Кто же таковой доктор, исповедующий Православие? Каковой его портрет? Что отличает его от остальных типов?
Православный доктор — это, прежде всего, христианин, член Тела Церкви, Тела Хри100ва, активно живущий жизнью Церкви, жизнью во Христе. Почему я говорю о активной жизни в Церкви? Это не только участие в Таинствах и богослужении, это — православное понимание жизни и православная реакция на жизненные проблемы и происшествия…
Оглавление
- Типы врачей по отношению к Богу
- Портрет православного доктора
- Молитва православного доктора
- Как врачу сохранить свою совесть
- Врачебные грехи
^ Типы докторов по отношению к Богу
В настоящее время можно выделить несколько типов отношения врачей к Богу.
I тип: доктор–безбожник.
Доктор, воспитанный на материалистической базе и вере, что Бога не существует. Таковых врачей в российской медицине около 30%.
II тип: доктор–нехристианин.
Доктор, верующий в Бога, но не исповедующий Св. Троицу и Иисуса Хри100 как Отпрыска Божия. Это — мусульмане, буддисты, иудеи.
III тип: доктор–инославный христианин.
Это врачи, придерживающиеся католического, лютеранского и другого неправославного вероучения.
IV тип: доктор, признающий Православие.
Это доктор — крещенный в Православии, уважительно относящийся к Церкви и ее Таинствам, но не живущий церковной жизнью, правил ианонов Церкви не соблюдающий. Т.е. это не достаточно либо невоцерковленный человек. Таковых врачей в российских медицинских учреждениях боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шинство. Около 80% врачей считают себя православными, таковыми на самом деле не являясь.
V тип: доктор–оккультист.
Доктор, понимающий Бога в неправильных представлениях мистического характера, считая Его про100 разумом, силой, наделенной энергией, чем–то (именно не кем–то), а чем–то свыше. Таковой доктор относится к Богу, как некоей энергии, которую можно полезно использовать в своих медицинских лечебных целях.
VI тип: доктор, исповедующий Православие.
Кто же это таковой? Каковой его портрет? Что отличает его от остальных типов?
^ Портрет православного доктора
Православный христианин, имеющий высшейке медицинское образование, живущий по заповедям Божиим, настоящей церковной жизнью, регулярно (не наименее 1–2–х раз за месяц) причащающийся Святых Хри100вых Загадок, исповедующий православное вероучение в соответствии со Святым Евангелием, апонастолькоскими правилами, правилами Вселенских Соборов и Святых Отцов Церкви, решениями Поместных Церковных Соборов, признающий священноначалие (Святейшего Патриарха, Синод, правящих архиереев), посещающий храм в воскресные и праздничные деньки, молящийся с утра и вечером, имеющий либо ищущий духовника, состоящий в венчанном браке либо стремящийся к таковому, молящийся за своих боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных, изучающий духовную литературу либо обучающийся на катехизаторских либо богословских курсах, заботящийся как о медицинском, так и духовном образовании, регулярно глазащающий свою душу в Таинстве Покаяния, кающийся в числе прочих и во врачебных грехах.
Таковым образом, православный доктор — это, прежде всего, христианин, член Тела Церкви, Тела Хри100ва, активно живущий жизнью Церкви, жизнью во Христе.
Почему я говорю о активной жизни в Церкви? Это не только участие в Таинствах и богослужении, это — православное понимание жизни и православная реакция на жизненные проблемы и обстоятельства. Ведь жизнь меняется, меняются технологии. И православный доктор должен облаотдать, прежде всего, православным мировоззрением, а не умением оперировать системой канонов и правил.
В отличие от неверующих врачей, базирующихся на материалистическом мировоззрении, православный доктор подходит к лечению болезни через призму 3-хчастного строения человека: дух, душа и тело боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного. Доктор медицины, профессор, архиепископ Лука (Крымский) так говорит о этом: «Общеизвестно могущественное влияние психики боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного на течение болезни. С остояние духа боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного, его доверие либо недоверие врачу, глубина его веры и надежды на исцеление либо, наоборот, психическая депрессия, вызванная неосторожными разговорами врачей в присутствии боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного о серьезности его болезни, глубоко определяют финал болезни. Психотерапия, состоящая в словесном, вернее, духовном воздействии врача на боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного, — общепризнанный, нередко дающий прекрасные результаты способ лечения многих заболеваний…
Мы могли бы привести много примеров исцелений при открытии мощей преподобного Серафима Саровского, из житий святителя Питирима Тамбовского и многих других святых.
Объяснить эти удивительные факты только физиологическим воздействием мозга, хотя бы и могучего, невозможно уже потому, что все мозговые процессы и все воздействия мозга протекают во времени, а эти чудесные исцеления происходили практически вне времени. Таковая быстрота действий возможна только для духа.
Кроме того, у некоторых боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных было тяжелое повреждение спинного мозга, о чем свидетельствует не только паралич ног, да и атрофия мускул и даже начинающаяся гангрена. Все это — необратимые изменения, по нашим медицинским знаниям, и никакое самое могучее, но только физиологическое воздействие мозга не могло бы их исправить. Этими рассуждениями мы подтверждаем факт, что дух творит формы. Узко и необоснованно утверждение, что только материальным определяется духовное, ибо необходимо признать, что есть и обратное влияние — духовное воздействие на материю тела через нерв (составная часть нервной системы; покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон)ную систему — орган психики». 1
«Между телом и духом существует постоянная связь и взаимодействие. Все то, что происходит в душе человека в течение его жизни, имеет значение и необходимо только потому, что всякая жизнь нашего тела и души, все мысли, чувства, волевые акты, имеющие начало в сенсорных восприятиях, теснейшим образом связаны с жизнью духа. В д ухе отпечатлеваются, его формируют, в нем сохраняются все акты д уши и тела. Под их формирующим влиянием развивается жизнь духа и его направленность в 100рону добра либо зла. Жизнь мозга и сердца и необходимая для их совокупная, чудно скоординированная жизнь всех органов тела нужны только для формирования духа и прекращаются, когда его формирование закончено либо полностью определилось его направление. Жизнь тела и души можно сравнить с полной красоты и прелести жизнью виноградной грозди. Прекращается питание ее соками лозы, росой небесной, окропляющей нежный пушок сочных ягод, и остаются только выжимки, обреченные на гниение; но жизнь виноградных гроздьев продолжается в полученном из их вине. В него переходит все то ценное, прекрасное и благоуханное, что было выработано в {живых} ягодах под благотворным действием света и солнечного тепла. И подобно тому, как вино не портится, а продолжает жить своей собственной жизнью опосля смерти винограда, 100новясь тем лучше и драгоценнее, чем дольше оно живет, и в бессмертном духе человеческом продолжается вечная жизнь и бесконечное развитие в направлении добра либо зла опосля смерти тела, мозга и сердца и прекращения деятельности души».2
В связи с материалистическим подходом к процессу лечения, к сожалению, этогоденька взгляды многих врачей на современные биотехнологии не сформированы, не имеют твердого характерственного обоснования. Мнения воцерковленных врачей значительно отличаются от мнений неверующих и в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шой степени соответствуют нормам религиозной морали и медицинской этики. В этом заключается особенность мастерски–этического портрета православного врача. В тоже время среди воцерковленных врачей значительная часть оказалась неподготовленной к решению современных этических заморочек.
[1] Святитель Лука (Войно–Ясенецкий). Дух, душа и тело. Артос–Медиа. М., — 2006 г., С. 91–93.
[2] Святитель Лука (Войно–Ясенецкий). Дух, душа и тело. Артос–Медиа. М., — 2006 г., С. 146–147.
^ Молитва православного доктора
Доктор без молитвы — духовно мертвый доктор.
Архиепископ Лука обычно перед операцией спрашивал боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного — верует ли он в Бога, потому что не профессор возвратит ему жизнь, а Бог рукою доктора.1 В операционной у Владыки Луки на тумбочке 100яла икона, а возле нее зажженная лампада. Перед операцией Владыка 100вил йодом крест на теле хворого.2
Из воспоминаний О.В. Волкова о святителе Луке известно, что «Известнейший хирург профессор Войно–Ясенецкий, он же епископ Самаркандский Лука, приучил работавших с ним к молитдля вас, без которых не приступал к операциям, и к священникам, которых, по просьбе боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных, приводил в палаты для исповеди либо Причастия».3
Кроме обычных молитвенных правил, установленных Церковью, можно читать специальные молитвы о помощи Божией в тех либо других недугах. Таковых молитв много. На работе доктор может своими словами обращаться к Богу за помощью в тех либо других ситуациях. Приведу примеры некоторых таковых молитв.
Молитва православного врача перед началом рабочего денька
Господи, благослови мой грядущий денек. Благослови меня с любовию и терпением принимама всех боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных, которые приидут ко мне. Не дай запамятовать, что они все посланы Тобой. Вразуми и просвети меня, помоги правильно 100вить диагнозы и вылечивать боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных моих, всех, кого Ты вверяешь в руки мои. Во всем наставь и вразуми меня. Дай мне духа бескорыстия, незлобия, милосердия и сострадания к боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ным моим. Помяни их в телесной и душевной скорби и подаждь терпения в болезни, исцеления души и тела, покаяния в грехах своих. Крест болезни да послужит им во спасение. Мирен дух подай мне с коллегами и сотрудниками моими. Через служение мое да прославится Святое имя Твое, Отца и Отпрыска и Святого Духа. Благодарю Тебя за все. Аминь.
Молитва в разных недугах и болезнях
Боже сильный, милостию строяй вся на спасение роду человеческому, посети раба Своего этого (имярек), нарицающа имя Хри100 Твоего, исцели его от всякого недуга плотскаго: и отпусти грех и греховныя соблазны, и всяку поруха, и всяко нашествие неприязненно далече сотвори от раба Твоего. И воздвигни от одра греховного, и устрой его во святую Твою Церковь здрава душею и телом, и делы добрыми славящаго со всеми людьми имя Хри100 Твоего, яко Для тебя славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отпрыском, и со Святым Духом, сейчас и присда и во веки веков. Аминь.
Молитва о исцелении болящего
О, Премилосердый Боже, Отче, Отпрыску и Святый Душе, в Нераздельней Троице покланяемый и славимый, призри благоутробно на раба Твоего (имя), болезнию одержимого; отпусти ему вся согрешения его; подай ему исцеление от болезни; возврати ему здравие и силы телесныя; подай ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твоя и премирные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Для тебя, Всещедрому Богу и Создателю моему.
Молитва в душевных и телесных недугах
Сирот Отче, и обуреваемых при100нище, и недугующих Врачу, немощи наша неболезненно носяй, и недуги наша приемляй, Сам Преблагий Царю, и Спасителю Христе Иисусе, прими молитву нас недостойных: якоже приял еси молитву супруги Хананейския о дщери ея недугующей: и якоже во деньки земного жития Твоего исцелял еси всякия недуги душевныя и телесныя: сице и сейчас, Преблагий Владыко, молюся Ти, исцели раба Твоего (имя), яко благ и человеколюбец.
Как видите, сущность этих молитв сводится к прошениям за себя, чтобы Господь послал божественную благоотдать к содействию во врачевании, и к прошениям за боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных, вверенных Богом в руки врача. Обратите внимание, что православный доктор молится не только о исцелении либо помощи в телесной немощи — но о исцелении всего человека: исцелении души и тела; спасительном глазащении от греха, который мог явиться причиной развития заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности).
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 г. напоминает, что «…поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного с православной точки зрения не является безусловной ценностью. Господь Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только о их теле, но наипаче о душе, а в итоге — о целостном составе личности…
…Исцеление поврежденного болезнью человеческого естества пред100ет как исполнение замысла Божия о человеке… Тело, свободное от порабощения греховным страстям и их следствию — болезням, должно служить душе, а душевные силы и способности, преоражаясь благодатью Святого Духа, — устремляться к конечной цели и предназначению человека — обожению. Всякое истинное врачевание призвано стать причастным этому чуду исцеления, совершаемому в Церкви Христовой».4
Сейчас мне хотелось бы поговорить о врачебных грехах, актуальных именно для верующего православного врача. Ведь в светской среде принято говорить о врачебных ошибках, неэтичном поведении, халатикности, преступлениях. Для верующих людей это не область ошибок, а область греха, неправых поступков перед Богом и ближним, и эти поступки нуждаются не про100 в осознании, а в покаянии, глазащении души. Ведь у многих врачей их профессиональное выгорание, формирование цинизма и равнодушия, невротические состояния связаны с тем, что они не глазащают свою душу и сердце от греха, не заботятся о выправлении сердца.
[1] Святитель Лука Крымский (Войно–Ясенецкий). Автобиография. Я полюлупил страдание. Приход Святаго Духа сошествия. М. — 2007., С. 126.
[2] Святитель Лука Крымский (Войно–Ясенецкий). Автобиография. Я полюлупил страдание. Приход Святаго Духа сошествия. М. — 2007., С. 173.
[3] Святитель Лука Крымский (Войно–Ясенецкий). Автобиография. Я полюлупил страдание. Приход Святаго Духа сошествия. М. — 2007., С. 173.
[4] Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Материалы. Издательский совет Московского Патриархата. М. — 2001., С. 380.
^ Как доктору сохранить свою совесть
В современных условиях вопросец сохранения совести для верующего врача встал достаточно остро.
Доктор нередко 100ит перед дилеммой: или нарушить закон совести о помощи ближнему, или инструкции лечебного учреждения, в котором он трудится. И то и другое вызывает смятение эмоций и угрызение совести.
Однако и в условиях платной медицины практик ующий доктор может хранить свою христианскую совесть. Внутреннее делание хранения и испытания совести подробно излагает преп. Никодим Святогорец.
«Всяким хранением храни, брате, совесть свою чистою и в мыслях, и в словах, и в делах, да будет она всегда безукоризненна и никогда да не осуждает и не грызет тебя ни за что. Если будешь так созодать, она боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шую приоретет у тебя силу и во внутреннем твоем, и во внешнем действовании и, став госпожою над всем, 100нет добре править твоею жизнью. Незапятнанная совесть и жизнь твою сделает безукоризненною, ибо тогда она будет чутка и сильна на добро и против зла. Она закон, Богом начертанный в сердцах людей, в освещение путей их и в руководство во всем достодолжном, как учит апостол Павел, называя ее делом законным, написанным в сердцах» (Рим. 2:15); основываясь на сем, св. Нил таковой дает каждому урок: «Во всех делах своих, как светильником, пользуйся руководством совести».
Совесть проявляется в четырех отношениях: к Богу, к для себя самому, к ближним и к окружающим вещам.
В отношении к Богу — когда доктор пребывает в памяти Божией и прогуливается в присутствии Божием; осознает себя носимым и хранимым силою Божиею; и себя, и все свое врачебное искусство посвящает на сл ужение Богу и во славу имени Его; на Него уповает в своем врачевании и жизни и Ему предает участь временную и вечную свою и своих нездоровых.
Из донесений агентов ГПУ известно, что епископ Лука в ответ на благодарность пациентов отвечал: «Это Бог вас исцелил моими руками. Молитесь Ему». 1
Св. Василий Великий учил тому, что «скотское было бы несмыслие надеяться получить для себя здоровье единственно от рук врача, чему, как лицезреем, подвергаются другие нажималкие люди, которые не стыдятся именовать врачей своими спасителями… (свт. Василий Великий, 9, 171).
…Как не должно совсем бегать врачебного иск усства, так несооразно полагать в нем всю свою надежд у (свт. Василий Великий, 9, 174)». 2
Прп. Макарий Египетский считал, что «к отраде и уврачеванию тела, к удовлетворению нуждам его отдал Господь врачебные средства людям мирским… потому что они не в состоянии еще всецело вверить себя Богу (прп. Макарий Египетский, 67, 309)». 3
Блаженный Диаподыхал свидетельствует: «врача приглашать во время недугов ничто не препятствует. Бог провидел, что будет нужда во врачевательном искусстве, и благоволил, чтобы оно, наконец, составилось на основании опытов человеческих; для того наперед отдал бытие и врачевствам в ря ду творений. Впрочем не на их должно полагать надежду уврачевания, но на истинного нашего Врача и Спасителя, Иисуса Хри100 (блж. Диаподыхал, 91, 34)». 4
Прп. Авва Дорофей напоминает: «читая врачебные книги либо спрашивая о их кого–или, не з абывай, что без Бога никто не получает исцеления. Итак, кто посвящает себя врачебному искусству, тот должен предавать себя имени Божию, и Бог подаст ему помощь…(прп. авва Дорофей, 29, 261)». 5
На своем рабочем месте верующий доктор может извлечь из своего служения боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шую духовную пользу, а именно, вести сокровенную жизнь в Боге. Одним из приемов этого умного труда св. Феофан Затворник называет угождение Богу и делание всего во славу Бога. Если доктор каждый денек спрашивает себя «Как мне угодить этогоденька Богу и как прославить имя Его?» — Господь помогает ему независимо от хоть какой неблагодарной обстановки. Мы забываем, что Господу нередко важно намерение нашего сердца и от нас, как бедной вдовицы, Он готов принять и две малые лепты.
«В отношении к для себя самому — будь справедлив к для себя и каждой части своего естества отдавай должное: дух твой, ищущий Бога, небесного и вечного, да властвует над душою и телом, которых назначение — устроять временную жизнь; душа, подчиняясь велениям духа, выю мозга да подклоняет Богооткровенной правде и ею да освящает всю область своего ведения; волю да держит в порядках заповедей Божиих, не давая ей, в противность им, уклоняться к своим похотениям; сердце да учит находить вкус только в вещах Божественных и в том, что носит отпечатки и служит выражением Божественного, и в сем духе да ведет дела и порядки житейские и общественные». 6
Т.е. доктор должен преоранажимать и освящать свою д ушу через жизнь во Христе, обоживаться, тогда благоотдать Божия будет изливаться на его нездоровых.
В отношении к ближним — врачу следует учиться относиться к коллегам и пациентам, как к образам Божиим, всем благожелая и благодетельствуя по силе; пред всеми смиряться и всем угоожидать в пределах добра; радоваться с радующимися и скорбеть со скорбящими; никого не осужотдать и не уничинажимать, даже в мысли и чувстве; не завидовать коллегам; от ищущих совета и вразумления не скрывать истины, в учителя никому не навязываться; блюсти мир и согласие со всеми, с готовностью на всякие для того со своей 100роны жертвы, и всевозможно избегать соблазнить кого бы то ни было.
Из воспоминаний врача Н.Т. Богуцкой о подлинной духовной силе святителя Луки: «Когда к нему привезли супругу …коммуни100, он ни о чем их не справшивал, блестяще прооперировал женщину, и она жила еще многие годы» 7, хотя коммунисты сделали Владыке много зла в его жизни.
Бывает, что один доктор нередко возвышает себя в глазах боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного недозволенным способом — з а счет унижения своего коллеги, за глаза пороча его как личность, не скрывая тактично ошибки своего сослуживойца. Желая сохранить свою востребованность, а, следовательно, доходность, опытные врачи не всегда открывают молодым врачам тайны врачебного мастерства, видя в их своих будущих конкурентов. В итоге страдает нездоровой.
В этом контексте хранение совести православного врача по отношению к пациентам должно выранажиматься в его правдивости по отношению к лечению. Доктор иск ушается соблазном назначить препараты либо операцию, превышая меру надобности, не соответствующую тяжести заболевания пациента, исходя из корыстного, сребролюбивого мотива либо научного интереса. Св. Лука по этому поводу говорил: «Для хирурга не должно быть “случая”, а только жив страдающий человек». 8
Особенно это характерно для коммерческих компаний. Платежеспособность 100новится диагнозом, а боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ной попкадает в ситуацию, о которой так говорится в 38 главе Книги Премудрости Иисуса, отпрыска Сирахова: «… кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача!» (Сир. 38, 12–15).
У врача всегда есть выбор: похлопотать за не достаточноимущего боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного перед выше100ящими инстанциями о благотворительной либо платной по льготной госпитализации: положить пациента как родственника либо, наоборот, бесчеловечно пропустить через фильтр платных услуг. Есть места и диагностические влекипуляции, где оплата обязательна, потому что это связано с закупленными реактивами либо инструментами либо материалами (как материалы в 100матологии либо рентгенологии). Там, где доктор может позволить для себя уменьшить финансовое страдание боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного, он должен использовать эту возможность максимально. В современной ситуации у врача в некотороммерческом медицинском учреждении два пути — или поставить перед боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ным условие, что пока он не заплатит лично доктору — лечения не получит, или — вылечить боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного и принять денежное либо другое вознаграждение.
К первому варианту врачи прибегают почаще, потому что неизвестно, отблагодарит ли его боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ной опосля излечения либо нет. К тому же доктор финансово не заинтересован в принятии пациента, потому что боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ной заплатит в кассу крупной боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ницы боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шие денекги, а сам доктор получит через несколько месяцев и опосля всех вычетов про100 копейки. Претензии же к врачу со 100роны пациента будут максимальными, потому что по его мнению оплата лечения связывается именно с лечащим врачом. Первый вариант безхарактерственен, потому что он 100вит врача в разряд вымогателей, ко второму варианту многие врачи не готовы, особенно неверующие и не придерживающиеся христианских принципов. Им нужно жить и кормить семью.
Для врача христианина применим только второй путь, ибо он следует слодля вас Спасителя: « не отыскивайте, что для вас есть, либо что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого отыскивают люди мира этого; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том, наипаче отыскивайте Царствия Божия, и это все приложится для вас » (Лк. 12, 29–31).
Благодарный боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ной сам отблагодарит врача, исходя из своих материальных возможностей. Принимая благодарность, доктор не погрешает, потому что полагается на Промысел Божий и ничего не вымогает у боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного. Доктор должен в свою очередь поблагодарить Бога, отделив в церковь либо нищим какую–то, установленную им самим, часть полученных от боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного средств.
Владыко Лука, например, помогал денекгами многим своим боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ным. К.Ф. Панкратьева, пенсионерка из Ташкента, бывшая на приеме у Владыки не раз слышала, что он не только вылечивает, да и оказывает материальную помощь неимущим боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ным. Не раз Владыка помогал обездоленным детям: брал к для себя, устраивал их в семьи для проживания, нанимал женщин для ухода за детками. Он также посылал свою помощницу по городу находить боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных, нуждающихся в помощи и материальной поддержке. Вдодля вас давал денекги на постройку дома. 9
Иногда доктор специально утяжеляет диагноз, чтобы положить пациента по скорой помощи на бюджетную койк у. Тут он совершает неправду, но по любви к ближнему. Ибо, если боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ной не получит помощь этогоденька таковым методом, то завтра, не имея возможности оплатить лечение, не сможет лечь в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ницу и получит тяжелое осложнение либо даже умрет. Таковой доктор 100новится евангельским неправедным заимодавцем, и Бог оправдает его на Страшном суде.
Нередко главные врачи и завед ующие отделениями устраивают искусственную систему фильтрации денежных средств пациентов. У одних мотив — сохранить учреждение от распада, у других — корысть.
Поэтому, если православный доктор будет соблюотдать святоотеческий совет «всем благожелать и благоденствовать по силе» 10, и добавим, за все благодаря Бога, его совесть будет покойно храниться при всех финансовых инструкциях администрации лечебного учреждения.
В отношении к вещам — к тому медицинскому оборудованию, на котором врачу приходится работать в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)нице, к инструментам, перевязочному материал у, мебели в ординаторской и т.п.
Всякому врачу, ревнующему о спасении, положено вечером испытывать свою совесть и, уяснив для себя все неправды и ошибки, допущенные деньком в мыслях, словах и делах, глазастить их покаянием, т.е. созодать то же, что делает запылившийся оковник: оковник мозгивается водой, а ревнующий о спасении глазащает себя в конце денька покаянием.
Что увидишь неправым, рассмотри, как случилось, что ты сделал то, когда держишь постоянно желание созодать одно правое, какие были к тому поводы и причины — внутренние и внешние, вроде бы для тебя следовало править собой в данном случае, чтобы не погрешить, и почему ты этого не сделал; потом, осудив себя, а никого и ничего другого, разумно определи, как след ует для тебя дернажимать себя, чтобы впредь не погрешить в таковых же либо подобных обстоятельствах, и предпиши то для себя в закон с решимостью и исполнять его без уклонения и поблажки для себя либо человекоугодию пользуясь, таковым образом, для удобрения нивы сердца своего и нечистотами.
Положи твердое намерение строго следить з а собой в следующий денек, чтобы ничего не прорывалось недолжного, не только в делах и словах, да и в мыслях, и эмоциях.
В свете слов преп. Никодима уместно нам, любезные коллеги, вспомнить о самоиспытании врачебной совести. Я редко встречал врачей, которые бы постоянно каялись во «врачебных грехах».
[1] Святитель Лука Крымский (Войно–Яс енецкий). Автобиография. Я полюлупил страдание. Приход Святаго Духа сошествия. М. — 2007., С. 65.
[2] Сокровищница духовной мудрости. Издание Московской духовной академии и Введенской Оптиной пустыни. VI том. М. — 2005., С. 10.
[3] Сокровищница духовной мудрости. Издание Московской духовной академии и Введенской Оптиной пустыни. IV том. М. — 2005., С. 10.
[4] Сокровищница духовной мудрости. Издание Московской духовной академии и Введенской Оптиной пустыни. IV том. М. — 2005., С. 10–11.
[5] Сокровищница духовной мудрости. Издание Московской духовной академии и Введенской Оптиной пустыни. IV том. М. — 2005., С. 11.
[6] Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Издательство им. Свт. Игнатия Ставропольского. М. — 2000., С. 267.
[7] Святитель Лука Крымский (Войно–Ясенецкий). Автобиография. Я полюлупил страдание. Приход Святаго Духа сошествия. М. — 2007., С. 175–176.
[8] Святитель Лука Крымский (Войно–Ясенецкий). Автобиография. Я полюлупил страдание. Приход Святаго Духа сошествия. М. — 2007., С. 178.
[9] Святитель Лука Крымский (Войно–Ясенецкий). Автобиография. Я полюлупил страдание. Приход Святаго Духа сошествия. М. — 2007., С. 94–95, 127.
[10] Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Издательство им. Свт. Игнатия Ставропольского. М. — 2000., С. 267.
^ Докторские грехи
Врачебные грехи можно распределить по нескольким группам.
Первая группа: грехи невежества — когда из–за недо100точной компетентности либо необученности мы приносим боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ным страдания, которых не было бы, если б уровень профессионального мастерства был наиболее высок.
Преодоление данной группы грехов — в постоянной работе над собой, над своим профессиональным уровнем, своей ленью и нерадением к специальности. Доктор обязан учиться всю свою жизнь. Все меняется: препараты, оборудование, ситуации. Доктор — это не 100нок, не механизм. Это человек, практически проживающий свою жизнь вместе с боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ными, учитывающий, анализирующий все факторы происходящего вокруг него и адаптирующий их к ситуации.
Вторая группа: грехи немощи — когда по усталости, либо плохому настроению, либо рассеянности, либо невнимательности, либо болезненности телесного естества нашего мы пропускаем либо не замечаем симптомов болезни и 100вим диагноз неправильно либо поздно. Грех немощи нередко связан с гордостью. Мы не желаем для себя сознаться, что эта ошибка в диагностике либо проводимом вмешательстве связана с тем, что мы этогоденька были не в форме. А нужно сказать: «Да, я этогоденька плохо оперировал, да я сделал пациенту боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)да и неудачно пунктировал либо пальпировал боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного, прости меня, Господи». Мы нередко забываем, что все это является предметом покаяния.
Хирург В. А. Суходольской вспоминает: «Валентин Феликсович болел душой за кажд ую свою неудачу …Когда, войдя в палату, он замечал, что нет боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного, которого он оперировал два денька вспять, он, ни о чем не спрашивая, поднимался на второй этаж и запирался в своей комнате» 1 для молитвы.
Преодолевается эта группа грехов смиренным обращением к Богу. Образец такого обращения в состоянии немощи и усталости оставил нам св. прав. Иоанн Кронштадский: «Господи, имя Для тебя — Сила! Укрепи меня, изнемогающего и падающего!» Сам помоги мне не ошибаться в диагностике и лечении (процесс для облегчение, снятие или устранение симптомов и заболевания).
Третья группа: грехи сребролюбия — когда мы ощутили внутри себя движение сердца, в котором преоладало желание поиметь с боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного человека личную финансовую либо человеческую выгоду, а не послужить болящему Христу. Мы должны принимама каждого пациента как посланника Божия, как Божие благословение и спрашивать в сердце: «Господи, чем я могу посодействовать этому человеку, чего же Ты ожидаешь от меня по отношению к нему?». Всегда ли мы так делаем? Всегда ли молимся з а наших пациентов? Ведь как врачи мы призваны к этому Богом. Всегда ли мы говорим: «Господи, помилуй моего боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ного, которого Ты вручил мне»? «Помилуй всех, которых лечу и вылечивал».
«Владыка Лука вылечивал боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных ради Бога, так же, во славу Божию он нередко помогал бедствующим и утешал несчастных. Его частные приемы, консультации были бесплатными. Научную же свою деятельность, публикации книжек и 100тей, получение Государственной премии Владыка Лука рассматривал как средство поднять авторитет Церкви. Несомненно, что в те страшные времена открытая проповедь о Христе знаменитого ученого, прославленного хирурга не могла не заставить задумамася многих и многих людей». 2
Преодолевается грех сребролюбия врача всецелым преданием себя в руки Божии, упованием на благой Промысл: «Господь дает настолькоко, сколько нужно, когда нужда и через кого нужно. Он не оставит меня без хлеба. Я буду вылечивать во имя Твое, Ты же Сам позаботься обо мне». Сребролюбивый доктор никогда не преуспеет духовно, потому что препятствует Божией милости. Материально он будет весьма богат, а духовно — нищ. Как говорит 100рец Паисий Святогорец, «для того, чтобы преуспеть, требуется многое доверие к Богу».
Четвертая группа: грехи самоуверенности — когда наше рациональное знание и уверенность: «я все смогу сделать», — заслоняет Хри100. Врачебная неуверенность — дело плохое, да и самоуверенность — скверное. «Все могу о укрепляющем меня Иисусе Христе», — вот правильное внутреннее устроение православного доктора. А всегда ли мы благодарим Господа за то, что Он отдал возможность послужить Ему, за то, что пощадил боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ных и посодействовал нам в лечении (процесс для облегчение, снятие или устранение симптомов и заболевания)?
Грех врачебной самоуверенности верующий доктор может преодолеть благотворным самоуничижением: «Без Тебя Господи, не смогу творити ничесоже».
5-ая группа грехов связана с нарушением общеизвестных правил этики и деонтологии. Это уже — сама христианская жизнь и христианский подвиг — соблюотдать заповеди Божии там, где их никто не желает соблюотдать. Поэтому соблюдение найденных принципов медицинской этики синергично стремлению врача к христианской жизни в миру.
В заключение мне хотелось бы отметить, что доктор, претендующий на звание православного, должен четко осознавать, что это не присимвол либо наименование его религиозной идентификации, а особый путь служения Богу и спасения своей души.
Вспоминается духовное завещание св. преподобноисповедника Сергия Сребрянского, д уховника Марфо–Мариинской обители, применимое не только к сестрам милосердия, да и к православным врачам: «Помни всегда ту цель, ради которой ты начал двигаться на этот труд. Цель эта — показать настоящему обществу Хри100 так, как древнему языческому обществу показали Его первые христиане».
Поэтому явление собой Хри100 коллегам и пациентам является сущностью облика православного врача и стержнем его служения в современном неоязычном мире.
[1] Святитель Лука Крымский (Войно–Яс енецкий). Автобиография. Я полюлупил страдание. Приход Святаго Духа сошествия. М. — 2007., С. 178–179.
[2] Святитель Лука Крымский (Войно–Яс енецкий). Автобиография. Я полюлупил страдание. Приход Святаго Духа сошествия. М. — 2007., С. 130.