Когда христиане выражают свою веру в то, что через Причастие нельзя заразиться и заболеть, то скептики их высмеивают и называют это средневековым мракобесием. Когда христиане указывают, что если б Таинство Причастия было передатчиком инфекций, то верующие должны могли быть почаще болеть сразуными заболеваниями, чем неверующие, и особенно нередко — священнослужители, которые опосля всех потребляют Св. Дары, то скептики говорят, что наверняка так и происходит, — дескать, личным наблюдениям доверять нельзя, а 100тистических исследований никто не проводил.
Но по сути проводили. Вообще данная тема — возможность заразиться через общую Чашу Причастия, — интересует западных ученых еще с конца XIX века. Были и экспериментальные исследования и публикации. Но результаты их, вероятно, окажутся неожиданными для скептиков.
Приведу цитату из свежей научной 100тьи «Ковид-19 и Причастие» [1], опубликованной в издании «Public Health» за октябрь 2020 года. Авторы Спантидеас Н., Дросу Е., Барсум М. и Буге А. Двое из Греции, двое из Великобритании. Читаем:
«Исследование Лавина и Вольфа с участием 681 испытуемого [2] показало, что не было значительной разницы в состоянии здоровья между людьми, которые принимали Святое Причастие даже ежедневно, и теми, кто вообще не посещал христианские службы (другими словами, те, кто причащается, не болеют инфекционными заболеваниями почаще тех, кто не причащается — прим. свящ. Г.М.). В 1998 году Центр по контролю и профилактике заболеваний сообщил [3], что никогда не было вспышек инфекции, связанных с чашей для причастия, и что теоретический риск передачи инфекционных заболеваний при использовании общей чаши для причастия существует, но риск этот настолько мал, что его невозможно найти.
Согласно христианской православной практике, опосля завершения религиозного ритуала Святого Причастия священник должен испить весь оставшийся сакраментальный материал чаши, в которой находятся микроорганизмы всех причастников, участвовавших в религиозном ритуале. Эта практика также применяется к госпитализированным пациентам, которые просят причастия в качестве последней воли перед смертью. Как следствие данной нам практики, можно ожиотдать повышения уровня заболеваемости конкретными инфекционными заболеваниями, особенно респираторного и желудочно-кишечного тракта, среди служащих священнослужителей; однако очевидного увеличения распространенности таковых инфекций в данной нам профессии не наблюдается.
Таковым образом, обычная чаша для причастия теоретически может служить средством передачи инфекции, но потенциальный риск передачи весьма мал. В настоящее время имеющиеся данные не подтверждают предположение о том, что практика совместного использования чаши для причастия может способствовать распространению ковид-19».
Также 100ит добавить цитату из 100тьи И. Контураса, профессора медицины Фессалоникского университета «Неполные научные данные о коронавирусе в свете конфликта, связанного с Причастием»[4]. Он указывает на научное исследование, проведенное в 2010 году в гепатологической клинике Фессалоникского Университета. Оно касалось боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных гепатитом В.
«100тистический анализ показал, что миряне были значительно наиболее склонны к заражению HBV, чем священнослужители (наименее 1% от общего числа заболевших были священниками). Таковым образом, эти результаты показывают, что священнослужители не только не составляют группу высокого риска передачи вируса гепатита В, но, по-видимому, представляют собой безопасную группу по сравнению с другими профессиями.
Учитывая локализацию вируса гепатита В в секретах носителя, включая слюну, и обычно остающееся есличество святого причастия для потребления священнослужителями опосля причащения верующих, ожидаемая (если считать причастие переносчиком заболеваний — прим. свящ. Г.М.) высокая нередкота заболевания вирусом гепатита В среди священников не подтверждается, что было 100тистически подтверждено».
Как лицезреем, упомянутые в начале аргументы верующих полностью совпали с выводами ученых.
Хотелось бы подчеркнуть, что речь в данном случае не о подтверждении чуда, а о полностью проверяемых вещах. За исключением греческих ученых, остальные исследователи изучали практику неправославных западных церквей, во многих из которых не только по православному представлению, да и по учению самих этих “церквей” никакого чуда при Евхаристии не происходит — они считают это про100 символом. Тем не наименее, многие протестанты в ХХ веке придерживались практики причащения всеми членами общины по-очереди из одной чаши.
Краткий обзор научных исследований по данной нам теме можно прочитать в 100тье Д. Анифантакиса «Святое причастие и передача инфекции: обзор литературы», опубликованной в журнале «Cureus» в июне 2020 года [5]. А я приведу только пару цитат из данной нам статьи:
«Исследователи (Хоббс с соавторами) пришли к выводу, риск передачи инфекции через общую чашу для причастия незначителен… Берроуз и Хемменс исследовали потенциальную передачу патогенов от одного человека к другому при обычном использовании чаши. Авторы сообщают, что даже при наиболее благоприятных условиях только 0,001% организмов передавались со слюной одного человека в рот другого. Мананган с соавторами выявили, что вопросец о потенциальной передаче бактерий через общую чашу для причастия является спорным. Они заявили, что даже если передача происходит, это еще не означает заражения, поскольку заболевание требует передачи минимального есличества патогенов от человека к человеку (а полученное есличество бактерий может не дотягивать до необходимого минимума — прим. свящ. Г.М.)».
Другими словами, речь о том, что в принципе таковым способом довольно сложно заразиться — даже если это созодать с обычной посудой, — и, хотя с чисто научной точки зрения возможность заражения не исключена, «однако риск значительно ниже по сравнению с другими условиями общественных собраний».
Собственно, научные исследования показывают, что высокий риск опасности заражения через причастие не подтверждается, и нагнетание истерии по данному поводу это скорее удел журналистов и политиков, чем ученых.
[1]
[2] Loving A., Wolf L. The effects of receiving Holy Communion on health. // Environ Health. 1997;60(1):6–10.
[3] Managan L., Sehulster L., Chiarelo L., Simonds D., Jarvis W. Risk of infectious disease transmission from a common communion cup. // Infect Contr. 1998;26:538–539.
[4]
[5]