Хоть отношение к психологии и психотерапии не всегда однозначное, в целом психологическая помощь считается про100 необходимой во многих жизненных ситуациях. Ну как иначе, когда этогоденька переход через оживлённую автомобильную дорогу может вылиться в немалую психологическую, а то и физическую травму?
Мы знаем, к примеру, что у любого лекарственного средства есть побочное действие. Есть ли побочный эффект либо, как некоторые говорят, тёмная 100рона у психологии и психотерапии? С сиим нам поможет разобраться психолог-консультант Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП Наталья Ярасова.
В чём Вы видите цель психотерапии? Для чего же проводятся психологические курсы, тренинги, личные консультации?
Цель, с которой человек приходит в психотерапию либо на тренинг, однозначная – он желает улучшить свою жизнь.
А вот то, что заявляют целью своей работы психологи и психотерапевты, быть может показателем их профессионализма и добросовестности.
Задача практической психологии и психотерапии — улучшение психического здоровья. Как следствие зачастую происходит улучшение качества жизни человека в целом, но идет речь не о достижении им каких-либо благ, а о улучшении его мироощущения.
Безусловно, решая какие-то свои внутренние проблемы, человек совершенствует свои отношения с другими людьми, развивает какие-то свои качества, а значит, может иногда улучшить и свое благосо100яние. Работа над собой, да к тому же при помощи специали100, может повысить личную эффективность, что иногда сказывается и на увеличении зарплаты… Но также человек полностью может осознать, что его устраивает тот уровень достижений, который у него есть. Что он не желает поменять свою жизнь.
Поэтому нужно понимама, что психолог-консультант, психотерапевт может посодействовать в развитии каких-либо ваших навыков и способностей, в избавлении от внутрених конфликтов либо неконструктивных поведенческих стратегий.
А если для вас гарантируют обретение высокооплачиваемой работы, нахождение партнера, увеличение «денежных потоков» и т.д., то перед вами жулик.
Потому что глобальная цель психотерапии – улучшение качества жизни в плане самоощущения, обретения личностью состояния осознанности и целостности, способности жить само100ятельда и трепетно.
Достижение же какого-то уровня благосо100яния не является целью психотерапии по определению.
К сожалению, в психологии огромное есличество самозванцев и жуликов.
Однако при небольшом усилии полностью можно разобраться, к кому 100ит пойти на прием, а от кого нужно дернажиматься подальше.
Как вообще осознать, к какому специалисту нужно обращаться в той либо другой ситуации? Ведь есть психологи, коучи, психотерапевты, психиатры.
В целом распределение сфер ответственности практических специалистов-психологов таково:
Психиатры и психотерапевты – это докторы.
Психиатры занимаются лечением психических заболеваний.
Психотерапевт работает с так называемыми «расстройствами со значениями заболевания» — невротическими проблемами (например, депрессией, тревожным расстройством, паническими атаками и др.). Лечение у психотерапевта должно осуществляться преимущественно методами психотерапии, однако при необходимости он может выписать лекарства.
Практический психолог – это специалист в психологии, занимающийся психологической помощью, поддержкой и сопровождением. Он помогает в случае психологических проблем — например, проблем в отношениях либо в воспитании, трудностей на работе, различных кризисов. Психолог не доктор, он не может выписать лекарства и не производит медицинского вмешательства. Психолог работает со здоровыми людьми либо здоровыми аспектами личности боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных людей. В сферу его задач входит изменение нерациональных мысленных установок, развитие познавательных и личностных способностей, коррекция жизненных стратегий человека, помощь в разрешении конфликтов и т.п.
Психолог может иметь специализацию — социальный, юридический, клинический, детский психолог, акмеолог (специализирующийся на людях, достигнулших зрелости) и т.д.
Коучи же — это тренеры (английское слово, так и переводится – тренеры), помогающие человеку достигнуть некий жизненной либо профессиональной цели. Изначально так называли репетиторов, помогающих подготовиться к экзаменам. Постепенно термин стал гораздо обширнее, затронув спорт, бизнес, финансы, здоровый образ жизни. На мой взор, коучинг в этих сферах – хорошая вещь (если им занимается спец).
Но сейчас в моде так называемый лайф-коучинг, изначально направленный на достижение личных (личностных) целей. А по факту лайф-коучи пытаются подменять психологов и психотерапевтов.
Нужно четко понимама, что коуч – это практически всегда не психолог. Ряд коучей имеет профессиональную психологическую подготовку, однако это, скорее, исключение. Коучи прославились своими лозунгами о том, что совсем не обязательно быть профессиональным психологом, чтобы оказывать людям психологическую помощь. По их мнению, хоть какой человек без знаний и умений может «ковыряться» в человеческой душе. Неоднократно подвергалось критике и отсутствие морально-этического кодекса коучей (за исключением ряда конкретных коуч-сообществ).
Так что нужно быть чрезвычайно внимательным, выбирая специали100, к которому планируете обратиться.
И не 100ит соблазняться яркими лозунгами, обещающими быстрое гарантированное исцеление без усилий. Конечно, хотелось бы, чтобы такое было возможно, но это ложные обещания.
Иногда возникает чувство, что психология многое усложняет. Возьмём, к примеру, лень. Человек пытается бороться с ней понуждением, тренировкой силы воли. От психологов он узнает, что возможно это не лень даже, а прокрастинация (откладывание), которая в свою очередь имеет много причин. С каждой причиной нужно бороться по-своему. А если у человека присутствует комплекс этих причин, то и работу нужно проводить, как говорится, по всем фронтам: и мотивировать себя, и пытаться найти ценность в своей работе, и побороть перфекционизм и пр. А это наиболее сложный и объёмный труд, чем понуждение. Что Вы может сказать по этому поводу?
Наверное, 100ит начать с того, что воля – это психическая функция. И это тоже предмет исследований и практики психологов. Другими словами выбор между поиском причин той же прокрастинации и волевым усилием – это не выбор между психологией и кое-чем наиболее простым. Это все психология. Здесь всего только проблема постановки «диагноза»: есть ли у человека некий серьезный внутриличностный конфликт, мешающий ему действовать, либо он «про100 ленится». Психолог может посодействовать определиться с оценкой состояния и стратегиями поведения для решения психологических проблем. Наиболее того – даже если у человека отыскался «комплекс причин», обосновывающих лень, совсем не обязательно ему нужно проходить психотерапию.
В практике разрешения конфликтов используется интересный способ – сравнение так называемых «цены конфликта» и «цены выхода из конфликта». И выбор стратегии поведения определяется тем, что наименее издержекно с точки зрения расхода жизненных сил.
Так и тут. Если человек 100вит впереди себя задачу – хоть какой ценой сделать некое дело, то возможно, именно понуждение будет оптимальным вариантом.
В норме если идет речь именно о лени либо же сопутствующие внутренние препятствия не критичны, то неустанные волевые усилия постепенно вырабатывают привычку к тому либо иному делу, к деланию вообще. И человек может совершать необходимые действия, побеждая периодически подступающий соблазн полениться без значительных усилий и, тем наиболее, без страданий.
Наиболее тщательный анализ собственного состояния, внутрених причин «лени» — работа по всем фронтам — нужны в тех случаях, когда волевые усилия не приносят необходимого результата, когда переживания, сопровождающие понуждение, чрезмерно сильны либо даже приводят человека в состояние депрессии либо невроза. Либо же – когда человек готов к усилиям ради усовершенствования своих поведенческих стратегий.
Но иногда самокопание основано на надуманных проблемах. И психолог может посодействовать это понять.
Кстати, чрезмерная увлеченность поиском причин своих негативных – либо якобы негативных состояний – присимвол ипохондрии, болезненной мнительности.
Отношение к собственным психологическим проблемам нужно выстраивать разумно – не игнорировать их, да и не придавать им слишком боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шого значения. Ценить то, что дано, не фиксируясь на сложностях до фанатизма. Человек способен преодолеть необычайные эмоциональные сложности не разрушаясь, — если он желает их преодолеть.
В 100тье одного психотерапевта есть слова, заставляющие задумамася о пользе психотерапии. Создатель считает, что чем глубже человек познаёт психологию, тем тяжелее ему общаться с близкими, он может поменять весь собственный круг общения, разрушить семью, т.к. имеющиеся формы общения его не удовлетворяют. Вы можете это прокомментировать? Справедливо ли говорить, что человеку, прошедшему курс психотерапии, сложнее найти вторую половинку, т.к. он будет находить абсосвирепно комфортного общения себе? Поскольку такое практически невозможно, его будет постоянно что-то не устраивать.
Я бы сказала, что наоборот. Прошедший успешную психотерапию человек не будет находить некоего идеального, абсосвирепного комфорта. Хотя бы потому, что понимание несовершенства человеческой природы является частью здорового мировоззрения. А постоянный бег по отношениям в поисках идеальных, вот это «постоянно что-то не устраивает» — это далеко от здорового отношения к жизни. Поиск уже готового комфорта предполагает отсутствие личных созидательных усилий. И к сожалению, люди нередко предъявляют завышенные требования к другим при незначительном осознании своих собственных недостатков — в своем глазу бревно не замечаем, в чужом – соринки лицезреем.
А устроение себе комфортных взаимоотношений обычно требует работы – причем, не по перевоспитанию другого, а работы, в первую очередь, над собой.
И в данной для нас вот работе над собой психотерапия может оказать существенную помощь. Опосля успешной психотерапии человек избавляется от каких-либо своих внутрених конфликтов, от травокматических переживаний. Его адаптивные способности обычно 100новятся выше. Он 100новится терпимее к человеческим слабостям. Способен слышать и слушать. Прощать. Ну и вообще придавать меньше значения каким-то вещам, которые до психотерапии, например, погружали его в невротические мучения.
Нас ведь многое не устраивает именно потому, что что-то царапает в поведении других. Задевает наши боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ные места. Чем меньше у нас боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных мест, тем меньше негативных реакций.
Опосля успешной психотерапии человек может обучиться лучше понимама себя, свои желания, свои эмоции и обучиться грамотно их выранажимать. Это помогает уже за пределами психотерапии разбираться в причинах негативных переживаний, возникающих во взаимоотношениях, и конструктивно доносить собственные мысли до партнера. А значит – помогает избенажимать ненужных конфликтов и эффективнее разрешать конфликты «неизбежные».
Есть хороший литературный пример поведения психически здоровых людей по отношению к «трудным людям». Это книга великой английской писательницы Джейн Остин «Гордость и предубеждение». В многодетной, как сейчас бы сказали, семье истеричная глупая мама и не наименее глупые и избалованные три дочери из 5. А отец и две старшие дочери представляют собой образец великодушия и терпимости. Даже те ситуации, в которых безоразное поведение матери либо сестер повергают их в глубокий стыд, не лишают их любви к ближним. Они продолжают относиться к своим «глупым» родственницам с терпением и милосердием. Доброта, смирение и христианская любовь – вот способы по-настоящему комфортного общения.
А если по причине собственной порабощенности страстями человеку сложно преодолеть раздражительность и нетерпимость, сложно избегать внеших – либо внутрених – конфликтов, то психотерапия в таком случае – отличный способ. В психотерапии человек обычно изменяет не круг общения, а формы взаимодействия.
Хотя и ситуация, когда человек осознает, что имеющийся у него круг общения его категорически не устраивает, тоже быть может. Про100 иногда человек понимает во время психологической работы, что те, кто рядом, — не его близкие. Что он находится в разрушающих отношениях.
Бывает, что работа с психологом даже приводит к разводу. Но… Это почаще те случаи, когда человек осознает, что живет с алкоголиком, изменщиком, насильником (абьюзером), и боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше не желает продолнажимать жить в таковых отношениях. Нередко опосля работы с психологом распадаются пары, живущие в так называемом «гражданском браке», попросту – сожительствующие. Потому что один либо оба партнера осознают, что этими отношениями только ухудшают положение – например, если они верующие и для их важно отказываться от греха.
А иногда получается так, что человек уже «проспел» опосля работы с психологом, а его окружающие находятся в «болоте» неконструктивных отношений. Он словно «перерастает» ситуацию. Однако эта его «зрелость» остается однобокой, сконцентрированной на для себя, лишенной любви к ближним. Это и не зрелость совсем. Поэтому если многочисленные попытки «подтянуть» окружающих на собственный уровень оказываются тщетными (а люди нередко не желают поменять свое поведение), то эти отношения могут стать для него настолько сложными, что он будет страотдать. И в конце концов он может даже прекратить такие отношения. Как Алиса в Стране Чудес, когда осознает, что все окружающие — это «только карты», человек про100 вырывается из данной для нас тягостной ситуации, вме100 того, чтобы с терпением относится к недостаткам окружающих либо продолнажимать усилия по улучшению отношений.
А еще одна возможная причина усложнения либо разрушения отношений опосля встреч с психологом парадоксальна на самом деле. Иногда человек осознает, что для того, чтобы наладить отношения, именно ему нужно много работать над собой, самому поменяться. Но он не желает этого. Он не готов поменяться сам. И общение с близкими постоянно будит в нем раздражение, чувство вины, а чувствовать вину он не желает, ему проще обинажиматься. И общение 100новится ежедневной мукой. Тогда и он попросту сбегает из отношений. Либо живет, страдая. В таки случаях люди обычно обесценивают психологов и свою работу с ними, говоря, что психолог не посодействовал.
Два последих примера, действительно, о своего рода неудачах психологов. Но здесь важно понимама, что ответственность за это далеко не всегда на психологе: психолог только дает возможность изменить ситуацию, а остальное зависит от активности клиента. Для того, чтобы лекарство посодействовалло, его нужно испить. Для того, чтобы стратегии, выработанные вместе с психологом, посодействовалли, их нужно воплотить.
Согласно исследованиям эффективность психотерапии всего на 15% зависит от личности психотерапевта и метода психотерапии, на 10% от того, как сложились отношения психолога и клиента, и на 25 % — от вклада самого клиента.
Получается, что знания по психологии могут упростить жизнь мирскому человеку. Но с другой 100роны, многое психология может усложнить. Это как вы однажды проводили аналогию с ножиком, которым можно хлеб резать, а можно человека уничтожить… Ошибаюсь?
Аналогия с ножиком скорее подойдет для иллюстрации того, как можно использовать конкретные психологические знания. Простой пример: знания о психологии влекипулятивного воздействия могут использоваться для влекипуляций, для достижения собственных целей, иногда чрезвычайно деструктивных. Но эти же знания необходимы для того, чтобы защищаться от злостных влекипуляций. Все зависит от того, кто, как, с какой целью использует эти познания.
А вот ощущение сложности, вызванное психологическим анализом, нередко оправданное: люди иногда закрывают глаза на многие проблемы, неосознанно либо специально упрощая свое восприятие непростых ситуаций. Например, не признаются для себя в собственных чувствах либо принижают свою значимость. Так они защищаются от слишком боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шого стресса. Либо же про100 бегут от проблем либо от ответственности.
Но эта сложность обычно временная. В таковых случаях наиболее объективный, осознанный подход, несмотря на то, что несет с собой дополнительные проблемы и практически всегда новейшую боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение), способен посодействовать. Ведь эти проблемы и боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение) — временные, их усиление – временное. А позже приходят новейшие решения, возникает успокоение, умиротворение, внутренний мир еще немного 100билизируется, глазащается, гармонизируется. Мне чрезвычайно нравится термин «обретение целостности». Это своего рода вос100новление себя. К сожалению, это нередко бывает через боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение). Для обозначения данной для нас 100роны психологической работы я использую слово «психохирургия». Это как при операции – новенькая временная боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение) для облегчения 100рой хронической, небезопасной.
Но здесь важно чувство меры. У меня был курьёзный случай. Клиентка опосля выполнения запроса говорит — ну, вроде как проблему решили, но может, ещё покопаемся, вдруг чего-нибудть найдём? Пришлось посмеяться на тему — вырезал хирург воспалившийся аппендицит, а вы ему — может, ещё где разрежем, вдруг чего-нибудть найдём!
А вот что зачастую действительно усложняет жизнь, так это интересная деформация, которой подвержены некоторые психологи и про100 люди, начитавшиеся «психологических» книжек. Они начинают придавать слишком боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шое значение своим знаниям. Хотя я бы сказала – псевдознаниям. И в результате они наполняют свою жизнь «психологией» — но не практической, типа контроля эмоций либо разумных выборов, а «диагностикой».
На все действия (к сожалению, почаще не на свои, а на действия окружающих) они 100вят диагнозы — начиная с того, в какую 100рону ноги повёрнуты, и кончая приписыванием выдуманных мотивов и мыслей другому человеку.
Интерпретации чужого поведения без учета мировоззрении и состояния человека, вдобавок основанные не на психофизиологии организма, а на собственных якобы «психологических» представлениях, нередко вычитанных в псевдонаучных книгах и 100тьях по «попкулярной психологии», чрезвычайно вредят общению, мешают работе – и предельно раздражают окружающих. Ведь обычно такие «психологи» не ограничиваются собственными мыслями. Они навязывают свои «диагнозы» окружающим, в первую очередь, самим «исследуемым». Даже если их о этом не требуют.
В жизни такие навязчивые личные мнения могут разрушить отношения. Я даже понимаю случай развода женщины-психолога с супругом, которому была нужна супруга, а не психолог.
В работе же таковой подход, как минимум, не эффективен. Хорошо еще, если вреда не принесет.
Интересен тот факт, что психологам при обучении буквально вдалбливают в наговы, что «психологи не 100вят диагноклич». Для психологов есть особая форма изложения своего мнения о проблеме: «психологическое заключение».
А уж «навешивание ярлыков» — слова, давно вышедшие за пределы психологии из-за своей негативной актуальности в мире общения.
Однако при переходе к психологической практике, ну и про100 начитавшись книжек, некоторые люди «заигрываются» в гениальных сыщиков от психологии.
Встречаются рассказы самих много лет практикующих психологов о проблемах в своей сфере деятельности. Так, например, некоторый психотерапевт приводит в пример горькое высказывание матери, дочь которой совершила суицид: “Ведь она много месяцев ходила на консультацию к психологу…” Как Вы считаете, проблема тут в грамотности специали100 либо в чём-то?
Бывают разные ситуации.
Грамотность психолога, безусловно, чрезвычайно важна. Но она не является панацеей от глупых либо – как в данном примере – страшных выборов человека.
К тому же нельзя судить о ситуации по одной фразе.
По данному высказыванию не ясно, сообщала ли дочь психологу о желании покончить с собой. Психолог – не колдун, мыслей он не читает. Возможно, она нажималовалась на одиночество. Либо на проблемы с матерью. Либо еще на что.
Иногда спрашивают – неужели, обсуждая все эти проблемы, психолог не додумался?!
Нет, не догаотдался. У «истинного суицида» — того, где человек принял однозначное решение о самоубийстве – нередко нет никаких внеших признаков. Человек про100 был – а позже его нет.
К тому же суицид – не обязательное следствие даже чрезвычайно серьезных заморочек.
Возможно, не все о этом знают, но суицидальные мысли в критических ситуациях иногда возникают если не у всех, то практически у всех. Но у одних они остаются 100ронними помыслами, навеянными врагом рода человеческого. Так, мелькают на краю сознания, даже не оформляясь толком. А другие люди прилепляются к сиим помыслам, начинают примерять их на себя, и иногда — действовать.
В боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шинстве случаев суицидальные намерения – это только бесстративная стратегия поведения, которая, как досадно бы это не звучало, иногда плохо кончается.
Однако даже в этих случаях компетентность специали100 и его опыт хоть и бесконечно важны, но не являются определяющими в принятии трагичного решения суицидентом. Психолог – либо другой кризисный специалист – только дополнительный шанс для человека вернуться к здравому смыслу. А суицидент – это человек за пределами здравого смысла.
Не так давно я была на 7наре известного кризисного психолога Михаила Хасьминского по суицидам. Так он сказал замечательные слова: «суициденты – это люди с короной на нагове». Каковы бы ни были причины суидицальных настроений, человек сконцентрирован на для себя и своих переживаниях. Он игнорирует эмоции и чувства других, он эгоцентричен.
И если дочери было все равно, какую боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение) она причинит своим выбором матери — обычно предельно важному для каждого человеку (если она вообще не мстила ей «за все хорошейке»), неужели вы думаете, что мнение совершенно чужого для нее человека – психолога будет играться для нее решающее значение?
Даже если человек говорил о суициде, то психолог может посодействовать не всегда. По некоторым данным удается «отговорить» от суицида около 70% высказавших это пожелание.
Но суицидальные намерения нередко являются частью депрессии либо других расстройств, что требует уже не психологической, а психотерапевтической либо психиатрической помощи.
А иногда суицидальное настроение требует постоянного наблюдения в психиатрическом диспансере и медикаментозной терапии. Но не достаточно кто из клиентов соглашается про100 сходить к психиатру, и даже у психиатра от госпитализации многие отрешаются.
Принудительная же госпитализация человека, высказывающего суицидальные намерения, в нашей стране чрезвычайно непросвора процедура, инициировать которую простой психолог сам обычно не может, особенно, если он работает не в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)нице. Он может рекомендовать обращение в психиатру, есть определенные юридические ходы, но при всем этом может потребоваться и согласие родственников, и судебное решение.
Во многих странах у психологов есть ответственность перед законом в случаях суицида клиентов, если будет доказано, что он сделал что-то, что укрепило в человеке решение о самоубийстве, — либо не сделал необходимого. У психотерапевтов и психологов в нашей стране таковая ответственность тоже есть – по 100тье УК (Уголовный кодекс — система нормативных правовых актов, принимаемых уполномоченными органами государственной власти) «О доведении до самоубийства». Иногда говорят, что психологи у нас таковой ответственности не несут, однако это не так: закон писан для всех. И уже были судебные прецеденты.
Однако это не снимает ответственности с других людей, окружающих суицидента.
Нужно понимама, что психолог взаимодействует с человеком час в неделю, а то и пореже. А все остальное время человек предоставлен самому для себя и общается с другими людьми.
К сожалению, я сама в практике не раз сталкивалась с тем, что близкие родственники, особенно родители, надеются, что психолог спасет их ребенка, а сами не готовы поменять свое поведение, способствующее деструктивному состоянию дочери либо отпрыска.
Что при таком раскладе может сделать психолог – я лично не очень понимаю. Разве что заменить человеку отца и мама, стать для него самым важным и авторитетным, подчинить для себя его волю.
Но знаете – это не входит в задачи психолога. Наиболее того, это совершенно противоположно основной цели психотерапии, возвращающей человека самому для себя.
Кому вообще психотерапия быть может противопоказана?
Некоторые методы психотерапии противопоказаны при тех либо других заболеваниях психики и тела (ведь есть и телесно-ориентированная психотерапия, и т.д.). Это нужно разбираться с каждым методом в отдельности.
Многие методы психотерапии имеют ограничение по интеллектуальному и эмоциональному уровню развития человека.
Категорически противопоказана всем психотерапия, проводимая не специали100ми. Думаю, здесь не нужны пояснения.
Как и наоборот – противопоказаны методы, которые используют профессионалы, если эти методы не имеют под собой научной основы, наиболее того – носят оккультный нрав.
Например, холотропное дыхание – оккультный и весьма опасный способ. В ряде штатов США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке), кстати, нелегальный.
Может ли психологическая помощь с Вашей точки зрения повредить духовной жизни? Понятно, что исповедующие попкулярную психологию, граничащую с оккультизмом, специалисты полностью могут помешать духовному росту, а то и развернуть в обратном направлении. Как насчёт православных психологов?
Вообще, есть даже обсуждения правомерности понятия «православный психолог». Один филолог говорил мне, что это неграмотное сочетание. Хотя, на мой взор, оно весьма удобное, если обозначает профессионального психолога, который и сам человек православный, и основывается в работе на христианскую антропологию.
В России психологию в рамках философии преподавали ещё в Киево-Могилянской академии в 17 веке. Впервые психологией именовал раздел своего курса митрополит Стефан Яворский в 1690‑е годы. Так что знаний накоплено немало. Причём, не идущих вразрез с наукой.
А вот при соприкосновении с духовными сферами — которые не пощупать — здесь важно вероисповедание человека.
Православные психологи – такие же люди, как и православные НЕпсихологи. Отличаются они наличием психологической подготовки.
Но, как и все люди, они могут быть подвержены любому греху. Например, заразе оккультного, колдуныческого мышления.
Как досадно бы это не звучало, многие православные люди веруют в гороскопы. К моему ужасу, в гороскопы веруют даже психологи, которые должны знать, почему люди веруют в гороскопы.
Однако психолог — это специалист, который учится отсекать либо ослабеллять многие искажения мышления. Это одна из профессиональных компетенций психолога. А православный психолог в данной для нас работе имеет гораздо боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше помощи – опору на Священное Писание, труды святых отцов и т.д.
Есть и другие искушения для психолога. Например, представление себя не про100 боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше знающим о психике, но словно избранным, и от этого — негодование на тех, кто еще «не дорос», снисходительное отношение к тем, кто не способен справиться с собственными страстями (о, вечный альянс глаза и бревна!).
Очередной соблазн православного психолога – стремление к фактически сектантскому «гуруизму». Некоторые забывают о том, каковы функции психолога. Вме100 этого они принимают на себя роль некоторых учителей, оценивая и осуждая поступки и эмоции клиента, якобы ведя его к «свету».
Была у меня клиентка, которая не только психологов не обожайла, да и 100ла ненавидеть Русскую Православную Церковь опосля «психологини», которая вме100 консультации про100 навешала ярлычек «грех» на все ее выборы. Разве что анафеме не кинула.
Как досадно бы это не звучало, это не единичный вариант.
Однако это обычно свидетельствует не только о неграмотности психолога, да и о личных морально-нравственных качествах и о психическом (психологическом) здоровье спеца.
Обычно психолог проходит так называемую «личную терапию», позволяющую уменьшить есличество его собственных психологических проблем либо обучиться жить с этими проблемами без их разрушающего воздействия на психику. Эта практика ужасует клиента от воздействия личных проблем психолога.
Православный психолог одновременно идет наиболее важным методом – методом отсекания страстей и отказа от грехов, методом покаяния и молитвы. Для него открыты Таинства Исповеди и Причастия. Он опирается на помощь Божию.
Поэтому православный психолог обычно наименее подвержен разрушающему воздействию неизбежных стрессов, связанных с постоянным соприкосновением с чужой болью (неприятного сенсорного и эмоционального переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани или описываемое в терминах такого повреждения), сопереживанием и необходимостью поддерживать людей в их несчастье.
А следование православной морали – это чрезвычайно важное преимущество верующего психолога.
Он не порекомендует «вылечивать» сложные отношения в семье попытками отдохнуть друг от друга и погулять на 100роне. Он не порекомендует сделать аборт. Он постарается вос100новить в вас утраченное достоинство личности, но при всем этом не будет пестовать в вас эгоистичное самомнение. Он не порекомендует жить в обмане либо подчиняться животикным инстинктам. Он не будет вас учить находить виноватых в ваших проблемах и осужотдать тех, кто по сути оказался виноват. Он не будет учить подростков отношениям со сменой и перебором партнеров, как, например, на некоторых тренингах, где было «мальчишка/девченка поцеловались — сменили партнера – поцеловались — сменили партнера». Он не будет унинажимать вас, обучать снятию застенчивости через такие упражнения как «помочиться на общественной остановке в присутствии людей» и т.д. Это все не фантазии, а примеры из опыта моих клиентов.
Бесконечно важно, что принадлежность психолога к Православной Церкви позволяет надеяться, что его методы работы не помешают жить по Заповедям и в ладу с совестью.
