Можно ли христианину использовать техники “позитивного мышления”? Что скрывается под сиим словосочетанием? Чтобы осознать сущность позитивного мышления, достаточно посмотреть попкулярный среди увлечённых эзотерикой людей кинофильм “Секрет”. Никаких ценностей, никаких моральных норм, только “Я желаю” и вселенная (бог, джин), беспрекословно исполняющая все-все желания. О том, как христианин относится к литературе и фильмам о позитивном мышлении, рассуждает священник Александр Денисов.
Трудности и неудачи жизни случаются с каждым. Но как быть, если нет сил их преодолеть? На помощь приходит современный способ «позитивного» мышления.
Оказывается, есть некоторая вековая тайна, которая дошла до нас только с той целью, чтобы каждый мог ею воспользоваться. Что все-таки это за тайна? Секрет прост – это сила притяжения. Но не та, которая заставляет оторвавшееся от дерева яблоко падать на землю, а та, которой, якобы можно управлять. Вот так про100: «захоти средств» и будут для тебя денекги. Не имеет значения, обладаешь ли ты знаниями либо профессиональными навыками, есть ли у тебя опыт либо талант, все дело в том, чтобы у тебя были правильные желания. В таком подходе и религия не нужна, потому что она не способствует обогащению.
Но разве дело только в денекгах? Конечно, нет. Еще нужно угодить похоти плоти, похоти очес и гордости житейской. Достигается это угождение все теми же «правильными», «позитивными» желаниями.
Но если все так про100, почему же настолькоко несчастных? Да про100 потому, что они не до конца овладели данной для нас «силой», «тайной» и «метафизикой». Короче говоря, оккультизмом. Для того, чтобы исправить это досадное недоразумение, для вас на помощь придут общительные «метаспециалисты», которые за «разумную» стоимость откроют дверь в «счастливую» жизнь.
Как, оказывается, прост путь к процветанию! Стоя на улице под осенним унылым дождиком и разглядывая красочный плакат с очень успешными счастливыми лицами, так и желается примкнуть к их дружной семье…
Но стоп! Не все так про100, говорит нам разум и христианская совесть.
Поразмыслим о той же силе притяжения. В мире как-то принято, что на каждую известную силу существует закон, который эту силу определяет и ограничивает. Вот и мир физических явлений определяется законами физики. Законы открывают люди, с той целью, чтобы пользоваться физическими явлениями. Одного желания, оказывается, не много для того, чтобы сила для тебя подчинилась. Усердия мысли недо100точно, чтобы сила оставила собственный закон и 100ла джинном из лампы.
Неудивительда и то, что опослядователи мыслях «ньюэйджа» готовы и божественные законы подчинить своим страстям, все той же силой мысли. 100ит ли говорить о том, что таковой подход с точки зрения христианина разумаляет и удаляет Бога из жизни человека? Как будто бы всемогущий Бог Сам не может пользоваться тем, что сделал для человека.
Если коснуться истории происхождения идеи позитивного мышления, то мы увидим, что она вышла из концепций гуманистической психологии начала XX века.
С научной точки зрения, теория позитивной психологии опирается на конструкты оптимизма и пессимизма, как субъективного психического состояния конкретной личности. Оптимизм и пессимизм могут определяться как способы мышления человека в контексте его субъективности. Поэтому одна и та же вещь для оптими100 и пессими100 может представляться по-разному – для одного 100кан наполовину пуст, для другого наполовину полон. Однако на сам 100кан не влияет то, с какими эмоциями о нем рассуждают. Позитивная психология исследует то, что помогает человеку достигнуть положительного самочувствия.
В отличие от позитивной психологии, теория «позитивного мышления» (либо как ее еще называют «новое мышление») не является наукой. В данной для нас среде находят применение своим сомнительным навыкам оккультисты, целители, колдуны, пара- и метапсихологи. Мимикрируя под успешных людей и талантливых ученых, они преподносят свои идеи как нечто сокровенное, таинственное, доступное только избранным. Эмоциональный субъективизм изображается ими как единственно возможный способ мировосприятия.
С этих позиций каждый человек определяет себе, что для него хорошо, а что плохо. Критерием, определяющим добро и зло, являются эмоции приятные и неприятные. Таковым образом, хорошо то, что приятно, а что не приятно– то плохо. Следовательно, добро и зло не могут быть универсальными чертами:«отлично только то, что я посчитал хорошим». Благо определяется также субъективно, благим является то, чем желается облаотдать, поэтому и ценности не могут иметь общего для всех значения. В таком «мире» нет места ни для Бога, ни для человека, имеющего другое миропонимание.
На самом деле, «позитивное мышление» заставляет человека изменить собственный привычный подход к жизни и все силы своей души направить на вожделение. Он вынужден переформатировать свою личную систему ценностей. Он должен изменить привычки, характер, манеры поведения, отношение к окружающим, целиком подстроиться под объект своего желания.
Чувства приятного и неприятного формируются не только на биологическом уровне, да и на социальном. Информационная среда формирует представления о том, что должно казаться притягательным, другими словами, создает образ желаемого блага, достижение которого является высшей целью жизни человека. Она создает не только объект желания, да и наделяет его собственныйством дефицита. Таковым образом, формируется понятие о эксклюзивности предмета желания и о элитарности субъекта, владеющего сиим предметом. Кроме того, навязываются определенные модели социального поведения, характеризующие успешность жизни. При таком положении вещей естественным образом формируется конкурентная система обладания ценностями и поощряется желание этого обладания.
Поэтому, «позитивное мышление» принуждает желать того, что принято считать хорошим. А значит, это могут быть вещи не про100 меркантильные, но даже и гибельные.
Овладением «позитивным мышлением» предлагается занимамася на специальных тренингах, коучингах и 7нарах. Этогоденька, среди множества подобных мероприятий, сулящих карьерный и личностный рост, есть опасность получить психические травокмы. Многие на первый взор безобидные группы полностью можно именовать деструктивными, учитывая тот вред, который получают их адепты.
Что происходит с человеком, который попал в такую среду? На него направлен весь комплекс психического воздействия, который повергает новоиспеченного искателя лучшей жизни в состояние сильнейшего стресса. Человек, посещающий подобные мероприятия, начинает стремительно поменяться. У него формируется система взаимоотношений типа друг – неприятель. Те люди, которые как ему кажется, способствуют его цели – друзья, все остальные – либо помехи либо враги, причем не важно кто это, собственные детки либо про100 прохожие с улицы. Высшая цель диктует иерархию ценностей – те, кто ближе к цели – уважаются, те кто дальше – презираются. Отставание от навязанного поведения вызывает нервозность, раздражительность. Социальный 100тус меняется, портятся отношения с друзьями и родственниками. Стремительно истощаются душевные и телесные резервы организма. Ценности общества кажутся ему глупыми и пустыми. Поведение может привести к противозаконным и асоциальным действиям. Кроме того, за тренинг приходится платить и иногда довольно внушительные суммы.
Конечно, виной всем сиим несчастьям не один только «способ позитивного мышления», но он зачастую является тем ключом, который открывает дверь в страну иллюзий и вожделений, способствует наиболее успешной влекипуляции людьми.
В плену самоомана не найти счастья, какими бы радужными не казались перспективы. Каждый христианин помнит, что отец ереси – дьявол. Поэтому даже сладкая ересь всегда ведет к гибели и страданию. В поиске позитивного мышления, весьма легко оказаться у разбитого корыта.
Но значит ли это, что позитивное мышление вредда и чуждо христианству? Конечно нет, если только называть вещи своими именами. Положительное, доброе расположение сердца человека не только не запрещено в Православии, да и является условием успешного прохождения жизненного пути. «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18) призывает апостол Павел. Жить легко и радостно, добиваясь поставленных целей, можно, если помогает Бог.
Христианство предлагает собственный путь к счастливой жизни. Евангелие призывает человека находить удовлетворенность не в страстях мира этого, а в своей душе – «Царствие Божие внутри вас» (Лк.17:21) – говорит Господь. Поэтому не взирая на то, как ты живешь и какие трудности испытываешь, в любом состоянии ты можешь быть счастливым.
Царствие Божие быть может только там, где есть Сам Бог. А Бог посещает те сердца, в которых есть любовь. Именно любовь является тем чувством христианина, которое освещает жизненный путь и позволяет быть успешным. Успешным не в меркантильном смысле, а в том понимании, о котором говорит святой пророк Давид – «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод собственный во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (Пс.1:3). Главным условием такого успеха является стремление сберечь свою душу от всякого рода зла: «Ибо какая польза человеку, если он приоретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8:36).
Любовь к Богу и ближнему дает человеку возможность быть великодушным, благородным и добрым. Труд направленный на общее для всех благо – позволяет преодолевать себя, воспитывать внутри себя волю, характер. Мозг, глазащенный от скверномыслия – наполняет жизнь смыслом. Чувства, освященные целомудрием – дают свободу и чистоту мировосприятия.
Для любого человека во всех сферах его деятельности открываются два пути – путь жизни и путь смерти: «Во свидетели пред вами призываю этогоденька небо и землю: жизнь и погибель предложил я для тебя, благословение и проклятие. Избери жизнь, чтобы жил ты и позжество твое» (Вторзак. 30:19).
Выбор пути всегда остается за нами.
В заключение, приведем несколько практических советов.
«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно облаотдать мною» (1Кор. 6:12) – эти слова должны стать предостерегающими в выборе способа развития своей личности. В первую очередь, христианин отыскивает пользу для своей души, для установления добрых отношений с людьми. Если способ психологического воздействия вызывает зависимость, пробуждает в душе греховные страсти, то этого метода нужно избегать и предостеречь остальных.
Современная психология предлагает множество способов привести в норму свои мысли и чувства, достигнуть положительных результатов в общении с людьми, но недобросовестные влекипуляторы так ловко смешивают правду с ложью, что бывает трудно заметить подвох. Поэтому следующий совет будет таковым: «Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла» (1 Фес. 5:21–22). Не 100ит спешить, выбирая какую-либо методику личностного развития. Познакомьтесь с авторами, почитайте отзывы, особенное внимание обратите на критику той либо другой психологической модели. Помните, что созидание своей личности — долгий и тяжелый труд, его никак нельзя осуществить за несколько дней усиленных занятий в группе, какими бы изматывающими они не были.
«Не всякому духу веруйте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1) – это предостережение святого апо100ла Иоанна Богослова актуальда и этогоденька. Лжепророки возникают повсеместно, и нередко основой их проповеди является призыв отказаться от веры в Бога. Недобросовестная критика культуры и традиций Православия стремится высмеять то, что дорого христианам. Православие в их словах представляется отсталой, спекулятивной системой, способной только порабощать человека. Иногда такие лжеучителя ультимативно требуют отказаться от своей веры, мотивируя тем, что без этого, якобы не возможен прогресс личностного роста. Нужно ли говорить, что теряя веру в Спасителя, человек сам 100новится рабом бездушного и вредоносного учения: «Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разворот тех, которые чуть отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Петра 2:18–19) – говорит ап. Петр про таковых лженаставников.
Наш мир сломлен первородным грехопадением, трудности жизни все время будут нам сопутствовать. Однако пришествием Иисуса Хри100 для всех людей открывается возможность преодоления жизненных невзгод: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин 16:33). Эта жизнь – борьба. Борьба с грехом, гордыней и расоковством. Это борьба со своим эгоизмом ради счастья другого человека. Это борьба с самой смертью. Необходимо супругество, но особого рода – супругество обожать. Обожать не взирая ни на что, обожать и друга и врага, родственника и чужака, обожать все творение Божие.
Может ли христианин быть счастливым? Может, если совершает собственный жизненный путь в любви Христовой.