Термин “истерия” происходит от греческого слова “матка”. Во времена первых описаний этого душевного недуга считали, что истерией страдают только женщины (как выяснилось позже, и супругчины тоже).
Первые упоминания о истерии уходят вглубь веков. О ней писали Гиппократ и Авиценна. В наиболее поздние времена истерию изучали такие известные ученые-психиатры как Жак Шарко, Пьер Жане и многие другие. Особенно много уделяли внимание истерии психоаналитики. Однако подход к исследованию истерии долгое время был одно100ронний. Практически не встречалось никаких духовно-нравственных комментариев по этому поводу.
Итак, истерия. Духовная оценка этого психопатологического состояния быть может представлена как выставление себя напоказ. У истерических личностей нетрудно заметить эмоциональную неустойчивость, проявляющуюся бурными и яркими сменами настроения. Речь этих людей весьма образная, характерны нередкие преувеличения реальных фактов. Мимика выразительна, иногда театральна. В поведении сквозит позерство, самолюбование. Истерик жаждет внимания к своей персоне и тяжко переживает его отсутствие. Для истерика характерно желание казаться кое-чем боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шим, чем он есть в реальности.
По мнению известного отечественyого психиатра профессора П.Б.Ганнужкина, в поведении истериков всегда преоладает неестественность и фальшивость. “Каждый, поступок, каждый жест, каждое движение рассчитаны на зрителя и на эффект. Они обязательно желают быть кричигинальными и не отказываются ни от какого средства, чтобы приманить к для себя внимание”.
“Истерик, очень тонко и остро воспринимая одно, остается нечуветвительным к другому, — писал П.Б.Ганнушкин. — Добрые, мягкие в одном случае, они обнаруживают полнейшейке равнодушие, эгоизм — в другом”.
Профессор Г.Е.Сухарева отмечала, что уже в младшем возрасте истерические личности обнаруживали трудности в воспитательном отношении. Они весьма капризны, непослушны, обожают играться установокную роль и проявляют агрессию, если им это не удается. Отмечается боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шая неустойчивость настроения.
При поступлении в школу эти малыши плохо уживаются в коллективе, потому что не умеют сочетать свои интересы с интересами других и всегда стремятся занять первое пространство, не терпят, чтобы в их присутствии хвалили кого-то.
При хорошем интеллекте они неплохо успевают в школе, но знания их поверхностны, интересы неизменны.
Повышенная раздражительность, склонность ко ереси делают этих подростков наиболее трудными в воспитательном отношении. Однако, когда удается найти для их занятие, соответствующее их интересам, состояние их значительно улучшается.
Повышенная лабильность, постоянное желание выдвинуться, быть лучше, чем есть по сути, несоответствие между желаемым и действительным — все это источник конфликтных переживаний. На всякую жизненную неудачу истеричные малыши нередко дают неадекватные реакции, в картине которых отмечаются характерные признаки истерии.
Приведу пример. Ребенок просит конфетку (игрушку и т.п.), а мать отказывает ему в данной просьбе. Тогда малыш бросается на пол, кричит, извивается и продолжает клянчить сладости. Напуганная мама зачастую дает орущему дитяти пригоршню конфет, только бы он успокоился. Уж вот действительно, “чем бы дитя ни тешилось, только бы не плакало”. А довольный малыш уплетает конфеты и напрочь запамятовал о своем “неутешном горе”. Что все это значило? Это типичная истерическая реакция. Пока детская, довольно грубая, откровенная, Как поступила мама? Она удовлетворив желание малыша, закрепила подобного рода реагирование. И можно не сомневаться, дитятко еще не раз приведет эту реакцию в действие, потому что она принесла желаемое, отдала нужный итог.
Мы, родители, иногда сами неосознанно поощряем в детях черты бесстративности, захваливая малыша, позволяя эму вмешиваться в разговоры взрослых, перебивать собеседника и др. Ребенок это улавливает и вскоре все начинает созодать напоказ: читать стихи, танцевать, петь, играться. Взрослые, как правило, умиляются, расплываются в улыбке, хвалят, целуют ребенка и совсем не задумываются о том, что поведение малыша очевидно бесстративно. Все это усугубляется и тем, что в этогодняших семьях по одному, максимум по двое, деток, которые, естественно, 100новятся для родителей “центром вселенной”. В прошлом, в патриархальной русской семье, которая была, как правило, многодетной, никто за трапезой не смел опустить свою ложку в котелок со щами вперед отца. Сейчас ситуация другая. Иногда вся семья носится с ложками, вилками, сковородками перед СВОИМ чадушкой, желая повкуснее да пообильнее накормить и ублажить его. А позже мы удивляемся эгоизму, непомерной гордыне “оперившегося птенца”. Житейских примеров, подобных приведенным, множество. Их про100 не перечесть. Собственно говоря, весь уклад жизни современного человека, начиная от детского сада и до пенсии учит человека истеричности. Конечно, каждый по разному воспринимает эти “уроки”. Все зависит от воспитания и мировоззрения человека.
Как уже было сказано, основная особенность истерических личностей заключается в постоянном стремлении привлекать к для себя внимание окружающих. В поступках проглядывает подчеркнутая жеманность, ненатуральность, неиснаклонность. Добиваясь всеощего внимания, они не брезгуют никакими средствами, идут на любые ухищрения, иногда даже прибегают к очевидной ереси и спекуляции на чувствах остальных.
Броским проявлением параметров; истерической личности является психическая незрелость, инфантилизм, которые выражаются в неустойчивости интересов и привязанностей, легкой смене настроения. Они быстро разочаровываются в друзьях и легко их меняют, несмотря на то, что в начале дружба кажется им вечной. От любви до ненависти у истериков один шаг.
Художественная литература дает калоритные примеры истерических личностей. Классическим истериком можно считать гоголевского Хлестакова.
Среди истеричных людей нередко выделяют в качестве варианта так называемых псевдологов. В их поведении наряду с бесстративностью присутствует бурная игра воображения, склонность к фантазированию. Причем в фантазиях сам субъект обычно оказывается героем.
В некоторых психиатрических классификациях выделяется также группа “нарциссических (самовлюбленных) личностей”. Основным признаком нарциссических личностей, как указывает профессор Ю.А.Александровский, является возникшая с подросткового возраста убежденность в своей особой значимости, в своих талантах, необычно привлекательной внешности, которые должны вызывать всеощее восхищение. “Потребность в восхищении, в стремлении созидать себя окруженными поклонниками и обожателями, несомненно сближает этот тип с истерическим, так же как и неспособность таковых субъектов к сопереживанию, участливости по отношению к остальным.
Такие личности склонны к фантазированию, причем темы вымыслов касаются их успехов, достижения неограниченной власти, могущества, богатства. Они обожают разглагольствовать о своих знаменитых друзьях — артистах, политиках, сильных мира этого, о своих связях с тайными, обществами либо чрезвычайно важными учреждениями. Причем эти рассказы либо основаны на поверхностных, “шапочных”, знакомствах, либо (почаще) являются плодом богатого воображения. Сообщая эти сведения, нарциссические личности не только ожидают особого восхищения окружающих, да и требуют от их беспричинно хорошего отношения, подчинения для себя как лицу, 100ящему выше окружающих”, — пишет этот же создатель.
Истерики подчас хитры, изворотливы. Среди их много аферистов. Нередко они обладают тонкой интуицией.
Многие основатели сект, такие как, например, Мери Бэкер Эдди (учение “Крисчен Сайене”), безусловно имели истерический склад характера. То же можно сказать и о ряде других “харизматических” личностей. Известно, к примеру, что будущая основоположница теософии[1] Елена Блаватская еще в раннем детстве отличалась удивительной ересивостью и бурными фантазиями, о чем пишут ее близкие родственники.
Механизм “условной приятности либо желательности” болезненного симптома является специфическим для истерии. Он представляет собой вроде бы критерий для отграничения истерии от разнооразных неистерических проявлений. Приятными и желательными для истерика могут быть различные болезненные проявления, сулящие какую-нибудь выгоду либо избавляющие от каких-либо обязательств.
Истерику нужен зритель. Будь, к примеру, истериком Робинзон Крузо, у него бы не развились истерические проявления, потому что некому было бы их следить.
Они легко внушаемы. Однако внушаемость эта весьма избирательна. В душу истерику западает, как правило, то, что ему прибыльно.
Клинические проявления истерии чрезвычайно разнооразны. Могут иметь пространство истерические припадки, параличи. Наблюдаются истерические гиперкинезы, проявляющиеся дрожанием тела либо отдельных его частей. Встречаются расстройства чувствительности (различные боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани), покалывания, онемения и др.) Мне приходилось наблюотдать истерические глухонемоту, слепоту. В прошлом у истериков наблюдалась так называемая “истерическая дуга”. В настоящее время многие психиатры указывают на то, что истерические реакции сейчас все почаще обнаруживаются в наиболее утонченном виде.
Жак Шарко называл истерию “великой симулянткой”. Хотя нельзя сказать, что истерия и симуляция понятия тождественные. Истерик действительно страдает; но страдание это вызвано условной желательностью. В то время как симулянт про100 изображает болезнь.
Диапазон истерического поведения также весьма широкий и многоликий. Это и молодые люди с серьгами, к примеру, в носу и зелено-красно-голубыми волосами. Либо политик, для которого любование собой дороже всего остального.
Истерическое поведение, как досадно бы это не звучало, встречается и в православной среде. Приходилось созидать таковых “матушек” (как они сами себя именуют), которые своими восторгами в один момент превращали молодого священника в “волшебствотворца” и “прозорливца”. Истеричный человек моментально 100вит духовные “диагнозы”, разделяет храмы и духовенство на “благодатные” и “безблагодатные”. Критерием, в данном случае, выступает, конечно же, собственное “чутье”. Иногда создается впечатление, что таковой человек прямо-таки жаждет каких-либо “жареных” фактов, сенсационной информации либо про100 слухов. Тогда и он чувствует себя в своей стихии. Причем для истерика важны не сами факты, а собственная их интерпретация.
Истерик может выделяться не только экстравагантной внешностью, театральностью мимики либо особенностями речи. Он быть может снаружи и неприметен, но разговор его будет изобиловав цитатами, казаться каким-то наукооразным. В конце концов, он может про100 всегда загадочно дескатьчать. Однако все это будет позерство. Во всем его поведении будет сквозить фальшь и противоестественность.
Чувства истеричного человека при внешней теплоте и мягкости всегда с примесью какого-то холодка. Собственная персона — вот что главное для такого человека.
В клинической психиатрии различают истерический невроз и истерическую психопатию. Эти состояния различаются по глубине, выраженности и происхождении истерических проявлений. Для истерического невроза наиболее характерна самотизация конфликта, другими словами проявлений истерии в форме различных телесных недомоганий и ощущений. Весьма нередко, например, появляется истерический “комок” в горле. Вспомните примеры из художественной литературы, когда барышни, волнуясь, падали в обморок.
Психопатия — это личностная аномалия, которая характеризуется дисгармоничностью психического устроения личности. Критериями психопатии являются: 1) выраженность психических нарушений, приводящая человека к социальной дезадаптации; 2) тотальные изменения всего психического облика человека; 3) относительная 100бильность психических особенностей (П.Б.Ганнушкин).
Различают психопатии конституциональные, которые возникают как следствие различных заболеваний, травм головного мозга, инфекций и др., и приоретенные. Вторая группа психопатий связана с факторами воспитания, средовыми и ситуативными обстоятельствами.
Как досадно бы это не звучало, наша действительность зачастую является “поставщиком” психопатических личностей.
Психопатия занимает вроде бы промежуточное положение между психозами и неврозами. Она по некоторым характеристикам “не дотягивает” до психоза (как правило, отсутствуют в клинической картине абсурд, галлюцинации и др.), да и существенно отличается от невротических расстройств. Также при неврозе имеется связь симптомов с какими-то эмоционально значимыми переживаниями, тревожащими человека событиями и обстоятельствами жизни. А психопат, как говорится, всегда психопат. Конечно, в отдельные моменты его поведение может декомпенсироваться, а в другие периоды жизни — наблюдается относительная компенсация, но общий аномальный психопатический фон остается.
Если человек, страдающий неврозом, условно говоря, вредит для себя, то психопат своим поведением вредит и окружающим. Безусловно, степень выраженности психопатических черт у лиц, ими обладающих, варьирует индивидуально. Существенно разнится и клиника отдельных видов психопатических расстройств. Так, различают, к примеру, следующие виды психопатий: возбудимая, истерическая, реактивно-лабильная, тормозивная и другие . В прежих классификациях мы могли встретить, например такие разновидности: чудаки, фантасты, лгуны, эмоционально тупые, раздражительные, нервозные, депрессивные.
Лечение психопатии — это длительный, сложный и далеко не всегда эффективный процесс. То же самое можно сказать и о духовной реабилитации психопатических, личностей! Однако, невозможное человеку возможно Богу.
Психопатия соответствующего типа характеризуется поведенческими нарушениями, снижением социально-этического уровня.
Мощным психотравокмирующим фактором выступает тяжелая болезнь. К сожалению, по-христиански болеть умеют далеко не все. Адекватная, супругественная реакция на недуги встречается редко, гораздо почаще у людей в таковых ситуациях возникают невротические реакции. Так, профессор В.П. Зайцев выделяет 5 типов подобных реакции на инфаркт миокарда, среди их описана и истерическая реакция. Для нее характерны эгоцентризм, бесстративность, стремление приманить к для себя внимание окружающих вызвать сострадание.
Снова повторю, что для того, чтобы истерия проявилась сполна, нужны два условия: выгону и зритель, ничто так не ранит истерика как отсутствие внимания к своей персоне. В этом случае жизнь для него тускнеет и теряет свою привлекательность.
Современная поп-культура — это своеоразный истерический апофеоз. Достаточно взглянуть, к примеру, на боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шинство рок-музыкантов, послушать их “творчество”, и делается про100 жутко. Экзальтированность и крайняя бесстративность естественны для их как дыхание. Стремление приманить к для себя взоры окружающих сквозит буквально во веем: в одежде, в позе, в общении.
К примеру, рок-музыка оказывает сильное воздействие как на психическое, так и на физическое состояние человека. Известный исследователь рок-н-ролла Жан-Поль Режембаль пишет: “Сила рока заключена в прерывистых пульсациях, ритмах, вызывающих биопсихическую реакцию организма, способную повлиять на функционирование различных органов тела (в частности, бит может вызывать ускорение сердечного пульса и увеличение содержания адреналина, а также возбуждение в половой сфере).
Если, например, ритм кратен полутора ударам в секунду и сопровождается мощным давлением сверхнизких частот — (15–30 герц ), то способен вызвать у человека сильное возбуждение. При ритме же, равном двум ударам в секунду, и на тех же нередкотах” слушающий, впадает в танцевальный “транс”, который сродни наркотическому. Современные рок-группы работают в диапазонах от 80 тыщ герц, до 20 и даже ниже. Интенсивность звука доходит до 120 децибел, хотя человеческий слух настроен на среднюю интенсивность 55 децибел. Это уже решительный штурм всей личности. Были случаи, когда переизбыток высоких либо низких частот сильно травокмировал мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков).
На рок-концертах нередки контузии звуком, звуковые ожоги, потери слуха и памяти. Невозможно в течение продолжительного времени подвергать себя воздействию рока и не получить глубокой психоэмоциональной травокмы. При всем этом возникает утрата контроля над способностью к сосредоточению; значительно ослабелляется контроль над умственной деятельностью и волей; необузданные порывы ведут к разрушению, вандализму и бунту, особенно на боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ших сборищах, где психополе толпы, усиленное вышеуказанными воздействиями рока, практически лишает человека индивидуальности, превращает его в часть машины, управляемой сатанинскими началами.
Как лицезреем, рок-музыка оказывает разрушительное воздействие на личность человека. Не случайно многие солисты рока являются наркоманами и даже открытыми сатанистами”.
У преосвященного Варнавы (Беляева) есть такое выражение — “ересь жизнью”. Итак вот и истерик в крайих своих проявлениях лжет всей своей жизнью.
Многие истеричные персоны — завсегдатаи различных влекифе100ций, бесстраций. Причем для их не особенда и важно что либо кого защищать, чьи права отстаивать. Привлекает сама возможность быть на виду. В последнее десятилетие, с приходом демократии, на волне кризиса характерственных ценностей, в результате бездуховности, царившей в обществе семьдесят с лишним лет, широким фронтом ведут наступление на души людей разного рода колдуны, колдуны, экстрасенсы, чародеи, принося настолькоко бед обращающимся к ним людям. Не вдаваясь в подробности описания данной оккультной пагубы, скажу только, что по своему личностному складу подавляющее боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шинство этих “целителей” — истерики, жаждущие славы и признания. Конечно, есть среди их и сознательные служители злу, имеющие различные степени посвящения. Но немало и про100 мошенников, которые и понятия не имеют о каком-то там оккультизме, а попросту обирают духовно невежественных сограждан, выкачивая из их карманов немалые денекги. Безусловно, это обстоятельство не снимает ответственности с самого человека, обратившегося за подобной “помощью”, пусть даже и к мошеннику. Это тяжкий грех.
Желание быть на виду, в центре внимания нередко бывает связано с блудной страстью. Истерик, особенно по молодости, всегда влюблен, пребывает в “океане” эротических фантазий. Истеричные женщины и маленькое время не могут удернажиматься от флирта, кокетства. Нередко истеричные люди, особенно психопаты, полностью порабощаются блудной страстью и ведут соответствующий образ жизни.
Православный психолог протоиерей Борис Ничипоров справедливо пишет: “Идеалы, которые культивирует общественное сознание этогоденька, следующие. Первый расхожий идеал — девушка как фотомодель. Требуются хорошие внешность и фигура, белозубость, внешняя нахватанность и пр. Вообще, вроде бы финалной точкой всего является не сердце либо мозг, а бедро. Все должно быть от бедра и не выше бедра — и мысли, и желания, и чувства.
Второй идеал, который завоевывает этогоденька огромную попкулярность, несмотря на очевидную его безхарактерственность, — девушка как блудница. Само это название все наименее и наименее порицается в обществе. О печальных последствиях этого стиля жизни говорить не приходится… И прежде всего — это потеря первоосновы, того главного, для чего девочка появляется на Свет Божий…
Однако, жалея таковых девушек и женщин, мы не можем не порицать причины, которые приводят к сиим аномалиям. В первую очередь — это широкая пропаганда порнографии и насилия, распущенности и блуда, которые ведут этогоденька средства массовой инфы.
Основополагающим и положительным характерственным идеалом для русской девушки должен быть идеал добропорядочной супруги и хлопотливой матери”.
В настоящее время многие родители, в особенности православные, обеспокоены введением в школах прогр по половому воспитанию. Повсюду распространяются соответствующие журналы, иллюстрированные книги. С экранов телевизоров потоком в детские души идут разные непотребства. Создается впечатление, что прежде на Руси малыши не рождались. Я глубоко убежден, что вся эта искусственно вызванная к жизни проблема — бесовское ухищрение. Кто-то решил, что деток во что бы то ни 100ло нужно как можно раньше знакомить с физиологией половых отношений. Я подчеркиваю, именно с физиологией. Речь не идет о том, чтобы из мальчика вырастить надежного отца, супруга, защитника, а из девочки — хлопотливую мама и верную супругу. Разве обучали данной самой физиологии в институтах благородных девиц либо русских девушек в сельской глубинке? А семьи были, как правило, крепчалкими, многодетными. Данная тема всегда была покрыта вуалью целомудрия, если желайте — недосказанности.
Оппоненты упрекают нас в архаичности. Но архаичными являются именно они, устремляя свои взоры в Содом и Гоморру. У заказчиков этого проекта другая цель — растлить молодежь и сократить рождаемость.
Доктор В.К.Невярович верно указывает на то, что “начиная с конца XIX века атеистически кричиентированные ученые пытались доказать, что не существует ни одержимости, ни беснования, а все это только проявления истерии. Подобного взгляда придерживался, к сожалению, и В.М.Бехтерев (1857–1927), крупный русский ученый, занимавшийся психиатрией, неврологией, психологией. Однако свои исследования он строил исходя из сугубо материалистических позиций, что не могло, не отразиться на его научных изысканиях. Так, в одной из работ он даже пытался утверожидать (о кошмар!), что все Евангельские чудеса Спасителя — исцеления и воскрешения из мертвых — объясняются истерическими страданиями поверивших во Хри100 людей.
К сожалению, и в наши деньки официальная медицина, на удовлетворенность всему демоническому миру, не отличает душевных недугов от духовных и многих бесноватых людей пытается вылечивать то инсулином, то гипнозом, то химическими препаратами, а в последнее время к тому же оккультными методами (медитация, способ 100нислава Грофа и прочее)”.
Этот же создатель пишет, “что “истерия и беснование не одно и то же, однако истерия как нельзя лучше готовит почву для беснования, ибо диавол- “отец ереси”, а все истеричные ересивы; диавол, по слодля вас святых отцов, “живописец” и “обезьяна”, а для истерии характерны подражательность, актерство и болезненное художественное воображение. Падение диавола произошло из-за тщеславия и гордыня — и тут сходство налицо…”.
О этом душевном недуге священник Александр Ельчанинов писал: “Истерия есть разложение личности, и она освобождает огромные, пагубные своей разрушительной силой есличества энергии, как в распадающемся атоме”.
Гордость и тщеславие, ересивость и позерство — вот духовная сущность истерии.
Так все-же что все-таки такое истерия: грех либо болезнь? Мне представляется, что истерия — это греховное устроение души, которое нередко приводит и к болезненным страданиям.
С какой целью я пишу эти строки? Потом, чтобы, как говорится, “знать врага в лицо” и бороться с ним, выкорчевывая плевелы истеричности в своей собственной душе. И вместе с тем, чтобы лучше созидать этот греховный недуг в окружающей нас реальности.
Как реагировать на истерическое поведение (в том случае, если есть надобность на него реагировать)? Прежде всего, не 100ит идти на поводу у истерика. Сохраняйте достоинство и спокойствие, а если нужно, и разумную строгость. Снова напомню, что без зрителя истерика прекращается. Поэтому той маме, о которой шла речь выше, следовало бы не замечать “конвульсий” разбуянившегося малыша и спокойно продолнажимать занимамася своими делами.
