Оглавление
Наш век заставляет человека быть наиболее скоростным и многозадачным. Чтобы ничего не запамятовать, всё успеть и быть спокойным, нужно овладеть инструментами планирования… Либо всё-таки не нужно? Разобраться в этом нам посодействовал Олег Васильчук – профессиональный психолог, консультант компании “Неформально”, член общественного движения “Лига Время”.
Планирование – свойство человека
– Насколько современному человеку нужно планирование?
– Я бы так сказал, что для меня в принципе такого вопроса не 100ит. Наше с вами сознание и мироощущение включает в себя прошлое, настоящее и будущее. Мы это время субъективно выделяем. И потому что в сознании у нас это время выделяется, а мы еще обладаем мышлением и волей, то не можем не планировать, потому что это про100 собственныйство человека. Планирование органично присуще человеку, поэтому нельзя так поставить вопросец: нужно оно либо не нужно. Мы это делаем. Кто-то делает это лучше; кто-то делает это ужаснее; кто-то делает это техничнее и методичнее; а кто-то это делает как-то по наитию.
– Другими словами вопросец в методике, как происходит это планирование – в нагове или на бумаге?
– Да, вопросец в эргономике, в удобстве, в точности, в эффективности, в эстетичности того, как происходит ваше планирование.
– Для чего же тогда необходимо овладевать умениями, какими-то методиками планирования, если это настолько органично, как Вы говорите? Для чего же нужно этому обучаться?
– Не нужно учиться планированию тем, у кого нет таковой потребности. Таковая потребность возникает, когда есличество ваших задач, дел и планов, которые нужно сделать, превышает ваши естественные какие-то интуиции, которые помогают для вас планировать. Тогда и нужно некое дополнительное средство. Вот есть мода на ТМ (тайм-менеджмент), например, но он не многим подходит. Люди, которые применяют ТМ, быстро его схватывают и не мучают себя, а сразу начинают созодать – это те люди, которые про100 иначе не смогут сделать тот объем, который они желают воплотить.
Это вопросец про необходимость и мотивацию: почему нужно; нужно ли либо не нужно; и когда нужно. На мой взор, иногда это не нужно. Но в некий момент 100новится необходимым, и методики легко подбираются.
– 100ит ли учитывать индивидуальные особенности при выборе каких-либо методов, инструментов для планирования?
– Я бы тут сказал, что это встречное движение, как две 100роны. Это как учёба какому-то искусству, например, музыке, другими словами обучение такому сложному навыку. Есть некоторые уже выверенные системы, помогающие планировать, а есть действительно какие-то вкусы и удобства человека. Здесь нужно найти баланс между тем, чтобы совершить некоторое усилие над собой и встроиться в существующую форму, другими словами некоторые дисциплины провести, на протяжении какого-то времени практиковать рекомендованный прием для того, чтобы им овладеть. Как в музыке: вы играете гаммы для того, чтобы позже играться легко. Это некоторый труд, это насилие над собой небольшое, с точки зрения овладения техникой.
С другой 100роны, действительно, я на встречах клуба и в работе встречаюсь с тем, что люди читают книги по ТМ, их много, в их описывается какая-то другая методика, они ее пробуют, мучаются, пробуют снова, позже снова бросают. Когда мы разбираемся, дальше индивидуальный пошив начинается. Другими словами действительно важно подбирать по одному, пробовать одно, другое… Я думаю, что это встречное движение. И вот тут будет какая-то калибровка ваших индивидуальных способностей. Быть может, можно сделать рекомендации методик планирования в зависимости от характера человека, но я таковых не встречал. Мне кажется, они не нужны. Потому что это в опыте, в курсе практики планирования приходит. Это в целом не про планирование организационное, например, проекты какого-то производства, а это про планирование личное.
«Съешь лягушку днем»
– Есть ли какие-то правила, рекомендации общие по планированию денька, месяца, всем ли нужно это созодать, либо, допустим, кому-то только денек, кому-то только месяц, кому-то на год необходимо?
– Моя деятельность сформировалась за последние несколько лет, либо около 10 лет, в так называемой русской школе ТМ. Организация живет в виде клубов, где люди приходят и делятся друг с другом опытом планирования, главный ее вдохновитель Глеб Архангельский. Поэтому мои рекомендации будут на нём основаны.
Важно освоить , потому что план денька и вообще денек – это самая таковая минимальная единица нашей жизни. И если вы хорошо владеете планом денька, то для вас легче будет планировать на наиболее далекие периоды, потому что вы в этом плане денька научаетесь воплощать те планы, которые впереди себя ставите.
В чём тут аспект. Если вы говорите, что «ну я в нагове понимаю, что мне этогоденька нужно вот это, вот это, вот это» – это не план денька. План денька – это некоторый зафиксированный на каком-то носителе документ – на бумаге, в приложении, в календаре, на записочке, в ежедневнике, и он должен быть. Второй пункт. План денька должен быть в одном месте. Это значит, если у вас есть какие-то дела, которые нужно сделать, встречи, либо какие-то поездки, передвижения по городу – все, что будет в течение денька, должно быть на одном носителе, чтобы вы это могли визуально охватить взглядом, и в разных местах не находить. Если у вас задачи разбросаны на разных стикерах и листочках – конечно, я понимаю, что они могут на 100ле лежать, и вы их видите все впереди себя, но в целом это тоже считается неудобной рекомендацией. Здорово, когда это один лист либо список дел.
Разные виды задач, встречи либо дела тоже должны быть собраны в одном месте. Нужно ещё отметить, что план денька – это то, что помогает нам управлять и фокусировать наше внимание. На самом деле, мы не много на что можем повлиять, но есть то, на что мы можем влиять в нашей внутренней жизни. И план денька помогает нам удерживать внимание на важных для нас делах. Соответственно само. Первый шаг – это удерживать внимание на важных вещах.
В ТМ есть рекомендованная форма, как удобно вести план денька. Это называется «матрица жесткого и погибплкого планирования». Я прокомментирую, из чего же она состоит, тогда и будет понятно, что там зафиксировано, и что значит, когда план денька в одном месте находится. Это так называемая «пустографка планирования», она брендирована общественным движением «Лига Время», но есть и в книжках. Главное, это структуру осознать.
Многие люди, когда желают заняться ТМ, планированием, думают, что они должны вначале цель правильно поставить, желается боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ший промежуток своей жизни охватить. Но начинается все именно с такого ежедневного планирования. Если в течение денька вы обучились свое время балансировать, распределять, то у вас есть внутренняя уверенность, что далекие планы – на неделю, на месяц, на год – вы сможете осуществить, потому что в течение денька вы делаете то, что желайте создать.
Я прокомментирую, как устроена эта табличка, и рекомендую для вас, например, в течение недели-двух попробовать ее заполнять и этот инструмент как-то освоить. Первый принцип – это таковая очевидная российская особенность ТМ. Зарубежный ТМ предлагает привязывать дела, которые нужно сделать, к конкретному времени. Пишет руководство, что мы должны знать, что вы в 11:00 сделаете вот это, в 12:00 вы сделаете вот это, и так дальше.
Тут предлагается другая система: вы ко времени привязываете только те дела, которые к этому времени точно должны произойти. Обычно это встречи, поездки, переговоры, отвести ребёнка в садик, в школу, встреча с учителем, с коллегами, обед помечают, чтобы про него не запамятовать и вовремя на перерыв прийти и режим труну и отдыха соблюотдать. А справа «погибплкие задачи». Это те задачи, которые нужно в принципе созодать в течение денька, вы их сюда записываете и вычеркиваете, либо отмечаете, что они выполнены. Вот это первый таковой фокус внимания.
Вверху данной для нас таблицы есть три строки. Они тоже обозначают некоторые зоны внимания, но разные. обозначает главное дело денька. Это первый фокус – то, что нужно сделать обязательно. Сюда попкадают дела из 2-ух категорий.
Первая категория дел “точно сделать”, “срочно”, “важно” и “умри, но сделай…” – это прямо высший ценность.
Вторая категория дел – для планирования долгосрочных целей используется инструмент «стратегическая картонка», и там зафиксированы долгие цели. В планировании денька вот эту строчку используют для того, чтобы некий шаг из ваших долгосрочных целей этогоденька осуществить. Другими словами, повторюсь, или это срочное, важное, горящее или это шаг в 100рону вашей некий долгосрочной цели.
Следующая – это маленькое неприятное дело, которое вы постоянно откладываете. Единственный способ с ним разобраться – это его сделать. И есть таковая фишка «съешь лягушку днем» – мелкое неприятное дело, нужно его изобразить как лягушку, и про100 взять и сделать чуток ли ни первым делом, и вы себя почувствуете легче. Через 2 недели вы обнаружите, что все ваши завалы откладываемых дел освободились, жизнь 100новится легче, потому что дела, которые мы не сделали, они кое-где на подсознании висят и отравляют нам жизнь. Они в памяти, в фокусе внимания присутствуют, но мы знаем, что еще вот это и это нужно сделать. Рекомендуется их все-же раз в денек созодать, по одной маленькой неприятной задачке.
И наконец, третья строчка – нарисован . Есть так называемый тип задачи «задача-слон», это таковая задача, которую нельзя сделать за один присест. Написать книжку, диссертацию, курсовую, доклад, выучить правила дорожного движения, изучить иногосударствный язык. Вот для таковых задач рекомендуется разделить их на “кусочки-бифштексы”, и каждый денек съеотдать по такому бифштексу, выполняя часть боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шой и сложной задачи. Желательно, чтобы одновременно таковых задач у вас была одна либо две, не боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше. Сложно, когда их много. Третья строчка предназначена для того, чтобы вы постепенно боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шие задачи закрывали, решали и результат получали.
Внизу 100ят. И есть ещё два раздела. – это техника «мемуарник». Туда нужно записать главное событие денька. Желательно то, что было не запланировано, но при каких-либо обстоятельствах с нами произошло. Быть может, вы планировали какую-то задачу важную и ее сделали: например, наконец-то я велосипед купил. Желал велосипед приобрести, давно выбирал, и вот этогоденька, наконец, купил и поехал кататься. Поехал кататься – это внешнее обстоятельство приятное; а купил велосипед – то, что желал, я сделал. Мемуарник – это моя обожаймая техника в ТМ. Он важен потому, что нередко время как песок через пальцы просыпается, мы не можем вспомнить, что было вчера, позавчера. Если у нас рутинная жизнь, работа, кабинет, то весьма сложно различить один денек от другого.
Мемуарник позволяет каждый денек сделать уникальным, а в конце года у вас получится главное дело месяца, главное дело года. У меня это выглядит как 52 строчки, где я выбираю из недели самое колоритное событие и записываю отдельно в страницу ежедневника. И возникает таковая колоритная фактурная картина того, как прошёл год. А на основании этих событий, которые в течение года вы выделяли, собирали, можно сделать некоторые выводы и гипотезы о ваших личных ценностях. Например, многие ваши события связаны со встречами с друзьями. Очевидно, что друзья вам это значительная ценность, и планируя следующий год, можно про100 произвольно сделать на этом фокус внимания, планировать какие-то совместные поездки, походы, гостей приглашать, и так дальше. Быть может, вы радуетесь каким-то особым достижениям – например, какие-то спортивные либо карьерные радости вам являются ценными. Поэтому следующий год можно планировать с учетом таковой мини личной аналитики.
Альтернативный мемуарник – это 5буки. Вы, наверное, знаете, что есть таковой ежедневник, где на одной странице один денек года, но там несколько строчек, и вы можете созидать, что вы сделали в тот же денек в прошлом году, в позапрошлом году – вот таковой способ сжатого дневника. На самом деле мемуарник – это способ сжатого дневника.
Строка , это называется в ТМ «техника промежуточной радости», когда вы заранее планируете какую-то приятную себе активность, промежуточную удовлетворенность. Можно это про100 так созодать, но почаще всего это привязывают к выполнению какого-то сложного дела либо к хорошему такому закрытию бифштекса. Промежуточные радости могут быть весьма различные.
Например, пророкотка в парке для кого-либо промежуточная удовлетворенность, поездка на велосипеде, посидеть ночкой, чего-нибудть пописать, а не ложиться спать. Я клиническая сова. Вчера с коллегой сошлись на том, что самые лучшие вещи, которые мы когда-либо придумали, ночкой были сделаны, опосля полуночи, потому что тихо, спокойно, никого нет, никто не отвлекает, сидишь, приходит творческое вдохновение и какой-либо проект делаешь, либо пишешь какой-либо текст. Вот у меня была записана в одном из дней промежуточная удовлетворенность – это посидеть за клавиатурой за полночь (то есть темное время суток), что-то поделать.
Мороженое поесть – промежуточная удовлетворенность. У одного знакомого была промежуточная удовлетворенность: когда он что-то такое важное сделал, двигался в ГУМ и ел там мороженое. ГУМ и мороженое погружало его во время детства. И в целом нам собственныйственно себя укорять, а не благодарить.
Я так подробно рассказал про эту технологию, потому что она, на мой взор, довольно полная, и требует некий выдержки, чтобы ее освоить и по ней работать. Я не пользуюсь именно данной для нас табличкой, я пользуюсь обычным ежедневником, где про100 на листах делаю такое разделение: слева, справа, сверху, и там это записываю. Планирование денька обеспечивает для вас силы, способности и возможности для обеспечения долгосрочного планирования.
У нас есть этот один денек
– Мы знаем, что Господь нам дает только этогодняшний денек. Некоторые не лицезреют смысла в планировании, особенно долгосрочном, когда начинается привязка ко времени. Кому-то проще про100 записывать список дел. Будет ли считаться планированием этот список дел?
– Я думаю, что список дел – это одна из версий плана. Да, это простейшая минимальная версия плана. Если вы пишете списки дел – пишите, это хорошо. Если вам этого достаточно, хорошо. Если у вас кроме дел, еще есть и встречи, вы можете записать эту встречу в список дел – «встретиться с Колей». Но удобно ее еще ко времени привязать, и здесь появляется вторая колонка, как в таблице, которую я показал.
По поводу долгосрочного планирования есть некоторые рекомендации, но отвечая на ваш вопросец 100ит либо нет – у меня в этом году дочка идет в первый класс. Как ни государствно, у меня есть план на 11 лет вперед. Есть учебный план, и мы можем взять и посмотреть, что она будет изучать во втором, третьем, 5-ом классе, что у нее будет на выпускном, как она будет сдавать ГИА и ЕГЭ.
Конечно, все может измениться, но если это изменится, про100 поменяется план. Мы не можем не планировать, я в самом начале говорил, что так устроено наше сознание. У вас висит на стенке календарь, и когда вы смотрите на некий месяц, вы видите число, которое является датой вашего денька рождения. Сама дата ничего не значит, но денек рождения вам что-то значит, он будет через несколько месяцев, и вы волей-неволей будете мыслить, как его отмечать. Вы можете подумама и оставить; можете список гостей написать; можете вспомнить, как вы предыдущие деньки рождения встречали и как встретить в этом году для вас бы хотелось. Вы уже планируете. Кто-то это делает про100 наиболее методичда и составляет список гостей, либо заранее планирует поездку куда-то. А кто-то это делает наименее методично, и начинает суетиться за неделю до того, как у него этот праздник наступает.
Тут для меня нет противоречий с тем, что все, что угодно может завтра произойти. Действительно у нас есть этот один денек, который нужно прожить так, чтобы мы могли произнести вечерние молитвы.
– Что созодать, чтобы избенажимать разочарования от невыполненных планов? Я понимаю людей, которые терпеть не могут списки дел, терпеть не могут планирование именно потому, что если не выполнен хотя бы один пункт, это приводит к самоедству, самокопанию.
– Я бы сказал, что такие эмоции, реакции человека на то, что у него происходит в планировании, к самому планированию отношения не имеют. Планы меняются, мир меняется ежедневно, и конечно, что-то состоится, что-то не состоится. Лучше создавать какие-то островки прочности и снинажимать степень определенности, создавая план. Чем боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше вы создаете план, тем боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше у вас появляется опыта в том, как он погибплко меняется. Другими словами для вас легче поменять эти планы, подстраивать их, сдвигать. Да, вы запланировали сделать это днем, у вас 15 встреч утром, но вы чувствуете, что вы все равно не успеете эти задачи сделать. Тогда вы ищете какие-то другие способы, либо делегируете это. Делегирование – это отдельная тема.
А по поводу того, что «если я запланировал, это для меня сковывающие какие-то рамки, лучше не давать никому обещаний, и лучше я не буду планировать» – это тема эмоций и впечатлений человека по поводу планирования. Если перекрестных дел много и человек их не напишет, он не сможет их в нагове удернажимать. Но если ваша жизнь для вас позволяет не планировать, и у вас нет пожеланий что-то изменить – не планируйте.
Я буквально недавно прочитал книгу и весьма ей благодарен «Конец эпохи self-help: Как перестать себя совершенствовать». Создатель описывает, что есть некоторый тренд сейчас глобальный антропологический, эпохи ускорения, эпохи саморазвития, что нужно бежать, спешить, и это в некотором образе насилие. Мы смотрим телевизор, читаем книги, что люди успешные планируют, успевают. Фуррор-везде и нужно обязательно что-то там планировать. Думаю, это необязательно. Повторюсь, планирование – это естественное собственныйство нашего сознания, а методичность необходимых техник – это ответ на задачу либо проблему, когда ваши дела 100новятся боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше, чем объем оперативной памяти, и для вас нужно их как-то структурировать. И тут появляется решение на этот счет. Если же у вас нет таковой потребности, то само решение планировать ни к чему не приведёт. Вы будете говорить «как здорово, я веду ежедневник, у меня там три дела записано, вот сколько я бумаги потратил», а весь остальной лист пустой. Кстати, у людей вид пустой бумаги тоже вызывает огорчение, и по данной для нас причине они бросают планирование. Получается, например, что в моем ежедневнике есть от 22 до 25 строчек, а заняты только 3 – а остальные свободны, и это демотивирует – «не буду планировать». Бывают и такие люди.
– Личные наблюдения: это ещё все-же зависит от того, в которой ты тетрадке планируешь. От ежедневника много зависит?
– Для меня весьма. У меня есть обожаймая фирма, оранжевый ежедневник с желтой бумагой. Я покупаю именно этот – именно этого цвета, на таковой бумаге, как будто с одним и этим же ежедневником хожу. А есть, например, этот же самый ежедневник по методике Глеба Архангельского, он издается в типографском виде. Я пробовал – мне не нравится. Кому-то нравятся эти отдельные пустографки, потому что их удобно носить, подшивать, они легкие, свернул-развернул, зачеркнул, в карман положил. Кто-то электронные устройства использует. Дело вкуса. Главное подход, а не какие вы устройства используете. Нужно их иметь и уметь комбинировать. Иногда, когда я в дороге, то пишу список дел в телефоне, а когда планирую, переношу их в ежедневник. При переносе, выписывании формулировки, может измениться некое слово, и это слово может повлиять на выполнение. Если мне нужно, чтобы у меня были незапятнанные рубашки, я могу написать «постирать рубашки»; а могу написать «отнести их в химчистку», либо могу попросить кого-либо отнести в химчистку эти рубашки. Результат будет один и этот же – незапятнанная одежда, но способ, время и 100имость данной для нас задачи будет разная. Поэтому если кто-то будет делегировать это, то покажется, что у меня время освободилось. А если, например химчистка, то нужно будет забирать, и нужно будет гладить. Другими словами я пишу и понимаю, что это разные пути решения.
Время, данное нам, а не наше
– “Разрушились ли планы твои, поник ли ты душою и утомился – От Меня это было. Ты создавал для себя свои планы и принес их Мне, чтобы я благословил их. Но Я желаю, чтобы ты предо100вил Мне распорянажиматься обстоятельствами твоей жизни, тогда и ответственность за все будет на Мне, ибо слишком тяжело тебе это, и ты один не можешь справиться с ними, потому что ты только орудие, а не действующее лицо.” (св. Серафим Вырицкий “От меня это было”)
Насколько необходимо верующим людям облаотдать навыками, умениями планирования, насколько это важда и 100ит ли?
– Человек быть может верующий, быть может неверующий, но у него есть сознание, которое выделяет прошлое, настоящее и будущее, у него есть мышление и воля, которая обладает планированием.
Есть в сознании, мироощущении, мировоззрении некоторое особое отношение к каким-то явлениям. У верующих людей особое отношение ко времени. И это не отменяет планирование, а помогает занять внутри такую позицию, как к времени, данному нам, а не нашему. И явления, которые с нами происходят, не поток случайных событий, а личные персонифицированные, имеющие смысл. Тогда и вопросец не в том, планируем ли мы либо не планируем, а вопросец, как мы поступаем с нашим делом, как мы с ним обращаемся. Я думаю, что главный смысл в этом.
Я давно читал житие преподобного Серафима, он в своей мирской жизни был успешным предпринимателем. Я думаю, он бы нас весьма хорошо обучил планированию. Лучше, чем я сейчас рассказываю, и даже лучше, чем в книжках по ТМ. Вывод таковой, что у верующего человека есть другая установка по отношению ко времени и делам, и она наиболее ответственная.
– Быть может, можно сказать, что все в руках Божьих, и для чего переживать из-за того, что я не сумел создать?
– Быть может. У меня есть план на неделю, и я зеленым зачеркиваю то, что я делаю, а красным то, что я не делаю, переношу на следующий денек… Мое внутреннее самоощущение в конце денька – сделал я все, что сумел либо не сделал? Почаще всего, у меня скорее ощущение выполненных задач, даже если много невыполненных. Нередко возникают в процессе работы задачи совершенно не запланированные. У меня не возникает таковых трудностей, что вот я что-то не сделал. Не сделал – сделаю; а если что-то нужно сделать точно, то я это точно сделаю. Не вижу тут никакой проблемы. Мне кажется, что это не связано с планированием, это лежит в другой плоскости. Это таковая боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше работа психологического консультирования, а не организационного такого коучинга и планирования.
“Если б я не начал в институте планировать, не понимаю, вроде бы я его закончил…”
– Как давно Вы начали вести собственный дневник планирования и чем это лично Для вас посодействовало?
– Я бы несколько таковых моментов обозначил. Во-первых, в школе я нормально вел дневник, у меня не было отношения к этому как к планированию, но это в каком-то смысле было реальное планирование. Во-вторых, в средней школе у меня был собственно изобретенный стиль: листочки так называемого «контекстного планирования» – сгруппированные задачи по разным категориям дел. Они у меня перед глазами на рабочем 100ле всегда висели, и я знал, что созодать.
Главным стартовым моментом к подходу к системному планированию был инстиздесь, и то, что на втором курсе института я прочитал книгу Глеба Архангельского «Организация времени». Это его монография, написанная по результатам его диссертации, сложная и интересная книга. Там весьма много оценок теории решения организационных задач, системной деятельности, методологии. Весьма классная книжка, она для меня про100 открыла целый мир мыслителей и методологов наших и зарубежных. И я брался, конечно, вести ежедневник и планировать. Не могу сказать, что я это делал так системно, но какие-то отдельные технологии я уже тогда применял. Это так кажется, что я весьма организованный, четкий и структурный, по сути (можно у моей супруги спросить) я некий творческий художник. Если б я не начал в институте планировать, не понимаю, вроде бы я его окончил, потому что это боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шая нагрузка, тем наиболее я параллельно успевал созодать какие-то студенческие проекты.
– Учите ли Вы своих малышей планировать, либо они это впитывают сами?
– Системы пока нет, но каким-то вещам в планировании, конечно, я учу. Когда я планирую что-то сделать, с дочкой поиграть, я прошу ее приготовить пространство: стол убрать, вещи сложить-разложить именно тогда, когда играем во чего-нибудть. Приготовление места – это важный элемент планирования.
Еще одна моя таковая особенность: доведение дел до конца. Ребенок может поиграть, убенажимать и все оставить, либо отвлечься. Наши гаджеты разные существенно отвлекают наше внимание, ребенок может отвлечься и не вернуться обратно. Вот довести дело до конца – это важное качество, которое должно у ребенка быть про100 в бытовом плане. Поиграл – доиграй; начал что-то созодать – доделай; нес – донеси до того места, куда нес. Мы готовимся заранее к праздникам, к денькам рождения, заранее обсуждаем, планируем. Мы обсуждаем, где, что, кого звать. Дочь может планировать какие-то деньки до какого-то события. Вот в таком виде – да, систематично – нет. Я думаю, сейчас школа начнется, и ей потребуются методические книжки, рекомендации, как школьникам помогать планировать.
– Как Вы считаете, планирование спасает от каких-либо психосоматических явлений, от невроклич и прочих нестроений?
– У нас недавно был онлайн-клуб, где обсуждались три такие понятия, как аврал, цейтнот и форс-мажор, и там были сходства и различия. Я считаю, планирование с сиим никак не связано, не виновато, не способствует, не ухудшает и не облегчает таковых состояний.
– Планирование может являться терапевтическим средством от неврозов?
Пример из практики. Мой клиент нажималовался на то, что он в последнее время ощущает рассеянность, забывает о встречах, путает деньки, забывает, что этогоденька не тот денек, а другой. И для него одна из стратегий решения было четко планировать – писать и фиксировать. Сама работа шла по двум направлениям. Это оценка его состояния с точки зрения стресса– что, быть может, он утомился; а второе– это понимание, что у него в жизни происходит, и каковы его личностные вопросы. Оказалось, что он действительно в состоянии личностного поиска и усталости в связи с его карьерой и желанием что-то изменить в ней. Он, на самом деле, пребывал в клиноктах, в состоянии обдумывания, чем ему занимамася, как он дожил до этого, и поэтому был таковой рассеянный. Когда мы про100 его все клинокты и планы закрепили и расписали, у него настроился режим труну и отдыха, он перестал нажималоваться на свою забывчивость.
Я бы так сказал, что если мы рассмотрим планирование как не ведение плана денька на месяцы и годы, а рассмотрим работу самим с собой с помощью бумаги, ручки либо некий таблицы, либо каких-либо формулировок, календаря – что называется «практика себя», некоторое средство лучшего самопознания, самоструктурирования, повышения своей произвольности – то в целом это человека улучшает. Такие инструменты способствуют боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шей дисциплинированности, можно так сказать. Точно так же, например, как музыкальное образование в каком-то смысле человека улучшает. Терапевтический эффект – это другое. Для меня это узкоспециальные эффекты, происходящие в процессе консультирования, лечения, и иногда от приема лекарственных препаратов. Тут я выступаю за строгость понятия.
– Учитывать фактор прокрастинации нужно при планировании? Допустим, у тебя есть список дел, можно прийти к такому состоянию, что махнуть на все рукою: «ничего страшного, завтра сделаю». Какие можно рекомендации отдать?
– Мне кажется, что явления прокрастинации – такие явления, которые относятся к теме мотивации и самомотивации. С сиим можно как-то работать. Если это не патологические случаи, то это имеет позитивный смысл. И книга по ТМ Архангельского начинается с лени. Это не отменяет планирование. Если вы этогоденька махнули рукою на ваш план денька – да, действительно, это можно для себя позволить. Но если вы машете каждый денек на план денька и вообще ведете двойную жизнь – в плане денька одно, а вы делаете другое – это государствно. Если вы этогоденька не сделали, а сделали завтра – это нормально, люди так делают. Если задачу вы откладываете много-много дней, и она вас уже мучает, нужно найти какие-то специальные решения, чтобы ее все-же сделать либо про100 перестать это созодать, совершенно от нее отрешиться.
– Вы вначале сказали про самодисциплину. Никуда от нее, видимо, не деться..
– Да, никуда не деться, но есть тут еще два такие момента. Первый момент, что внешние обстоятельства нашей жизни нас тоже структурируют. Если вы человек, не ведущий таковой государствный образ жизни асоциальный либо какой-либо образ жизни творческого гения, другими словами про100 будильник, учеба, работа, гулки, внешние обстоятельства – нужно жизнь выстраивать по своему порядку, вы на их откликаетесь. Если у вас есть какие-то личные желания созодать что-то важное, то для вас понадобится какая-то дисциплина, чтобы свои личные замыслы в эту жизнь воплощать. Для меня важно, что с точки ТМ и планирования эта дисциплина подкрепчаллена некоторыми методическими решениями. Для вас не нужно сильно напрягаться, чтобы созодать дело. Для вас нужно составить список, смотреть на первый пункт и созодать его, это облегчает, снижает есличество затрачиваемых душевных сил, когда у вас есть про100 пункт и там понятно, что нужно созодать. Поэтому дисциплина дисциплине рознь. Я не поклонник некий супердисциплины, но она нужна. Либо она внешняя, другими словами вас кто-то дисциплинирует, либо вы дисциплинируете себя.
– Вы записываете в собственный план элементы духовной жизни?
– Я записываю, сейчас пореже посещаю храм, но у меня даже сейчас 100ит Литургия и всенощная как «жесткие встречи». Есть знакомые, у которых отметка какая-то, связанная с элементами духовной жизни. Например, быть может нарисован крест, и он для их что-то значит, например, что-то связанное с молитвой, либо некое специальное дело. С точки зрения планирования и ТМ это называется «контекстным планированием», когда вы добавляете в ежедневник некоторый контекст «духовная жизнь», или там есть таковая задача. Они или какие-то разные, или повторяющиеся, тогда и это удобно записывать.
– Читала, что у бизнесменов есть таковой приём – запрограммировать себя «на фуррор». Свои планы человек облекает в какие-то «мыслеформы» уже в настоящем времени, например, «я зарабатываю все боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше и боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше». Как Вы к этому относитесь?
– Я бы в Вашем вопросе подразделил несколько тем. Желал отделить бы, во-первых, тему бизнесменов. Те бизнесмены, которых я понимаю, весьма сильные, толковые, глубокие люди, и у их нет времени занимамася подобными практиками. По поводу заработка у их нет нужды повторять эти фразы, потому что у их есть аналитика; они знают, сколько они зарабатывают; они знают, сколько они желают заработать позже; они знают, что может на это повлиять, и т.д. Поэтому мне кажется, что тут нельзя говорить, что это бизнесменам собственныйственно, это не так. Наоборот, это собственныйственно боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше массовому такому сознанию и людям, которые вме100 того, чтобы занимамася бизнесом, желают стать бизнесменами и спрашивают, что созодать. Я положительно отношусь к бизнесменам и предпринимательству совершенно.
А в целом по поводу средств я должен сказать, что такие фразы, они называются аффирмации, могут быть не только с денекгами, и не только с успехом, да и с другими вещами. Это весьма модная мысль. Люди не думают «ой, интересно, как это работает?», а людям кажется, что это действительно работает. Другими словами когда человек слышит о этом упражнении, думает, что это точно поможет им. Я не думаю, что так все работает. Традиции, в которых используются эти техники, в духе НЛП.
Сейчас возвращаясь к тому, как я к этому отношусь. Никак. В таком пошлом варианте я такие аффирмации не практикую. Я не верю в то, что люди, которые это практикуют, смогут без контек100 чего-то такого достигнуть. Про100 это модная рекомендация, и люди в это веруют, потому что им кажется, что это работает. Вот этот бег, скорость и стиль вовне, который мы лицезреем в соцсетях, желание быстрых изменений, заставляют нас все время чему-то соответствовать. Если ты не соответствуешь, ты про100 выпадаешь из обоймы, из мира, из контек100. Человек думает, что это нужно созодать именно так, потому что “если я не буду созодать так, я не успею и окажусь кое-где на обочине данной для нас галактики”. Думаю, в этом причина. Если в нас просыпается желание куда-то бежать, давайте на секундочку остановимся и прочувствуем: это желание бежать – оно чье? Мое, не мое – куда тянет нас этот бег? Тогда и мы к данной для нас аффирмации отнесемся с боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шим осознанием.