Оглавление
- Почему я?
- “С верующего человека никто не снимал обязанность мыслить”
- Ужас рецидива и депрессия
Каждый из нас боится услышать о серьёзной болезни. Протоиерей Вячеслав Перевезенцев полгода вспять вызнал о диагнозе – раке мозга, прошёл через операцию и лечение. Его оптимизм, доброта, юмор вызывают восхищение. Батюшка любезно согласился побеседовать с нами на эту тему.
– Когда доктор говорит: у вас онкология, воспринимается, как приговор. Как принять такую новость?
– Непро100 что-то советовать, потому что всё индивидуально. Люди совершенно по-разному подходят к данной нам точке своей жизни: с различным жизненным опытом и мировоззрением, во всевозможных ситуациях и обстоятельствах. Поэтому трудно, ну и навряд ли так необходимо давать какие-то общие рекомендации. И все таки несколько моментов я бы отметил.
Как правило, всё начинается так: пациенту говорят, что по проведённым тестам есть вопросы, есть непонятная этиология заболевания и нужно пройти дополнительные обследования в онкологическом центре. Сразу появляется ужас. И это нормальный и естественный ужас. Столкнувшись с таковой новостью, первое, что человек должен сделать – это пройти все необходимые процедуры, чтобы диагноз был установлен точно. Не нужно изводить себя страшными фантазиями. Опасения нередко не подтверждаются и лучше проконсультироваться в разных местах.
Неважно какая неизвестность, неопределённость намного ужаснее, чем неприятная, суровая правда. Это ребёнку желается спрятать нагову и перестать созидать, слышать – реакция понятная, но она неправильная. Вроде бы ни было боязда и вроде бы не хотелось отложить это на завтра, перенести на позже, рассуждая, что «сейчас же живу», «чувствую себя как обычно», необходимо пройти все обследования. Если опасения напрасны, слава Богу, а если всё серьёзно, то каждая минута для лечения бывает принципиальна.
Хоть какой ужас требует от человека супругества, усилия, чтобы созодать то, что должно, несмотря на боязнь: в данном случае добиться окончательно диагноза (краткое медицинское заключение об имеющемся заболевании (травме), отклонении в состоянии здоровья обследуемого или о причине смерти).
Если диагноз – онкологическое заболевание – подтверждается, то это тоже не повод опускать руки и мыслить, что всё закончилось. Мы живём в 21 веке, и в последние десятилетия человечество сильно шагнуло вперед в лечении онкологии. Этогоденька подобная болезнь не означает конец жизни, врачи обучились бороться с ней.
Слова «рак», «онкология» для тех, кто не посвящён в проблематику, а таковых боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шинство, означает что-то кошмарное, как кирпич на нагову. У рака много видов, разная локализация, несколько 100дий. И со многими разновидностями онкологии медицина обучилась наиболее либо наименее справляться. Есть такие виды, которые опосля курса лечения находятся в долгой ремиссии, и при всем этом не требуют огромных денежных вложений. Конечно, есть онкология, лечение которой обходится весьма дорого, и главное, что у пациента небольшой шанс на выздоровление. Но так бывает далеко не постоянно.
Важно понимама, что наступает не конец, а начало. Новейший шаг жизни, где придётся бороться с недугом. Да, шаг непростой. А кто сказал, что жизнь про100? Что-то придётся поменять кардинально, находить новое. Важен настрой человека, его внутренняя установка. С объявлением диагноза жизнь не заканчивается, она меняется. Конечно, возникает законный вопросец: меняется как? В нехорошую 100рону? Я бы ответил: не факт. У изменения много граней, и я уверен, что есть неожиданные: и они важные, нужные и не плохие, а наоборот. В конце концов, принцип Полианны никто не отменял.
Почему я?
Человеку, с которым это произошло, желается спросить – почему это произошло со мной? Ему кажется, что он чуток ли не единственный, с кем случилось подобное. Как досадно бы это не звучало, это распространённое заболевание, сейчас тысячи и сотни тыщ людей в мире живут с онкологией. Справляются с болезнью, борются с ней, другими словами эта история не суперуникальная, а полностью человеческая. Разве можно пред100вить жизнь без боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани), страданий, невзгод, без тех либо других недугов, а в нашем случае без серьёзных заболеваний? Так что мы здесь не одни, не понимаю, насколько это поддерживает либо утешает, но это факт, который нужно осознавать.
– Ваша супруга – доктор, конечно, она Вас поддерживала. И не только, как супруга, да и как доктор, кандидат медицинских наук… Можно что-то читателям поведать?
– Жизнь каждого человека происходит в уникальных обстоятельствах, его окружают те либо другие люди, но, как правило, у каждого из нас есть близкие. Трудно пред100вить человека, который совершенно один. Я не исключение, у меня есть друзья, родные. Конечно, самая близкая для меня – моя супруга Даша. Так получилось, что она ещё и доктор. Для меня это весьма важно, благодаря Даше я снял с себя заботу разбираться в огромном мире медицины. Легко и про100, погружаясь в этот мир, заразиться тревогой, волнением, осознать правильно либо неправильно проходит лечение, какие есть альтернативы, а может, попробовать этот способ либо другой? Я полностью доверяю Даше и тем врачам, с которыми она связана. Это во многом нашу жизнь облегчает. Будучи практически 30 лет священником, я неоднократно встречал людей с онкологией и понимаю из бесед с ними, как непро100 избрать врача, тактику лечения, получить ответы на вопросы. Представьте: прочитали одно о своём недуге, позже другое, иногда совершенно противоположное, такое метание вносит в жизнь тревогу и трату энергии и силы, а лечение и без того обессиливает. У пациентов могут зародиться ложные надежды на то, что есть супер лекарство – людное, нетрадиционное либо некое ультрасовременное. Может, это и не так плохо, мобилизуются ресурсы человека. Но, к сожалению, за сиим 100ит разочарование. В этом смысле я благодарен Господу, что рядом со мной Даша, и я вообще не думаю на данную тему. Она, являясь врачом, грамотно относится к лечению, понимает, куда нам смотреть, где находить.
Моё заболевание серьёзное, не предполагает ни ремиссии, ни выздоровления, поэтому, как ни государствно это звучит, мне в чём-то проще. Нужно вылечиваться: пока лечусь, значит живу.
Конечно, не оставляет меня и надежда. Надежда на милость Божию и волшебство. Это добрая надежда, хорошо, что она не умирает. И, конечно, неоценима чисто человеческая поддержка супруги. Мы уже 30 лет вместе и то, что сейчас она рядом, невозможно переоценить. Хотя, конечно, бывает, что и она впадает в какую-то тревогу, волнение, и уже мне приходится её успокаивать. Мне кажется, что пока мы хорошо справляемся. Жизнь идёт, уже практически полгода, как определили диагноз, считаю, что мы живём нормально, как обычно, никаких ужасов не вижу, на что хватает сил, на то и тратим. Даша работает, я хотя бы раз в неделю, 100раюсь служить литургию в нашем храме.
– Локализация разная бывает: случается, что женщина, узнав о раке груди, думает, не нужно оперироваться, чтобы умереть полноценной женщиной. Как Вы прокомментируете это?
– Если человек беспокоится, а волнения эти совершенно нормальные, что 100нет каким-то неполноценным, это повод поговорить про это. Отдельная тема – что такое полноценный и неполноценный, насколько важно для человека, как он выглядит снаружи. Бывает, когда внешность связана с профессиональной 100роной жизни, а бывает что-то другое.
В ситуации стресса, а болезнь – это, конечно, мощный стресс (неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз), человек нередко впадает в инфантилизм и не желает признавать, что жить как раньше уже нельзя, жизнь изменилась и значит придётся поменяться и самому. Легче сделать вид, что ничего не произошло. Тогда не нужно ничего поменять: не желаю вылечиваться, потому не желаю признать, что заболел. Это детская позиция – закрыл глаза и никакого ужаса не вижу, значит его и не существует. Посодействовать человеку выйти на другой уровень жизни – наиболее серьёзный, ответственный – весьма принципиально.
Инфантилизм тесно связан с эгоизмом либо даже со своего рода аутизмом, когда для меня не существует никого, кроме меня. Весь мир вертится исключительно вокруг меня – ведь это я болен.
Весьма важно не угодить в эту ловушку, не считать себя самым несчастным, а то и совсем жертвой. Рядом с нами есть те, кто за нас переживает, и они желают нам блага, о их мы не вправе забывать. Если б мы были сами по для себя – это одно дело, но рядом те, за кого мы в ответе. Это не только наша жизнь, она необходима ещё и тем, кого Бог поставил рядом с нами.
Иногда человек впадает в жуткую обиду из-за того, что с ним случилось, и он не может мыслить о других. Ему иногда даже желается кое-чем им отомстить, например, своей смертью. И это следует из его предыдущей истории.
– В этом случае можно ли сказать, что 100рые «раны», переживания способны вызывать рак?
– У онкологии на этогодняшний денек нет каких-либо конкретных причин, другими словами врачи не могут сказать, с чем связано заболевание, чем вызвано. Если мы кое-где читаем «это происходит от того-то, причины такие-то», это не правда. К сожалению, медики не знают, что случается с организмом, что он даёт таковой страшный сбой. В то же время есть вещи, которые во многом могут нам подсказать (не значит, что мы найдём причины) факторы, которые могли привести к заболеванию. В частности, наше душевное, духовное состояние, какие-то обиды, конфликты, травокмы. Непережитые, неосмысленные, непонятые, которые мы несём внутри себя с раннего детства, а может, с совершенно недавнего времени. Эта благоприятная среда, куда приходит болезнь, либо, как говорят медики, те либо другие триггеры, которые могут способствовать развитию заболевания.
Поэтому так важно обратить на это внимание. Весьма желательно навести порядок в своем жизненном мире и в своей душе. Для верующего человека это путь покаяния. Это такое изменение образа жизни и образа мысли, за которым 100ит примирение со своей совестью, с Богом, с ближними. Это важный момент. И верующий не может не вспомнить о этом в первую очередь. Таинство елеосвящения (соборование) – то, к чему важно подготовиться православному человеку, в жизнь которого вошла серьезная болезнь. А подготовка эта и состоит, главным образом, в покаянии.
Сложнее, если человек неверующий, не имеющий опыта молитвы, покаяния, участия в церковных таинствах. Да и он, если с ним говорить на его языке (не о покаянии и грехах, а о конфликте, который внутри нас), согласится с тем, что перед ним 100ит важная задача: разобраться с проблемой. Хоть какой раздорвей – ситуация, когда мы находимся в противо100янии сами с собой – может посылать нашему телу разные команды. И может произойти сбой, который и вызовет заболевание. Конечно, это гипотеза, я ничего не утверждаю, я про100 понимаю, что так быть может устроено. Если нет ясности и гармонии, мира внутри нас, мы нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон)ничаем, тревожимся. А это может сказываться не только на настроении, да и на физическом состоянии. И это не из области фантастики, этому посвящены и научные исследования, это психосоматика. Наводить порядок в своей душе важно даже с чисто тактических подходов.
“С верующего человека никто не снимал обязанность мыслить”
– Ещё встречаются такие ситуации, когда верующий человек говорит: раз Господь послал такую болезнь, значит за грехи, значит не нужно вылечиваться. Нужно принять, и всё.
– С верующего человека никто не снимал обязанность мыслить. Нет такого церковного учения, согласно которому болезнь нам посылается за что-то. Это один из ответов. Какая тут логика? Мы сделали что-то плохое, дурное, и Бог нас наказывает, посылая серьёзный недуг. Хотя логика и понятная, всё равно весьма примитивная. В детстве так бывало: мы провинились, например, разбили красивую вазу, нас родители, которые, конечно, нас обожают, всё равно могут наказать. Мы постепенно взрослеем и понимаем, что мир устроен намного сложнее, чем нам казалось из нашей детской кроватки. И нужно взрослеть, а то иногда мы так и живём в инфантильном состоянии, которое наиболее остро проявляется как раз в критической ситуации, и мы рассуждаем: ага, пришла неудача, значит в чём-то мы виноваты. Детская логика.
Мы не должны быть по разуму детками. Болезнь, как и хоть какое зло, и погибель как квинтэссенцию зла Бог не творил. Это не то, что нужно Господу. Читая Евангелие, мы лицезреем, что Господь пришёл спасти мир, и пребывая в мире, он исцеляет болящих. Его отношение к болезни разумеется.
Боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани), недуги – это следствие повреждённости мира, его падшести, оторванности от полноты жизни, от Бога. Мы живём в этом мире, и конечно, то, что мир повреждён – наша с вами «заслуга». Каждый вносит свою долю греха в мир. Но тут нет прямой корреляции: совершил грех, и у тебя отсохла рука. Мы знаем, что люди праведной и даже святой жизни болели и иногда серьёзно болели.
Пред100вим такую картину: на сцене с одной 100роны на лавочке посиживают искалеченные, чахоточные, одним словом, боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ные люди. На другой – исключительно румяные, здоровые. А на лавочках подписи: грешники и праведники. Зрителям предлагается избрать, к кому они желают присоединиться. Понятно, что все побегут туда, где посиживают пышущие здоровьем люди, но не потому что все желают быть праведниками! А потому что желают быть здоровыми. Но мы все знаем, что устроено все иначе: мы можем посмотреть на жизнь святых, праведников и про100 хороших людей из обыденной жизни, с которыми случаются нехорошие вещи. Поэтому логика «если заболел, значит самый плохой» не работает.
Но про себя и для себя – не другому, не другу, а для себя! – человек может сказать: у меня серьёзная болезнь, потому что я грешник, я жил неправильно, Господь меня предупреждает, Господь желает, чтобы в моей жизни что-то поменялось.
– Люди волновались за Вас, молились и радовались, когда дело пошло на поправку. Вроде бы Вы этапы охарактеризовали либо описали: от момента, как узнали диагноз, до операции? Что было самым сложным?
– Вызнал я о своей болезни полгода вспять, причём диагноз был неожиданным. Буквально накануне я ещё бегал. Обратился к медикам по другой причине. Я футболист, и заметил, что стал ужаснее играться, нет былой концентрации внимания. Я сделал МРТ (Магнитно-резонансная томография — томографический метод исследования внутренних органов и тканей с использованием физического явления ядерного магнитного резонанса), чтобы выяснить, в чём дело и продолжить играться так, как я привык. Оказалось, что опухоль таковая боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шая, что она давила на определённые части головного мозга, терялось боковое зрение. Опухоль была с куриное яичко, и еще бы немножко и оперировать бы было уже нельзя. Поэтому у меня было боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше благодарности за то, что мы о ней узнали, чем ропота за то, что она есть.
Я воспринял это как Божие посещение, подарок Божий, как будто это не болезнь, а исцеление. Исцеление в духовном смысле моей жизни. Не то, что я был страшным грешником либо жил некий зябкой жизнью. Нет, я обычный грешник, и я ничего не мог с данной нам жизнью сделать. Наверное, нам всем хорошо знакомо чувство: живёшь, всё понимаешь, на одни и те же грабли наступаешь, нет сил переделать что-то, изменить. А здесь появились силы. Я воспринял это не как наказание, а, наоборот, как Божие благословение.
Но я никогда не скажу другому человеку, узнав о его диагнозе, дескать, тебя Бог благословил. Так говорить другому, тем наиболее незнакомому человеку, глупо и немыслимо. А глупость – страшная вещь, многие неудачи от неё. То, что я готов сказать для себя, весьма нередко боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше нельзя ни к кому отнести.
Мы сразу определились, где вылечиваться, были люди, которые отыскали денекги, и сейчас я прохожу лечение в университетской клинике в Мюнхене. Схема лечения традиционная – в этом смысле трудностей не было. И то, как я переносил и радиотерапию, и химиотерапию не оказалось, по крайней мере пока, кое-чем сверхтяжёлым. Конечно, есть последствия – слабость, тошнота. Но не так всё страшно. Несмотря на то, что я практически ничем не болел раньше, помню моменты и ужаснее.
А трудности? У меня детки, например, дочке только 13 лет, тяжело мыслить, что мы можем расстаться. Не время сейчас, в таком возрасте остаться без отца. Но что с сиим сделаешь? Да, я переживаю, что могу расстаться с близкими, с детками. Это мой ужас.
Мы живём в мире, который болен, дышим сиим воздухом, не можем этого избенажимать. В конце концов, так либо иначе мы будем болеть, и мы болеем с самого рождения. Наиболее того, мы все знаем, верующие и неверующие, что когда-то умрём. Никому из нас не сказано, когда. И когда приходит таковая болезнь, мы понимаем, что всё серьёзно, что конец может случиться этогоденька либо завтра, и, конечно, это сильно меняет жизнь. Но не кардинально, потому что, по боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шому счёту, какая разница – через год, два либо 30 лет? Хорошо, пусть разница есть, но всё равно она непринципиальная. Болезнь помогает осознать и осознать, что у нашей жизни есть предел.
Люблю повторять эту фразу: мы все точно знаем, что умрем, но не все в это верим. Знать и веровать – не одно и то же. И все таки между ними существует связь. Верой для меня 100новится то знание, тот опыт, который я из области растрибуналка перемещаю в свое сердце, в центр своей жизни, туда, где принимаются главные жизненные решения. Я могу знать, что есть Бог и мыслить, что это знание делает меня верующим, но это не так. А вот когда это знание будет определять мои жизненные смыслы, цели, задачи, выборы, это и значит, что я встал на путь веры.
То же и со смертью либо Вечностью. Когда это знание влияет на мои ценности и решения, и тогда только тогда это имеет значение.
Ужас рецидива и депрессия
– Опосля онкологии жизнь есть, но люди могут бояться рецидива. Как не превратить свою жизнь в страшное ожидание?
– Не нужно опускать руки, нужно наполнять жизнь каждодневным смыслом, созодать то, что мы можем и должны созодать, ценить каждый денек. Жизнь таковая штука, что нам может казаться, будто она проходит вроде бы через нас, что она протекает мимо нас, и мы здесь вроде и ни при чем.
Русский философ Василий Васильевич Розанов говорил, что жизнь человека бывает бессознательной и сознательной. В первом случае – это та жизнь, которая определяется причинами, а сознательная жизнь определяется целями. Причины нас толкают, неважно вовне они либо внутри, они от нас не достаточно зависят, и мы их не выбираем. А цели не могут быть бессознательными. Это то, что мы сами находим, то, к чему стремимся. Даже чтобы яблоко с дерева сорвать, необходимо постараться: на цыпочки встать либо даже табуреточку подставить.
Жизнь наполняется красками, смыслом, полнотой, когда у нас есть цели, начиная даже с самых маленьких, которые мы 100вим для себя каждый денек. Просыпаемся: а что этогоденька, как наш денек будет устроен, что можно сделать? Не нужно этого бояться, нужно подходить к каждому деньку, как будто пишем сочинение. Как будто ежедневно перед нами белоснежный незапятнанный листок, и мы набрасываем план. Жизнь из этого и состоит. Денек проходит, и мы вечером молимся, благодарим Бога за то, что получилось: планировали с кем-то встретиться – встретились, сделали что-то по работе, кому-то письмо написали, кому давно не писали. А что-то не получилось, может, мы про это забыли либо у нас не хватило сил, либо мы побоялись – говорим: «Прости нас, Господи!». Мне кажется, такое сознательное отношение к жизни – бодрое и трезвое, не по инерции – делает нашу жизнь наиболее жив что ли.
– Нередко опосля лечения онкологии у пациентов депрессия. Как с ней биться?
– Депрессия быть может заболеванием, и нужно обращаться за медицинской помощью, не стесняться этого. Когда тяжёлые мысли идут на физиологическом уровне, то уговоры не помогут человеку. Говорить страдающему депрессией «перестань унывать и хандрить!», пытаться разманить его – неправильда и опасно. Депрессия может начаться из-за онкологии, и её нужно вылечивать, обращаясь к профессионалам. Есть специальные медикаменты, и не нужно их страшиться.
Но быть может такое состояние не депрессией, а тем, что в церковной традиции называется унынием, а в быту печалью и тоской. Отличие в том, что, как правило, уныние приходит и уходит, не держится долго и не сопровождается такими факторами, как бессонница, потеря аппетита и т.д. Уныние может иметь пространство, и не нужно мыслить, что мы должны быть всё время такими бодрячками. Имеем право взгрустнуть, поунывать! Только не нужно в этом тонуть, доводить до того, чтобы тоска переросла в медицинское заболевание – депрессию. Нужно быть внимательным к для себя, помогать для себя.
Верующему человеку, имеющему духовный, церковный опыт, конечно, проще, потому что есть таинства, в которых мы должны участвовать, молитва. Другими словами не должны – не нравится мне это слово – а можем! Причастие, исповедь укрепляют, глазащают, дают возможность смотреть на себя и вокруг глазами Бога. И это совершенно другая картина: там нет места унынию.