Интервью протоиерея Димитрия Смирнова интернет-журналу “Прихожанин” Данилова ставропигиального супругского монастыря Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).
В наши деньки Церковь поддерживает диалог с обществом; люди доверяют Церкви, обращаются за помощью и рассуждением о самых разных вопросах человеческой жизни. Новейшие медицинские технологии и связанные с ними осложнения также волнуют современного человека. Тем наиболее что некоторые процедуры и вмешательства таят внутри себя потенциальную угрозу не только для отдельного пациента, семьи, да и общества в целом. Например, применение искусственного оплодотворения (ЭКО) либо суррогатного материнства.
Точка зрения Церкви по сиим вопросам давно общеизвестна: «Характерственно недопустимыми с православной точки зрения являются все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение “избыточных“ эмбрионов» (Основы социальной концепции Церкви XII, 4).
По данным Российской ассоциации репродукции человека, в 2013 году в результате современных репродуктивных технологий родилось 17569 малышей, что составляет около 25% от всех проведенных циклов ЭКО. Соответственно, 75% попкиток ЭКО закончились неудачами. Несмотря на это, в средствах массовой информации нередко обсуждаются темы репродукции человека и бесплодия в семье не с точки зрения здравого смысла – сохранения здоровья супружеской пары, – а с точки зрения распространения данной дорого100ящей и небезопасной бизнес-технологии, к которой прибегают женщины, ставшие бесплодными нередко опосля аборта.
На эти и другие темы с нами побеседовал протоиерей Димитрий Смирнов, Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства, настоятель храма Святителя Митрофана Воронежского на Хуторской.
– Отец Димитрий, почему Церковь не благословляет экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) и суррогатное материнство и просит верующих от этого воздерживаться?
– «Воздерживаться» в данном случае не совершенно верное слово. Экстракорпоральное оплодотворение и суррогатное материнство на самом деле своей противоречат замыслу Божиему о человеке. Но людям собственныйственно, если их не пускают в дверь, лезть в форточку. ЭКО и суррогатное материнство – весьма опасная и греховная игра с Творцом Вселенной. Когда какая-нибудь богатая 100рушка, имея взрослых малышей, желает искусственным методом завести еще для себя малышей, это противоречит воле Божией.
ЭКО – это процедура, рассчитанная, в основном, на людей состоятельных, на тех, кто привык ни в чем для себя не отказывать. Кроме того, грехом, с точки зрения Церкви, является сам процесс экстракорпорального оплодотворения: медики заготавливают несколько зигот, другими словами оплодотворяют несколько яичкеклеток, позже одну-две подсаживают, а остальные держат про припас. Если первые зиготы к стенокке матки не приживаются, берут следующих, а остальные замораживают. Для вас это ничего не напоминает? Таковой способ искусственного создания людей на самом деле представляет собой натуральный фашизм. Как мы помним, за подобные эксперименты людей вешали опосля Нюрнбергского процесса.
Третий момент: в наши деньки самая благородная человеческая деятельность – медицина – превратилась в бизнес, 100ла сферой дорогих и платных услуг. В ней ощущается сильный запах торговли любовью. И еще: несколько годов назад мой друг академик Алтухов говорил мне, что 20% малышей, которые рождаются посредством ЭКО, впоследствии имеют проблемы душевного нрава.
Есть также один немаловажный момент характерственного характера. Помню случай, свидетелем которого мне довелось стать. Бесплодная семейная пара решила завести для себя ребенка с помощью ЭКО и суррогатной матери. Та родила, но немножко не доносила. Близнецы родились восьмимесячными. Заказчики – папа с матерью – пришли в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ницу, посмотрели на недоношенных младенцев и объявили, что те их не устраивают и брать их они не будут. Врачи – к суррогатной матери, а та говорит: «Мне они тоже не нужны. Свои денекги я уже получила и отработала». Представляете для себя, какая ситуация! Если б те мать с отцом сами родили ребенка, они могли быть связаны с ним эмоциональда и в любом случае не захотели бы с ними рас100ваться. А эти детки были для их чужими: они заказали ребенка, как заказывают какую-нибудь вещь в интернет-магазине и от которой можно отказаться. Слава Богу, та ситуация разрешилась благополучно: нашлась хорошая верующая семья, которая усыновила двояшек.
Кстати, для женщины и ее ребенка весьма важна эта выстраданность матерью своего малыша. А бывает и наоборот: суррогатные матери за девять месяцев беременности так привязываются к будущему ребенку, что опосля родов не желают с ним рас100ваться. Тогда и суррогатное материнство оборачивается катастрофой.
ЭКО и суррогатное материнство – это верх безхарактерственности. Именно поэтому Церковь и выступает против их. Я уж не говорю о том, что с помощью ЭКО малышей получают гомосексуальные пары: они заводят для себя малыша как игрушку, как собачонку.
– Отец Димитрий, а если посмотреть на эту ситуацию под другим углом? Ведь ребенок, пусть и родившийся методом ЭКО либо суррогатного материнства, может принести счастье бесплодной семье, наполнить жизнь родителей смыслом…
– Родители, которым Бог не отдал малышей, могут взять сирот из приюта. Каждая бесплодная семья может усыновить сироту, воспитать и обожать его. Вот это дело, угодное Богу. Ведь чужих малышей не бывает. Недаром русская пословица гласит: храм не строй, а сироту пристрой. Другое дело, что сейчас ЭКО 100ло своего рода модой. Она толкает богатых капризных людей, привыкших каждый сезон поменять шубы и каждый год покупать новейшие машины и дома, на то, чтобы получить ребеночка, не напрягаясь. Вы посмотрите на завлекательную рекламу ЭКО, которую можно увидеть буквально на каждом углу: легко, про100, доступно… И на эти сказочки многие люди ведутся, не задумываясь, что ЭКО – это прямое противоречие замыслу Божию.
Либо возьмите актрис, которые прибегают к суррогатному материнству, только бы только не прервалась их киношно-театральная карьера и не испортилась от родов фигура. Как это называется? Это некое совершенно дикое, уродецливое отношение к материнству, чуждое не только христианству, да и вообще характерственному пониманию жизни. Суррогатное материнство не встречается у других млекопитающих. Это плод извращенного грехом человеческого разума. А вы спрашиваете, почему Церковь выступает против этого?
– А если сравнивать ЭКО и суррогатное материнство, что можно считать боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шим грехом?
– Это вещи одного порядка, оба эти извращения 100ят рядышком. Но говоря о суррогатном материнстве, необходимо сказать, что, на самом деле, это худший из видов проституции…
– «Худший из видов проституции»… Что Вы имеете в виду?
– А Вы сами подумайте: женщину покупают за денекги на девять месяцев, эксплуатируют, а позже еще отбирают у нее ребенка, которого она мордала в муках. Насилию подвергается ее женская природа, ее материнские инстинкты. Душа женщины разрушается. Ни одна женщина никогда в жизни не сможет ни запамятовать, ни простить для себя своего проданного малыша…
– А если женщине не на что жить?..
– Когда люди занимаются проституцией, все онигда говорят, что им негде и не на что жить. Так они сами себя оправдывают. Вы знаете, что, к примеру, в Индии существует целые фабрики по получению малышей. Женщин там заставляют беременеть. Их «работа» – рождать. Родила – три месяца покоя – и снова беременность. Слава Богу, что в России пока такого нет.
Кстати, не только Православная Церковь выступает против подобной эксплуатации женщины – суррогатное материнство уголовно наказуемо в ряде государств Европы: Франции, Германии. За это можно сесть в тюрьму и во многих штатах Америки.
– Отец Димитрий, Вы опередили мой следующий вопросец. Как Вы объясните, что Европа, которая разрешает гомосексуальные браки и усыновление малышей однополыми парами, в то же время запрещает суррогатное материнство и доктор, скажем, в Германии за подобную операцию может получить три года тюрьмы, а у нас, в православной России, суррогатное материнство разрешено на государственном уровне?
– Где это написано, что Россия – православная страна? Насколько мне известно, Россия находится или на 1‑м, или на 2‑м месте в мире по есличеству абортов. Такое массовое убийство – это что, свидетельство принадлежности к Православной вере? А то, что боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше половины населения нашей страны верует в астрологию и смотрит по телевизору всяких экстрасенсов – это тоже Православие?
И как в нашей стране можно запретить суррогатное материнство, если это выгодный бизнес, на котором наживаются богатые люди? Как его запретить, если на государственном уровне его поддерживает мощное лобби? Я принимал участие в работе соответствующего Комитета Госдумы при подготовке законов о запрете суррогатного материнства. Думаете, у нас чего-нибудть получилось? Нет, конечно! Мощнейшейке лобби защищает интересы богатых людей и, покупая депутатов, проводит в жизнь только те законы, которые нужны капиталу.
– Можно ли изменить эту ситуацию?
– Меня никто не может упрекнуть в том, что я ничего не делаю. Участвую во всех круглых 100лах, беседую со всеми, с кем могу, пытаясь донести точку зрения Церкви. Дума, Общественная палата, 100тьи, передачи, ток-шоу – я честно пытаюсь сделать все, что от меня зависит. Хотя мое дело – это служить, крестить, венчать, отпевать, проповедовать…
И никто не может сказать, что наша Церковь дескатьчит. Нет, мы пытаемся бороться. Но люди, у которых много средств, могут организовать хоть какой фронт сопротивления. Они покупают эфирное время на телевидении и рекламное пространство в газетах, организуют выгодные себе передачи и 100тьи. К сожалению, сейчас в нашей стране правит капитал. Но нельзя опускать руки и отчаиваться. Нужно продолнажимать говорить. Поэтому всем и каждому, кто заводит со мной речь о ЭКО и суррогатном материнстве, я говорю: «Это грех против Бога и Церкви». И этот грех лежит на всех, кто связан с этими процедурами: на родителях, которые задумали таковым способом получить ребенка; на враче, который эту операцию проводит; на администраторе, который записывает данные; даже на 100роже, который охраняет здание, где проводятся подобные операции. Все причастные к этому люди являются составной частью боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шой индустрии греха. И они должны знать о этом.
– Но иногда приходится слышать мнение, что Церковь потому только выступает против ЭКО и суррогатного материнства, что отстает от науки, от современных технологий…
– Все тексты, в которых отражено мнение Церкви по этому вопросу, мы прорабатывали в церковно-общественном совете по биомедицинской этике. В него входили академики, доктора наук, известные ученые нашего времени, такие, как уже упомянутый мною директор Института общей генетики РАН (Российская академия наук — государственная академия наук, высшая научная организация Российской Федерации, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук) академик Алтухов. Это что, отсталые люди? Они ничего не понимают в генетике? И, кстати, многие врачи знают то, о чем открыто говорит наша Церковь, но все эти проблемы врачи скрывают, потому что у их на первом месте бизнес, который приносит им средства.
– Отец Димитрий, родители, которые соглашаются на ЭКО либо суррогатное материнство, но не желают брать сироту из детского дома, нередко так поясняют свое решение: «Это все-же будет мой ребенок, моя кровиночка. А кто мне достанется в приюте – еще неизвестно. Вдруг у него обнаружатся какие-нибудь наследственные заболевания…»
– Во-первых, это не совершенно верно. У каждого ребенка из детского дома есть своя подробная медицинская карта, и по закону новеньким родителям доктор детдома обязан ее предоставить.
Во-вторых, в нашем мире весьма много абсурда. Я уже говорил, к примеру, о абортах. Ведь это дичь какая-то! Мы позволяем убивать своих собственных малышей, среди которых могли бы родиться новейшие Суворовы, Менделеевы. Пушкины. И общество принимает эти убийства и оправдывает их.
Получается, что наше государство, с одной 100роны, сохраняет жизнь серийным преступникам, убийцам-педофилам, террористам, пожизненно их кормит-поит, одевает и прогуливает. А с другой 100роны, государство одобряет убийство нерожденных младенцев, которые могли бы стать гордостью нашей страны. Полнейший бред в наговах у людей!
Мне нередко приходится беседовать с женщинами, которые желают сделать аборт. И каждый раз я говорю: «Ну для чего убивать? Роди и оставь его в роддоме, ребенка пристроят – только не убивай». Но женщина не соглашается, объясняя это тем, что общество осуждает женщину, которая оставила ребенка… А убившую – не осуждает. Это ли не бред!
– Наверное, это происходит от того, что женщины не воспринимают эмбрион как полноценного человека…
– …Но этот эмбрион шевелится, другие орут. Некоторых приходится класть на подоконник и открывать окно, чтобы они погибли… Либо в холодильник. Это про100 фашизм и результат целенаправленной коммунистической пропаганды.
– Но ведь эта пропаганда осталась в прошедшем…
– Не совершенно. Когда людям свернут мозги на 100рону, они еще долго остаются в этом положении. Нужно, чтобы наш люд встал на путь покаяния. Человек должен осознать себя, осудить, оплакать свои поступки. Люди должны разрушить все абортарии и убрать аборт из гинекологических процедур… В свое время коммунистическая пропаганда настолькоко всего порушила. Этот же Ленин с подвижниками в России первым на планете разрешил аборт – узаконенное государством убийство беспомощного существа.
– Отец Димитрий, мы с Вами несколько увлеклись и отошли от основной темы. Давайте вернемся к ЭКО. Помню, я однажды стал невольным свидетелем одной дискуссии на данную тему. И одна женщина тогда сказала: «Мы с супругом живем давно, но Бог не дает нам малышей. Что ни делаем, забеременеть не получается. Понимаю, что ЭКО – это грех, но что все-таки нам созодать?» Что бы Вы порекомендовали?
– Что посоветовал бы? Я уже отвечал: взять сироту! Известно немало случаев, когда люди, которые не могли иметь малышей, брали в свою семью сирот, а позже у их рождались собственные детки. Почему Бог не дает малышей? Потому, что Он лицезреет, что пара не готова к рождению человека.
– А если все таки родители боятся брать из детского дома? По каким-то своим убеждениям либо из страха, что попкадется ребенок с плохой наследственностью?
– Во-первых, никто не застрахован от того, что у нормальных родителей родится неполноценный мальчонка. Такое ведь тоже нередко бывает. Но бывает и наоборот. Я содержу и окормляю два детских дома. И там есть один славный малыш. У него оба родителя – и мать, и папа – страдают олигофренией в 100дии дебильности, а мальчик у их родился не про100 нормальный, а интеллектуал. И вообще многое зависит не от генов, а от воспитания.
– Батюшка, и последний вопросец. У нас в России так много детских домов и детей-сирот…
– …Нет, сейчас уже, слава Богу, число детских домов сокращается. Государство наконец-то поняло, что эта структура, которая, на самом деле, готовит кадры для тюрьмы и не выполняет свои воспитательные функции. Государство осознало, что лучше помогать опекунам, которые воспитывают сирот в своих семьях. Опекуны получают в 5 раз меньше, чем расходы, выделяемые на детский дом, но эффективность воспитания в приемных семьях выше…
– …И все таки мой вопросец: если удастся запретить аборты, не увеличит ли это число детей-сирот, которых матери будут оставлять в роддомах?
– Всякую проблему, особенно такую сложную, как воспитание человека, необходимо решать в комплексе. И начинать нужно с воспитания человека. Потому что нашему государству нужны прежде всего не асфальтоукладчики, не водители, не космонавты, не менеджеры – нам нужны граждане. А для этого мальчик должен быть может стать папой, а девочка – матерью. Малыши должны обожать свое Отечество, знать свою историю, свою культуру. Быть патриотами и семьянинами. Вот кого мы должны воспитывать. Но воспитание в нашей стране, как досадно бы это не звучало, хромает. Малыши воспитываются с помощью компьютерных игр, улицы, детского коллектива, телевидения.
Но если в вопросах воспитания нам нужно вернуться к истокам, то в отношении ЭКО и суррогатного материнства нам однозначно нужен закон, который все это запретит. Закон, которому богатые будут подчиняться вровень с бедными. Закон, который будет выполняться. Закон, который остановит убийства малышей.