Ответы священников и врачей о том, как выйти из поста

Архимандрит Александр (Глоба):

— Люди, кото­рые соблю­да­ют Вели­кий пост в стро­го­сти, осо­бен­но те люди, кото­рые соблю­да­ют его в тече­ние Страст­ной сед­ми­цы, при­во­дят собственный орга­низм в осо­бен­ное состо­я­ние – и духов­ное, и молит­вен­ное, и физи­че­ское. Если смот­реть на орга­низм с точ­ки зре­ния физио­ло­гии, то в орга­низ­ме фер­мент­ная, еде­ва­ри­тель­ная и другие систе­мы под­стра­и­ва­ют­ся под опре­де­лен­ный темп жиз­ни. Люди, кото­рые соблю­да­ют пост со все­ми его пред­пи­са­ни­я­ми, под­вер­же­ны пере­стро­е­нию орга­низ­ма. Когда чело­век упо­треб­ля­ет опре­де­лен­ную еду в опре­де­лен­ное вре­мя, орга­низм начи­на­ет рабо­тать опре­де­лен­ным обра­зом, при­вы­ка­ет к опре­де­лен­но­му тем­пу. Изме­не­ние раци­о­на, если­че­ства и каче­ства еды может при­ве­сти к раз­лич­ным откло­не­ни­ям, болез­ням, либо же, наобо­рот, к выздо­ров­ле­нию: когда чело­век зло­упо­треб­лял каким-то видом про­дук­тов, отка­зав­шись от их, изме­нив собственный образ жиз­ни и пита­ния, он может оздороветь.

Когда пра­во­слав­ный чело­век выхо­дит из состо­я­ния поста, конеч­но, он дол­жен соблю­отдать опре­де­лен­ные пра­ви­ла, учи­ты­вая, что чело­ве­че­ский орга­низм тре­бу­ет к для себя вни­ма­тель­но­го отно­ше­ния. Не нуж­но нару­шать если­че­ствен­но­го объ­е­ма еды и каче­ствен­но­го соста­ва. При выхо­де из поста каче­ствен­ный состав еды есте­ствен­но меня­ет­ся: вво­дят­ся про­дук­ты животик­но­го про­ис­хож­де­ния (ско­ром­ные про­дук­ты), и чело­век дол­жен при­ни­мама эти про­дук­ты в неболь­шом если­че­стве. Луч­ше все­го начи­нать с рыб­ных, кис­ло­мо­лоч­ных про­дук­тов, яиц, и толь­ко позже вво­дить в собственный раци­он мяс­ные про­дук­ты – бульо­ны, супы, варе­ное мясо. Необ­хо­ди­мо избе­гать жаре­но­го мяса и тяже­лых про­дук­тов в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­шом если­че­стве. Весьма нередко быва­ет, что пра­во­слав­ные люди постят­ся, соблю­да­ют режим поста, а когда насту­па­ет Пас­ха, сра­зу раз­гов­ля­ют­ся, упо­треб­ля­ют еду, кото­рая может вызы­вать раз­лич­ные забо­ле­ва­ния, такие как гастрит, пан­кре­а­тит, если­ты, пото­му что зача­стую еда несба­лан­си­ро­ван­ная, в непра­виль­ной про­пор­ции и непра­виль­ном каче­стве. Люди, име­ю­щие авто­мо­би­ли, зна­ют, что в мотор нель­зя зали­вать кро­ме мотор­но­го мас­ла ниче­го дру­го­го, а с чело­ве­ком про­ис­хо­дит другая ситу­а­ция: он зали­ва­ет в себя все, что угод­но — и воду, и бен­зин, и мас­ло. Таковой мотор дол­го не про­ра­бо­та­ет – каж­дый авто­мо­би­лист это зна­ет. Мы забы­ва­ем, что наш чело­ве­че­ский орга­низм — это уни­каль­ное Божие тво­ре­ние, уни­каль­ное Божие созда­ние, и смысл его рабо­ты гораз­до глуб­же, чем мотор. Поэто­му отно­ше­ние к наше­му орга­низ­му долж­но быть правильным.

— Как ско­ро сле­ду­ет вво­дить в раци­он мяс­ные продукты?

— Обыч­но люди, побыв на Пас­халь­ном бого­слу­же­нии, потом на утре­ни и на Литур­гии, освя­тив свои при­но­ше­ния — кули­чи, яичка, пас­ху тво­рож­ную, при­хо­дя домой, начи­на­ют обиль­но раз­гов­лять­ся раз­лич­ны­ми про­дук­та­ми, забы­вая о том, что быть может обостре­ние той либо другой болез­ни – пан­кре­а­ти­та, гастри­та, язвен­ной болез­ни желуд­ка и две­на­дца­ти­перст­ной киш­ки. Поэто­му совет таковой: вво­дить в собственный раци­он мясо не с пер­во­го денька. Луч­ше мясо варе­ное, бульон, залив­ное, кото­рое не содер­жит ост­рых при­прав, что­бы оно было нежир­ное, лег­ко­усва­и­ва­е­мое и лег­ко­пе­ре­ва­ри­ва­е­мое. Есть мясо луч­ше со вто­ро­го, тре­тье­го, чет­вер­то­го денька опосля поста – кто как смо­жет, в зави­си­мо­сти от потреб­но­стей и воз­мож­но­стей. Людям, склон­ным к болез­ням, сове­тую дер­нажимать себя в узде.

— Пас­халь­ные яичка – не слиш­ком ли тяже­лая еда для выхо­да из поста?

— Пас­халь­ные яичка — хоро­ший про­дукт для выхо­да из поста. У свя­щен­ни­ков в слу­жеб­ни­ках и треб­ни­ках есть молит­во­сло­вие, когда пер­вы­ми освя­ща­ют яичка и сгу­стев­шейке мле­ко — раз­лич­ные кис­ло­мо­лоч­ные про­дук­ты: про­100­ква­ша, напиток, йогур­ты, тво­рог, пас­ха сыр­ная. Луч­ше все­го выхо­дить из поста и начи­нать с этих про­дук­тов. Яичка – это лег­ко­усва­и­ва­е­мый белок. Если чело­век съест 1–3 яичка, то про­блем не будет. Конеч­но, если чело­век за одну пас­халь­ную ночь (то есть темное время суток) съе­да­ет наиболее 10–15 яиц, пото­му что со все­ми желает­ся похри­100­со­вать­ся, то мож­но навлечь на себя неудачу в виде аллер­ги­че­ской реак­ции на яич­ный белок, что при­ве­дет к про­бле­ме в дальнейшем.

— Как при­дер­жи­вать­ся слов пре­по­доб­но­го Сера­фи­ма Саров­ско­го в отно­ше­нии пита­ния и остав­лять пространство Духу Свя­то­му? Что это означает?

— Это хоро­шейке выра­же­ние, но оно боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ше под­хо­дит для людей, живу­щих в мона­сты­ре. Когда про­хо­дит пери­од поста, мы не долж­ны сра­зу пре­да­вать­ся уте­нахал желуд­ка, чре­во­уго­дию. Мы долж­ны боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ше радо­вать­ся духов­ной радо­стью, что Хри­стос Вос­крес, что чело­ве­че­ство, кото­рое испо­ве­ду­ет веру во Хри­100, идет путя­ми Хри­100­вы­ми, вос­крес­нет и будет с Ним в Цар­ствии Небес­ном. Хри­стос, совер­шая послед­нюю вече­рю со сво­и­ми уче­ни­ка­ми, ска­зал: « (Лк, 22:15–16). Мы празд­ну­ем празд­ник Пас­хи по кано­нам апо­настолько­ским опосля пас­хи еврей­ской (не рань­ше, и не одно­вре­мен­но). Мы празд­ну­ем Пас­ху вме­сте с Хри­стом, и в этот пери­од мы долж­ны давать рабо­тать Духу Свя­то­му в нас, что­бы Он в нас про­зя­бал, укреп­лял нас. А если мы сра­зу кида­ем­ся за пас­халь­ный стол, за пас­халь­ное «чре­во­уго­дие», то тут не будет рабо­ты Духа Свя­то­го. Быва­ет, что люди кида­ют­ся за пас­халь­ной стоп­кой, рюм­кой спирт­ных напит­ков, быва­ют даже смер­тель­ные исхо­ды из-за при­ня­тия боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­шой дозы эти­ло­во­го спир­та. Эти­ло­вый спирт –весьма силь­ный яд, и весьма нередко люди во сне, ночкой могут уме­реть, пото­му что это боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­шая нагруз­ка на нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон)­ную, еде­ва­ри­тель­ную и сер­деч­но­со­су­ди­стую систе­мы. Поэто­му к Пасхе нужно отно­сить­ся с любо­вью и ува­же­ни­ем, что­бы не уме­реть опосля пас­халь­но­го стола. 

Протоиерей Максим Обухов:

“Чем стар­ше чело­век, тем тяже­лее он пере­но­сит  изме­не­ния. Я не сове­тую, чуток что – и сра­зу пить фестал. Нуж­но не достаточно и разум­но есть.

Пред­ставь­те, если маши­ну газа­нуть на 100 км на пер­вой ско­ро­сти, что будет? Пере­груз­ка, она взво­ет. Так и с орга­низ­мом. Во вре­мя поста наша печень, желу­док, ну и вся еде­ва­ри­тель­ная систе­ма при­спо­со­би­лась к неко­е­му щадя­ще­му режи­му пита­ния. А здесь рез­кая сме­на дие­ты, да к тому же жир­ная, жаре­ная еда. Для моло­до­го чело­ве­ка это про­ще, а людям во вто­рой поло­вине жиз­ни нужно осто­рож­нее отно­сить­ся. Мож­но сна­ча­ла объ­есть­ся, а позже феста­лом запить. Но это непра­виль­но: искус­ствен­ное вве­де­ние фер­мен­тов может спо­соб­ство­вать паде­нию выра­бот­ки сво­их соб­ствен­ных. Чело­ве­ку дан разум и он может почи­тать, не имея меди­цин­ско­го обра­зо­ва­ния, кни­ги по диетологии.

Еще есть про­стой при­ем: наблю­отдать за сво­им орга­низ­мом, смот­реть опосля какой еды нам 100­но­вит­ся пло­хо. Это дей­ству­ет без­от­каз­но. Если пло­хо опосля моло­ка – зна­чит, нужно исклю­чить либо умень­шить порцию.

Выход из поста дол­жен быть плав­ным. Тем наиболее орга­низм опосля пост­но­го режи­ма пита­ния насы­ща­ет­ся быст­рее. Нель­зя объ­едать­ся бел­ко­вой едой, набра­сы­вать­ся на мясо, тво­рог, яичка. В боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­шом если­че­стве это все рав­но не усво­ит­ся орга­низ­мом. Поль­зы от про­дук­тов не будет, наобо­рот, насту­пит гни­е­ние, дис­пеп­сия. Опосля неуме­рен­но­го потреб­ле­ния ожидает тяжесть, боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани) в желудке.

Есть хоро­шая реко­мен­да­ция: есть уме­рен­но, неболь­ши­ми пор­ци­я­ми. Это полез­да и пра­виль­но созодать все­гда, а осо­бен­но в пер­вые деньки опосля поста. Не пере­гру­нажимать себя бел­ко­вой едой. Обыч­но опосля Свет­лой сед­ми­цы орга­низм пере­стра­и­ва­ет­ся уже на обыч­ный режим питания”.

Протоиерей Алексей Борискин:

“Как доктор, я бы еще реко­мен­до­вал не пере­гру­нажимать собственный орга­низм пас­халь­ным раз­го­ве­ни­ем. Совет из лич­ной прак­ти­ки – не объ­едать­ся яичка­ми. Если чело­век дол­го не ел ниче­го ско­ром­но­го, воз­вра­ща­ясь к пол­но­цен­но­му пита­нию, он ока­зы­ва­ет боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­шую нагруз­ку на кишеч­ник, на печень, на желч­ный пузырь. Могут воз­ни­кать и если­ки, и про­чие забо­ле­ва­ния, прямо до заво­рот кишок, как его в наро­де назы­ва­ют. Нуж­но поти­хонь­ку есть то, что осве­ща­ет­ся тра­ди­ци­он­но на пас­халь­ной служ­бе – яичка, кули­чи, пас­хи тво­рож­ные. К мясу воз­вра­щать­ся сле­ду­ет еще осто­рож­нее. Из поста нуж­но выхо­дить мяг­ко. Конеч­но то, что окон­ча­ние поста сни­ма­ет огра­ни­че­ния с еде­во­го воз­дер­жа­ния – для тела тоже удовлетворенность. Глав­ное, не созодать из телес­но­го уго­жде­ния смыс­ла. Если радо­вать­ся толь­ко тому, что нако­нец-то можем поесть, то мож­но про­пу­стить основ­ную удовлетворенность души, кото­рая вос­пря­ла, под­ня­лась ввысь, глуб­же при­кос­ну­лась к Богу”.

Протоиерей Андрей Ткачёв:

“Нуж­но пожа­леть свою исстра­дав­шу­ю­ся за пост­ные деньки киш­ку: не нужно объ­едать­ся. Опосля Пас­хи обыч­ны пан­кре­а­ти­ты, заво­ро­ты вся­кие, несва­ре­ния желуд­ка – в общем, мно­го все­го быть может, если мы сей­час нач­нем мять и толочь и в себя впи­хи­вать все эти кол­ба­сы, мяса, яичка кра­ше­ные и т.д.… Это будет весьма тяже­ло для наше­го орга­низ­ма, пожа­лей­те себя. Не шту­ка вой­ти в пост – шту­ка вый­ти из поста. Это целое искус­ство – вый­ти из поста либо из наго­дов­ки какой-либо. На каш­ках, на лег­ких вещах, бульон­чи­ках… Жор напа­да­ет на людей. Люди могут спо­кой­но не есть, а позже, когда начи­на­ют непра­виль­но есть, жор на их напа­да­ет: они пиха­ют в себя и не могут оста­но­вить­ся. Это­го нуж­но тоже избе­нажимать. Итак, в храм ходить, не объедаться”.

Терапевт Наталья Юрьевна Тарасова:

“Посте­пен­но нужно и выхо­дить из поста. Наш батюш­ка сове­ту­ет (обыч­но это каса­ет­ся жест­ких постов, осо­бен­но Вели­ко­го, когда мы можем несколь­ко дней пер­вой неде­ли прак­ти­че­ски ниче­го не вку­шать), выхо­дя из поста, сна­ча­ла выпи­вать пол­круж­ки овощ­но­го бульо­на, а позже уже поне­мно­гу есть и скоромное”.

Уютный дом