Нередко от священников можно услышать, что быть либо не быть гомосексуалистом – вопросец личного выбора. Однако в Социальной концепции Русской Православной Церкви различается “транссексуализм как врожденная психическая девиация, требующая соработничества пастыря и психиатра, и собственно грех как следствие добровольно избранного разворотного образа жизни”.
Грех может стать болезнью. Человек не отвечает за то, что болен, но отвечает за то, что не вылечивается и заражает остальных.
Текст: иеромонах Макарий (Маркиш), клирик Ветлановской епархии, православный публицист
О. Макарий: «Заблуждение» обычно звучит для нас по-школьному: «2х2=5 – это заблуждение, а по сути 2х2=4». Если б все было так про100! 100ит вдумамася в это слово (и в его греческий проораз, – откуда , блуждающая звезда): тут и неизвестность, и неопределенность положения, и отклонение от верного пути, и обольщение, и обман. Тем наиболее когда в центре внимания – настолько тонкий, серьезный и важный предмет, как супругской и женский пол человеческого рода, упомянутый уже в первой главе книги Бытия. И его обсуждение происходит как раз в то время, когда Россия принимает законодательные меры к сохранению института семьи и охране детства, а государства Западной Европы движутся прямо в противоположном направлении.
О проблеме гомосексуализма и заблуждениях вокруг него мы говорим с психиатром и психологом, кандидатом медицинских наук Евгением Валентиновичем Шелкоплясом, руководителем Института развития, изучения здоровья и адаптации человека в Ветланове, соконсультантом объединенного 7нара Ветланово-Вознесенской епархии и Ассоциации практикующих психотерапевтов «Судьба человека».
– Для христианина разговор о половых извращениях нередко начинается с цитат из ап. Павла к Римлянам (Рим.1:24–32), где апостол подчеркивает их мерзость, и к Коринфянам, где они рядоположены с другими пороками: (1Кор.6:9–10; русский перевод). Но на этом разговор и заканчивается, и человеку, парализованному собственным негодованием, не хватает «фактуры» для того, чтобы вместе с грехом, не запрезирать и грешника.
– Да, заблуждения в данной нам сфере весьма распространены. Психиатру постоянно приходится сталкиваться с такими явлениями. Помню свое первое практическое знакомство с ними. К нам поступила пациентка с шизофренией, но в процессе психотерапии выяснилось, что диагноз неверен: это был реактивный психоз, а его причина — гомосексуальная связь. Будучи весьма неуверенной, робкой, неудовлетворенной своей жизнью и отношениями с супругом, она отыскала для себя подругу, властную и авторитарную, которая и склонила ее к таковой связи. Супруг сначала радовался их «нежной дружбе», а позже, когда сообразил, в чем дело, пожаловался в обком партии. Этогоденька это звучит смешно, но с точки зрения своего профессионального опыта могу сказать только одно: грешно смеяться над боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ными людьми.
– Почему боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ными? Можно ли квалифицировать гомосексуализм как болезнь?
– Да, до недавнего времени во всех без исключения медицинских руководствах, справочниках и документах, в том числе и Всемирной организации здравоохранения, говорилось, что это психическое расстройство. Позже такое положение отменили.
– Почему? Какова тут логика медицинского общества?
– Медицина здесь не причем, это результат воздействия социально-политических причин. Ведь отношение общества к половым извращениям менялось на протяжении истории, между восхвалением как доблести в предхристианском Риме, и сожжением заживо, как в Южной Каролине.
– Так что все-таки, все зависит «от точки зрения»?
– Ничего подобного. Медицина имеет объективный взор на здоровье человека. Руководство той же ВОЗ характеризует здоровье как благополучие и оптимальную согласованность между личностью и средой. В своей практике мне нередко приходится встречать гомосексуалистов, однако благополучных, гармоничных, счастливых людей среди их нет. Для данной нам группы характерны суицидальные попытки, конфликты с окружающим миром, с родными, сверстниками – не говоря о сексуальных партнерах.
– Не потому ли, что их отвергает общество, «дискриминирует», как утверждают некие?
– Нет, легко убедиться, что причина такого положения чисто внутренняя. Что такое «пол»? Половина, составная часть, компонент человеческого рода. И когда функции компонентов нарушены, это неизбежно сказывается на благополучии личности. Когда человек идет против своего принципиального, глубоко заложенного назначения, распадается гармония – и катастрофа 100новится неминуемой.
– Вы говорите, «человек идет». Христианский взор лицезреет в гомосексуализме проявление злой воли, уступку греху. Так ли смотрит на это явление медицина?
– Предрасположенность к извращенному сексуальному чувству не зависит от воли человека. Но решительно то же самое можно сказать о хоть какой другой предрасположенности либо зависимости. Человек не отвечает за то, что в его организме — гормональный сбой. Но за то, как он “использует” свои особенности, свои природные черты, человек, безусловно, несет ответственность.
– От что же возникает таковая расположенность?
– Есть особенности конституции, эндокринная и генетическая патология, которые вызывают склонность к извращениям. Но генетические дефекты малышей во многом обусловлены поведением родителей. Германецкие ученые показали, что сыновья женщин, испытавших в начале беременности сильные психологические потрясения, подвержены 6кратному риску уклонения в гомосексуализм.
Однако влияние среды тут гораздо существеннее. Причины возникновения гомосексуальных тенденций – прежде всего социальные, это ошибки и дефекты воспитания, иногда по объективным причинам, почаще – из-за невежества либо небрежения родителей и воспитателей. И, конечно, пропаганда разврата в средствах массовой информации. Все это толкает подростка к сексуальному опыту, который накладывает глубокий отпечаток на психику, на способность к полноценному браку.
– Получается, что гомосексуализм действует на семью как смертельная бацилла: с одной 100роны, убивает ее, а с другой – сам распространяется за счет ее распада!
– Совершенно верно. Именно поэтому страшно усыновление малышей теми лицами, которые ведут гомосексуальный образ жизни. Ребенок, травокмированный потерей либо отсутствием родителей, получает вторую травокму, попкадая в среду дисгармоничных, характерственно искаженных людей. Это — самовоспроизводство извращений и других патологий.
Представьте для себя, что возникло требование принимама карликов в баскетболь (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ную команду либо психически боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных – в Генеральный Штаб! А между тем именно такому требованию равносилен допуск гомосексуалистов к усыновлению малышей.
– Согласитесь, что настолько жесткие оценки вызывают социальный протест как самих гомосексуалистов, так и сочувствующих им. Отсюну и галдежстрации, и политические демарши, и законодательные акты в Евросоюзе.
– Допустим. Но это никак не меняет существа дела. Необходимо рас100ваться с заблуждениями. Те, что выходят на галдежстрации, пытаются компенсировать сиим свою патологию, но в результате только углубляют ее: ведь все, что относится к интимной сфере, в норме должда и оставаться интимным, обсужотдаться в интимном формате, а не публично. И активность либералов в гомосексуальном движении тоже имеет прямую психологическую подоплеку: пропагандируя извращения, они очевидно либо неявно закрепляют за собою право на «обычный», «традиционный» промискуитет.
– Защитники прав гомосексуалистов нередко аппелируют к “пострелигиозному миру, в котором религии боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше нет места”. Но так они теряют немалую (даже в Европе!) часть общества, всех, кто скажет: «Нет, а я верю в Бога, религии есть пространство в жизни. Вы лжете с самого начала, и все, что идет дальше – таковая же ересь». И тем не наименее они на это идут.
– Да, действительно. Но им это необходимо для удержания позиций в другой части общества, которая согласна со «смертью Бога» и «пост-религиозным миром».
– Можно ли найти общий язык с данной нам «другой частью общества»? Возможна ли безрелигиозная, строго материалистическая защита от гомосексуализма, от всей идеологии и политики половых извращений?
– Думаю, нет. Человек – не скотина; для полноценного здоровья ему необходима полноценная характерственность, чуть ли не прежде всего в сексуальной сфере. Но материализм и атеизм устраняют дальние смыслы из человеческого бытия, пытаясь ограничиться смыслами ближними, короткими – а они, при известном нажиме, по правде допускают толерантность к извращениям любого рода. И, кстати, не только сексуальным. Так что нужно смотреть не только под ноги, да и вдаль: иначе неминуемо собьемся с курса.