Гомосексуализм: болезнь или грех? Или грех, ставший болезнью?

Неред­ко от свя­щен­ни­ков мож­но услы­шать, что быть либо не быть гомо­сек­су­а­ли­стом – вопросец лич­но­го выбо­ра. Одна­ко в Соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви раз­ли­ча­ет­ся “транс­сек­су­а­лизм как врож­ден­ная пси­хи­че­ская деви­а­ция, тре­бу­ю­щая сора­бот­ни­че­ства пас­ты­ря и пси­хи­ат­ра, и соб­ствен­но грех как след­ствие доб­ро­воль­но избран­но­го раз­ворот­но­го обра­за жизни”. 

Грех может стать болез­нью. Чело­век не отве­ча­ет за то, что болен, но отве­ча­ет за то, что не вылечивает­ся и зара­жа­ет остальных. 

Текст: иеро­мо­нах Мака­рий (Мар­киш), кли­рик Ветла­нов­ской епар­хии, пра­во­слав­ный публицист

О. Мака­рий:  «Заблуж­де­ние» обыч­но зву­чит для нас по-школь­но­му: «2х2=5 – это заблуж­де­ние, а по сути 2х2=4». Если б все было так про­100! 100­ит вду­мама­ся в это сло­во (и в его гре­че­ский про­о­раз,  – отку­да , блуж­да­ю­щая звез­да): тут и неиз­вест­ность, и неопре­де­лен­ность поло­же­ния, и откло­не­ние от вер­но­го пути, и обо­льще­ние, и обман. Тем наиболее когда в цен­тре вни­ма­ния – настолько тон­кий, серьез­ный и важ­ный пред­мет, как супруг­ской и жен­ский пол чело­ве­че­ско­го рода, упо­мя­ну­тый уже в пер­вой гла­ве кни­ги Бытия. И его обсуж­де­ние про­ис­хо­дит как раз в то вре­мя, когда Рос­сия при­ни­ма­ет зако­но­да­тель­ные меры к сохра­не­нию инсти­ту­та семьи и охране дет­ства, а госу­дар­ства Запад­ной Евро­пы дви­жут­ся пря­мо в про­ти­во­по­лож­ном направлении.

О про­бле­ме гомо­сек­су­а­лиз­ма и заблуж­де­ни­ях вокруг него мы гово­рим с пси­хи­ат­ром и пси­хо­ло­гом, кан­ди­да­том меди­цин­ских наук Евге­ни­ем Вален­ти­но­ви­чем Шел­ко­пля­сом, руко­во­ди­те­лем Инсти­ту­та раз­ви­тия, изу­че­ния здо­ро­вья и адап­та­ции чело­ве­ка в Ветла­но­ве, сокон­суль­тан­том объ­еди­нен­но­го 7­на­ра Ветла­но­во-Воз­не­сен­ской епар­хии и Ассо­ци­а­ции прак­ти­ку­ю­щих пси­хо­те­ра­пев­тов «Судь­ба человека».

– Для хри­сти­а­ни­на раз­го­вор о поло­вых извра­ще­ни­ях неред­ко начи­на­ет­ся с цитат из ап. Пав­ла к Рим­ля­нам (Рим.1:24–32), где апо­стол под­чер­ки­ва­ет их мер­зость, и к Корин­фя­нам, где они рядо­по­ло­же­ны с дру­ги­ми поро­ка­ми:  (1Кор.6:9–10; рус­ский пере­вод). Но на этом раз­го­вор и закан­чи­ва­ет­ся, и чело­ве­ку, пара­ли­зо­ван­но­му соб­ствен­ным него­до­ва­ни­ем, не хва­та­ет «фак­ту­ры» для того, что­бы вме­сте с гре­хом, не запре­зи­рать и грешника.

– Да, заблуж­де­ния в данной нам сфе­ре весьма рас­про­стра­не­ны. Пси­хи­ат­ру посто­ян­но при­хо­дит­ся стал­ки­вать­ся с таки­ми явле­ни­я­ми. Пом­ню свое пер­вое прак­ти­че­ское зна­ком­ство с ними. К нам посту­пи­ла паци­ент­ка с шизо­фре­ни­ей, но в процессе пси­хо­те­ра­пии выяс­ни­лось, что диа­гноз неве­рен: это был реак­тив­ный пси­хоз, а его при­чи­на — гомо­сек­су­аль­ная связь. Будучи весьма неуве­рен­ной, роб­кой, неудо­вле­тво­рен­ной сво­ей жиз­нью и отно­ше­ни­я­ми с супругом, она отыскала для себя подру­гу, власт­ную и авто­ри­тар­ную, кото­рая и скло­ни­ла ее к таковой свя­зи. Супруг сна­ча­ла радо­вал­ся их «неж­ной друж­бе», а позже, когда сообразил, в чем дело, пожа­ло­вал­ся в обком пар­тии. Этого­денька это зву­чит смеш­но, но с точ­ки зре­ния сво­е­го про­фес­си­о­наль­но­го опы­та могу ска­зать только одно: греш­но сме­ять­ся над боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ны­ми людьми. 

– Поче­му боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ны­ми? Мож­но ли ква­ли­фи­ци­ро­вать гомо­сек­су­а­лизм как болезнь?

– Да, до недав­не­го вре­ме­ни во всех без исклю­че­ния меди­цин­ских руко­вод­ствах, спра­воч­ни­ках и доку­мен­тах, в том чис­ле и Все­мир­ной орга­ни­за­ции здра­во­охра­не­ния, гово­ри­лось, что это пси­хи­че­ское рас­строй­ство. Позже такое поло­же­ние отменили.

– Поче­му? Како­ва тут логи­ка меди­цин­ско­го общества?

– Меди­ци­на здесь не при­чем, это резуль­тат воз­дей­ствия соци­аль­но-поли­ти­че­ских при­чин. Ведь отно­ше­ние обще­ства к поло­вым извра­ще­ни­ям меня­лось на про­тя­же­нии исто­рии, меж­ду вос­хва­ле­ни­ем как доб­ле­сти в пред­хри­сти­ан­ском Риме, и сожже­ни­ем зажи­во, как в Южной Каролине. 

– Так что все-таки, все зави­сит «от точ­ки зрения»?

– Ниче­го подоб­но­го. Меди­ци­на име­ет объ­ек­тив­ный взор на здо­ро­вье чело­ве­ка. Руко­вод­ство той же ВОЗ харак­те­ри­зу­ет здо­ро­вье как бла­го­по­лу­чие и опти­маль­ную согла­со­ван­ность меж­ду лич­но­стью и сре­дой. В сво­ей прак­ти­ке мне нередко при­хо­дит­ся встре­чать гомо­сек­су­а­ли­стов, одна­ко бла­го­по­луч­ных, гар­мо­нич­ных, счаст­ли­вых людей сре­ди их нет. Для данной нам груп­пы харак­тер­ны суи­ци­даль­ные попыт­ки, кон­флик­ты с окру­жа­ю­щим миром, с род­ны­ми, сверст­ни­ка­ми – не гово­ря о сек­су­аль­ных партнерах.

– Не пото­му ли, что их отвер­га­ет обще­ство, «дис­кри­ми­ни­ру­ет», как утвер­жда­ют некие?

– Нет, лег­ко убе­дить­ся, что при­чи­на тако­го поло­же­ния чисто внут­рен­няя. Что такое «пол»? Поло­ви­на, состав­ная часть, ком­по­нент чело­ве­че­ско­го рода. И когда функ­ции ком­по­нен­тов нару­ше­ны, это неиз­беж­но ска­зы­ва­ет­ся на бла­го­по­лу­чии лич­но­сти. Когда чело­век идет про­тив сво­е­го прин­ци­пи­аль­но­го, глу­бо­ко зало­жен­но­го назна­че­ния, рас­па­да­ет­ся гар­мо­ния – и ката­стро­фа 100­но­вит­ся неминуемой.

– Вы гово­ри­те, «чело­век идет». Хри­сти­ан­ский взор лицезреет в гомо­сек­су­а­лиз­ме про­яв­ле­ние злой воли, уступ­ку гре­ху. Так ли смот­рит на это явле­ние медицина?

– Пред­рас­по­ло­жен­ность к извра­щен­но­му сек­су­аль­но­му чув­ству не зави­сит от воли чело­ве­ка. Но реши­тель­но то же самое мож­но ска­зать о хоть какой дру­гой пред­рас­по­ло­жен­но­сти либо зави­си­мо­сти. Чело­век не отве­ча­ет за то, что в его орга­низ­ме — гор­мо­наль­ный сбой. Но за то, как он “исполь­зу­ет” свои осо­бен­но­сти, свои при­род­ные чер­ты, чело­век, без­услов­но, несет ответственность. 

– От что же воз­ни­ка­ет таковая расположенность?

– Есть осо­бен­но­сти кон­сти­ту­ции, эндо­крин­ная и гене­ти­че­ская пато­ло­гия, кото­рые вызы­ва­ют склон­ность к извра­ще­ни­ям. Но гене­ти­че­ские дефек­ты малышей во мно­гом обу­слов­ле­ны пове­де­ни­ем роди­те­лей. Германец­кие уче­ные пока­за­ли, что сыно­вья жен­щин, испы­тав­ших в нача­ле бере­мен­но­сти силь­ные пси­хо­ло­ги­че­ские потря­се­ния, под­вер­же­ны 6­крат­но­му рис­ку укло­не­ния в гомосексуализм.

Одна­ко вли­я­ние сре­ды тут гораз­до суще­ствен­нее. При­чи­ны воз­ник­но­ве­ния гомо­сек­су­аль­ных тен­ден­ций – преж­де все­го соци­аль­ные, это ошиб­ки и дефек­ты вос­пи­та­ния, ино­гда по объ­ек­тив­ным при­чи­нам, почаще – из-за неве­же­ства либо небре­же­ния роди­те­лей и вос­пи­та­те­лей. И, конеч­но, про­па­ган­да раз­вра­та в сред­ствах мас­со­вой инфор­ма­ции. Все это тол­ка­ет под­рост­ка к сек­су­аль­но­му опы­ту, кото­рый накла­ды­ва­ет глу­бо­кий отпе­ча­ток на пси­хи­ку, на спо­соб­ность к пол­но­цен­но­му браку.

– Полу­ча­ет­ся, что гомо­сек­су­а­лизм дей­ству­ет на семью как смер­тель­ная бацил­ла: с одной 100­ро­ны, уби­ва­ет ее, а с дру­гой – сам рас­про­стра­ня­ет­ся за счет ее рас­па­да! 

– Совер­шен­но вер­но. Имен­но поэто­му страш­но усы­нов­ле­ние малышей теми лица­ми, кото­рые ведут гомо­сек­су­аль­ный образ жиз­ни. Ребе­нок, травок­ми­ро­ван­ный поте­рей либо отсут­стви­ем роди­те­лей, полу­ча­ет вто­рую травок­му, попка­дая в сре­ду дис­гар­мо­нич­ных, характер­ствен­но иска­жен­ных людей. Это — само­вос­про­из­вод­ство извра­ще­ний и дру­гих патологий.

Пред­ставь­те для себя, что воз­ник­ло тре­бо­ва­ние при­ни­мама кар­ли­ков в бас­кет­боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ную коман­ду либо пси­хи­че­ски боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ных – в Гене­раль­ный Штаб! А меж­ду тем имен­но тако­му тре­бо­ва­нию рав­но­си­лен допуск гомо­сек­су­а­ли­стов к усы­нов­ле­нию малышей. 

– Согла­си­тесь, что настолько жест­кие оцен­ки вызы­ва­ют соци­аль­ный про­тест как самих гомо­сек­су­а­ли­стов, так и сочув­ству­ю­щих им. Отсю­ну и галдеж­стра­ции, и поли­ти­че­ские демар­ши, и зако­но­да­тель­ные акты в Евросоюзе.

– Допу­стим. Но это никак не меня­ет суще­ства дела. Необ­хо­ди­мо рас­100­вать­ся с заблуж­де­ни­я­ми. Те, что выхо­дят на галдеж­стра­ции, пыта­ют­ся ком­пен­си­ро­вать сиим свою пато­ло­гию, но в резуль­та­те только углуб­ля­ют ее: ведь все, что отно­сит­ся к интим­ной сфе­ре, в нор­ме долж­да и оста­вать­ся интим­ным, обсуж­отдать­ся в интим­ном фор­ма­те, а не пуб­лич­но. И актив­ность либе­ра­лов в гомо­сек­су­аль­ном дви­же­нии тоже име­ет пря­мую пси­хо­ло­ги­че­скую подо­пле­ку: про­па­ган­ди­руя извра­ще­ния, они очевидно либо неяв­но закреп­ля­ют за собою пра­во на «обыч­ный», «тра­ди­ци­он­ный» промискуитет. 

– Защит­ни­ки прав гомо­сек­су­а­ли­стов неред­ко аппе­ли­ру­ют к “постре­ли­ги­оз­но­му миру, в кото­ром рели­гии боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ше нет места”. Но так они теря­ют нема­лую (даже в Евро­пе!) часть обще­ства, всех, кто ска­жет: «Нет, а я верю в Бога, рели­гии есть пространство в  жиз­ни. Вы лже­те с само­го нача­ла, и все, что идет даль­ше – таковая же ересь». И тем не наименее они на это идут.

– Да, дей­стви­тель­но. Но им это необ­хо­ди­мо для удер­жа­ния пози­ций в дру­гой части обще­ства, кото­рая соглас­на со «смер­тью Бога» и «пост-рели­ги­оз­ным миром».

– Мож­но ли най­ти общий язык с данной нам «дру­гой частью обще­ства»? Воз­мож­на ли без­ре­ли­ги­оз­ная, стро­го мате­ри­а­ли­сти­че­ская защи­та от гомо­сек­су­а­лиз­ма, от всей идео­ло­гии и поли­ти­ки поло­вых извращений?

– Думаю, нет. Чело­век – не ско­ти­на; для пол­но­цен­но­го здо­ро­вья ему необ­хо­ди­ма пол­но­цен­ная характер­ствен­ность, чуть ли не преж­де все­го в сек­су­аль­ной сфе­ре. Но мате­ри­а­лизм и ате­изм устра­ня­ют даль­ние смыс­лы из чело­ве­че­ско­го бытия, пыта­ясь огра­ни­чить­ся смыс­ла­ми ближ­ни­ми, корот­ки­ми – а они, при извест­ном нажи­ме, по правде допус­ка­ют толе­рант­ность к извра­ще­ни­ям любо­го рода. И, кста­ти, не толь­ко сек­су­аль­ным. Так что нужно смот­реть не толь­ко под ноги, да и вдаль: ина­че неми­ну­е­мо собьем­ся с курса.

Уютный дом