, основанное на уважении к личности. С одной 100роны, сочувствие, с другой – твердость в позиции. Необходимо сочетание этих 2-ух свойств. Мы должны помнить, что имеем дело с «жертвами», с людьми, которые страдают. Для пастыря и для психолога проблема выглядит именно так.