В адресок Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства поступают обращения с просьбой прокомментировать публичное обсуждение мер, предлагаемых отдельными законодателями, пред100вителями государственных ведомств и специали100ми в целях повышения охвата населения, прежде всего малышей, профилактическими прививками.
В последнее время на мероприятиях высокого уровня для публичного обсуждения были предложены, в частности, следующие меры:
- ограничение права родителей на информированное добровольное согласие на проведение профилактических прививок детям либо отказ от их;
- ограничение прав непривитых малышей на посещение занятий в образовательных организациях;
- введение для малышей обязательных прививочных паспортов (в том числе электронных) и фиксация в их причин отказа от тех либо других прививок;
- ограничение распространения информации, критической по отношению к вакцинопрофилактике.
В связи с сиим, Патриаршая комиссия считает необходимым заявить последующее:
«Православная Церковь с неизменно высоким уважением относится к врачебной деятельности, в основе которой лежит служение любви, направленное на предотвращение и облегчение человеческих страданий»[1]. Благодаря достижениям медицинской науки, в том числе в области профилактики, 100ли возможны предупреждение и лечение многих болезней, а также серьезное облегчение страданий, которые они приносят людям.
Церковь не оценивает эффективность и степень риска побочных эффектов тех либо других конкретных медицинских вмешательств и препаратов. Таковая оценка – предмет исследований, основанных на научных стандартах доказательности, и свободной академической дискуссии специалистов. Вместе с тем, «Церковь предостерегает от попкиток абсолютизации всех медицинских теорий»[2], напоминая о том, что научные взгляды развиваются и всегда открыты для обоснованной критики, которая полностью может приводить к коррекции, а иногда и пересмотру привычных представлений.
При всем этом Церковь не может устраниться от оценки характерственных аспектов данной сферы человеческой деятельности. Ее позиция, в частности, основана на следующем принципе: «Взаимоотношения врача и пациента должны строиться на уважении целостности, свободного выбора и достоинства личности. Недопустима влекипуляция человеком даже ради самых благих целей»[3].
В первую очередь, забота о благе малышей, включая и их здоровье, вверена Богом их родителям. Государство и общество должны уванажимать это преимущественное право и ответственность родителей, исходя из презумпции их добросовестности. Именно родители должны принимама решения, связанные с воспитанием малышей, их обучением и заботой о их здоровье. Исключением из этого принципа могут являться только заведомо злонамеренные либо преступные действия родителей.
Уместно напомнить, что признание в правовых системах различных государств необходимости информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и права на отказ от него 100ло следствием осуждения в Нюрнбергском процессе преступлений нацистов, в том числе принудительных врачебных влекипуляций и экспериментов, проводившихся ими над людьми. С того времени уважение к сиим этическим и правовым принципам 100ло привычным признаком каждого нормального общества.
Эти принципы признаются российским правом. В целом ряде федеральных законов провозглашается право родителей давать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в отношении своих малышей, включая и профилактические прививки, либо отказываться от него[4].
Общеизвестно, что наряду с риском инфекционных заболеваний существует также риск осложнений, в том числе и серьезных, прямо до летальных исходов, в результате проведения профилактической прививки. В таковой ситуации именно сам пациент, а в случае ребенка – его родители должны созодать собственный выбор в каждом конкретном случае, приняв во внимание советы и рекомендации специалистов, а также иную информацию. Никто не вправе созодать этот выбор за их, даже руководствуясь по-своему понимаемым благом малыша.
Патриаршая комиссия считает, что:
В связи с сиим Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства, не может поддернажимать перечисленные ранее меры.
[1] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XI.1.
[2] Там же, XI.3.
[3] Там же, XI.3.
[4] Ст. 20 ч. 2 Федерального закона «О основах охраны здоровья граждан в РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина)», ст. 5 п. 1 и ст. 11 п. 2 Федерального закона «О иммунопрофилактике инфекционных болезней», ст. 7 п. 2 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулёза в Российской Федерации» и т.д.