Все знают, что отчаяние – спутник всех горюющих. Искренняя скорбь иногда доходит до того, что в смерти близких обвиняют Бога, не лицезреют выхода, не представляют, как жить. Отчаяние приводит как к психологическим, так и к духовным дилеммам.
Нужно сказать, что отчаяние – одна из самых страшных страстей. Это – крайняя степень уныния. Оно является прямым следствием неверия либо не достаточноверия. Если человек верует в Бога и Его Всеблагой Промысел, то что бы ни случилось, он будет благодарить Господа за скорбь и за удовлетворенность – «Слава Богу за все!». Верующему все Господь творит во благо, так и Священное Писание гласит.
С впавшим в отчаяние человеком трудно общаться, и весьма сложно что-то до него донести. Он замыкается внутри себя и закрывается от Бога в своем неверии. Ему можно посодействовать только тогда, когда он немножко начнет открываться, когда порождающий отчаяние холод души совершенно измучает его, и человек начнет находить душевного и духовного тепла. И если Бог даст, таковой человек придет в храм Божий и попросит о помощи. Тогда ему действительно можно кое-чем помогать. Практика показывает, что духовное лечение бывает весьма долгим, ибо отчаяние быстро не излечивается. Церковь традиционно предлагает следующее Средство: постоянное, учащенное Богоощение через Святые Тайны. Потому что через Таинства Господь дарует особенные радости душе, пробуждает ее лучшие духовные чувства. И вот через их душа постепенно оттаивает, у человека открываются «духовные глаза», и он начинает созидать что-то еще, кроме своего горя.
Посодействовать отчаявшемуся человеку можно, окруживой его любовью. Не потакать его страстям вседозволенностью (это называется человекоугодие), а согреть его добрым отношением, потерпеть его немощь, осознать его болезнь. Это одна 100рона. Другая 100рона – духовная: за этого человека нужно молиться, вымаливать у Бога для него прощение. Особенно усердно должны молиться близкие родственники: отец и мама. По молитве близких могут начаться изменения в жизни и душе человека. И таковым образом его, в конце концов, можно привести к Богу, к Церкви и к Спасению. Другими словами, спасти его душу от гибели через отчаяние.
Как говорил Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и тысячи рядом с тобой спасутся». Про100 побыть рядом с отчаявшимся человеком, поговорить с ним о простых житейских вещах, привести в храм, чтобы он почувствовал, что мир не замыкается на его горе, что в мире есть любовь и теплота. Это один из способов донести, что источник Любви – Бог. Пусть Бога трудно почувствовать в горе, но будет легче, если ты увидишь, что именно Бог вывел тебя из темноты, что Бог согрел твое сердце. Ты сейчас не чувствуешь этого не от того, что Бога нет, а от того, что ты закрылся от Бога подобно тому, как в солнечный денек закрываются от солнца зонтиком. А Бог на всех изливает свою любовь и теплоту, свою благоотдать (как сказано в Евангелие – и на грешников, и на праведников). Ты отодвинь зонтик своего горя в 100ронку, не замыкайся на для себя. Вспомни, сколько в твоей жизни было (и будет еще!) ситуаций, когда Бог для тебя очевидно помогал. Ты сейчас запамятовал о этом, а когда для тебя Бог помогал, ты о этом помнил и даже благодарил Его. И вот сейчас для тебя нужно это снова вспомнить и не отчаиваться. Потому как если ты о Боге вспомнишь, взглянешь на Него со смирением и кротостью, призовешь Его на помощь, Он обязательно придет для тебя на помощь. Отчаяние, как лед от солнечного тепла, будет таять. И твое сердце превратиться в плодоносную землю, которая снова расцветет. Красота в твоей душе и в твоей жизни снова обязательно будет! Но для начала отодвинь немного зонт…
Именно отчаяние приводит людей к непосредстенокному суициду либо втягивает в медленный суицид – в алкоголизм, наркотики. Про100 вспомните, что вы не первые живете на этом свете. Многие проходили через подобные ситуации, и находились в наиболее отчаянном положении.
Я напоминаю о этом нередко, предлагая съездить в интернат либо в дом пре100релых, где люди годами лежат на пролежнях, а приходишь к ним – они для тебя улыбаются. И не только ты к ним приходишь, как солнышко, да и они тебе солнышко. Не только ты их, да и они поддержат тебя. Только задумайтесь, как тяжело жить боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ным людям. Они иногда спрашивают: «Батюшка, когда же я умру?!». Но при всем при всем этом они не впадают в отчаяние, молятся, причащаются.
А есть и наиболее тяжелые случаи. И даже в их иногда находится выход. У нас в приходе ведется программа борьбы с абортами. И приводят нередко пример: «Что бы вы сказали семье, где уже четверо деток, мама боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)на сифилисом, отец тоже болен, 5-ый ребенок на подходе. Что созодать с беременностью?» А ведь таковым ребенком был Бетховен. С абортом мама лишила бы человечество Гения. Другими словами, все страшные условия, которые кажутся неразрешимыми, по сути весьма нередко разрешаются Промыслом Божиим и 100новятся весьма полезными последствиями для самого пострадавшего и для его ближих. Это важный момент.
Рассмотрим другой пример. В нормальной многодетной семье рождается ребенок-инвалид, слаборазумный. И вот, оказывается, что этот ребенок был неслучайно послан Богом, потому что вокруг него сплотилась вся семья. Этот ребенок стал центром любви. И все члены семьи жили общей болью (неприятного сенсорного и эмоционального переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани или описываемое в терминах такого повреждения) и общей заботой о этом ребенке. И страдание, казавшееся вначале страшным наказанием, оказалось по сути Промыслом Божиим, спасительным и нужным.
В письме духовной дочери Серафима Вырицкого есть таковая идея, что какие бы ни были тяжелые условия, нам важно осознать, что они посланы нам от любящего Бога для нашего спасения. Потому что без этого тяжкого испытания нам не спастись. У каждого собственный путь, и тебя Бог вот таковым методом повел. Не нужно отчаиваться, неся даденное для тебя испытание, потому что через него Бог тебя к Для себя приближает. И Бог не жестокий деспот, а, наоборот, любящий Отец.
Профессор Осипов приводит таковой пример: один человек болен туберкулезом, а второй – аппендицитом. Первого отправляют вылечиваться на курорт, а второго – под ножик хирурга. Кого Бог любит боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше? Задумайтесь над сиим…
Откуда берется наше отчаяние? Эта страсть живет в человеке, да к тому же подогревается врагом рода человеческого. Нужно осознать, что когда мы замыкаемся в отчаянии, отгораживаемся от Бога, то привлекаем к для себя силы тьмы. И таковая «духовная изоляция» вредит душе погибшего в той же мере, в которой вредят развлечения. Отчаяние – это страсть, которая убивает молитвенный дух. Человек в отчаянии не может молиться, потому что он погружен в свою боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение). Ему даже нравится это состояние, и он иногда не желает из него выходить. Нужно всегда помнить, что отчаяние лишает человека молитвенной духовной связи с усопшим и мешает оказать помощь как усопшему, так и для себя.
А еще отчаянию нередко сопутствует хула на Бога: «Он отобрал! Какое Он имел право?!» А ведь если один отрекается от Бога, то как тяжело 100новится второму! Ведь когда мы приближаемся к Богу, то помогаем усопшему. Когда мы отдаляемся от Него через страсти и отчаяние, мы и усопших отдаляем от утешения Божия, и сами в мрак погружаемся. Разве все это свидетельствует о степени нашей настоящей любви к усопшим? В отчаянии нет никакой жертвенности!Это – незапятнанный эгоизм.
Сколько в истории было войн, нашествий, смертей? Но никогда не было в русских традициях хулить и обвинять Бога. Всегда проще хулить Бога, чем занимамася собой и исправлять ситуацию. А еще виной всему служит наша духовная лень. Человек понимает, что если он идет в церковь, то придется принять много условий, которые она накладывает на нашу жизнь: исполнять заповеди Божии, регулярно совершать молитву, соблюотдать пост. А человеку проще отмахнуться и оставаться в той грязи, в которой он находится. Человек не понимает, что от этого ему будет только ужаснее. Он про100 не знает другой сладости, кроме сладости греха!
