Оглавление
Не секрет, что наше здоровье зависит от того, что мы едим. Но почему-то боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шинство из нас заботится только о своем телесном здоровье, ну и то не всегда. О здоровье своей души мы нередко забываем. А ведь правило «ты – то, что ты ешь» верно не только для тела, есть даже такое выражение «еда для души».
Если говорить о еде, то мы принимаем еду, потом усваиваем ее, перевариваем, и она делается частью нашего организма.
Так же происходит и с душевной, духовной едой – информацией и разными помыслами. Процесс употребления информации даже описывается теми же самыми словами, что и употребление пищи. Информацию, как и пищу, мы сначала принимаем, потом усваиваем, перевариваем и делаем частью своего я. Наше состояние – и психическое, и даже физическое — весьма тесно связано с усвоенной информацией, выражающейся в наших мыслях (помыслах). Именно так действуют на нашу душу прилоги: если мы их принимаем и усваиваем, то подчиняемся действию страстей и идем ко греху.
Для того чтобы сохранять душевное и духовное здоровье, необходимо тщательно отслеживать то, какую информацию (духовную еду) мы принимаем, 100ит ли её усваивать вообще, и тем наиболее нужно ли её переваривать и созодать частью своей жизни.
В этом может посодействовать развитие 3-х способностей:
Для развития этого навыка необходимо совершенствовать свою способность к сосредоточенному, внимательному наблюдению.
Для этого необходимо перестать руководствоваться в жизни собственными не подтвержденными интерпретациями, прекратить избыточное фантазирование.
Это устранение тревожных состояний и навязчивых мыслей, а главное — духовная работа с прилогами, отсечение от себя греховных помыслов.
Навык внимания
Внимание – это состояние собранности и сосредоточенности, являющееся необходимой составляющей духовной жизни.
Для развития навыка внимательного сосредоточенного наблюдения за своими мыслями и чувствами можно использовать упражнение, позволяющее сконцентрироваться поочередно на том, что происходит рядом с нами, на собственных телесных ощущениях, эмоциях и мыслях. При усвоении этого навыка вырабатывается способность постоянно отслеживать происходящее с нами (можно использовать для этого широко вошедшейке в обиход слово «сканировать»), а главное – находить взаимосвязи меж:
Другими словами, развивая навык внимательного восприятия и переключения внимания, мы учимся не про100 «сканировать» свое состояние, да и находить взаимосвязи между собственным состоянием и окружающей ситуацией, а главное – между собственным состоянием и своими идеями.
Таковым образом вырабатывается способность замечать, что мы обратили внимание на помыслы (прилепились к прилогам) до того, как мы уже глубоко увязли в собственных реакциях на их.
К сожалению, этот навык у боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шинства из нас не развит. То, что мы попкали под воздействие страстей, мы замечаем слишком поздно, когда уже гораздо сложнее их одолевать, а иногда и вообще не замечаем того, что мы находимся в их власти.
На первых порах выполнять упражнение 100ит в спокойной обстановке, когда есть возможность никуда не спешить, ни на что не отвлекаться, принять удобное положение. В первый раз потребуется не наименее 20 минут. Лучше выделить полчаса, чтобы не создавать лишнего напряжения из-за спешки. Для напоминания о истечении времени на каждом этапе удобно пользоваться автоматически установленным на 3 минуты таймером телефона.
В дальнейшем, по мере развития навыка, внимание будет сопровожотдать вашу жизнь, не требуя отдельно выделенного времени.
Само упражнение снаружи довольно обычное.
Каждое наблюдение начинайте со слов:
Важно: отслеживаются и формулируются только ФАКТЫ. Не должно быть никаких попкиток объяснить их, обосновать и т.д. Например, если слышен звук дрели, то формулируете так: «я слышу звук работающей дрели». Не должно быть пояснений и интерпретация типа «я слышу, как соседи делают ремонт» и т.д. Только то, что вы непосредственно видите, слышите, ощущаете. Также не нужно объяснять ощущения собственного тела – «я ощущаю напряжение в левом колене», но НЕ ««я ощущаю напряжение в левом колене, потому что неудобно сижу».
Для начала хорошо бы озвучивать всё вслух, в идеале – попросить кого-либо из близких послушать вас, чтобы для вас могли рассказать со 100роны, как вы соблюдаете инструкции, удается ли для вас разделить наблюдения и их интерпретации, избенажимать пояснений.
Если таковых людей рядом нет, либо при нежелании допускать кого-то до данной для нас работы можно воспользоваться смартфоном и записать собственныйственные высказывания на диктофон, чтобы позже само100ятельно прослушать свои реплики и проверить, насколько для вас удалось удернажиматься от истолкований.
удовлетворенность, восторг, хохот, удовлетворенность («тихая удовлетворенность»), изумление, удивление, сомнение, недоумение, скорбь/горе, тоска, уныние, печаль, грусть, ярость, злоба/гнев, возмущение, обида (мягкая форма гнева), отвращение, презрение, кошмар, ужас, тревога/беспокойство, вина, совесть, стыд, зависть (нередко маскируется под плохое настроение, раздражительность, презрение, гнев), аутоагрессия (злоба на себя).
Каждую реплику-формулировку начинайте со слов «я чувствую…». Наблюдайте за своим состоянием 3 минутки.
Весьма важно на этом этапе формулировать мысли как они есть. Не размышлять, а словно отранажимать, синхронно озвучивать собственные мысли. Словно созодать запись, фотографии. Можно воспользоваться вводными словами «сейчас я поразмыслил/а». Например: «сейчас я поразмыслил/а, что это упражнение глупое». И все. Боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше никаких пояснений. Про100 озвученная идея. Выполнять также 3 минутки.
Например, если следовать написанному выше порядку: «я вижу, я чувствую, я думаю (поразмыслил/а)», «я слышу, я чувствую, я думаю», «я ощущаю, я чувствую, я думаю». Позже порядок можно поменять: «Я чувствую, я вижу, я думаю». «Я думаю, я ощущаю, я чувствую». На выполнение этого этапа поначалу хорошо бы выделять не наименее 5 минут.
Поначалу на каждый шаг поначалу отводится 3–5 минут. Но постепенно нужно снинажимать есличество времени, а само упражнение при всем этом выполнять почаще. Таковым образом, сначала вы приучитесь нередко уделять «мимолетное» внимание осознанию происходящего с вами, а потом будете наблюотдать за собой постоянно. При тщательном выполнении упражнения навык внутреннего «сканирования» доводится до автоматизма и 100новится своего рода фоном для деятельности сознания.
Предложенное упражнение вырабатывает обыденный навык наблюдения. {Само по себе} оно всего только тренирует внимание и позволяет отслеживать влияние внеших факторов и собственных мыслей на наше эмоциональное состояние. Однако в сочетании с молитвенной жизнью и стремлением к соблюдению Заповедей оно может стать помощником в борьбе с грешными помыслами.
Если постоянное внимание к тому, что происходит с собственными мыслями и чувствами, 100новится частью духовной жизни, то оно постепенно переходит в состояние непрерывного духовного внимания — «трезвения».
Весьма важным для достижения этого состояния является не про100 осознанное восприятие реальности, да и отсекание от себя лиших фантазий и надуманных интерпретаций.
Действительность как она есть
Полностью добиться адекватного восприятия реальности практически невозможно из-за особенностей психофизиологии. Наш мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) воспринимает информацию через призму различных эффектов. Эти эффекты имеют боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шое значение для продуктивной работы мозга, но зачастую настолько искажают наше восприятие окружающего мира, что мы живем, на самом деле, в мире собственных фантазий.
Простой пример: в разговоре 2-ух людей согласно психологическим представлениям участвует как минимум восемь «действующих лиц».
В общении «я» и «ты» в супружеских отношениях это следующие персонажи:
И общаясь, мы невольно руководствуемся желаниями и предположениями всех этих «я» и «ты». Таковым образом, в общении всего 2-ух людей обычно происходит не общение 2-ух реальных личностей, а общение 2-ух выдуманных, многослойно нафантазированных персонажей. Конечно же, осознать друг друга при всем этом весьма тяжело.
Чем боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше человек опирается на собственные фантазии, на собственные интерпретации чужих эмоций и мыслей, тем сложнее ему комфортно взаимодействовать с окружающими.
Собственные непроверенные интерпретации чужого поведения создают напряженность в отношениях и порождают множество заморочек.
Наиболее того, наше представление о происходящем лежит в основе нашего самовосприятия, самоощущения, самооценки. Легко осознать, насколько неадекватно мы выстраиваем свою личность, свое поведение, свое мироощущение, если основываемся на придуманном нами самими «мнении окружающих».
А еще избыточное фантазирование наполняет нашу жизнь страхами, уводя нас от Страха Божиего и порабощая различными фобиями. Оно является основой для оккультного мышления и подверженности различным суевериям.
Однако при наличии определенных навыков можно в значительной степени глазастить собственный мозг от многих искажений восприятия.
И первое, что нужно сделать для того, чтобы добиться состояния трезвости, внимания, — это избавиться от излиших фантазий, от фантазирования вообще – если, конечно, речь идёт не о творческой работе, где фантазия является необходимым условием деятельности. Фантазия в творческом процесс – это отдельное явление, но о душевном здоровье творческой личности правомерно говорить только при сохранении способности различать мир фантазий и реальный мир.
Отсутствие надуманных обраклич, мотивов, мнений чрезвычайно важно в области человеческих отношений и собственного мироощущения. Необходимо перестать руководствоваться в своем поведении, в своих отношениях собственными неподтвержденными интерпретациями чужих мыслей и эмоций. Нужно учиться слушать и слышать других. Важным средством для этого является смирение.
Если мы отказываемся от избыточного фантазирования, учимся созидать вещи такими, как они есть, то наша жизнь 100новится намного яснее, уходят весьма многие надуманные проблемы. Глазащая наш разум от лиших помыслов, мы глазащаем нашу душу от влияния многих страстей.
И это все – тоже работа смирения.
Способ остановки мыслей. Версия для ежедневного внедрения
Научившись замечать появление прилогов в тот момент, когда они еще не проросли в душе человека, мы можем отбросить греховные помыслы сравнительно просто.
В этом делании также важно смирение, которое не дает помыслам укорениться внутри нас, зацепившись за грехи. Например, обида произрастает из гордости. И если человек смиряет свою гордыню, то для обиды не будет оснований, и желание обидеться будет легко преодолеть.
Если же человек будет пестовать свои страсти, то борьба с греховными помыслами 100нет весьма сложный.
Для раннего отсекания лиших мыслей и основанных на их фантазий можно пользоваться сокращенной версией «метода остановки мыслей». Обычно его весьма эффективно применяют для устранения различных навязчивых состояний и фобий.
В повседневной жизни этот «способ «стоп» может посодействовать справиться с тревожностью и страхами, но самое главное – он приучает нас игнорировать прилоги, оставлять соблазны без внимания, не позволяя им прорастать в душе скверными помыслами.
«Рецепт» снаружи весьма прост. Но его использование сразу же может натолкнуться на трудности.
Самым проблемным является первый шаг.
Одним из главных препятствий для использования метода «стоп» является неверие в то, что только в нашей воле – мыслить конкретную идея либо отогнать ее от себя.
. (Преподобный Макарий Оптинский (Ветланов)
Как только вы решаете себе, что вы свободны в том, о чем и как вы будете мыслить, что именно вы выбираете подотдаться либо нет соблазну, например, обидеться, разозлиться, осужотдать, унывать и т.д., то дальше уже начинается непосредственно осмысленная работа над преодолением греховных помыслов.
Вме100 этого сразу же обратитесь к Богу, прося у него помощи. Преодолеть соблазн без Божией помощи нелегко, если вообще возможно. Важно понимама, что здесь нужна именно искренняя молитва, а не пустое произнесение тек100 молитв, напоминающее чтение заклинаний.
Повторяйте пункты 2–3 каждый раз, как ловите себя на греховных помыслах. Пока не сформирован навык отбрасывания лиших мыслей, слово «стоп» придется говорить для себя чуток ли не ежесекундно. Но нужно повторять: «стоп, я о этом не думаю, Господи, помоги!» — каждый раз, как поймали себя на плохих идей.
С Божией помощью можно выработать внутри себя привычку внимательного отношения к своей внутренней жизни, замечать, когда прилоги начинают пагубно влиять на состояние нашей души через наше собственное прилепление к ним, и отсекать от себя греховные помыслы. Все это делание поможет сохранять здоровье нашей души.
