Можно ли готовить пищу на святой воде?

Спра­ши­ва­ет: Ека­те­ри­на

Вопросец:

На вопросец отве­ча­ет: про­то­и­е­рей Игорь Дро­нов, руко­во­ди­тель инфор­ма­ци­он­но­го отде­ла Биш­кек­ской и Кыр­гыз­стан­ской епархии

Ответ:

Здрав­ствуй­те, Ека­те­ри­на! А давай­те зада­дим­ся ещё и дру­гим вопро­сом: “Мож­но ли пить свя­тую воду для уто­ле­ния жаж­ды?” Что­бы отве­тить на него, нуж­но почув­ство­вать грань, где кон­ча­ет­ся бла­го­го­ве­ние к свя­тыне и начи­на­ет­ся ути­ли­тар­ное, а, зна­чит, небла­го­го­вей­ное отно­ше­ние к свя­той воде.

Свя­тую воду мы пьём для освя­ще­ния души и тела, с молит­вой. Вода в этом слу­чае явля­ет­ся веще­ством, посред­ством кото­ро­го нам сооб­ща­ет­ся Дух Свя­той, про­ни­зы­ва­ю­щий свя­тую воду. Поэто­му мы освя­ща­ем­ся. Для это­го тре­бу­ет­ся неболь­шое если­че­ство свя­той воды. Если же мы, ска­жем в жару, нач­нём пить свя­тую воду 100­ка­на­ми, то оче­вид­но, что наме­ре­ние у нас другое: не освя­ще­ние, а про­100 уто­ле­ние жаж­ды. Про­цесс необ­хо­ди­мый, но совер­шен­но телес­ный, при кото­ром бла­го­го­ве­ние навряд ли сохранится.

Бла­го­го­ве­ние — чув­ство духов­ное, рели­ги­оз­ное, хруп­кое, несов­ме­сти­мое ни с каки­ми отправ­ле­ни­я­ми тела, не пото­му что они гре­хов­ны либо ими нуж­но гну­шать­ся, а про­100 пото­му, что это совер­шен­но другая плос­кость. Конеч­но, это не каса­ет­ся тех слу­ча­ев, когда чело­век попка­да­ет в без­вы­ход­ное поло­же­ние и дру­гой воды, кро­ме свя­той, у него нет. При­мер­но то же самое име­ет вви­ду апо­стол Павел, когда пишет коринфянам:

Тут апо­стол Павел уко­ря­ет тех из корин­фян, кото­рые в некий момент вре­ме­ни, оста­вив бла­го­го­ве­ние к свя­тыне Тела и Кро­ви Хри­100­вой, 100­ли про­100 есть, что­бы насы­тить­ся. Поэто­му в При­ча­стии мы полу­ча­ем все­гда только неболь­шую части­цу Тела и Кро­ви Хри­100­вой, что­бы не под­верг­нуть­ся подоб­но­му же искушению.

Что каса­ет­ся при­го­тов­ле­ния еды на свя­той воде. Тут, я думаю, что-то подоб­ное. Всё зави­сит от внут­рен­не­го отно­ше­ния к еде. Если её вку­ша­ют с бла­го­го­ве­ни­ем и бла­го­да­ре­ни­ем, рас­смат­ри­вая не толь­ко как еду, под­крепчал­ля­ю­щую телес­ные силы, да и как некоторое сакраль­ное дей­ствие, к чему стре­мят­ся в мона­сты­рях, то для освя­ще­ния таковой еды мож­но влить в неё немно­го свя­той воды (не гото­вить, конеч­но, на ней, как на обыч­ной воде). Но и тогда отно­ше­ние к остат­кам таковой еды долж­но быть соот­вет­ству­ю­щее: её нель­зя давать домаш­ним животик­ным, выбра­сы­вать в про­из­воль­ные места, тем наиболее, в сточную канаву.

Если миряне име­ют подоб­ное же стрем­ле­ние отно­сить­ся к вку­ше­нию еды как к сакраль­но­му дей­ствию, тоже могут вли­вать неболь­шое если­че­ство свя­той воды в еду со все­ми выте­ка­ю­щи­ми обя­за­тель­ства­ми по отно­ше­нию к остат­кам таковой еды. Если же отно­ше­ние к еде как к фаст­фу­ду, име­ю­ще­му толь­ко физио­ло­ги­че­ское пред­на­зна­че­ние, добав­лять в неё свя­тую воду, думаю, будет неумест­но. В любом слу­чае, одна­ко, полез­но все куп­лен­ные в колдуна­зине либо на база­ре про­дук­ты окроп­лять свя­той водой: не достаточно ли в которых руках они были.

С ува­же­ни­ем, про­то­и­е­рей Игорь Дронов.

Уютный дом