Оглавление
Кризисный психолог Миша Хасьминский — психическая поддержка во время эпидемии коронавируса
Кризис (греч. krisis) — это решение, поворотный пункт, трибунал. Другими словами это ситуация, в которой по-старому мы уже не можем, а по-новому ещё не обучились. Это поворот, пора переходного состояния, перелом, при котором ситуация очень неустойчива. Человек как будто 100ит на одной ноге: можно толкнуть в всякую 100рону. В данном случае люди способны поменяться: воспринимама информацию, поменять мировоззрение, представление о каких-либо вещах, что в обычной жизни они не делают. Я, например, много раз желал сделать собственный канал, но всё как-то руки не доходили. Кризисная ситуация произошла, и здесь же стал созодать.
Кризисы были всегда: насилие, погибель близкого, все мы переживали возрастные кризисы, энергетические, экономические… Какие-то нас касались, какие-то нет. Жертвы этих кризисов, безусловно, были. Чума была в 1664 году, выкосила 85% населения Москвы, потом через 40 лет повторилась. Холера, испанка… Весьма много всяких ситуаций было.
На мой взор, с нами произошло то, что нужно осознать самим и донести до наших малышей. Сейчас школьники прогуливаются на подключке, постоянно в наушниках, сами проводят стримы. Им постоянно нужен некий фон, музыка. Я лицезрел немало таковых малышей, их приводили ко мне и моим коллегам. Знаете, в чём кошмар этого всего? Когда таковой человек остаётся без наушников, он теряется. Если этого молодого человека (либо девушку) отвести в лес и предложить послушать птиц, для него это будет кошмар, он не будет знать, что созодать. Почему? Потому что они боятся сами себя. Не знают себя, свою душу, не могут находиться в тиши. Такому человеку невозможно переключить внимание на познание себя.
И вот сейчас нас ожидают открытия. Когда этот фон из потребительства, каких-либо несусветных дел, постоянной гонки для многих несколько стих, они чувствуют жуткий дискомфорт, потому что знакомятся с собой. В некоторых случаях со своими детками, даже с друзьями, потому что сразу видно, кто есть какой друг в данной нам ситуации. И нас действительно ожидают открытия, потому что многие люди живут, как наркоманы. Сейчас происходит абстиненция. Эти развлекательные центры, красота, ноготочки…
Сейчас всем понятно, кто такие учителя и как к ним нужно относиться. И кто такие врачи. Врачей уже зауважали. Учителей, я думаю, тоже скоро зауважают. Мы изменимся.
Это то, о чём я желал в преамбуле сказать. Сейчас перейдём к вопросцам.
Ужас правоохранительных органов и штрафов
Пишет женщина, которая находится в эпицентре данной нам истории с коронавирусом в Италии.
“На меня лично чрезвычайно давит присутствие полиции на всех углах, выходить можно только в ближайшие супермаркеты. Если идёшь в дальний, можешь нарваться на крупный штраф 600‑2000 евро. В новостях передают, сколько людей уже оштрафовано. Иду в колдуназин, как по минному полю. Вижу издалека полицейскую машину, обхожу её 100ронкой, чтобы избенажимать штрафа. Мой супруг легче к этому относится, а у меня не получается. Как изменить своё отношение?”
Человек сам себя пугает. Женщина про100 боится полицию. Помните, как у Михалкова:
Я далёк от мысли, что эта женщина с нечистой совестью. Тогда чего же она боится? Когда ты скрываешься и крадёшься, полицейские всё равно это увидят, они профессионалы. Это вызовет дополнительные подозрения и проблемы. Когда человек крадётся, он мысленно придумывает для себя, что будет, если полицейский его задержит, как он будет оправдываться и т.д. Его мучают его же личные фантазии.
Обойти полицейских невозможно. Есть чрезвычайно просвора техника: лечь на диванчик, пред100вить для себя, что ты идёшь в колдуназин. Полностью представляешь весь путь в колдуназин в воображении. Это ведь наше воображение, мы представляем, что желаем. Ты находишься в безопасной обстановке на диванчике, но в воображении идёшь и встречаешься с полицейской машиной, но не бежишь от неё, а спокойным шагом проходишь мимо и заходишь в колдуназин. Позже ещё раз так сделать, лёжа на диванчике. Это чрезвычайно хорошо помогает закрепить определённое собственное поведение и не подотдаться ужасу.
Ужас иррационален, бояться для тебя нечего, ты не преступник. Ты обычный человек, который идёт в колдуназин. Скорее всего, у данной нам женщины был некоторый опыт, быть может даже негативный кинофильм, который привёл её к появлению ужаса.
Тревога из-за статистики заболевших и погибших
“Давит 100тистика погибших, заболевших. 100тистика падала, и все 100ли надеяться, что вот он — свет в конце тоннеля, а позже пошёл рост заболевших. Два денька уже по каждому отдельному деньку по 6 тыс. заражённых. Этогоденька 900 с лишним погибших. Сводки, как с войны, конца и края не видно. Это про100 в отчаяние приводит”.
Что давит? Не болезнь чья-то, а 100тистика. Давайте задумаемся, кто эту 100тистику делает и для чего. Я, например, нашёл фейк вчера — фотографию со 100ящими гробами в ряд в Италии. Оказывается, это фотография 2013 года, беженцы откуда-то переплывали и утонули. Спрашивается, для чего итальянцам вбрасывают эти гробы, пугают их? Я не могу для вас отдать ответ, для чего пугают, для меня тоже это пока загадка.
Когда пугают 100тистикой, сразу нужно подумама, какое это отношение имеет ко мне? Я спросил девушку, которая находится в эпицентре: а есть у тебя лично кто-то, кто постраотдал от коронавируса? Сущность ответа примерно: у моего супруга есть тётка, у неё есть первый супруг, который прогуливается в организацию с бабушками и вот там две бабушки погибло. От чего же они погибли, непонятно. Это седьмая вода на киселе. Нужно бояться, когда мешки целофановые мимо тебя носят, а вот так, на мой взор, людей стращают.
Когда падает 100тистика, люди надеются, ожидают, проходят этапы… Я думаю, многие из вас их знают: шок, отрицание, агрессия, депрессия, принятие. В случае таковых острых ситуаций это может быстро проходить (за несколько недель, а у их карантин уже около месяца). Вот в этом случае они прошли все 100дии, появился свет в конце тоннеля, но снова всё плохо, и всё начинается заново. Снова шок, снова отрицание и пошло-поехало…
Ещё раз, не цифры должны пугать. Вот к этому смятению, страху, который человека давит психологически, нужно относиться рационально. Всегда задавать вопросец: какое отношение это имеет конкретно к для тебя? Сколько ты лично знаешь людей, сколько из их заболело, сколько погибло? И вот он, ответ. Всё 100новится оптимальным.
И конечно самое главное — отключить этот телевизор. Система оповещений нужна, но необходимо отключить бесконечную информацию. Люди гоняют, анализируют, что-то пытаются сопо100вить… Информацию может сопоставлять только тот, кто компетентен. У боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шинства из нас нет таковой компетентности. Лишняя информация бесполезна, она гробит людей психологически.
Ужас за будущее
“Гнетёт неопределённость ситуации, не видно конца и края её разрешения. Безусловно, у многих есть ужас за будущее. Многие работу потеряли, многие её боятся потерять, а в таковой кризисной ситуации карантина работу найти про100 нереально”.
Снова боятся того, чего же нет. Того, что ещё не произошло, фантазий в нагове. Никто не знает, что будет. Может, наоборот, работы будет, хоть отбавляй. Мы вообще будущего знать не можем. Понятно, что на Божью помощь мы не можем надеяться, потому что такие вот мы нынче христиане.
Фантазии, что человек заболеет, умрёт, не найдёт работу, супруга его бросит либо случится ещё некий катаклизм, нужно всегда рационализировать. Нужно задавать такому человеку вопросы (либо чтобы он сам для себя их задавал): скажи, пожалуй100, ты знаешь будущее? Как ты думаешь, насколько ты можешь его знать? (он отвечает, например, “я уверен”) Насколько ты уверен? Ты можешь все эти факторы между собой сопоставлять? Какие это причины?
Если человека на этом поймама, то будет чрезвычайно хорошо. Никто из людей не может знать будущего. Можно человеку объяснить, что сейчас его пугает тень. Метафора есть таковая: когда человек ночкой идёт мимо кладбища, ему страшно, потому что он не знает, что в темноте. Он боится, что вдруг вылезет покойник, схватит и т.д. А днём, когда идёт там же, то ничего не боится. Почему? Потому что далеко всё видно, всё известно, всё хорошо. Эта метафора хорошо объясняет, чего же мы боимся.
Тревога за здоровье малышей, когда недозволено выходить на улицу
“У моего младшего (отпрыска, я так понимаю) глаза устроены так, что ему нужно боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше гулять, так говорили офтальмологи, чтобы сильно не упало зрение. У папы нашего по причине того, что с ним практически не гуляли, зрение ниже плинтуса. Младший эту особенность унаследовал. Я беспокоюсь и паникую из-за зрения младшего отпрыска. Как не паниковать?”
Та же самая история. Может так быстро испортиться зрение, если он не погулял? А если он про100 смотрит на улицу, не обязательно бегает, а про100 смотрит? Можно ведь в окно посмотреть даже в таком жёстком карантине, как сейчас в этом городе. Не навсегда этот карантин? Давайте позвоним офтальмологу и спросим, за какое время ребёнок может потерять зрение?
Я конечно не понимаю, о какой болезни идёт речь и не являюсь врачом, но чрезвычайно сомневаюсь, что зрение может свалиться, если ребёнок не гуляет месяц. Месяц он может вообще проболеть некий другой болезнью и про100 не выходить на улицу. Это не так трагично. Другими словами пугают снова химеры, которые человек сам для себя придумывает. И начинает паниковать, потому что не знает, что созодать. Угрожающая ситуация в его фантазии чрезвычайно пугает его. Тут нужно про100 обратить внимание на сущность — задать для себя несколько логичных вопросов и отдать на их (самим либо с помощью специалистов) логичные ответы. Тогда тревога пропадёт. Пусть даже и не полностью, но в достаточной мере.
Срываюсь на малышей, поэтому что ничего не успеваю
“У меня не хватает на всё времени. Пытаюсь распланировать собственный денек, но всё равно ничего не успеваю, хотя и встаю рано. Поэтому срываюсь на детях, которые не садятся созодать уроки. Их двое. Приходится с ними посиживать неотрывно, контролировать и помогать. Я устала жить не своей жизнью, на себя совершенно не остаётся времени”.
Подобные письма написали многие люди, я избрал типовое. Весьма многие писали о данной нам проблеме: полное истощение за счёт того, что они вынуждены всё контролировать, в т.ч. с детками, у их не остаётся времени на свою жизнь. Что тут можно сказать? Нужно задать вопросец: для чего всё контролировать? Вот раньше не всё контролировал, а сейчас нужно всё абсосвирепно контролировать. Это перфекционизм.
Когда “я должен всё контролировать”, то совершенно на это у человека нет никаких ресурсов, потому что всё человек контролировать не может. Что изменится, если ребёнок, например, не будет так хорошо учиться? Ребёнку тоже нужно привыкнуть к этому формату, а для этого нужен минимум 21 денек (психологи меня поймут). Это самый минимум.
Вчера сидели в школе, а завтра — раз и 100ли учиться через удалённый доступ. Ну, 100нет он чуток похуже учиться, что поменяется-то принципиально? Он от этого другим 100нет? Меньше от этого его обожать нужно? В чём неувязка?
Когда люди начинают находить ответы на эти вопросы, то приходят к выводу, что проблема-то в их. В желании всё надзирать.
Нужно рекомендовать таковым людям расслалупиться. Никакой катастрофы не будет, если это не система, если это разовая ситуация.
Ужас за людей, которые не веруют в существование вируса
Следующего человека тревожит:
“У меня куча народу, который всё ещё не верует в существование вируса. Есть даже в Италии такие. Говорят, что это всё абсурд и карантин не поможет. Меня в общем их мнение не чрезвычайно волнует, но есть пара человек в России, которых бы хотелось уберечь от вируса. Я за их чрезвычайно переживаю, они не собираются ничего предпринимама и в вирус не веруют. Не понимаю, как быть”.
Что значит верю/не верю в вирус? Я не понимаю людей, которые не веруют в коронавирус, потому что он известенок ещё со времён “царя Гороха”, а вот в карантин, например, не очень верует, я так понимаю, президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко. В Таджикистане, кстати, ни одного случая не было (на момент эфира 7.04.2020 г.) В Южной Корее не всё закрывали, были немного другие карантинные мероприятия.
Почему человек желает кого-либо обязательно убедить в своём мировидении? Быть может так, что люди ошибаются? Быть может. Можно посоветовать скидывать своим знакомым какие-то материалы, если его это так сильно беспокоит. Но не навязывать эту информацию, не пытаться кого-либо убедить. Сохранить внутри себя мир. Бог каждому отдал свободу выбора, не нужно ни в чём насильно убежотдать. Кроме того, у людей из других государств могли быть другие 100дии переживания этого кризиса. Возможно, они ещё не привыкли. Так давайте про100 информацию, а люди пусть сами думают, какие действия предпринимама, во что веровать. Честно говоря, попытки навязать — это немножко диковато.
Вялость и напряжение на карантине
Пишет ещё одна дама:
“Весьма тяжело. У меня лично — мальчики. Без движения они сходят с мозга. В одной из комнат работает наш папа, у которого бывают переговоры, и ему нужна тишинена. Всё это тоже денек за днём накапливает усталость и напряжение.”
Естественно, это тяжело. Бегали, ходили, гуляли, к какому-то ритму привыкли, позже раз и сели дома. Вопросец: а почему должно быть легко и приятно всегда? Вот это, кстати, чрезвычайно интересный вопросец. Почему человек думает, что вообще трудностей никаких быть не должно? Конечно должно, и они обязательно будут. Это неизбежно.
Сейчас как раз тот момент, когда можно обучиться слушать других, обучить мальчиков не беспокоить папу в связи со сложивойшейся ситуацией. Всё применять к пользе, а не созидать во всём только некий кошмар. Как у Паисия Святогорца: мухи лицезреют известный продукт на поле, а пчёлы лицезреют нектар на цветках. И вот тут та же самая история. “Плохо…” — Да, плохо. А не всегда будет хорошо, и это позитивный момент. Если убедить женщину немного по-другому на это посмотреть, то будет хорошо. Мальчики может и не 100нут неподвижными, но во всяком случае обучатся вести себя расслабленно.
Малыши лицезреют нехорошие эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений) родителей
“У некоторых русских мам малыши в период карантина 100ли просыпаться ночами с криками, им снятся кошмары. Говорят, что малыши не должны созидать наших плохих эмоций, переживаний, чтобы спать спокойда и не заранажиматься от родителей эмоционально. Но лично мне чрезвычайно тяжело всё запихивать вовнутрь и сдерживаться изо денька в денек. Уже плачу иногда и перед ними, хотя понимаю, что не права”.
Ключевое слово тут “не права”. Эта женщина считает, что перед детками нельзя плакать. А почему? Давайте подумаем, как эти малыши будут дальше жить? Можем мы сделать мир, в котором не будет смерти, печали? Это как раз тот момент, когда можно ребёнку объяснить в зависимости от возраста, что наступили тяжёлые времена и показать ему, как эти времена проходятся. Не показывать, что ты железный некий человек, которого плохие эмоции не касаются.
Если мы сейчас не покажем ребёнку, что можем расстраиваться, плакать и переживать, то когда он подрастёт, тоже будет считать, что не нужно этого показывать. Если он будет так жить, это прямой путь к психосоматике, ко всякого рода серьёзным проблемам. Сейчас огромная возможность ребёнка обучить сопереживать, жертвовать кое-чем ради матери, понимая её эмоциональное состояние, объяснить, что этот мир не про100 рай некий. Весьма опасно для малышей считать, что в этом мире нет ничего плохого, ни слёз, ни проблем. Они расздесь так, а позже когда действительно сталкиваются с кризисом, не знают, как на это реагировать. С ними это не происходило, родители не обучили их это проживать. Прекрасный момент, когда этому можно ребёнка обучить.
Мать абсосвирепно права, что она плачет. Если она не будет отреагировать какие-то эмоции, то в итоге её иммунитет может снизиться. Могут появиться другие проблемы — и психосоматика, и проблемы в семье, и всё, что угодно. Для чего это необходимо?
Конечно, перед детками нужно выранажимать эмоции. Но не пугать их сиим. Пугать нельзя. Нужно объяснять понятным языком, как устроен мир. Для этого, конечно, нужно постигать этот мир самому.
Малыши ужаснее собак?
“Как не раздранажиматься на собачников? Наговой понимаю, что они здесь ни при чём, но у их есть возможность 2–3 раза выгуливать собак, а родители малышей выгуливать не могут. Малыши ужаснее собак получаются.”
Речь о том, что собак можно выгуливать, а малышей нельзя. Как не раздранажиматься? Да, вот с точки зрения законодательства, в данном случае итальянского, видимо малыши ужаснее собак. Но законодатель в данном случае исходит не из интересов собак, а из интересов малышей, которые могут заразить друг друга, принести заразу и т.д. Поэтому не дают им выйти на улицу и играться. Если всё-таки осознать, что это из интересов малышей, то я думаю, человеку будет гораздо проще это всё принять.
Раз в день одно и то же
“Не желается с утра просыпаться, все деньки — одно и то же на протяжении уже довольно длительного времени. Можно ли что-то сделать, чтобы не просыпаться в таком разбитом состоянии? Нормально ли это?”
По вопросу, нормально ли это. Такое тяжёлое пробуждение — один из симптомов депрессии. Действительно, денек на денек похож: раньше был определённый режим работы. Сейчас у людей сбитый режим, который будет приводить к проблемам, связанным с нарушением сна и пробуждения. Нужна гигиена сна, душ за час, на ночь (то есть темное время суток) что-то хорошейке… Время перед сном — это очень важная вещь.
Кроме того, нужен вообще режим. Если в условиях самоизоляции у человека нет режима, всё разбалансируется, дальше уже не соберёшь ничего толком. Это плохая история. Поэтому тут бы сначала наладить режим, достаточные физические нагрузки, пусть даже в этих условиях. Дальше работаем техниками по преодолению стресса и если это не проходит, то тогда можно подумама, что это действительно депрессия. В этом случае, возможно, нужна будет лекарственная терапия (Терапия от греч. [therapeia] — лечение, оздоровление).
Острее чувствуется бездетность
“По медицинским причинам я не сумелла стать матерью — пишет женщина, ей 50 лет. — Сейчас, находясь в изоляции, меня это особенно гнетёт. Дома гнетущая мёртвая тишинена. Как мне справиться с сиим?”
Начнём с того, с чего же начали — тишинена наедине с собой. Скажите, пожалуй100, вы написали, что ребёнка нет. А ребёнок для чего же нужен, чтобы шум создавать разве? Нет. Ребёнок нужен, чтобы для него кое-чем жертвовать. Правильно? Что-то ему отдавать, чему-то обучить.
Можно сейчас в этих условиях себя кому-то отдавать и кого-либо чему-то обучить? У вас есть интернет? Есть. Вы можете быть волонтёром в данной нам области? Можете, безусловно. Но я ещё раз скажу, что эта ситуация оттого, что человек боится сам с собой наедине оставаться, его это мучает, ему это страшно. Святые, знаете, уходили в пустынь, спокойно молились, им никто не нужен как раз был, они для этого и уходили. Потому что они были знакомы с собой, со своей душой и т.д. А вот современные люди без исключений, наверное, (я и себя к сиим людям причисляю) не знакомы с собой. Мы с собой находимся не достаточно, и нас открытия стращают.
Можете творить добро? Сейчас как раз такое время, когда нужно кому-то творить добро. Волонтёрская работа, какое-нибудь творчество… Используйте полной мерой. И не думайте, что вы бедная из-за отсутствия малышей. У многих людей не было малышей, и это не лишало их ни смысла жизни, ни возможности помогать. Помолитесь, пожалуй100, за всех, в том числе за малышей, которые находятся в трудной ситуации. Это тоже то, что верующий человек может сделать. Можно всегда посодействовать детям чьим-то в таковой непростой ситуации. Это тоже зависит от законодательства и других способностей.
Взрослый отпрыск нарушает самоизоляцию
“Как объяснить великовозрастному детищу в 19 лет, что самоизоляция отчасти важна для каждого, если он не верует ни в Бога, ни в коронавирус, ни в самоизоляцию?…”
Может попробовать его про100 отселить? Призвать его к ответственности, что дескать вирус через тебя может дел наделать, поэтому будь добр, веди себя так в лодке, как должно. Знаете, в ситуации кризисной кто-то должен быть главным и кто-то должен приказы отдавать. Только так может по сути команда существовать.
Конечно, нужно поговорить о его ответственности. Если рекомендуется созодать так, значит, наверное, так нужно созодать. Если не понимает, то “раз ты таковой умный в 19 лет, то давай мы тебя куда-нибудь выселим на время, вот там и живи”. Я думаю, как-то так примерно, но тут конечно нужно боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше вводных данных.
Злорадство о инфецировании священников
“Как комментировать людям, которые злорадствуют, что батюшки заразились вирусом?”
Слушайте, а что батюшки вирусом не болеют? Батюшки болеют всем этим же самым. Священники не из космоса. Если кто-то считает, что батюшка — это святой столп, который не болеет, изрекает только истину всегда и во всех случаях, не грешит, то это некое бредное представление о священниках. Что-то неправильное у человека в сознании. Поэтому нужно объяснять, что священники — такие же люди.
Нежелание студентов обучаться дистанционно
“Как загнать студентов учиться дистанционно, если у их нет мотивации? Я психолог.”
Если у их нет мотивации, то никак вы не загоните. Своим руководителям так же нужно открыто сказать: “Я не могу ходить по домам и всем пинков раздавать, чтобы они шли к компьютеру учиться”. Это невозможно сделать, если нет мотивации. Нужно формировать эту мотивацию. В каждом случае она формируется по-своему в зависимости от того, что человек желает на выходе. Если он желает хорошо сдать ЕГЭ, то я думаю, он будет нормально видео-конференции слушать.
Во всех случаях страшит неизвестность. Если есть тревожность по поводу коронавируса, нужно проговорить все тревоги, выделить, что самое страшное может случиться и обсудить эти вопросцы.
________
Подписывайтесь на youtube-канал Михаила Хасьминского “Пси-иммунитет”, а также Вконтакте и на Фейсбуке.