Н. Ярасова — Как стать счастливым? О невротических поисках счастья

Оглав­ле­ние

Сча­стье!.. Практически недо­сти­жи­мое, все­ми желан­ное… Как мно­го сил тра­тят люди в погоне за неуло­ви­мым, но отто­го ещё наиболее при­вле­ка­тель­ным счастьем!
Они гонют­ся по доро­ге стрем­ле­ний, игно­ри­руя «дорож­ные зна­ки», на кото­рых написано:

Как стать счастливым: счастливым — это как?

В послед­ние деся­ти­ле­тия сча­стье из фило­соф­ской про­бле­мы, в серьёз­ные раз­мыш­ле­ния о кото­рой рань­ше погру­жа­лись только на опре­де­лен­ном эта­пе лич­ност­но­го раз­ви­тия, кото­рая была пре­ро­га­ти­вой тон­ко чув­ству­ю­щих поэтов и мыс­ли­те­лей, пре­вра­ти­лось в повсе­днев­ный продукт. Поис­ки сча­стья нын­че «в трен­де». Пред­по­ла­га­ет­ся, что сча­стье — это нечто практически мате­ри­аль­ное, что-то такое, что полностью мож­но полу­чить если и не про­стым уси­ли­ем воли, то сово­куп­но­стью опре­де­лен­ных жиз­нен­ных дей­ствий. Другими словами сча­стье — это некоторое дости­же­ние. Выс­ший уро­вень само­ре­а­ли­за­ции, лич­ност­ная (а в иде­а­ле и про­фес­си­о­наль­ная) успеш­ность, опре­де­лен­ный (жела­тель­но высо­кий) уро­вень достат­ка, нали­чие любя­ще­го и обожай­мо­го парт­не­ра (либо пол­но­цен­ной семьи).
По одной из вер­сий про­ис­хож­де­ния сло­ва, сча­стье — это луч­шая толика. И в созна­нии обы­ва­те­лей луч­шая толика — это в первую оче­редь физи­че­ское и соци­аль­ное благополучие.
Наиболее того, мно­гие 100­ле­тия не пре­кра­ща­ют­ся попыт­ки выве­сти фор­му­лу неко­е­го абсо­свиреп­но­го сча­стья — сча­стья для всех. И при всем этом оче­вид­но, что пред­став­ле­ние о сча­стье у каж­до­го своё. Хоро­шо иллю­стри­ру­ет это пес­ня из извест­но­го совет­ско­го мультфильм­филь­ма «Лету­чий корабль». Клинок­та Царя — выдать дочь выгод­но замуж, клинок­та потен­ци­аль­но­го жени­ха — о богат­стве, короне и сла­ве. Сама царев­на Заба­ва клинок­та­ет о люб­ви, тру­бо­чист — о семье, пол­ной малыши­шек. И каж­дый гово­рит: «Вот оно — сча­стье!». Так воз­мож­но ли гло­баль­ное и хро­ни­че­ское счастье?

Как стать счастливым: электрическая «книжка рецептов»

Интер­нет — самая оче­вид­ная накапливал­ка все­воз­мож­ных сове­тов — кишит пред­ло­же­ни­я­ми сча­стья. Сча­стья — «в ассор­ти­мен­те»! И пред­ла­га­е­мые спо­со­бы его дости­же­ния раз­но­о­раз­ны: богат­ство, пози­тив­ное мыш­ле­ние, все­про­ще­ние, исце­ле­ние, даун­шиф­тинг (“жизнь ради себя”), образ­цо­вая семья, избав­ле­ние от дет­ских травм и т.д. Кста­ти, для попку­ляр­ных рецеп­тов сча­стья вооб­ще харак­тер­но про­тал­ки­ва­ние пред­став­ле­ния о сча­стье как о отсут­ствии про­блем (с денек­га­ми, со здо­ро­вьем, с общением).
А даль­ше — супер­но­вые мето­ды, гаран­ти­ро­ван­ный сверх­быст­рый резуль­тат, скид­ки! Как гово­рит­ся, хоть какой каприз — за ваши денек­ги! И денек­ги обыч­но нема­лые! «Про­дав­цы воз­ду­ха» дале­ко не бес­ко­рыст­ны. Резуль­тат «гаран­ти­ру­ет­ся», но обыч­но не дости­га­ет­ся. Вино­ва­тым же назна­ча­ет­ся «кли­ент».
А вот сотруд­ни­ки отде­ла Линей­но­го сча­стья НИИ (Научно-исследовательский институт — самостоятельное учреждение, специально созданное для организации научных исследований и проведения опытно-конструкторских разработок) ЧАВО в извест­ной кни­ге бра­тьев Стру­гац­ких «Поне­дель­ник начи­на­ет­ся в суб­бо­ту» были не биз­не­сме­на­ми, а науч­ны­ми энту­зи­а­100­ми. Имен­но отсут­ствие мате­ри­аль­ной выго­ды – и стра­ха не удо­вле­тво­рить кли­ен­та — поз­во­ли­ло ска­зоч­ным учё­ным выдви­нуть гипо­те­зу о том, что счаст­ли­вым чело­век 100­но­вит­ся, толь­ко тогда, «когда начи­на­ет мень­ше мыслить о для себя и боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ше о остальных»:

Но стре­мясь к бла­го­ду­шию, важ­но не впасть в дру­гую край­ность. Важ­но пом­нить, что сча­стье и эйфо­рия – это совершенно раз­ные вещи!
Инте­рес­но то, что как-то неуло­ви­мо необ­хо­ди­мость, даже обя­зан­ность быть счаст­ли­вы­ми 100­ла чуток ли не акси­о­мой жиз­ни. Но тем, кто гонит­ся за сча­стьем, 100­ит оста­но­вить­ся и задать для себя вопросец: кому и поче­му я дол­жен быть счаст­лив? Ответ нахо­дит­ся доволь­но быст­ро. Хоро­шень­ко поду­мав, боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­шин­ство моих кли­ен­тов на таковой вопросец отве­ча­ют: «роди­те­лям». А потом уже в ход идут житей­ская пси­хо­ло­гия и раз­лич­ные соци­аль­ные уста­нов­ки, вли­я­ние СМИ (Средства массовой информации, масс-медиа — периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы) – «все гово­рят». И обыч­но только в кон­це вопро­сом зву­чит: «может, быть счаст­ли­вым я дол­жен само­му для себя?». Но ведь если для себя, зна­чит, «может, я и не должен?».
И полу­ча­ет­ся, что цель «быть счаст­ли­вым», осо­бен­но в сле­до­ва­нии обще­ствен­ным «сце­на­ри­ям сча­стья», — это вооб­ще кем-то навя­зан­ная цель, порож­да­ю­щая море заморочек?

«Счастьезаменители» и «гореутолители»: катигоричные ошибки в поисках счастья

Стрем­ле­ние к сча­стью мно­гим и мно­гим людям при­но­сит стра­да­ния. Люди отыскивают — и не нахо­дят! И поис­ки сча­стья при­о­ре­та­ют нев­ро­ти­че­ский харак­тер, дела­ют людей по-насто­я­ще­му боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ны­ми. Боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ны­ми, в первую оче­редь, душой. Тогда и неко­то­рые пыта­ют­ся заглу­шить боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение) все­ми воз­мож­ны­ми «боле­уто­ли­те­ля­ми». Кто-то пыта­ет­ся запамятовать­ся в путе­ше­стви­ях, в шум­ных заба­вах; жить так, что­бы не отдать для себя оста­но­вить­ся и заду­мама­ся… Ни в коей мере не 100­ит мыслить, что все путе­ше­ству­ю­щие бегут от себя! Сами по для себя путе­ше­ствия пре­крас­ны! Одна­ко иногда новейшие горо­ну и стра­ны — только попыт­ка заглу­шить душев­ную боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение). Ино­гда весь­ма успеш­ная, но…

Подоб­ная суб­ли­ма­ция, иллю­зия сча­стья даёт вре­мен­ный эффект ане­сте­зии – от боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани), от внут­ри­лич­но­стых либо внеш­их кон­флик­тов. Но это «обез­бо­ли­ва­ние» обыч­но весь­ма непол­но­цен­но. Надол­го све­жие впе­чат­ле­ния не помо­га­ют. А кому-то не помо­га­ют вооб­ще. Такие люди отыскивают наиболее силь­но дей­ству­ю­щие «горе­уто­ли­те­ли». И «сча­стье­за­ме­ни­те­ля­ми» 100­но­вят­ся раз­лич­ные деструк­тив­ные стра­те­гии пове­де­ния и даже деструк­тив­ные стра­те­гии жиз­ни в целом. На сце­ну выхо­дят табак, алко­голь, про­чие нар­ко­ти­ки. Акту­аль­ной 100­ла про­бле­ма игро­вой зави­си­мо­сти (как от азарт­ных, так и от ком­пью­тер­ных игр). И совершенно уж «изыс­кан­ной» (извра­щён­ной) попыт­кой добить­ся состо­я­ния сча­стья явля­ют­ся соза­ви­си­мость и про­чие виды нев­ро­ти­че­ских отношений.
Другими словами поис­ки сча­стья при­во­дят людей к состо­я­нию зави­си­мо­сти — и не толь­ко от нар­ко­ти­ков, да и от дру­гих людей, от вла­сти и успе­ха, от раз­ных дей­ствий (напри­мер, карье­ры либо поку­пок), и даже от вещей. На самом деле – к зави­си­мо­сти от самих поис­ков сча­стья. А если смот­реть глуб­же — к зави­си­мо­сти от страстей.

В филь­ме Пав­ла Лун­ги­на «Ост­ров» есть заме­ча­тель­ная сце­на: герой Пет­ра Мамо­но­ва сжи­га­ет сапо­ги, пода­рен­ные насто­я­те­лю мона­сты­ря Вла­ды­кой, и сплав­ля­ет по воде афон­ское оде­я­ло; он уни­что­жа­ет вещи, состав­ля­ю­щие глав­ную цен­ность монаха.
Это вызы­ва­ет сна­ча­ла гнев. Но — про­хо­дит воз­му­ще­ние; при­хо­дит отрезв­ле­ние. И насто­я­тель бла­го­да­рит стар­ца за этот урок. За то, что он осво­бо­дил его от страст­ной зави­си­мо­сти от вещей. От тще­слав­но­го обладания:

И по правде. Дела­ет ли нас счаст­ли­вы­ми обла­да­ние кое-чем? Воз­мож­но, оно, дей­стви­тель­но дела­ет нас тщеславными? 
Либо, быть может, мно­гое зави­сит от того, что 100­ит за обла­да­ни­ем? Страсть вла­дель­ца? Жад­ность? Гор­ды­ня собственника? 
Либо спо­кой­ное вла­де­ние, так ска­зать, «без фанатизма». 
Напри­мер, кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ние с вос­пи­та­тель­ной целью — это заня­тие, про­буж­да­ю­щее любо­зна­тель­ность, раз­ви­ва­ю­щее целе­устрем­лён­ность и т.д. И несмот­ря на высо­кую зна­чи­мость для каж­до­го кол­лек­ци­о­не­ра его тща­тель­но состав­лен­ной кол­лек­ции, извест­но мно­же­ство слу­ча­ев, когда люди жерт­во­ва­ли сво­и­ми собра­ни­я­ми ради здо­ро­вья и бла­го­по­лу­чия близ­ких. Либо даже изна­чаль­но соби­ра­ли кол­лек­ции ради обще­ствен­но­го бла­га (музеи и т.п.). Одна­ко не раз быва­ло и по-дру­го­му. Иногда страсть к кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­нию настоль­ко пора­бо­ща­ет душу, что раз­ру­ша­ет семьи, 100­но­вит­ся при­чи­ной раз­лич­ных бес­чинств, пре­ступ­ле­ний, в том чис­ле убийств. 
И эта двой­ствен­ность каса­ет­ся любо­го обла­да­ния. Ибо сущность не в вещах, а в стра­стях, управ­ля­ю­щих человеком. 
одно­знач­но гово­рит о том, дела­ет ли обла­да­ние чем-либо людей счаст­ли­вы­ми:

Но сколь­ко бы о этом не гово­ри­ли, поня­тие сча­стья из раза в раз под­ме­ня­ет­ся дру­ги­ми — наиболее физи­че­ски­ми — понятиями. 
Почаще все­го в погоне за сча­стьем люди стре­мят­ся, в первую оче­редь, к финан­со­во­му достат­ку. Одна­ко сча­стье не рав­но денек­гам. Науч­ные иссле­до­ва­ния пока­за­ли, что улуч­ше­ние эмо­ци­о­наль­но­го бла­го­по­лу­чия вме­сте с ростом дохо­да про­ис­хо­дит толь­ко до опре­де­лён­но­го уров­ня. И про­ис­хо­дит это из-за уве­ли­че­ния воз­мож­но­стей для чело­ве­ка — покуп­ки, путе­ше­ствия, плат­ная меди­ци­на… А опосля дости­же­ния это­го уров­ня чело­век вновь начи­на­ет ощу­щать себя несчаст­ным. Есть даже такое поня­тие «нев­роз богатых».
Наиболее того, дока­за­но, что даже неожи­дан­ное изме­не­ние жиз­нен­ных усло­вий — огром­ный выиг­рыш в лоте­рею либо, напро­тив, ката­стро­фа, лишив­шая средств и здо­ро­вья, только нена­дол­го выры­ва­ют чело­ве­ка из при­выч­но­го ему состо­я­ние сча­стья либо несча­стья. А потом (когда прой­дёт при­мер­но год) инва­ли­ды и бед­ня­ки учат­ся жить в новейших обсто­я­тель­ствах, вновь обре­тая сча­стье; а побе­ди­те­ли сно­ва погру­жа­ют­ся в стра­да­ние. И ино­гда даже боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­шейке, чем до момен­та финан­со­вой 100­биль­но­сти, пото­му что к преж­не­му состо­я­нию добав­ля­ет­ся разо­ча­ро­ва­ние от того, что даже щед­рые дары судь­бы не при­нес­ли дол­го­ждан­но­го блаженства. 

Совре­мен­ные уче­ные уве­ря­ют: все дело в том, что сча­стье и несча­стье порож­да­ют­ся соб­ствен­ны­ми внут­рен­ни­ми уста­нов­ка­ми чело­ве­ка. Другими словами, быть счаст­ли­вым — это… выбор?!

«СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!» (Стругацкие «Сталкер»)

По мне­нию германец­ко­го язы­ко­ве­да Эри­ха Бер­не­ке­ра (1874–1937), эти­мо­ло­гия сло­ва «сча­стье» свя­за­на со зна­че­ни­ем «толика, сов­мест­ное уча­стие» и ««несо­мнен­на для позд­не­го цер­ков­но-сла­вян­ско­го «при­част­ный».
Если раз­мыш­лять в этом направ­ле­нии, то 100­но­вит­ся важ­ным пони­ма­ние в Пра­во­сла­вии сча­стья как «бла­жен­ства» — состо­я­ния доб­ро­ты и насла­жде­ния — и неот­рыв­ность сча­стья от бытия с Богом. 
Когда-то дав­но чело­век был СЧАСТЛИВ. Он жил с Богом. Обла­отдал всем спо­кой­стви­ем мира. Всей пол­но­той Боже­ствен­ной Люб­ви. Жил в БЛАЖЕНСТВЕ. Но потом чело­век отпал от Бога, совер­шив пер­во­род­ный грех. И каж­дый чело­век лич­но повто­ря­ет этот путь отхож­де­ния от Бога. И каж­дый всей душой стре­мит­ся вер­нуть­ся к Нему, что­бы вновь обре­сти поте­рян­ную Удовлетворенность, отыскивает путь вспять, к Богу. Но чело­век, пора­бо­щен­ный сво­и­ми стра­стя­ми, тол­ка­е­мый ими на грех, этот путь не нахо­дит! Пото­му что только «незапятнанные серд­цем Бога узрят». 
И 100­ит доба­вить, что вме­100 того, что­бы занять­ся сво­ей душой, настро­ить собственный внут­рен­ний ком­пас на путь к Богу, люди отыскивают сча­стья только для одной собственный части — для тела. Полу­ча­ет­ся, что забо­тясь о физи­че­ском бла­го­по­лу­чии, но при всем этом игно­ри­руя потреб­но­сти души — либо питая ее вред­ной едой, мы, поче­му-то, ждём бла­го­по­лу­чия и сча­стья душев­но­го. Мета­фо­ри­че­ски мож­но ска­зать, что когда душа про­сит пить, мы даём телу бутер­брод. И мы гор­дим­ся данной нам сво­ей забо­той, и не про­100 рас­стра­и­ва­ем­ся, но иногда и оби­жа­ем­ся на Бога за то, что вот всё же дела­ем, а сча­стья нет!

Полу­ча­ет­ся пара­док­саль­ный результат: в погоне за сча­стьем чело­век попка­да­ет в состо­я­ние глу­бо­чай­ше­го несча­стья. А
И в самом деле. 

Свя­тые отцы нема­ло пояс­не­ний дали тому, что все-таки дела­ет чело­ве­ка счаст­ли­вым. И глав­ное – о том, что сча­стье – это состо­я­ние внутреннее: 

Совре­мен­ные уче­ные – напри­мер, сотруд­ни­ки Йель­ско­го уни­вер­си­те­та, мно­го лет иссле­до­вав­шие сча­стье и орга­ни­зо­вав­шие учеб­ный курс для жела­ю­щих стать счаст­ли­вы­ми, тоже уве­ря­ют, что сча­стье – это внут­рен­няя уста­нов­ка чело­ве­ка. Это уста­нов­ка не много зави­сит от обсто­я­тельств – только на 10%. Нема­лую роль в состо­я­нии сча­стья игра­ет то, что идет от семьи — при­выч­ки, образ жиз­ни. Все это может зна­чи­тель­но поменять­ся. И на 40% сча­стье зави­сит от наших мыс­лей, устрем­ле­ний. Пси­хо­лог-иссле­до­ва­тель Соня Любо­мир­ски в резуль­та­те сво­их иссле­до­ва­ний выде­ли­ла 3 самых важ­ных фак­то­ра, вли­я­ю­щих на состо­я­ние сча­стья: физи­че­ская актив­ность, воз­мож­ность вдо­воль общать­ся с близ­ки­ми и, глав­ное, — БЛАГОДАРНОСТЬ за то, что у тебя УЖЕ есть.

И по правде, каж­дый чело­век, иду­щий по пути духов­но­го раз­ви­тия, зна­ет то чув­ство облег­че­ния, уми­ро­тво­ря­ю­щей радо­сти, кото­рое воз­ни­ка­ет даже при незна­чи­тель­ном сбра­сы­ва­нии уду­ша­ю­ще­го ярма стра­стей. Когда пере­100­ешь врать. Когда чест­но при­зна­ешь­ся для себя в сво­их оби­дах, зло­сти, зави­сти, гор­дыне – и вослед за сиим вся­че­ски иско­ре­ня­ешь внутри себя само стрем­ле­ние при­ле­пить­ся к сиим пагуб­ным состо­я­ни­ям. Когда бла­го­дар­но вос­при­ни­ма­ешь саму воз­мож­ность жить и дышать. Ценишь все, что даро­ва­но для тебя Богом — без ропо­та, без уны­ния. Эта удовлетворенность бытия запол­ня­ет душу без остат­ка. Это состо­я­ние назы­ва­ет­ся в Пра­во­сла­вии бес­стра­сти­ем. Не 100­ит путать бес­стра­стие с бесчувствием:

По сути хри­сти­ан­ское состо­я­ние бес­стра­стия близ­ко на самом деле состо­я­нию пси­хи­че­ско­го здоровья.

Поэто­му вме­100 того, что­бы охо­тить­ся за неуло­ви­мым сча­стьем, исто­щая себя в данной нам бес­ко­неч­ной гон­ке, сле­ду­ет пом­нить, что сча­стье – это, в первую оче­редь, ощу­ще­ние жиз­ни «не по ереси», ощу­ще­ние незапятанной сове­сти, стя­жа­ние «духа мир­на». Истин­ное сча­стье – это сво­бо­да от стра­стей. Жизнь .

Уютный дом