Инвалидность есть состояние человека с невозможностью осуществления умственной, физической либо психической деятельности. Процедура установления инвалидности в РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) производится соответствующими органами, и при всем этом несет собой медицинское и юридическое значение. Установление инвалидности дает право на получение ряда льгот и пенсионных выплат, притом, что лицо, получившейке определенную степень инвалидности, не может осуществлять трудовую деятельность частично или полностью. В современном обществе понятие «инвалид» принято считать наиболее корректным термином «лицо с ограниченными способностями».
Рекомендуем также “Дадут ли инвалидность: условия признания человека инвалидом”
100тус инвалидности определяется по нескольким группам:
- — по заболеваниям двигательных функций;
- — по заболеваниям кровообращения (Кровообращение — важный фактор в жизнедеятельности организма человека и ряда животных);
- — по заболеваниям едеварительной и дыхательной систем;
- — по нарушениям обменных действий;
- — по нарушениям функций органов эмоций, в частности зрения, слуха, обоняния и осязания;
- — по нарушениям психического состояния.
Вместе с тем, среди россиян бытует мнение о том, что существует перечень заболеваний, в соответствии с которым можно получить определенный 100тус инвалидности. Однако, не все болезни, перечисленные в этом списке, дают право на получение инвалидности. Так, к примеру, человек с онкологическим заболеванием, опосля прохождения всех курсов долговременной реабилитационной терапии, быть может направлен на освидетельствование для получения 100туса инвалида определенной степени, и уже комиссией будет решать вопросец или о продлении боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ничного листа без установления группы инвалидности, или определить 100тус инвалида 2й группы сроком на один год, по истечении которого опосля повторного освидетельствования, инвалидность снимается либо вновь продляется. Считается, что продолжительность беспрерывного боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ничного листа не должна превышать 4 месяцев, с перерывами – 6 месяцев.
Существует перечень лиц, которые вправе получить инвалидность на бессрочной основе, куда относятся:
- — инвалиды супругского пола старше 60 лет и женского старше 50 лет, а также инвалиды с назначением повторного медосвидетельствования по срокам опосля наступления указанного возраста;
- — инвалиды 1й и 2й групп, степень инвалидности у которых не изменялась или изменялась в худшую 100рону в течение 15 лет;
- — инвалиды ВОВ 1й и 2й групп, а также граждане, защищающие родину с инвалидностью, полученной до ВОВ;
- — инвалиды-военнослужащие лица, получившие 100тус инвалидности по ранениям и заболеваниям, полученным в период прохождения службы.
Кроме того, существует перечень заболеваний для получения инвалидности на бессрочной основе, куда относятся:
- — злокачественные опухоли разной формы и локализации;
- — доброкачественные опухоли головного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека);
- — умственные заболевания, не поддающиеся исцелению;
- — заболевания нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон)ной системы, влияющие на изменения в моторике и работе чувствительных органов;
- — тяжелые формы нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон)ных болезней;
- — дегенеративные процессы головного мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека);
- — тяжелые заболевания внутрених органов с прогрессирующим течением;
- — дефекты нижих и верхих конечностей, в частности ампутация;
- — полное отсутствие зрения и слуха.
Условия установления инвалидности определены критериями и классификацией, регламентированными Приказом Минздравсоцразвития РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) № 1013н от 23 декабря 2009 г. «О утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». (см. ниже)
Главная
Приказ Минздравсоцразвития РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) от 23.12.2009 N 1013н “О утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы”
Министерство здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
Приказ
от 23 декабря 2009 г. N 1013н
О утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы
В соответствии с подпунктом 5.2.100.32 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11, ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2009, N 3, ст. 378; N 2, ст. 244; N 6, ст. 738; N 12, ст. 1427, 1434; N 33, ст. 4083, 4088), приказываю:
1. Утвердить классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, согласноприложению.
2. Признать утратившим силу Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 авгу100 2005 г. N 535 “О утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 сентября 2005 г. N 6998).
Министр
Т.А.ГОЛИКОВА
Приложение
к Приказу
Министерства здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
от 23 декабря 2009 г. N 1013н
КЛАССИФИКАЦИИ И КРИТЕРИИ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ГРАЖДАН ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
I. Общие положения
1. Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм либо дефектами, и степени их выраженности; основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.
2. Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют условия установления групп инвалидности (категории “ребенок-инвалид”).
II. Классификации основных видов нарушений функций
организма и степени их выраженности
3. К основным видам нарушений функций организма человека относятся:
нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);
нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения нагосооразования и пр.);
нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);
нарушения 100тодинамических функций (двигательных функций наговы, туловища, конечностей, 100тики, координации движений);
нарушения функций кровооращения, дыхания, едеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;
нарушения, обусловленные физическим уродецством (деформации лица, наговы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродецству, аномальные отверстия едеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).
4. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности:
- 1 степень — незначительные нарушения,
- 2 степень — умеренные нарушения,
- 3 степень — выраженные нарушения,
- 4 степень — значительно выраженные нарушения.
III. Классификации основных категорий жизнедеятельности
человека и степени выраженности ограничений этих категорий
5. К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:
- способность к самообслуживанию;
- способность к само100ятельному передвижению;
- способность к ориентации;
- способность к общению;
- способность контролировать свое поведение;
- способность к обучению;
- способность к трудовой деятельности.
6. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности:
а) способность к самоослуживанию — способность человека само100ятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены:
- 1 степень — способность к самоослуживанию при наиболее длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
- 2 степень — способность к самоослуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
- 3 степень — неспособность к самоослуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц;
б) способность к само100ятельному передвижению — способность само100ятельно перемещаться в прогосударствстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:
- 1 степень — способность к само100ятельному передвижению при наиболее длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении рас100яния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
- 2 степень — способность к само100ятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
- 3 степень — неспособность к само100ятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;
в) способность к кричиентации — способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения:
- 1 степень — способность к кричиентации только в привычной ситуации само100ятельда и (либо) с помощью вспомогательных технических средств;
- 2 степень — способность к кричиентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
- 3 степень — неспособность к кричиентации (дезкричиентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (либо) надзоре других лиц;
г) способность к общению — способность к установлению контактов между людьми методом восприятия, переработки и передачи инфы:
- 1 степень — способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи; при изолированном поражении органа слуха способность к общению с использованием невербальных способов и услуг по сурдопереводу;
- 2 степень — способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
- 3 степень — неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;
д) способность контролировать свое поведение — способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:
- 1 степень — периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (либо) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;
- 2 степень — постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;
- 3 степень — неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;
е) способность к обучению — способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеоразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми):
- 1 степень — способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;
- 2 степень — способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников, деток с ограниченными возможностями здоровья либо на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;
- 3 степень — неспособность к обучению;
ж) способность к трудовой деятельности — способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:
- 1 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (либо) уменьшении объема работы, неспособность продолнажимать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность наиболее низкой квалификации;
- 2 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в специально сотворенных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств и (либо) с помощью других лиц;
- 3 степень — неспособность к хоть какой трудовой деятельности либо невозможность (противопоказанность) хоть какой трудовой деятельности.
7. Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.
IV. Критерии установления групп инвалидности
8. Критерием для определения первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм либо дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:
- способности к самоослуживанию третьей степени;
- способности к передвижению третьей степени;
- способности к кричиентации третьей степени;
- способности к общению третьей степени;
- способности контролировать свое поведение третьей степени;
- способности к обучению третьей степени;
- способности к трудовой деятельности третьей степени.
9. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм либо дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:
- способности к самоослуживанию второй степени;
- способности к передвижению второй степени;
- способности к кричиентации второй степени;
- способности к общению второй степени;
- способности контролировать свое поведение второй степени;
- способности к обучению второй степени;
- способности к трудовой деятельности второй степени.
10. Критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм либо дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности первой степени либо ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты:
- способности к самоослуживанию первой степени;
- способности к передвижению первой степени;
- способности к кричиентации первой степени;
- способности к общению первой степени;
- способности контролировать свое поведение первой степени;
- способности к обучению первой степени.
11. Категория “ребенок-инвалид” определяется при наличии ограничений жизнедеятельности хоть какой категории и хоть какой из 3-х степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.