Критика нечистого разума: «Позитивное мышление»

Мож­но ли хри­сти­а­ни­ну исполь­зо­вать тех­ни­ки “пози­тив­но­го мыш­ле­ния”? Что скры­ва­ет­ся под сиим сло­во­со­че­та­ни­ем?  Что­бы осознать сущность пози­тив­но­го мыш­ле­ния, доста­точ­но посмот­реть попку­ляр­ный сре­ди увле­чён­ных эзо­те­ри­кой людей кинофильм “Сек­рет”. Ника­ких цен­но­стей, ника­ких мораль­ных норм, толь­ко “Я желаю” и все­лен­ная (бог, джин), бес­пре­ко­слов­но испол­ня­ю­щая все-все жела­ния. О том, как хри­сти­а­нин отно­сит­ся к лите­ра­ту­ре и филь­мам о пози­тив­ном мыш­ле­нии, рас­суж­да­ет свя­щен­ник Алек­сандр Дени­сов.

Труд­но­сти и неуда­чи жиз­ни слу­ча­ют­ся с каж­дым. Но как быть, если нет сил их пре­одо­леть? На помощь при­хо­дит совре­мен­ный способ «пози­тив­но­го» мышления.
Ока­зы­ва­ет­ся, есть некоторая веко­вая тай­на, кото­рая дошла до нас только с той целью, что­бы каж­дый мог ею вос­поль­зо­вать­ся. Что все-таки это за тай­на? Сек­рет прост – это сила при­тя­же­ния. Но не та, кото­рая застав­ля­ет ото­рвав­ше­е­ся от дере­ва ябло­ко падать на зем­лю, а та, кото­рой, яко­бы мож­но управ­лять. Вот так про­100: «захо­ти средств» и будут для тебя денек­ги. Не име­ет зна­че­ния, обла­да­ешь ли ты зна­ни­я­ми либо про­фес­си­о­наль­ны­ми навы­ка­ми, есть ли у тебя опыт либо талант, все дело в том, что­бы у тебя были пра­виль­ные жела­ния. В таком под­хо­де и рели­гия не нуж­на, пото­му что она не спо­соб­ству­ет обогащению.

Но раз­ве дело толь­ко в денек­гах? Конеч­но, нет. Еще нужно уго­дить похо­ти пло­ти, похо­ти очес и гор­до­сти житей­ской. Дости­га­ет­ся это уго­жде­ние все теми же «пра­виль­ны­ми», «пози­тив­ны­ми» желаниями.

Но если все так про­100, поче­му же настолько­ко несчаст­ных? Да про­100 пото­му, что они не до кон­ца овла­де­ли данной для нас «силой», «тай­ной» и «мета­фи­зи­кой». Коро­че гово­ря, оккуль­тиз­мом. Для того, что­бы испра­вить это досад­ное недо­ра­зу­ме­ние, для вас на помощь при­дут общи­тель­ные «мета­спе­ци­а­ли­сты», кото­рые за «разум­ную» стоимость откро­ют дверь в «счаст­ли­вую» жизнь.

Как, ока­зы­ва­ет­ся, прост путь к про­цве­та­нию! Стоя на ули­це под осен­ним уны­лым дождиком и раз­гля­ды­вая кра­соч­ный пла­кат с очень успеш­ны­ми счаст­ли­вы­ми лица­ми, так и желает­ся при­мкнуть к их друж­ной семье…

Но стоп! Не все так про­100, гово­рит нам разум и хри­сти­ан­ская совесть.

Пораз­мыс­лим о той же силе при­тя­же­ния. В мире как-то при­ня­то, что на каж­дую извест­ную силу суще­ству­ет закон, кото­рый эту силу опре­де­ля­ет и огра­ни­чи­ва­ет. Вот и мир физи­че­ских явле­ний опре­де­ля­ет­ся зако­на­ми физи­ки. Зако­ны откры­ва­ют люди, с той целью, что­бы поль­зо­вать­ся физи­че­ски­ми явле­ни­я­ми. Одно­го жела­ния, ока­зы­ва­ет­ся, не много для того, что­бы сила для тебя под­чи­ни­лась. Усер­дия мыс­ли недо­100­точ­но, что­бы сила оста­ви­ла собственный закон и 100­ла джин­ном из лампы.

Неуди­ви­тель­да и то, что опосля­до­ва­те­ли мыслях «нью­эй­джа» гото­вы и боже­ствен­ные зако­ны под­чи­нить сво­им стра­стям, все той же силой мыс­ли. 100­ит ли гово­рить о том, что таковой под­ход с точ­ки зре­ния хри­сти­а­ни­на разума­ля­ет и уда­ля­ет Бога из жиз­ни чело­ве­ка? Как буд­то бы все­мо­гу­щий Бог Сам не может поль­зо­вать­ся тем, что сделал для человека.

Если кос­нуть­ся исто­рии про­ис­хож­де­ния идеи пози­тив­но­го мыш­ле­ния, то мы уви­дим, что она вышла из кон­цеп­ций гума­ни­сти­че­ской пси­хо­ло­гии нача­ла XX века.

С науч­ной точ­ки зре­ния, тео­рия пози­тив­ной пси­хо­ло­гии опи­ра­ет­ся на кон­струк­ты опти­миз­ма и пес­си­миз­ма, как субъ­ек­тив­но­го пси­хи­че­ско­го состо­я­ния кон­крет­ной лич­но­сти. Опти­мизм и пес­си­мизм могут опре­де­лять­ся как спо­со­бы мыш­ле­ния чело­ве­ка в кон­тек­сте его субъ­ек­тив­но­сти. Поэто­му одна и та же вещь для опти­ми­100 и пес­си­ми­100 может пред­став­лять­ся по-раз­но­му – для одно­го 100­кан напо­ло­ви­ну пуст, для дру­го­го напо­ло­ви­ну полон. Одна­ко на сам 100­кан не вли­я­ет то, с каки­ми эмо­ци­я­ми о нем рас­суж­да­ют. Пози­тив­ная пси­хо­ло­гия иссле­ду­ет то, что помо­га­ет чело­ве­ку достигнуть поло­жи­тель­но­го самочувствия.

В отли­чие от пози­тив­ной пси­хо­ло­гии, тео­рия «пози­тив­но­го мыш­ле­ния» (либо как ее еще назы­ва­ют «новое мыш­ле­ние») не явля­ет­ся нау­кой. В данной для нас сре­де нахо­дят при­ме­не­ние сво­им сомни­тель­ным навы­кам оккуль­ти­сты, цели­те­ли, колдуны, пара- и мета­пси­хо­ло­ги. Мимик­ри­руя под успеш­ных людей и талант­ли­вых уче­ных, они пре­под­но­сят свои идеи как нечто сокро­вен­ное, таин­ствен­ное, доступ­ное толь­ко избран­ным. Эмо­ци­о­наль­ный субъ­ек­ти­визм изоб­ра­жа­ет­ся ими как един­ствен­но воз­мож­ный спо­соб мировосприятия.

С этих пози­ций каж­дый чело­век опре­де­ля­ет себе, что для него хоро­шо, а что пло­хо. Кри­те­ри­ем, опре­де­ля­ю­щим доб­ро и зло, явля­ют­ся эмо­ции при­ят­ные и непри­ят­ные. Таковым обра­зом, хоро­шо то, что при­ят­но, а что не при­ят­но– то пло­хо. Сле­до­ва­тель­но, доб­ро и зло не могут быть уни­вер­саль­ны­ми чертами:«отлично толь­ко то, что я посчи­тал хоро­шим». Бла­го опре­де­ля­ет­ся так­же субъ­ек­тив­но, бла­гим явля­ет­ся то, чем желает­ся обла­отдать, поэто­му и цен­но­сти не могут иметь обще­го для всех зна­че­ния. В таком «мире» нет места ни для Бога, ни для чело­ве­ка, име­ю­ще­го дру­гое миропонимание.

На самом деле, «пози­тив­ное мыш­ле­ние» застав­ля­ет чело­ве­ка изме­нить собственный при­выч­ный под­ход к жиз­ни и все силы сво­ей души напра­вить на вожде­ле­ние. Он вынуж­ден пере­фор­ма­ти­ро­вать свою лич­ную систе­му цен­но­стей. Он дол­жен изме­нить при­выч­ки, харак­тер, мане­ры пове­де­ния, отно­ше­ние к окру­жа­ю­щим, цели­ком под­стро­ить­ся под объ­ект сво­е­го желания.

Чув­ства при­ят­но­го и непри­ят­но­го фор­ми­ру­ют­ся не толь­ко на био­ло­ги­че­ском уровне, да и на соци­аль­ном. Инфор­ма­ци­он­ная сре­да фор­ми­ру­ет пред­став­ле­ния о том, что долж­но казать­ся при­тя­га­тель­ным, дру­ги­ми сло­ва­ми, созда­ет образ жела­е­мо­го бла­га, дости­же­ние кото­ро­го явля­ет­ся выс­шей целью жиз­ни чело­ве­ка. Она созда­ет не толь­ко объ­ект жела­ния, да и наде­ля­ет его собственный­ством дефи­ци­та. Таковым обра­зом, фор­ми­ру­ет­ся поня­тие о экс­клю­зив­но­сти пред­ме­та жела­ния и о эли­тар­но­сти субъ­ек­та, вла­де­ю­ще­го сиим пред­ме­том.  Кро­ме того, навя­зы­ва­ют­ся опре­де­лен­ные моде­ли соци­аль­но­го пове­де­ния, харак­те­ри­зу­ю­щие успеш­ность жиз­ни. При таком поло­же­нии вещей есте­ствен­ным обра­зом фор­ми­ру­ет­ся кон­ку­рент­ная систе­ма обла­да­ния цен­но­стя­ми и поощ­ря­ет­ся жела­ние это­го обладания.

Поэто­му, «пози­тив­ное мыш­ле­ние» при­нуж­да­ет желать того, что при­ня­то счи­тать хоро­шим. А зна­чит, это могут быть вещи не про­100 мер­кан­тиль­ные, но даже и гибельные.

Овла­де­ни­ем «пози­тив­ным мыш­ле­ни­ем» пред­ла­га­ет­ся зани­мама­ся на спе­ци­аль­ных тре­нин­гах, коучин­гах и 7­на­рах. Этого­денька, сре­ди мно­же­ства подоб­ных меро­при­я­тий, суля­щих карьер­ный и лич­ност­ный рост, есть опас­ность полу­чить пси­хи­че­ские травок­мы. Мно­гие на пер­вый взор без­обид­ные груп­пы полностью мож­но именовать деструк­тив­ны­ми, учи­ты­вая тот вред, кото­рый полу­ча­ют их адепты.

Что про­ис­хо­дит с чело­ве­ком, кото­рый попал в такую сре­ду? На него направ­лен весь ком­плекс пси­хи­че­ско­го воз­дей­ствия, кото­рый повер­га­ет ново­ис­пе­чен­но­го иска­те­ля луч­шей жиз­ни в состо­я­ние силь­ней­ше­го стрес­са. Чело­век, посе­ща­ю­щий подоб­ные меро­при­я­тия, начи­на­ет стре­ми­тель­но поменять­ся. У него фор­ми­ру­ет­ся систе­ма вза­и­мо­от­но­ше­ний типа друг – неприятель. Те люди, кото­рые как ему кажет­ся, спо­соб­ству­ют его цели – дру­зья, все осталь­ные – либо поме­хи либо вра­ги, при­чем не важ­но кто это, соб­ствен­ные детки либо про­100 про­хо­жие с ули­цы. Выс­шая цель дик­ту­ет иерар­хию цен­но­стей – те, кто бли­же к цели – ува­жа­ют­ся, те кто даль­ше – пре­зи­ра­ют­ся. Отста­ва­ние от навя­зан­но­го пове­де­ния вызы­ва­ет нер­воз­ность, раз­дра­жи­тель­ность. Соци­аль­ный 100­тус меня­ет­ся, пор­тят­ся отно­ше­ния с дру­зья­ми и род­ствен­ни­ка­ми. Стре­ми­тель­но исто­ща­ют­ся душев­ные и телес­ные резер­вы орга­низ­ма. Цен­но­сти обще­ства кажут­ся ему глу­пы­ми и пусты­ми. Пове­де­ние может при­ве­сти к про­ти­во­за­кон­ным и асо­ци­аль­ным дей­стви­ям. Кро­ме того, за тре­нинг при­хо­дит­ся пла­тить и иногда доволь­но вну­ши­тель­ные суммы.

Конеч­но, виной всем сиим несча­стьям не один только «способ пози­тив­но­го мыш­ле­ния», но он зача­стую явля­ет­ся тем клю­чом, кото­рый откры­ва­ет дверь в стра­ну иллю­зий и вожде­ле­ний, спо­соб­ству­ет наиболее успеш­ной влеки­пу­ля­ции людьми.

В пле­ну само­о­ма­на не най­ти сча­стья, каки­ми бы радуж­ны­ми не каза­лись пер­спек­ти­вы. Каж­дый хри­сти­а­нин пом­нит, что отец ереси – дья­вол. Поэто­му даже слад­кая ересь все­гда ведет к гибе­ли и стра­да­нию. В поис­ке пози­тив­но­го мыш­ле­ния, весьма лег­ко ока­зать­ся у раз­би­то­го корыта.

Но зна­чит ли это, что пози­тив­ное мыш­ле­ние вред­да и чуж­до хри­сти­ан­ству? Конеч­но нет, если толь­ко назы­вать вещи сво­и­ми име­на­ми. Поло­жи­тель­ное, доб­рое рас­по­ло­же­ние серд­ца чело­ве­ка не толь­ко не запре­ще­но в Пра­во­сла­вии, да и явля­ет­ся усло­ви­ем успеш­но­го про­хож­де­ния жиз­нен­но­го пути. «Все­гда радуй­тесь, непре­стан­но моли­тесь, за все бла­го­да­ри­те» (1 Фес. 5: 16–18) при­зы­ва­ет апо­стол Павел. Жить лег­ко и радост­но, доби­ва­ясь постав­лен­ных целей, мож­но, если помо­га­ет Бог.

Хри­сти­ан­ство пред­ла­га­ет собственный путь к счаст­ли­вой жиз­ни. Еван­ге­лие при­зы­ва­ет чело­ве­ка находить удовлетворенность не в стра­стях мира этого, а в сво­ей душе – «Цар­ствие Божие внут­ри вас» (Лк.17:21) – гово­рит Гос­подь. Поэто­му не взи­рая на то, как ты живешь и какие труд­но­сти испы­ты­ва­ешь, в любом состо­я­нии ты можешь быть счастливым.

Цар­ствие Божие быть может толь­ко там, где есть Сам Бог. А Бог посе­ща­ет те серд­ца, в кото­рых есть любовь. Имен­но любовь явля­ет­ся тем чув­ством хри­сти­а­ни­на, кото­рое осве­ща­ет жиз­нен­ный путь и поз­во­ля­ет быть успеш­ным. Успеш­ным не в мер­кан­тиль­ном смыс­ле, а в том пони­ма­нии, о кото­ром гово­рит свя­той про­рок Давид – «И будет он как дере­во, поса­жен­ное при пото­ках вод, кото­рое при­но­сит плод собственный во вре­мя свое, и лист кото­ро­го не вянет; и во всем, что он ни дела­ет, успе­ет» (Пс.1:3). Глав­ным усло­ви­ем тако­го успе­ха явля­ет­ся стрем­ле­ние сбе­речь свою душу от вся­ко­го рода зла: «Ибо какая поль­за чело­ве­ку, если он при­о­ре­тет весь мир, а душе сво­ей повре­дит?» (Мк. 8:36).

Любовь к Богу и ближ­не­му дает чело­ве­ку воз­мож­ность быть вели­ко­душ­ным, бла­го­род­ным и доб­рым. Труд направ­лен­ный на общее для всех бла­го – поз­во­ля­ет пре­одо­ле­вать себя, вос­пи­ты­вать внутри себя волю, харак­тер. Мозг, глаза­щен­ный от сквер­но­мыс­лия – напол­ня­ет жизнь смыс­лом. Чув­ства, освя­щен­ные цело­муд­ри­ем – дают сво­бо­ду и чисто­ту мировосприятия.

Для любо­го чело­ве­ка во всех сфе­рах его дея­тель­но­сти откры­ва­ют­ся два пути – путь жиз­ни и путь смер­ти: «Во сви­де­те­ли пред вами при­зы­ваю этого­денька небо и зем­лю: жизнь и погибель пред­ло­жил я для тебя, бла­го­сло­ве­ние и про­кля­тие. Избе­ри жизнь, чтобы жил ты и позже­ство твое» (Втор­зак. 30:19).

Выбор пути все­гда оста­ет­ся за нами.

В заклю­че­ние, при­ве­дем несколь­ко прак­ти­че­ских советов.

«Все мне поз­во­ли­тель­но, но не все полез­но; все мне поз­во­ли­тель­но, но ничто не долж­но обла­отдать мною» (1Кор. 6:12) – эти сло­ва долж­ны стать предо­сте­ре­га­ю­щи­ми в выбо­ре спо­со­ба раз­ви­тия сво­ей лич­но­сти. В первую оче­редь, хри­сти­а­нин отыскивает поль­зу для сво­ей души, для уста­нов­ле­ния доб­рых отно­ше­ний с людь­ми. Если способ пси­хо­ло­ги­че­ско­го воз­дей­ствия вызы­ва­ет зави­си­мость, про­буж­да­ет в душе гре­хов­ные стра­сти, то это­го мето­да нуж­но избе­гать и предо­сте­речь остальных.

Совре­мен­ная пси­хо­ло­гия пред­ла­га­ет мно­же­ство спо­со­бов при­ве­сти в нор­му свои мыс­ли и чув­ства, достигнуть поло­жи­тель­ных резуль­та­тов в обще­нии с людь­ми, но недоб­ро­со­вест­ные влеки­пу­ля­то­ры так лов­ко сме­ши­ва­ют прав­ду с ложью, что быва­ет труд­но заме­тить под­вох. Поэто­му сле­ду­ю­щий совет будет таковым: «Все испы­ты­вай­те, хоро­ше­го дер­жи­тесь. Удер­жи­вай­тесь от вся­ко­го рода зла» (1 Фес. 5:21–22). Не 100­ит спе­шить, выби­рая какую-либо мето­ди­ку лич­ност­но­го раз­ви­тия. Позна­комь­тесь с авто­ра­ми, почи­тай­те отзы­вы, осо­бен­ное вни­ма­ние обра­ти­те на кри­ти­ку той либо другой пси­хо­ло­ги­че­ской моде­ли. Помни­те, что сози­да­ние сво­ей лич­но­сти — дол­гий и тяже­лый труд, его никак нель­зя осу­ще­ствить за несколь­ко дней уси­лен­ных заня­тий в груп­пе, каки­ми бы изма­ты­ва­ю­щи­ми они не были.

«Не вся­ко­му духу веруй­те, но испы­ты­вай­те духов, от Бога ли они, пото­му что мно­го лже­про­ро­ков появи­лось в мире» (1 Ин. 4:1) – это предо­сте­ре­же­ние свя­то­го апо­100­ла Иоан­на Бого­сло­ва акту­аль­да и этого­денька. Лже­про­ро­ки воз­ни­ка­ют повсе­мест­но, и нередко осно­вой их про­по­ве­ди явля­ет­ся при­зыв отка­зать­ся от веры в Бога. Недоб­ро­со­вест­ная кри­ти­ка куль­ту­ры и тра­ди­ций Пра­во­сла­вия стре­мит­ся высме­ять то, что доро­го хри­сти­а­нам. Пра­во­сла­вие в их сло­вах пред­став­ля­ет­ся отста­лой, спе­ку­ля­тив­ной систе­мой, спо­соб­ной только пора­бо­щать чело­ве­ка. Ино­гда такие лже­учи­те­ля уль­ти­ма­тив­но тре­бу­ют отка­зать­ся от сво­ей веры, моти­ви­руя тем, что без это­го, яко­бы не воз­мо­жен про­гресс лич­ност­но­го роста. Нужно ли гово­рить, что теряя веру в Спа­си­те­ля, чело­век сам 100­но­вит­ся рабом без­душ­но­го и вре­до­нос­но­го уче­ния: «Ибо, про­из­но­ся наду­тое пусто­сло­вие, они улов­ля­ют в плот­ские похо­ти и раз­ворот тех, кото­рые чуть отста­ли от нахо­дя­щих­ся в заблуж­де­нии. Обе­ща­ют им сво­бо­ду, будучи сами рабы тле­ния; ибо, кто кем побеж­ден, тот тому и раб» (2 Пет­ра 2:18–19) – гово­рит ап. Петр про таковых лженаставников.

Наш мир слом­лен пер­во­род­ным гре­хо­па­де­ни­ем, труд­но­сти жиз­ни все вре­мя будут нам сопут­ство­вать. Одна­ко при­ше­стви­ем Иису­са Хри­100 для всех людей откры­ва­ет­ся воз­мож­ность пре­одо­ле­ния жиз­нен­ных невзгод: «В мире буде­те иметь скорбь; но мужай­тесь: Я побе­дил мир» (Ин 16:33). Эта жизнь – борь­ба. Борь­ба с гре­хом, гор­ды­ней и рас­оков­ством. Это борь­ба со сво­им эго­из­мом ради сча­стья дру­го­го чело­ве­ка. Это борь­ба с самой смер­тью. Необ­хо­ди­мо супруге­ство, но осо­бо­го рода – супруге­ство обожать. Обожать не взи­рая ни на что, обожать и дру­га и вра­га, род­ствен­ни­ка и чужа­ка, обожать все тво­ре­ние Божие.

Может ли хри­сти­а­нин быть счаст­ли­вым? Может, если совер­ша­ет собственный жиз­нен­ный путь в люб­ви Христовой.

Уютный дом