Архимандрит Александр (Глоба):
— Люди, которые соблюдают Великий пост в строгости, особенно те люди, которые соблюдают его в течение Страстной седмицы, приводят собственный организм в особенное состояние – и духовное, и молитвенное, и физическое. Если смотреть на организм с точки зрения физиологии, то в организме ферментная, едеварительная и другие системы подстраиваются под определенный темп жизни. Люди, которые соблюдают пост со всеми его предписаниями, подвержены перестроению организма. Когда человек употребляет определенную еду в определенное время, организм начинает работать определенным образом, привыкает к определенному темпу. Изменение рациона, есличества и качества еды может привести к различным отклонениям, болезням, либо же, наоборот, к выздоровлению: когда человек злоупотреблял каким-то видом продуктов, отказавшись от их, изменив собственный образ жизни и питания, он может оздороветь.
Когда православный человек выходит из состояния поста, конечно, он должен соблюотдать определенные правила, учитывая, что человеческий организм требует к для себя внимательного отношения. Не нужно нарушать есличественного объема еды и качественного состава. При выходе из поста качественный состав еды естественно меняется: вводятся продукты животикного происхождения (скоромные продукты), и человек должен принимама эти продукты в небольшом есличестве. Лучше всего начинать с рыбных, кисломолочных продуктов, яиц, и только позже вводить в собственный рацион мясные продукты – бульоны, супы, вареное мясо. Необходимо избегать жареного мяса и тяжелых продуктов в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шом есличестве. Весьма нередко бывает, что православные люди постятся, соблюдают режим поста, а когда наступает Пасха, сразу разговляются, употребляют еду, которая может вызывать различные заболевания, такие как гастрит, панкреатит, еслиты, потому что зачастую еда несбалансированная, в неправильной пропорции и неправильном качестве. Люди, имеющие автомобили, знают, что в мотор нельзя заливать кроме моторного масла ничего другого, а с человеком происходит другая ситуация: он заливает в себя все, что угодно — и воду, и бензин, и масло. Таковой мотор долго не проработает – каждый автомобилист это знает. Мы забываем, что наш человеческий организм — это уникальное Божие творение, уникальное Божие создание, и смысл его работы гораздо глубже, чем мотор. Поэтому отношение к нашему организму должно быть правильным.
— Как скоро следует вводить в рацион мясные продукты?
— Обычно люди, побыв на Пасхальном богослужении, потом на утрени и на Литургии, освятив свои приношения — куличи, яичка, пасху творожную, приходя домой, начинают обильно разговляться различными продуктами, забывая о том, что быть может обострение той либо другой болезни – панкреатита, гастрита, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Поэтому совет таковой: вводить в собственный рацион мясо не с первого денька. Лучше мясо вареное, бульон, заливное, которое не содержит острых приправ, чтобы оно было нежирное, легкоусваиваемое и легкоперевариваемое. Есть мясо лучше со второго, третьего, четвертого денька опосля поста – кто как сможет, в зависимости от потребностей и возможностей. Людям, склонным к болезням, советую дернажимать себя в узде.
— Пасхальные яичка – не слишком ли тяжелая еда для выхода из поста?
— Пасхальные яичка — хороший продукт для выхода из поста. У священников в служебниках и требниках есть молитвословие, когда первыми освящают яичка и сгустевшейке млеко — различные кисломолочные продукты: про100кваша, напиток, йогурты, творог, пасха сырная. Лучше всего выходить из поста и начинать с этих продуктов. Яичка – это легкоусваиваемый белок. Если человек съест 1–3 яичка, то проблем не будет. Конечно, если человек за одну пасхальную ночь (то есть темное время суток) съедает наиболее 10–15 яиц, потому что со всеми желается похри100соваться, то можно навлечь на себя неудачу в виде аллергической реакции на яичный белок, что приведет к проблеме в дальнейшем.
— Как придерживаться слов преподобного Серафима Саровского в отношении питания и оставлять пространство Духу Святому? Что это означает?
— Это хорошейке выражение, но оно боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше подходит для людей, живущих в монастыре. Когда проходит период поста, мы не должны сразу предаваться утенахал желудка, чревоугодию. Мы должны боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше радоваться духовной радостью, что Христос Воскрес, что человечество, которое исповедует веру во Хри100, идет путями Хри100выми, воскреснет и будет с Ним в Царствии Небесном. Христос, совершая последнюю вечерю со своими учениками, сказал: « (Лк, 22:15–16). Мы празднуем праздник Пасхи по канонам апонастолькоским опосля пасхи еврейской (не раньше, и не одновременно). Мы празднуем Пасху вместе с Христом, и в этот период мы должны давать работать Духу Святому в нас, чтобы Он в нас прозябал, укреплял нас. А если мы сразу кидаемся за пасхальный стол, за пасхальное «чревоугодие», то тут не будет работы Духа Святого. Бывает, что люди кидаются за пасхальной стопкой, рюмкой спиртных напитков, бывают даже смертельные исходы из-за принятия боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шой дозы этилового спирта. Этиловый спирт –весьма сильный яд, и весьма нередко люди во сне, ночкой могут умереть, потому что это боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шая нагрузка на нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон)ную, едеварительную и сердечнососудистую системы. Поэтому к Пасхе нужно относиться с любовью и уважением, чтобы не умереть опосля пасхального стола.
Протоиерей Максим Обухов:
“Чем старше человек, тем тяжелее он переносит изменения. Я не советую, чуток что – и сразу пить фестал. Нужно не достаточно и разумно есть.
Представьте, если машину газануть на 100 км на первой скорости, что будет? Перегрузка, она взвоет. Так и с организмом. Во время поста наша печень, желудок, ну и вся едеварительная система приспособилась к некоему щадящему режиму питания. А здесь резкая смена диеты, да к тому же жирная, жареная еда. Для молодого человека это проще, а людям во второй половине жизни нужно осторожнее относиться. Можно сначала объесться, а позже фесталом запить. Но это неправильно: искусственное введение ферментов может способствовать падению выработки своих собственных. Человеку дан разум и он может почитать, не имея медицинского образования, книги по диетологии.
Еще есть простой прием: наблюотдать за своим организмом, смотреть опосля какой еды нам 100новится плохо. Это действует безотказно. Если плохо опосля молока – значит, нужно исключить либо уменьшить порцию.
Выход из поста должен быть плавным. Тем наиболее организм опосля постного режима питания насыщается быстрее. Нельзя объедаться белковой едой, набрасываться на мясо, творог, яичка. В боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шом есличестве это все равно не усвоится организмом. Пользы от продуктов не будет, наоборот, наступит гниение, диспепсия. Опосля неумеренного потребления ожидает тяжесть, боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани) в желудке.
Есть хорошая рекомендация: есть умеренно, небольшими порциями. Это полезда и правильно созодать всегда, а особенно в первые деньки опосля поста. Не перегрунажимать себя белковой едой. Обычно опосля Светлой седмицы организм перестраивается уже на обычный режим питания”.
Протоиерей Алексей Борискин:
“Как доктор, я бы еще рекомендовал не перегрунажимать собственный организм пасхальным разговением. Совет из личной практики – не объедаться яичками. Если человек долго не ел ничего скоромного, возвращаясь к полноценному питанию, он оказывает боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шую нагрузку на кишечник, на печень, на желчный пузырь. Могут возникать и еслики, и прочие заболевания, прямо до заворот кишок, как его в народе называют. Нужно потихоньку есть то, что освещается традиционно на пасхальной службе – яичка, куличи, пасхи творожные. К мясу возвращаться следует еще осторожнее. Из поста нужно выходить мягко. Конечно то, что окончание поста снимает ограничения с едевого воздержания – для тела тоже удовлетворенность. Главное, не созодать из телесного угождения смысла. Если радоваться только тому, что наконец-то можем поесть, то можно пропустить основную удовлетворенность души, которая воспряла, поднялась ввысь, глубже прикоснулась к Богу”.
Протоиерей Андрей Ткачёв:
“Нужно пожалеть свою исстрадавшуюся за постные деньки кишку: не нужно объедаться. Опосля Пасхи обычны панкреатиты, завороты всякие, несварения желудка – в общем, много всего быть может, если мы сейчас начнем мять и толочь и в себя впихивать все эти колбасы, мяса, яичка крашеные и т.д.… Это будет весьма тяжело для нашего организма, пожалейте себя. Не штука войти в пост – штука выйти из поста. Это целое искусство – выйти из поста либо из нагодовки какой-либо. На кашках, на легких вещах, бульончиках… Жор нападает на людей. Люди могут спокойно не есть, а позже, когда начинают неправильно есть, жор на их нападает: они пихают в себя и не могут остановиться. Этого нужно тоже избенажимать. Итак, в храм ходить, не объедаться”.
Терапевт Наталья Юрьевна Тарасова:
“Постепенно нужно и выходить из поста. Наш батюшка советует (обычно это касается жестких постов, особенно Великого, когда мы можем несколько дней первой недели практически ничего не вкушать), выходя из поста, сначала выпивать полкружки овощного бульона, а позже уже понемногу есть и скоромное”.