Каких только методов не существует для укрепления детского здоровья – от лекарственной терапии до окунания младенцев в прорубь. Что избрать? Что лучше? Попробуем начать с азов. Для начала будем… ничего особенного не созодать. Это трудно. Общество требует от родителей суеты – что же все-таки это такое «спокойные родители»? У их что, нет проблем? Непорядочек.
Вы только подумайте: они разрешают ребенку питаться одной кашей по утрам. И одной картошкой по вечерам. Хоть бы котлеток нажарили! А еще у их ребенок босиком бегает под форточкой. И, видите ли, счастливы они. Бесчинство…
Новорожденный малыш с первых минут жизни начинает сигнализировать о своих потребностях. Подрастая, он будет всеми силами адаптироваться к жизненным условиям по принципу саморегуляции. Малыши все – отличные саморегуляторы. Но их родители уже изрядно пожили, насмотрелись телевизора, начитались интернета, наобщались со знакомыми. И обзавелись набором стереотипов, влияющих на все и вся. Эти стереотипы способны многое испортить. Принцип невмешательства в обеспечении здорового образа жизни ребенка – это способ, избавляющий от влияния стереотипов. Он подразумевает отсутствие паники и радикальных мер. Температуру тела при болезни можно сбить на 2 градуса, а не на 10. Если ребенок промерз, ему можно надеть одну кофточку, а не свитер с шарфом. Если ребенок нередко болеет в зимнюю пору, нужно придумама отдых, который действительно оздоравливает, а не развлекает родителей. И так дальше.
ПИТАНИЕ
Только что родившийся человечек еще не испорчен рекламой и не знает, что калоритные упаковки и привлекательные бутылочки нужно покупать, когда их расхваливают за боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шие денекги. Он не знает, что едят друзья семьи и знакомые друзей семьи, чтобы желать такого же. Его вкусовые пристрастия настроены только на природную волну, он к ней абсосвирепно готов физиологически и на генном уровне.
Хоть какой ребенок лет до 3-х — а многие и старше, если семья более-менее поддерживает здоровое питание – сигнализирует о своих едевых нуждах достаточно четко. Его сигналы напрямую указывают на потребности организма. Научно доказано, что усвоению одних питательных веществ мешает недо100ток либо избыток других веществ. Если ребенок наотрез отказывается от кефира либо говядины – скорее всего, он чувствует, что они ему кое-чем мешают на данном этапе. Зато блюда, поглощаемые им с аппетитом, очевидно приносят боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шую пользу. У ребенка-годовастика (2-ухлетки, и так дальше), который с удовольствием ест 1–2 каши, пару видов овощей и сосет грудь (получает смесь) ситуация с усвоением полезных веществ нормальная. Он избрал для себя подходящие продукты, интуитивно сообразил, что ему они полезны и нужны, а значит, витамины и макроэлементы усваиваются. В утверждении «ему обязательно нужен напиток» либо «ему необходимы еще два вида мяса и семь других овощей» нет логики, если ребенок здоров и хорошо развивается согласно возрасту.
Какие стереотипы мешают нам отрегулировать процесс питания?
Мы сами напридумывали для себя штампов, и нас волнует их невыполнение, если у ребенка сниженный аппетит. Мы кормим свои стереотипы, а не ребенка. Весьма государствно созидать, как родители, пекущиеся о здоровье нередко болеющего дитя, продолжают закармливать его бесполезным балластом. Съел ребенок что-то поджаристое, сметанно-кетчупное, политое сахарным вареньем. Ничего полезного не получил, не усвоил, животик утяжелил – все довольны, картинка сытного обеда соблюдена, все «как у людей», родители считаются неплохими.
для ребенка самой лучшей пищей остается просвора пища. Растущий организм должен получать из продуктов полезные вещества. Чем проще предложенные блюда, тем эффективнее они усваиваются. Тарелка риса с кусочком сливочного масла приведет всякую бабушку к обмороку: дескать, слишком простое блюдо. Не сытное, никакое, и вообще – так не положено! «Не положено» кем? Организм как раз будет весьма рад, и здоровья прибавится. Чего же не скажешь о употреблении риса с мясом и подливой, риса со сметаной, пережаркой, и тем наиболее кетчупом. Это всего только пример. Простой овощной суп лучше навари100го борща со сметаной. С едой жареной, химической (соусы вроде кетчупа, кисломолочные продукты со сроком годности наиболее 14 суток), жирной он только борется, 100раясь поскорее от нее избавиться с наименьшими затратами.
. История этого утверждения началась в те времена, когда продуктов было не много, а времени у матерей еще меньше. Малышей 100рались накормить не полезно, а сытно. Их бабушки, а то и матери отголодали свое, и призрак нагода при дефиците многих продуктов все еще витает над проблемой питания деток. В чем «плюс» советского прошлого – в том, что в людей крепчалко вбили постулаты о нужности здоровых продуктов и необходимости ежедневной готовки, а не житья на полуфабрикатах. В чем «минус» наступившего будущего – производители питания все обширнее используют западные рекламные технологии, и потребителю внушают, будто укрепить иммунитет можно «вареной» кисломолочкой с месячным сроком годности либо хлопьями «с витаминами».
Знаете, почему ребенку обязательно нужен напиток? Не потому, что он полезен. А чтобы мать не отдала ему растишку вме100 кефира. Некоторым детям лучше бы вовремя сдаться и испить обычный напиток вме100 подкрашенной «вареной» водички. Знаете, почему детям опосля 1,5–2 лет можно пробовать взрослые кисломолочные продукты? Не потому, что взрослый творог либо ряженка полезнее детских. А чтобы мать не сунула химический творожок. Только за сиим. Чтобы маму не закодировали рекламные песнопения, и она не вкладывала денекги в развитие убийства нормальной полезной пищи.
мудрый ребенок, которому не сбили природную интуицию в выборе пищи, прекрасно саморегулируется (исключая естественную тягу к «запретным» сладостям). Когда он болеет, то чувствует, что организму нужны силы для борьбы с вирусом – и пере100ет есть. Когда ему жарко, он предпочитает сочную и колоритную пищу. Когда какая-либо пища может принести ему неприятности – он отказывается от нее… и так дальше. Принцип саморегулирования, присутствующий у всех деток без исключения, нужно уванажимать и уметь слушать. Мы не способен перевести деток на кристально незапятнанное питание. Зато мы можем максимально глазастить то, что еще не успели испортить производители.
КУПАНИЕ
Идеальная температура воды для купания ребенка любого возраста: 28–32°С. Проверяйте воду не кистью руки, а локтем, либо погрузите руку поглубже. То, что для кисти руки холодно/жарко, для тела – совершенно иначе. Дальше следим за реакциями ребенка. Если он не протестует, ему хорошо – значит, в следующий раз сделаем воду на градус прохладнее. Если ребенок в воде слишком спокоен, расслаблен – скорее всего, ванна чересчур теплая, она его «усыпляет». Можно ковшиком добавить прохладную. Ребенок должен двигаться: при движении в воде кровь (внутренняя среда организма, образованная жидкой соединительной тканью. Состоит из плазмы и форменных элементов: клеток лейкоцитов и постклеточных структур: эритроцитов и тромбоцитов) активно насыщается биологически активными веществами. Для этого новорожденных сразу отправляют в плавание в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шой ванне. Перед тем, как вытащить ребенка, обливаем его прохладной водой – и сразу заворачиваем в махровое полотенце либо надеваем махровый халатик.
. Если бабушка для вас говорит, что вы мучаете и морозите ребенка, это означает, что бабушка уже 100ренькая, и ей в принципе всегда холодно. К ощущениям ребенка ее советы не имеют отношения. Если малышу холодно, он никогда не будет дескатьчать! Он заплачет, будет беспокойным. Инстинкт самосохранения никто не отменял. В этом случае воду делаем потеплее на пару градусов. Детям постарше горячая ванна и совсем в тягость – она не оздоравливает, и опосля нее можно весьма глупо захворать.
раньше нас учили, что ребенок может простудиться опосля ванны, если будет резкий перепад температур. Что мы сделали: как раз не создали этого перепада. Теплая вода, теплый воздух в квартире – перепада нет. И болеют, все-же, от инфекций, а не от прохлады. Представьте, КАК нужно заморозить ребенка, чтобы он заболел опосля ванной. Вы точно такого не допустите. Нагова без шапочки тоже не «простудится» (очередной ужас пожилых родственников), ведь она не была в горячей воде и не перегрелась, и инфекция в нее не попкала. Допустим, вы привыкли купать ребенка в горячей воде. С каждым опослядующим купанием охлаждайте воду: опускайте малыша в привычную воду и постепенно толикивайте из ковшика прохладную. При болезнях купать тоже можно. Нельзя создавать резкие перепады температур, другими словами вода должна быть комфортной, но не горячей и не холодной. Если у ребенка повышенная температура – вода слегка охлаждает тело, ни в коем случае не перегревает. При кишечных болезнях купание особенно полезно, оно помогает выводить токсины и спасает от обезвоживания, потому что вода всасывается кожей.
ПОГОДА В ДОМЕ
Температура воздуха в квартире должна быть не выше +22°С, а лучше +20°С. Мы помним, что бактерии и вирусы обожают теплую среду. Поэтому необходимо поддерживать дома комфортную прохладу и увлажнять воздух. Также весьма важны регулярные проветривания, они гонят вредных микробов прочь. Типичный предрассудок в связи с улучшенной погодой дома: «Ребенку вредно быть на холодном полу, он простудится!» Снова повторяем: болеют от инфекций. Не от эфемерного холода. У ребенка малый вес, он не давит на пол до таковой степени, чтобы холод пола отнимал у него здоровье. Это взрослые чувствуют прохладу своим грузом, к тому же, практически у всех взрослых имеются хронические очаги (ухо-горло-нос, почки), которые мгновенно реагируют на охлаждение. Поэтому нельзя судить деток по для себя. Второй и весьма важный момент: взрослые люди умело, я бы даже сказала — профессионально концентрируются на дискомфорте, мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) принимает сигналы паники, хронические болячки услужливо обостряются, хотелось им этого либо нет. ДЕТИ ДУМАЮТ О ДРУГОМ! Ребенок, играющий на полу, занят игрушками. И не мешайте ему. Болеет тот, кто думает о болезни, страхе, холоде. Ребенок спокоен за собственный организм на холодном полу.
система гармоничного закаливания водой и воздухом подразумевает, что вы постепенно приучаете ребенка к низким температурам и не мешаете ему чувствовать себя прекрасно. Для этого, как с капусты, листок за листком, понижаем градусы. До абсурда доходить не нужно, как и не нужно концентрировать внимание ребенка на своих действиях, дергая его вопросами «ты не промерз» либо постоянно его ощупывая. Ребенок всегда подаст сигнал, если ему 100нет дискомфортно: он будет беспокоен, заплачет, его конечности 100нут ощутимо холодными. В этом случае мы про100 закрываем форточку, надеваем носочки — и никакой паники.
ВОЗДУШНЫЕ ВАННЫ
Бытует мнение, что новорожденного младенца нужно укрывать потеплее, потому что он долгое время провел в животе матери и привык к теплу. Как раз потому его приучают к прохладе. С точки зрения логики непонятно, для чего поддерживать у ребенка иллюзию, будто он все еще внутри. Наоборот, ему нужно побыстрее адаптироваться к перепадам температур, чтобы не простунажиматься от ветерка и нормально пережить холодное время года. Что интересно, те же советчики, которые укоряют молодую маму за «намеренное замораживание» ребенка и защищают пеленки, как символ нахождения в утробе, позже будут настойчиво рекомендовать «отдать ему прокричаться», «не приучать к рукам» и так дальше, хотя если уж поддерживать иллюзию «я внутри», так и на всю катушку! – почему нет?
оставить новорожденного, ну и про100 маленького ребенка без одежды бывает сложно по психологическим причинам. Маме всегда желается защитить свое дитя, а одежда выступает в виде преграды от жестокого мира. Защитить маленькую нагову чепчиком, завернуть в пеленку, обязательно надеть бессмысленные носочки. Упаковать (и хорошо бы вернуть вспять вовнутрь себя). Попробуйте оставить ребенка в одном памперсе и наблюдайте за его ощущениями. Если кожа теплая, настроение хорошейке, конечности не ледяные – значит, все в порядке. Если для вас кажется, что ему все-же холодно – наденьте один х/б слой одежды. Таковой же подход практикуем и к старшим детям, снимая ненужные слои одежды. Ребенок может промерзнуть при температуре +20°С только в том случае, если его заранее приучили ее бояться. Но почаще всего малыши о этом не думают.
В период сна кожа должна дышать, все органы отдыхают. Достаточно укрыть младенца фланелевой пеленкой либо махровым полотенцем, ему снова же не нужны пледы и байковые одеяла. Ребенок постарше сам покажет, как он желает спать: распахиваясь либо закутываясь. Ребенка распахивающегося оставляем в покое – не болеет? значит, все в порядке. Если в спальной ощутимый холод, купите малышу несколько ярчайших пижам. Попробуйте закрывать его одним покрывалом – одеяло скинуть легче. Если малыш любит закутаться – навряд ли ему холодно, скорее, это поиск психологического комфорта «я в домике». Пусть кутается, только пижаму не забудьте отменить.
ПРОГУЛКИ И ОДЕЖДА
Раньше принцип одевания маленьких деток подразумевал образ шара. Сейчас родители учатся не одевать ребенка, а раздевать. Для этого нужно преодолеть психологические барьеры и качественно противо100ять мнениям со 100роны. Огромное есличество одежды надевается на деток только потому, что «так принято», а не для согревания.
: снова уместенок образ капусты «листок за листком». Если ребенку еще нет года, а на дворе зима (холодная весна), и вы еще толком не поняли, как его одеть, чтобы не перекутать, попробуйте провести следующий эксперимент. Замените шерстяной костюмчикчик костюмом х/б. Погуляйте, как обычно. Дома пощупайте ребенку спину, плечи, запястья, коленки. Если температура тела удовлетворительная (теплая), шерстяной костюмчик отменяйте. Точно также методом раздевания проверуйте, нужны ли ребенку носки, чепчик под шерстяной шапкой, капюшон на шапке, плед — и так дальше. Вы можете получить ошеломительные результаты, узнав, что вся эта амуниция ему совсем не требовалась. Она была нужна только маме для декорации. Точно также «листок за листком» освобождайте от лишней одежды ходячего ребенка. Попробуйте не одевать ему носочки, лишние штаны «потому что нужно» либо капюшон «потому что, вроде бы, ветер».
ОТДЫХ
Когда-то отпуск на юге считался престижным и желанным. Жизнь была рутинная, развлечений не много. Все жили клиноктой о лете и возможностях куда-то уехать. Сейчас все боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше людей, озабоченных здоровьем деток, снимают на лето домик в пригороде. Также качественным вариантом можно считать южный отдых вдали от городов в поселках с полупустынными пляжами. Отпуск за границей относится к декоративным методам снятия симптомов усталости и укреплению не здоровья, но собственного престижа. Симптомы болезней тоже можно снять – например, если у ребенка перед поездкой насморк и кашель, они, скорее всего, быстро пройдут на морском побережье. Но в целом на иммунитет пребывание на море от 1 до 3 недель оказывает слабое влияние. Этого не много. Хорошо, если пляжный отдых происходит в местности, где нет мегаполисов, да и в этом случае желательно соблюотдать условия: отпуск не наименее 3-х недель, не одичавшая жара, не питание заменителями.
Для качественной «вентиляции» иммунитета необходимо, чтобы ребенок побыл в экологически незапятнанных условиях (ну, хотя бы в некий степени незапятнанных) вдали от городов и боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шого скопления людей не наименее месяца. Все остальное в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шей степени самооман. Либо назовем это сменой обстановки. Ребенок все также может подцепить вирусы в толпе и даже понизить сопротивляемость организма за счет жары и неправильного питания (на отдыхе всегда боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше сладостей и перехваченных «кусков»). Нередко бывает, что, побывав на «морях», болеют еще боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше. К примеру, спортсмены выезжают на сборы в другую страну за две недели, чтобы успеть адаптироваться. Часты высказывания: «побывали на юге, никакой адаптации у ребенка не было!» — это неверно. Адаптация все естьгда. В том числе и реакклиматизация – обратное привыкание к родному климату. Итоги неправильного отдыха (например, недельная поездка из зимы в лето) проявляются не сразу, а постепенно. И не всегда они касаются физического здоровья: ребенок может получить психологическую травокму, «вдруг» стать капризным, неуправляемым.
Но, само собой, есть малыши, которым даже 2-ухнедельная поездка на море помогает избавиться от проблем. Есть малыши, которые замечательно переносят перепады температур, и так дальше – нельзя однозначно утверожидать, что всем нужно только в леса и никуда больше.
: истинный отдых во славу укрепления иммунитета, желаемый для каждого ребенка, он, к сожалению, для родителей весьма скучен. Это жизнь за городом (на даче, в деревне либо на базе отдыха) вдалеке от городских токсинов. Во имя оздоровления родители увозят деток в заграничные моря, но такие поездки являются временными отдушинами, опосля их ребенку все равно придется около года жить в родных уральских условиях. Поэтому наиболее мягкое и точное оздоровление, все-же, связано со своей местностью, как генетически приятной – но незапятанной. Без жары, многонародности, со здоровым «дачным» питанием. Цитата из доктора Комаровского:
ЛЕЧЕНИЕ
Самое распространенное мнение, коим пытаются давить на родителей, это «если не давать лекарства – значит, ничего не созодать». А «хорошие хлопотливые» родители, дескать, обязаны что-то созодать. «Что-то созодать» равно лекарствам. Если не дают лекарства, значит, «плохие» родители. Но искусство «ничегонеделанья» гораздо сложнее, чем спасительные таблетки. Оно подразумевает следующие пункты:
• чувствовать потребности своего ребенка, не проецируя на него собственные ощущения, а также ощущения и видения остальных родственников;
• вовремя изучать современную информацию о лекарственных методах лечения и самых нередких детских болячках, не перекладывая всю ответственность на докторов;
• помнить, что все лекарства без исключений вредны для маленьких деток, если они применяются без учета индивидуальной ситуации и без совета доктора;
• быть свободными от страхов в связи с детскими болезнями. Не мыслить, что они «навсегда» и «закончатся плохо»;
• найти врача, которому желается доверять.
Допустим, ребенок заболел ОРВИ. Иммунитет борется с вирусом, и здесь начинается самое интересное: подавление борьбы иммунитета лекарственными препаратами, выписанными «по форуму», по совету, по рекламе – либо недобросовестным врачом, применяющим ко всем детским болезням один и этот же список. Как правило, ребенок сам подсказывает – как и в случае с питанием – как его вылечивать, и нужно ли. Малыши вообще весьма многому могут обучить, если к ним внимательнее присматриваться, прислушиваться. Отказывается от пищи – прекрасно, значит, чувствует, что организму нужны силы для борьбы с болезнью, а не для переваривания еды. Главное, чтобы не отказывался от воды. Весело скачет при температуре 38,5 – значит, организм пока совладевает.
От всего уберечь невозможно. Жизнь не везется по запрограммированному сценарию, она то и дело подсовывает различные «вдруг». Родители не всегда могут на 100 процентов предугаотдать, предупредить, вылечить. Зато в их силах – не мешать. И знать, что хорошие родители – это не те, которые выкидывают «для счастья ребенка» многие тысячи, изображают невероятную суету при болезнях, закупают лекарства либо показательно кидают деток в прорубь – короче, создают некоторую картинку бурной деятельности. Хорошие родители веруют в недюжинный потенциал своей материнской и отцовской интуиции, веруют в возможности тела, все еще неразгаданные наукой. И спокойно без фанатизма глазащают жизнь ребенка от суррогатов, химии, биодобавок, перегрева, лишней пищи, собственных нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон)ных болезней и семейных скандалов.