Л. Стрельникова: цифровое поколение и цифровое слабоумие

Оглав­ле­ние

Лек­ция извест­но­го жур­на­ли­100, глав­но­го редак­то­ра жур­на­ла “Химия и жизнь” Любо­ви Стрель­ни­ко­вой в лек­то­рии ПСТГУ. 

Доб­рый вечер, доро­гие дру­зья. Я не зани­ма­юсь иссле­до­ва­ни­я­ми в обла­сти нау­ки. Я рабо­та­ла 5 лет вспять иссле­до­ва­те­лем, позже сме­ни­ла жиз­нен­ную тра­ек­то­рию, 100­ла жур­на­ли­стом, потом науч­ным жур­на­ли­стом, писа­те­лем. Жизнь моя этого­денька свя­за­на с пере­ра­бот­кой боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­шо­го если­че­ства инфор­ма­ции, преж­де все­го, науч­ной. Поэто­му то, о чём этого­денька я буду для вас рас­ска­зы­вать, это не резуль­та­ты моих лич­ных иссле­до­ва­ний, кото­ры­ми я не зани­ма­юсь, а это резуль­та­ты иссле­до­ва­ний, кото­рые про­во­дят­ся в основ­ном на Запа­де. В Рос­сии их прак­ти­че­ски нет. Резуль­та­ты опуб­ли­ко­ва­ны в хоро­ших, надёж­ных, ува­жа­е­мых источ­ни­ках, из кото­рых скла­ды­ва­ет­ся некоторая кар­ти­на. И я посчи­та­ла необ­хо­ди­мым доне­сти эту кар­ти­ну до ваше­го сведения.

Итак, циф­ро­вое сла­бо­умие и циф­ро­вое поко­ле­ние. Циф­ро­вое сла­бо­умие — это не игра слов, не фигу­ра речи и не при­кол, как ска­жет моло­дёжь. Это диа­гноз — , озна­ча­ю­щий нару­ше­ние когни­тив­ных функ­ций, соб­ствен­но даже раз­ру­ше­ние моз­га, бла­го­да­ря актив­но­му исполь­зо­ва­нию циф­ро­вых девай­сов, преж­де все­го, телефонов.

Впер­вые этот диа­гноз поста­ви­ли в Корее в 2007 году совершенно неболь­шим детиш­кам, школь­ни­кам. Ока­за­лось, что изме­не­ния, кото­рые про­изо­шли в моз­ге, весьма напо­ми­на­ют стар­че­ское сла­бо­умие, либо демен­цию — раз­ру­ше­ние участ­ков лоб­ной толики моз­га, неслу­чай­но на иллю­стра­ции пока­зан ластик, сти­ра­ю­щий лоб­ные толики моз­га — это страш­но важ­ные участ­ки, они ответ­ствен­ны за при­ня­тие реше­ния, эмпа­тию, ком­му­ни­ка­цию и про­чее. Поче­му в Корее постав­лен диа­гноз? Пото­му что Корея самой пер­вой в мире вста­ла на путь отциф­ро­вы­ва­ния. В данной нам стране этого­денька боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ше все­го смарт­фо­нов на душу насе­ле­ния — она по-преж­не­му фаворит. Да и с неко­то­ры­ми послед­стви­я­ми она есте­ствен­но столк­ну­лась пер­вая. К сча­стью, мы в это оче­ре­ди ещё дале­ки от фаворит­ских позиций.

Циф­ро­вые тех­но­ло­гии: смарт­фо­ны, гад­же­ты, экра­ны, Интер­нет… Что за сиим 100­ит? Есть ли в этом реаль­ная опас­ность либо боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ше легенд?

Что­бы отве­тить на этот вопросец я изу­чи­ла раз­лич­ные мате­ри­а­лы несколь­ких весь­ма ува­жа­е­мых людей. Преж­де все­го, это док­тор Арик Сиг­ман. Как види­те, это полностью моло­дой, сим­па­тич­ный био­лог, кото­рый под­го­то­вил доклад для Евро­пар­ла­мен­та в 2011 году о том, как вли­я­ют экран­ные тех­но­ло­гии на малышей. Этот доклад вы може­те най­ти в Интер­не­те на англий­ском языке.

Вто­рой источ­ник — совер­шен­но потря­са­ю­щий. Заме­ча­тель­ный Ман­фред Шпит­цер — весьма извест­ный в Евро­пе, ува­жа­е­мый спе­ци­а­лист в обла­сти пси­хи­ат­рии, ней­ро­на­у­ки, созда­тель одно­го из уни­каль­ных цен­тров Neuroscience в Гер­ма­нии. Он напи­сал кни­гу Digital Dementia. Она пере­ве­де­на на рус­ский. Я для вас насто­я­тель­но сове­тую эту книж­ку най­ти и про­чи­тать. Весьма содер­жа­тель­ное и мно­го объ­яс­ня­ю­щее чте­ние. К данной нам инфор­ма­ции я тоже буду прибегать.

Нако­нец, баро­нес­са Сью­зен Грин­филд — это извест­ный в мире спе­ци­а­лист в обла­сти ней­ро­на­ук, ней­ро­био­лог, про­фес­сор Окс­форд­ско­го уни­вер­си­те­та. Она ещё и заме­ча­тель­ный попку­ля­ри­за­тор нау­ки, напи­са­ла несколь­ко книжек. Послед­няя кни­га Mind Change, к сожа­ле­нию, не пере­ве­де­на на рус­ский язык. Вы може­те приобрести её на англий­ском язы­ке и про­чи­тать, как я и поступила.

Все трое, разу­ме­ет­ся, име­ют смарт­фо­ны. Все трое поль­зу­ют­ся Интер­не­том и циф­ро­вы­ми тех­но­ло­ги­я­ми для сво­ей повсе­днев­ной рабо­ты. И все трое не про­тив циф­ро­вых тех­но­ло­гий как тако­вых. Но, как пишет Сью­зен Грин­филд: “Я не про­тив тех­но­ло­гий и ком­пью­те­ров. Но преж­де чем они (име­ют­ся в виду детки — ) нач­нут стро­ить соци­аль­ные сети в Интер­не­те, им необ­хо­ди­мо обучить­ся стро­ить отно­ше­ния с живые­ми людь­ми”. О этом этого­денька пой­дёт речь.

Итак, в чём про­бле­ма? Глав­ный фак­тор во всей данной нам исто­рии в отри­ца­тель­ном вли­я­нии циф­ро­вых тех­но­ло­гий на малышей. Повто­ряю, клю­че­вое сло­во — . Пото­му что для нас с вами ника­кие циф­ро­вые тех­но­ло­гии не страш­ны. Наш мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) сфор­ми­ро­ван. Но о этом пого­во­рим чуток позднее.

Малыши остальные, но мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) таковой же, как был 1000 лет вспять

7­лет­ний ребё­нок в Евро­пе про­вёл пол­ный год, вклю­чая ночи, у экра­нов. Год сво­ей жиз­ни дал экра­ну. Год, кото­рый он ни с кем не раз­го­ва­ри­вал, не общал­ся, не смот­рел в гла­за, не гонял мяч на ули­це, не играл­ся с мальчишками.

18-лет­ний евро­пе­ец дал экра­нам в дескать­ча­нии 4 года сво­ей жиз­ни. Этого­денька под­рост­ки заня­ты экра­ном в сред­нем 8 часов в сут­ки — это в Евро­пе. У нас нет тако­го под­счё­та. Но по неко­то­рым дан­ным, к сча­стью, меньше.

Вре­мя — это глав­ный фак­тор. Вре­мя, кото­рое мы про­во­дим в обще­нии лицом к лицу и в обще­нии с экра­на­ми — ком­пью­те­ров, смарт­фо­нов, план­ше­тов срав­ня­лось в 1997 году. А этого­денька оно стре­ми­тель­но рас­хо­дит­ся. Всё мень­ше мы обща­ем­ся в живую, и всё боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ше мы про­во­дим вре­ме­ни, уста­вив­шись в экран того либо ино­го гад­же­та. Поче­му вре­мя, кото­рое мы про­во­дим с циф­ро­вы­ми тех­но­ло­ги­я­ми так важ­да и опас­но для малышей? Пото­му что наш мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) фор­ми­ру­ет­ся до 17–20 лет. Мне гово­рят: “Поду­ма­ешь? Малыши меня­ют­ся, они совершенно не такие, как мы были когда-то. У их по-дру­го­му рабо­та­ет мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков)”. Всё так, детки дру­гие, но вот мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков), кото­рый пре­одо­лел тыся­че­ле­тия эво­лю­ции, он таковой же, как был 30, 100 и 1000 годов назад. Есть зако­ны, по кото­рым раз­ви­ва­ет­ся мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков). Мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) в про­цес­се сво­е­го созре­ва­ния до 18–20 лет дол­жен прой­ти опре­де­лён­ные эта­пы. Такие выска­зы­ва­ния — то же самое, что ска­зать, что совре­мен­ная жен­щи­на бла­го­да­ря тех­но­ло­ги­ям смо­жет вына­ши­вать ребён­ка не 9 меся­цев, а 3 — нам же нужно всё быст­ро… Не смо­жет! Это закон при­ро­ды. Девять меся­цев, будь­те доб­ры, дайте.

Точ­но так же мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков), он раз­ви­ва­ет­ся по опре­де­лён­ным зако­нам. В моз­ге хра­нит­ся вся наша лич­ность — лич­ный жиз­нен­ный опыт, вся наша память, наш интел­лект. Наша лич­ность — это мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков), глав­ный орган наше­го орга­низ­ма. Орган фан­та­сти­че­ский. Как уве­ря­ют ней­ро­фи­зио­ло­ги, иссле­до­вать мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) слож­нее, чем все­лен­ную. Дело не в том, что в моз­ге настолько­ко же ней­ро­нов, сколь­ко звёзд в нашей галак­ти­ке и галак­тик во все­лен­ной. Дело в том, что в дан­ном слу­чае мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) дол­жен иссле­до­вать сам себя. Это фан­та­сти­че­ская зада­ча, у кото­рой похо­же нет реше­ния. И тем не наименее, мы этого­денька зна­ем, как рабо­та­ет и раз­ви­ва­ет­ся мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков). Впер­вые нам о этом ска­зал Сантья­го Рамон-и-Кахаль — зна­ме­ни­тый доктор и гисто­лог, осно­во­по­лож­ник совре­мен­ной ней­ро­био­ло­гии. Он впер­вые сфор­му­ли­ро­вал ней­рон­ную тео­рию, соглас­но кото­рой всё, что про­ис­хо­дит в нашем моз­ге — это сущность вза­и­мо­дей­ствие ней­ро­нов. Это их свя­зи, их ком­му­ни­ка­ция, это их вза­и­мо­от­но­ше­ния. В 1906 году мы узна­ли о данной нам вели­чай­шей мудрости.

Да, дей­стви­тель­но, 100 мил­ли­ар­дов ней­ро­нов, каж­дый из кото­рых может обра­зо­вы­вать до 10 тыщ свя­зей. Этот акт обра­зо­ва­ния свя­зей меж­ду ней­ро­на­ми — это и есть эле­мен­тар­ный акт раз­ви­тия моз­га. Этот про­цесс в нашей наго­ве про­ис­хо­дит непре­рыв­но, каж­дую секун­ду в ответ на окру­жа­ю­щую нас сре­ду и на собы­тия, кото­рые про­ис­хо­дят внут­ри и во мно­гом на собы­тия, кото­рые про­ис­хо­дят сна­ру­жи. В резуль­та­те к 20 годам фор­ми­ру­ет­ся базо­вая кар­та моз­га, кото­рая похо­жа на гигант­скую транс­порт­ную раз­вяз­ку. На данной нам кар­те про­ра­бо­та­ны основ­ные марш­ру­ты, основ­ные трэки. Это базис, с кото­рым ребё­нок вхо­дит во взрос­лую жизнь. Мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) будет раз­ви­вать­ся до 100­ро­сти, это тоже извест­но, но вот эта базо­вая кар­та, кото­рая сло­жи­лась к 18–20 годам, она будет достра­и­вать­ся мел­ки­ми дета­ля­ми. Весьма пре­ци­зи­он­да и мед­лен­но. Основ­ной рису­нок — это то, что фор­ми­ру­ет­ся у ребён­ка с момен­та рож­де­ния до момен­та окон­ча­ния шко­лы. Вот поче­му шко­ла так важ­на. На этот пери­од при­хо­дит­ся фор­ми­ро­ва­ние моз­га. Всё, что мы лицезреем, слы­шим, ося­за­ем, про­бу­ем на вкус — это опыт, за кото­рым сле­ду­ет обра­зо­ва­ние ней­рон­ных связей.

Понят­но, что чем бога­че этот опыт, тем боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ше обра­зу­ет­ся свя­зей, тем обширнее 100­но­вят­ся “доро­ги” на данной нам кар­те, тем луч­ше будет сфор­ми­ро­ван мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков).

Одна из самых цити­ру­е­мых работ в ней­ро­био­ло­гии — это рабо­та извест­но­го аме­ри­кан­ско­го физио­ло­га Дональ­да Хэба. В 1940‑х годах он про­вёл экс­пе­ри­мент: брал несколь­ко лабо­ра­тор­ных крыс к для себя домой, а кон­троль­ная груп­па жила в лабо­ра­то­рии в тех же усло­ви­ях — в тес­но­те, без каких-либо вари­а­ций, воз­мож­но­стей посмот­реть вокруг. А несколь­ких крыс он выпу­стил у себя дома, и несколь­ко недель они бега­ли. Как он их позже ловил, я не понимаю. Но он их пой­мал, при­нёс в лабо­ра­то­рию и про­вёл испы­та­ния. Срав­нил спо­соб­ность к обу­че­нию кон­троль­ной груп­пы и тех крыс, кото­рые несколь­ко недель про­ве­ли у него дома. Раз­ни­ца ока­за­лась колоссальной.

Кры­сы, побы­вав­шие у него дома, про­яв­ля­ли фан­та­сти­че­ские спо­соб­но­сти к обу­че­нию. Они попка­ли в бога­тую окру­жа­ю­щую сре­ду, в кото­рой всё хоте­лось иссле­до­вать — зако­улоч­ки, коро­боч­ки, туфель­ки, запа­хи, цвет, зву­ки — всё дру­гое. Бога­тая окру­жа­ю­щая сре­да. Их мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) мгно­вен­но отдал на это реакцию.

Вто­рое заме­ча­тель­ное иссле­до­ва­ние, кото­рое тоже этого­денька актив­но цити­ру­ет­ся — это 1995 год. Испан­ский ней­ро­био­лог Аль­ва­ро Пас­ку­аль-Леоне про­вёл дру­гой экс­пе­ри­мент, кото­рый пока­зы­ва­ет, что наш мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) эту кар­ту с марш­ру­та­ми фор­ми­ру­ет не толь­ко в ответ на внеш­нюю сре­ду, но даже на наши мыс­ли и умствен­ные упраж­не­ния. Он брал три груп­пы. Одна кон­троль­ная, в кото­рой он не делал ниче­го. Вто­рая груп­па учи­лась играться на фор­те­пи­а­но одной рукою и каж­дый денек помно­гу часов дела­ла упраж­не­ния. Тре­тья груп­па дела­ла те же самые упраж­не­ния помно­гу часов . Учи­лась играться на фор­те­пи­а­но мыс­лен­но. По исти­че­нию како­го-то вре­ме­ни сопо­100­ви­ли резуль­та­ты. Резуль­тат кон­троль­ной груп­пы остал­ся каким был. У тех, кто учил­ся играться одной рукою выяви­ли бла­го­при­ят­ные изме­не­ния в наго­ве, постро­е­ние новейших ней­рон­ных свя­зей и укреп­ле­ние каких-либо 100­рых марш­ру­тов. Но самые силь­ные изме­не­ния ока­за­лись в тре­тьей груп­пе, кото­рая дела­ла мыс­лен­ные упражнения.

Брай­ан Пробирок — канад­ский физио­лог и ней­ро­пси­хо­лог был прав. Он гово­рил: “Всё, что меня­ет ваш мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков), меня­ет ваше буду­щее и то, кем вы буде­те. Ваш уни­каль­ный мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) — не толь­ко про­дукт ваших генов. Он фор­ми­ру­ет­ся вашим опы­том и обра­зом жиз­ни”. И это про­ис­хо­дит с пер­вых момен­тов, как ребё­нок появил­ся на свет.

Еда для мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека)

Что есть еда для моз­га? Что моз­гу нуж­но, что­бы он раз­ви­вал­ся гар­мо­нич­но, актив­да и пло­до­твор­но? Это бога­тая окру­жа­ю­щая сре­да. Это весьма бога­тый опыт обще­ния, ком­му­ни­ка­ции, опыт успе­ха, пер­вый опыт неуда­чи, пер­вые боле­вые ощу­ще­ния — напри­мер, обжег­ся о утюг. Вот он, этот опыт.

А вот еда для моз­га 21 века. В 1964 году появил­ся тер­мин “сре­до­вое обо­га­ще­ние”. Если изме­рять ради­ус актив­но­сти малышей, либо если­че­ство про­государств­ства вокруг дома, в кото­ром детки сво­бод­но иссле­ду­ют окру­жа­ю­щий мир, то с каж­дым деся­ти­ле­ти­ем начи­ная с 1970 года этот ради­ус всё умень­шал­ся, умень­шал­ся и умень­шал­ся… Сокра­тил­ся на 90%. Мир сжал­ся практически до раз­ме­ра экра­на планшета.

В моём дет­стве в моём рас­по­ря­же­нии была вся Клю­чи­ха, весь Арбат, вся Кро­пот­кин­ская, где я вырос­ла. Мы гоня­ли по дво­рам, лази­ли по дере­вьям, игра­ли в каза­ки-раз­бой­ни­ки. Сей­час ради­ус таковых дей­ствий, навер­ное, изме­ря­ет­ся раз­ме­ра­ми квар­ти­ры, пото­му что ото­рвать­ся от ком­пью­те­ра нереально.

Сью­зен Грин­филд пишет в сво­ей кни­ге важ­ные вещи. Появил­ся новейший тип сре­ды, где орга­ны эмоций не нуж­ны: «Уди­ви­тель­но, как быст­ро сфор­ми­ро­вал­ся совер­шен­но новейший тип сре­ды, где вкус, обо­ня­ние и ося­за­ние не сти­му­ли­ру­ют­ся, где боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­шую часть вре­ме­ни мы сидим у экра­нов, а не гуля­ем на све­жем воз­ду­хе и не про­во­дим вре­мя в раз­го­во­рах лицом к лицу».

Как мы его про­во­дим, мы сами зна­ем пре­крас­но как. Вы зна­е­те, этого­денька ходить в кафе одно удо­воль­ствие. Лет 15 вспять при­дёшь, там ком­па­нии посиживают моло­дёж­ные, таковой шум, гам, не пого­во­ришь. Этого­денька при­хо­дишь — тишине­на, посиживают обща­ют­ся в смарт­фо­нах. Посиживают в кафе с дру­зья­ми — совер­шен­но типич­ная исто­рия. На ули­цах Токио жур­на­лист заснял фраг­мент — это ката­стро­фа, люди вооб­ще не смот­рят вокруг, они вооб­ще ото­рва­ны от мира.

Страш­ная исто­рия была в Москве, когда девоч­ка вышла из подъ­ез­да в науш­ни­ках. Она ниче­го не слы­шит, уткну­лась в теле­фон. Ей кри­чат: “Не ходи, не ходи, там снег сбра­сы­ва­ют!” Не слы­шит. Девуш­ка погибла.

Нель­зя отклю­чать орга­ны эмоций от внеш­ней сре­ды. Чело­век — био­ло­ги­че­ское суще­ство, он про­100 умер­нет. Ну лад­но взрос­лые, это их лич­ный выбор, но мы с вами гово­рим о детях.

Мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) и обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками)

Как я уже ска­за­ла, мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) раз­ви­ва­ет­ся, стро­ит себя в то вре­мя, когда ребё­нок прогуливается в шко­лу. Для чего ребё­нок прогуливается в шко­лу? Какая цель у школь­но­го обра­зо­ва­ния в нашей стране? Госу­дар­ство это не про­кла­ми­ру­ет, это­го нет ни в каком доку­мен­те. Я этот вопросец зада­ва­ла мно­же­ству раз­ных умных людей.

С.В. Мед­ве­дев — дирек­тор Инсти­ту­та моз­га чело­ве­ка им. Н.П. Бех­те­ре­вой РАН (Российская академия наук — государственная академия наук, высшая научная организация Российской Федерации, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук). Я спро­си­ла его, чему долж­на обучить шко­ла ребён­ка. Он ска­зал: “Это так про­100! Во-пер­вых, читать и ана­ли­зи­ро­вать тек­сты. Жела­тель­но не на одном язы­ке. Уметь фор­му­ли­ро­вать и выска­зы­вать свои мыс­ли. Жела­тель­но не на одном язы­ке. Быть физи­че­ски крепчал­ким, обожать Оте­че­ство — это неваж­но. Важ­но одно, шко­ла долж­на обучить ребён­ка мыслить”. Что зна­чит, мыслить? Лег­ко ска­зать, да? Это стро­ить при­чин­но-след­ствен­ные свя­зи, это созидать логи­ку в раз­ви­тии собы­тий, это пред­ска­зы­вать послед­ствия от тво­их дей­ствий на один шаг впе­рёд, как мини­мум. Для того, что­бы уметь мыслить, нужно в акти­ве рас­по­ла­гать боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­шой базой зна­ний. Память долж­на хоро­шо рабо­тать и нагру­нажимать­ся. Что­бы позже, влеки­пу­ли­руя сиим, мы мог­ли стро­ить при­чин­но-след­ствен­ные свя­зи. Вот сиим долж­на зани­мама­ся шко­ла. И сиим зани­ма­ют­ся в хоро­ших шко­лах. Не зали­ва­ют про­100 зна­ния в сосуд. Ана­лог пере­да­чи инфор­ма­ции пря­мо с ком­пью­те­ра в голов­ной мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) не помо­га­ет запом­нить и усво­ить материал.

В хоро­ших шко­лах зани­ма­ют­ся обра­бот­кой инфор­ма­ции. Для того, что­бы что-то запом­нить, нуж­на хоро­шая глу­би­на обра­бот­ки инфор­ма­ции. Вот при­мер, было иссле­до­ва­ние. Трём груп­пам пред­ло­жи­ли этот набор слов: 

Пер­вой груп­пе зада­ли вопросец: Посчи­тай­те, сколь­ко слов напи­са­но про­пис­ны­ми, а сколь­ко строч­ны­ми бук­ва­ми. Вто­рой груп­пе вопросец посе­рьёз­ней: что из пере­чис­лен­но­го суще­стви­тель­ное, а что гла­гол? Тре­тья груп­па полу­чи­ла нере­ша­е­мую зада­чу: что из пере­чис­лен­но­го оду­шев­лён­ное, а что неоду­шев­лён­ное? Выпол­ни­ли, закры­ли тет­ра­ди. Про­хо­дит неко­то­рое вре­мя, груп­пы соби­ра­ют и про­ве­ря­ют, кто какое если­че­ство слов запомнил:

Мень­ше все­го слов запом­ни­ли те, у кото­рых глу­би­на про­ра­бот­ки инфор­ма­ции была невы­со­кой, был понят­ный и про­стой ответ. Боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ше всех запом­ни­ли те, кто полу­чил труд­но­ре­ша­е­мую зада­чу. Глу­би­на пере­ра­бот­ки инфор­ма­ции — это имен­но то, что поз­во­ля­ет нам хоро­шо запо­ми­нать и усва­и­вать мате­ри­ал. А без это­го стро­ить логи­че­ские кон­струк­ции невоз­мож­но. Сиим невоз­мож­но занять­ся, если вы учи­тесь, гля­дя на экран.

Вос­при­я­тие инфор­ма­ции с экра­на, глу­би­на пере­ра­бот­ки инфор­ма­ции рав­но нулю. Я гово­рю о детях, а не о нас. Бай­ты из экра­на, кото­рые посту­па­ют в мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) — абсо­свиреп­но пустая затея, из кото­рой ниче­го не сле­ду­ет. Поэто­му этого­денька — поко­ле­ние Copy & Paste (накапливай­ро­вать и вставить).

Зна­е­те, была таковая иди­от­ская затея (про­сти­те за непар­ла­мент­ское выра­же­ние) в шко­лах, когда малышей застав­ля­ли писать рефе­ра­ты. Мы встре­ча­ем­ся с учи­те­ля­ми, обсуж­да­ем это, и я спра­ши­ваю: “А кто при­ду­мал эти рефе­ра­ты? Ведь понят­но, что детки накапливай­ру­ют из интер­не­та, не читая, встав­ля­ют в собственный доку­мент. Не читая, фор­ма­ти­ру­ют и отправ­ля­ют для вас. И вы, несчаст­ные, долж­ны всё это читать.” Это при­мер бес­смыс­лен­ной рабо­ты, кото­рая ниче­го не даёт. Глу­би­на пере­ра­бот­ки инфор­ма­ции — ноль, запо­ми­на­ние — ноль. Инфор­ма­ция малышей, кото­рые полу­ча­ют её в интер­не­те, мимо моз­га проходит.

“Неважно какая новенькая инфор­ма­ция тре­бу­ет актив­но­го рас­смот­ре­ния, деталь­но­го рас­смот­ре­ния и мыс­лен­но­го про­щу­пы­ва­ния, а так­же сомне­ний, ана­ли­за и повтор­но­го син­те­за содер­жа­ний. Это нечто совер­шен­но другое, неже­ли пере­нос битов и бай­тов из одно­го запо­ми­на­ю­ще­го устрой­ства в дру­гое. Мы зна­ем, что запо­ми­на­ние инфор­ма­ции в голов­ном моз­ге зави­сит от глу­би­ны ее пере­ра­бот­ки. По срав­не­нию с сиим поверх­ност­ное бро­же­ние по Сети — бес­смыс­лен­ное заня­тие”. (М. Шпитцер)

Это то, что реша­ет шко­ла. Это то, чем зани­ма­ют­ся роди­те­ли, кото­рые обща­ют­ся со сво­и­ми детками по пово­ду тех либо других вопро­сов. И толь­ко так мы можем задер­нажимать в наго­вах что-то новое. Поэто­му этого­денька гово­рят в науч­ном мире о . На Интер­нет воз­ла­га­ли боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­шие надеж­ды, свя­зан­ные с обра­зо­ва­ни­ем. Но выяс­ни­лось, что поло­жи­тель­ное вли­я­ние Интер­не­та на обра­зо­ва­ние отсут­ству­ет. Нет, конеч­но, Интер­нет — инстру­мент для людей с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми и спо­соб­но­стя­ми, кото­рые не могут посе­щать шко­лу либо уни­вер­си­тет. Они полу­ча­ют дистан­ци­он­ное обра­зо­ва­ние. Но при всем этом по скай­пу обща­ют­ся с пре­по­да­ва­те­ля­ми. Да, это иде­аль­ная ситу­а­ция, уни­каль­ный инстру­мент, кото­рый для данной нам кате­го­рии людей весьма нужен. Но совер­шен­но не нужен здо­ро­вым, кото­рые могут встать, дое­хать до уни­вер­си­те­та, до шко­лы и зани­мама­ся про­цес­сом обучения.

При всем этом нам рас­ска­зы­ва­ют нередко 100­рон­ни­ки циф­ро­вых тех­но­ло­гий, что всё это ерун­да. Что чело­век, кото­рый с рож­де­ния посиживает за кла­ви­а­ту­рой ком­пью­те­ра — совер­шен­но уни­каль­ный. Он может одно­вре­мен­но выпол­нять мно­же­ство задач, гораз­до наиболее твор­че­ский, он умнее. И дальше сле­ду­ет целый диапазон легенд. Я корот­ко хоте­ла бы оста­но­вить­ся на их.

Но есть и дру­гие опасности.

Опасности

Есть дру­гие кон­крет­ные, физио­ло­ги­че­ские рис­ки. Один из их назы­ва­ет­ся. Кор­нель­ский уни­вер­си­тет ещё в 2006–2008 году выявил уди­ви­тель­ную связь. Если ребё­нок с ран­не­го дет­ства обща­ет­ся с экра­на­ми, то это слу­жит пус­ко­вым меха­низ­мом раз­ви­тия аутиз­ма. Как толь­ко родил­ся, ребён­ка раз к экра­ну, чтобы не кри­чал, не мешал­ся. Вре­мя тут клю­че­вой фактор.

Мож­но пред­100­вить — малень­кий чело­век смот­рит на экран, с кото­ро­го на него смот­рит тётя, но на него не реа­ги­ру­ет. Он под­хо­дит к экра­ну, что­бы с ней повза­и­мо­дей­ство­вать, а она не реа­ги­ру­ет на него! Он боит­ся опосля это­го смот­реть в гла­за. У вас есть опыт обще­ния с аутич­ны­ми детками? Они не могут смот­реть в гла­за, им жутко.

Понят­но, что это одно из мно­гих иссле­до­ва­ний, но оно офи­ци­аль­но опуб­ли­ко­ван­но. И мне кажет­ся, в этом есть раци­о­наль­ное зерно.

Ещё одна страш­ней­шая вещь. Эмпа­тия. — спо­соб­ность сопе­ре­жи­вать, уме­ние вой­ти в поло­же­ние дру­го­го, пожа­леть его, когда нуж­но. Это нор­маль­ное чело­ве­че­ское тёп­лое чув­ство стре­ми­тель­но сни­жа­ет­ся опосля 2000 года. Мичи­ган­ский уни­вер­си­тет и уни­вер­си­тет Роче­сте­ра. Одно­знач­ные результаты. 

Есть такое поня­тие, как т. Оно сей­час страш­но мод­но у нас, а на Запа­де вошло в моду 15 годов назад, пото­му что они столк­ну­лись с пер­вым поко­ле­ни­ем сотруд­ни­ков, кото­рые лише­ны эмпа­тии. Не уме­ют вза­и­мо­дей­ство­вать, выстра­и­вать ком­му­ни­ка­цию, у кото­рых про­бле­мы с установок­ной дея­тель­но­стью, им труд­но дого­во­рить­ся. Они столк­ну­лись с данной нам про­бле­мой и заго­во­ри­ли о эмо­ци­о­наль­ном интел­лек­те. Есть интел­лект, кото­рый оце­ни­ва­ет наши спо­соб­но­сти к ана­ли­зу, сово­куп­ность наших зна­ний. А есть эмо­ци­о­наль­ный интел­лект — инфор­ма­ция, кото­рую мы извле­ка­ем из эмо­ций, вклю­ча­ю­щий нашу спо­соб­ность сопе­ре­жи­вать, эмпа­тию, моти­ва­цию и про­чее. Како­во соот­но­ше­ние эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та и обыч­но­го интел­лек­та для чело­ве­ка с обыч­ной карье­рой? Если взять фуррор за 100%, то это будет 80% и 20%.  Доби­ва­ет­ся успе­ха тот, кто био­ло­ги­че­ски уме­ет вза­и­мо­дей­ство­вать с для себя подоб­ны­ми. А мы полу­ча­ем поко­ле­ние, кото­рое этого­денька пре­крас­но выра­жа­ет себя в соци­аль­ных сетях. Но у него воз­ни­ка­ют про­бле­мы как толь­ко дело дохо­дит до того, что­бы посмот­реть в гла­за и вме­сте что-то поделать.

Есть ещё одна страш­ная исто­рия —

Нам гово­рят: наобо­рот, соци­аль­ные сети — это то, что помо­га­ет соци­а­ли­за­ции. А вот пси­хо­лог Сью­зен Пол­мер, кото­рая напи­са­ла кни­гу Отрав­лен­ное дет­ство, нередко встре­ча­ет­ся с под­рост­ка­ми. Она пишет: “Да, я уве­ре­на, что пор­ни­фи­ка­ция про­дол­жа­ет­ся. Я раз­го­ва­ри­ва­ла с груп­пой 16-лет­их дево­чек в Гали­фак­се на про­шлой неде­ле. Они были страш­но обес­по­ко­е­ны и огор­че­ны тем, что все маль­чиш­ки смот­рят пор­но в Интер­не­те. Они гово­рят, что маль­чиш­ки этого­денька ожи­да­ют, что девоч­ки будут выгля­деть и вести себя как девоч­ки на пор­но кана­лах. в интер­не­те и в жур­на­лах пар­ней, и они так­же дума­ют, что девуш­кам дей­стви­тель­но нра­вят­ся такие вещи. Это кошмар­ное дав­ле­ние на девочек-подростков”

Им кажет­ся, что это един­ствен­ная и пра­виль­ная модель деви­чье­го пове­де­ния. Это не соци­а­ли­за­ция, а анти­со­ци­а­ли­за­ция в самом непри­ят­ном виде.

Итак, дей­стви­тель­но, есть рис­ки со зло­упо­треб­ле­ни­ем (я под­чёр­ки­ваю это сло­во, я сама вся в этих гад­же­тах) для малышей и подростков:

Я рабо­таю со сту­ден­та­ми. Чуток толь­ко зада­ёшь вопросец — что они дела­ют? Хва­та­ют­ся за телефоны.

Мне недав­но анек­дот рас­ска­за­ли: при­хо­дит вете­ри­нар ко вра­чу. Доктор его спра­ши­ва­ет: — Ну как, где болит, на что жалу­е­тесь? На что ему вете­ри­нар гово­рит — Слу­шай, ну так каж­дый может!

Вот так же и Интер­нет, я гово­рю — слу­шай­те, так каж­дый может, а наго­ву вклю­чить? Ан нет, при­выч­ка! Интер­нет пред­ла­га­ет отве­ты на все вопро­сы — раз, кучу гото­вых реше­ний — два. Попыт­ка при­пасть к это­му источ­ни­ку — авто­ма­ти­че­ская. Ни о каком раз­ви­тии твор­че­ских спо­соб­но­стей речи не идёт.

Иссле­до­ва­ния в Крас­но­яр­ске 2011 года пока­за­ли, что со зло­упо­треб­ле­ни­ем гад­же­та­ми свя­за­ны третья часть ожи­ре­ния, третья часть нару­ше­ния кост­но-мышеч­но­го аппа­ра­та, силь­ные про­бле­мы со зре­ни­ем. Ожи­ре­ние понят­но поче­му, детки ночкой игра­ют в свои соци­аль­ные сети, под оде­я­лом, что­бы роди­те­ли не виде­ли. Они не дремлют. И вот это ката­стро­фа, пото­му что нару­ша­ет­ся рабо­та под­же­лу­доч­ной желе­зы, запус­ка­ет­ся волшебство­вищ­ный инсу­ли­но­вый круг. Днев­ной мета­бо­лизм сни­жа­ет­ся на 8%. Это озна­ча­ет — плюс 5 кг каж­дый год. Таковых гигант­ских людей, как в Аме­ри­ке в шта­те Техас я не виде­ла нико­гда. Я со сво­и­ми фор­ма­ми была про­100 дис­тро­фи­ком. В Великобритании весьма мно­го под­рост­ков и малышей с избы­точ­ным весом. Я наде­я­лась, что нас “про­не­сёт”, но нет.

Это послед­ствия, кото­рые непре­мен­но насти­га­ют ребён­ка, зло­упо­треб­ля­ю­ще­го и про­во­дя­ще­го мно­го вре­ме­ни с циф­ро­вы­ми тех­но­ло­ги­я­ми — 8 часов в денек. Сью­зен Грин­филд пишет: «Я опа­са­юсь, что циф­ро­вые тех­но­ло­гии инфан­ти­ли­зи­ру­ют мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков), пре­вра­щая его в подо­бие моз­га малень­ких малышей, кото­рых при­вле­ка­ют жуж­жа­щие зву­ки и броский свет, кото­рые не могут кон­цен­три­ро­вать вни­ма­ние и живут насто­я­щим моментом»

Противостоять

Всё это, конеч­но, заме­ча­тель­но, но делать-то что? Про­ти­во­100­ять это­му весьма труд­но. Про­ти­во­100­ять сре­де — это мис­сия интел­ли­ген­ции. Девать­ся неку­да. Если мы жела­ем ребён­ку здо­ро­вья и успе­ха, зна­чит мы долж­ны так либо ина­че противостоять.

Стив Джобс. Он все выход­ные про­во­дил с семьёй, каж­дый вечер обе­отдал с ними (по-наше­му ужи­нал). Никто не смел в его при­сут­ствии достать из кар­ма­на смарт­фон. План­ше­та­ми детки его не поль­зо­ва­лись. У него был жёст­кий запрет и огра­ни­че­ние на исполь­зо­ва­ние гад­же­тов. Толь­ко в тех слу­ча­ях, если тре­бу­ет школь­ная программка.

Крис Андер­сон — глав­ный редак­тор жур­на­ла Wired. У него пяте­ро малышей от 5 до 17 лет. Он ввёл пол­ный запрет на при­сут­ствие экра­нов, гад­же­тов в спальне. Плюс огра­ни­че­ние во вре­ме­ни днём. “Я вижу опас­ность чрез­мер­но­го увле­че­ния интер­не­том как никто дру­гой. Я лицезрел, с каки­ми про­бле­ма­ми столк­нул­ся я сам. И я не желаю, что­бы эти про­бле­мы были у моих малышей”.

Эван Уильямс — созда­тель Bloggerи Twitter. У него двое сыно­вей. План­ше­ты и смарт­фо­ны не боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ше часа в денек.

Они все накла­ды­ва­ют запрет на исполь­зо­ва­ние тех­но­ло­гий. И это нужно созодать.

Алекс Кон­стан­ти­но­поль — млад­ший 5­лет­ний отпрыск вооб­ще не поль­зу­ет­ся гад­же­та­ми, двое стар­ших малышей (10–13 лет) — не доль­ше 30 минут в денек.

Понят­но, что это отдель­ная рабо­та — огра­ни­чи­вать малышей. Един­ствен­ный выход — загру­нажимать ребён­ка по уши. Как мы в дет­стве рос­ли? “Драм кру­жок, кру­жок по фото…” и т.д. Англий­ский, тан­цы, гор­ные лыжи, скрип­ка — что угод­но. Мне кажет­ся, так.

Мне гово­рят: “Но они позже тай­ком у дру­зей…” Ну лад­но, но не восемь же часов в денек! Ну пусть это будет пол­ча­са, пусть это будет час. Этого­денька в аме­ри­кан­ских семьях (ну конеч­но, в науч­ных кру­гах, сама виде­ла) уже висят в при­хо­жий бума­жеч­ки: отклю­чи­те и оставь­те в кор­зин­ке собственный мобиль­ный теле­фон. Уже таковая мода в про­све­щён­ных семьях начи­на­ет рас­про­стра­нять­ся. Поче­му бы её не схватить?

Я пони­маю, что это труд­но. Но где напи­са­но, что долж­но быть просто?

“Я боюсь, что обя­за­тель­но насту­пит денек, когда тех­но­ло­гии пре­взой­дут про­стое чело­ве­че­ское обще­ние. Тогда и мир полу­чит поко­ле­ние иди­о­тов”. Эти сло­ва в соци­аль­ных сетях при­пи­сы­ва­ют яко­бы А. Энштей­ну. Но, разу­ме­ет­ся, он нико­гда тако­го не гово­рил. Это напо­сле­док я желаю пока­зать, что такое Интер­нет. Что дове­рять инфор­ма­ции из Интер­не­та не 100­ит. Это сре­да, где мож­но вели­ко­леп­но влеки­пу­ли­ро­вать чем угод­но — фак­та­ми, сло­ва­ми, людь­ми. Поэто­му, для чего там про­во­дить 8 часов в денек?

Уютный дом