Спрашивает: Екатерина
Вопросец:
На вопросец отвечает: протоиерей Игорь Дронов, руководитель информационного отдела Бишкекской и Кыргызстанской епархии
Ответ:
Здравствуйте, Екатерина! А давайте зададимся ещё и другим вопросом: “Можно ли пить святую воду для утоления жажды?” Чтобы ответить на него, нужно почувствовать грань, где кончается благоговение к святыне и начинается утилитарное, а, значит, неблагоговейное отношение к святой воде.
Святую воду мы пьём для освящения души и тела, с молитвой. Вода в этом случае является веществом, посредством которого нам сообщается Дух Святой, пронизывающий святую воду. Поэтому мы освящаемся. Для этого требуется небольшое есличество святой воды. Если же мы, скажем в жару, начнём пить святую воду 100канами, то очевидно, что намерение у нас другое: не освящение, а про100 утоление жажды. Процесс необходимый, но совершенно телесный, при котором благоговение навряд ли сохранится.
Благоговение — чувство духовное, религиозное, хрупкое, несовместимое ни с какими отправлениями тела, не потому что они греховны либо ими нужно гнушаться, а про100 потому, что это совершенно другая плоскость. Конечно, это не касается тех случаев, когда человек попкадает в безвыходное положение и другой воды, кроме святой, у него нет. Примерно то же самое имеет ввиду апостол Павел, когда пишет коринфянам:
Тут апостол Павел укоряет тех из коринфян, которые в некий момент времени, оставив благоговение к святыне Тела и Крови Хри100вой, 100ли про100 есть, чтобы насытиться. Поэтому в Причастии мы получаем всегда только небольшую частицу Тела и Крови Хри100вой, чтобы не подвергнуться подобному же искушению.
Что касается приготовления еды на святой воде. Тут, я думаю, что-то подобное. Всё зависит от внутреннего отношения к еде. Если её вкушают с благоговением и благодарением, рассматривая не только как еду, подкрепчалляющую телесные силы, да и как некоторое сакральное действие, к чему стремятся в монастырях, то для освящения таковой еды можно влить в неё немного святой воды (не готовить, конечно, на ней, как на обычной воде). Но и тогда отношение к остаткам таковой еды должно быть соответствующее: её нельзя давать домашним животикным, выбрасывать в произвольные места, тем наиболее, в сточную канаву.
Если миряне имеют подобное же стремление относиться к вкушению еды как к сакральному действию, тоже могут вливать небольшое есличество святой воды в еду со всеми вытекающими обязательствами по отношению к остаткам таковой еды. Если же отношение к еде как к фастфуду, имеющему только физиологическое предназначение, добавлять в неё святую воду, думаю, будет неуместно. В любом случае, однако, полезно все купленные в колдуназине либо на базаре продукты окроплять святой водой: не достаточно ли в которых руках они были.
С уважением, протоиерей Игорь Дронов.