Ю.Б.: Тема нашей встречи — алкогольная зависимость и способы, возможности противо100яния этому недугу. Мне кажется, было бы интересно начать с некоего обзора ситуации в стране по затронутому вопросцу.
И.П.: У нас достаточно продвигатьсяся в электричке в субботу вечером, чтобы осознать, что происходит. Можно сказать, что пьют практически все. Это конечно не означает, что все алкоголики. Эта проблема даже вошла в поговорки, что питие есть веселье Руси и ведет свое начало от князя Владимира, и оно не потеряло своей актуальности с тех времен. Мы лицезреем, что алкоголизм молодеет, алкоголизм 100новится нормой жизни, потому что, помимо собственно пития, еще влияют разные причины общественные, другими словами, именно реклама такого образа жизни, которая навязывает человеку, что смысл жизни в получении удовольствия. Самый дешевый и простой способ получения удовольствия — это испить, потом начинается наркомания. Я думаю, что в основе лежит комплекс неудовлетворенности человека своей жизнью и убегание от нее в алкоголь, или же, действительно восприятие той психологии, что жизнь- это удовольствие, а средством этого удовольствия служит алкоголь. Если сравнивать нашу страну с другими странами, в том числе западно-европейскими, где алкоголь является частью культуры, такие как Франция, Италия, где без бокала вина не обходится ни одна трапеза; там вот люди умудряются сиим бокалом вина довольствоваться, другими словами там, наверняка, тоже есть такие явления, как алкоголизм, но у нас как-то все грубее и у нас многие не довольствуется бокалом вина, а пьют до того времени, пока не упадут. В этом тоже проблема, другими словами не сам алкоголь плох, а неправильное его употребление, это если брать культурные 100роны этого явления.
Ю.Б.: Инна Леонтьевна, а, быть может, вы сможете картину обрисовать в других категориях. Что можно сказать относительно молодежи.
И.Б.: Я думаю, что сейчас, к сожалению, границы регионов в этом вопросе стираются. Я это говорю по опыту моего общения с людьми, которые живут и в крупных и в маленьких городах и в глубинке Конечно, проблема алкоголизации, употребления алкоголя среди молодежи, 100ит в провинции наиболее остро, чем в крупных городах, таковых крупных, как Москва и Санкт-Петербург. Вообще, картина с употреблением алкоголя имеет динамику и она нестатична. Безусловно, если мы в историю посмотрим, были периоды, когда на Руси безмерное употребление алкоголя осуждалось обществом, были ценности, которые все таки останавливали, препятствовали, но тут в некий момент весьма резко вмешался экономический фактор, это означает, что алкоголь стал товаром и товаром весьма прибывальщинаным. Именно с этого момента, началось бурное развитие алкоголизации нашего населения, когда поощрялось употребление алкоголя в трактирах без закуски, в общем-то, люди пили ковшами, ведрами. Конечно же это сказалось на общем генофонде либо на генном состоянии. Тут еще накладывается весьма сильный отпечаток, я согласна с папой Петром, в том, что люд пьет, потому что считает это быстрым способом получения удовольствия. Еще Конфуций говорил: “Не дай Бог для вас жить в эпоху перемен” либо “Врагу пожелать жить в вашем веке в эпоху перемен”. Именно это происходит с нашим обществом, наши детки живут в эпоху перемен. А что это влечет за собой? Не только потому что они не лицезреют других способов удовольствия, но к тому же весьма высокий уровень стресса, который переживает общество и их родители. Вспомните, 10 годов назад, именно тогда у нас начался резкий рост алкоголизации населения и начался процесс омоложения алкоголизма, т.е 100ли замечать, что в поле внимания врачей-наркологов попкадают детки двенадцати, тринадцати лет. С чем это можно связать? Мне кажется, что напрямую это связано с экономической, и, соответственно, с социальной и, конечно, с духовной ситуацией в стране. Не только потому, что родители, такие нехорошие, не занимаются воспитанием собственных деток, но к тому же потому, что сами родители находятся в состоянии дезкричиентации. Боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше нет этих ограждающих систем и характерственных ценностей, детям приходиться приспосабливаться, адаптироваться, практически само100ятельно вырабатывать какие-то новейшие формы поведения.
Не только удовольствие, да и как справляться со сложностями, которые перед ними 100ят. И вот этот вот стресогенный фактор в обществе, он, конечно, тоже весьма мощный.
Кроме всего прочего я согласна, что реклама, снова же экономический момент, играет весьма боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шую роль. Детки учатся, глядя на определенные образцы, а образцы — это наша массовая культура, телевидение. Последнее в первую очередь предлагает как способ решения каких-либо вопросов либо снятия стресса — именно алкоголь. И в этом плане у наших деток не достаточно данной нам опоры, которую могли бы взрослые люди им подавать. Взрослые в некий момент сами оказались в растерянности. Тогда же, в начале 90‑х началась у деток к тому же токсикомания.
Важным фактором защиты общества является определенное глубокое ценностное отношение к алкоголю, которое вырабатывается веками. Если пытаются волюнтаристски резко вмешаться в эту систему культурных отношений, то получается, как говорится “хотели как лучше, а получилось как всегда”. Попытка силовыми способами остановить опьяненство, например, прекратить продажу, выпуск алкоголя, заняться вырубкой виноградников — приводит к тому, что люди боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше начинают гнать самогон, причем низкого качества. Резкий был в 80‑е годы всплеск алкогольных психоклич, смертности от алкоголя, в это время начался рост токсикомании у деток. Это попытка найти суррогаты культурным, социально приемлемым нашем обществе психоактивным адаптированным веществам. И в это время, как результат демократизации, открытия границ и усиленных обменных контактов с западным обществом, 100ли проникать наркотики. Сейчас мы имеем этот бульон, кашу, не только алкоголь среди молодежи, да и токсикомания, таблетки самые разнооразные, наркотики, легкие и томные.
Ю.Б.: А если попробовать посмотреть на социальные слои. Например, студенческая молодежь либо бизнесмены, в их среде пьют меньше, чем люди, которые работают простыми рабочими?
И.П.: Мне кажется, здесь нужно разделить две вещи, это опьяненство и алкоголизм. Опьяненство, это такое характерственно неодобрительное употребление алкоголя, с целью лишне расслалупиться, получить удовольствие, и алкоголизм, как болезнь, как зависимость, когда человек не может не пить, это разные вещи. Человек алкоголик быть может везде, если он предрасположен к алкоголизму, и на заводе, и в бизнесе, где угодно. Это две разные проблемы, которые нужно по-разному рассматривать. Чем наименее культурная среда, тем боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше там опьяненства, с сиим можно согласиться, но не алкоголизма, алкоголизм настигает человека там, где он есть, если у него есть таковая вот химическая зависимость от алкоголя.
Ю.Б.: А что значит химическая зависимость? Что значит предрасположенность? Это некоторый недостаток физиологии, который не позволяет организму достойно противо100ять алкоголю?
И.П.: Можно по-разному трактовать, но в нашем контексте можно сказать так, что, опьяненство — это явление при котором человек собой все таки владеет и знает когда ему остановиться, пусть даже он и пьет каждый денек. Алкоголизм совершенно другое. Когда алкоголь попкадает в организм, включается определенный механизм, человек теряет возможность жить без алкоголя, обретает зависимость. Он уже не останавливается, и начинаются запои, пока организм не насытиться ядом.
И.Б.: Тут был изложен абсосвирепно правильный медицинский взор, но я желаю подчеркнуть, что предрасположенность, это еще не химическая зависимость, но условия, как фактор, который может сыграть главную роль, если человек столкнется с алкоголем, т.е он начинает выпивать, поскольку такое поведение сейчас распространеда и в студенческой среде, и, как способ расслабления в бизнес среде, как протокольные вещи, с которыми сталкиваются чиновники на высшем уровне. В общем-то это всюду.
И.П.: С понедельника по пятницу они утром до ночи в работе, пятница вечер, суббота-это деньки бани. Баня-это не помывка, а культура бань, совершенно омерзительная и животикная. В воскресенье человек просыхает и в понедельник приступает, и так живут годами, пока их не свалит инфаркт либо инфаркт, когда они уже и пить не могут и не пить не могут
Ю.Б.: Тогда у меня возникает таковой вопросец, нередко нам приводят 100тистику разную, что 90% населения нашей страны пьет. А насколько можно доверять таковым цифрам? Либо к сиим цифрам тоже нужны некоторые комментарии? Потому что, если веровать только цифрам, то лет 5 вспять все должны были вымереть, т.к. пишут, что есличество употребляемого русским человеком на душу алкоголя в 100 раз превышает смертельную дозу. И когда эти цифры читаешь, про100 не понимаешь, почему мы все еще живые. И у меня всегда вставал вопросец, или эти цифры какая-то чушь, или к ним нужны какие-либо комментарии, которые приводят эти цифры к реальной реальности.
И.Б.: Вообще 100тистика — это штука опасная, ей нужно пользоваться умело, отдавая должное тому, что любые цифры можно истолковывать и поворачивать и в ту, и в другую 100рону, в зависимости от того, что мы желаем этими цифрами доказать. Очевидно, что достоверно получить есличество точное алкоголе-зависимых у нас в стране невозможно по той причине, что не все обращаются за помощью в социальные учреждения, где ведется 100тистика. И часть боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных умирает либо проходит по некий другой категории, вылечиваются от каких-либо других сопутствующих заболеваний, но они не являются алкоголиками либо они в коммерции, в коммерческих учреждениях просят помощи. Всегда есть какая-то условная вероятность, у меня вызывает некоторую настороженность интерпретация этих цифр приведенных вами способом. В этом есть некое кликушество, да вот и цивилизация уже погибает и генофонд испорченный, еще немножечко и вообще России не будет. Это сильное преувеличение, у нас, как у любого народа, есть достаточный потенциал. Вроде бы люди не 100рались погулупить свою природу, у их есть ресурсы, которые не позволяют переступать, защитный механизм социального плана, психологического плана и, наверное, биологического плана, который не позволяет эту границу самоуничтожения переступить. И всегда был определенный процент людей, страдающих алкоголизмом, на протяжении всей истории, я думаю, что вообще на протяжении всей истории населения земли.
Ю.Б.: Если мы подразумеваем под алкоголизмом некоторый недуг, который присущ каким-то конкретным людям, то, именно процент людей с сиим недугом в истории человечества наиболее либо наименее постоянен? Например, если мы рассмотрим вопросец сектантства. Многие нас пугают сектами, а когда задаешь специалисту прямой вопросец: “А каковой максимальный процент сектантов в хоть какой стране?” Он говорит, что не боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше 2-ух. Т.е. никогда боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше 2-ух не будет, секты никогда не смогут поглотить общество.
И.П.: Я думаю, что та же история и с алкоголизмом, но не с опьяненством. Я думаю, что процент алкоголиков примерно одинаков, и естественно нужно учитывать и общее увеличение населения. А вот именно с опьяненством дело ужаснее обстоит. Но здесь тоже нужно учитывать, что опьяненство, если человек пьет каждый денек, тоже можно считать алкоголизмом. Здесь граница не весьма точная. У пьяницы может развиться со временем алкоголизм. Потому что если приучать организм в течение десятилетий к этому веществу, оно уже входит в обмен веществ.
Ю.Б.: Известны ли для вас примеры уничтожения цивилизаций через некий порок, не через завоевания? Может ли цивилизация вымереть от собственного алкоголизма?
И.П.: Священное писание утвердительно нам отвечает на этот вопросец. Допотопное человечество прекратило свое существование, так же и города Содом и Гоморра. Священное писание указывает на то, что тут был непосредственно Божественный акт наказания. Из священного писания мы лицезреем, что Израиль постоянно был одергиваем.
Ю.Б.: И если б не вмешательство Божье, он постепенно бы скатывался в пороки?
И.П.: Да, очевидно он скатывался в язычество.
Ю.Б.: Можно ли говорить, что увеличение порочности общества может привести к ситуации гибели цивилизации?
И.П.: Если мы возьмем про100 даже историю нашей страны, то с 17-го года не было ни минуты покоя, это объективные вещи. Можно, конечно, кликушескую версию высказывать о уничтожении генофонда, а можно фактическую, что действительно уничтожались миллионы людей, людей не худших, а лучших. Другими словами мы лицезреем, что даже на недавней истории нашей страны этот закон проявляется. Характерственность падает, порок торжествует, страна погибает. Эта парадигма в Священном писании весьма ясно прописана. В Ветхозаветное время существовала следующая схема. Есть избранный люд и Господь его пасет и, когда Израиль отходит от Бога, он наказывается казнями: завоеванием, пленом и сопровождается характерственным разложением, жертвоприношениями даже человеческими и прочим, когда по каким-то обстоятельствам Израиль возвращается к Богу все 100новится нормально. То же мы лицезреем в христианскую эпоху. Когда страны и цивилизации расхристианизируются, с ними случаются неудачи. Как это случилось с Россией, которая отказалась от Бога, это не нужно так понимама, что пришли злые люди. Страна отказалась от Бога, это очевидно, достаточно прочитать “Архипелаг Гулаг” Солженицына, чтобы осознать это с ясностью. То же мы лицезреем и в Европе сейчас, все эти процессы антихристианизации они приведут к тому, что Европейской цивилизации не будет, она будет вытеснена, быть может и исламской либо другой какой, судя по тому, что сейчас происходит. Как только человек отступает от характерственности, он теряет какие-то силы, а раз он теряет характерственные силы, значит, их пространство занимают пороки, в том числе опьяненство и алкоголизм. Это прослеживается с ясностью.
Ю.Б.: Какие на ваш взор есть 3 причины которые приводят человека к пьянству.
И.П.: На первом месте, я думаю, неправильное устроение жизни {само по себе}. Это процесс настолько исторически длительный, что нельзя вычленить некий отдельный факт и сказать “вот почему”, например, потому что плохой президент либо плохая власть либо все нехорошее.
Ю.Б.: А что вы имеете в виду под неправильным устроением жизни? Другими словами, перед сиим, например, вы не говорили так очевидно, вы говорили о рекламе.
И.П.: Есть определенные цели и задачи человеческой жизни на земле, с точки зрения, будем так говорить, христианства. Мы верим, что между сиим и объективным положением вещей 100вится символ равенства. Т.е человек предназначен для вечной жизни, что земная жизнь дана ему для определенных целей, которые он может выполнить только, если будет подразумевать жизнь вечную. Следовательно, тут включаются технические механизмы именно соблюдения евангельских заповедей и жизнь в Церкви. Когда человек от этого отходит, то, желает он этого либо не желает, нарушаются какие-то объективные основы жизни, которые заменяются, соответственно, насколько человек отступает от их, настолько он подвергается действию зла, порока и безнравственности.
Ю.Б.: Т.е человек, отступая от некоторых правильных и объективных законов развития человека, своей природы, сам повергает себя в неудачи.
И.П.: Но природа, не в понимании нашем, ренессансном, а природа именно в ее целокупности, потому что сотворил ее Бог и какие задачи желает Бог, чтобы человек выполнил. Если человек эти задачи не выполняет, по тем либо другим причинам, то следовательно, начинаются различные неудачи.
Кроме отмеченного сказывается катастрофическое положение с семейной жизнью в нашей стране. Люди воспитываются в семьях, и отсюда, если семья неправильно устроена, неправильно функционирует, если родители целый денек работают, а ребенок неизвестно что делает, родители приходят вечером, начинаются взаимные упреки, супруг выпивает бутылку водки сходу, супруга скандалит, вся в пеленках либо в приготовлении бульона, ребенок крутится под ногами, что-то требует, они говорят: “мы на работе, мы тебе денекги зарабатываем”. Всем известны эти картины. И отсюда, конечно, детки расздесь без внимания, без любви. Мне кажется, что в семьях отсутствует любовь, прежде всего, а если она там и присутствует, она неправильно понимается. Потому что многие родители, их чувства по отношению к ребенку, они считают, что они его обожают, а по сути объективно это не так, потакают его страстям, допустим, но это не означает любовь. Все упирается в то, что у человека потерян критерий правильности жизни во всех областях, в семейной потерян, в общественной потерян и т.д.
Ю.Б.: Инна Леонтьевна, как вы можете этот список продолжить? И согласны ли вы с ним?
И.Б.: Я совершенно согласна с батюшкой, быть может я про100 другими словами повторю тоже. Если мы возьмем за метафору дерево, у дерева есть корни и корни они питаются и укореняются в почве. Если почвой является любовь, то тогда корни могут питаться ей и давать развитие дереву и плодам. Если почвой является насилие, зло, т.е антипод любви, нелюбовь, соответственно это будет порожотдать ужас, это будет порожотдать чувство отчуждения. Там и комплексы, и низкая самооценка, и ненужность своего я, своей жизни, ценности жизни как таковой, потому что она уничтожается той средой, где он находится и он лицезреет, он впитывает это. У него есть, конечно, возможность выживания в данной нам среде, но не развития. Вот это состояние отчуждения, отчуждения от себя самого, отчуждение от высшего начала-образа Божия, которым в общем-то является человек порождает какие-то уродецливые деформации, с одной 100роны характера- вот эти комплексы, а с другой 100роны- жажду и голод, жажду по любви. Тогда и осуществляется попытка найти суррогат, замену сиим возможностям получения истинной любви, а эта замена, она быть может чем угодно.
Ю.Б.: Насколько я понимаю влияние пьющего человека на семью, оно не линейно, родственники лицезреют его пьяным, они как-то подстроились под него, он их быть может лупит. Может вы могли бы как-то эту картину охарактеризовать, чтобы она была понятна человеку неискушенному в терминах, чтобы осознать, что же все-таки это такое, как влияет пьющий человек на семью.
И.П.: Это явление называется созависимость — это тоже болезнь, она не химическая, она характеризуется тем, что человек пере100ет принадленажимать для себя, пере100ет принимама здравые решения, ведь что такое созависимость, даже с точки зрения грамматики, когда в семье кто-то зависим от алкоголя, остальные созависимы от алкоголя через этого человека. Алкоголь этого человека делает животикным, а его домаших он лишает всего: радостей жизни, само100ятельности, ответственности, возможности принимама какие-либо решения, направленные на улучшение объективного положения пьющего человека. А т.к. практически в каждой семье есть кто-то, кто подвержен этому злу, данной нам неудаче, то созависимость является массовым явлением.
Ю.Б.: А я желал бы, Инна Леонтьевна, услышать оценку, быть может даже боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше медицинскую. Многие думают, что 100ить убрать причину и все последствия прекратятся. Ну, грубо говоря, допился человек до того, что про100 погиб, кажется, ну вот, он погиб и вроде уже нет источника зла, а проблемы продолжаются. Как это можно охарактеризовать?
И.Б.: Я бы дополнила определение созависимости еще психологической характеристикой. Представьте для себя, жить с пьющим человеком, это находиться постоянно в зоне боевых действий, это стресс (неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз), это постоянное напряжение, от того, что ты не знаешь, что ожиотдать, что может произойти, невозможно спланировать свою жизнь, это отсутствие каких-либо четких правил, которыми нормальные люди руководствуются при общении друг с другом, даже быть может и не проговаривая их. А в семье алкоголика эти правила не присутствуют, все они время ситуативны, т.е. ты выстраиваешь свое поведение в зависимости от того, какая ситуация складывается, каким пришел супруг либо пьющий человек, как он себя будет вести. Т.е. это состояние безумия и, точно также как жить с безумным человеком в семье, есть угроза индукции. Меняется способность анализировать ситуацию. Меняется мышление, оно подчиняется постоянно центру, который представляет пьющий человек. Т.е ты не руководствуешься тем, какие у тебя кричиентиры, какие потребности у тебя, что ты чувствуешь, что ты осознаешь, а руководствуешься, приспосабливаясь к данной нам ситуации. Конечно, это сказывается на общем состоянии близких людей, в том числе.
Ю.Б.: Получается так, что действительно перестраивается не только внешняя 100рона жизни, а каким-то образом под это подстраивается и физиология. И человек 100новится похожим на воина-афганца, вернувшегося в мирную страну.
И.Б.: Вопросец осложняется тем, что человек не работает со своей проблемой созависимости, не признает ее, не стремиться увидеть болезненные проявления в своем поведении, в своей психике. В таковых случаях созависимый человек будет передавать такое поведение и своим детям. Даже если ребенок не растет в семье, где есть алкоголик, а он про100 живет в семье, допустим, дочери алкоголика, у него все равно будет весьма боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шой риск формирования созависимого поведения.
Нередко бывает, что мать боится, что ребенок будет пить и начинает его весьма опекать. Она ведет себя именно как человек, у которого с детства воспитывается созависимый комплекс. И, в конце концов, так и получается, что ребенок в подростковом возрасте начинает пить.
Если озвучить некоторые пласты проблем у деток с пьющими либо созависимыми родителями, то прежде всего нужно отметить, что в этих семьях повышенная напряженность. Детки запоминают некоторую модель поведения. И, если женщина вышла замуж и супруг запил, то не смотря на то, что у женщины найдутся силы решить эту проблему, ребенок полностью может сформироваться травокмированным в психическом и духовном плане.
Это детки которым трудно, которые страдают из-за родителей. Они берут на себя определенную социальную роль, ведь проблема опьяненства действует на ребенка разлагающе, ребенок начинает стыдиться этого, он берет на себя ответственность за то, что происходит с родителями. Этот стыд, он деструктивный, не характерственный, это комплекс вины, который не дает возможности личности чувствовать свободу свою, заставляет ее вести себя по определенным рельсам, вот потому что ведет себя его мать, например. Вот это и есть созависимость.
Ю.Б.: Наверное, все было бы не так плохо, если б была правильная реакция окружающих людей. Как я понимаю, эта реакция только усугубляет проблему, когда окружающие отчуждаются, их не готовы принять. Эта проблема 100ит? Я говорю о том, что этот несчастный ребенок, который прежде всего нуждается в том, чтобы быть согретым любовью, доверием, он получает от окружающих ровно то же, что и в семье.
И.Б.: Эта проблема весьма серьезна. Иногда мне кажется, что в этом вся самая главная сущность, быть может потому, что я с сиим постоянно сталкиваюсь и работаю. Но как остановить этот маховик? Если б у общества было боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше своих ресурсов относиться здраво к тому, что происходит с боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ным человеком, не потакать, не поощрять это, да и не уничтонажимать его, а именно исцелять. Когда рана на теле, возникает защитный слой, который эту рану начинает охватывать и защищать ее, пока она не покрывается новейшей клеточкой. У нас вот таковых вот защитных сил в обществе весьма не много. На самом деле это именно то, что мы называем социальной работой, у нас не хватает системности и понимания данной нам работы. Ведь мы все в одной лодке находимся и уберечься в одиночку, наверное, только Ною удалось, с Божьей помощью.
Ю.Б.: Опьяненство можно обозвать как телесно-социо-психо-духовное явление. Давайте сначала мы его опишем светски, а позже опишем его со 100роны опыта церкви.
И.Б.: Если светским языком пытаться охарактеризовать опьяненство, то тут наиболее короткой формулой является то, что вы уже произнесли, био-социо-психо-духовное болезнь.
И, с точки зрения биологии, понятно, что есть деформация телесных структур на весьма глубоком уровне, когда алкоголь включается в метаболизм, биохимические процессы организма и, тем, он 100новится необходимой для алкоголика частью поддержания существования организма. В этом и проявляется физическая зависимость от алкоголя у боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного человека. Алкоголик не может контролировать свое питие, также как человек, боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ной туберкулезом, не может перестать кашлять, если мы его попросим. Он некое время будет это пытаться сделать, но его про100 это будет душить и раздирать. Приблизительно то же самое состояние и у алкоголика, уже когда есть развитая зависимость. Это не все, зависимость, она не возникает одномоментно, в течение одного денька, хотя говорят, что, например, героиновая зависимость может развиться буквально с первого укола, но тем не наименее есть еще оформление вот данной нам вот определенной деятельности, связанной с употреблением. Человек свою потребность и желание испить оформляет какими-то себе приемлемыми способами. Он ее для себя пытается объяснить, и объяснить свое поведение либо обосновать попытки сделать ситуацию употребления. Это начало формирования психической зависимости. Притом, что организм страдает весьма глубоко, но на мой взор наиболее сложное — это психическая зависимость, потому что тут меняется мышление человека, меняется его возможность контролировать свои потребности, свои ценности, осознавать эти ценности, регулировать их. Ведь эта психика нужна, чтобы регулировать свое поведение, вот она начинает страотдать. Человек в буквальном смысле 100новится сумасшедшим, неуправляемым, он не может себя контролировать. Это тоже не одномоментный процесс, тут включается много защитных устройств.
Человек — существо настолько хитрое и сложное, что он долгое время будет пытаться объяснять и мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) его будет подсказывать ему какие-нибудь объяснения, которые не позволят ему взглянуть правде в лицо, осознать в чем основная причина. И он будет пить потому, что он заболел, ему нужно полечиться, он будет пить, потому что денек рождения у тещи, он будет пить с радости либо с горя. Масса таковых объяснений 100новится буфером между истинной сущностью человека и ересивой оболочкой, которая начинает формироваться в результате такого образа жизни. Существует вроде бы маска пьяницы.
Конечно, и окружение начинает деформироваться вокруг этого человека. И он, пытаясь скрыть эту боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение), присутствующую в процессе болезни, чувство вины, стыда за все это, он дистанцируется, отдаляется от людей обожаймых, любящих его. Возникает одиночество, изоляция либо поверхностное общение с для себя подобными, которое не будет ранить совесть, заставит совесть дескатьчать. Конечно, духовная проблема человека рано либо поздно проявится в том, что человек потеряет смысл жизни, смысл существования как целостной личности, как части чего-то, что боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше его самого. А это уже полный крах.
Ю.Б.: Для меня осталась неразрешенной вот какая проблема: сейчас весьма модно опьяненство называть словом болезнь. Но, все-же, слово болезнь в общественном сознании и в сознании нашей культуры не несет внутри себя характерственной оценки. Если у человека туберкулез, понятно, что к нему характерственные мерки не применяются, он не несет за это ответственности. Этот человек не виноват, он несчастенок, к нему необходимо относится с сочувствием и его необходимо вылечивать. Насколько оправдано, что именно понятие болезни применяется к алкоголикам? Чисто медицински, быть может, это можно именовать болезнью, но ведь всем понятно, что алкоголизм связан с характерственностью. Сам по для себя человек не заболевает данной нам болезнью. Как эти противоречия совместить? Если довести этот вопросец до логической точки, то виновен ли человек в своем алкоголизме либо не виновен?
И.П.: Тут нужно точно определять, что это болезнь, с одной 100роны, а, с другой 100роны, она не уводит человека из под ответственности за последствия.
И.Б: С точки зрения узко медицинской, болезнь- это процесс, за который человек не несет ответственности. Если наиболее широко посмотреть на то, что такое болезнь, есть в хоть какой болезни и ответственность человека за выздоровление, не за болезнь, а за выздоровление. За состояние, которое человек прилагает к тому, чтобы справиться с данной нам проблемой. При любом заболевании человек может занять позицию паразитическую: вот я болен, я несчастенок, заботьтесь обо мне.
Ю.Б.: Другими словами, мы должны вводить критерий ответственности по отношению к выздоровлению, не обвиняя человека в том, что он заболел, но обвиняя в том, что он не желает стать здоровым?
И.П.: Это тоже самое, что говорит церковь по отношению к страстям, Человек не виновен в прилоге страсти, но он виновен, если даст ему развиться, не осмысляя его как зло и не изыскивая способов борьбы. Можно сказать, что в самой страсти, которая в человеке посиживает, он не виновен, страсть в силу первородного греха в нем есть. Человек виновен, когда действует по страсти, не сопротивляясь ей.
Ю.Б.: Другими словами мы отыскали некоторую аналогию с грехом. И тут мы должны поставить вопросец: опьяненство, грех и болезнь. Как эти три категории сопоставить?
И.П.: Дело в том, что у нас понятия духовные являются духовными, а у нас нередко некорректно расширяют их сферу. Нужно определить, что такое грех, откуда он начался. Грех- это понятие индивидуальное, мы не можем тут обобщить, на все случаи жизни отдать определения для некий категории людей. У каждого человека в жизни нужно смотреть его ситуацию, тогда только можно осознать, что такое грех, что такое наследственность, воспитание, болезнь. Это весьма сложный и индивидуальный процесс и тут должен быть индивидуальный подход. Оперировать понятием греха в общем, это спекуляция.
Ю.Б.: Грех — это осознанное творение зла?
И.П.: Тут можно по-разному рассудить. Есть грех как объективная вещь, как в Священном писании сказано: грех есть беззаконие, другими словами то, что противоречит, идет вопреки закону Божьему. Но есть понятие ответственности за грех, вменяемость греха. Вот вменяемость греха у человека наступает тогда, когда он свободда и осознанно его совершает, или свободда и осознанно ему не противоборствует.
Только тогда можно говорить о грехе в полном смысле слова, который может поддаваться врачеванию какими-нибудь церковными средствами. Потому, что мы говорим о грехе, и люди церковные, они осознают это как грех и начинают каяться, причащаться Святых Хри100вых Загадок.
Однако важно отметить, что если человек при всем этом забрасывает другие аспекты противо100яния этому недугу, другие 100роны лечения, то как правило алкоголизм никуда не уходит. Они, каясь и причащаясь, продолжают срываться и пить, даже 100вя под сомнение собственную религиозную жизнь. Человек спрашивает Бога, что все-таки происходит, ведь он кается, исповедуется, но грех его покидает. Это свидетельствует о том, что нередко неправильно определяют само соотношение греха, болезни и прочего в алкоголизме. Мы назвали это био-социо-психо-духовным явлением, значит и лечение должно быть био-социо-психо-духовное. Если это комплексное явление, то и вылечивать его нужно комплексно.
Мы можем сделать предостережение, что нельзя на человека боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного опьяненством либо алкоголизмом вешать ярлыки и говорить, что это грех либо только болезнь, нужно смотреть на конкретного человека и комплексно подходить к его болезни. Мы, зачастую, не знаем предысторию недуга.
Вообще, с понятием греха нужно быть аккуратным. Лучше всего разбираться с грехом в самом для себя, а не в других. А это сразу накладывает запрещение швыряться сиим словом и объявлять общие явления греховными.
Ю.Б.: Настало время поговорить о возможных вариантах помощи, которые помогут этому человеку стать другим. Прежде всего мне хотелось бы остановиться на группах самопомощи.
И.Б.: Группы самопомощи, иначе их называют двенадцати шаговые группы, входят в движение анонимных алкоголиков. В общем это некоторый инструмент, который помогает человеку в отчаянных ситуациях, как по мостику пройти к тому состоянию выздоровления. Смысл этих групп весьма глубок. Я видела и понимаю весьма много людей, которые выздоравливают в этих группах. Я разговаривала с многими людьми, которые рассказывали истории своей жизни — была потеря всего: и квартиры, и человеческого облика, и близких людей.
Начинается все с себя, с того, что человек приходит в эту группу за помощью. Это и есть первый шаг, который помогает человеку. Человек признает, что ему нужна помощь, что он не способен само100ятельно справиться со своим недугом. На опыте мы знаем, что у людей, страдающих той либо другой зависимостью огромная гордыня. Весьма нередко алкоголики говорят: “Я сам, мне не нужна помощь, я могу в хоть какой момент остановиться”. Вот такое заблуждение. В этом и заключается сложность. И врачи, и родные и другие люди, стремящиеся с любовью этому человеку посодействовать, не могут преодолеть этот барьер отрицания и нежелания принять чью-то помощь. Именно потому, что человек боится признать, что он потерял контроль над своей жизнью, возникает весьма мощное сопротивление с его стороны.
Что происходит в группе? Пьющего человека (ну и вообще человека зависимого) там не вынуждают признаваться в своей болезни, его не заставляют поменять собственный образ жизни, его вообще ни к чему не принуждают. Он про100 приходит послушать. Ну, быть может, он чего-нибудть и услышит. Он, быть может, поверил тому знакомому, кто его туда направил. Нередко первый мотив бывает поверхностным. С первой же встречи его цепляет то, что он лицезреет людей таковых же, как и он и слышит от их описание того, что с ними происходит. Причем, люди говорят открыто, без ложного чувства стыда, они делятся своим горем, своим опытом решения проблем, своими радостями. Они чувствуют, что они находятся в среде таковых же, как они. Каждый присутствующий вроде бы говорит новому человеку “Мы с тобой одной крови”. Люди, имеющие схожие проблемы чувствуют друг друга, они понимают, что это человек, который рассказывает о своей проблеме зависимости и о опыте выздоровления, он прилично выглядит, ясно излагает мысли, он спокоен, у него в глазах есть любовь и счастье. Боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ной алкоголизмом в тоже время лицезреет, что люди из группы такие же, как и он, у него возникает доверие к ним. “Если сумелли они, значит и я смогу” — вот распространенный вывод человека посетившего группы самопомощи.
Вот этот момент, когда алкоголик признает, что он таковой же, для алкоголика решается принципиальный вопросец, и ни один психиатр либо нарколог не может предложить ему подобного. Конечно, это только начало, дальше в группах начинается формирование сознания по образу людей, которые окружают этого человека. А, если меня окружают люди выздоравливающие, то я тоже учусь созодать оздоровительные шаги, получать удовлетворенность от жизни другим методом.
Так начинается некоторый путь к для себя. Сначала человек лицезреет окружающих и признает, что они такие же и начинает им доверять. Спустя некое время, он начинает созидать проблемы внутри себя, начинает осознавать, что с ним происходит то же самое. Мне много раз доводилось созидать удовлетворенность от этих открытий. Со временем у человека пропадает необходимость дернажимать щит между болезнью и своим истинным я. Человек начинает честно признавать свои недостатки именно как свои, и, тем, открывает возможность к изменению себя. Он 100новится свободнее в отношении своих проблем, на определенном этапе он проводит глубочайшую ревизию. Проходит некое время, человек зреет и, наконец, обретает способность подойти к самому для себя весьма глубоко, он начинает анализировать себя и свою жизнь, анализировать без осуждения, а, вроде бы разбирая 100рый хлам. Этот шаг можно уподолупить тому, как человек входит в заброшенную комнату и начинает разбирать ее: вот это я возьму, а это нужно убрать, а вот это в пыль стереть, это выбросить. И это настолько преоразует человека, он 100новится целостным, он интегрируется, он лицезреет собственный подлинный образ, он глазащает свое внутреннее я, как стеклышко прочищается.
И еще весьма важный момент в двенадцатишаговой программе заключается в том, что человек учится и исцеляется не самовольда и замкнуто, сидя у себя дома, а открыто в диалоге с другими людьми и Богом. В этих группах обязательно присутствует обращение к Богу. Правда, Бог тут называется “высшая сила” либо “Бог, как я его понимаю”. Но это и понятно. Выйдя из христианской среды, группы самопомощи обратили себя ко всем желающим. Именно это обращение и продиктовало некоторую завуалированность Бога за указанными понятиями. Люди приходят настолько поврежденные незрелые, что они не способны подлинно говорить не то что о Боге, да и о для себя самих. Мы уверены, что таковая скрытость Бога никак не мешает человеку в его выздоровлении, наиболее того, в конце концов, подлинный путь духовного развития приводит их и к истинному пониманию. Главное, что человек переносит центр жизни с самого себя на высшую силу, он открывается для помощи и со 100роны людей и со 100роны Бога. Он пере100ет быть сосредоточием самого себя, центром вселенной. Эгоцентризм — это тоже весьма колоритная проблема алкоголизма, в общем-то это проблема гордыни. Он признает Кого-либо над собой и он начинает Ему, Его силе доверять, он отдает свою жизнь данной нам силе, позволяет ей управлять собою. Это тоже весьма важный момент.
И.П.: Другими словами это и есть социо-психо-духовное комплексное воздействие на болезнь.
Ю.Б.: К чему сводится механизм исцеления? К тому, что он попал в среду таковых же?
И.П.: Нет, не только, механизм этот психо-социо-духовный. Другими словами, с Божьей помощью на социальном и духовном уровне человек исцеляться. Исцеляться — это именно отставать от зависимости. Можно сказать так. Нельзя от зависимости избавиться сразу и навсегда. Конечно есть чудеса Божии, но мы говорим о естественном пути выздоровления. Опыт показывает, что зависимость не может уйти, она быть может заменена на другую зависимость. Механизм групп самопомощи состоит в том, что зависимость алкогольная либо химическая заменяется на зависимость общения в среде подобных. Но эта срену и шаги развития в данной нам среде содержат те духовные моменты о которых говорила Инна Леонтьевна. Другими словами, будучи зависимостью с одной 100роны, группы самопомощи содержат внутри себя механизм “выталкивания” человека из этих групп. Это выталкивание состоит в том, что человек выздоравливает и духовно возрастает и пере100ет нужотдаться в группах. Как правило, это происходит к двенадцатому шагу.
И.Б.: Важно заметить, что не нужно группы самопомощи жестко связывать с некий религиозностью. Эти группы работают с не меньшим успехом по отношению к людям, которые считают себя неверующими. Другими словами тут был найден некоторый уникальный механизм, который позволяет человеку вообще выйти на некоторый путь излечения.
Ю.Б.: Как этот путь выздоровления соотносится с теми классическими путями, которые являет нам государство? Если кто-то слышит о группе самопомощи, это значит, что ему ничего другого не нужно созодать.
И.Б.: В наше время система социальной и медицинской наркологической помощи весьма слабо развита. Человека могут вывести из состояния комы, посодействовать ему прийти в себя, но, по боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шому счету, не наиболее того. В конце концов, условно говоря, машина скорой помощи уезжает и человек остается со своей проблемой один на один. Короче говоря, отсутствует система реабилитации.
Ю.Б.: В про100народье есть два понятия: кодироваться и зашиваться. Что это означает?
И.П.: Кодироваться — это гипнотическое воздействие. “Зашивание” предполагает вшивание в тело человека некоторой капсулы со специальным веществом, реагирующим на алкоголь. Человеку говорят, что это вещество, которое в смеси с алкоголем дает отравляющий эффект. Нередко зашивают плацебо, другими словами безвредную пустышку.
И.Б.: Алкоголики со 100жем, даже если им зашили некое вещество, то они его могут нейтрализовать, могут вышить про100 назад.
Ю.Б.: Другими словами, это два разных механизма. Вы можете охарактеризовать гипнотический механизм?
И.Б.: В гипнотическом состоянии человеку внушается мысль непития. Это подавление воли личности и вторжение воли гипнотизера. Я видела однажды такую сцену: я проходила по коридору и, смотрю, посиживает в наркологическом диспансере женщина, меня ее лицо заставило остановиться, оно было некое неживое. Когда позже она пришла ко мне на консультацию, мы 100ли разговаривать. Ей нужно было про100 справочку, что она не состоит на учете. Провели мы с ней некий формальный разговор, и, я чувствую, что что-то за всем сиим 100ит, в глазах тоска, нет жизни, страшное лицо. И вдруг она говорит мне так спокойно, уверенно: “У меня проблемы данной нам не будет, я закодировалась насмерть. Я, если выпиваю, значит умираю”. Этот ужас в глазах, он присутствует все равно, даже у закодированных людей. Хорошо, если кодировка помогает человеку на некий момент отрезветь, и, потом он начинает личностно развиваться и забывает про кодировку, либо с него снимают этот код. И он развивается личностно. В которой-то момент отрезвление про100 100ло толчком. Это один вариант, тогда и это может еще некое благо принести. Но, если это основной способ непития, то человек остается этим же. Это настолькоко раздражения, злости, он впадает в какие-нибудь другие зависимости, начинает накапливать денекги, играться. Другими словами, человек все равно мечется, и он при всем этом считает себя не алкоголиком, выздоровевшим.
И.П.: Насколько я понимаю, кодирование может посодействовать, если опосля кодирования начнется и продолжится, продолжается духовная работа. Но на вопросец, 100ит ли кодироваться, положительный ответ отдать нельзя. Бывали случаи, когда это послужило во благо. Важно осознавать, что гипноз не принят церковью как лечебное средство. Вернее, не то, что не принят, а вызывает опасения. О источнике, который погружает человека в транс и заставляет его подчиниться воле другого человека, церковь не свидетельствует, что это источник благодати Божией. Церковь на всех своих путях настаивает на личной ответственности человека, на свободном и сознательном принятии им благодати Божией. А тут совершенно другие принципы.
Но если кодирование произошло и уже есть как факт, то необходимо поменять жизнь, нужно продолнажимать работу по исцелению.
Ю.Б.: Прошивка, — она наиболее применима?
И.П.: поскольку человек сам подвергает себя опасности отравления и даже смерти через прошивку, то следует признать этот шаг не разумным, который Церковь навряд ли может одобрить.
И.Б.: Если мы вспомним определение факторов, которые приводят к зависимости, то, как я уже сказала, в основе лежит ужас, нелюбовь, то тут способ лечения основан на таковой же почве. Ужас не может привести человека к созиданию, он разрушителен.
Ю.Б.: Вернемся к группам самопомощи. Если людьми был найден механизм самопомощи, сведенный к групповой работе, групповому влиянию, и сам по для себя он дает положительные результаты, он помогает человеку стать другим, то тогда встает простой вопросец. Вот возьмем, например, баптистов, они так же этот механизм положили в основу своей жизни. Именно за таковой групповой механизм секты и бранятся.
И.П.: Тут ответ простой. Наличествует боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шая путаница в том, чем церковь должна занимамася. Церковь занимается характерственной жизнью человека, в церкви содержатся таинства, в которых грехи прощаются, в частности, таинство покаяния. А исцеление напрямую зависит от характерственного труда человека. Создается мнение, что, вот я сходил на исповедь, покаялся в грехе, батюшка прочитал разрешительную молитву, и грех отскочил от меня. Грех мне простился в таинстве, но я должен сам позаботиться о исцелении своим трудом. Это учение церкви. Исцеление, конечно, зависит от Бога, Бог исцеляет, а человек должен подготовиться, принять исцеление.
И.П.: Через что подается исцеление? Не обязательно только через таинство. Мы считаем, что Господь должен созодать только так, как мы считаем нужным. А Евангелие считает, что “Дух дышит, где желает”. Сначала основатели этого метода относили целебное действие именно ко Христу. Господь вот так распорядился, что подает исцеление. Мы лицезреем, что группа помощи помогает. Задача церкви — благодарно принять и воцерковить насколько возможно, но не смешивать. Одно дело — это прощение греха, а другое дело — это деятельность человека над искоренением греха в самом для себя. Мне кажется, что если это на практике осуществить, допустим, баптист обращается в православие, он сталкивается с таинствами, естественно, он не может не ощутить их действенность, и, быть может отпадет необходимость, и этот вопросец решится сам по для себя. Нужно все испытывать, доброго держаться.
Ю.Б.: Если какой-нибудь человек, принадлежащий к церкви, осознанно принимает этот способ работающим по отношению к алкоголикам, то, нужно быть честным до конца, и принять его вообще как способ, по отношению к разным недугам человеческой жизни.
И.П.: Чисто теоретически можно испытать. Работает — оставим, не работает — сам отпадет. Но то, что мы знаем про группы самопомощи, они возникли именно как группы помощи людям химически зависимым. Именно в недрах христианства. Давайте рассмотрим методику. Люди собираются, молятся Богу и делятся друг с другом своим опытом выздоровления либо опытом неудач. Если учитывать, что Господь говорит: “Где двое либо трое собраны во имя мое, там и Я посреди их”, и евангельское слово не быть может нарушено, то там все таки действует божественная благодать.
И.Б.: Мне кажется, что еще весьма боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шое приоретение в этих группах сами шаги, которые как алгоритм ведут человека, не сразу окунают его в какую-то сложную задачу, а постепенно, шаг за шагом он вырастает. В данной нам модели есть 12 принципов, и эти принципы являются защитной системой, которая не позволяет сиим группам превратиться в некое тоталитарное сектанство.
И.П.: Эти группы подчеркнуто не конфесиональны. Так и нужно, потому что эти группы занимаются помощью людям с химической зависимостью, не наиболее того. Они не 100вят цель привести к Богу либо ввести в недра православия, католичества, протестантизма. Это конкретная задача- помощь от зависимости.
И.Б.: Если они уйдут от данной нам проблемы и начнут занимамася какими-то другими проблемами, проблемами власти, например. Они держатся принципиально дистантно по отношению к средствам массовой информации, чтобы их не использовали и это их защищает.
Ю.Б.: Существуют ли подобные группы самопомощи для созависимых людей?
И.П.: Да, для их существуют группы, называются они алонон, другими словами, группы для членов семей алкоголиков.
И.Б.: Там они решают не проблемы своего обожаймого алкоголика, а свои собственные проблемы, ту деформацию, которая возникла в их личности в результате жизни с алкоголиком, воспитания в семье родителей-алкоголиков.
Ю.Б.: Делятся опытом выживания и противо100яния, опытом неудач.
И.П.: Не только, это внешнее. На группах анонимных алкоголиков люди познают себя, начинают двигаться к для себя. Тоже самое происходит и на группах созависимости.
И.Б.: Про100 собираются люди, которые живут с алкоголиками. Они сами не страдают алкоголизмом, у их нет данной нам проблемы, но они зависят от своих алкоголиков, и они учатся свободному поведению, свободному отношению, они освобождаются от этих оков зависимости.
И.П.: Даже если человек приходит на собрание, допустим, какая-нибудь супруга, которая уже не знает как жить, она приходит и лицезреет, что она не одна, у людей такие же проблемы, они выражают их такими же словами, делятся своим опытом как они отыскали способ выпрыгнуть из этого. {Само по себе} это социальная поддержка, с другой 100роны человек начинает созидать, что все проблемы именно в самой болезни. Что тут не проблема в супруге, чтобы спрятать от него очередную бутылку либо вылить в унитаз, а проблема в другом совершенно. Это таковая же болезнь как алкоголизм и все сопутствующие.
И.Б.: Проблемы, которые с сиим связаны: депрессия, сердечно-сосудисвора система. Люди созависимые так же физически страдают, как и зависимые. Это тоже смертельно опасное болезнь.
И.П.: Но здесь нужно пояснить и подчеркнуть, что все эти методики духовно кричиентированы. Именно не про100 социально кричиентированы, а духовно нацелены.
Ю.Б.: Если мы договорились, что даже неверующий человек может найти для себя подобную группу, где только неверующие. В этом случае мы должны будем расширить духовные границы.
И.П.: Тут интересный принцип. Он не прогуливается специально находить группу, где посиживают одни атеисты. Этот вопросец, он за скобками. Он в всякую группу приходит, там его не спросят атеист он, верующий, неверующий.
Ю.Б.: Группа, которая проходит тут, в стенах Данилова монастыря, она потенциально ничем не отличается от других групп.
И.П.: То, что 100вят им в вину некоторые ревнители православия. Они выносят это за скобки. Чтобы прийти мог действительно каждый человек. Мог прийти неверующий, мог прийти мусульманин.
Ю.Б.: А что вы можете сказать по поводу женского алкоголизма? Существует мнение, что он с боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шим трудом поддается исцелению.
И.Б.: По сути женский алкоголизм сложнее социально. У женщины изначально боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше барьер, если она его сломает, ей труднее вос100навливаться. Ожидания общества по отношению к женщине связаны с определенным обликом, поведением. И вот эти ожидания закладывают ролевое начало в жизни женщины, как женщина должна себя вести, как она может одеваться. Например, если женщина накрасится весьма ярко, она переходит в другой ролевой 100тус. Это все весьма тонкие вещи, которые женщине бывает трудно преодолеть. Нередко женщина банально боятся осуждения. Ей легче даже страотдать, она, в отличие от супругчины, может весьма долго страотдать, сама внутри себя. Это одиночное опьяненство — употребление алкоголя втихую, прийти домой, закрыться и в одиночку пить. Внешнюю социальную роль она будет дернажимать до последнего. В результате, она утяжеляет эту болезнь, она не может помощи раньше получить.
Ю.Б.: Тогда, в самом конце, давайте попробуем описать наиболее эффективный путь в нашей стране для человека, который болеет недугом опьяненства, алкоголизма. За финалную точку мы берем: он болен и он принял решение, осознал себя алкоголиком. Предполагая, что потенциально он верующий был когда-то. Значит, именно верующий православный христианин решил прийти к исцелению.
И.П.: Выйти из состояния разделяйрии методом медицины, биофункцию выполнить, глазастить кровь (внутренняя среда организма, образованная жидкой соединительной тканью. Состоит из плазмы и форменных элементов: клеток лейкоцитов и постклеточных структур: эритроцитов и тромбоцитов) от алкоголя. Пойти в “нан” либо в “100рый свет”, где ему объяснят, что он алкоголик, и что он не лучше и не ужаснее других, а таковой же как весьма многие. Он пойдет на группу, начнет это понимама. Плюс к этому он пойдет на исповедь, будет каяться в этом, примет участие в таинствах, это все параллельно совершается.
И.Б.: Я сталкивалась с разными путями, когда человек приходит к выздоровлению, но почаще всего все начинается с групп самопомощи либо приходят к специалисту, который знает о таковых группах.
И.П.: Либо со встречи с человеком из группы.
И.Б.: Многое зависит от таковой встречи.
Ю.Б.: Какие общие шаги кричиентируют человека?
И.Б.: Когда человек осознал, что проблема есть, нужно получить какую-то информацию, как эту проблему решать. Не нужно сразу принимама решение обращаться в какую-то конкретную программу, первый шаг- это прийти на группу. Там он получит всю информацию и разный опыт, которым люди поделятся, каким образом они выздоравливали. Выяснить про какие-то еще группы, походить по разным группам, чтобы как можно боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше получить опыта выздоровления других людей. Считается, что первые три месяца человек должен ходить на группы каждый денек. Только с группой человек выздоравливает. Можно ходить на разные группы, но каждый денек. Ему интенсивно нужно погрузиться в выздоравливающую среду. На группе ему дадут все необходимые познания.
Ю.Б.: А сколько все это стоит?
И.Б.: Все бесплатно. Группы эти все бесплатные. Они открыты для всех таковых же, как и человек, страдающий алкоголизмом. На группе объяснят, как составить распорядок денька, как правильно питаться. Постепенно человек обучится и некий личной гигиене: что ему вредно, что не вредно, что нужно созодать. Для таковых людей не 100ит в первые же месяцы трезвости бросаться в пикники, в ситуации, где есть алкоголь. Нужно их избегать, нужно оградить себя от этого. А на группе эти вопросы и решаются.
Ю.Б.: А параллельно, если человек доверяет церкви, церковь предлагает ему классический путь осознания этого греха и покаяние А вот по отношению к таковым людям со 100роны пастыря должно быть снисхождение? Понимама, что это все-же несчастный человек и не требовать от него в полной мере.
И.П.: Ко всем людям должно быть снисхождение. Это основа пастырства — входить в ситуацию каждого человека. Если человек придет с данной нам ситуацией, то пастырь про100 обязан войти в его ситуацию.
Ю.Б.: А для созависимых какие есть пути решения данной нам задачи?
И.Б.: Путь для созависимых, он принципиально ничем не отличается от пути самого зависимого алкоголика либо наркомана. Проблема созависимости — это оборотная 100рона зависимости. Созависимому человеку приходится разрешать ту же модель, другими словами био-социо-психо-духовную. Обучиться заботиться о для себя, перекричиентировать свое внимание с алкоголика на свою собственную жизнь. Тут у созависимых возникает вопросец: “Разве это гуманно, что он будет пить, а я занимамася своим выздоровлением?” Это ловушка та же, которая не дает остановиться алкоголикам. Когда человек приходит на группу, он начинает эти ловушки созидать. Отстранение от того, кто продолжает пить, это не значит бросать его, можно отстраниться с любовью, давая возможность другому человеку осознать свою ответственность за свое поведение. Оставить его один на один с его реальностью. Это единственная возможность посодействовать другому человеку получить собственный собственный опыт. Не жить вашим мнением, вашей жизнью, вашей болью (неприятного сенсорного и эмоционального переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани или описываемое в терминах такого повреждения), вашей заботой о нем, а тоже вставать на ноги и начать выздоравливать самому. Для этого созависимому человеку нужно отойти в 100рону, нужно заняться собой. Когда они оба, каждый в своей группе, анонимный алкоголик в группе алкоголиков, созависимый в группе для созависимых, начинают разбирать, где моя ответственность, где не моя ответственноять, что я могу сделать, а что я не могу сделать. Опосля этого у их может наладиться взаимопонимание, и возникает снова близость, подлинно личностная близость. Когда человек возвращен самому для себя, он может общаться с другим человеком, вновь давать самого себя, подлинную любовь, а не суррогаты. Этот путь, как правило, вообще домашний.
Ю.Б.: Другими словами, он таковой же. Человек призван прежде всего проконсультироваться в профессиональной организации, опосля этого он призван найти группу самопомощи, где он получит информацию и поддержку. И само разрешение проблемы, оно может наступить только в процессе работы. Другими словами, про100 так нельзя сказать человеку, что конкретно ему поможет.
И.Б.: Весьма важно, чтобы этот человек, страдающий вместе с алкоголиком, понимал, что проблема его страдания, она в нем самом находится. Не только алкоголик причиняет ему страдания. Нередко я слышу такие ответы: ” Да что я буду выздоравливать, вот он пере100нет пить, и все мое счастье здесь будет, и вся моя семейная жизнь наладится”. Этого не происходит. Наиболее того, происходят даже страшные вещи, когда человек пытается прекратить пить, а человек, живущий рядом, ведет себя так, что пытается вернуть его на этот же путь, потому что ему так привычно. Безусловно, это неосознанно, это все не со зла, конечно. А оттого, что клубок алкоголизма и наркомании — это к тому же клубок весьма сложных семейных взаимоотношений, который одночасно с плеча невозможно рубить. Нужно найти ниточку и начать ее распутывать. Каждый должен начать распутывать, начиная с себя, тогда фуррор обязательно придет.