Оглавление
Перед современным человеком, живущим со слабой психикой в потоке стрессовых событий, раскрывается ряд методик, обещающих быстро и без усилий справиться с его проблемами: психическими, психологическими и даже физическими заболеваниями. Нередко врачи и психологи предлагают пациенту вылечиваться с помощью гипноза. Как относиться к таковым предложениям, какие могут ожиотдать последствия лечения гипнозом? О этом рассуждают священники и докторы.
Иерей Григорий Григорьев о гипнозе
Ответ на вопросец о гипнозе в эфире телеканала «Альянс» в программе «Беседы с батюшкой» от 2 января 2014 года.
Священник Григорий Григорьев — заслуженный доктор Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор, врач-психотерапевт, нарколог.
— Насчет гипноза желаю сказать, что я никогда им не занимался. Обвинения в мой адресок от непонимания, что такое гипноз: в него могут входить только около двадцати процентов людей, остальные ему не поддаются. Это практика, которая принималась 100 годов назад, но от нее постепенно отошли.
Протоиерей Григорий Дьяченко, цензор Священного Синода, профессор дорвееволюционной Киевской духовной академии, писал в своей книге «Из области таинственного»: не следует гипноз воспринимама как нечто таинственное, это форма привлечения внимания, физиологическое собственныйство {живых} объектов. Например, когда водитель долго движется по дороге и смотрит на огньки впереди идущей машины, он впадает в подобное состояние. Наступает таковая гипнотическая фаза, и это явление собственныйственно всем {живым} организмам. Но мы в своей работе никогда ничего подобного не делали и не использовали. Настоящий гипноз – когда у человека отключается сознание. Причем человеку нельзя внушить того, что он не желает.
Протоиерей Григорий Дьяченко говорит в своей книге о том, что для того, чтобы внушение перешло в самовнушение, необходимо, чтобы оно соответствовало уровню сознания.
В психологии вообще есть четыре метода воздействия на человека. Первый – вдохновение, когда кто-то кого-либо вдохновляет, второй – подражание, третий – убеждение, четвертый – внушение. Внушение – способность без критики воспринимама информацию. Для внушения необходимо, чтобы реализовались первые три формы.
Гипнозом я никогда не занимался не потому, что это плохо, а потому, что это неэффективно. В моем институте работал один из крупнейших гипнологов Буль Павел Игнатьевич, который занимался лечением гипнозом бронхиальной астмы у малышей и гипертонической болезни у взрослых. Гипнозом он снимал у малышей ужас перед барокамерой, которая была им нужна.
Профессор Буль в 6десятые годы участвовал с группой студентов в телепередаче, в процессе которой он предложил телезрителям проверить себя на гипнабильность. Опосля того, как ряд телезрителей долго оставался под воздействием данной профессором команды («ваши руки склеились»), и ему пришлось лично ездить по домам, чтобы снять это воздействие с гипнабильных телезрителей, было принято решение о недопустимости подобных воздействий на телеаудиторию и запрете на подобные передачи.
Кашпировскому, появившемуся на телеэкранах в тяжелую эпоху, когда разваливался Советский Альянс, было надо отвлечь людей. Он знал о существовании этого запрета и нарушил его. Кашпировский начал занимамася тем, чем не стал бы занимамася ни один уважающий себя доктор. Но это не значит, что он никому не посодействовал. Дело в том, что если люди во что-то веруют, то включается система самовнушения, и они вылечивают себя сами, приписывая это, например, Кашпировскому. Но то, что происходило тогда вокруг этих передач, было похоже на безумие и было совершенно неприемлимо.
В то время против данной «телевизионной психотерапии» активно выступали и профессор Буль, и профессор Лебедев Владимир Ветланович, и Юрий Горный. На телевидении города Норильска они провели эксперимент с целью разолачения и запрещения «телевизионной психотерапии», и этого удалось достигнуть.
Как это было? Они приехали на норильское телевидение, привезли сделанную ими из папье-маше уродецливую нагову и сказали, что якобы это слепок наговы известного профессора Зомби, живущего в горах Тибета и обладающего настолько сильным биополем, что с ним невозможно общаться лично, но заряженный им слепок наговы и запись нагоса могут исцелять самые различные болезни. Тогда их попросили провести оздоровительный сеанс для жителей Норильска. Телезрителям было заявлено, что в результате сеанса они не только исцелятся от многих болезней, но также если поставят у экранов сломанные бытовые приборы, те снова начнут работать. Сеанс начался, и началось огромное самовнушение людей от воздействия данной грубо слепленной наговы несуществующего профессора и звука его нагоса, который по сути был записью невнятных речей 3-х пред100вителей мусульманских народов.
Если посадить любого человека перед многомиллионной телевизионной audiторией, то наступает эффект массового потенцированного воздействия друг на друга, индукции. Особенно сильно это воздействует на людей с различными психическими недугами, и это быть может весьма небезопасно.
Собственно, Кашпировский показал нам, что такое средства массовой информации. Подобные эксперименты повышают есличество самовнушаемых людей в обществе, что является очень неблагоприятной ситуацией. То, что делал Кашпировский – это не гипноз, это расшатывание внутренней системы психологической защиты. В гипнозе такого вреда не причинишь. Тут же человеком начинают влекипулировать, и тот начинает веровать в какого-то врача, который подменяет собой Бога. Это нарушение первой заповеди «Не сотвори для себя кумира». Оценивать личные качества Анатолия Ветлановича Кашпировского мы не имеем права, быть может, он давно покаялся, причащается, ведь Господь прощает человеку все грехи.
Артем пишет: «Здравствуйте, отец Григорий! Пожалуй100, ответьте на волнующий меня вопросец: может ли психолог, который является православным христианином, использовать в своей работе гипноз? Меня зовут Артем, поступил в университет на психолога, также изучал гипноз. Находил информацию в интернете. Священнослужители в своих интервью не одобряют этот способ, кроме отца Димитрия Смирнова. Желаю выяснить Ваше мнение, потому что Вы священник и психоаналитик.
Понимаю, что некоторые гипнотические техники могут быть духовно опасны, например, мысленное обращение в трансе к “мудрому существу” за советом. Но быть может гипноз при внимательной избирательной работе с ним психолога допустим? Меня беспокоит, не причиню ли я вреда самому для себя, используя гипноз в работе с людьми, и не наврежу ли людям самим фактом использования гипноза? Весьма жду Вашего ответа!»
– Дорогой Артем, для изучения данной проблемы, интересующей Вас и других людей, я Для вас рекомендую ознакомиться с 2-ухтомником протоиерея Григория Дьяченко «Из области таинственного». Протоиерей Григорий Дьяченко до революции был цензором Священного Синода, профессором Киевской духовной академии. В своей книге он говорит, что гипноз не следует воспринимама как добро либо зло, он является физиологическим собственныйством {живых} созданий. Практически мы знаем гипноз, когда факиры, колдуны, цирковые актеры берут, например, курицу и резко изменяют ее состояние. Берут за лапы и кладут ее на бок, и она впадает в гипнотический сон.
Собственно говоря, hypnos – это сон. Когда мы едем в темное время по дороге и смотрим на огньки идущей впереди машины, мы входим в некоторое дремотное состояние. Вот это, собственно говоря, проораз гипноза. В современной медицинской практике, в работе с людьми гипноз практически не применяется воследствие своей малой эффективности. Невозможно в состоянии гипноза повлиять на личность человека. Вот обращение к мистическому существу, как Вы пишете, это уже не гипноз, это оккультные науки – конечно, такое абсосвирепно недопустимо. Но если Вы будете молиться Ангелу Хранителю, читать православные молитвы, то, естественно, это Для вас не повредит.
Святые отцы говорили о том, что духовный мир укрыт от нас Вселюбящим и Всеблагим Господом нашим Иисусом Христом «семью замками и семью печатями». Человеку туда не следует залезать, потому что, по слодля вас преподобного Серафима Саровского, «самый малый бес одним когтем землю проткнуть может». Вот поэтому не следует туда заглядывать. Воля человека актуальна в видимом мире, а мире духовном воля человека будет либо под Божиим щитом, либо под вражьим. Поэтому со своей волей в духовный мир не следует идти. Мы сразу встретимся в этом мире с темными силами, поэтому, конечно, Господь нас оградил.
Гипноз может расслалупить человека, снять такие моносимптомы, как спазм, боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение) – это скорее психосоматика, чем психология. Я не думаю, что в Вашей практике психолога гипноз Для вас серьезно понадобится, но, по крайней мере, Вы имеете представление о этом в процессе обучения. А в широкой практике Для вас его применять не придется. Я не думаю, что Для вас нужно его использовать. Ознакомились с ним – кто предупрежден, тот вооружен.
Протоиерей Димитрий Смирнов о лечении (процесс для облегчение, снятие или устранение симптомов и заболевания) болезней гипнозом
— Внушение и гипноз — это одно и то же. Если вы боитесь гипноза и не боитесь внушения, то это довольно государствно. Прежде чем лезть в воду, нужно выяснить брод… Гипноз давно известенок и применяется и применялся, например, у многих племён в Африке как способ лечения. Нужно смотреть, какие заболевания вылечивать гипнозом. Вот, например, есть такое заболевание истерия, при котором гипноз помогает, если человек поддаётся. От алкоголизма гипноз тоже помогает. Ясное дело, что если у человека нога болит по некий причине, то сколько не внушай, боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение) может пройти, но сама болезнь не пройдёт.
Как Православие относится к нейро-лингвистическому программированию (НЛП), которым на данный момент почти все увлечены?
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) направлено на влекипуляцию не только сознанием, да и внутренним миром человека. Почаще всего для этого применяется гипноз. Основатели НЛП Ричард Бендлер и Джон Гриндер пишут в книге «Наведение транса»: «Если вы применяете к группе людей одно и то же гипнотическое наведение, то только некоторые из их перейдут в транс. Так поступают традиционные гипнотизеры. Но мы будем изучать нетрадиционный гипноз. Мы будем изучать так называемый эриксоновский гипноз, следуя Милтону Г.Эриксону. Эриксоновский гипноз означает развитие навыков гипнотизера до таковой степени, чтобы вы сумелли ввести человека в транс в процессе разговора, где даже не упоминается слово «гипноз». Уже давно я вызнал, что важно не настолькоко то, что вы говорите, а то, как вы это говорите. Если вы пытаетесь убедить кого-то сознательно, одержав над ним верх, то это вызывает у него реакцию сопротивления, направленную против вас. Есть люди, не сопротивляющиеся, когда над ними берут верх, и они переходят в транс. Но ни сопротивление, ни сотрудничество ничего не доказывают, кроме того, что люди способны реагировать. Каждый жив человек может реагировать. Вопросец только, каким образом и на что. Когда вы занимаетесь гипнозом, ваша задача – заметить, на что человек реагирует естественно». К чему это приводит, можно выяснить из другой книги тех же авторов: «На нашем последнем 7наре мы занимались стратегиями. Одну женщину мы запрограммировали так, что она забыла свое имя. Один супругчина тогда сказал: «Нет такого способа, с помощью которого меня можно было бы заставить запамятовать собственное имя!» Я спросил: «Как вас звать?» И он ответил: «Я не понимаю!» Я ответил: «Поздравляю ваше подсознание, даже если у вас его нет». Меня забавляет, что гипноз нынче так систематически игнорируется. Я думаю, что это происходит потому, что сознание, которое использует этот способ, не доверяет ему. Но в каждой форме терапии, которые мне доводилось изучать, есть переживание транса» (Вводный курс НЛП тренинга). Пред100вители НЛП и не скрывают, что «в определенном смысле – это навыки неограниченной власти над человеком, власти над состоянием и настроением, мышлением и поведением окружающих вас людей» (Р.Бендлер. Создание убеждений).
С точки зрения православной духовности это запрещено. Находясь в состоянии гипноза, человек практически полностью теряет контроль над собой: как телом, так и сознанием. Наиболее высокая внушаемость возникает на самой глубокой фазе гипнотического транса (так называемая парадоксальная фаза), когда слабые факторы (например, слово) действуют сильнее, чем сильные (острая боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)). Человеку в таком состоянии могут быть внушены чувства и мысли, противные его убеждениям (в том числе моральным и религиозным). В состоянии гипнотического транса человек 100новится доступным демоническому действию.
Слово гипноз (греч. hypnos – сон) было введено английским врачом Джеймсом Обривайдом (1795–1860) в 1843 году. Сиим понятием обозначается состояние, снаружи похожее на сон либо полусон, вызываемое внушением. Оно сопровождается подчинением воли спящего воле усыпляющего. Древнейшие памятники письменности свидетельствуют, что уже древние шумеры и египтяне использовали гипноз в целях колдуныческого воздействия. Несомненно, что многие оккультные феномены колдунов, шаманов, заклинателей во все века были основаны на применении гипноза. Понятие гипноз нередко встречается и у современных оккультистов.
Священное Писание всякое оккультное воздействие на человека строжайше запрещает. Деятельность волшебников, ворожей, вопрошателей мертвых, вызывателей духов, гадателей, обаятелей названа в Библии мерзостью (Втор.18:10–11). Гипнотическим оккультизмом, по-видимому, занимались обаятели (Иер.50:36; Дан.2:27; 4:4 и др.). Словом обаятель в Синодальном тексте переведено еврейское слово chabar. У этого слова несколько значений: связывать, заклинать, объединять. Гипнотизер именно связывает волю человека и влекипулирует им. Святые отцы настраивают нас на духовное трезвение. Умолим Бога, чтобы Он даровал нам чистоту и смиренномудрие, плодом которых бывает духовное рассуждение, с верностию отличающее добро от зла! (Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о чувственном и о духовном видении духов. Заключение).
Психиатр Д.А. Авдеев о гипнозе
К великому сожалению, гипноз широко используется официальной медициной, врачами-психотерапевтами. Есть среди последих те, которые применяют гипноз по религиозному невежеству. Другие – считают себя атеи100ми. Есть и сознательные служители злу.
Православию чужды методы, насильственно воздействующие на личность. Адепты применения гипнотических трансов говорят о открытии особых психосоматических каналов во время использования гипноза, о влиянии на психику человека, минуя критику («без тормоклич»), о раскрытии резервных возможностей организма, о потрясающих терапевтических эффектах.
Как специалист, я с уверенностью заявляю, что никаких исключительных эффектов нет. А если и бывает какая-то «польза» от гипноза, то неизвестно, как она еще аукнется в будущем… Точнее, известно, и даже с определенностью. О этом гипнологи, в лучшем случае, и не помышляют.
Гипноз – это насилие над душой человека. К примеру, в 3‑ей 100дии гипноза сомнамбул (загипнотизированный) во всем беспрекословно подчиняется своему «гуру»: может созидать, слышать, ощущать несуществующие предметы, людей (галлюцинации); может не чувствовать боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани); обнанажимать потаенные мысли, чувства, желания. Кстати, есть так называемый эффект постгипнотического внушения. Это когда указания гипнолога выполняются спустя определенное время опосля проведения сеанса.
Насколько оправдано лишать человека критики и растрибуналка, даже на короткое время, даже с благой, казалось бы, целью? Оправдания этому нет. Человек – величайшая тайна, и нам грешным про100 не дано знать и созидать, что испытывает душа в гипнотическом состоянии, что происходит в глубине человеческого духа. Ни один святой не прибегал к тому, чтобы исцелять человека в измененном состоянии сознания. Кротко и смиренно угодники Божии являли дар целительства людям, который стяжали от Господа за святость жизни.
Следует сказать, что гипноз со временем приоретает роль наркотика. Одни и те же люди прогуливаются от гипнотизера к гипнотизеру, стремятся почаще испытывать «необыкновенные» состояния. Как жалко этих людей! И как преступно поступают те, которые приводят их к подобной зависимости.
В последние годы в специальной литературе появилось много публикаций, свидетельствующих о дезорганизации психической деятельности человека опосля нередкого применения к нему глубокого гипноза.
Оптинские старцы о гипнозе
«Кошмарное дело этот гипноз. Было время, когда люди страшились этого деяния, бегали от него, а сейчас им увлекаются… извлекают из него пользу» (преподобный Нектарий).
«И ведь вся неудача в том, что это знание входит в нашу жизнь под прикрытием как будто могущего отдать человечеству огромную пользу» (он же).
«Гипноз – злая, нехристианская сила» (преподобный Варсонофий).
«Если же вы, оставив Бога, прибегнете к колдуннетизму — противоестественному средству, – то я уже ничего не могу для вас сказать» (преподобный Макарий).
Воздействие гипноза на малышей
Приведу только один пример. Профессор В. Лебедев сообщает: «Обследовано 2015 школьников, 93% были вовлечены в сеансы Кашпировского. Во время сеансов отмечаются навязчивые движения, истерические реакции, галлюцинаторные феномены и другие психические нарушения. У 42% был отмечен гипнотический сон, опосля сеансов у 7% малышей выявлены различные формы психической дезадаптации. Четко наметилась тенденция повышения внушаемости и рост истерических реакций. В результате телесеансов некоторые малыши впадали в состояние каталепсии при виде только фотографии Кашпировского».
Аутогенная тренировка (как вид самогипноза)
С позиции православной духовности занятия аутотренингом недушеполезны. Создатель этого метода психотерапии германецкий ученый и практик Иоганн Шульц. В тридцатых годах нашего 100летия доктор Шульц на основе своих впечатлений от пребывания в Индии и знакомства с йогой, синтезировал нечто подобное для европейцев и предложил собственный способ для профилактики и лечения боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шого спектра заболеваний, а также с целью психической саморегуляции душевного состояния. Характеризуя сущность аутогенной тренировки, следует сказать, что она не способствует сокровенной работе по внутреннему глазащению, борьбе с пороками и страстями. Убаюкивающее саморасслабление – скорее уход от действительности, иллюзия благополучия. О смирении и трезвении, как основе душевного мира, не упоминается. Важно помнить, что способ имеет йоговские (читай буддийские) корешки.
Все сказанное относилось к первой ступени аутогенной тренировки. А дальше, когда человек обучается релаксации, ему предлагается освоить приемы, связанные с искусственным вызыванием каких-либо обраклич либо картин. Основа второй ступени – чувственное воображение. Святые отцы предостерегают нас от разного рода чувственности, клиноктательности, фантазирований. Таковым образом, способ аутогенной тренировки нужно отложить за ненадобностью и в виду опасности повредить своей душе.
Трансовые состояния
В настоящее время в психотерапии огромное есличество техник, использующих трансовые (сходные с гипнотическим) состояния. К примеру существует (о кошмар!) так называемая реинкарнационная психотерапия. Ее потребители, находясь в трансе, вспоминают свои «прежние жизни» (они пишут эти слова без кавычек) и пытаются найти в их причины своих проблем. Активно развивается так называемая трансперсональная психотерапия. Если не вдаваться в подробности и сказать про100 и ясно, то это будет выглядеть так: сначала поклонники таковой психопрактики входят в транс, а позже общаются с бесами.
Экстрасенсы и другие оккультные «целители» используют в своей практике особые состояния сознания. Наиболее того, считают их непременным условием для успешного результата. Отец Анатолий (Берестов) и академик нейрофизиолог С. В. Крапивин, исследовав работу мозга людей, находившихся в состоянии медитации (гипноза, самогипноза) пришли к такому выводу: «Полагают, что состояние медитации благотворно сказывается на здоровье человека, поскольку при всем этом снижаются ритм дыхания, нередкота сердечных сокращений, уровень лактата плазмы крови, происходит миорелаксация. Считается даже, что такое необычное состояние есть лучший отдых. Однако при подробном рассмотрении электроэнцефалогр ясно, что это никакой не отдых, а совершенно особое и государствное состояние мозга — опасная мобилизация всех мозговых ресурсов, всех физиологических сил мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека)».
Итак вот, через это особое состояние сознания, когда «ворота» души раскрыты, гипнотизер либо оккультист 100новится проводником темных сил и служит сатане. Вот почему Православная Церковь определяет гипноз как «сознательное служение злу», называет его явлением «разрушающим дух человека». Подчеркивается, что в гипнозе используются темные силы духовного мира (Журнал Московской Патриархии, №12, 1989).