Оглавление
Лекция известного журнали100, главного редактора журнала “Химия и жизнь” Любови Стрельниковой в лектории ПСТГУ.
Добрый вечер, дорогие друзья. Я не занимаюсь исследованиями в области науки. Я работала 5 лет вспять исследователем, позже сменила жизненную траекторию, 100ла журналистом, потом научным журналистом, писателем. Жизнь моя этогоденька связана с переработкой боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шого есличества информации, прежде всего, научной. Поэтому то, о чём этогоденька я буду для вас рассказывать, это не результаты моих личных исследований, которыми я не занимаюсь, а это результаты исследований, которые проводятся в основном на Западе. В России их практически нет. Результаты опубликованы в хороших, надёжных, уважаемых источниках, из которых складывается некоторая картина. И я посчитала необходимым донести эту картину до вашего сведения.
Итак, цифровое слабоумие и цифровое поколение. Цифровое слабоумие — это не игра слов, не фигура речи и не прикол, как скажет молодёжь. Это диагноз — , означающий нарушение когнитивных функций, собственно даже разрушение мозга, благодаря активному использованию цифровых девайсов, прежде всего, телефонов.
Впервые этот диагноз поставили в Корее в 2007 году совершенно небольшим детишкам, школьникам. Оказалось, что изменения, которые произошли в мозге, весьма напоминают старческое слабоумие, либо деменцию — разрушение участков лобной толики мозга, неслучайно на иллюстрации показан ластик, стирающий лобные толики мозга — это страшно важные участки, они ответственны за принятие решения, эмпатию, коммуникацию и прочее. Почему в Корее поставлен диагноз? Потому что Корея самой первой в мире встала на путь отцифровывания. В данной нам стране этогоденька боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше всего смартфонов на душу населения — она по-прежнему фаворит. Да и с некоторыми последствиями она естественно столкнулась первая. К счастью, мы в это очереди ещё далеки от фаворитских позиций.
Цифровые технологии: смартфоны, гаджеты, экраны, Интернет… Что за сиим 100ит? Есть ли в этом реальная опасность либо боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше легенд?
Чтобы ответить на этот вопросец я изучила различные материалы нескольких весьма уважаемых людей. Прежде всего, это доктор Арик Сигман. Как видите, это полностью молодой, симпатичный биолог, который подготовил доклад для Европарламента в 2011 году о том, как влияют экранные технологии на малышей. Этот доклад вы можете найти в Интернете на английском языке.
Второй источник — совершенно потрясающий. Замечательный Манфред Шпитцер — весьма известный в Европе, уважаемый специалист в области психиатрии, нейронауки, создатель одного из уникальных центров Neuroscience в Германии. Он написал книгу Digital Dementia. Она переведена на русский. Я для вас настоятельно советую эту книжку найти и прочитать. Весьма содержательное и много объясняющее чтение. К данной нам информации я тоже буду прибегать.
Наконец, баронесса Сьюзен Гринфилд — это известный в мире специалист в области нейронаук, нейробиолог, профессор Оксфордского университета. Она ещё и замечательный попкуляризатор науки, написала несколько книжек. Последняя книга Mind Change, к сожалению, не переведена на русский язык. Вы можете приобрести её на английском языке и прочитать, как я и поступила.
Все трое, разумеется, имеют смартфоны. Все трое пользуются Интернетом и цифровыми технологиями для своей повседневной работы. И все трое не против цифровых технологий как таковых. Но, как пишет Сьюзен Гринфилд: “Я не против технологий и компьютеров. Но прежде чем они (имеются в виду детки — ) начнут строить социальные сети в Интернете, им необходимо обучиться строить отношения с живыеми людьми”. О этом этогоденька пойдёт речь.
Итак, в чём проблема? Главный фактор во всей данной нам истории в отрицательном влиянии цифровых технологий на малышей. Повторяю, ключевое слово — . Потому что для нас с вами никакие цифровые технологии не страшны. Наш мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) сформирован. Но о этом поговорим чуток позднее.
Малыши остальные, но мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) таковой же, как был 1000 лет вспять
7летний ребёнок в Европе провёл полный год, включая ночи, у экранов. Год своей жизни дал экрану. Год, который он ни с кем не разговаривал, не общался, не смотрел в глаза, не гонял мяч на улице, не игрался с мальчишками.
18-летний европеец дал экранам в дескатьчании 4 года своей жизни. Этогоденька подростки заняты экраном в среднем 8 часов в сутки — это в Европе. У нас нет такого подсчёта. Но по некоторым данным, к счастью, меньше.
Время — это главный фактор. Время, которое мы проводим в общении лицом к лицу и в общении с экранами — компьютеров, смартфонов, планшетов сравнялось в 1997 году. А этогоденька оно стремительно расходится. Всё меньше мы общаемся в живую, и всё боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше мы проводим времени, уставившись в экран того либо иного гаджета. Почему время, которое мы проводим с цифровыми технологиями так важда и опасно для малышей? Потому что наш мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) формируется до 17–20 лет. Мне говорят: “Подумаешь? Малыши меняются, они совершенно не такие, как мы были когда-то. У их по-другому работает мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков)”. Всё так, детки другие, но вот мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков), который преодолел тысячелетия эволюции, он таковой же, как был 30, 100 и 1000 годов назад. Есть законы, по которым развивается мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков). Мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) в процессе своего созревания до 18–20 лет должен пройти определённые этапы. Такие высказывания — то же самое, что сказать, что современная женщина благодаря технологиям сможет вынашивать ребёнка не 9 месяцев, а 3 — нам же нужно всё быстро… Не сможет! Это закон природы. Девять месяцев, будьте добры, дайте.
Точно так же мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков), он развивается по определённым законам. В мозге хранится вся наша личность — личный жизненный опыт, вся наша память, наш интеллект. Наша личность — это мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков), главный орган нашего организма. Орган фантастический. Как уверяют нейрофизиологи, исследовать мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) сложнее, чем вселенную. Дело не в том, что в мозге настолькоко же нейронов, сколько звёзд в нашей галактике и галактик во вселенной. Дело в том, что в данном случае мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) должен исследовать сам себя. Это фантастическая задача, у которой похоже нет решения. И тем не наименее, мы этогоденька знаем, как работает и развивается мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков). Впервые нам о этом сказал Сантьяго Рамон-и-Кахаль — знаменитый доктор и гистолог, основоположник современной нейробиологии. Он впервые сформулировал нейронную теорию, согласно которой всё, что происходит в нашем мозге — это сущность взаимодействие нейронов. Это их связи, их коммуникация, это их взаимоотношения. В 1906 году мы узнали о данной нам величайшей мудрости.
Да, действительно, 100 миллиардов нейронов, каждый из которых может образовывать до 10 тыщ связей. Этот акт образования связей между нейронами — это и есть элементарный акт развития мозга. Этот процесс в нашей нагове происходит непрерывно, каждую секунду в ответ на окружающую нас среду и на события, которые происходят внутри и во многом на события, которые происходят снаружи. В результате к 20 годам формируется базовая карта мозга, которая похожа на гигантскую транспортную развязку. На данной нам карте проработаны основные маршруты, основные трэки. Это базис, с которым ребёнок входит во взрослую жизнь. Мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) будет развиваться до 100рости, это тоже известно, но вот эта базовая карта, которая сложилась к 18–20 годам, она будет достраиваться мелкими деталями. Весьма прецизионда и медленно. Основной рисунок — это то, что формируется у ребёнка с момента рождения до момента окончания школы. Вот почему школа так важна. На этот период приходится формирование мозга. Всё, что мы лицезреем, слышим, осязаем, пробуем на вкус — это опыт, за которым следует образование нейронных связей.
Понятно, что чем богаче этот опыт, тем боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше образуется связей, тем обширнее 100новятся “дороги” на данной нам карте, тем лучше будет сформирован мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков).
Одна из самых цитируемых работ в нейробиологии — это работа известного американского физиолога Дональда Хэба. В 1940‑х годах он провёл эксперимент: брал несколько лабораторных крыс к для себя домой, а контрольная группа жила в лаборатории в тех же условиях — в тесноте, без каких-либо вариаций, возможностей посмотреть вокруг. А нескольких крыс он выпустил у себя дома, и несколько недель они бегали. Как он их позже ловил, я не понимаю. Но он их поймал, принёс в лабораторию и провёл испытания. Сравнил способность к обучению контрольной группы и тех крыс, которые несколько недель провели у него дома. Разница оказалась колоссальной.
Крысы, побывавшие у него дома, проявляли фантастические способности к обучению. Они попкали в богатую окружающую среду, в которой всё хотелось исследовать — закоулочки, коробочки, туфельки, запахи, цвет, звуки — всё другое. Богатая окружающая среда. Их мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) мгновенно отдал на это реакцию.
Второе замечательное исследование, которое тоже этогоденька активно цитируется — это 1995 год. Испанский нейробиолог Альваро Паскуаль-Леоне провёл другой эксперимент, который показывает, что наш мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) эту карту с маршрутами формирует не только в ответ на внешнюю среду, но даже на наши мысли и умственные упражнения. Он брал три группы. Одна контрольная, в которой он не делал ничего. Вторая группа училась играться на фортепиано одной рукою и каждый денек помногу часов делала упражнения. Третья группа делала те же самые упражнения помногу часов . Училась играться на фортепиано мысленно. По истичению какого-то времени сопо100вили результаты. Результат контрольной группы остался каким был. У тех, кто учился играться одной рукою выявили благоприятные изменения в нагове, построение новейших нейронных связей и укрепление каких-либо 100рых маршрутов. Но самые сильные изменения оказались в третьей группе, которая делала мысленные упражнения.
Брайан Пробирок — канадский физиолог и нейропсихолог был прав. Он говорил: “Всё, что меняет ваш мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков), меняет ваше будущее и то, кем вы будете. Ваш уникальный мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) — не только продукт ваших генов. Он формируется вашим опытом и образом жизни”. И это происходит с первых моментов, как ребёнок появился на свет.
Еда для мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека)
Что есть еда для мозга? Что мозгу нужно, чтобы он развивался гармонично, активда и плодотворно? Это богатая окружающая среда. Это весьма богатый опыт общения, коммуникации, опыт успеха, первый опыт неудачи, первые болевые ощущения — например, обжегся о утюг. Вот он, этот опыт.
А вот еда для мозга 21 века. В 1964 году появился термин “средовое обогащение”. Если измерять радиус активности малышей, либо есличество прогосударствства вокруг дома, в котором детки свободно исследуют окружающий мир, то с каждым десятилетием начиная с 1970 года этот радиус всё уменьшался, уменьшался и уменьшался… Сократился на 90%. Мир сжался практически до размера экрана планшета.
В моём детстве в моём распоряжении была вся Ключиха, весь Арбат, вся Кропоткинская, где я выросла. Мы гоняли по дворам, лазили по деревьям, играли в казаки-разбойники. Сейчас радиус таковых действий, наверное, измеряется размерами квартиры, потому что оторваться от компьютера нереально.
Сьюзен Гринфилд пишет в своей книге важные вещи. Появился новейший тип среды, где органы эмоций не нужны: «Удивительно, как быстро сформировался совершенно новейший тип среды, где вкус, обоняние и осязание не стимулируются, где боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шую часть времени мы сидим у экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не проводим время в разговорах лицом к лицу».
Как мы его проводим, мы сами знаем прекрасно как. Вы знаете, этогоденька ходить в кафе одно удовольствие. Лет 15 вспять придёшь, там компании посиживают молодёжные, таковой шум, гам, не поговоришь. Этогоденька приходишь — тишинена, посиживают общаются в смартфонах. Посиживают в кафе с друзьями — совершенно типичная история. На улицах Токио журналист заснял фрагмент — это катастрофа, люди вообще не смотрят вокруг, они вообще оторваны от мира.
Страшная история была в Москве, когда девочка вышла из подъезда в наушниках. Она ничего не слышит, уткнулась в телефон. Ей кричат: “Не ходи, не ходи, там снег сбрасывают!” Не слышит. Девушка погибла.
Нельзя отключать органы эмоций от внешней среды. Человек — биологическое существо, он про100 умернет. Ну ладно взрослые, это их личный выбор, но мы с вами говорим о детях.
Мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) и обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками)
Как я уже сказала, мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) развивается, строит себя в то время, когда ребёнок прогуливается в школу. Для чего ребёнок прогуливается в школу? Какая цель у школьного образования в нашей стране? Государство это не прокламирует, этого нет ни в каком документе. Я этот вопросец задавала множеству разных умных людей.
С.В. Медведев — директор Института мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН (Российская академия наук — государственная академия наук, высшая научная организация Российской Федерации, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук). Я спросила его, чему должна обучить школа ребёнка. Он сказал: “Это так про100! Во-первых, читать и анализировать тексты. Желательно не на одном языке. Уметь формулировать и высказывать свои мысли. Желательно не на одном языке. Быть физически крепчалким, обожать Отечество — это неважно. Важно одно, школа должна обучить ребёнка мыслить”. Что значит, мыслить? Легко сказать, да? Это строить причинно-следственные связи, это созидать логику в развитии событий, это предсказывать последствия от твоих действий на один шаг вперёд, как минимум. Для того, чтобы уметь мыслить, нужно в активе располагать боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шой базой знаний. Память должна хорошо работать и нагрунажиматься. Чтобы позже, влекипулируя сиим, мы могли строить причинно-следственные связи. Вот сиим должна занимамася школа. И сиим занимаются в хороших школах. Не заливают про100 знания в сосуд. Аналог передачи информации прямо с компьютера в головной мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) не помогает запомнить и усвоить материал.
В хороших школах занимаются обработкой информации. Для того, чтобы что-то запомнить, нужна хорошая глубина обработки информации. Вот пример, было исследование. Трём группам предложили этот набор слов:
Первой группе задали вопросец: Посчитайте, сколько слов написано прописными, а сколько строчными буквами. Второй группе вопросец посерьёзней: что из перечисленного существительное, а что глагол? Третья группа получила нерешаемую задачу: что из перечисленного одушевлённое, а что неодушевлённое? Выполнили, закрыли тетради. Проходит некоторое время, группы собирают и проверяют, кто какое есличество слов запомнил:
Меньше всего слов запомнили те, у которых глубина проработки информации была невысокой, был понятный и простой ответ. Боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше всех запомнили те, кто получил труднорешаемую задачу. Глубина переработки информации — это именно то, что позволяет нам хорошо запоминать и усваивать материал. А без этого строить логические конструкции невозможно. Сиим невозможно заняться, если вы учитесь, глядя на экран.
Восприятие информации с экрана, глубина переработки информации равно нулю. Я говорю о детях, а не о нас. Байты из экрана, которые поступают в мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) — абсосвирепно пустая затея, из которой ничего не следует. Поэтому этогоденька — поколение Copy & Paste (накапливайровать и вставить).
Знаете, была таковая идиотская затея (простите за непарламентское выражение) в школах, когда малышей заставляли писать рефераты. Мы встречаемся с учителями, обсуждаем это, и я спрашиваю: “А кто придумал эти рефераты? Ведь понятно, что детки накапливайруют из интернета, не читая, вставляют в собственный документ. Не читая, форматируют и отправляют для вас. И вы, несчастные, должны всё это читать.” Это пример бессмысленной работы, которая ничего не даёт. Глубина переработки информации — ноль, запоминание — ноль. Информация малышей, которые получают её в интернете, мимо мозга проходит.
“Неважно какая новенькая информация требует активного рассмотрения, детального рассмотрения и мысленного прощупывания, а также сомнений, анализа и повторного синтеза содержаний. Это нечто совершенно другое, нежели перенос битов и байтов из одного запоминающего устройства в другое. Мы знаем, что запоминание информации в головном мозге зависит от глубины ее переработки. По сравнению с сиим поверхностное брожение по Сети — бессмысленное занятие”. (М. Шпитцер)
Это то, что решает школа. Это то, чем занимаются родители, которые общаются со своими детками по поводу тех либо других вопросов. И только так мы можем задернажимать в наговах что-то новое. Поэтому этогоденька говорят в научном мире о . На Интернет возлагали боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шие надежды, связанные с образованием. Но выяснилось, что положительное влияние Интернета на образование отсутствует. Нет, конечно, Интернет — инструмент для людей с ограниченными возможностями и способностями, которые не могут посещать школу либо университет. Они получают дистанционное образование. Но при всем этом по скайпу общаются с преподавателями. Да, это идеальная ситуация, уникальный инструмент, который для данной нам категории людей весьма нужен. Но совершенно не нужен здоровым, которые могут встать, доехать до университета, до школы и занимамася процессом обучения.
При всем этом нам рассказывают нередко 100ронники цифровых технологий, что всё это ерунда. Что человек, который с рождения посиживает за клавиатурой компьютера — совершенно уникальный. Он может одновременно выполнять множество задач, гораздо наиболее творческий, он умнее. И дальше следует целый диапазон легенд. Я коротко хотела бы остановиться на их.
Но есть и другие опасности.
Опасности
Есть другие конкретные, физиологические риски. Один из их называется. Корнельский университет ещё в 2006–2008 году выявил удивительную связь. Если ребёнок с раннего детства общается с экранами, то это служит пусковым механизмом развития аутизма. Как только родился, ребёнка раз к экрану, чтобы не кричал, не мешался. Время тут ключевой фактор.
Можно пред100вить — маленький человек смотрит на экран, с которого на него смотрит тётя, но на него не реагирует. Он подходит к экрану, чтобы с ней повзаимодействовать, а она не реагирует на него! Он боится опосля этого смотреть в глаза. У вас есть опыт общения с аутичными детками? Они не могут смотреть в глаза, им жутко.
Понятно, что это одно из многих исследований, но оно официально опубликованно. И мне кажется, в этом есть рациональное зерно.
Ещё одна страшнейшая вещь. Эмпатия. — способность сопереживать, умение войти в положение другого, пожалеть его, когда нужно. Это нормальное человеческое тёплое чувство стремительно снижается опосля 2000 года. Мичиганский университет и университет Рочестера. Однозначные результаты.
Есть такое понятие, как т. Оно сейчас страшно модно у нас, а на Западе вошло в моду 15 годов назад, потому что они столкнулись с первым поколением сотрудников, которые лишены эмпатии. Не умеют взаимодействовать, выстраивать коммуникацию, у которых проблемы с установокной деятельностью, им трудно договориться. Они столкнулись с данной нам проблемой и заговорили о эмоциональном интеллекте. Есть интеллект, который оценивает наши способности к анализу, совокупность наших знаний. А есть эмоциональный интеллект — информация, которую мы извлекаем из эмоций, включающий нашу способность сопереживать, эмпатию, мотивацию и прочее. Каково соотношение эмоционального интеллекта и обычного интеллекта для человека с обычной карьерой? Если взять фуррор за 100%, то это будет 80% и 20%. Добивается успеха тот, кто биологически умеет взаимодействовать с для себя подобными. А мы получаем поколение, которое этогоденька прекрасно выражает себя в социальных сетях. Но у него возникают проблемы как только дело доходит до того, чтобы посмотреть в глаза и вместе что-то поделать.
Есть ещё одна страшная история —
Нам говорят: наоборот, социальные сети — это то, что помогает социализации. А вот психолог Сьюзен Полмер, которая написала книгу Отравленное детство, нередко встречается с подростками. Она пишет: “Да, я уверена, что порнификация продолжается. Я разговаривала с группой 16-летих девочек в Галифаксе на прошлой неделе. Они были страшно обеспокоены и огорчены тем, что все мальчишки смотрят порно в Интернете. Они говорят, что мальчишки этогоденька ожидают, что девочки будут выглядеть и вести себя как девочки на порно каналах. в интернете и в журналах парней, и они также думают, что девушкам действительно нравятся такие вещи. Это кошмарное давление на девочек-подростков”
Им кажется, что это единственная и правильная модель девичьего поведения. Это не социализация, а антисоциализация в самом неприятном виде.
Итак, действительно, есть риски со злоупотреблением (я подчёркиваю это слово, я сама вся в этих гаджетах) для малышей и подростков:
Я работаю со студентами. Чуток только задаёшь вопросец — что они делают? Хватаются за телефоны.
Мне недавно анекдот рассказали: приходит ветеринар ко врачу. Доктор его спрашивает: — Ну как, где болит, на что жалуетесь? На что ему ветеринар говорит — Слушай, ну так каждый может!
Вот так же и Интернет, я говорю — слушайте, так каждый может, а нагову включить? Ан нет, привычка! Интернет предлагает ответы на все вопросы — раз, кучу готовых решений — два. Попытка припасть к этому источнику — автоматическая. Ни о каком развитии творческих способностей речи не идёт.
Исследования в Красноярске 2011 года показали, что со злоупотреблением гаджетами связаны третья часть ожирения, третья часть нарушения костно-мышечного аппарата, сильные проблемы со зрением. Ожирение понятно почему, детки ночкой играют в свои социальные сети, под одеялом, чтобы родители не видели. Они не дремлют. И вот это катастрофа, потому что нарушается работа поджелудочной железы, запускается волшебствовищный инсулиновый круг. Дневной метаболизм снижается на 8%. Это означает — плюс 5 кг каждый год. Таковых гигантских людей, как в Америке в штате Техас я не видела никогда. Я со своими формами была про100 дистрофиком. В Великобритании весьма много подростков и малышей с избыточным весом. Я надеялась, что нас “пронесёт”, но нет.
Это последствия, которые непременно настигают ребёнка, злоупотребляющего и проводящего много времени с цифровыми технологиями — 8 часов в денек. Сьюзен Гринфилд пишет: «Я опасаюсь, что цифровые технологии инфантилизируют мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков), превращая его в подобие мозга маленьких малышей, которых привлекают жужжащие звуки и броский свет, которые не могут концентрировать внимание и живут настоящим моментом»
Противостоять
Всё это, конечно, замечательно, но делать-то что? Противо100ять этому весьма трудно. Противо100ять среде — это миссия интеллигенции. Деваться некуда. Если мы желаем ребёнку здоровья и успеха, значит мы должны так либо иначе противостоять.
Стив Джобс. Он все выходные проводил с семьёй, каждый вечер обеотдал с ними (по-нашему ужинал). Никто не смел в его присутствии достать из кармана смартфон. Планшетами детки его не пользовались. У него был жёсткий запрет и ограничение на использование гаджетов. Только в тех случаях, если требует школьная программка.
Крис Андерсон — главный редактор журнала Wired. У него пятеро малышей от 5 до 17 лет. Он ввёл полный запрет на присутствие экранов, гаджетов в спальне. Плюс ограничение во времени днём. “Я вижу опасность чрезмерного увлечения интернетом как никто другой. Я лицезрел, с какими проблемами столкнулся я сам. И я не желаю, чтобы эти проблемы были у моих малышей”.
Эван Уильямс — создатель Bloggerи Twitter. У него двое сыновей. Планшеты и смартфоны не боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше часа в денек.
Они все накладывают запрет на использование технологий. И это нужно созодать.
Алекс Константинополь — младший 5летний отпрыск вообще не пользуется гаджетами, двое старших малышей (10–13 лет) — не дольше 30 минут в денек.
Понятно, что это отдельная работа — ограничивать малышей. Единственный выход — загрунажимать ребёнка по уши. Как мы в детстве росли? “Драм кружок, кружок по фото…” и т.д. Английский, танцы, горные лыжи, скрипка — что угодно. Мне кажется, так.
Мне говорят: “Но они позже тайком у друзей…” Ну ладно, но не восемь же часов в денек! Ну пусть это будет полчаса, пусть это будет час. Этогоденька в американских семьях (ну конечно, в научных кругах, сама видела) уже висят в прихожий бумажечки: отключите и оставьте в корзинке собственный мобильный телефон. Уже таковая мода в просвещённых семьях начинает распространяться. Почему бы её не схватить?
Я понимаю, что это трудно. Но где написано, что должно быть просто?
“Я боюсь, что обязательно наступит денек, когда технологии превзойдут простое человеческое общение. Тогда и мир получит поколение идиотов”. Эти слова в социальных сетях приписывают якобы А. Энштейну. Но, разумеется, он никогда такого не говорил. Это напоследок я желаю показать, что такое Интернет. Что доверять информации из Интернета не 100ит. Это среда, где можно великолепно влекипулировать чем угодно — фактами, словами, людьми. Поэтому, для чего там проводить 8 часов в денек?