Нет человека, который бы не задумывался о своем здоровье. Задумываются и врачи о целях и смысле своего труда. Верующие в Бога люди, знают, что всё в мире, сотворенном творческим повелением Божиим, «да будет» целесооразда и полезно (Быт. 1, 3).
При сотворении мира Дух Божий созиотдал космос, из хаоса сообщая ему животворящую силу (Быт. 1, 2). Вот первооснова жизни, ключ к пониманию того, что жизнь есть священный дар Божий. Это было ясно и понятно людям на протяжении тысячелетий, но последние два века много сил потрачено было на то, чтобы доказать, что нас сделал «господин случай», что человек есть только тело, только некоторый механизм.
Этогоденька лицезреем результат такого подхода. Раньше не имевший особой врачебной помощи русский крестьянин доживал до глубокой 100рости. Этогоденька в России средняя продолжительность жизни составляет 69,8 года 64 — у супругчин и 75,6 — у женщин, и это при наличии развитой медицины . «Бог сделал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем. 2, 23), значит, Господь сотворил человека, не подверженного болезням и смерти. О том, что Адам до грехопадения не был подвержен любым разрушительным процессам, болезням и их следствию — смерти, ясно свидетельствует святоотеческое толкование Священного Писания.
Святой Григорий Синаит, достигнулший своей преподобной подвижнической жизнью высот божественного видения, пишет: «Тварь не создана первоначально тленною; но опосля подпала тлению, повинуясь, суете, по Писанию, тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы деток Божиих (Рим. 8, 20–21 )».
Святой Симеон Новейший Богослов пишет: «Адам был сотворен с телом нетленным… как правитель бессмертных, над нетленным миром» .
Причина же тления, другими словами болезней, 100рения и смерти — первородный грех.
Когда, прельщенные дьяволом, прародители человеческого рода Адам и Ева ишакушались Бога и нарушили заповедь, тление одержало верх над естеством, и человек стал смертен. «Тому, кто сделался тленным и смертным по причине преступления заповеди, по всей справедливости надлежало и жить на земле тленной и питаться пищею тленною» .
Итак, мы ясно лицезреем, что причина болезни и смерти заключается в грехе. Посредством болезни 100ло возможно смирение человека и его исправление. Бог через болезни наказывает, другими словами научает человека, воспитывает его. «Я поступлю с вами так: пошлю на вас кошмар, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их» (Лев. 26, 16). «Пошлёт Господь на тебя моровую язву, доколе не истребит Он тебя с земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею» (Втор. 28, 21) Господь всегда, наказывая человека болезнью, напоминает о истинной её причине — грехе. Когда Спаситель встретил в храме исцелённого Им расслабленного, то сказал ему: «Вот, ты выздоровел; не греши боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше, чтобы не случилось с тобою что ужаснее» (Ин. 5, 14).
____________
1 Григория Синаита Главы о заповедях и догматах, и угрозах и обетованиях, — ещё же — о помыслах, страстях и добродетелях, — и ещё — о бездескатьвии и молитве. URL: // http://hesychia.in.ua/gr_sin_03.htm
Иногда Господь попускает болезни для того, чтобы человек превозмог их, вышел победителем над диаволом, явил бы своё достоинство царя всего тварного мира. Так подвержен был проказе многострадальный Иов. «И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И брал он для себя черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел (вне селения). И сказала ему супруга его: ты все ещё твёрд в непорочности твоей! Похули Бога и умри. (Сколь ясно тут показана причина смерти!) Но он сказал ей: ты говоришь, как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимама от Бога, а злого не будем принимама? Во всём этом не согрешил Иов устами своими» (Иов. 2, 7—10).
Вместе с многострадальным Иовом любящие Бога люди смиряются под крепчалкую руку Божию, и в своих болезнях не безумствуют, хуля Бога, но вместе с царем и пророком Давидом молятся: «Господи! Не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня, ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне. Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих, ибо беззакония мои превысили нагову мою, как тяжёлое бремя отяготели на мне, смердят, гноятся раны мои от безумия моего. Я согбен и совершенно поник, весь денек, сетуя хожу» (Пс. 37, 2–7).
В Священном Писании весьма чётко выражена идея, что исправление человека, вера в Бога позволяют излечиться от болезни, однако эта же болезнь легко может поразить 100явшего в правде, но соблазнившегося на грех человека. Так Господь, избавивший от проказы Неемана через пророка Елисея,
наказывает за сребролюбие, обман, вымогательство слугу Елисея Гиезия. В праведном суде Своём Господь говорит устами Пророка: «Пусть же проказа Нееманова при100нет к для тебя и к позжеству твоему навек. И вышел он от него белоснежный от проказы, как снег» (4 Цар. 5, 27).
Слово «наказание» означает научение. Господь, попуская болезни, не желает их и тем наиболее не желает нашей смерти. Господу угодно наше покаяние, исправление, исцеление и обретение жизни вечной. Поэтому, как только с глубоким смирением и покаянием человек прибегает к Богу, позволяет через причащение Святых Хри100вых Загадок действовать внутри себя Врачу душ и телес наших Христу, исправляя и спасая нас, врачуются наши дух, душа и тело.
Опосля того, как посредством церковных таинств исцеляется душа человека, не возникает наиболее препятствий к телесному исцелению.
Имея возможность исцелить человека сверхъестественно, Господь желает, чтобы один человек явил свою любовь к другому посредством врачевства. Для этого Господь наделил разумом человека, чтобы он мог узнать многосложный мир — космос, узнать настолько же многосложный организм человека — микрокосмос, и, используя природные, сотворённые Богом вещества, составляя из их лекарства, опираясь на свои знания, но наиболее всего на помощь Божию, мог вылечивать заболевания.
О врачах мы читаем уже во времена Иосифа: «И повелел Иосиф слугам своим — врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля» (Быт. 50, 2). По мнению многих специалистов, искусство врачевания возникло в Египте, так что и Моисей был научен ему. Египет, по слодля вас Плиния, изобиловал болезнями. Геродот сообщает, что в Египте каждый доктор имел свою специальность и вылечивал только один род болезней. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в книге «Бытие» говорится о врачах во множественном числе.
Евреи также были причастны врачебному искусству. Библия повествует: «Разве нет бальзама в Галааде? Разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего? (Иер. 8, 22). У другого пророка читаем: «Отпрыск человеческий! Я уже сокрушил мышцу фараону, царю египетскому; и вот, она ещё не обвязана для излечения её и не обвита врачебными перевязками, от которых она получила бы силу дернажимать клинок» (Иез. 30, 21).
Не только о врачах и исцелении повествует Библия, да и о тех естественных средствах — лекарствах, которые приготовляли лекари, используя природную сокровищницу. Так, о целебных собственныйствах елея повествует пророк Исайя: «От подошвы ноги до темени наговы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и не обвязанные и не смягчённые елеем» (Ис. 1, 6). И в другом месте говорит Пророк: «Пусть принесут пласт смокв и обложат им нарыв; и он выздоровеет» (Ис. 38, 21). Пророк Иеремия также свидетельствует о знании евреями лекарственных средств: «Никто не заботится о деле твоём, чтобы заживить рану твою; целебного врачевства нет тебе» (Иер. 30, 13).
Несомненно, что фуррор врачевания зависит, прежде всего, не от фармацевтических средств и знаний врача, а от той благодатной силы, которую дарует Сам Господь. Таковая сила была дарована Господом двенадцати апо100лам. «Созвав же двенадцать, отдал силу и власть над всеми бесами, и врачевать от болезней» (Лк. 9, 1). Сам создатель этих слов, апостол от 7десяти и евангелист Лука, был изрядный доктор, как читаем у апо100ла Павла: «Приветствует вас Лука, доктор возлюбленный… » (Кол. 4, 14).
Святой великомученик и целитель Пантелеимон и до обращения ко Христу был искусный доктор, но сколь усилилось его врачебное искусство, когда он стал христианином, когда исцеление с призванием имени Господа 100ло во много крат чудеснее. В это время Пантолеон уже был известенок как хороший доктор, поэтому к нему привели слепого, которого никто другой не мог исцелить. «Свет глазам твоим возвратит Отец света. Бог истинный, — сказал ему святой, — во имя Господа моего Иисуса Хри100, просвещающего слепых, прозри!» Слепец тотчас же проспел, а вместе с ним духовно проспел и отец святого — Евсторгий, и оба с радостью приняли святое Крещение1. Многократно усилена эта сила исцеления сейчас, когда мученической кончиной святого Пантелеимона засвидетельствована любовь к Богу святого Врача, прославленного сейчас в сонме святых.
Волшебстводейственная сила врачевства дарована Господом Православной Церкви. Она проявляет себя в Таинстве Елеосвящения. Святой апостол Иаков так пишет о этом: «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и вос100вит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14—15). Тут мы ясно лицезреем, что Господь исцеляет всего человека: и душу его, и тело. Не так, как пытаются вылечивать экстрасенсы, колдуны, шаманы и им подобные. Пытаясь вылечивать одну плоть, противясь воле Господней, они не преуспевают и в этом, добиваясь только временного облегчения и нередко вредных только внеших эффектов.
Болезнь — это сигнал для души, находящейся в телесной храмине, объятой греховным пожаром. Не заглушить сигнал, а потушить пожар греховных страстей — вот что требуется, прежде всего, от боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного, и православный доктор должен ему в этом посодействовать.
Особенно хотелось бы отметить такое целительное средство, как источники, сотворенные Богом, о которых поёт пророк Давид: «Ты иссёк источник и поток» (Пс. 73, 15). «Ты послал источники в толикины: между горами текут [воды]» (Пс. 103, 10). Эти источники, сотворенные Богом по всей земле, весьма разнооразны по своим целительным собственныйствам, химическому составу, насыщенности углекислотой, температуре. Библия повествует о термальных источниках: «Это тот Ана, который нашёл тёплые воды в пустыне, когда пас ослов Цивеона, отца своего» (Быт. 36, 24).
Если это справедливо для всей земли, то особенно — для нашей епархии. Все мы знаем о десятках источников минеральной воды Кабарды, Балкарии, Расправачая. Со всего Ставрополья приезжают в 100ницу Суворовскую поправить своё здоровье местной термальной водой. Всемирную славу обрели холодные и горячие минеральные источники Кавказских Минеральных Вод. Кроме естественных лечебных параметров, они обретают особую благодатную силу регулярно освящаемые Церковью.
Сколь целебна была купальня у Овечьих ворот в Иерусалиме, где исцелялся боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ной, входящий первым по возмущении воды Ангелом! Однако это не помогало человеку, болевшему тридцать восемь лет и не имевшему возможности сойти в купель, ибо никто не желал ему посодействовать. Только Сам Господь исцелил страдальца. В земле Израильской было много минеральных источников, которыми пользовались для лечения, как о этом упоминает в Еврейских Древностях еврейский историк Иосиф Флавий, но сколь увеличилось число исцелений, когда пришёл «Источник воды жив» (Иер. 17, 13).
Господь наш Иисус Христос исцелял множество боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных, хромых, глухих, немых, прокажённых. Как мы должны быть благодарны за это Господу! «Воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море, и источники вод» (Откр. 14, 7).
Как написано в Священном Писании, человек не всегда имеет за грехи свои дерзновение к Господу и не может сразу же получить исцеление. Но все мы можем, обращаясь к Богу, прибегать и к врачам, как и правитель еврейский Аса взыскал врачей (2 Пар. 16, 12).
Благодаря Господа за Его милость к боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ным, мы должны благодарить и врачей, почитать их и молиться о их, как написано в книге Иисуса, отпрыска Сирахова: «Почитай врача честью по надобности… Знание врача возвысит его нагову… Господь сделал из земли врачевства… ими Он врачует чело-века и уничтожает болезнь его… и дай пространство врачу, ибо и его сделал Господь… В другое время и в их руках бывает фуррор» (Сир. 38, 1–18).
Если вообще о врачах говорится с таковым почитанием и уважением, то сколь боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шей любви заслуживает доктор православный. Особенно броский пример такого врача являет нам прославленный в лике святых доктор медицинских наук, известный хирург, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Его жизнь, как врача и как архипастыря — это непрерывный подвиг во имя Хри100. Вот что он пишет о зависимости исцеления от доверия к врачу: «Состояние духа боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного, его доверие либо недоверие к врачу, глубина его веры и надежды на исцеление либо, наоборот, психическая депрессия, вызванная неосторожными разговорами врачей в присутствии боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного о серьёзности его болезни, глубоко определяет финал заболевания».
Действительно, современный доктор должен облаотдать особенными характерственными качествами, которые ярко выявлены. Господом в притче о милосердном самарянине. Притча повествует о том, как иноплеменник-самарянин увидел избитого разбойниками человека, сжалился, перевязал ему раны, возливая масло и вино, привёз в гостиницу, позаботился о нём и оставил денекги на лечение опосля своего отъезда.
Из данной нам притчи мы делаем выводы о качествах врача. Во-первых, доктор не должен созидать в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ном чужого человека: другой национальности, других политических взглядов, другой веры. Ведь человек, избитый разбойниками, был еврей, по всем сиим признакам отличающийся от самарянина. Во-вторых, доктор должен уметь оказать медицинскую помощь в всех, даже самых неподходящих условиях. Самарянин не про100 пожалел человека, но оказал реальное врачевство. В‑третьих, доктор должен быть готов к самоотверженности, лишиться удобств и покоя ради помощи боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ному. Самарянин, «всадив его (боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного) на собственный скот», сам пошёл пешком и дал на уход за боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ным часть своего имения. В‑четвёртых, доктор должен до конца бороться за жизнь боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного, как и самарянин не ограничился одномоментной помощью, но до полного выздоровления заботился о нездоровом.
«Был болен, и вы посетили Меня. (…) Истинно говорю для вас: потому что вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф.25:36,40), — говорит Господь. Служа боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ным, мы служим Богу, как всю свою жизнь совершал этот целожизненный подвиг Святитель и Целитель, Архипастырь и Хирург архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).
Литература
1. Библия.
2. Географический справочник. URL: // http://ostranah.ru/ lists/life expectancy.php
3. Григория Синаита Главы о заповедях и догматах, и угрозах и обетованиях, — ещё же — о помыслах, страстях и добродетелях, — и ещё — о бездескатьвии и молитве. URL: // http ://hesychia.in.ua/ gr_sin_03.htm
4. Лука (Войно-Ясенецкий) архиепископ. Дух, душа и тело. URL: // http://rudocs.exdat.com/docs/index-273210.html
5. Пантелеимон святой великомученик и целитель. Житиё. URL: // http:// days.pravoslavie .ru/Life/life67 86.htm
6. Симеон Новейший Богослов Слова. URL: // http://www.paraklit.org/sv.otcy/Simeon_Novij_Bogoslov/Simeon_Novi j_Bogoslov.Slova‑1.htm
7. Флавий Иосиф. Еврейские древности. URL: // http ://www.vehi.net/istoriya/israil/flavii/drevnosti
3 Симеон Новейший Богослов Слова. URL: // http://www.paraklit.org/sv.otcy/Simeon_Novij_Bogoslov/Simeon_Novij_Bogoslov.Slova‑1.htm