Казнить нельзя! Помиловать! Записки православного психотерапевта

Пред­ла­га­ем вни­ма­нию чита­те­лей сай­та 100­тью пси­хо­те­ра­пев­та Ната­льи Вол­ко­вой из Нью-Йор­ка, напи­сан­ную спе­ци­аль­но для Меж­ду­на­род­но­го фору­ма «Слу­же­ние в защи­ту жиз­ни: опыт и пер­спек­ти­вы».

Она гово­ри­ла мне о этом мно­го раз, и поэто­му, думая о ней, я все­гда вижу её оди­но­ко бре­ду­щей по ули­це и всмат­ри­ва­ю­щей­ся с глу­бо­кой печа­лью во встреч­ных моло­дых мате­рей с детками. Она, быва­ет, оста­но­вит­ся, что­бы вгля­деть­ся в малы­ша – в ангель­ское, невин­ное личи­ко – они, дет­ки, все кажут­ся ей анге­ла­ми, чудом ока­зав­ши­ми­ся сре­ди людей и неза­мет­но, лег­ко под­ни­ма­ю­щи­ми их на свою ангель­скую высо­ту. Её ангел погиб, не родив­шись, и даже не погиб, а загуб­лен сво­ею же мате­рью. Её ангел снит­ся ей практически каж­дую ночь (то есть темное время суток), и каж­дую ночь (то есть темное время суток) зовёт её «Мать! Мать!». И смот­рит на неё с невы­ра­зи­мой вопро­си­тель­ной нажимало­стью. И её серд­це тоже рвёт­ся от нажимало­сти, и пла­чет душа от невоз­мож­но­сти ото­звать­ся, при­кос­нуть­ся, взять на руки и согреть. Уже несколь­ко лет ей нет покоя. Она рас­ска­зы­ва­ла мне, что сме­шан­ное чув­ство бес­по­кой­ства, скор­би, тос­ки и позо­ра при­шло к ней не сра­зу. И было даже корот­кое облег­че­ние опосля аборта…

«Осво­бож­де­ние… – гово­рит она с горь­кой иро­ни­ей и добав­ля­ет, – осво­бож­де­ние, обер­нув­ше­е­ся таковым кап­ка­ном». Это срав­не­ние она нередко исполь­зу­ет в наших бесе­дах. Кап­кан, кото­рый душит отча­я­ни­ем. Уду­шье от одной мыс­ли о содеянном.

Она так и не вышла замуж, хотя уже подви­га­ет­ся к соро­ка, и шан­сов на семей­ную жизнь 100­но­вит­ся всё мень­ше и мень­ше. Да и в этом – отго­ло­сок абор­та, быть может, глав­ный отго­ло­сок. Само­на­де­ян­ный глас, кото­рый так под­ло вос­прял в ней опосля опе­ра­ции, твер­дил, что не нуж­на ей семья (пока), и не нуж­ны детки (пока) – с ними всё услож­нит­ся, и учё­ба, и рабо­та, и лич­ная жизнь. Есть ещё вре­мя. Но вре­мя вдруг неожи­дан­но кон­чи­лось, про­ле­те­ло мгно­вен­но, а вме­сте с ним поте­ря­ли свою зна­чи­мость и внеш­ние забо­ты. А внут­рен­нее обна­жи­лось и ока­за­лось нестер­пи­мым одиночеством.

«Сейчас всё, что было важ­ным и нуж­ным, – гово­рит она, опу­стив наго­ву и мед­лен­но выдав­ли­вая из себя сло­ва, – поте­ря­ло смысл, и жизнь поте­ря­ла смысл. Как это мог­ло про­изой­ти? Кто сыг­рал со мной в такую страш­ную игру?»

Годом ранее у неё раз­ви­лась депрес­сия, появи­лись некон­тро­ли­ру­е­мые стра­хи, подо­зри­тель­ность, мыс­ли о само­убий­стве. 100­ло труд­но про­дол­нажимать рабо­тать в пол­ную силу, она поме­ня­ла одно пространство, дру­гое. Нахо­дить­ся в обще­стве людей ей быва­ет иногда невы­но­си­мо. У неё нет близ­ких подруг. Опосля несколь­ких разо­ча­ро­ва­ний и мел­ких пре­да­тельств она пере­100­ла дове­рять жен­щи­нам, а супруг­чи­нам – тем наиболее, ещё с тех пор, как пер­вый, казав­ший­ся таковым обожай­мым и любя­щим, уго­во­рил её на аборт, и опосля того вско­ре бросил.

«Никто не пони­ма­ет, что со мной, – гово­рит она, – да, я и не могу глав­но­го рас­ска­зать нико­му, не могу выра­зить своё состо­я­ние. Раз­ве мож­но выра­зить пусто­ту? Либо оди­но­че­ство? Сло­ва­ми тут не скажешь…».

— А молит­вой? – спра­ши­ваю я. И она заду­мы­ва­ет­ся, всмат­ри­ва­ет­ся в меня с недо­ве­ри­ем и отве­ча­ет обидно:

— Молит­вы не дают­ся мне. О чём молить­ся, когда ниче­го уже попра­вить недозволено?

— А что­бы вы хоте­ли поправить?

— Всю свою жизнь… И если её нель­зя попра­вить, то для чего продолжать?

Татья­на К. (все насто­я­щие име­на жен­щин тут изме­не­ны) сде­ла­ла выбор — бороть­ся за надеж­ду и про­ще­ние, пере­живой депрес­сию, и холод, и ужас остав­лен­но­сти. Ведь жен­щи­на, совер­шив­шая аборт, дей­стви­тель­но, оди­но­ка и замкну­та, ино­гда абсо­свиреп­но обособ­ле­на горем от мира и ото всех. Преж­де все­го, пото­му что глу­бин­ную боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение), по правде, рас­ска­зать труд­но, ещё и пото­му, что слу­ша­ю­щих и пони­ма­ю­щих не много. Свалился мир до плос­ко­сти, за кото­рой убий­ство жен­щи­ной вына­ши­ва­е­мо­го ею ребён­ка не счи­та­ет­ся экс­тра­ор­ди­нар­ной про­бле­мой. Такие убий­ства в мире исчис­ля­ют­ся еже­днев­но сот­ня­ми тыщ. И ухо­дят малень­кие стра­даль­цы вослед за четыр­на­дца­тью тыся­ча­ми, загуб­лен­ны­ми Иро­дом. Но Ирод чужих уби­вал, а мы-то – сво­их! И это опосля того, как нам Завет был дан и запрет. Но мы и Заве­том пре­не­брег­ли и запре­та ослушались.

Мучи­тель­ное вос­по­ми­на­ние о нерож­дён­ном ребён­ке живёт в сове­сти жен­щи­ны, совер­шив­шей аборт, и не сне­сён­ное Богу, неред­ко обо­ра­чи­ва­ет­ся её лич­ной тра­ге­ди­ей. Ино­гда мно­го лет прой­дёт, и дру­гие детки появят­ся, а слё­зы не кон­ча­ют­ся. Не кон­ча­ет­ся плач о том един­ствен­ном чаде, кому по недоб­рой воли мате­ри не дове­лось уви­деть Божий Свет и прой­ти собственный непо­вто­ри­мый жиз­нен­ный путь. Горечь утра­ты сме­ши­ва­ет­ся с мучи­тель­ной и неиз­быв­ной скор­бью и сты­дом. Чув­ство вины – так и не объ­яс­нён­ная и нераз­га­дан­ная пси­хо­ло­га­ми (а в пси­хо­ло­гии мно­гое гада­тель­да и субъ­ек­тив­но) эмо­ция – нередко ведёт к депрес­сии, стра­нахал и тре­во­гам, к утра­те смыс­ла и радо­сти жиз­ни. В пси­хо­ана­ли­зе вина – это нев­ро­ти­че­ское состо­я­ние, от кото­ро­го нуж­но изле­чить­ся, изба­вить­ся обес­це­ни­ва­ни­ем либо пере­кла­ды­ва­ни­ем её на дру­го­го, на ближ­не­го либо на внеш­ние обсто­я­тель­ства. Но для пра­во­слав­но­го пси­хо­те­ра­пев­та чув­ство вины – это память о гре­хе, это клич к духов­но­му спа­се­нию, и зада­ча тут совер­шен­но другая – посодействовать паци­ен­ту услы­шать этот клич, и, вроде бы ни было труд­но, опосля­до­вать ему.

Пси­хо­ана­лиз отри­ца­ет грех, отри­ца­ет само его суще­ство­ва­ние в душах народ­ских. Соглас­но пси­хо­ана­ли­ти­че­ской тео­рии все про­бле­мы чело­ве­ка обу­слов­ле­ны не гре­хом, а репрес­си­ро­ван­ны­ми жела­ни­я­ми, почаще сек­су­аль­ны­ми, закры­ты­ми в под­со­зна­нии (под­со­зна­ние – это огром­ный резер­ву­ар, в кото­рый «сбра­сы­ва­ют­ся» ненуж­ные либо болез­нен­ные вос­по­ми­на­ния и сек­су­аль­ные вожде­ле­ния), и поэто­му чело­век, в сущ­но­сти, не несёт ответ­ствен­ность за свои поступки.

В пра­во­слав­ной же пси­хо­те­ра­пии осо­зна­ние лич­ной ответ­ствен­но­сти – необ­хо­ди­мый шаг. Каким бы труд­ным ни было при­зна­ние того, что аборт – не рядо­вая меди­цин­ская опе­ра­ция, и ребё­нок во чре­ве – не лиш­ний орган, а новейший чело­век, жизнь кото­ро­го отда­на на волю мате­ри, – без него невоз­мож­но исце­ле­ние. Без осо­зна­ния соб­ствен­ной вины и совер­шён­но­го гре­ха нет испо­ве­ди и, зна­чит, нет пока­я­ния. А без пока­я­ния не быть может обре­те­ния надежды.

В бесе­дах с жен­щи­на­ми, стра­да­ю­щи­ми, так назы­ва­е­мым поста­борт­ным син­дро­мом, необ­хо­ди­мо, что­бы незри­мо при­сут­ство­вал тре­тий – уби­ен­ный ребё­нок. Что­бы мама гово­ри­ла не толь­ко о сво­ей боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани), но, преж­де все­го, сумел­ла состра­отдать его боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани) и его стра­да­ни­ям. О том, что ребё­нок в утро­бе чув­ству­ет боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение) уже дав­но дока­за­но. Хоро­шо извест­ный кинофильм док­то­ра Натан­со­на «Без­молв­ный вопль», сня­тый с помо­щью уль­тра­зву­ко­вой кино­съём­ки, дока­зы­ва­ет, что ребё­нок пред­чув­ству­ет угро­зу со 100­ро­ны инстру­мен­та, кото­рым про­из­во­дит­ся аборт. По мере при­бли­же­ния неудачи он 100­но­вит­ся тре­вож­нее, серд­це­би­е­ние его уча­ща­ет­ся до 150–200 уда­ров в мину­ту, он зовёт на помощь, широ­ко откры­вая ротик и дви­га­ясь всё быст­рее и резвее…

Ребё­нок, в пред­смерт­ной муке звав­ший на помощь, и мама, отка­зав­шая ему… Что­бы иску­пить это зло, нуж­ны годы молитв и покаяния.

Мари­на С., пре­рвав­шая свою первую, неже­ла­тель­ную бере­мен­ность и через несколь­ко лет решив­шая сохра­нить вто­рую, рас­ска­зы­ва­ла, что осо­зна­ние совер­шен­но­го уби­е­ния при­шло к ней толь­ко со вто­рой бере­мен­но­стью. «Со вто­рым, с желан­ным, для меня всё важ­но: каж­дое его дви­же­ние, каж­дый стук его сер­деч­ка, хоть какое его настро­е­ние. Я всё это глу­бо­ко и бла­го­го­вей­но ощу­щаю. Ощу­щаю, что живёт во мне чело­ве­чек, посто­ян­но чув­ствую его при­сут­ствие внутри себя. А с пер­вым, – гово­рит Мари­на, и глас начи­на­ет дро­нажимать, – ина­че было – я вос­при­ни­ма­ла его, как нечто, что только меша­ет мое­му соб­ствен­но­му суще­ство­ва­нию, вос­при­ни­ма­ла его, чуток ли не как угро­зу для сво­е­го бла­го­по­лу­чия. Так было. Но ведь этот и тот были мои­ми детками! Оба – мои детки… Как я посме­ла не сохра­нить пер­во­го? Как мог­ла поста­вить собственный эго­изм выше его жизни?»

Сеан­сы с пра­во­слав­ным пси­хо­те­ра­пев­том, конеч­но, могут посодействовать на пер­вом эта­пе, когда жен­щи­на толь­ко начи­на­ет находить выход из тяжё­ло­го эмо­ци­о­наль­но­го состо­я­ния. И тут важ­но уме­ние выслу­шать и состра­отдать. Но, поми­мо таковых сеан­сов, есть куда наиболее важ­ные сред­ства, куда наиболее муд­рые учи­те­ля и про­вод­ни­ки к духов­но­му про­зре­нию, и сре­ди их – молит­ва, цер­ковь, испо­ведь, покаяние.

Поче­му так важ­на молит­ва? Пото­му что в ней мама и загуб­лен­ный ребё­нок соеди­ня­ют­ся вновь. Пото­му что молит­ва мате­ри, совер­шив­шей аборт, подви­га­ет её к Богу, учит люб­ви. С молит­вой в её серд­це вхо­дит любовь к сво­е­му нерож­дён­но­му чаду.

Поче­му важ­но посе­ще­ние церк­ви? Цер­ковь обла­да­ет огром­ной глаза­ща­ю­щей силой. Бла­го­отдать, пре­бы­ва­ю­щая в хра­ме, при­под­ни­ма­ет нас над наши­ми стра­стя­ми и над всем при­хо­дя­щим, и омы­ва­ет нас от гре­хов­ной гря­зи. Мой духов­ник отец Алек­сей (Охо­тин), насто­я­тель Хра­ма Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы в Нью-Йор­ке любит напо­ми­нать нам, при­хо­жа­нам: «Мы так усерд­но моем лицо своё и руки каж­дый денек, ино­гда и по несколь­ку раз в денек, мы оде­ва­ем на себя кра­си­вую, чистую одеж­ду, а при том забы­ва­ем, что душа наша тоже загряз­ня­ет­ся и нередко смер­дит из-за того, что глаза­стить и умыть её у нас нет вре­ме­ни, либо жела­ния, либо веры недо­100­точ­но. А ведь душа – веч­ная, не то, что одежка…»

Храм – это бла­го­воз­душ­ная купель для души, купель, в кото­рой отмы­ва­ет­ся наша сует­ная грязюка, и грех 100­но­вит­ся явствен­нее и оче­вид­нее. В церк­ви, как нигде в дру­гом месте, мы осо­зна­ём, чув­ству­ем серд­цем, как гре­хов­ны и немощны.

И, конеч­но, испо­ведь. Поче­му так важ­на испо­ведь для жен­щи­ны, загу­бив­шей своё чадо в утро­бе сво­ей? Ведь Гос­подь и без того зна­ет, что в наших душах! И всё-таки при­не­сён­ное доб­ро­воль­да и изре­чён­ное перед свя­щен­ни­ком глу­бо­кое и искрен­нее рас­ка­я­ние ска­жет Богу, что мы идём к Нему по воле сво­ей, что мы сами дела­ем выбор быть с Ним и пови­нить­ся перед Ним. Гос­подь ска­зал: «Иду­ще­го ко Мне не отторг­ну». Зна­чит, Он ждёт нас – это нам решать остать­ся ли наедине со сво­ей болью (неприятного сенсорного и эмоционального переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани или описываемое в терминах такого повреждения) (а неред­ко и гор­до­стью) либо поде­лить­ся ей с Нашим Утешителем…

 – этот нескон­ча­е­мый плач – един­ствен­ный путь к прощению.

Не само­про­ще­нию, о кото­ром так мно­го гово­рят пси­хо­ло­ги, когда пыта­ют­ся от лука­во­го под­нять само­оцен­ку паци­ен­та, а истин­но­му про­ще­нию от Хри­100, кото­ро­го толь­ко и может желать, – нет, не наше эго, не наше вре­мен­ное «я», – а наша бес­смерт­ная душа. Само­оправ­да­ние, хоть и лег­че даёт­ся, име­ет крат­кий эффект, и, на самом деле, – неприятель насто­я­ще­му исце­ле­нию. Как толь­ко уле­ту­чит­ся его эйфо­рия, обо­ра­чи­ва­ет­ся оно новейшей вол­ной отча­я­ния. Ответ­ствен­ность же за совер­шён­ный грех и пока­я­ние при­ве­дут к новейшей надеж­де. И толь­ко новенькая надеж­да при­даст смысл жизни.

Вре­мя не вылечивает. Весьма нередко, к сожа­ле­нию, осо­зна­ние вины за соде­ян­ное дето­убий­ство при­хо­дит не сра­зу, и даже не через год либо два, а через мно­го лет.

У Ири­ны В., боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ной 5­де­ся­ти­лет­ней жен­щи­ны есть два­дца­ти­лет­няя дочь, а пер­вых дво­их она уни­что­жи­ла в утро­бе. Так и жила для себя годы и годы, пока не под­сту­пи­ли тяго­ты воз­рас­та и болез­ней. А сейчас вот затос­ко­ва­ла, заго­ре­ва­ла крепчал­ко, и всё снят­ся ей пер­вые двое и куда-то зовут с собой. Ири­на счи­та­ет, что и болез­ни её нынеш­ние, хро­ни­че­ские от абор­тов, и тос­ка от такого же, и то, что супруг рано ушёл из жиз­ни, и дочь совершенно от рук отби­лась. Ната­лья, дочь Ири­ны, объ­яви­ла на деньках, что «зале­те­ла», и желает сде­лать аборт. И доба­ви­ла тоном, не тер­пя­щим воз­ра­же­ний, что, дескать, нече­го слё­зы лить. «А я на коле­ни перед ней упа­ла, – гово­рит Ири­на, подав­ляя под­сту­пив­шие рыда­ния, – и всё про­си­ла не уби­вать ребён­ка. Сама выра­щу, если ты не хочешь, из послед­их сил собе­русь, а под­ни­му, толь­ко не режь его, он же жив, таковой, как и ты была когда-то! И всю прав­ду о сво­ём горе поведала…»

— Ну, и что послу­ша­лась Вас дочь? – спра­ши­ваю я.

— Не понимаю. Но как-то тише 100­ла. Дома боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ше посиживает по вече­рам. Не понимаю, как к ней под­сту­пить­ся. Одна она у меня. Цве­то­чек мой. А было бы три… три цветочка…

Гла­за у Ири­ны выцвет­шие, практически белоснежные от слёз. Да и душа, вид­но, посте­пен­но обе­ля­ет­ся, через стра­да­ние и раскаяние.

Тру­ден путь искуп­ле­ния, но без него невоз­мож­но обре­те­ние надеж­ды и люб­ви. Всту­пив­шим же на этот путь пода­ёт­ся свет и пода­ют­ся силы, они не в оди­ноч­ку идут, а ведёт их Гос­подь, Кото­рый при­звал: « Если кто желает идти за мной, отторг­ни себя, и возь­ми собственный крест, и сле­дуй за Мной» (Еван­ге­лие от Мат­фея, 16:24).

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст писал: «даже если вся наша жизнь будет хоро­ша, то всё рав­но будем иметь стро­гое нака­за­ние, если не поза­бо­тим­ся о спа­се­нии деток наших».

Кому, как не жен­щи­нам, спа­сать деток сво­их, кому, как не мате­рям, поста­вить их жизнь преж­де себя, преж­де сво­их нужд и выгод, и, если нужно, при­не­сти в жерт­ву, отторг­нуть себя.

Поста­борт­ный син­дром – это не пси­хи­че­ское забо­ле­ва­ние, но сдав­лен­ный, нео­гла­шён­ный вопль жен­ской души, ранен­ной смерт­ным гре­хом. Поэто­му и вылечивать эту рану нуж­но не толь­ко в бесе­дах с пси­хо­ло­гом, но, преж­де все­го, в обще­нии с Богом, Кото­рый Сам чист и без­гре­шен. Толь­ко перед Ним мы можем встать на коле­ни и произнести:

О авто­ре. Ната­лья Вол­ко­ва роди­лась в Алма-Ате (Казах­стан). В 1974 году окон­чи­ла Казах­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет по спе­ци­аль­но­сти «рус­ский язык и лите­ра­ту­ра». В 1997 году в Лонг-Айленд­ском уни­вер­си­те­те (США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке)) полу­чи­ла сте­пень колдуны­стра пси­хо­те­ра­пии. В насто­я­щее вре­мя живёт в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке), пси­хо­те­ра­певт Инсти­ту­та Блей­е­ра. При­хо­жан­ка хра­ма Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы в Нью-Йорке.

Уютный дом