Проблема эвтаназии (так называют процедуру прекращения жизни неизлечимо боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного человека, испытывающего невыносимые страдания) весьма актуальна в наши деньки. Это связано с тем, что резко увеличилось число заболеваний в первую очередь онкологическими болезнями, которые нередко бывают неизлечимы и очень мучительны для боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных. Нередко, не способен терпеть физические муки, боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ные просят прекратить их жизнь каким-либо безболезненным способом, иногда родственники из сострадания могут просить о этом врачей. Какова позиция Церкви по этому вопросу? Допустима ли эвтаназия?
(Выступление Архиепископа Афинского и всея Эллады Хри100дула на научном симпозиуме в г. Фессалоники 17 мая 2002 года)
С душой, исполненной пасхальной радости, которая переполняет и души всех христиан, я нахожусь этогоденька во второй нашей 100лице – Фессалониках, в этом благочестивом и славном городе святого Димитрия вместе с Блаженнейшим Саввой, митрополитом Варшавским и всея Польши, которого мы имеем честь и благословение радостно принимама в эти деньки в нашем Отечестве.
Мы находимся среди Вас, чтобы участвовать в научном симпозиуме, темой которого является эвтаназия – проблема, как это видно из названия моего выступления, которая в последнее время весьма остро встала во всем мире. Дело в том, что многие в различных странах воспринимают эту проблему положительно, и даже 100ло известно, что опосля недавнего решения Голландии принять закон о эвтаназии, а также опосля подобного решения правительства Бельгии, положительное решение данной для нас проблемы получило государственную поддержку.
Характеристика смерти дается в песнопениях заупокойного богослужения и представляется как трагический момент в жизни человека. Там говорится: «Плачу и рыдаю, егда помышляю погибель и вижду во гробех лежащую по образу Божию сотворенную нашу красоту, безоразну, безславну, не имущую вида. О чудесе! Что сие еже о нас бысть таинство? Како предахомся тлению, како сопрягохомся смерти? Воистинну Бога повелением, якоже писано есть, подающаго преставльшимся упокоение». И вот сам песнописец дает ответ, который является ответом для каждого христианина: «Погибель Твоя, Господи, 100ла причиной бессмертия, ибо, если б Ты не был во гробе положен, рай бы не был отверст». Также и Апостол народов Павел, основатель Фессалоникийской, а также Афинской и еще многих других Церквей в нашей стране, объясняет Коринфянам, что Господь наш упразднил погибель, которую Он характеризует как «последнего врага для человека» (1 Кор. 15, 26). Продолжая же свои размышления, он говорит известные слова: «если мертвые не воскресают, 100нем есть и пить, ибо завтра умрем» (1 Кор. 15, 32).
Поэтому наша Церковь всегда молится, чтобы верующие удо100ились «христианския кончины, безболезненны, непостыдны, мирны». Все то, что мы, христиане, называем «христианской кончиной», как о этом говорится в церковной молитве, для древих греков имело наименование эвтаназии. Как достаточно легко осознать, это греческое слово, которое 100ло международным термином, является составным. Оно состоит из прилагательного ev, т.е. благо, либо эпического ev, что значит «добрый, красивый, доблестный, благородный» и слова «танатос», что значит «погибель». Антигона, в одноименной трагедии Софокла, была исполнена решимости «добре умереть» (Софокл «Антигона», ст. 97), т.е. умереть благородно, а не бесчестно, не похоронив своего брата Полиника. То же просит, перед началом единоборства, и Гектор у Ахиллеса, чтобы не иметь «плохой смерти», как буквально говорится в кричигинале Гомеровой Либоады. Как говорит Th. Potthoff, в своем исследовании «Эвтаназия в древности», термин эвтаназия тогда ни в коем случае не обозначал преждевременного конца, наполненной страданиями, отчаянием и мучениями, жизни. Этот термин никогда не уравнивался с современным его пониманием как «помощь в погибели».
Этогоденька все соглашаются, что смысл эвтаназии заключается в том, что доктор либо кто-нибудь другой полагает конец жизни боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного прямым либо косвенным образом из-за «сочувствия», «облегчения от болей» либо же удовлетворяет желание боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного умереть, как говорят, будто бы «достойной гибелью».
Позиция Церкви
Недавно, выступая на тему эвтаназии на медицинском факультете Крайовского Университета в Румынии, я объяснил, что мы 100ли говорить о достойной смерти, либо же о содействии смерти из-за сочувствия потому, что мы потеряли любовь и веру в Бога и к ближнему, которые заменили утилитаризмом и рационализмом. Мы, христиане, не можем согласиться с прямым либо косвенным прерыванием жизни, потому что мы считаем, что не имеем на это права. Жизнь не является кое-чем таковым, что принадлежит нам. Не мы её создали с тем, чтобы распорянажиматься ею как нам нравится.
Когда Голландский парламент в начале апреля 2002 года одобрил соответствующий закон и узаконил эвтаназию, сразу же в опослядующие деньки опосля этого, а точнее 14 декабря такого же года, Священный Синод (Элладской Церкви – прим. пер.) выступил с заявлением, главные положения которого я напомню Вашей любви:
Наша жизнь является высочайшим даром Божиим, начало и конец которой находятся только в Его руках (Иов, 12, 10).
Те моменты нашей жизни, которые связаны с её началом и концом, а также моменты бессилия, боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани) и испытаний сокрывают внутри себя уникальную таинственность и составляют тайну, которая требует благоговейного отношения со 100роны родственников, врачей и всего общества.
Такие моменты благоприятствуют соединению людей, развитию любви в обществе, проявлению сочувствия и милости. Просьба любого боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного о эвтаназии, на самом деле, является испытанием нашей любви к ним и нашего желания быть рядом с ними.
Существование боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани) в человеческой жизни, также как и хоть какое испытание, является «содействием ко спасению» и даже иногда «лучшейке во здравие», согласно святому Григорию Паламе (EPE, Thessaloniki 1985, t. 9. p. 264). Однако Церковь, признавая болезненность человеческой природы, всегда человеколюбно просит освобождения «от всякия скорби, гнева и нужды», а иногда даже молится о упокоении человека, находящего при смерти (например, молитва на финал души). Мы, люди, должны молиться, а не решать жить либо дохнуть.
Эвтаназия, несмотря на то, что всеми оправдывается как «достойная погибель», по сути является содействием самоубийству. Она есть соединением убийства и самоубийства.
Так называемое «право на погибель», которое составляет юридическое основание эвтаназии, может превратиться в угрозу для жизни тех боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных, которые не могут оплатить свое исцеление.
Чем обосновывают материалисты эвтаназию, и какие проблемы возникают в результате её внедрения?
Одним из объяснений, которое можно отдать разуму тех, кто поддерживает эвтаназию, является то, что они находятся под влиянием своих материалистических воззрений на жизнь и убеждены, что существование человека должно оцениваться на основании силы и его способности к деятельности. Таковая позиция приводит их к логическому заключению, что достойным человеком является только сильный и здоровый, и что общество должно состоять только из таковых «достойных людей». Таковая позиция совпадает с восприятием человека как совокупности клеток, которые гармонически работают между собой, подобно некоему совершенному механизму, который в случае поломки ремонтируется и, по завершении цикла работ, выбрасывается.
Еще начиная с 1974 года, я говорил о том, что мы 100новимся обществом грубым, бесчеловечным и безжалостным. В то время «Влекифест о эвтаназии» (журнал «The Humanist», июль 1974) был подписан многими учеными, среди которых был и французский биохимик, лауреат Нобелевской премии, Жак Моно. Он, за некоторое время до этого, сформулировал теорию о том, что вселенная и человек являются результатом случая и необходимости, не объясняя, конечно, как могло произойти настолькоко «случайных совпадений» и почему «необходимость» — и, следовательно, человек является властелином самого себя и может созодать с собой все, что захочет? (Jak Moneaux “H tyxe kai i anagkaioteta “, Ekd. Rappa, Athene 1971)
Я приведу Вашей любви один отрывок из «влекифе100», который показывает, как материалисты смотрят на жизнь. Итак, там говорится, что человек «имеет право умереть с достоинством … он свободен своим разумом избирать для себя вид смерти … и необходимо, чтобы ему были предоставлены средства, чтобы он мог умереть спокойда и легко … когда жизнь для него потеряет достоинство, смысл, и будущее».
Как охарактеризовал влекифест профессор Л. Мелина, в нем идет речь о «риторике смерти», и о «словах, лишенных содержания» (L. Melina “Bioetica”, Piemme, Casale Monferrato, 1998). И все это потому, что погибель определяется как право, а не как факт. Единственное право, которое имеет человек – защищать и созодать все возможное, чтобы сохранить жизнь, которая ему дана Богом. Семена высшего долга, который мы имеем относительно жизни как дара Божия, дает нам Гиппократ, который категорически отвергает эвтаназию и даже требует от врачей, чтобы они поклялись в том, что «не дадут никогда никому просимого у их смертельного средства и не покажут пути для подобного замысла». Перенося клятву Гиппократа в наши деньки, профессор А. Спаньоло подчеркивает, что «смысл служения врача заключается в том, чтобы вылечивать и давать жизнь, а не сеять погибель … погибель никогда не была врачебным поступком». (A. Spagnolo, Perche non condiviso l’ eutanasia, per. “Le Scienze”, n.88, pp.52–53,1996)
Многие врачи по всему миру разделяют точку зрения профессора А. Спаньоло на то, что принятие эвтаназии обозначает для их позор и фиаско! Ибо, даже с медицинской точки зрения, болезнь, ведущая к смерти, не является непобедимой, поскольку человек может увидеть некоторый смысл и в этом событии. Исследования Университета Campus Biomedical показывают, что никто из тех, кто просит о эвтаназии, не делает этого только из желания умереть. Существуют три причины, которые вместе с тем являются и косвенной характеристикой современного общества: физическая боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение), отчаяние, происходящее от исчерпания всех физических сил, и ужас стать тяжким бременем для своих близких. Если б боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ной был уверен, что хотя бы одна из этих причин, либо даже все три, встречают любовь и участие со 100роны медперсонала, родственников и друзей, он не был бы вынужден просить о эвтаназии.
Другое объяснение для тех, кто положительно относится к эвтаназии, состоит в том, что они воспринимают общество как полностью материальное, что жизнь не имеет никакой ценности, что она неразрывно связана только с внешней красотой, с физическим здоровьем и экономическим благополучием. Воследствие преоладания в некоторых современных обществах материалистического отношения к таинству нашего существования на нашей прекрасной планете распространяется тенденция к обесцениванию жизни. Следовательно, жизнь легко может отнимамася и 100вать объектом мучений и эксплуатации.
Тут я считаю нужным подчеркнуть, что те, кто 100рается разрушить христианские ценности в обществах и насадить бесчеловечную логику, как, например, эвтаназию, несут огромную ответственность перед историей. Ибо, разрушая эти ценности, испытанные веками и устоявшиеся в сознании людей как самые лучшие для жизни и благополучия, они делают людей варварами и превращают их в совокупность двигающихся созданий, которым «все позволено». И те сведения, которые доходят до нас с разных концов планеты нас весьма беспокоят, поскольку вышеприведенные воззрения находят благоприятную почву.
В Австралии, согласно Medical Journal of Australia, 30% смертей в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ницах происходят по решению врачей, которые прекращают лечение на последих 100диях болезни. Соответствующее есличество в Голландии составляет 16 %, в Бельгии 18 % и в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) 11 %. В 2000 году в Голландии было 2123 официально зарегистрированных случая эвтаназии, из которых 1893 на последих 100диях рака.
Объяснение причины принятия голландцами эвтаназии, которое дает голландский профессор Аарт Гизольф, состоит в «их культурных кальвинистских корнях». Теми же корнями объясняется и их положительное отношение к абортам и однополым бракам … (“La Repubblica”, 2.04.2002, p. 12). Неприятно, но это уже 100ло действительностью, что, начиная с искажения христианских принципов, голландцы, и все те, кто придерживается подобных им принципов, секуляризировались и дошли до официального этогодняшнего принятия эвтаназии, что для нас является не потерей достоинства, но, напротив, оскорблением и обесцениванием таинства человеческого существования.
Тем не наименее, необходимо заметить, что для будущего человечества является обнадеживающим тот факт, что боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шинство обществ и конституционных государств противо100ят введению эвтаназии. И это потому, что они удо100верились в том, что, открывая эту лазейку для, по существу, смертной казни людей, они содействуют исполнению беззаконных интересов и созданию некоего кошмарного общества, в котором будут иметь пространство только здоровые, состоятельные и успешные. Ибо, в конце концов, восприятие обществом ближнего без любви во Христе, только через призму растрибуналка и нагой этики, ведет само общество к бесчеловечности.
На этогодняшний денек кроме Голландии государствами, в которых разрешается эвтаназия под условиями, на мой взор, не легко контролируемыми, — являются Австралия, Япония, Германия, Дания, Швеция, Бельгия и Китай. В США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) Верховным Трибуналом было решено переотдать вопросец о принятии либо непринятии эвтаназии и о содействии самоубийству на само100ятельное рассуждение каждого штата. В штате Орегон уже узаконено содействие самоубийству с помощью фармацевтических средств, которые продаются в аптеках по рецепту врача. Калифорния сняла уголовную ответственность за применение эвтаназии. В Вашингтоне также было решено отменить уголовную ответственность за применение эвтаназии, но опосля референдума 1991 года соответствующий закон был отменен. Желаю подчеркнуть, что эта проблема, которая напрямую касается морали местного общества, сразу же взволновала люд, который и отменил решение своих избранников. В Швейцарии в Цюрихском кантоне была отменена уголовная ответственность за применение эвтаназии. В Великобритании те суды, которые рассматривают дела о эвтаназии, не легко дают разрешение на её осуществление. Во Франции подобный законопроект, представленный на рассмотрение французского Парламента Бернаром Кушнером, встретил серьёзные сопротивления.
Боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шинство государств не соглашаются на принятие эвтаназии. И с данной для нас точки зрения я выражаю своё удовлетворение решением Совета Европы от 26 мая этого года, которым государства-члены призываются «соблюотдать абсосвирепный запрет на то, чтобы полагался добровольный конец жизни неизлечимых либо близких к смерти боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных». Также недавно избранный президент Франции Жак Ширак заявил, что не относится благосклонно к эвтаназии, и выступает за исследования тех методов в медицине, которые принесут облегчение боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ным до самой их смерти. (La Croix, 16.04.2002, p. 8)
Проблема, которая недавно возникла в Голландии, где уже вошел в силу закон о эвтаназии, заключается в том, кому надлежит определять боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани) как «невыносимые и неизлечимые». Сам президент Голландского Королевского Медицинского Общества Ruud Hagenouw несколько дней тому вспять признал, что «весьма трудно определить эти границы, и мы постоянно находимся в процессе исследования» (La Croix, 03.04.2002, p. 4). И вот одно из недавих дел в голландском суде проявило именно это недоумение голландского общества относительно определения тех границ, которые разрешают эвтаназию. Амстердамский апелляционный трибунал осудил врача, который сделал эвтаназию бывшему сенатору Эдварду Бронгесма, поскольку его аргументы, что боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ной «состарился», «страотдал от боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани)», «утомился жить», не были доказаны. Сам президент Голландского Медицинского Общества признал, что этогоденька, когда медицинская наука постоянно усовершенствует возможности борьбы с болью (неприятного сенсорного и эмоционального переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани или описываемое в терминах такого повреждения), не легко сказать, когда боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани) 100новятся невыносимыми. И необходимо приветствовать и благословить начинания, предпринимаемые теми врачами, которые посредством применяемых ими лечебных методов, облегчают страдания боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных до самого конца их настоящей жизни. Таковым образом, они дают как научный, так и человеческий ответ тем, кто поддерживает эвтаназию, всегда помня, что любовь и психическая поддержка медперсонала, родственников и друзей являются незаменимыми средствами для борьбы боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных со своими страданиями.
Воследствие узаконения эвтаназии в одних государствах, сразу же возникли злоупотребления и проблемы в других, одной из которых является так называемая «торговля смертью». Она совершается с помощью заранее организованного незаконного перемещения в другие государства тех лиц, которые желают эвтаназии, либо по желанию тех, кто организовывают её для своих родственников. В апреле этого года итальянское правосудие начало расследование по причине поступивших сведений, что в стране налажены незаконные сети, которые, исполняя заказы родственников, желающих освободиться от своих богатых боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных, на наследие которых они претендуют, перевозят их в Голландию либо в Швейцарию, где им «законно» делают эвтаназию. Согласно этим же сообщениям, размер вознаграждения за это преступное деяние, которое называется «облегчением», находится в пределах от 3600 до 5100 евро.
Прекрасное совпадение, что этогодняшний научный симпозимозг проводится в пасхальный период, когда мы празднуем «тридневное воскресение, ставшейке виновником жизни вечной. Ибо, подобно тому как Мария Богородица не испытала мук рождения, будучи Девой и Неневестной, но Божиим хотением и Духа благодатию родила Творца веков Бога Слова от Бога, также и земля из недр своих, мук смерти избежав, изуверла, когда ей было повелено, Владыку иудеев; ибо не могла удерживать тело, ставшейке носителем бессмертия» (Ag. Gregoriou Nysses, Eis ten fotoforon kai Agian Anastasin tou Kyriou, BEPES, tomos 69, p. 252).
Для нас, христиан, не существует ни малейшего сомнения в том, что мы обязаны с должным уважением относиться к человеческому телу, с самого момента его сотворения и до его физической смерти, потому что оно есть «храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои» (1 Кор. 6, 19). А также, потому что «если кто растлит храм Божий», в котором живет Святой Дух, «растлит того Бог» (1 Кор. 3, 17). Кроме того, это тело готовится к славе и нетлению опосля его воскресения, согласно обращенным к нам слодля вас ап. Павла, «Тот, Кто воздвиг Хри100 из мертвых, оживотворит и тленные наши тела через живущего в нас Своего Духа» (Рим. 8, 11).
Великий Отец нашей Церкви святой Григорий Нисский учит нас как раз о этом оживотворении наших тел в денек воскресения и о их безграничной ценности. Так, например, на вопросец, будет ли погибший молодой человек вечно иметь те телесные недостатки, с которыми родился либо приорел при жизни, либо воскреснет ли 100рик в своем слабом и дряхлом теле, которое имел в своей глубокой 100рости, либо неизлечимый боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ной в своем последнем предсмертном теле, св. Григорий Нисский нас уверяет, что все мы, независимо от того состояния в котором погибли, будем в некотором смысле подобны колосу. Поскольку мы высохли от жары греха и претерпели на земле испытания и земля нас приняла, и наши тела были разложены смертью, во время весны воскресения снова появится нагое семя нашего тела в высоком, богатом и прямом колоске, который прострется до небесной высоты и будет украшен нетлением и другими боголепными признаками, и все мы будем иметь прежнюю добр?ту Адама, которую он имел до своего падения.
Также нас учит Святой Отец о святости нашего тела, удивляя самого современного ученого специали100 генетической механики, что душа не находится в каком-либо конкретном месте, но присутствует во всех местах тела и, следовательно, находится в каждой из его точек, т.е. в каждой нашей клетке (См. Ag. Gregoriou Nyssis Erga, “Dialogos peri psyxes kai anastaseos “, EPE t.1, p. 380 kai p. 296). Итак, какое мы имеем право вмешиваться в жизнь нашего ближнего, образа и подобия Божия, и растлевать Храм Его?
С этим же уважением к человеческому телу написада и «Учение Двенадцати Апо100лов». Во второй его заповеди подчеркивается, что человеку запрещено отнимама жизнь в любом её виде и положении: «Вторая же заповедь учения не убий, не прелюбодействуй, не растлевай деток, не отравляй, не убивай дитя во утробе и родившегося не убивай». Дальше в «Учении Двенадцати Апо100лов» подчеркивается, что детоубийцы и убийцы творений Божиих, избрали путь смерти и погубления души (Vas. Moustaki, “Ap. Pateres”, Ekd. Oik. Papademitriou, p. 10 k.e.). Итак, очевидно, что для нас, христиан, убийство, аборт, детоубийство, также как и эвтаназия являются тяжелейшими грехами.
Эпилог
Название моего выступления – «Церковь и проблема эвтаназии». Конечно, для христианина тут не существует никакой проблемы, потому что он отвергает эвтаназию. Это проблема для того общества, которое унижает творение Божие, рассматривая его как некоторую совокупность, неожиданно оказавшихся на нашей планете и случайно взаимодействующих между собой, клеток. Это проблема для того общества, которое превращается в жестокую власть, которая заинтересована только в здоровых и сильных, а всех остальных ведет к, будто бы, достойной погибели.
Мы провозглашаем Любовь и Уважение к каждому человеку, независимо от национальности и религии, от его зачатия до самой его кончины. Для нас человеком является как зародыш, так и правильно осужденный на погибель. Советую тем, которые поддерживают эвтаназию, не закрывать глаза. Человек с момента своего рождения переживает погибель, иногда потерей обожаймого человека, иногда болезнью, иногда изменениями своего тела воследствие возраста. И только тот человек, который побеждает во Христе грех, побеждает и погибель. Вот – действительность. В мире, который живет без Хри100, погибель является мучительной и непреодолимой действительностью. Что бы там высокопарно ни говорилось, каким бы сверхчеловеческим ни 100новилось общество, существуя без Хри100, какие бы ни провозглашались и не писались права человека и политические свободы. Надеюсь, что все это будет принято во внимание при составлении Конституции Объединенной Европы XXI-го века.
Мы всегда и всем проповедуем Хри100 распятого и воскресшего для спасения каждого человека, проповедуем, что жизнь наша в Его руках, что все то, что случается с нами, происходит для нашего спасения, что мы не имеем права исправлять Божьи планы, что эвтаназия, несмотря на то, что говорит о достоинстве, является феноменом упадка общества, феноменом игнорирования человека. Также, вместе с приснопамятным старцем Иустином Поповичем исповедуем, что «Воскресший Господь есть Все во всем: Он есть То, Что Красиво, Благо, Истинно, Обожаймо, Радостно, Божественно, Мудро, Вечно. Он – вся наша Любовь, вся наша Истина, вся наша Удовлетворенность, всё наше Благо, вся наша Жизнь, Вечная Жизнь во всей божественной вечности и бесконечности. Поэтому снова и снова, бесчисленное есличество раз, будем возглашать: Христос Воскресе» (Ioustinou Popovits “Anthropos kai Theantropos ” Ekd. Papademitriou, p.48–49).