Крестить огнем и сковородкой? Как жены мужей воцерковляют

Одна­жды в хра­ме наблю­да­ла сце­ну: в кон­це утрен­ней служ­бы, кое-где меж­ду литур­ги­ей и водо­свят­ным молеб­ном, свя­щен­ни­ку пре­гра­ди­ла путь жен­щи­на:

— Батюш­ка, а муж-то при­шел! Покре­сти­те его?

— Какая удовлетворенность! Давай­те опосля молеб­на мы с ним все обсу­дим, пого­во­рим, со вре­ме­нем кре­ще­ния определимся…

— Да нет, батюш­ка, Вы не поня­ли. Нужно этого­денька, сей­час, а то он уйдет!

— Что-то случилось?

— Нет, про­100 он уже желает уйти. Я его и так еле при­та­щи­ла, практически пол­го­да пили­ла (sic!), супруг ска­зал, что идет «в пер­вый и послед­ний раз». А ожидать он точ­но не 100­нет! — жен­щи­на тере­би­ла пла­ток и нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон)­но огля­ды­ва­лась на две­ри, гото­вая, види­мо, в всякую мину­ту бежать напе­ре­рез усколь­за­ю­ще­му супругу.

— Послу­шай­те, раз­ве Ваш супруг — мешок цемен­та? Для чего Вы его «тащи­ли»?

Не понимаю, чем завер­ши­лась эта исто­рия, но понимаю, что про­цесс домаш­не­го мис­си­о­нер­ства совре­мен­ных миро­но­сиц быва­ет иногда весь­ма болез­нен­ным для всех его участ­ни­ков, и в первую оче­редь — для мужей. Один мой зна­ко­мый, чело­век, по сути, к вере нерав­но­душ­ный (а социо­лог бы сра­зу запи­сал — пра­во­слав­ный) кате­го­рич­но заяв­ля­ет, что не желал бы созидать вну­ков цер­ков­ны­ми людь­ми: «Мне уже веру­ю­щей супруги доста­точ­но! На всю остав­шу­ю­ся жизнь насмотрелся!».

«Супруг неве­ру­ю­щий освя­ща­ет­ся женою веру­ю­щею» (1Кор.7:14). Данной для нас фра­зой апо­100­ла Пав­ла свя­щен­ни­ки, как могут, уре­зо­ни­ва­ют ново­о­ра­щен­ных хри­сти­а­нок, вне­зап­но решив­ших, что если нель­зя сроч­но кре­стить супру­га и вен­чать­ся (не уда­ет­ся «при­та­щить») — так зна­чит, нужно раз­во­дить­ся. Но нередко те, кто все-же успо­ка­и­ва­ет­ся и отсе­ка­ет мыс­ли о раз­во­де, берут­ся за «освя­ще­ние» и про­све­ще­ние супру­га с таковым волшебство­вищ­ным энту­зи­аз­мом, что поду­ма­ешь: тут неве­ру­ю­щий супруг если чем и освя­ща­ет­ся, так толь­ко муче­ни­че­ским подвигом.

Конеч­но, энту­зи­азм мож­но осознать. С одной 100­ро­ны — это объ­яс­ни­мое стрем­ле­ние поско­рее пол­но­стью обно­вить свою жизнь, а зна­чит и всех ее участ­ни­ков, в рус­ле све­же­о­ре­тен­но­го  сокро­ви­ща веры. Искрен­нее жела­ние для себя и ближ­не­му бла­га, обнов­ле­ния и при­о­ще­ния к Церк­ви Хри­100­вой. Но Спа­си­тель не напрасно срав­ни­ва­ет Цар­ство Божие с зер­ном: оно сокро­вен­но про­рас­та­ет в душе, и каж­дой душе — собственный срок. Глу­по ожидать уро­жая от зер­на, кото­рое еже­днев­но тере­бят и под­ка­пы­ва­ют, что­бы взгля­нуть: ну есть там уже корень, либо как?

А дру­гая 100­ро­на семей­но­го экс­пресс-мис­си­о­нер­ства заклю­ча­ет­ся в том, что чело­ве­ку весьма труд­но дает­ся пока­я­ние. Слож­но быть пло­хим, немощ­ным и про­100 «так для себя» хри­сти­а­ни­ном на посто­ян­ной осно­ве, да к тому же нима­ло не уны­вать от это­го. Уве­ро­вав, желает­ся пока­ять­ся, отречь­ся от про­шлых оши­бок, но что­бы уж с этих пор стать хоро­шим, жить по запо­ве­дям  и начать при­во­дить к пока­я­нию всех «пло­хих». И вме­100 посте­пен­но­го пре­о­ра­же­ния себя с осво­бож­де­ни­ем от стра­стей мы про­100 быст­рень­ко пере­оде­ва­ем свои стра­сти. Если рань­ше мы пили­ли супруга за то, что средств на шуб­ку не зара­бо­тал — сейчас нач­нем попре­кать при­стра­сти­ем к зем­но­му и нера­де­ни­ем о душе. Толь­ко пила — она и в Афри­ке пила, а пра­во­слав­ная так даже поост­рей бывает…

Допол­ни­тель­ный накал отно­ше­ния веру­ю­щей супруги и неве­ру­ю­ще­го супруга обре­та­ют тогда, когда воцер­ко­в­ле­ние жен­щи­ны сопро­вож­да­ет­ся под­спуд­ным при­стра­сти­ем к како­му-то опре­де­лен­но­му свя­щен­ни­ку либо кому-то из при­хо­жан. Тут ниче­го не подо­зре­ва­ю­щий супруг 100­но­вит­ся жерт­вой неосо­знан­но­го жела­ния супруги «пра­виль­но» выгля­деть в гла­зах авто­ри­тет­ных для нее людей, сде­лать­ся в их кру­гу «сво­ей»: я‑де уже не какая-то там невен­чан­ная супруга без­бож­ни­ка, а истин­ная хри­сти­ан­ка, насаж­да­ю­щая веру и бла­го­че­стие в домаш­нем кру­гу и обширнее. А если еще это при­стра­стие будет дома выра­нажимать­ся в уми­лен­ных рас­ска­зах и настав­ле­ни­ях из ряда: «Батюш­ка мне ска­зал…», «А батюш­ка вче­ра….», «Батюш­ка не рекомендует…»?

На взор супру­га, не зна­ко­мо­го с осо­бен­но­стя­ми при­ход­ской жиз­ни, прак­ти­кой духов­ни­че­ства и вооб­ще неве­ру­ю­ще­го, некий там батюш­ка совер­шен­но ведь ничем от про­стых смерт­ных «мужи­ков» не отли­ча­ет­ся. Пред­ставь­те для себя жен­щи­ну, кото­рая на пол­ном серье­зе с уми­ле­ни­ем еже­днев­но рас­ска­зы­ва­ет супругу про кол­ле­гу: «А Витень­ка нам вче­ра ска­зал…», «Этого­денька Вити на рабо­те не было…», «Витя мне не сове­ту­ет…». Ах так отре­а­ги­ру­ет супруг?

Нет, понят­но, мне мож­но воз­ра­зить: «Да что за пош­лость, такие срав­не­ния, как мож­но!» Но ведь нево­цер­ко­в­лен­ный супруг и не обя­зан мыс­лить о незна­ко­мом батюш­ке «духов­но» —про­ще вооб­ще не застав­лять его до вре­ме­ни о нем мыс­лить навяз­чи­вы­ми жен­ски­ми вос­тор­га­ми-рас­ска­за­ми-поуче­ни­я­ми. А со вре­ме­нем как раз и вос­тор­ги поуля­гут­ся, и из-за обра­за батюш­ки нако­нец-то высту­пит, 100­нет замет­нее и посте­пен­но зай­мет подо­ба­ю­щее пространство образ Христа.

Мне кажет­ся, это вооб­ще полез­но — поча­ще пред­став­лять соб­ствен­ное воцер­ко­в­ле­ние гла­за­ми неве­ру­ю­ще­го чело­ве­ка. Не для того, что­бы заклей­мить его «бесов­ское умо­на­стро­е­ние», а для того, что­бы осознать его, так ска­зать, пара­диг­му, в рам­ках кото­рой он по-сво­е­му прав.

Вот жил какой-либо полностью счаст­ли­вый супруг, супруге нра­вил­ся всем, кро­ме дру­зей и ком­пью­те­ра, но вдруг рраз — и стал эда­ким маль­чи­ком для битья: без­бож­ник, нехристь, кощун­ник… А позже добав­ля­ют­ся  аске­ти­че­ские подви­ги супру­ги и ее посто­ян­ные отъ­ез­ды в палом­ни­че­ства… Что мож­но поду­мама? Толь­ко одно: нужно­ел, раз­лю­би­ла! И попро­буй­те, дока­жи­те позже тако­му супругу, что «Бог есть любовь».

У меня, прав­да, тоже нет поло­жи­тель­но­го опы­та «хри­сти­а­ни­за­ции» супру­га, посколь­ку он изна­чаль­но был чело­ве­ком наиболее цер­ков­ным, чем я. Но послед­ние несколько лет я нередко обра­щаю вни­ма­ние на одну прихожанку.

Эффект­ная, мод­но оде­тая моло­дая жен­щи­на, на все вос­крес­ные и празд­нич­ные служ­бы она при­хо­ди­ла бли­же к кон­цу с малень­ким отпрыском, и о нали­чии супруга гово­ри­ло только коль­цо на ее паль­це и то, с каким сожа­ле­ни­ем она ино­гда стре­ми­тель­но убе­га­ла опосля При­ча­стия: «Эхх, пой­ду, этого­денька еще у супруга пла­ны…». Позже, когда она жда­ла вто­ро­го ребен­ка, ее супруг ино­гда появ­лял­ся на поро­ге хра­ма, что­бы подер­нажимать стар­ше­го. Это было не «при­та­щи­ли помо­лить­ся», а рыцар­ское уха­жи­ва­ние за супругой, кото­рое очевидно не роня­ло его в соб­ствен­ных гла­зах!.. На послед­их сро­ках я виде­ла ее в хра­ме замет­но пореже либо без отпрыска: супруг вол­но­вал­ся за ее здо­ро­вье, а застав­лять его двигаться в храм каж­дый выход­ной супру­ге, види­мо, было жалко.

На Свет­лой я встре­ти­ла их вме­сте у само­го алта­ря: кра­си­вая жен­щи­на с отпрыском и супруг­чи­на, спо­кой­да и неж­но кача­ю­щий люльку-«переноску» со вто­рым ребен­ком. Весь Крест­ный ход они тоже про­шли вме­сте и счаст­ли­во сме­я­лись, как детки, когда свя­щен­ник кро­пил их свя­той водой… Конеч­но, для него, навер­ное, это только пол­до­ро­ги либо и совсем пер­вые шаги, но они, что важ­но, радост­ные и не под дулом пистолета!

Уютный дом