Оглавление
Счастье!.. Практически недостижимое, всеми желанное… Как много сил тратят люди в погоне за неуловимым, но оттого ещё наиболее привлекательным счастьем!
Они гонются по дороге стремлений, игнорируя «дорожные знаки», на которых написано:
Как стать счастливым: счастливым — это как?
В последние десятилетия счастье из философской проблемы, в серьёзные размышления о которой раньше погружались только на определенном этапе личностного развития, которая была прерогативой тонко чувствующих поэтов и мыслителей, превратилось в повседневный продукт. Поиски счастья нынче «в тренде». Предполагается, что счастье — это нечто практически материальное, что-то такое, что полностью можно получить если и не простым усилием воли, то совокупностью определенных жизненных действий. Другими словами счастье — это некоторое достижение. Высший уровень самореализации, личностная (а в идеале и профессиональная) успешность, определенный (желательно высокий) уровень достатка, наличие любящего и обожаймого партнера (либо полноценной семьи).
По одной из версий происхождения слова, счастье — это лучшая толика. И в сознании обывателей лучшая толика — это в первую очередь физическое и социальное благополучие.
Наиболее того, многие 100летия не прекращаются попытки вывести формулу некоего абсосвирепного счастья — счастья для всех. И при всем этом очевидно, что представление о счастье у каждого своё. Хорошо иллюстрирует это песня из известного советского мультфильмфильма «Летучий корабль». Клинокта Царя — выдать дочь выгодно замуж, клинокта потенциального жениха — о богатстве, короне и славе. Сама царевна Забава клиноктает о любви, трубочист — о семье, полной малышишек. И каждый говорит: «Вот оно — счастье!». Так возможно ли глобальное и хроническое счастье?
Как стать счастливым: электрическая «книжка рецептов»
Интернет — самая очевидная накапливалка всевозможных советов — кишит предложениями счастья. Счастья — «в ассортименте»! И предлагаемые способы его достижения разнооразны: богатство, позитивное мышление, всепрощение, исцеление, дауншифтинг (“жизнь ради себя”), образцовая семья, избавление от детских травм и т.д. Кстати, для попкулярных рецептов счастья вообще характерно проталкивание представления о счастье как о отсутствии проблем (с денекгами, со здоровьем, с общением).
А дальше — суперновые методы, гарантированный сверхбыстрый результат, скидки! Как говорится, хоть какой каприз — за ваши денекги! И денекги обычно немалые! «Продавцы воздуха» далеко не бескорыстны. Результат «гарантируется», но обычно не достигается. Виноватым же назначается «клиент».
А вот сотрудники отдела Линейного счастья НИИ (Научно-исследовательский институт — самостоятельное учреждение, специально созданное для организации научных исследований и проведения опытно-конструкторских разработок) ЧАВО в известной книге братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» были не бизнесменами, а научными энтузиа100ми. Именно отсутствие материальной выгоды – и страха не удовлетворить клиента — позволило сказочным учёным выдвинуть гипотезу о том, что счастливым человек 100новится, только тогда, «когда начинает меньше мыслить о для себя и боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше о остальных»:
Но стремясь к благодушию, важно не впасть в другую крайность. Важно помнить, что счастье и эйфория – это совершенно разные вещи!
Интересно то, что как-то неуловимо необходимость, даже обязанность быть счастливыми 100ла чуток ли не аксиомой жизни. Но тем, кто гонится за счастьем, 100ит остановиться и задать для себя вопросец: кому и почему я должен быть счастлив? Ответ находится довольно быстро. Хорошенько подумав, боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шинство моих клиентов на таковой вопросец отвечают: «родителям». А потом уже в ход идут житейская психология и различные социальные установки, влияние СМИ (Средства массовой информации, масс-медиа — периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы) – «все говорят». И обычно только в конце вопросом звучит: «может, быть счастливым я должен самому для себя?». Но ведь если для себя, значит, «может, я и не должен?».
И получается, что цель «быть счастливым», особенно в следовании общественным «сценариям счастья», — это вообще кем-то навязанная цель, порождающая море заморочек?
«Счастьезаменители» и «гореутолители»: катигоричные ошибки в поисках счастья
Стремление к счастью многим и многим людям приносит страдания. Люди отыскивают — и не находят! И поиски счастья приоретают невротический характер, делают людей по-настоящему боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ными. Боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ными, в первую очередь, душой. Тогда и некоторые пытаются заглушить боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение) всеми возможными «болеутолителями». Кто-то пытается запамятоваться в путешествиях, в шумных забавах; жить так, чтобы не отдать для себя остановиться и задумамася… Ни в коей мере не 100ит мыслить, что все путешествующие бегут от себя! Сами по для себя путешествия прекрасны! Однако иногда новейшие горону и страны — только попытка заглушить душевную боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение). Иногда весьма успешная, но…
Подобная сублимация, иллюзия счастья даёт временный эффект анестезии – от боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани), от внутриличностых либо внеших конфликтов. Но это «обезболивание» обычно весьма неполноценно. Надолго свежие впечатления не помогают. А кому-то не помогают вообще. Такие люди отыскивают наиболее сильно действующие «гореутолители». И «счастьезаменителями» 100новятся различные деструктивные стратегии поведения и даже деструктивные стратегии жизни в целом. На сцену выходят табак, алкоголь, прочие наркотики. Актуальной 100ла проблема игровой зависимости (как от азартных, так и от компьютерных игр). И совершенно уж «изысканной» (извращённой) попыткой добиться состояния счастья являются созависимость и прочие виды невротических отношений.
Другими словами поиски счастья приводят людей к состоянию зависимости — и не только от наркотиков, да и от других людей, от власти и успеха, от разных действий (например, карьеры либо покупок), и даже от вещей. На самом деле – к зависимости от самих поисков счастья. А если смотреть глубже — к зависимости от страстей.
В фильме Павла Лунгина «Остров» есть замечательная сцена: герой Петра Мамонова сжигает сапоги, подаренные настоятелю монастыря Владыкой, и сплавляет по воде афонское одеяло; он уничтожает вещи, составляющие главную ценность монаха.
Это вызывает сначала гнев. Но — проходит возмущение; приходит отрезвление. И настоятель благодарит старца за этот урок. За то, что он освободил его от страстной зависимости от вещей. От тщеславного обладания:
И по правде. Делает ли нас счастливыми обладание кое-чем? Возможно, оно, действительно делает нас тщеславными?
Либо, быть может, многое зависит от того, что 100ит за обладанием? Страсть владельца? Жадность? Гордыня собственника?
Либо спокойное владение, так сказать, «без фанатизма».
Например, коллекционирование с воспитательной целью — это занятие, пробуждающее любознательность, развивающее целеустремлённость и т.д. И несмотря на высокую значимость для каждого коллекционера его тщательно составленной коллекции, известно множество случаев, когда люди жертвовали своими собраниями ради здоровья и благополучия близких. Либо даже изначально собирали коллекции ради общественного блага (музеи и т.п.). Однако не раз бывало и по-другому. Иногда страсть к коллекционированию настолько порабощает душу, что разрушает семьи, 100новится причиной различных бесчинств, преступлений, в том числе убийств.
И эта двойственность касается любого обладания. Ибо сущность не в вещах, а в страстях, управляющих человеком.
однозначно говорит о том, делает ли обладание чем-либо людей счастливыми:
Но сколько бы о этом не говорили, понятие счастья из раза в раз подменяется другими — наиболее физическими — понятиями.
Почаще всего в погоне за счастьем люди стремятся, в первую очередь, к финансовому достатку. Однако счастье не равно денекгам. Научные исследования показали, что улучшение эмоционального благополучия вместе с ростом дохода происходит только до определённого уровня. И происходит это из-за увеличения возможностей для человека — покупки, путешествия, платная медицина… А опосля достижения этого уровня человек вновь начинает ощущать себя несчастным. Есть даже такое понятие «невроз богатых».
Наиболее того, доказано, что даже неожиданное изменение жизненных условий — огромный выигрыш в лотерею либо, напротив, катастрофа, лишившая средств и здоровья, только ненадолго вырывают человека из привычного ему состояние счастья либо несчастья. А потом (когда пройдёт примерно год) инвалиды и бедняки учатся жить в новейших обстоятельствах, вновь обретая счастье; а победители снова погружаются в страдание. И иногда даже боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шейке, чем до момента финансовой 100бильности, потому что к прежнему состоянию добавляется разочарование от того, что даже щедрые дары судьбы не принесли долгожданного блаженства.
Современные ученые уверяют: все дело в том, что счастье и несчастье порождаются собственными внутренними установками человека. Другими словами, быть счастливым — это… выбор?!
«СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!» (Стругацкие «Сталкер»)
По мнению германецкого языковеда Эриха Бернекера (1874–1937), этимология слова «счастье» связана со значением «толика, совместное участие» и ««несомненна для позднего церковно-славянского «причастный».
Если размышлять в этом направлении, то 100новится важным понимание в Православии счастья как «блаженства» — состояния доброты и наслаждения — и неотрывность счастья от бытия с Богом.
Когда-то давно человек был СЧАСТЛИВ. Он жил с Богом. Облаотдал всем спокойствием мира. Всей полнотой Божественной Любви. Жил в БЛАЖЕНСТВЕ. Но потом человек отпал от Бога, совершив первородный грех. И каждый человек лично повторяет этот путь отхождения от Бога. И каждый всей душой стремится вернуться к Нему, чтобы вновь обрести потерянную Удовлетворенность, отыскивает путь вспять, к Богу. Но человек, порабощенный своими страстями, толкаемый ими на грех, этот путь не находит! Потому что только «незапятнанные сердцем Бога узрят».
И 100ит добавить, что вме100 того, чтобы заняться своей душой, настроить собственный внутренний компас на путь к Богу, люди отыскивают счастья только для одной собственный части — для тела. Получается, что заботясь о физическом благополучии, но при всем этом игнорируя потребности души — либо питая ее вредной едой, мы, почему-то, ждём благополучия и счастья душевного. Метафорически можно сказать, что когда душа просит пить, мы даём телу бутерброд. И мы гордимся данной нам своей заботой, и не про100 расстраиваемся, но иногда и обижаемся на Бога за то, что вот всё же делаем, а счастья нет!
Получается парадоксальный результат: в погоне за счастьем человек попкадает в состояние глубочайшего несчастья. А
И в самом деле.
Святые отцы немало пояснений дали тому, что все-таки делает человека счастливым. И главное – о том, что счастье – это состояние внутреннее:
Современные ученые – например, сотрудники Йельского университета, много лет исследовавшие счастье и организовавшие учебный курс для желающих стать счастливыми, тоже уверяют, что счастье – это внутренняя установка человека. Это установка не много зависит от обстоятельств – только на 10%. Немалую роль в состоянии счастья играет то, что идет от семьи — привычки, образ жизни. Все это может значительно поменяться. И на 40% счастье зависит от наших мыслей, устремлений. Психолог-исследователь Соня Любомирски в результате своих исследований выделила 3 самых важных фактора, влияющих на состояние счастья: физическая активность, возможность вдоволь общаться с близкими и, главное, — БЛАГОДАРНОСТЬ за то, что у тебя УЖЕ есть.
И по правде, каждый человек, идущий по пути духовного развития, знает то чувство облегчения, умиротворяющей радости, которое возникает даже при незначительном сбрасывании удушающего ярма страстей. Когда пере100ешь врать. Когда честно признаешься для себя в своих обидах, злости, зависти, гордыне – и вослед за сиим всячески искореняешь внутри себя само стремление прилепиться к сиим пагубным состояниям. Когда благодарно воспринимаешь саму возможность жить и дышать. Ценишь все, что даровано для тебя Богом — без ропота, без уныния. Эта удовлетворенность бытия заполняет душу без остатка. Это состояние называется в Православии бесстрастием. Не 100ит путать бесстрастие с бесчувствием:
По сути христианское состояние бесстрастия близко на самом деле состоянию психического здоровья.
Поэтому вме100 того, чтобы охотиться за неуловимым счастьем, истощая себя в данной нам бесконечной гонке, следует помнить, что счастье – это, в первую очередь, ощущение жизни «не по ереси», ощущение незапятанной совести, стяжание «духа мирна». Истинное счастье – это свобода от страстей. Жизнь .