Гипноз как метод лечения: мнения священников и врачей

Оглав­ле­ние

Перед совре­мен­ным чело­ве­ком, живу­щим со сла­бой пси­хи­кой в пото­ке стрес­со­вых собы­тий, рас­кры­ва­ет­ся ряд мето­дик, обе­ща­ю­щих быст­ро и без уси­лий спра­вить­ся с его про­бле­ма­ми: пси­хи­че­ски­ми, пси­хо­ло­ги­че­ски­ми и даже физи­че­ски­ми забо­ле­ва­ни­я­ми. Неред­ко вра­чи и пси­хо­ло­ги пред­ла­га­ют паци­ен­ту вылечивать­ся с помо­щью гип­но­за. Как отно­сить­ся к таковым пред­ло­же­ни­ям, какие могут ожи­отдать послед­ствия лече­ния гип­но­зом? О этом рас­суж­да­ют свя­щен­ни­ки и докторы. 

Иерей Григорий Григорьев о гипнозе

Ответ на вопросец о гип­но­зе в эфи­ре теле­ка­на­ла «Альянс» в про­грам­ме «Бесе­ды с батюш­кой» от 2 янва­ря 2014 года. 

Свя­щен­ник Гри­го­рий Гри­го­рьев — заслу­жен­ный доктор Рос­сий­ской Феде­ра­ции, док­тор меди­цин­ских наук, про­фес­сор, врач-пси­хо­те­ра­певт, нарколог.

 — Насчет гип­но­за желаю ска­зать, что я нико­гда им не зани­мал­ся. Обви­не­ния в мой адресок от непо­ни­ма­ния, что такое гип­ноз: в него могут вхо­дить только око­ло два­дца­ти про­цен­тов людей, осталь­ные ему не под­да­ют­ся. Это прак­ти­ка, кото­рая при­ни­ма­лась 100 годов назад, но от нее посте­пен­но отошли.

Про­то­и­е­рей Гри­го­рий Дья­чен­ко, цен­зор Свя­щен­но­го Сино­да, про­фес­сор дорвее­во­лю­ци­он­ной Киев­ской духов­ной ака­де­мии,  писал в сво­ей кни­ге «Из обла­сти таин­ствен­но­го»: не сле­ду­ет гип­ноз вос­при­ни­мама как нечто таин­ствен­ное, это фор­ма при­вле­че­ния вни­ма­ния, физио­ло­ги­че­ское собственный­ство {живых} объ­ек­тов. Напри­мер, когда води­тель дол­го движется по доро­ге и смот­рит на огнь­ки впе­ре­ди иду­щей маши­ны, он впа­да­ет в подоб­ное состо­я­ние. Насту­па­ет таковая гип­но­ти­че­ская  фаза, и это явле­ние собственный­ствен­но всем {живым} орга­низ­мам. Но мы в сво­ей рабо­те нико­гда ниче­го подоб­но­го не дела­ли и не исполь­зо­ва­ли. Насто­я­щий гип­ноз – когда  у чело­ве­ка отклю­ча­ет­ся созна­ние. При­чем чело­ве­ку нель­зя вну­шить того, что он не желает.

Про­то­и­е­рей Гри­го­рий Дья­чен­ко гово­рит в сво­ей кни­ге о том, что для того, что­бы вну­ше­ние пере­шло в само­вну­ше­ние, необ­хо­ди­мо, что­бы оно соот­вет­ство­ва­ло уров­ню сознания.

В пси­хо­ло­гии вооб­ще есть четы­ре мето­да воз­дей­ствия на чело­ве­ка. Пер­вый – вдох­но­ве­ние, когда кто-то кого-либо вдох­нов­ля­ет, вто­рой – под­ра­жа­ние, тре­тий – убеж­де­ние, чет­вер­тый – вну­ше­ние. Вну­ше­ние – спо­соб­ность без кри­ти­ки вос­при­ни­мама инфор­ма­цию. Для вну­ше­ния необ­хо­ди­мо, что­бы реа­ли­зо­ва­лись пер­вые три формы.

Гип­но­зом я нико­гда не зани­мал­ся не пото­му, что это пло­хо, а пото­му, что это неэф­фек­тив­но. В моем инсти­ту­те рабо­тал один из круп­ней­ших гип­но­ло­гов Буль Павел Игна­тье­вич, кото­рый зани­мал­ся лече­ни­ем гип­но­зом брон­хи­аль­ной аст­мы у малышей и гипер­то­ни­че­ской болез­ни у взрос­лых. Гип­но­зом он сни­мал у малышей ужас перед баро­ка­ме­рой, кото­рая была им нужна.

Про­фес­сор Буль в 6­де­ся­тые годы участ­во­вал с груп­пой сту­ден­тов в теле­пе­ре­да­че, в процессе кото­рой он пред­ло­жил теле­зри­те­лям про­ве­рить себя на гип­на­биль­ность. Опосля того, как ряд теле­зри­те­лей дол­го оста­вал­ся под воз­дей­стви­ем дан­ной про­фес­со­ром коман­ды («ваши руки скле­и­лись»), и ему при­шлось лич­но ездить по домам, что­бы снять это воз­дей­ствие с гип­на­биль­ных теле­зри­те­лей, было при­ня­то реше­ние о недо­пу­сти­мо­сти подоб­ных воз­дей­ствий на теле­а­уди­то­рию и  запре­те на подоб­ные передачи.

Кашпи­ров­ско­му, появив­ше­му­ся на теле­экра­нах в тяже­лую эпо­ху, когда раз­ва­ли­вал­ся Совет­ский Альянс, было надо отвлечь людей. Он знал о суще­ство­ва­нии это­го запре­та и нару­шил его. Кашпи­ров­ский начал зани­мама­ся тем, чем не стал бы зани­мама­ся ни один ува­жа­ю­щий себя доктор. Но это не зна­чит, что он нико­му не посодействовал. Дело в том, что если люди во что-то веруют, то вклю­ча­ет­ся систе­ма само­вну­ше­ния, и они вылечивают себя сами, при­пи­сы­вая это, напри­мер, Кашпи­ров­ско­му. Но то, что про­ис­хо­ди­ло тогда вокруг этих пере­дач, было похо­же на безу­мие и было совер­шен­но неприемлимо.

В то вре­мя про­тив данной «теле­ви­зи­он­ной пси­хо­те­ра­пии» актив­но высту­па­ли и про­фес­сор Буль,  и про­фес­сор Лебе­дев Вла­ди­мир Ветла­но­вич, и Юрий Гор­ный. На теле­ви­де­нии горо­да Нориль­ска они про­ве­ли экс­пе­ри­мент с целью раз­о­ла­че­ния и запре­ще­ния «теле­ви­зи­он­ной пси­хо­те­ра­пии», и это­го уда­лось достигнуть.

Как это было? Они при­е­ха­ли на нориль­ское теле­ви­де­ние, при­вез­ли сде­лан­ную ими из папье-маше уродец­ли­вую наго­ву и ска­за­ли, что яко­бы это сле­пок наго­вы извест­но­го про­фес­со­ра Зом­би, живу­ще­го в горах Тибе­та и обла­да­ю­ще­го настолько силь­ным био­по­лем, что с ним невоз­мож­но общать­ся лич­но, но заря­жен­ный им сле­пок наго­вы и запись наго­са могут исце­лять самые раз­лич­ные болез­ни. Тогда их попро­си­ли про­ве­сти оздо­ро­ви­тель­ный сеанс для жите­лей Нориль­ска. Теле­зри­те­лям было заяв­ле­но, что в резуль­та­те сеан­са они не толь­ко исце­лят­ся от мно­гих болез­ней, но так­же если поста­вят у экра­нов сло­ман­ные быто­вые при­бо­ры, те сно­ва нач­нут рабо­тать. Сеанс начал­ся, и нача­лось огром­ное само­вну­ше­ние людей от воз­дей­ствия данной гру­бо слеп­лен­ной наго­вы несу­ще­ству­ю­ще­го про­фес­со­ра и зву­ка его наго­са, кото­рый по сути был запи­сью невнят­ных речей 3-х пред­100­ви­те­лей мусуль­ман­ских народов.

Если поса­дить любо­го чело­ве­ка перед мно­го­мил­ли­он­ной теле­ви­зи­он­ной audi­то­ри­ей, то насту­па­ет эффект мас­со­во­го потен­ци­ро­ван­но­го воз­дей­ствия друг на дру­га, индук­ции. Осо­бен­но силь­но это воз­дей­ству­ет на людей с раз­лич­ны­ми пси­хи­че­ски­ми неду­га­ми, и это быть может весьма небезопасно.

Соб­ствен­но, Кашпи­ров­ский пока­зал нам, что такое сред­ства мас­со­вой инфор­ма­ции. Подоб­ные экс­пе­ри­мен­ты повы­ша­ют если­че­ство само­вну­ша­е­мых людей в обще­стве, что явля­ет­ся очень небла­го­при­ят­ной ситу­а­ци­ей. То, что делал Кашпи­ров­ский – это не гип­ноз, это рас­ша­ты­ва­ние внут­рен­ней систе­мы пси­хо­ло­ги­че­ской защи­ты. В гип­но­зе тако­го вре­да не при­чи­нишь. Тут же чело­ве­ком начи­на­ют влеки­пу­ли­ро­вать, и тот начи­на­ет веровать в како­го-то вра­ча, кото­рый под­ме­ня­ет собой Бога. Это нару­ше­ние пер­вой запо­ве­ди «Не сотво­ри для себя куми­ра». Оце­ни­вать лич­ные каче­ства Ана­то­лия Ветла­но­ви­ча Кашпи­ров­ско­го мы не име­ем пра­ва, быть может, он дав­но пока­ял­ся, при­ча­ща­ет­ся, ведь Гос­подь про­ща­ет чело­ве­ку все грехи.

Артем пишет: «Здрав­ствуй­те, отец Гри­го­рий! Пожа­луй­100, ответь­те на вол­ну­ю­щий меня вопросец: может ли пси­хо­лог, кото­рый явля­ет­ся пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном, исполь­зо­вать в сво­ей рабо­те гип­ноз? Меня зовут Артем, посту­пил в университет на пси­хо­ло­га, так­же изу­чал гип­ноз. Находил инфор­ма­цию в интер­не­те. Свя­щен­но­слу­жи­те­ли в сво­их интер­вью не одоб­ря­ют этот способ, кро­ме отца Димит­рия Смир­но­ва. Желаю выяснить Ваше мне­ние, потому что Вы свя­щен­ник и психоаналитик.

Пони­маю, что неко­то­рые гип­но­ти­че­ские тех­ни­ки могут быть духов­но опас­ны, напри­мер, мыс­лен­ное обра­ще­ние в тран­се к “муд­ро­му суще­ству” за сове­том. Но быть может гип­ноз при вни­ма­тель­ной изби­ра­тель­ной рабо­те с ним пси­хо­ло­га допу­стим? Меня бес­по­ко­ит, не при­чи­ню ли я вре­да само­му для себя, исполь­зуя гип­ноз в рабо­те с людь­ми, и не навре­жу ли людям самим фак­том исполь­зо­ва­ния гип­но­за? Весьма жду Ваше­го ответа!»

– Доро­гой Артем, для изу­че­ния данной про­бле­мы, инте­ре­су­ю­щей Вас и дру­гих людей, я Для вас реко­мен­дую озна­ко­мить­ся с 2-ух­том­ни­ком про­то­и­е­рея Гри­го­рия Дья­чен­ко «Из обла­сти таин­ствен­но­го». Про­то­и­е­рей Гри­го­рий Дья­чен­ко до рево­лю­ции был цен­зо­ром Свя­щен­но­го Сино­да, про­фес­со­ром Киев­ской духов­ной ака­де­мии. В сво­ей кни­ге он гово­рит, что гип­ноз не сле­ду­ет вос­при­ни­мама как доб­ро либо зло, он явля­ет­ся физио­ло­ги­че­ским собственный­ством {живых} созданий. Прак­ти­че­ски мы зна­ем гип­ноз, когда факи­ры, колдуны, цир­ко­вые акте­ры берут, напри­мер, кури­цу и рез­ко изме­ня­ют ее состо­я­ние. Берут за лапы и кла­дут ее на бок, и она впа­да­ет в гип­но­ти­че­ский сон.

Соб­ствен­но гово­ря, hypnos – это сон. Когда мы едем в тем­ное вре­мя по доро­ге и смот­рим на огнь­ки иду­щей впе­ре­ди маши­ны, мы вхо­дим в некоторое дре­мот­ное состо­я­ние. Вот это, соб­ствен­но гово­ря, про­о­раз гип­но­за. В совре­мен­ной меди­цин­ской прак­ти­ке, в рабо­те с людь­ми гип­ноз прак­ти­че­ски не при­ме­ня­ет­ся вослед­ствие сво­ей малой эффек­тив­но­сти. Невоз­мож­но в состо­я­нии гип­но­за повли­ять на лич­ность чело­ве­ка. Вот обра­ще­ние к мисти­че­ско­му суще­ству, как Вы пише­те, это уже не гип­ноз, это оккульт­ные нау­ки – конеч­но, такое абсо­свиреп­но недо­пу­сти­мо. Но если Вы буде­те молить­ся Анге­лу Хра­ни­те­лю, читать пра­во­слав­ные молит­вы, то, есте­ствен­но, это Для вас не повредит.

Свя­тые отцы гово­ри­ли о том, что духов­ный мир укрыт от нас Все­лю­бя­щим и Все­б­ла­гим Гос­по­дом нашим Иису­сом Хри­стом «семью зам­ка­ми и семью печа­тя­ми». Чело­ве­ку туда не сле­ду­ет зале­зать, пото­му что, по сло­для вас пре­по­доб­но­го Сера­фи­ма Саров­ско­го, «самый малый бес одним ког­тем зем­лю про­ткнуть может». Вот поэто­му не сле­ду­ет туда загля­ды­вать. Воля чело­ве­ка акту­аль­на в види­мом мире, а мире духов­ном воля чело­ве­ка будет либо под Божи­им щитом, либо под вра­жьим. Поэто­му со сво­ей волей в духов­ный мир не сле­ду­ет идти. Мы сра­зу встре­тим­ся в этом мире с тем­ны­ми сила­ми, поэто­му, конеч­но, Гос­подь нас оградил.

Гип­ноз может рас­сла­лупить чело­ве­ка, снять такие моно­симп­то­мы, как спазм, боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение) – это ско­рее пси­хо­со­ма­ти­ка, чем пси­хо­ло­гия. Я не думаю, что в Вашей прак­ти­ке пси­хо­ло­га гип­ноз Для вас серьез­но пона­до­бит­ся, но, по край­ней мере, Вы име­е­те пред­став­ле­ние о этом в про­цес­се обу­че­ния. А в широ­кой прак­ти­ке Для вас его при­ме­нять не при­дет­ся. Я не думаю, что Для вас нужно его исполь­зо­вать. Озна­ко­ми­лись с ним – кто пре­ду­пре­жден, тот вооружен.

Протоиерей Димитрий Смирнов о лечении (процесс для облегчение, снятие или устранение симптомов и заболевания) болезней гипнозом

 — Вну­ше­ние и гип­ноз — это одно и то же. Если вы бои­тесь гип­но­за и не бои­тесь вну­ше­ния, то это доволь­но государств­но. Преж­де чем лезть в воду, нужно выяснить брод… Гип­ноз дав­но изве­стенок и при­ме­ня­ет­ся и при­ме­нял­ся, напри­мер, у мно­гих пле­мён в Афри­ке как способ лече­ния. Нуж­но смот­реть, какие забо­ле­ва­ния вылечивать гип­но­зом. Вот, напри­мер, есть такое забо­ле­ва­ние исте­рия, при кото­ром гип­ноз помо­га­ет, если чело­век под­да­ёт­ся. От алко­го­лиз­ма гип­ноз тоже помо­га­ет. Ясное дело, что если у чело­ве­ка нога болит по некий при­чине, то сколь­ко не вну­шай, боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение) может прой­ти, но сама болезнь не пройдёт. 

Как Православие относится к нейро-лингвистическому программированию (НЛП), которым на данный момент почти все увлечены?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Ней­ро-линг­ви­сти­че­ское про­грам­ми­ро­ва­ние (НЛП) направ­ле­но на влеки­пу­ля­цию не толь­ко созна­ни­ем, да и внут­рен­ним миром чело­ве­ка. Почаще все­го для это­го при­ме­ня­ет­ся гип­ноз. Осно­ва­те­ли НЛП Ричард Бенд­лер и Джон Грин­дер пишут в кни­ге «Наве­де­ние тран­са»: «Если вы при­ме­ня­е­те к груп­пе людей одно и то же гип­но­ти­че­ское наве­де­ние, то только неко­то­рые из их перей­дут в транс. Так посту­па­ют тра­ди­ци­он­ные гип­но­ти­зе­ры. Но мы будем изу­чать нетра­ди­ци­он­ный гип­ноз. Мы будем изу­чать так назы­ва­е­мый эрик­со­нов­ский гип­ноз, сле­дуя Мил­то­ну Г.Эриксону. Эрик­со­нов­ский гип­ноз озна­ча­ет раз­ви­тие навы­ков гип­но­ти­зе­ра до таковой сте­пе­ни, что­бы вы сумел­ли вве­сти чело­ве­ка в транс в процессе раз­го­во­ра, где даже не упо­ми­на­ет­ся сло­во «гип­ноз». Уже дав­но я вызнал, что важ­но не настолько­ко то, что вы гово­ри­те, а то, как вы это гово­ри­те. Если вы пыта­е­тесь убе­дить кого-то созна­тель­но, одер­жав над ним верх, то это вызы­ва­ет у него реак­цию сопро­тив­ле­ния, направ­лен­ную про­тив вас. Есть люди, не сопро­тив­ля­ю­щи­е­ся, когда над ними берут верх, и они пере­хо­дят в транс. Но ни сопро­тив­ле­ние, ни сотруд­ни­че­ство ниче­го не дока­зы­ва­ют, кро­ме того, что люди спо­соб­ны реа­ги­ро­вать. Каж­дый жив чело­век может реа­ги­ро­вать. Вопросец толь­ко, каким обра­зом и на что. Когда вы зани­ма­е­тесь гип­но­зом, ваша зада­ча – заме­тить, на что чело­век реа­ги­ру­ет есте­ствен­но». К чему это при­во­дит, мож­но выяснить из дру­гой кни­ги тех же авто­ров: «На нашем послед­нем  7­на­ре мы зани­ма­лись стра­те­ги­я­ми. Одну жен­щи­ну мы запро­грам­ми­ро­ва­ли так, что она забы­ла свое имя. Один супруг­чи­на тогда ска­зал: «Нет тако­го спо­со­ба, с помо­щью кото­ро­го меня мож­но было бы заста­вить запамятовать соб­ствен­ное имя!» Я спро­сил: «Как вас звать?» И он отве­тил: «Я не понимаю!» Я отве­тил: «Поздрав­ляю ваше под­со­зна­ние, даже если у вас его нет». Меня забав­ля­ет, что гип­ноз нын­че так систе­ма­ти­че­ски игно­ри­ру­ет­ся. Я думаю, что  это про­ис­хо­дит пото­му,  что созна­ние,  кото­рое исполь­зу­ет этот способ, не дове­ря­ет ему. Но в каж­дой фор­ме тера­пии, кото­рые мне дово­ди­лось изу­чать, есть пере­жи­ва­ние тран­са» (Ввод­ный курс НЛП тре­нин­га). Пред­100­ви­те­ли НЛП и не скры­ва­ют, что «в опре­де­лен­ном смыс­ле – это навы­ки неогра­ни­чен­ной вла­сти над чело­ве­ком, вла­сти над состо­я­ни­ем и настро­е­ни­ем, мыш­ле­ни­ем и пове­де­ни­ем окру­жа­ю­щих вас людей» (Р.Бендлер. Созда­ние убеж­де­ний).

С точ­ки зре­ния пра­во­слав­ной духов­но­сти это запре­ще­но. Нахо­дясь в состо­я­нии гип­но­за, чело­век прак­ти­че­ски пол­но­стью теря­ет кон­троль над собой: как телом, так и созна­ни­ем. Наи­бо­лее высо­кая вну­ша­е­мость воз­ни­ка­ет на самой глу­бо­кой фазе гип­но­ти­че­ско­го тран­са (так назы­ва­е­мая пара­док­саль­ная фаза), когда сла­бые фак­то­ры (напри­мер, сло­во) дей­ству­ют силь­нее, чем силь­ные (ост­рая боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)). Чело­ве­ку в таком состо­я­нии могут быть вну­ше­ны чув­ства и мыс­ли, про­тив­ные его убеж­де­ни­ям (в том чис­ле мораль­ным и рели­ги­оз­ным). В состо­я­нии гип­но­ти­че­ско­го тран­са чело­век 100­но­вит­ся доступ­ным демо­ни­че­ско­му действию.

Сло­во гип­ноз (греч. hypnos – сон) было вве­де­но англий­ским вра­чом Джейм­сом Обривай­дом (1795–1860) в 1843 году. Сиим поня­ти­ем обо­зна­ча­ет­ся состо­я­ние, снаружи похо­жее на сон либо полу­сон, вызы­ва­е­мое вну­ше­ни­ем. Оно сопро­вож­да­ет­ся под­чи­не­ни­ем воли спя­ще­го воле усып­ля­ю­ще­го. Древ­ней­шие памят­ни­ки пись­мен­но­сти сви­де­тель­ству­ют, что уже древ­ние шуме­ры и егип­тяне исполь­зо­ва­ли гип­ноз в целях колдуны­че­ско­го воз­дей­ствия. Несо­мнен­но, что мно­гие оккульт­ные фено­ме­ны кол­ду­нов, шама­нов, закли­на­те­лей во все века были осно­ва­ны на при­ме­не­нии гип­но­за. Поня­тие гип­ноз нередко встре­ча­ет­ся и у совре­мен­ных оккультистов.

Свя­щен­ное Писа­ние вся­кое оккульт­ное воз­дей­ствие на чело­ве­ка стро­жай­ше запре­ща­ет. Дея­тель­ность вол­шеб­ни­ков, воро­жей, вопро­ша­те­лей мерт­вых, вызы­ва­те­лей духов, гада­те­лей, оба­я­те­лей назва­на в Биб­лии мер­зо­стью (Втор.18:10–11). Гип­но­ти­че­ским оккуль­тиз­мом, по-види­мо­му, зани­ма­лись оба­я­те­ли (Иер.50:36; Дан.2:27; 4:4 и др.). Сло­вом оба­я­тель в Сино­даль­ном тек­сте пере­ве­де­но еврей­ское сло­во chabar. У это­го сло­ва несколь­ко зна­че­ний: свя­зы­вать, закли­нать, объ­еди­нять. Гип­но­ти­зер имен­но свя­зы­ва­ет волю чело­ве­ка и влеки­пу­ли­ру­ет им. Свя­тые отцы настра­и­ва­ют нас на духов­ное трез­ве­ние. Умо­лим Бога, чтобы Он даро­вал нам чисто­ту и сми­рен­но­муд­рие, пло­дом кото­рых быва­ет духов­ное рас­суж­де­ние, с вер­но­стию отли­ча­ю­щее доб­ро от зла! (Свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов. Сло­во о чув­ствен­ном и о духов­ном виде­нии духов. Заключение).

Психиатр Д.А. Авдеев о гипнозе

К вели­ко­му сожа­ле­нию, гип­ноз широ­ко исполь­зу­ет­ся офи­ци­аль­ной меди­ци­ной, вра­ча­ми-пси­хо­те­ра­пев­та­ми. Есть сре­ди послед­их те, кото­рые при­ме­ня­ют гип­ноз по рели­ги­оз­но­му неве­же­ству. Другие – счи­та­ют себя ате­и­100­ми. Есть и созна­тель­ные слу­жи­те­ли злу.

Пра­во­сла­вию чуж­ды мето­ды, насиль­ствен­но воз­дей­ству­ю­щие на лич­ность. Адеп­ты при­ме­не­ния гип­но­ти­че­ских тран­сов гово­рят о откры­тии осо­бых пси­хо­со­ма­ти­че­ских кана­лов во вре­мя исполь­зо­ва­ния гип­но­за, о вли­я­нии на пси­хи­ку чело­ве­ка, минуя кри­ти­ку («без тор­мо­клич»), о рас­кры­тии резерв­ных воз­мож­но­стей орга­низ­ма, о потря­са­ю­щих тера­пев­ти­че­ских эффектах.

Как спе­ци­а­лист, я с уве­рен­но­стью заяв­ляю, что ника­ких исклю­чи­тель­ных эффек­тов нет. А если и быва­ет какая-то «поль­за» от гип­но­за, то неиз­вест­но, как она еще аук­нет­ся в буду­щем… Точ­нее, извест­но, и даже с опре­де­лен­но­стью. О этом гип­но­ло­ги, в луч­шем слу­чае, и не помышляют.

Гип­ноз – это наси­лие над душой чело­ве­ка. К при­ме­ру, в 3‑ей 100­дии гип­но­за сом­нам­бул (загип­но­ти­зи­ро­ван­ный) во всем бес­пре­ко­слов­но под­чи­ня­ет­ся сво­е­му «гуру»: может созидать, слы­шать, ощу­щать несу­ще­ству­ю­щие пред­ме­ты, людей (гал­лю­ци­на­ции); может не чув­ство­вать боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани); обна­нажимать пота­ен­ные мыс­ли, чув­ства, жела­ния. Кста­ти, есть так назы­ва­е­мый эффект пост­гип­но­ти­че­ско­го вну­ше­ния. Это когда ука­за­ния гип­но­ло­га выпол­ня­ют­ся спу­стя опре­де­лен­ное вре­мя опосля про­ве­де­ния сеанса.

Насколь­ко оправ­да­но лишать чело­ве­ка кри­ти­ки и рас­трибунал­ка, даже на корот­кое вре­мя, даже с бла­гой, каза­лось бы, целью? Оправ­да­ния это­му нет. Чело­век – вели­чай­шая тай­на, и нам греш­ным про­100 не дано знать и созидать, что испы­ты­ва­ет душа в гип­но­ти­че­ском состо­я­нии, что про­ис­хо­дит в глу­бине чело­ве­че­ско­го духа. Ни один свя­той не при­бе­гал к тому, что­бы исце­лять чело­ве­ка в изме­нен­ном состо­я­нии созна­ния. Крот­ко и сми­рен­но угод­ни­ки Божии явля­ли дар цели­тель­ства людям, кото­рый стя­жа­ли от Гос­по­да за свя­тость жизни.

Сле­ду­ет ска­зать, что гип­ноз со вре­ме­нем при­о­ре­та­ет роль нар­ко­ти­ка. Одни и те же люди прогуливаются от гип­но­ти­зе­ра к гип­но­ти­зе­ру, стре­мят­ся почаще испы­ты­вать «необык­но­вен­ные» состо­я­ния. Как жалко этих людей! И как пре­ступ­но посту­па­ют те, кото­рые при­во­дят их к подоб­ной зависимости.

В послед­ние годы в спе­ци­аль­ной лите­ра­ту­ре появи­лось мно­го пуб­ли­ка­ций, сви­де­тель­ству­ю­щих о дез­ор­га­ни­за­ции пси­хи­че­ской дея­тель­но­сти чело­ве­ка опосля нередко­го при­ме­не­ния к нему глу­бо­ко­го гипноза.

Оптинские старцы о гипнозе

«Кошмар­ное дело этот гип­ноз. Было вре­мя, когда люди стра­ши­лись это­го дея­ния, бега­ли от него, а сейчас им увле­ка­ют­ся… извле­ка­ют из него поль­зу» (пре­по­доб­ный Нектарий).

«И ведь вся неудача в том, что это зна­ние вхо­дит в нашу жизнь под при­кры­ти­ем как буд­то могу­ще­го отдать чело­ве­че­ству огром­ную поль­зу» (он же).

«Гип­ноз – злая, нехри­сти­ан­ская сила» (пре­по­доб­ный Варсонофий).

«Если же вы, оста­вив Бога, при­бег­не­те к колдун­не­тиз­му — про­ти­во­есте­ствен­но­му сред­ству, – то я уже ниче­го не могу для вас ска­зать» (пре­по­доб­ный Макарий).

Воздействие гипноза на малышей

При­ве­ду только один при­мер. Про­фес­сор В. Лебе­дев сооб­ща­ет: «Обсле­до­ва­но 2015 школь­ни­ков, 93% были вовле­че­ны в сеан­сы Кашпи­ров­ско­го. Во вре­мя сеан­сов отме­ча­ют­ся навяз­чи­вые дви­же­ния, исте­ри­че­ские реак­ции, гал­лю­ци­на­тор­ные фено­ме­ны и дру­гие пси­хи­че­ские нару­ше­ния. У 42% был отме­чен гип­но­ти­че­ский сон, опосля сеан­сов у 7% малышей выяв­ле­ны раз­лич­ные фор­мы пси­хи­че­ской дез­адап­та­ции. Чет­ко наме­ти­лась тен­ден­ция повы­ше­ния вну­ша­е­мо­сти и рост исте­ри­че­ских реак­ций. В резуль­та­те теле­се­ан­сов неко­то­рые малыши впа­да­ли в состо­я­ние ката­леп­сии при виде толь­ко фото­гра­фии Кашпировского».

Аутогенная тренировка (как вид самогипноза)

С пози­ции пра­во­слав­ной духов­но­сти заня­тия ауто­тре­нин­гом неду­ше­по­лез­ны. Создатель это­го мето­да пси­хо­те­ра­пии германец­кий уче­ный и прак­тик Иоганн Шульц. В трид­ца­тых годах наше­го 100­ле­тия док­тор Шульц на осно­ве сво­их впе­чат­ле­ний от пре­бы­ва­ния в Индии и зна­ком­ства с йогой, син­те­зи­ро­вал нечто подоб­ное для евро­пей­цев и пред­ло­жил собственный способ для про­фи­лак­ти­ки и лече­ния боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­шо­го спек­тра забо­ле­ва­ний, а так­же с целью пси­хи­че­ской само­ре­гу­ля­ции душев­но­го состо­я­ния. Харак­те­ри­зуя сущность ауто­ген­ной тре­ни­ров­ки, сле­ду­ет ска­зать, что она не спо­соб­ству­ет сокро­вен­ной рабо­те по внут­рен­не­му глаза­ще­нию, борь­бе с поро­ка­ми и стра­стя­ми. Уба­ю­ки­ва­ю­щее само­рас­слаб­ле­ние – ско­рее уход от дей­стви­тель­но­сти, иллю­зия бла­го­по­лу­чия. О сми­ре­нии и трез­ве­нии, как осно­ве душев­но­го мира, не упо­ми­на­ет­ся. Важ­но пом­нить, что способ име­ет йогов­ские (читай буд­дий­ские) корешки.

Все ска­зан­ное отно­си­лось к пер­вой сту­пе­ни ауто­ген­ной тре­ни­ров­ки. А дальше, когда чело­век обу­ча­ет­ся релак­са­ции, ему пред­ла­га­ет­ся осво­ить при­е­мы, свя­зан­ные с искус­ствен­ным вызы­ва­ни­ем каких-либо обра­клич либо кар­тин. Осно­ва вто­рой сту­пе­ни – чув­ствен­ное вооб­ра­же­ние. Свя­тые отцы предо­сте­ре­га­ют нас от раз­но­го рода чув­ствен­но­сти, клинок­та­тель­но­сти, фан­та­зи­ро­ва­ний. Таковым обра­зом, способ ауто­ген­ной тре­ни­ров­ки нужно отло­жить за нена­доб­но­стью и в виду опас­но­сти повре­дить сво­ей душе.

Трансовые состояния

В насто­я­щее вре­мя в пси­хо­те­ра­пии огром­ное если­че­ство тех­ник, исполь­зу­ю­щих тран­со­вые (сход­ные с гип­но­ти­че­ским) состо­я­ния. К при­ме­ру суще­ству­ет (о кошмар!) так назы­ва­е­мая реин­кар­на­ци­он­ная пси­хо­те­ра­пия. Ее потре­би­те­ли, нахо­дясь в тран­се, вспо­ми­на­ют свои «преж­ние жиз­ни» (они пишут эти сло­ва без кавы­чек) и пыта­ют­ся най­ти в их при­чи­ны сво­их про­блем. Актив­но раз­ви­ва­ет­ся так назы­ва­е­мая тран­спер­со­наль­ная пси­хо­те­ра­пия. Если не вда­вать­ся в подроб­но­сти и ска­зать про­100 и ясно, то это будет выгля­деть так: сна­ча­ла поклон­ни­ки таковой пси­хо­прак­ти­ки вхо­дят в транс, а позже обща­ют­ся с бесами.

Экс­тра­сен­сы и другие оккульт­ные «цели­те­ли» исполь­зу­ют в сво­ей прак­ти­ке осо­бые состо­я­ния созна­ния. Наиболее того, счи­та­ют их непре­мен­ным усло­ви­ем для успеш­но­го резуль­та­та. Отец Ана­то­лий (Бере­стов) и ака­де­мик ней­ро­фи­зио­лог С. В. Кра­пи­вин, иссле­до­вав рабо­ту моз­га людей, нахо­див­ших­ся в состо­я­нии меди­та­ции (гип­но­за, само­гип­но­за) при­шли к тако­му выво­ду: «Пола­га­ют, что состо­я­ние меди­та­ции бла­го­твор­но ска­зы­ва­ет­ся на здо­ро­вье чело­ве­ка, посколь­ку при всем этом сни­жа­ют­ся ритм дыха­ния, нередко­та сер­деч­ных сокра­ще­ний, уро­вень лак­та­та плаз­мы кро­ви, про­ис­хо­дит мио­ре­лак­са­ция. Счи­та­ет­ся даже, что такое необыч­ное состо­я­ние есть луч­ший отдых. Одна­ко при подроб­ном рас­смот­ре­нии элек­тро­эн­це­фа­ло­гр ясно, что это ника­кой не отдых, а совершенно осо­бое и государств­ное состо­я­ние моз­га — опас­ная моби­ли­за­ция всех моз­го­вых ресур­сов, всех физио­ло­ги­че­ских сил мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека)».

Итак вот, через это осо­бое состо­я­ние созна­ния, когда «воро­та» души рас­кры­ты, гип­но­ти­зер либо оккуль­тист 100­но­вит­ся про­вод­ни­ком тем­ных сил и слу­жит сатане. Вот поче­му Пра­во­слав­ная Цер­ковь опре­де­ля­ет гип­ноз как «созна­тель­ное слу­же­ние злу», назы­ва­ет его явле­ни­ем «раз­ру­ша­ю­щим дух чело­ве­ка». Под­чер­ки­ва­ет­ся, что в гип­но­зе исполь­зу­ют­ся тем­ные силы духов­но­го мира (Жур­нал Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии, №12, 1989).

Уютный дом