Опасная психология, или Темная сторона психотерапии

Хоть отно­ше­ние к пси­хо­ло­гии и пси­хо­те­ра­пии не все­гда одно­знач­ное, в целом пси­хо­ло­ги­че­ская помощь счи­та­ет­ся про­100 необ­хо­ди­мой во мно­гих жиз­нен­ных ситу­а­ци­ях. Ну как ина­че, когда этого­денька пере­ход через ожив­лён­ную авто­мо­биль­ную доро­гу может вылить­ся в нема­лую пси­хо­ло­ги­че­скую, а то и физи­че­скую травму?

Мы зна­ем, к при­ме­ру, что у любо­го лекар­ствен­но­го сред­ства есть побоч­ное дей­ствие. Есть ли побоч­ный эффект либо, как неко­то­рые гово­рят, тём­ная 100­ро­на у пси­хо­ло­гии и пси­хо­те­ра­пии? С сиим нам помо­жет разо­брать­ся пси­хо­лог-кон­суль­тант Мис­си­о­нер­ско­го отде­ла Туль­ской епар­хии РПЦ МП Ната­лья Ярасова.

В чём Вы види­те цель пси­хо­те­ра­пии? Для чего же про­во­дят­ся пси­хо­ло­ги­че­ские кур­сы, тре­нин­ги, лич­ные консультации? 

Цель, с кото­рой чело­век при­хо­дит в пси­хо­те­ра­пию либо на тре­нинг, одно­знач­ная – он желает улуч­шить свою жизнь.

А вот то, что заяв­ля­ют целью сво­ей рабо­ты пси­хо­ло­ги и пси­хо­те­ра­пев­ты, быть может пока­за­те­лем их про­фес­си­о­на­лиз­ма и добросовестности.

Зада­ча прак­ти­че­ской пси­хо­ло­гии и пси­хо­те­ра­пии — улуч­ше­ние пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья. Как след­ствие зача­стую про­ис­хо­дит улуч­ше­ние каче­ства жиз­ни чело­ве­ка в целом, но идет речь не о дости­же­нии им каких-либо благ, а о улуч­ше­нии его мироощущения.

Без­услов­но, решая какие-то свои внут­рен­ние про­бле­мы, чело­век совер­шен­ству­ет свои отно­ше­ния с дру­ги­ми людь­ми, раз­ви­ва­ет какие-то свои каче­ства, а зна­чит, может иногда улуч­шить и свое бла­го­со­100­я­ние. Рабо­та над собой, да к тому же при помо­щи спе­ци­а­ли­100, может повы­сить лич­ную эффек­тив­ность, что ино­гда ска­зы­ва­ет­ся и на уве­ли­че­нии зар­пла­ты… Но так­же чело­век полностью может осознать, что его устра­и­ва­ет тот уро­вень дости­же­ний, кото­рый у него есть. Что он не желает поменять свою жизнь.

Поэто­му нужно пони­мама, что пси­хо­лог-кон­суль­тант, пси­хо­те­ра­певт может посодействовать в раз­ви­тии каких-либо ваших навы­ков и спо­соб­но­стей, в избав­ле­нии от внут­рен­их кон­флик­тов либо некон­струк­тив­ных пове­ден­че­ских стратегий.

А если для вас гаран­ти­ру­ют обре­те­ние высо­ко­опла­чи­ва­е­мой рабо­ты, нахож­де­ние парт­не­ра, уве­ли­че­ние «денеж­ных пото­ков» и т.д., то перед вами жулик.

Пото­му что гло­баль­ная цель пси­хо­те­ра­пии – улуч­ше­ние каче­ства жиз­ни в плане само­ощу­ще­ния, обре­те­ния лич­но­стью состо­я­ния осо­знан­но­сти и целост­но­сти, спо­соб­но­сти жить само­100­я­тель­да и трепетно.

Дости­же­ние же како­го-то уров­ня бла­го­со­100­я­ния не явля­ет­ся целью пси­хо­те­ра­пии по определению.

К сожа­ле­нию, в пси­хо­ло­гии огром­ное если­че­ство само­зван­цев и жуликов.

Одна­ко при неболь­шом уси­лии полностью мож­но разо­брать­ся, к кому 100­ит пой­ти на при­ем, а от кого нужно дер­нажимать­ся подальше.

Как вооб­ще осознать, к како­му спе­ци­а­ли­сту нуж­но обра­щать­ся в той либо другой ситу­а­ции? Ведь есть пси­хо­ло­ги, коучи, пси­хо­те­ра­пев­ты, психиатры.

В целом рас­пре­де­ле­ние сфер ответ­ствен­но­сти прак­ти­че­ских спе­ци­а­ли­стов-пси­хо­ло­гов таково: 

Пси­хи­ат­ры и пси­хо­те­ра­пев­ты – это докторы.

Пси­хи­ат­ры зани­ма­ют­ся лече­ни­ем пси­хи­че­ских заболеваний.

Пси­хо­те­ра­певт рабо­та­ет с так назы­ва­е­мы­ми «рас­строй­ства­ми со зна­че­ни­я­ми забо­ле­ва­ния» — нев­ро­ти­че­ски­ми про­бле­ма­ми (напри­мер, депрес­си­ей, тре­вож­ным рас­строй­ством, пани­че­ски­ми ата­ка­ми и др.). Лече­ние у пси­хо­те­ра­пев­та долж­но осу­ществ­лять­ся пре­иму­ще­ствен­но мето­да­ми пси­хо­те­ра­пии, одна­ко при необ­хо­ди­мо­сти он может выпи­сать лекарства.

Прак­ти­че­ский пси­хо­лог – это спе­ци­а­лист в пси­хо­ло­гии, зани­ма­ю­щий­ся пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щью, под­держ­кой и сопро­вож­де­ни­ем. Он помо­га­ет в слу­чае пси­хо­ло­ги­че­ских про­блем — напри­мер, про­блем в отно­ше­ни­ях либо в вос­пи­та­нии, труд­но­стей на рабо­те, раз­лич­ных кри­зи­сов. Пси­хо­лог не доктор, он не может выпи­сать лекар­ства и не про­из­во­дит меди­цин­ско­го вме­ша­тель­ства. Пси­хо­лог рабо­та­ет со здо­ро­вы­ми людь­ми либо здо­ро­вы­ми аспек­та­ми лич­но­сти боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ных людей. В сфе­ру его задач вхо­дит изме­не­ние нера­ци­о­наль­ных мыс­лен­ных уста­но­вок, раз­ви­тие позна­ва­тель­ных и лич­ност­ных спо­соб­но­стей, кор­рек­ция жиз­нен­ных стра­те­гий чело­ве­ка, помощь в раз­ре­ше­нии кон­флик­тов и т.п.

Пси­хо­лог может иметь спе­ци­а­ли­за­цию — соци­аль­ный, юри­ди­че­ский, кли­ни­че­ский, дет­ский пси­хо­лог, акмео­лог (спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щий­ся на людях, достигнул­ших зре­ло­сти) и т.д.

Коучи же — это тре­не­ры (англий­ское сло­во, так и пере­во­дит­ся – тре­не­ры), помо­га­ю­щие чело­ве­ку достигнуть некий жиз­нен­ной либо про­фес­си­о­наль­ной цели. Изна­чаль­но так назы­ва­ли репе­ти­то­ров, помо­га­ю­щих под­го­то­вить­ся к экза­ме­нам. Посте­пен­но тер­мин стал гораз­до обширнее, затро­нув спорт, биз­нес, финан­сы, здо­ро­вый образ жиз­ни. На мой взор, коучинг в этих сфе­рах – хоро­шая вещь (если им зани­ма­ет­ся спец).

Но сей­час в моде так назы­ва­е­мый лайф-коучинг, изна­чаль­но направ­лен­ный на дости­же­ние лич­ных (лич­ност­ных) целей. А по фак­ту лайф-коучи пыта­ют­ся под­ме­нять пси­хо­ло­гов и психотерапевтов.

Нуж­но чет­ко пони­мама, что коуч – это практически все­гда не пси­хо­лог. Ряд коучей име­ет про­фес­си­о­наль­ную пси­хо­ло­ги­че­скую под­го­тов­ку, одна­ко это, ско­рее, исклю­че­ние. Коучи про­сла­ви­лись сво­и­ми лозун­га­ми о том, что совсем не обя­за­тель­но быть про­фес­си­о­наль­ным пси­хо­ло­гом, что­бы ока­зы­вать людям пси­хо­ло­ги­че­скую помощь. По их мне­нию, хоть какой чело­век без зна­ний и уме­ний может «ковы­рять­ся» в чело­ве­че­ской душе. Неод­но­крат­но под­вер­га­лось кри­ти­ке и отсут­ствие мораль­но-эти­че­ско­го кодек­са коучей (за исклю­че­ни­ем ряда кон­крет­ных коуч-сообществ).

Так что нуж­но быть чрезвычайно вни­ма­тель­ным, выби­рая спе­ци­а­ли­100, к кото­ро­му пла­ни­ру­е­те обратиться.

И не 100­ит соблаз­нять­ся ярки­ми лозун­га­ми, обе­ща­ю­щи­ми быст­рое гаран­ти­ро­ван­ное исце­ле­ние без уси­лий. Конеч­но, хоте­лось бы, что­бы такое было воз­мож­но, но это лож­ные обещания.

Ино­гда воз­ни­ка­ет чув­ство, что пси­хо­ло­гия мно­гое услож­ня­ет. Возь­мём, к при­ме­ру, лень. Чело­век пыта­ет­ся бороть­ся с ней понуж­де­ни­ем, тре­ни­ров­кой силы воли. От пси­хо­ло­гов он узна­ет, что воз­мож­но это не лень даже, а про­кра­сти­на­ция (откла­ды­ва­ние), кото­рая в свою оче­редь име­ет мно­го при­чин. С каж­дой при­чи­ной нуж­но бороть­ся по-сво­е­му. А если у чело­ве­ка при­сут­ству­ет ком­плекс этих при­чин, то и рабо­ту нуж­но про­во­дить, как гово­рит­ся, по всем фрон­там: и моти­ви­ро­вать себя, и пытать­ся най­ти цен­ность в сво­ей рабо­те, и побо­роть пер­фек­ци­о­низм и пр. А это наиболее слож­ный и объ­ём­ный труд, чем понуж­де­ние. Что Вы может ска­зать по это­му поводу? 

Навер­ное, 100­ит начать с того, что воля – это пси­хи­че­ская функ­ция. И это тоже пред­мет иссле­до­ва­ний и прак­ти­ки пси­хо­ло­гов. Другими словами выбор меж­ду поис­ком при­чин той же про­кра­сти­на­ции и воле­вым уси­ли­ем – это не выбор меж­ду пси­хо­ло­ги­ей и кое-чем наиболее про­стым. Это все пси­хо­ло­гия. Здесь все­го только про­бле­ма поста­нов­ки «диа­гно­за»: есть ли у чело­ве­ка некий серьез­ный внут­ри­лич­ност­ный кон­фликт, меша­ю­щий ему дей­ство­вать, либо он «про­100 ленит­ся». Пси­хо­лог может посодействовать опре­де­лить­ся с оцен­кой состо­я­ния и стра­те­ги­я­ми пове­де­ния для реше­ния пси­хо­ло­ги­че­ских про­блем. Наиболее того – даже если у чело­ве­ка отыскал­ся «ком­плекс при­чин», обос­но­вы­ва­ю­щих лень, совсем не обя­за­тель­но ему нужно про­хо­дить психотерапию.

В прак­ти­ке раз­ре­ше­ния кон­флик­тов исполь­зу­ет­ся инте­рес­ный способ – срав­не­ние так назы­ва­е­мых «цены кон­флик­та» и «цены выхо­да из кон­флик­та». И выбор стра­те­гии пове­де­ния опре­де­ля­ет­ся тем, что наименее издержек­но с точ­ки зре­ния рас­хо­да жиз­нен­ных сил.

Так и тут. Если чело­век 100­вит впереди себя зада­чу – хоть какой ценой сде­лать некое дело, то воз­мож­но, имен­но понуж­де­ние будет опти­маль­ным вариантом.

В нор­ме если идет речь имен­но о лени либо же сопут­ству­ю­щие внут­рен­ние пре­пят­ствия не кри­тич­ны, то неустан­ные воле­вые уси­лия посте­пен­но выра­ба­ты­ва­ют при­выч­ку к тому либо ино­му делу, к дела­нию вооб­ще. И чело­век может совер­шать необ­хо­ди­мые дей­ствия, побеж­дая пери­о­ди­че­ски под­сту­па­ю­щий соблазн поле­нить­ся без зна­чи­тель­ных уси­лий и, тем наиболее, без страданий.

Наиболее тща­тель­ный ана­лиз соб­ствен­но­го состо­я­ния, внут­рен­их при­чин «лени» — рабо­та по всем фрон­там — нуж­ны в тех слу­ча­ях, когда воле­вые уси­лия не при­но­сят необ­хо­ди­мо­го резуль­та­та, когда пере­жи­ва­ния, сопро­вож­да­ю­щие понуж­де­ние, чрез­мер­но силь­ны либо даже при­во­дят чело­ве­ка в состо­я­ние депрес­сии либо нев­ро­за. Либо же – когда чело­век готов к уси­ли­ям ради усо­вер­шен­ство­ва­ния сво­их пове­ден­че­ских стратегий.

Но иногда само­ко­па­ние осно­ва­но на наду­ман­ных про­бле­мах. И пси­хо­лог может посодействовать это понять.

Кста­ти, чрез­мер­ная увле­чен­ность поис­ком при­чин сво­их нега­тив­ных – либо яко­бы нега­тив­ных состо­я­ний – при­символ ипо­хон­дрии, болез­нен­ной мнительности.

Отно­ше­ние к соб­ствен­ным пси­хо­ло­ги­че­ским про­бле­мам нуж­но выстра­и­вать разум­но – не игно­ри­ро­вать их, да и не при­да­вать им слиш­ком боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­шо­го зна­че­ния. Ценить то, что дано, не фик­си­ру­ясь на слож­но­стях до фана­тиз­ма. Чело­век спо­со­бен пре­одо­леть необы­чай­ные эмо­ци­о­наль­ные слож­но­сти не раз­ру­ша­ясь, — если он желает их преодолеть.

В 100­тье одно­го пси­хо­те­ра­пев­та есть сло­ва, застав­ля­ю­щие заду­мама­ся о поль­зе пси­хо­те­ра­пии. Создатель счи­та­ет, что чем глуб­же чело­век позна­ёт пси­хо­ло­гию, тем тяже­лее ему общать­ся с близ­ки­ми, он может поме­нять весь собственный круг обще­ния, раз­ру­шить семью, т.к. име­ю­щи­е­ся фор­мы обще­ния его не удо­вле­тво­ря­ют. Вы може­те это про­ком­мен­ти­ро­вать? Спра­вед­ли­во ли гово­рить, что чело­ве­ку, про­шед­ше­му курс пси­хо­те­ра­пии, слож­нее най­ти вто­рую поло­вин­ку, т.к. он будет находить абсо­свиреп­но ком­форт­но­го обще­ния себе? Посколь­ку такое прак­ти­че­ски невоз­мож­но, его будет посто­ян­но что-то не устраивать. 

Я бы ска­за­ла, что наобо­рот. Про­шед­ший успеш­ную пси­хо­те­ра­пию чело­век не будет находить неко­е­го иде­аль­но­го, абсо­свиреп­но­го ком­фор­та. Хотя бы пото­му, что пони­ма­ние несо­вер­шен­ства чело­ве­че­ской при­ро­ды явля­ет­ся частью здо­ро­во­го миро­воз­зре­ния. А посто­ян­ный бег по отно­ше­ни­ям в поис­ках иде­аль­ных, вот это «посто­ян­но что-то не устра­и­ва­ет» — это дале­ко от здо­ро­во­го отно­ше­ния к жиз­ни. Поиск уже гото­во­го ком­фор­та пред­по­ла­га­ет отсут­ствие лич­ных сози­да­тель­ных уси­лий. И к сожа­ле­нию, люди неред­ко предъ­яв­ля­ют завы­шен­ные тре­бо­ва­ния к дру­гим при незна­чи­тель­ном осо­зна­нии сво­их соб­ствен­ных недо­стат­ков — в сво­ем гла­зу брев­но не заме­ча­ем, в чужом – сорин­ки лицезреем.

А устро­е­ние себе ком­форт­ных вза­и­мо­от­но­ше­ний обыч­но тре­бу­ет рабо­ты – при­чем, не по пере­вос­пи­та­нию дру­го­го, а рабо­ты, в первую оче­редь, над собой.

И в данной для нас вот рабо­те над собой пси­хо­те­ра­пия может ока­зать суще­ствен­ную помощь. Опосля успеш­ной пси­хо­те­ра­пии чело­век избав­ля­ет­ся от каких-либо сво­их внут­рен­их кон­флик­тов, от травок­ма­ти­че­ских пере­жи­ва­ний. Его адап­тив­ные спо­соб­но­сти обыч­но 100­но­вят­ся выше. Он 100­но­вит­ся тер­пи­мее к чело­ве­че­ским сла­бо­стям. Спо­со­бен слы­шать и слу­шать. Про­щать. Ну и вооб­ще при­да­вать мень­ше зна­че­ния каким-то вещам, кото­рые до пси­хо­те­ра­пии, напри­мер, погру­жа­ли его в нев­ро­ти­че­ские мучения.

Нас ведь мно­гое не устра­и­ва­ет имен­но пото­му, что что-то цара­па­ет в пове­де­нии дру­гих. Заде­ва­ет наши боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ные места. Чем мень­ше у нас боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ных мест, тем мень­ше нега­тив­ных реакций.

Опосля успеш­ной пси­хо­те­ра­пии чело­век может обучить­ся луч­ше пони­мама себя, свои жела­ния, свои эмо­ции и обучить­ся гра­мот­но их выра­нажимать. Это помо­га­ет уже за пре­де­ла­ми пси­хо­те­ра­пии раз­би­рать­ся в при­чи­нах нега­тив­ных пере­жи­ва­ний, воз­ни­ка­ю­щих во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях, и кон­струк­тив­но доно­сить соб­ствен­ные мыс­ли до парт­не­ра. А зна­чит – помо­га­ет избе­нажимать ненуж­ных кон­флик­тов и эффек­тив­нее раз­ре­шать кон­флик­ты «неиз­беж­ные».

Есть хоро­ший лите­ра­тур­ный при­мер пове­де­ния пси­хи­че­ски здо­ро­вых людей по отно­ше­нию к «труд­ным людям». Это кни­га вели­кой англий­ской писа­тель­ни­цы Джейн Остин «Гор­дость и предубеж­де­ние». В мно­го­дет­ной, как сей­час бы ска­за­ли, семье исте­рич­ная глу­пая мама и не наименее глу­пые и изба­ло­ван­ные три доче­ри из 5. А отец и две стар­шие доче­ри пред­став­ля­ют собой обра­зец вели­ко­ду­шия и тер­пи­мо­сти. Даже те ситу­а­ции, в кото­рых без­о­раз­ное пове­де­ние мате­ри либо сестер повер­га­ют их в глу­бо­кий стыд, не лиша­ют их люб­ви к ближ­ним. Они про­дол­жа­ют отно­сить­ся к сво­им «глу­пым» род­ствен­ни­цам с тер­пе­ни­ем и мило­сер­ди­ем. Доб­ро­та, сми­ре­ние и хри­сти­ан­ская любовь – вот спо­со­бы по-насто­я­ще­му ком­форт­но­го общения.

А если по при­чине соб­ствен­ной пора­бо­щен­но­сти стра­стя­ми чело­ве­ку слож­но пре­одо­леть раз­дра­жи­тель­ность и нетер­пи­мость, слож­но избе­гать внеш­их – либо внут­рен­их – кон­флик­тов, то пси­хо­те­ра­пия в таком слу­чае – отлич­ный способ. В пси­хо­те­ра­пии чело­век обыч­но изме­ня­ет не круг обще­ния, а фор­мы взаимодействия.

Хотя и ситу­а­ция, когда чело­век осо­зна­ет, что име­ю­щий­ся у него круг обще­ния его кате­го­ри­че­ски не устра­и­ва­ет, тоже быть может. Про­100 ино­гда чело­век пони­ма­ет во вре­мя пси­хо­ло­ги­че­ской рабо­ты, что те, кто рядом, — не его близ­кие. Что он нахо­дит­ся в раз­ру­ша­ю­щих отношениях.

Быва­ет, что рабо­та с пси­хо­ло­гом даже при­во­дит к раз­во­ду. Но… Это почаще те слу­чаи, когда чело­век осо­зна­ет, что живет с алко­го­ли­ком, измен­щи­ком, насиль­ни­ком (абью­зе­ром), и боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ше не желает про­дол­нажимать жить в таковых отно­ше­ни­ях. Неред­ко опосля рабо­ты с пси­хо­ло­гом рас­па­да­ют­ся пары, живу­щие в так назы­ва­е­мом «граж­дан­ском бра­ке», попро­сту – сожи­тель­ству­ю­щие. Потому что один либо оба парт­не­ра осо­зна­ют, что эти­ми отно­ше­ни­я­ми толь­ко ухуд­ша­ют поло­же­ние – напри­мер, если они веру­ю­щие и для их важ­но отка­зы­вать­ся от греха.

А ино­гда полу­ча­ет­ся так, что чело­век уже «про­спел» опосля рабо­ты с пси­хо­ло­гом, а его окру­жа­ю­щие нахо­дят­ся в «боло­те» некон­струк­тив­ных отно­ше­ний. Он слов­но «пере­рас­та­ет» ситу­а­цию. Одна­ко эта его «зре­лость» оста­ет­ся одно­бо­кой, скон­цен­три­ро­ван­ной на для себя, лишен­ной люб­ви к ближ­ним. Это и не зре­лость совсем. Поэто­му если мно­го­чис­лен­ные попыт­ки «под­тя­нуть» окру­жа­ю­щих на собственный уро­вень ока­зы­ва­ют­ся тщет­ны­ми (а люди нередко не желают поменять свое пове­де­ние), то эти отно­ше­ния могут стать для него настоль­ко слож­ны­ми, что он будет стра­отдать. И в кон­це кон­цов он может даже пре­кра­тить такие отно­ше­ния. Как Али­са в Стране Чудес, когда осо­зна­ет, что все окру­жа­ю­щие — это «только кар­ты», чело­век про­100 выры­ва­ет­ся из данной для нас тягост­ной ситу­а­ции, вме­100 того, что­бы с тер­пе­ни­ем отно­сит­ся к недо­стат­кам окру­жа­ю­щих либо про­дол­нажимать уси­лия по улуч­ше­нию отношений.

А еще одна воз­мож­ная при­чи­на услож­не­ния либо раз­ру­ше­ния отно­ше­ний опосля встреч с пси­хо­ло­гом пара­док­саль­на на самом деле. Ино­гда чело­век осо­зна­ет, что для того, что­бы нала­дить отно­ше­ния, имен­но ему нужно мно­го рабо­тать над собой, само­му поменять­ся. Но он не желает это­го. Он не готов поменять­ся сам. И обще­ние с близ­ки­ми посто­ян­но будит в нем раз­дра­же­ние, чув­ство вины, а чув­ство­вать вину он не желает, ему про­ще оби­нажимать­ся. И обще­ние 100­но­вит­ся еже­днев­ной мукой. Тогда и он попро­сту сбе­га­ет из отно­ше­ний. Либо живет, стра­дая. В таки слу­ча­ях люди обыч­но обес­це­ни­ва­ют пси­хо­ло­гов и свою рабо­ту с ними, гово­ря, что пси­хо­лог не посодействовал.

Два послед­их при­ме­ра, дей­стви­тель­но, о сво­е­го рода неуда­чах пси­хо­ло­гов. Но здесь важ­но пони­мама, что ответ­ствен­ность за это дале­ко не все­гда на пси­хо­ло­ге: пси­хо­лог только дает воз­мож­ность изме­нить ситу­а­цию, а осталь­ное зави­сит от актив­но­сти кли­ен­та. Для того, что­бы лекар­ство посодействовал­ло, его нужно испить. Для того, что­бы стра­те­гии, выра­бо­тан­ные вме­сте с пси­хо­ло­гом, посодействовал­ли, их нужно воплотить.

Соглас­но иссле­до­ва­ни­ям эффек­тив­ность пси­хо­те­ра­пии все­го на 15% зави­сит от лич­но­сти пси­хо­те­ра­пев­та и мето­да пси­хо­те­ра­пии, на 10% от того, как сло­жи­лись отно­ше­ния пси­хо­ло­га и кли­ен­та, и на 25 % — от вкла­да само­го клиента.

Полу­ча­ет­ся, что зна­ния по пси­хо­ло­гии могут упро­стить жизнь мир­ско­му чело­ве­ку. Но с дру­гой 100­ро­ны, мно­гое пси­хо­ло­гия  может услож­нить. Это как вы одна­жды  про­во­ди­ли ана­ло­гию с ножиком, кото­рым мож­но хлеб резать, а мож­но чело­ве­ка уничтожить… Ошибаюсь?

Ана­ло­гия с ножиком ско­рее подой­дет для иллю­стра­ции того, как мож­но исполь­зо­вать кон­крет­ные пси­хо­ло­ги­че­ские зна­ния. Про­стой при­мер: зна­ния о пси­хо­ло­гии влеки­пу­ля­тив­но­го воз­дей­ствия могут исполь­зо­вать­ся для влеки­пу­ля­ций, для дости­же­ния соб­ствен­ных целей, иногда чрезвычайно деструк­тив­ных. Но эти же зна­ния необ­хо­ди­мы для того, что­бы защи­щать­ся от злост­ных влеки­пу­ля­ций. Все зави­сит от того, кто, как, с какой целью исполь­зу­ет эти познания.

А вот ощу­ще­ние слож­но­сти, вызван­ное пси­хо­ло­ги­че­ским ана­ли­зом, нередко оправ­дан­ное: люди иногда закры­ва­ют гла­за на мно­гие про­бле­мы, неосо­знан­но либо спе­ци­аль­но упро­щая свое вос­при­я­тие непро­стых ситу­а­ций. Напри­мер, не при­зна­ют­ся для себя в соб­ствен­ных чув­ствах либо при­ни­жа­ют свою зна­чи­мость. Так они защи­ща­ют­ся от слиш­ком боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­шо­го стрес­са. Либо же про­100 бегут от про­блем либо от ответственности.

Но эта слож­ность обыч­но вре­мен­ная. В таковых слу­ча­ях наиболее объ­ек­тив­ный, осо­знан­ный под­ход, несмот­ря на то, что несет с собой допол­ни­тель­ные про­бле­мы и практически все­гда новейшую боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение), спо­со­бен посодействовать. Ведь эти про­бле­мы и боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)  — вре­мен­ные, их уси­ле­ние – вре­мен­ное. А позже при­хо­дят новейшие реше­ния, воз­ни­ка­ет успо­ко­е­ние, уми­ро­тво­ре­ние, внут­рен­ний мир еще немно­го 100­би­ли­зи­ру­ет­ся, глаза­ща­ет­ся, гар­мо­ни­зи­ру­ет­ся. Мне чрезвычайно нра­вит­ся тер­мин «обре­те­ние целост­но­сти». Это сво­е­го рода вос­100­нов­ле­ние себя. К сожа­ле­нию, это нередко быва­ет через боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение). Для обо­зна­че­ния данной для нас 100­ро­ны пси­хо­ло­ги­че­ской рабо­ты я исполь­зую сло­во «пси­хо­хи­рур­гия».  Это как при опе­ра­ции – новенькая вре­мен­ная боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение) для облег­че­ния 100­рой хро­ни­че­ской, небезопасной.

Но здесь важ­но чув­ство меры. У меня был курьёз­ный слу­чай. Кли­ент­ка опосля выпол­не­ния запро­са гово­рит — ну, вро­де как про­бле­му реши­ли, но может, ещё поко­па­ем­ся, вдруг чего-нибудть най­дём? При­шлось посме­ять­ся на тему — выре­зал хирург вос­па­лив­ший­ся аппен­ди­цит, а вы ему — может, ещё где раз­ре­жем, вдруг чего-нибудть найдём!

А вот что зача­стую дей­стви­тель­но услож­ня­ет жизнь, так это инте­рес­ная дефор­ма­ция, кото­рой под­вер­же­ны неко­то­рые пси­хо­ло­ги и про­100 люди, начи­тав­ши­е­ся «пси­хо­ло­ги­че­ских» книжек. Они начи­на­ют при­да­вать слиш­ком боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­шое зна­че­ние сво­им зна­ни­ям. Хотя я бы ска­за­ла – псев­до­зна­ни­ям. И в резуль­та­те они напол­ня­ют свою жизнь «пси­хо­ло­ги­ей» — но не прак­ти­че­ской, типа кон­тро­ля эмо­ций либо разум­ных выбо­ров, а «диа­гно­сти­кой».

На все дей­ствия (к сожа­ле­нию, почаще не на свои, а на дей­ствия окру­жа­ю­щих) они 100­вят диа­гно­зы — начи­ная с того, в какую 100­ро­ну ноги повёр­ну­ты, и кон­чая при­пи­сы­ва­ни­ем выду­ман­ных моти­вов и мыс­лей дру­го­му человеку.

Интер­пре­та­ции чужо­го пове­де­ния без уче­та миро­воз­зре­нии и состо­я­ния чело­ве­ка, вдо­ба­вок осно­ван­ные не на пси­хо­фи­зио­ло­гии орга­низ­ма, а на соб­ствен­ных яко­бы «пси­хо­ло­ги­че­ских» пред­став­ле­ни­ях, неред­ко вычи­тан­ных в псев­до­на­уч­ных кни­гах и 100­тьях по «попку­ляр­ной пси­хо­ло­гии», чрезвычайно вре­дят обще­нию, меша­ют рабо­те – и пре­дель­но раз­дра­жа­ют окру­жа­ю­щих. Ведь обыч­но такие «пси­хо­ло­ги» не огра­ни­чи­ва­ют­ся соб­ствен­ны­ми мыс­ля­ми. Они навя­зы­ва­ют свои «диа­гно­зы» окру­жа­ю­щим, в первую оче­редь, самим «иссле­ду­е­мым». Даже если их о этом не требуют.

В жиз­ни такие навяз­чи­вые лич­ные мне­ния могут раз­ру­шить отно­ше­ния. Я даже понимаю слу­чай раз­во­да жен­щи­ны-пси­хо­ло­га с супругом, кото­ро­му была нуж­на супруга, а не психолог.

В рабо­те же таковой под­ход, как мини­мум, не эффек­ти­вен. Хоро­шо еще, если вре­да не принесет.

Инте­ре­сен тот факт, что пси­хо­ло­гам при обу­че­нии бук­валь­но вдалб­ли­ва­ют в наго­вы, что «пси­хо­ло­ги не 100­вят диа­гно­клич». Для пси­хо­ло­гов есть осо­бая фор­ма изло­же­ния сво­е­го мне­ния о про­бле­ме: «пси­хо­ло­ги­че­ское заключение».

А уж «наве­ши­ва­ние ярлы­ков» — сло­ва, дав­но вышед­шие за пре­де­лы пси­хо­ло­гии из-за сво­ей нега­тив­ной акту­аль­но­сти в мире общения.

Одна­ко при пере­хо­де к пси­хо­ло­ги­че­ской прак­ти­ке, ну и про­100 начи­тав­шись книжек,  неко­то­рые люди «заиг­ры­ва­ют­ся» в гени­аль­ных сыщи­ков от психологии.

Встре­ча­ют­ся рас­ска­зы самих мно­го лет прак­ти­ку­ю­щих пси­хо­ло­гов о про­бле­мах в сво­ей сфе­ре дея­тель­но­сти. Так, напри­мер, неко­то­рый пси­хо­те­ра­певт при­во­дит в при­мер горь­кое выска­зы­ва­ние мате­ри, дочь кото­рой совер­ши­ла суи­цид: “Ведь она мно­го меся­цев ходи­ла на кон­суль­та­цию к пси­хо­ло­гу…” Как Вы счи­та­е­те, про­бле­ма тут в гра­мот­но­сти спе­ци­а­ли­100 либо в чём-то? 

Быва­ют раз­ные ситуации.

Гра­мот­ность пси­хо­ло­га, без­услов­но, чрезвычайно важ­на. Но она не явля­ет­ся пана­це­ей от глу­пых либо – как в дан­ном при­ме­ре – страш­ных выбо­ров человека.

К тому же нель­зя судить о ситу­а­ции по одной фразе.

По дан­но­му выска­зы­ва­нию не ясно, сооб­ща­ла ли дочь пси­хо­ло­гу о жела­нии покон­чить с собой. Пси­хо­лог – не колдун, мыс­лей он не чита­ет. Воз­мож­но, она нажимало­ва­лась на оди­но­че­ство. Либо на про­бле­мы с мате­рью. Либо еще на что.

Ино­гда спра­ши­ва­ют – неуже­ли, обсуж­дая все эти про­бле­мы, пси­хо­лог не додумался?!

Нет, не дога­отдал­ся. У «истин­но­го суи­ци­да»  — того, где чело­век при­нял одно­знач­ное реше­ние о само­убий­стве – неред­ко нет ника­ких внеш­их при­зна­ков. Чело­век про­100 был – а позже его нет.

К тому же суи­цид – не обя­за­тель­ное след­ствие даже чрезвычайно серьез­ных заморочек.

Воз­мож­но, не все о этом зна­ют, но суи­ци­даль­ные мыс­ли в кри­ти­че­ских ситу­а­ци­ях иногда воз­ни­ка­ют если не у всех, то практически у всех. Но у одних они оста­ют­ся 100­рон­ни­ми помыс­ла­ми, наве­ян­ны­ми вра­гом рода чело­ве­че­ско­го. Так, мель­ка­ют на краю созна­ния, даже не оформ­ля­ясь тол­ком. А дру­гие люди при­леп­ля­ют­ся к сиим помыс­лам, начи­на­ют при­ме­рять их на себя, и ино­гда — действовать.

В боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­шин­стве слу­ча­ев суи­ци­даль­ные наме­ре­ния – это только бес­стра­тив­ная стра­те­гия пове­де­ния, кото­рая, как досадно бы это не звучало, ино­гда пло­хо кончается.

Одна­ко даже в этих слу­ча­ях ком­пе­тент­ность спе­ци­а­ли­100 и его опыт хоть и бес­ко­неч­но важ­ны, но не явля­ют­ся опре­де­ля­ю­щи­ми в при­ня­тии тра­гич­но­го реше­ния суи­ци­ден­том. Пси­хо­лог – либо дру­гой кри­зис­ный спе­ци­а­лист – только допол­ни­тель­ный шанс для чело­ве­ка вер­нуть­ся к здра­во­му смыс­лу. А суи­ци­дент – это чело­век за пре­де­ла­ми здра­во­го смысла.

Не так дав­но я была на 7­на­ре извест­но­го кри­зис­но­го пси­хо­ло­га Миха­и­ла Хась­мин­ско­го по суи­ци­дам. Так он ска­зал заме­ча­тель­ные сло­ва: «суи­ци­ден­ты – это люди с коро­ной на наго­ве». Како­вы бы ни были при­чи­ны суи­ди­цаль­ных настро­е­ний, чело­век скон­цен­три­ро­ван на для себя и сво­их пере­жи­ва­ни­ях. Он игно­ри­ру­ет эмо­ции и чув­ства дру­гих, он эгоцентричен.

И если доче­ри было все рав­но, какую боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение) она при­чи­нит сво­им выбо­ром мате­ри  — обыч­но пре­дель­но важ­но­му для каж­до­го чело­ве­ку (если она вооб­ще не мсти­ла ей «за все хоро­шейке»), неуже­ли вы дума­е­те, что мне­ние совер­шен­но чужо­го для нее чело­ве­ка – пси­хо­ло­га будет играться для нее реша­ю­щее значение?

Даже если чело­век гово­рил о суи­ци­де, то пси­хо­лог может посодействовать не все­гда. По неко­то­рым дан­ным уда­ет­ся «отго­во­рить» от суи­ци­да око­ло 70% выска­зав­ших это пожелание.

Но суи­ци­даль­ные наме­ре­ния неред­ко явля­ют­ся частью депрес­сии либо дру­гих рас­стройств, что тре­бу­ет уже не пси­хо­ло­ги­че­ской, а пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ской либо пси­хи­ат­ри­че­ской помощи.

А иногда суи­ци­даль­ное настро­е­ние тре­бу­ет посто­ян­но­го наблю­де­ния в пси­хи­ат­ри­че­ском дис­пан­се­ре и меди­ка­мен­тоз­ной тера­пии. Но не достаточно кто из кли­ен­тов согла­ша­ет­ся про­100 схо­дить к пси­хи­ат­ру, и даже у пси­хи­ат­ра от гос­пи­та­ли­за­ции мно­гие отрешаются.

При­ну­ди­тель­ная же гос­пи­та­ли­за­ция чело­ве­ка, выска­зы­ва­ю­ще­го суи­ци­даль­ные наме­ре­ния,  в нашей стране чрезвычайно непро­свора про­це­ду­ра, ини­ци­и­ро­вать кото­рую про­стой пси­хо­лог сам обыч­но не может, осо­бен­но, если он рабо­та­ет не в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ни­це. Он может реко­мен­до­вать обра­ще­ние в пси­хи­ат­ру, есть опре­де­лен­ные юри­ди­че­ские ходы, но при всем этом может потре­бо­вать­ся и согла­сие род­ствен­ни­ков, и судеб­ное решение.

Во мно­гих стра­нах у пси­хо­ло­гов есть ответ­ствен­ность перед зако­ном в слу­ча­ях суи­ци­да кли­ен­тов, если будет дока­за­но, что он сде­лал что-то, что укре­пи­ло в чело­ве­ке реше­ние о само­убий­стве, — либо не сде­лал необ­хо­ди­мо­го. У пси­хо­те­ра­пев­тов и пси­хо­ло­гов в нашей стране таковая ответ­ствен­ность тоже есть – по 100­тье УК (Уголовный кодекс — система нормативных правовых актов, принимаемых уполномоченными органами государственной власти) «О дове­де­нии до само­убий­ства». Ино­гда гово­рят, что пси­хо­ло­ги у нас таковой ответ­ствен­но­сти не несут, одна­ко это не так: закон писан для всех. И уже были судеб­ные прецеденты.

Одна­ко это не сни­ма­ет ответ­ствен­но­сти с дру­гих людей, окру­жа­ю­щих суицидента.

Нуж­но пони­мама, что пси­хо­лог вза­и­мо­дей­ству­ет с чело­ве­ком час в неде­лю, а то и пореже. А все осталь­ное вре­мя чело­век предо­став­лен само­му для себя и обща­ет­ся с дру­ги­ми людьми.

К сожа­ле­нию, я сама в прак­ти­ке не раз стал­ки­ва­лась с тем, что близ­кие род­ствен­ни­ки, осо­бен­но роди­те­ли, наде­ют­ся, что пси­хо­лог спа­сет их ребен­ка, а сами не гото­вы поменять свое пове­де­ние, спо­соб­ству­ю­щее деструк­тив­но­му состо­я­нию доче­ри либо отпрыска.

Что при таком рас­кла­де может сде­лать пси­хо­лог – я лич­но не очень пони­маю. Раз­ве что заме­нить чело­ве­ку отца и мама, стать для него самым важ­ным и авто­ри­тет­ным, под­чи­нить для себя его волю.

Но зна­е­те – это не вхо­дит в зада­чи пси­хо­ло­га. Наиболее того, это совер­шен­но про­ти­во­по­лож­но основ­ной цели пси­хо­те­ра­пии, воз­вра­ща­ю­щей чело­ве­ка само­му для себя.

Кому вооб­ще пси­хо­те­ра­пия быть может противопоказана? 

Неко­то­рые мето­ды пси­хо­те­ра­пии про­ти­во­по­ка­за­ны при тех либо других забо­ле­ва­ни­ях пси­хи­ки и тела (ведь есть и телес­но-ори­ен­ти­ро­ван­ная пси­хо­те­ра­пия, и т.д.). Это нуж­но раз­би­рать­ся с каж­дым мето­дом в отдельности.

Мно­гие мето­ды пси­хо­те­ра­пии име­ют огра­ни­че­ние по интел­лек­ту­аль­но­му и эмо­ци­о­наль­но­му уров­ню раз­ви­тия человека.

Кате­го­ри­че­ски про­ти­во­по­ка­за­на всем пси­хо­те­ра­пия, про­во­ди­мая не спе­ци­а­ли­100­ми. Думаю, здесь не нуж­ны пояснения.

Как и наобо­рот – про­ти­во­по­ка­за­ны мето­ды, кото­рые исполь­зу­ют про­фес­си­о­на­лы, если эти мето­ды не име­ют под собой науч­ной осно­вы, наиболее того – носят оккульт­ный нрав.

Напри­мер, холо­троп­ное дыха­ние – оккульт­ный и весь­ма опас­ный способ. В ряде шта­тов США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке), кста­ти, нелегальный.

Может ли пси­хо­ло­ги­че­ская помощь с Вашей точ­ки зре­ния повре­дить духов­ной жиз­ни? Понят­но, что испо­ве­ду­ю­щие попку­ляр­ную пси­хо­ло­гию, гра­ни­ча­щую с оккуль­тиз­мом,  спе­ци­а­ли­сты полностью могут поме­шать духов­но­му росту, а то и раз­вер­нуть в обрат­ном направ­ле­нии. Как насчёт пра­во­слав­ных психологов?

Вооб­ще, есть даже обсуж­де­ния пра­во­мер­но­сти поня­тия «пра­во­слав­ный пси­хо­лог». Один фило­лог гово­рил мне, что это негра­мот­ное соче­та­ние. Хотя, на мой взор, оно весь­ма удоб­ное, если обо­зна­ча­ет про­фес­си­о­наль­но­го пси­хо­ло­га, кото­рый и сам чело­век пра­во­слав­ный, и осно­вы­ва­ет­ся в рабо­те на хри­сти­ан­скую антропологию.

В Рос­сии пси­хо­ло­гию в рам­ках фило­со­фии пре­по­да­ва­ли ещё в Кие­во-Моги­лян­ской ака­де­мии в 17 веке. Впер­вые пси­хо­ло­ги­ей именовал раз­дел сво­е­го кур­са мит­ро­по­лит Сте­фан Явор­ский в 1690‑е годы. Так что зна­ний накоп­ле­но нема­ло. При­чём, не иду­щих враз­рез с наукой. 

А вот при сопри­кос­но­ве­нии с духов­ны­ми сфе­ра­ми — кото­рые не пощу­пать — здесь важ­но веро­ис­по­ве­да­ние человека.

Пра­во­слав­ные пси­хо­ло­ги – такие же люди, как и пра­во­слав­ные НЕп­си­хо­ло­ги. Отли­ча­ют­ся они нали­чи­ем пси­хо­ло­ги­че­ской подготовки.

Но, как и все люди, они могут быть под­вер­же­ны любо­му гре­ху. Напри­мер, зара­зе оккульт­но­го, колдуны­че­ско­го мышления.

Как досадно бы это не звучало, мно­гие пра­во­слав­ные люди веруют в горо­ско­пы.  К мое­му ужа­су, в горо­ско­пы веруют даже пси­хо­ло­ги, кото­рые долж­ны знать, поче­му люди веруют в гороскопы.

Одна­ко пси­хо­лог — это спе­ци­а­лист, кото­рый учит­ся отсе­кать либо ослабел­лять мно­гие иска­же­ния мыш­ле­ния. Это одна из про­фес­си­о­наль­ных ком­пе­тен­ций пси­хо­ло­га. А пра­во­слав­ный пси­хо­лог в данной для нас рабо­те име­ет гораз­до боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ше помо­щи – опо­ру на Свя­щен­ное Писа­ние, тру­ды свя­тых отцов и т.д.

Есть и дру­гие иску­ше­ния для пси­хо­ло­га. Напри­мер, пред­став­ле­ние себя не про­100 боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ше зна­ю­щим о пси­хи­ке, но слов­но избран­ным, и от это­го — него­до­ва­ние на тех, кто еще «не дорос», снис­хо­ди­тель­ное отно­ше­ние к тем, кто не спо­со­бен спра­вить­ся с соб­ствен­ны­ми стра­стя­ми (о, веч­ный альянс гла­за и бревна!).

Очередной соблазн пра­во­слав­но­го пси­хо­ло­га – стрем­ле­ние к фак­ти­че­ски сек­тант­ско­му «гуру­из­му». Неко­то­рые забы­ва­ют о том, како­вы функ­ции пси­хо­ло­га. Вме­100 это­го они при­ни­ма­ют на себя роль некоторых учи­те­лей, оце­ни­вая и осуж­дая поступ­ки и эмо­ции кли­ен­та, яко­бы ведя его к «све­ту».

Была у меня кли­ент­ка, кото­рая не толь­ко пси­хо­ло­гов не обожай­ла, да и 100­ла нена­ви­деть Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь опосля «пси­хо­ло­ги­ни», кото­рая вме­100 кон­суль­та­ции про­100 наве­ша­ла ярлычек «грех» на все ее выбо­ры. Раз­ве что ана­фе­ме не кинула.

Как досадно бы это не звучало, это не еди­нич­ный вариант.

Одна­ко это обыч­но сви­де­тель­ству­ет не толь­ко о негра­мот­но­сти пси­хо­ло­га, да и о лич­ных мораль­но-нрав­ствен­ных каче­ствах и о пси­хи­че­ском (пси­хо­ло­ги­че­ском) здо­ро­вье спеца.

Обыч­но пси­хо­лог про­хо­дит так назы­ва­е­мую «лич­ную тера­пию», поз­во­ля­ю­щую умень­шить если­че­ство его соб­ствен­ных пси­хо­ло­ги­че­ских про­блем либо обучить­ся жить с эти­ми про­бле­ма­ми без их раз­ру­ша­ю­ще­го воз­дей­ствия на пси­хи­ку. Эта прак­ти­ка ужасу­ет кли­ен­та от воз­дей­ствия лич­ных про­блем психолога.

Пра­во­слав­ный пси­хо­лог одно­вре­мен­но идет наиболее важ­ным методом – методом отсе­ка­ния стра­стей и отка­за от гре­хов, методом пока­я­ния и молит­вы. Для него откры­ты Таин­ства Испо­ве­ди и При­ча­стия. Он опи­ра­ет­ся на помощь Божию.

Поэто­му пра­во­слав­ный пси­хо­лог обыч­но наименее под­вер­жен раз­ру­ша­ю­ще­му воз­дей­ствию неиз­беж­ных стрес­сов, свя­зан­ных с посто­ян­ным сопри­кос­но­ве­ни­ем с чужой болью (неприятного сенсорного и эмоционального переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани или описываемое в терминах такого повреждения), сопе­ре­жи­ва­ни­ем и необ­хо­ди­мо­стью под­дер­жи­вать людей в их несчастье.

А сле­до­ва­ние пра­во­слав­ной мора­ли – это чрезвычайно важ­ное пре­иму­ще­ство веру­ю­ще­го психолога.

Он не поре­ко­мен­ду­ет «вылечивать» слож­ные отно­ше­ния в семье попыт­ка­ми отдох­нуть друг от дру­га и погу­лять на 100­роне. Он не поре­ко­мен­ду­ет сде­лать аборт. Он поста­ра­ет­ся вос­100­но­вить в вас утра­чен­ное досто­ин­ство лич­но­сти, но при всем этом не будет песто­вать в вас эго­и­стич­ное само­мне­ние. Он не поре­ко­мен­ду­ет жить в обмане либо под­чи­нять­ся животик­ным инстинк­там. Он не будет вас учить находить вино­ва­тых в ваших про­бле­мах и осуж­отдать тех, кто по сути ока­зал­ся вино­ват. Он не будет учить под­рост­ков отно­ше­ни­ям со сме­ной и пере­бо­ром парт­не­ров, как, напри­мер, на некоторых тре­нин­гах, где было «мальчишка/девченка поце­ло­ва­лись — сме­ни­ли парт­не­ра – поце­ло­ва­лись — сме­ни­ли парт­не­ра». Он не будет уни­нажимать вас, обу­чать сня­тию застен­чи­во­сти через такие упраж­не­ния как «помо­чить­ся на обще­ствен­ной оста­нов­ке в при­сут­ствии людей» и т.д. Это все не фан­та­зии, а при­ме­ры из опы­та моих клиентов.

Бес­ко­неч­но важ­но, что при­над­леж­ность пси­хо­ло­га к Пра­во­слав­ной Церк­ви поз­во­ля­ет наде­ять­ся, что его мето­ды рабо­ты не поме­ша­ют жить по Запо­ве­дям и в ладу с совестью.

Уютный дом