О питании детей дошкольного возраста

Пого­во­рим о том, как долж­ны питать­ся малыши дошколь­но­го воз­рас­та. Поче­му так важ­ны вопро­сы пита­ния совре­мен­ных малышей?

Вы все зна­е­те, как нередко сей­час встре­ча­ют­ся у малышей раз­лич­ные хро­ни­че­ские заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности).

Уже с ран­не­го воз­рас­та фор­ми­ру­ют­ся такие хро­ни­че­ские пора­же­ния желу­доч­но-кишеч­но­го трак­та, как, напри­мер, хро­ни­че­ский гастрит, хро­ни­че­ский холе­ци­стит, дис­ки­не­зия желч­ных путей и дру­гие. В 100­нов­ле­нии этих хро­ни­че­ских пора­же­ний орга­нов еде­ва­ре­ния, а так­же дру­гих забо­ле­ва­ний (аллер­ги­че­ские пора­же­ния дыха­тель­ной систе­мы, кожи) нема­лое зна­че­ние име­ет нера­ци­о­наль­ное питание.

Суще­ству­ет исти­на, кото­рую долж­на знать каж­дая мама: не так важ­но, сколь­ко съест ребе­нок, важ­нее — сколь­ко он смо­жет усво­ить! В свя­зи с сиим пого­во­рим о орга­ни­за­ции само­го про­цес­са пита­ния малышей. Жела­ние есть воз­ни­ка­ет тогда, когда чело­век успел пора­бо­тать, подви­гать­ся. К это­му момен­ту начи­на­ют акти­ви­зи­ро­вать­ся желу­доч­ные фер­мен­ты, пере­ва­ри­ва­ю­щие еду. Чем при­ят­нее запах и вид еды, тем боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ше актив­ность фер­мен­тов в желуд­ке и тем силь­нее ощу­ще­ние голода.

Утрен­нее отсут­ствие аппетита

Как мы обыч­но кор­мим малышей? Ребе­нок толь­ко встал с посте­ли. Как пра­ви­ло, он еще не совершенно проснул­ся, не подви­гал­ся. Жела­ния есть у него еще нет. А мать днем торо­пит­ся на рабо­ту и начи­на­ет насиль­но кор­мить ребен­ка. Малыш нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон)­ни­ча­ет, из-за это­го у него не выде­ля­ют­ся фер­мен­ты, спаз­ми­ру­ет­ся желч­ный пузырь и не выхо­дит желчь для пере­ва­ри­ва­ния еды. Мать счи­та­ет, что у него пло­хой аппе­тит, но ведь нель­зя его отпу­стить из дома голодным!

Не доби­вай­тесь аппе­ти­та принуждением!

100­ит ли так боять­ся наго­да? Луч­ше пусть ребе­нок съест с аппе­ти­том кусочек хле­ба, тща­тель­но его пере­же­вы­вая, чем под мате­рин­ский вопль — ран­ний зав­трак, кото­рый навряд ли пере­ва­рит­ся. Если при­ем еды 100­но­вит­ся муче­ни­ем для мате­ри и ребен­ка, то у ребен­ка может воз­ник­нуть отвра­ще­ние к еде. Для того что­бы у него был аппе­тит, нуж­на спо­кой­ная обста­нов­ка. Нужно обучить малы­ша мед­лен­да и спо­кой­но жевать, пища долж­на быть для него наслаждением.

Поче­му важ­но не спе­шить во вре­мя пищи?

Пере­ва­ри­ва­ние еды начи­на­ет­ся во рту, где со слю­ной выде­ля­ет­ся фер­мент ами­ла­за, кото­рый уже в поло­сти рта начи­на­ет рас­щеп­лять угле­во­ды. Чем мед­лен­нее и спо­кой­нее идет про­цесс обра­бот­ки еды во рту, тем луч­ше она будет пере­ва­ре­на в желуд­ке. Кро­ме того, слю­на сма­чи­ва­ет еде­вой комок, и он лег­че про­хо­дит через еде­вод. Таковым обра­зом, глав­ное — обучить ребен­ка жевать. Ужаснее все­го, когда ребе­нок торо­пит­ся и гло­та­ет кус­ки. Эти кус­ки пло­хо пере­ва­ри­ва­ют­ся, и орга­низм практически ниче­го не усва­и­ва­ет. Тогда и непе­ре­ва­рен­ная еда про­хо­дит в две­на­дца­ти­перст­ную киш­ку, тон­кую и тол­стую киш­ки — и травок­ми­ру­ет их.

Пустая тарел­ка — не все­гда отлично!

Во вре­мя пищи нель­зя отвле­кать ребен­ка игруш­ка­ми, сказ­ка­ми и т.д. А если он отка­зы­ва­ет­ся от пищи, то, быть может, он еще не наго­ден. Но мама желает его накор­мить. Она ему чита­ет в луч­шем слу­чае, а в худ­шем — сер­дит­ся на него. А ребо­нок авто­ма­ти­че­ски откры­ва­ет рот, и туда ему вли­ва­ет­ся еда. Мама уте­ша­ет себя тем, что тарел­ка опу­сте­ла и ей кажет­ся, что малыш будет сыт. А он не сыт. Он ниче­го не пере­ва­рит. Он сде­лал пер­вый шаг к желу­доч­но-кишеч­ной патологии.

Поче­му нужно избе­гать перекармливания?

Аппе­тит сни­жа­ет­ся и у пере­корм­лен­ных малышей. Их бес­ко­неч­но пич­ка­ют вся­ки­ми вкус­ны­ми яст­ва­ми. Они не зна­ют чув­ства наго­да, а сле­до­ва­тель­но, не зна­ют поло­жи­тель­ных эмо­ций при его утолении.

При­ве­дем при­мер. Малыш рос в обес­пе­чен­ной семье, где не было ни в чем недо­стат­ка, эта семья име­ла воз­мож­ность поку­пать такие про­дук­ты, кото­рые в обыч­ных колдуна­зи­нах отсут­ству­ют. По утрам ребен­ку дава­ли бутер­бро­ды с чер­ной и крас­ной икрой, в обед пред­ла­га­ли отвар­ные язы­ки, но он отка­зы­вал­ся от пищи. Роди­те­ли были в отча­я­нии, потому что он мог целы­ми денька­ми не есть.

Он худел, его мучи­ли запо­ры. Реши­ли поло­жить ребен­ка в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ни­цу для обсле­до­ва­ния. Роди­те­лям было постав­ле­но одно усло­вие: из дома раз­ре­ша­лось при­но­сить толь­ко фрук­ты и ово­щи для при­го­тов­ле­ния све­жих соков. Малыш полу­чал перед едой раз­ве­ден­ные соки (ника­ких фер­мен­тов ему допол­ни­тель­но не назна­ча­ли), ел каши, гулял, спал, т.е. вел обыч­ный образ жиз­ни. Уже через две неде­ли он с вос­тор­гом упле­тал боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­нич­ную пищу. Все резуль­та­ты обсле­до­ва­ния пока­за­ли: ребе­нок здо­ров. Он про­100 пере­корм­лен, не зна­ет чув­ства голода.

Нужно учи­ты­вать характер

И еще. Пере­ва­ри­ва­ние еды у чело­ве­ка свя­за­но не толь­ко с обста­нов­кой, но зави­сит и от его тем­пе­ра­мен­та. Уче­ные изу­ча­ли фер­мен­та­тив­ную актив­ность малышей, живу­щих в дет­ском доме. Ока­за­лось, что малыши холе­ри­че­ско­го скла­да, кото­рые были поса­же­ны за пищу сра­зу опосля про­рокот­ки, не мог­ли дол­го успо­ко­ить­ся, вер­те­лись и пло­хо ели. Еда у их пере­ва­ри­ва­лась пло­хо. А малыши флег­ма­ти­че­ско­го тем­пе­ра­мен­та опосля про­рокот­ки спо­кой­но сади­лись за стол, сосре­до­то­чен­но ели. У их еда пере­ва­ри­ва­лась хоро­шо. При­гля­ди­тесь к сво­е­му ребен­ку, быть может, опосля про­рокот­ки ему луч­ше отдох­нуть, рас­сла­лупить­ся и потом толь­ко есть. А луч­ше все­го пого­во­рить с ним о ново­стях в его жиз­ни и подо­ожидать, пока он сам попро­сит пищи.

Когда отсут­ствие аппе­ти­та гово­рит о заболевания?

Толь­ко в тех слу­ча­ях, когда ребе­нок отка­зы­ва­ет­ся от пищи в усло­ви­ях спо­кой­ной и доб­ро­же­ла­тель­ной обста­нов­ки и не уто­ля­ет голод кус­ка­ми хле­ба либо обожай­мы­ми блю­да­ми, нуж­но поду­мама, не забо­лел ли он. Тогда необ­хо­ди­мо преж­де все­го выяс­нить, нет ли у него каких-либо забо­ле­ва­ний еде­ва­ри­тель­но­го трак­та, зара­же­ния гли­100­ми либо дру­гих заболеваний.

Какой объ­ем пиши дол­жен быть у ребен­ка дошколь­но­го возраста?

Емкость желуд­ка у малышей изме­ня­ет­ся с воз­рас­том. Если у годо­ва­ло­го ребен­ка она рав­на 250–300 г, то у 3-х­лет­не­го — 350–400 г, а у четы­рех­лет­не­го — 450–500 г. Поэто­му пита­ние долж­но быть диф­фе­рен­ци­ро­ван­ным по вели­чине разо­во­го и суточ­но­го объ­е­ма еды в зави­си­мо­сти от воз­рас­та малышей.

Конеч­но же, объ­ем еды зави­сит и от аппе­ти­та малышей. Если у ребен­ка хоро­ший аппе­тит, не зло­упо­треб­ляй­те сиим, не при­учай­те его к чрез­мер­но обиль­но­му пита­нию. Рано либо позд­но это при­ве­дет к избы­точ­но­му жиро­от­ло­же­нию и нару­ше­нию здо­ро­вья ребен­ка. Если же аппе­тит сни­жен, и ребе­нок не все­гда съе­да­ет пред­ла­га­е­мую ему еду в доста­точ­ном если­че­стве, то ему нужно вре­мен­но орга­ни­зо­вать 5-ый при­ем еды в каче­стве допол­ни­тель­но­го ужи­на в 21 час либо ран­не­го зав­тра­ка, если ребе­нок про­сы­па­ет­ся слиш­ком рано — в 5–6 часов утра. На допол­ни­тель­ный при­ем еды обыч­но реко­мен­ду­ет­ся давать 100­кан теп­ло­го моло­ка, напиток либо йогурт с пече­ньем либо кусоч­ком булочки.

Общий объ­ем еды на целый денек состав­ля­ет в сред­нем: для малышей в три года — 1500–1600 г, для малышей в четы­ре года — 1700–1750 г. Суточ­ное если­че­ство рас­пре­де­ля­ет­ся меж­ду отдель­ны­ми при­е­ма­ми еды отно­си­тель­но рав­но­мер­но: 350–400 г и 400–500 г соот­вет­ствен­но воз­рас­ту малышей, обед дает­ся в опти­маль­ном объеме.

Кало­рий­ность питания

Потреб­ность дет­ско­го орга­низ­ма в энер­гии состав­ля­ет: в воз­расте до 3-х лет — 1540 ккал, с 3-х до 7 лет — 1970 ккал в денек. Суточ­ная кало­рий­ность пита­ния малышей долж­на соот­вет­ство­вать сиим циф­рам и пра­виль­но рас­пре­де­лять­ся меж­ду отдель­ны­ми при­е­ма­ми еды. Для малышей дошколь­но­го целе­со­о­раз­ным счи­та­ет­ся сле­ду­ю­щее рас­пре­де­ле­ние: на зав­трак — 25% суточ­ной кало­рий­но­сти, на обед — 35–40, пол­дник — 10–15, ужин — 25 %.

Про­дук­ты питания

Раци­о­наль­ное пол­но­цен­ное пита­ние малышей дошколь­но­го воз­рас­та обес­пе­чи­ва­ет­ся, как и у взрос­ло­го чело­ве­ка, широ­ким ассор­ти­мен­том про­дук­тов животик­но­го и рас­ти­тель­но­го про­ис­хож­де­ния. Исклю­че­ни­ем явля­ют­ся жир­ные сор­та мяса и птиц (гуси, утки), а так­же ост­рые при­пра­вы (уксус, гор­чи­ца, хрен, горь­кий перец). Чем обширнее и раз­но­о­раз­нее набор про­дук­тов, исполь­зу­е­мых при при­го­тов­ле­нии еды, тем пол­но­цен­нее пита­ние малыша.

Цен­ность про­дук­тов животик­но­го про­ис­хож­де­ния (моло­ко и молоч­ные про­дук­ты, мясо, мяс­ные изде­лия и суб­про­дук­ты, рыба, яичка) состо­ит, преж­де все­го, в том, что они явля­ют­ся источ­ни­ка­ми пол­но­цен­ных, лег­ко­усво­я­е­мых бел­ков, а так­же цело­го ряда вита­ми­нов, мине­раль­ных веществ и микроэлементов.

Цен­ность про­дук­тов рас­ти­тель­но­го про­ис­хож­де­ния состо­ит в их богат­стве раз­но­о­раз­ны­ми угле­во­да­ми (фрук­то­за, глю­ко­за, саха­ро­за, крах­мал, выпекал­ти­ны, клет­чат­ка), они явля­ют­ся важ­ней­шим источ­ни­ком вита­ми­нов, осо­бен­но аскор­би­но­вой кис­ло­ты (вита­мин С), рути­на (вита­мин Р), бета-каро­ти­на, вита­ми­на Е и мно­гих дру­гих полез­ных веществ. В их так­же содер­жат­ся рас­ти­тель­ные бел­ки, кото­рые в соче­та­нии с бел­ка­ми животик­но­го про­ис­хож­де­ния дают наи­бо­лее бла­го­при­ят­ные усло­вия для их усвоения.

Сре­ди про­дук­тов животик­но­го про­ис­хож­де­ния важ­ное пространство при­над­ле­жит моло­ку и молоч­ным про­дук­там. Детки дошколь­но­го воз­рас­та долж­ны полу­чать еже­днев­но не наименее 0,5 л моло­ка, в том чис­ле кис­ло­мо­лоч­ные (напиток, аци­до­филь­ное моло­ко, йогурт либо др.), а так­же с уче­том того моло­ка, кото­рое исполь­зу­ет­ся на при­го­тов­ле­ние каши либо дру­гих молоч­ных блюд.

К высо­ко­бел­ко­вым молоч­ным про­дук­там отно­сят­ся: све­жий тво­рог, тво­рож­ная пас­та, дет­ские тво­рож­ные сыр­ки, а так­же твер­дые сыры, в том чис­ле плавленые.

Все молоч­ные про­дук­ты так­же бога­ты жиром, лег­ко­усво­я­е­мы­ми соля­ми каль­ция и фосфора.

Из молоч­ных про­дук­тов, бога­тых жиром, осо­бен­но полез­ны для малышей слив­ки и сме­та­на, кото­рые могут исполь­зо­вать­ся для заправ­ки супов и сала­тов, а так­же в каче­стве под­ли­вы к сыр­ни­кам и вареникам.

Тво­рог, слив­ки, сме­та­на и сыр, в отли­чие от моло­ка и кис­ло­мо­лоч­ных про­дук­тов, кото­рые долж­ны еже­днев­но вклю­чать­ся в раци­он малышей, могут исполь­зо­вать­ся через один-два денька, но, соот­вет­ствен­но, в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­шем количестве.

Для мяс­ных блюд пред­по­чте­ние отда­ет­ся говя­дине и теля­тине, исполь­зу­ет­ся так­же мясо кур, цып­лят, индей­ки, кро­ли­ка, суб­про­дук­ты — печень, язык, моз­ги; полностью допу­сти­мы и нежир­ная сви­ни­на, моло­дая нежир­ная бара­ни­на. Из мяс­ных про­дук­тов реко­мен­ду­ют­ся молоч­ные сосис­ки и варе­ные кол­ба­сы (док­тор­ская, дие­ти­че­ская, молоч­ная). Мясо и суб­про­дук­ты явля­ют­ся цен­ней­шим источ­ни­ком не толь­ко бел­ка, да и лег­ко­усво­я­е­мо­го желе­за, а так­же ряда вита­ми­нов груп­пы В.

Весьма полез­ным про­дук­том явля­ет­ся рыба. Исполь­зуй­те нежир­ные сор­та мор­ских и реч­ных рыб — судак, трес­ка, хек, мор­ской окунь. Белок рыб явля­ет­ся пол­но­цен­ным и легкоусвояемым.

В меню малышей мясо либо рыба вклю­ча­ют­ся еже­днев­но. В тече­ние неде­ли ребен­ку мож­но гото­вить четы­ре-пять дней блю­да из мяса и два-три денька — из рыбы. Если мясо и рыбы дают­ся в один денек, их пор­ции уменьшают.

Мно­гие роди­те­ли зада­ют вопросец о поль­зе крас­ной и чер­ной икры, а так­же рыбье­го жира. Несо­мнен­но, все эти про­дук­ты обла­да­ют высо­кой пита­тель­ной цен­но­стью. Все виды икры бога­ты бел­ком, жиром и жиро­рас­тво­ри­мы­ми вита­ми­на­ми А и Д, осо­бен­но мно­го этих вита­ми­нов в рыбьем жире. Кро­ме того, в рыбьем жире содер­жат­ся весьма полез­ные для малышей поли­не­на­сы­щен­ные жир­ные кислоты.

Конеч­но же, икру мож­но ино­гда давать детям, но не слиш­ком мно­го и нередко, потому что в ряде слу­ча­ев у малышей она вызы­ва­ет аллергию.

Что каса­ет­ся рыбье­го жира, то его мож­но исполь­зо­вать толь­ко по назна­че­нию вра­ча, потому что он содер­жит вита­ми­ны А, Д и поли­не­на­сы­щен­ные жир­ные кис­ло­ты в доста­точ­но высо­кой кон­цен­тра­ции, его дози­ру­ют как аптеч­ный продукт.

Боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­шое зна­че­ние в пита­нии малышей име­ют яичка, потому что они содер­жат мно­го высо­ко­усво­я­е­мых пита­тель­ных веществ: бел­ки усва­и­ва­ют­ся на 96–97 %, жиры — на 95 %. Жел­ток яичка содер­жит ком­плекс жиро­рас­тво­ри­мых вита­ми­нов А, Д, Е и груп­пы В, фос­фа­ти­ды и раз­лич­ные мине­раль­ные веще­ства и мик­ро­эле­мен­ты. Одна­ко, несмот­ря на полез­ность яиц, в еде ребен­ка зло­упо­треб­лять ими нель­зя, потому что они спо­соб­ны вызы­вать аллер­ги­че­ские реак­ции. Яичка исполь­зу­ют толь­ко в кру­то сва­рен­ном виде либо в виде раз­лич­ных блюд (омлет с моло­ком либо све­жи­ми ово­ща­ми, сала­ты с яичком, сыр­ни­ки и т. д.).

Из жиро­вых про­дук­тов реко­мен­ду­ют­ся сли­воч­ное и рас­ти­тель­ное мас­ло (под­сол­неч­ное, куку­руз­ное, олив­ко­вое, сое­вое). Сли­воч­ное мас­ло явля­ет­ся цен­ным источ­ни­ком вита­ми­на А, а рас­ти­тель­ные мас­ла — вита­ми­на Е и поли­не­на­сы­щен­ных жир­ных кис­лот (кото­рых не достаточно в сли­воч­ном мас­ле). Поэто­му все мас­ла луч­ше исполь­зо­вать в нату­раль­ном виде (а не для жаре­нья): сли­воч­ное — в бутер­бро­дах и гото­вых блю­дах (каша, пюре), рас­ти­тель­ные — в вине­гре­тах, сала­тах, гото­вых овощ­ных блюдах.

Хлеб и хле­бо­бу­лоч­ные изде­лия вхо­дят в обя­за­тель­ный еже­днев­ный раци­он ребен­ка. Бел­ка в нем содер­жит­ся зна­чи­тель­но мень­ше, чем угле­во­дов. Наи­бо­лее поле­зен хлеб из ржа­ной муки и пше­нич­ной гру­бо­го помо­ла, потому что он бога­че бел­ком, вита­ми­на­ми груп­пы В и еде­вы­ми волочил­на­ми, сти­му­ли­ру­ю­щи­ми рабо­ту кишеч­ни­ка. Кро­ме хле­ба, детям реко­мен­ду­ют­ся и дру­гие хле­бо­бу­лоч­ные изде­лия: буб­ли­ки, баран­ки, суш­ки, сухари.

Кру­пы и мака­рон­ные изде­лия так­же явля­ют­ся основ­ным источ­ни­ком угле­во­дов и мень­ше — бел­ков. В пита­нии малышей трех-четы­рех­лет­не­го воз­рас­та исполь­зу­ют­ся рис, греч­ка, овся­ная и ман­ная кру­пы. Каши мож­но гото­вить с моло­ком и без моло­ка, с добав­кой ово­щей либо фрук­тов. Напри­мер, весьма полез­на и вкус­на овся­ная каша с ябло­ком, с изю­мом либо бана­ном, рисо­вая каша с тык­вой либо мор­ко­вью, греч­не­вая каша с яблоком.

Бобо­вые рас­те­ния (горох, фасоль, соя, бобы) — высо­ко­бел­ко­вые про­дук­ты, но они не достаточно исполь­зу­ют­ся в дет­ском пита­нии из-за нали­чия в их соста­ве, так назы­ва­е­мых, анти­а­ли­мен­тар­ных фак­то­ров, вызы­ва­ю­щих еде­ва­ри­тель­ный дис­ком­форт — взду­тие кишок, урча­ние, изжо­гу. Но, бла­го­да­ря, совре­мен­ной тех­но­ло­гии обра­бот­ки мето­дом пред­ва­ри­тель­но­го про­ра­щи­ва­ния зер­на из соло­да, горо­ха либо сои, изго­тав­ли­ва­ют­ся новейшие про­дук­ты для дет­ско­го пита­ния с хоро­ши­ми вку­со­вы­ми и еде­вы­ми собственный­ства­ми. К ним отно­сят­ся про­дук­ты экс­тру­зии в виде сухих зав­тра­ков и кон­ди­тер­ских изде­лий (пече­нье «Коти­го­рош­ко», кек­сы и др.). Эти про­дук­ты обла­да­ют анти­ал­лер­ген­ны­ми собственный­ства­ми и могут заме­нить те про­дук­ты животик­но­го про­ис­хож­де­ния, к кото­рым почаще все­го воз­ни­ка­ет аллергия.

Сахар и кон­ди­тер­ские изде­лия обя­за­тель­но вхо­дят в раци­он малышей, реко­мен­ду­ет­ся давать пече­нье, вафли, пасти­лу, мар­ме­лад, фрук­то­вую расправа­мель, варе­нье, джем, повид­ло и мед, если ребе­нок пере­но­сит его. Шоко­лад и шоко­лад­ные кон­фе­ты повы­ша­ют воз­бу­ди­мость нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон)­ной систе­мы, могут вызы­вать аллер­гию, поэто­му давать нередко их детям не следует.

Нель­зя давать на ночь (то есть темное время суток) детям сла­до­сти, потому что кис­ло­та, обра­зу­ю­ща­я­ся в поло­сти рта опосля сла­до­стей, спо­соб­ству­ет кари­е­су зубов.

Фрук­ты, яго­ды, ово­щи и зелень явля­ют­ся обя­за­тель­ной состав­ной частью дет­ско­го пита­ния. Они явля­ют­ся неза­ме­ни­мым источ­ни­ком вита­ми­нов С, Р, про­ви­та­ми­на А (каро­ти­на), вита­ми­на Е, лег­ко­усво­я­е­мых угле­во­дов — глю­ко­зы и фрук­то­зы, орга­ни­че­ских кис­лот, выпекал­ти­нов и еде­вых воло­кон, мине­ра­лов и микроэлементов.

В пита­нии малышей полез­но исполь­зо­вать все сезон­ные фрук­ты, яго­ды, ово­щи и зелень в нату­раль­ном виде, а так­же в виде соков и пюре, в зим­нее вре­мя мож­но давать наря­ду с нату­раль­ны­ми пло­да­ми кон­сер­ви­ро­ван­ные соки и пюре, ком­по­ты и дру­гие заготовки.

В раци­о­нах еже­днев­но нужно преду­смат­ри­вать сала­ты из све­жих ово­щей: капу­сты, мор­ко­ви, зеле­но­го лука, огур­цов, поми­дорвей и др. к мяс­ным и рыб­ным блю­дам в каче­стве гар­ни­ра, отда­вать пред­по­чте­ние не мака­рон­ным и кру­пя­ным изде­ли­ям, а ово­щам в виде отвар­но­го кар­то­фе­ля либо пюре (кар­то­фель­ное, све­коль­ное, мор­ков­ное), туше­ной капу­сты, зеле­но­го горош­ка и т.п. Мясо с овощ­ным гар­ни­ром усва­и­ва­ет­ся лучше.

Высо­ко­бел­ко­вую еду (мяс­ную, рыб­ную) малыши долж­ны полу­чать в пер­вой поло­вине денька, потому что она дол­го пере­ва­ри­ва­ет­ся в желуд­ке, а во вто­рой — наиболее лег­кую (молоч­но-рас­ти­тель­ную, углеводную).

Питье­вой режим

В свя­зи с есте­ствен­ны­ми поте­рям воды через поч­ки, кожу и с выды­ха­е­мым воз­ду­хом, баланс воды в орга­низ­ме дол­жен посто­ян­но вос­пол­нять­ся за счет жид­ко­сти, содер­жа­щей­ся в еде, и питья сво­бод­ной жид­ко­сти — воды, чая, мор­са и дру­гих напит­ков. Осо­бен­но уве­ли­чи­ва­ют­ся поте­ри воды при физи­че­ской нагруз­ке и в жар­кое вре­мя года.

У малышей, в свя­зи с их высо­кой подвиж­но­стью, поте­ри воды весь­ма ощу­ти­мы, поэто­му малышей нель­зя огра­ни­чи­вать в питье. Но ком­пен­си­ро­вать недо­100­ток жид­ко­сти слад­ки­ми ком­по­та­ми, сока­ми, напит­ка­ми не сле­ду­ет, потому что это при­во­дит к угне­те­нию аппе­ти­та. Нель­зя так­же давать мно­го пить воды во вре­мя при­е­ма еды. Запол­няя емкость желуд­ка и раз­бав­ляя еде­ва­ри­тель­ные соки, она спо­соб­ству­ет сни­же­нию аппе­ти­та и нару­ше­нию про­цес­сов пищеварения.

В интер­ва­лах меж­ду при­е­ма­ми еды вода долж­на быть доступ­на для малышей. Обыч­но дают све­же­ки­пя­че­ную воду, осту­жен­ную до ком­нат­ной тем­пе­ра­ту­ры, 100­ло­вую мине­раль­ную воду без газа либо сла­бо зава­рен­ный чай. Мож­но так­же реко­мен­до­вать быст­ро­рас­тво­ри­мые чаи из экс­трак­тов травок — фен­хе­ля либо ромаш­ки, кото­рые спо­соб­ству­ют улуч­ше­нию дея­тель­но­сти кишеч­ни­ка и обла­да­ют успо­ко­и­тель­ным действием.

Уютный дом