Однажды в храме наблюдала сцену: в конце утренней службы, кое-где между литургией и водосвятным молебном, священнику преградила путь женщина:
— Батюшка, а муж-то пришел! Покрестите его?
— Какая удовлетворенность! Давайте опосля молебна мы с ним все обсудим, поговорим, со временем крещения определимся…
— Да нет, батюшка, Вы не поняли. Нужно этогоденька, сейчас, а то он уйдет!
— Что-то случилось?
— Нет, про100 он уже желает уйти. Я его и так еле притащила, практически полгода пилила (sic!), супруг сказал, что идет «в первый и последний раз». А ожидать он точно не 100нет! — женщина теребила платок и нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон)но оглядывалась на двери, готовая, видимо, в всякую минуту бежать наперерез ускользающему супругу.
— Послушайте, разве Ваш супруг — мешок цемента? Для чего Вы его «тащили»?
Не понимаю, чем завершилась эта история, но понимаю, что процесс домашнего миссионерства современных мироносиц бывает иногда весьма болезненным для всех его участников, и в первую очередь — для мужей. Один мой знакомый, человек, по сути, к вере неравнодушный (а социолог бы сразу записал — православный) категорично заявляет, что не желал бы созидать внуков церковными людьми: «Мне уже верующей супруги достаточно! На всю оставшуюся жизнь насмотрелся!».
«Супруг неверующий освящается женою верующею» (1Кор.7:14). Данной для нас фразой апо100ла Павла священники, как могут, урезонивают новооращенных христианок, внезапно решивших, что если нельзя срочно крестить супруга и венчаться (не удается «притащить») — так значит, нужно разводиться. Но нередко те, кто все-же успокаивается и отсекает мысли о разводе, берутся за «освящение» и просвещение супруга с таковым волшебствовищным энтузиазмом, что подумаешь: тут неверующий супруг если чем и освящается, так только мученическим подвигом.
Конечно, энтузиазм можно осознать. С одной 100роны — это объяснимое стремление поскорее полностью обновить свою жизнь, а значит и всех ее участников, в русле свежеоретенного сокровища веры. Искреннее желание для себя и ближнему блага, обновления и приощения к Церкви Хри100вой. Но Спаситель не напрасно сравнивает Царство Божие с зерном: оно сокровенно прорастает в душе, и каждой душе — собственный срок. Глупо ожидать урожая от зерна, которое ежедневно теребят и подкапывают, чтобы взглянуть: ну есть там уже корень, либо как?
А другая 100рона семейного экспресс-миссионерства заключается в том, что человеку весьма трудно дается покаяние. Сложно быть плохим, немощным и про100 «так для себя» христианином на постоянной основе, да к тому же нимало не унывать от этого. Уверовав, желается покаяться, отречься от прошлых ошибок, но чтобы уж с этих пор стать хорошим, жить по заповедям и начать приводить к покаянию всех «плохих». И вме100 постепенного преоражения себя с освобождением от страстей мы про100 быстренько переодеваем свои страсти. Если раньше мы пилили супруга за то, что средств на шубку не заработал — сейчас начнем попрекать пристрастием к земному и нерадением о душе. Только пила — она и в Африке пила, а православная так даже поострей бывает…
Дополнительный накал отношения верующей супруги и неверующего супруга обретают тогда, когда воцерковление женщины сопровождается подспудным пристрастием к какому-то определенному священнику либо кому-то из прихожан. Тут ничего не подозревающий супруг 100новится жертвой неосознанного желания супруги «правильно» выглядеть в глазах авторитетных для нее людей, сделаться в их кругу «своей»: я‑де уже не какая-то там невенчанная супруга безбожника, а истинная христианка, насаждающая веру и благочестие в домашнем кругу и обширнее. А если еще это пристрастие будет дома выранажиматься в умиленных рассказах и наставлениях из ряда: «Батюшка мне сказал…», «А батюшка вчера….», «Батюшка не рекомендует…»?
На взор супруга, не знакомого с особенностями приходской жизни, практикой духовничества и вообще неверующего, некий там батюшка совершенно ведь ничем от простых смертных «мужиков» не отличается. Представьте для себя женщину, которая на полном серьезе с умилением ежедневно рассказывает супругу про коллегу: «А Витенька нам вчера сказал…», «Этогоденька Вити на работе не было…», «Витя мне не советует…». Ах так отреагирует супруг?
Нет, понятно, мне можно возразить: «Да что за пошлость, такие сравнения, как можно!» Но ведь невоцерковленный супруг и не обязан мыслить о незнакомом батюшке «духовно» —проще вообще не заставлять его до времени о нем мыслить навязчивыми женскими восторгами-рассказами-поучениями. А со временем как раз и восторги поулягутся, и из-за образа батюшки наконец-то выступит, 100нет заметнее и постепенно займет подобающее пространство образ Христа.
Мне кажется, это вообще полезно — почаще представлять собственное воцерковление глазами неверующего человека. Не для того, чтобы заклеймить его «бесовское умонастроение», а для того, чтобы осознать его, так сказать, парадигму, в рамках которой он по-своему прав.
Вот жил какой-либо полностью счастливый супруг, супруге нравился всем, кроме друзей и компьютера, но вдруг рраз — и стал эдаким мальчиком для битья: безбожник, нехристь, кощунник… А позже добавляются аскетические подвиги супруги и ее постоянные отъезды в паломничества… Что можно подумама? Только одно: нужноел, разлюбила! И попробуйте, докажите позже такому супругу, что «Бог есть любовь».
У меня, правда, тоже нет положительного опыта «христианизации» супруга, поскольку он изначально был человеком наиболее церковным, чем я. Но последние несколько лет я нередко обращаю внимание на одну прихожанку.
Эффектная, модно одетая молодая женщина, на все воскресные и праздничные службы она приходила ближе к концу с маленьким отпрыском, и о наличии супруга говорило только кольцо на ее пальце и то, с каким сожалением она иногда стремительно убегала опосля Причастия: «Эхх, пойду, этогоденька еще у супруга планы…». Позже, когда она ждала второго ребенка, ее супруг иногда появлялся на пороге храма, чтобы подернажимать старшего. Это было не «притащили помолиться», а рыцарское ухаживание за супругой, которое очевидно не роняло его в собственных глазах!.. На последих сроках я видела ее в храме заметно пореже либо без отпрыска: супруг волновался за ее здоровье, а заставлять его двигаться в храм каждый выходной супруге, видимо, было жалко.
На Светлой я встретила их вместе у самого алтаря: красивая женщина с отпрыском и супругчина, спокойда и нежно качающий люльку-«переноску» со вторым ребенком. Весь Крестный ход они тоже прошли вместе и счастливо смеялись, как детки, когда священник кропил их святой водой… Конечно, для него, наверное, это только полдороги либо и совсем первые шаги, но они, что важно, радостные и не под дулом пистолета!
”