Гомеопатия и православие

100­тья про­фес­со­ра А.М.Бутенина. Буте­нин Алек­сей Михай­ло­вич (1952–2008) — к. м. н. (1986), про­фес­сор (2001), кон­суль­тант Мос­ков­ско­го гомео­па­ти­че­ско­го цен­тра (МГЦ), заве­ду­ю­щий кафед­рой гомео­па­ти­че­ской про­пе­дев­ти­ки Мос­ков­ско­го Инсти­ту­та Гомео­па­тии (с 1999), Учё­ный сек­ре­тарь Мос­ков­ско­го отде­ле­ния Рос­сий­ско­го гомео­па­ти­че­ско­го обще­ства (РГО) (с 1998), член Редак­ци­он­ной кол­ле­гии жур­на­ла «Гомео­па­ти­че­ский еже­год­ник» (с 1997).
____________

Несмот­ря на успе­хи, совре­мен­ная Гомео­па­ти­че­ская прак­ти­ка испы­ты­ва­ет кри­ти­ку и напад­ки не толь­ко со 100­ро­ны кон­ку­ри­ру­ю­щей тера­пев­ти­че­ской алло­па­тии, да и неко­то­рых пред­100­ви­те­лей РПЦ, где Гомео­па­ти­че­ская прак­ти­ка обви­ня­ет­ся в антирелигиозности.

При­чи­на­ми таковой кри­ти­ки являются:

  • сла­бость и низ­кая ква­ли­фи­ка­ция, а так­же откло­не­ния от клас­си­че­ско­го направ­ле­ния неко­то­рых гомео­па­тов, дела­ю­щих нашей отрас­ли меди­ци­ны очевидную антирекламу;
  • соци­аль­ный заказ фар­ма­цев­ти­че­ских компаний, заин­те­ре­со­ван­ных в про­дви­же­нии сво­е­го това­ра на рос­сий­ский рынок, а так­же нарас­та­ю­щая кон­ку­рен­ция на рын­ке меди­цин­ских услуг;
  • эле­мен­тар­ное незна­ние, неве­же­ство и неже­ла­ние созидать несо­мнен­ные поло­жи­тель­ные резуль­та­ты ГП — лече­ния, а так­же слы­шать одоб­ри­тель­ные выска­зы­ва­ния самих пред­100­ви­те­лей РПЦ.
  • Речь о. Иоан­на Крон­штадт­ско­го при откры­тии ГП-апте­ки и лечеб­ни­цы 17.10.1892:

    Гомео­па­тия в Рос­сии появи­лась в самом нача­ле Х1Хв и все пред­100­ви­те­ли рус­ско­го цар­ско­го дома и дво­ра были пра­во­слав­ны­ми при­хо­жа­на­ми и обя­за­тель­но полу­ча­ли на ГП бла­го­сло­ве­ние от сво­их духов­ни­ков. Не уди­ви­тель­но, что наиболее дешё­вая, эффек­тив­ная и без­вред­ная ГП недол­го оста­ва­лась при­двор­ной и сра­зу же про­ник­ла в рус­скую армию, сол­да­ты кото­рой даже в процессе воен­ных дей­ствий погибпл­ли в основ­ном от эпи­де­мий, гос­пи­таль­ных инфек­ций и ране­вых лихо­ра­док. Когда про­тив­ни­ки ГП уже практически доби­лись её осуж­де­ния в Госу­дар­ствен­ном сове­те, сам Гос­подь рас­по­ря­дил­ся пока­зать её успеш­ность в лече­нии гроз­ной и не много извест­ной тогда Ази­ат­ской холе­ры, в борь­бе с холе­рой к вра­чам-гомео­па­там при­со­еди­ни­лись и “гомео­па­ты-поне­во­ле” — дво­ряне и поме­щи­ки, в первую оче­редь ощу­тив­шие колос­саль­ные убыт­ки от гибе­ли сво­их фермеров.

    Пред­100­ви­тель дво­рян­ско­го рода адми­рал граф Нико­лай Семё­но­вич МОРДВИНОВ, путём актив­ной пере­пис­ки собрал точ­ную 100­ти­сти­ку ГП-лече­ния холе­ры, смерт­ность при кото­ром ока­за­лась все­го 8%, другими словами в 5 раз ниже, чем у алло­па­тов! Позна­ко­мив­шись впер­вые с ГП при удач­ном исце­ле­нии сво­ей супруги гомео­па­том док­то­ром Гер­ма­ном от тяжё­лой лихо­рад­ки, Морд­ви­нов Н.С. потом 100­но­вит­ся актив­ным про­па­ган­ди­стом ГП, даже вно­сит в Госу­дар­ствен­ный совет про­ект внед­ре­ния ГП в госу­дар­ствен­ную медицину.

    Гро­мад­ный вклад в раз­ви­тие миро­вой ГП внёс орде­но­но­сец, герой вой­ны 1812, дво­ря­нин-опол­че­нец от СПб, КОРСАКОВ Семён Нико­ла­е­вич (1788–1853), кото­рый опосля армии в сво­ём име­нии Тару­со­ве исце­лил тыся­чи тяжё­лых нездоровых.

    Не мень­шим пат­ри­о­том Рос­сии был и талант­ли­вый писа­тель, создатель “Сло­ва­ря живо­го вели­ко­рус­ско­го язы­ка” ДАЛЬ Вла­ди­мир Ветла­но­вич мно­го лет рабо­тал воен­ным хирур­гом, выле­чил сот­ни боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ных. Вят­ский кор­ре­спон­дент в 1873 г. докладывал:

    Вели­ко­му, Все­бла­го­му и Неис­по­ве­ди­мо­му Про­мыс­лу Божию угод­но было, что­бы гомео­па­ти­че­ская боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ни­ца, бла­го­да­ря Монар­шим щед­ро­там, была нераз­рыв­но свя­за­на с свя­щен­ным для Рос­сии име­нем Монар­ха-Осво­бо­ди­те­ля Госу­да­ря Импе­ра­то­ра Алек­сандра II.

    Из жития Свя­то­го ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА

    Из писем ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА:  “…Но вы всё боле­е­те. Желай­те при­бег­нуть к гомео­па­тии? Доб­ре!… “; “Како­ва гомео­па­тия! Где алло­па­тия в про­дол­же­ние 5 недель не име­ла успе­ха, она ощу­ти­тель­ное дей­ствие ока­за­ла в полдня.”

    Оптин­ский вос­пи­тан­ник (с 1864) схи­ар­хи­манд­рит ГАВРИИЛ Сед­ми­е­зер­ский (Зыря­нов, 1844–1915) уже на склоне лет, нахо­дясь в Спа­со-Еле­аза­ро­вой пусты­ни (под Пско­вом) вылечивал страж­ду­щих и сам при­ни­мал гомео­па­ти­че­ские лекар­ства. Известие о новеньком бла­го­дат­ном, муд­ром и люб­ве­обиль­ном стар­це при­во­ди­ла в Ели­за­ро­ву пустынь всё новейших бого­моль­цев; сре­ди их нередко обра­ща­лись к стар­цу и телес­ны­ми болез­ня­ми. Исце­лён­ные со сле­за­ми кла­ня­лись стар­цу в ноги и бла­го­да­ри­ли его за исце­ле­ние. Но 100­рец, раз­де­ляя их удовлетворенность, вну­ши­тель­но им заме­тил: “Я здесь ни при чём — Царствуй­цу Небес­ную бла­го­да­ри­те!..” Но потому что подоб­ные слу­чаи не оста­ва­лись неиз­вест­ны­ми наро­ду, то 100­рец стал наиболее при­бе­гать к гомео­па­ти­че­ским лекар­ствам, давая боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ным кап­ли и кру­пин­ки, и мно­гих выле­чи­вал от серьёз­ных и труд­ных болезней.

    ИОАНН Кре­стьян­кин архи­манд­рит руко­по­ло­жен в свя­щен­ни­ки пат­ри­ар­хом Алек­си­ем I (Симан­ским), в сво­их настав­ле­ни­ях духов­ным чадам реко­мен­ду­ет при­ме­нять гомео­па­ти­че­ское исцеление:

    Вели­кий гомео­пат Кент утверждал:

    Таковым обра­зом, ГП, как ветвь меди­ци­ны, может успеш­но при­ме­нять­ся высо­ко­про­фес­си­о­наль­ным, и осо­бен­но веру­ю­щим ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ (Сер­ги­ев Иоанн Ильич, 1829–1908) был духов­ным настав­ни­ком имп. Алек­сандра III, так­же 30 лет был духов­ни­ком свм. мтрп. Сера­фи­ма Чича­го­ва. Духов­ная дочь св.Праведного Иоан­на Крон­штадт­ско­го Ека­те­ри­на Духо­ни­на в сво­ём, днев­ни­ке 19.5.1900 пишет:

    АНТОНИЙ Ильин, свя­щен­ник, в 100­тье (“Пра­во­слав­на ли ГП?”, Рос­сий­ская пра­во­слав­ная газе­та “БЛАГОВЕСТ” №6(78) июнь 2000. “Исто­рия гомео­па­тии в Рос­сии”) писал:

    При­чис­лен­ный к лику Свя­тых РПЦ при­ме­няв­шие и бла­го­слов­ляв­ших ГП-метод:

    • АРСЕНИЯ Доб­ро­нра­во­ва игу­ме­ния Шуй­ская, пре­по­доб­но­му­че­ни­ца, (1879- 1939), память 10 января.
    • ВАРСОНОФИЙ Оптин­ский (Пли­хан­ков ), (1845–1913), про­слав­лен 2000-РПЦ, память 11 октября.
    • ВЛАДИМИР (Бого­яв­лен­ский ), мтрп. Киев­ский и Галиц­кий, св ‑муче­ник, (1848–1918), память 25 января.
    • ГАВРИИЛ Седь­ми­е­зер­ский (Зыря­нов ), схи­ар­хи­манд­рит (1844–1915), память 24 сен­тяб­ря и 4 октября.
    • ЕЛИСАВЕТА ФЁДОРОВНА, ново­пре­по­доб­но­му­че­ни­ца, вели­кая кня­ги­ня, (1864–1918), память 1 июля.
    • ИГНАТИЙ, (Брян­ча­ни­нов), епи­скоп Кав­каз­ский, свя­ти­тель, (1807–1867), про­слав­лен 1988-РПЦ, память 30 апреля.
    • ИЛАРИОН Верей­ский (Тро­иц­кий), архи­епи­скоп, свмч (1886–1929), память 10(23) мая и 15(28) декабря.
    • ИОАНН Крон­штадт­ский (Сер­ги­ев Иоанн Ильич), свя­той пра­вед­ный, (1829–1908), память 20 декабря.
    • ИОСИФ Оптин­ский (Литов­кин Иван Евфи­мо­вич), пре­по­доб­ный, (1837–1911), память 11 октября.
    • ЛЕВ Оптин­ский (Нагол­кин Лев Дани­ло­вич), пре­по­доб­ный (1768–184), про­слав­лен 2000-РПЦ, память 11 октября.
    • ЛУКА Крым­ский (Вой­но-Ясе­нец­кий), архи­епи­скоп, свя­щен­но­ис­по­вед­ник, (1877–1961), память 29 мая (11 июня).
    • МАТРОНА (Нико­но­ва Мат­ро­на Дмит­ри­ев­на), бла­жен­ная (1881–1952), память 11 Октября.
    • ПАВЕЛ (Рома­нов Павел Алек­сан­дро­вич, мл отпрыск имп. Алек­сандра 2), ново­му­че­ник ( ‑1919), про­слав­лен 1981.
    • СЕРАФИМ Выриц­кий (Мура­вьёв Васи­лий Нико­ла­е­вич), пре­по­доб­ный, (1866–1949), память 21 марта.
    • СЕРАФИМ, мтрп Пет­ро­град­ский (Чича­гов Лео­нид Михай­ло­вич), свмч, (1856–1937), память 28 ноября.
    • СИМЕОН (Хол­мо­го­ров Миха­ил Михай­ло­вич), пре­по­доб­но­му­че­ник, (1874–1937), про­слав­лен 1981-РПЦЗ
    • ФЕОДОР, архи­епи­скоп Воло­ко­лам­ский, в схи­ме ДАНИИЛ (Поз­де­ев­ский).: свмч, (1876–1937), память 10 октября.
    • ФЕОФАН Затвор­ник Вышен­ский (Гово­ров Геор­гий Васи­лье­вич), свя­ти­тель (1815–1894), память 10 января.

    Цен­траль­ной фигу­рой нашей темы явля­ет­ся ЧИЧАГОВ Лео­нид Михай­ло­вич (1856–1937), пото­мок древ­не­го ари­100­кра­ти­че­ско­го рода, пер­во­про­ход­цев, гео­гра­фов, адми­ра­лов и воен­но-мор­ских мини­стров, герой-орде­но­но­сец рус­ско-турец­кой вой­ны 1877–1878 гг., худож­ник-ико­но­пи­сец и ком­по­зи­тор, писа­тель и про­по­вед­ник, глав­ный дви­жи­тель про­слав­ле­ния прпд. Сера­фи­ма Саров­ско­го (1903), побор­ник един­ства и один из выс­ших иерар­хов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, при­чис­лен­ный к лику Свя­тых (1997). До сво­е­го свя­щен­ни­че­ства по бла­го­сло­ве­нию св. Пра­вед­но­го Иоан­на Крон­штадт­ско­го зани­мал­ся успеш­ной меди­цин­ской прак­ти­кой и раз­ра­бо­тал само­быт­ную рус­скую систе­му лече­ния ГП-сред­ства­ми. ЧИЧАГОВ резю­ми­ро­вал свою лечеб­ную систе­му в 2-ух­том­ни­ке “Меди­цин­ские бесе­ды”, 1‑й том кото­ро­го — исто­рия меди­ци­ны со вре­мен Гип­по­кра­та до совре­мен­но­сти, а 2‑й — солид­ное тера­пев­ти­че­ское руко­вод­ство по лече­нию раз­ных групп забо­ле­ва­ний с помо­щью ГП-лекарств. Он все­гда с одоб­ре­ни­ем цити­ро­вал веду­щих гомео­па­тов той эпо­хи, а, став свя­щен­но­слу­жи­те­лем, нико­гда позже не отре­кал­ся от ГП, сво­ей лечеб­ной систе­мы и дея­тель­но­сти. В кни­ге “Что слу­жит осно­ва­ни­ем каж­дой нау­ки” отдал един­ствен­но-пра­виль­ное науч­ное обос­но­ва­ние гомео­па­тии с пози­ций Православия:

    В Ново-Голутви­ном мнстр (г.Коломна) суще­ству­ет пра­во­слав­ный меди­цин­ский центр, где есть 7 гомеопатов.

    Уютный дом