Разбираясь в своих проблемах либо в проблемах другого человека, весьма нередко мы сталкиваемся с тем, что человеку не хватает того, что в про100речии называется .
— Любовь к для себя — это то, что называется самопринятием. Чем лучше человек относится к для себя, тем лучше он относится к окружающим. Чем боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше он принимает самого себя, тем легче ему бывает принимама других людей, сосредотачиваться на их.
А эгоизм — это когда человеку как раз трудно сосредотачиваться на других людях.
К сожалению, слово «эгоизм» у нас в культуре носит ярко оценочный характер. Считается, что эгоист — плохой человек. Это весьма поверхностное суждение. Человек эгоистичен не потому, что он , а сосредотачиваться на окружающих. Человек бывает эгоистичен потому, что считаться с другими. Эгоист — это психологически истощенный человек. Внутренний ресурс такого человека настолько опу100шен, что «эгоист» невольно нацеливает все усилия на поддержание самого себя. Всё его сознание стянуто вовнутрь, направленно эгоцентрически.
Любовь к для себя способствует улучшению отношений с окружающими, а эгоизм — это отсутствие таковых отношений.
— Здесь нужно договориться о терминах. Комплекс неполноценности — это совсем не представление о своих ограниченных возможностях. Мы же лицезреем массу людей, которые весьма скромно оценивают свои возможности, но при всем этом совершенно не производят впечатления закомплексованных. Человек, который говорит: «Я так страдаю от своей неорганизованности!», либо «В жизни мне так не обучиться водить машину!», — совсем не кажется каким-то проблемным. Наоборот, он выглядит презентабельно.
Что все-таки такое комплекс неполноценности? Это представление человека не о своих достоинствах либо недостатках, а о том, что он в силу их заслуживает, что он может ожиотдать за свои достижения либо промахи. «Комплекс неполноценности» означает, что человек ожидает (как правило, безотчётно) оценочного отношения к для себя. Сделал, добился — ты хороший, молодец. Не сделал, ошибся — плохой. Человек с комплексом неполноценности боится своих недостатков, боится признавать их (даже перед самим собой), потому что чувствует, что его правильно будет осудить, высмеять, не посчитаться, не включить в списки, опустить — в общем, подвергнуть остракизму в хоть какой форме.
Комплекс неполноценности — это и есть негативное самопринятие.
— Я бы сказал, что есть две причины нелюбви к для себя. Первая — и по важности, и по хронологии, — та, что развивается в детстве, когда еще нет и не быть может никакой любви либо нелюбви к для себя. Это любовь либо нелюбовь родителей к ребенку.
По сути, все психически сохранные родители малышей обожают. Но на любви либо нелюбви к для себя ребенка сказывается не наша родительская внутренняя душевная кухня, которая никому не видна, не наши глубинные чувства. На самопринятии ребенка сказывается то, что у родителей «на выходе». И когда ребенок лицезреет, что его ругают, им недовольны, ему не сочувствуют, — он неизбежно принимает всё это на собственный счёт. У него формируется ощущение, что он всего этого заслуживает. Это и есть негативное самопринятие. Мы-то с вами понимаем, что любим ребёнка, что потому и переживаем за него. Но ему в этот момент этого не видно. Вспомним себя детками: когда нас ругали, когда нами бывали недовольны, мы чувствовали, что нас именно не обожают, и — что самое важное — правильно не обожают.
На сознательном уровне ребёнок может обинажиматься, огрызаться, отшучиваться, но на наиболее глубоком, безотчётном, он быстро привыкает к тому, что настоящего принятия он и его переживания не заслуживают.
Эта первая причина пониженного самопринятия, источник нелюбви к для себя сохраняется и работает у нас пожизненно, потому что человек в любом возрасте остается ребенком своего родителя. Даже когда родителей уже нету на свете.
Начиная с подросткового возраста (с переходного), прибавляется второй источник, который мощно влияет на наше самопринятие. Психика так устроена, что люди к окружающим и к для себя относятся одинаково. На заре жизни, когда младенец ещё не отличается от детёныша животикного (котёнка, щенка, обезьяненка), в его психике ещё нету «Я» и отношения к для себя, а есть только «они», окружающие, и отношение к ним. Отношение к окружающим со знаком минус либо плюс формируется по очевидному про100му механизму. «Хорошие» особи — это те, которые ко мне расположены, делают мне хорошо, кормят меня, гладят, утешают, берут на руки, дают мне блестящее и лакомое, к которому я тянусь.
Понятно, к каким особям развивается отношение со знаком минус.
Позже, по мере формирования «Я», оно нашей психикой расценивается точно по этим же критериям. Мы любим либо не любим себя ровно за то же, за что любим либо не любим окружающих — за наше социальное лицо, наш социальный образ. И когда этот образ похож на тот образ, который я вчуже осуждаю — «Я» своей психикой также осуждается, расценивается со знаком минус.
— Социальный образ — это что я собой представляю по отношению к людям. Насколько я доброжелателен либо безучастенок, терпим либо критичен.
Поскольку мною со знаком плюс воспринимаются только те люди, которые по отношению ко мне доброжелательны, участливы, терпимы, а не критичны и назидательны, то и я сам своей психикой воспринимаюсь со знаком плюс, только если я проявляюсь так же. Если же я проявляюсь негативно, критично, назидательно, протестно — каковы бы ни были причины, вроде бы я ни был логичен в своей назидательности, неизбежно развивается аутоиммунная агрессия, непринятие себя самого. Когда на меня кто-то кричит, когда меня кто-то ругает, наказывает, лишает, высмеивает, моя психика не разбирается — прав он либо нет, — она моментально его отторгает: я это не желаю, я не люблю этого человека. И со мной психика поступает так же отторгающе.
При всем этом окружающие могут к моей агрессии отнестись полностью принимающе, даже сочувственно, понимая, что я это не я плохой, а мне плохо. Но меня это не спасёт. Человек, который кричит на окружающих, себя не любит, хотя бы даже окружающие реагировали на это с пониманием и с принятием.
— Вообще это вопросец терминологии. Я не понимаю всех на свете тренингов, может, среди их и есть какие-то, созвучные тому, о чем мы говорим, но боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шинство известных мне тренингов по повышению самооценки носят чисто технический характер. Т.е. они имеют целью развить у человека позитивное представление о своих возможностях. Встать перед зеркалом и говорить: «Я могу, я могу, я могу… Я успешен. Я уверен внутри себя. У меня точно получится». На мой взор, это поверхностные технические усилия, которые не меняют глубинда и долговременно настоящей нашей уверенности внутри себя, нашей устойчивости, нашего самопринятия.
— Тогда нужно давать определения — что мы называем самооценкой, а что — самопринятием. Для меня привычна таковая терминология: самооценка — это представление человека о своих достоинствах и недостатках; о том, что я могу/не могу, о том, на что я могу рассчитывать, на что — не могу. Самопринятие — это представление не о своих достоинствах и недостатках, а о том, что я за их заслуживаю.
Можно говорить о таковой альтернативе: позитивное и негативное самопринятие. По аналогии с высокой и низкой самооценкой. Негативное самопринятие — это ощущение, что я заслуживаю осуждения и наказания за свои проступки. Позитивное самопринятие — ощущение, что я воследствие ровно тех же проступков и недостатков заслуживаю сострадания.
— Да, вот в данной терминологии, по сиим определениям — да, конечно. Человек быть может уверен, что он гениальный шахматист и чемпион мира, и при всем этом страотдать от нелюбви к для себя.
— Ответ вытекает из сказанного выше. Позитивное самопринятие — это принципиальное отношение к своим недостаткам как к чему-то такому, что я для себя не выбирал, в чем я не виноват. Это моя неудача, проблема, но не вина.
— Нет.
— Подсказка кроется в понимании истории проблемы. Вот мы сказали, что есть две главных причины, два фактора, которые влияют на наше самопринятие — это отношение с родителями и наша социализация. Вот в этих 2-ух местах и нужно вылечивать.
Первый вопросец: когда, в котором случае нужно вылечивать? Когда человек замечает, что его что-то сильно не устраивает: его внутренний план, его состояние, настроение, его отношение с людьми и с жизнью; когда замечает, что он лишне раздражителен либо лишне уверен внутри себя, либо весьма нередко меняет сексуальных партнеров, либо механически занимается нелюбимым делом. В общем, когда какие-то такие важные вещи в жизни не устраивают.
— Да. Но чувство вины — это очевидный таковой показатель. А вот остальные показатели, которые я перечислил, они редко воспринимаются как указание на то, что во мне что-то не то. Когда человеку не нравится работа, либо супруг, супруга, что-то еще — у него весьма велик соблазн находить проблемы снаружи. Вме100 этого 100ит осознать, что к сиим конкретным житейским неприятностям привели какие-то наши собственные внутренние сложности, которые мы боимся внутри себя распознать и поэтому не можем с ними справиться. Вот эта боязнь и называется низким самопринятием. Нужно повышать самопринятие по двум важнейшим направлениям, которые мы обрисовали.
— Это уже подробно освещено в нашей с вами беседе «Усыновить родителей», но можно в сжатом виде повторить. Логика таковая: неуверенность внутри себя, боязнь ответственности, боязнь, что меня уличат, что меня будут ругать, что меня высмеют — она тянется у нас с детства, как и неважно какая опаска. Жизненный опыт, который в детстве сформировал у нас эту опаску, оказывается прискорбнейшим недоразумением. Когда родители ребенка ругали, ребенок, естественно, считал, что так устроены отношения, так устроена жизнь. Если я опозотдал, если я что-то разлупил, налгал, получил двойку — конечно же меня будут ругать. Как быть может по другому?
Может! Это легко осознать, пред100вив для себя, что если б наши родители в этот же момент — при том же нашем проступке, при той же двойке, при той же разбитой чашке, про100 могли быть в гораздо хорошем настроении, они очевидно реагировали бы на этот же эпизод гораздо наиболее добродушно, терпимо.
И дальше — как сказали бы математики — устреми эту идея к пределу, и ты получишь такую картину: если б родители были в совершенно хорошем состоянии — они реагировали бы на это максимально понимающе.
Значит, оказывается, весь родительский негатив, вся родительская назидательность, критичность, от которой мы в детстве страдали, были проявлением только их состояния, а не нашей вины, не их отношения к нам, не того, как вообще устроены отношения между людьми.
Вот если это по-настоящему взять в нагову, если это по-настоящему осознать про своих родителей, что оказывается — это им было плохо, а не они плохие, и не мы плохие, — тогда самопринятие мощно повышается. Родительский негатив пере100ет нашей психикой принимамася на собственный собственный счет.
По-настоящему осознать это про своих родителей — значит практиковать это понимание деятельно, а не только мысленно. Нужно вести себя по отношению к ним так же, как мы ведем себя по отношению к людям, чей дискомфорт для нас очевиден, которым весьма выраженно плохо, у которых это «на лице написано». Как мы ведем себя по отношению к таковым людям? Мы начинаем их поддерживать, утешать, опекать, участвовать в их обстоятельствах. Вот весь этот комплекс мер нужно направить на родителей. В психологии это называется «усыновить родителей». Если сиим занимамася — довольно долго, здесь не нужно строить иллюзий — самопринятие сильно увеличивается.
— Здесь важна мера нашей доброжелательности в быту — насколько я доброжелателен и участлив по отношению к окружающим. Нужно помнить, что в качестве таковой доброжелательности нашей психикой засчитываются только те наши проявления, которые трудны. Когда мы доброжелательны в ответ на доброжелательность другого человека — это бартер. Это весьма легко, поэтому это нашу психику не тонизирует. А тонизирует, когда мы выносим соседский мусор, например, с лестничной площадки, хотя сосед бесстративно его туда 100вит и не думает что будет дальше; когда мы от всей души любезны с тем, кто с нами разговаривает сухо, «через плечо».
На что тут можно внутренне опереться, чтобы не чувствовать себя каким-то лебезящим, «прогнувшимся»? На правильное понимание причин данной сухости, данной пренебрежительности. Это только проявление неуверенности внутри себя наших партнеров, это их ужас прогнуться, ужас показаться слабеньким.
Если ты всё же сам боишься показаться слабым и сам боишься прогнуться, и тебя так травокмируют эти проявления соседа, что ты не способен ответить на их ассиметрично — имеешь право на свои слабости, имеешь право на свою безучастность. Но только не ожидай тогда, что твоя психика будет в тонусе.
— Совершенно верно. Структура психики определяется структурой деятельности.
— Да, это весьма распространенные надежды, но, к сожалению, совершенно иллюзорные. Человек любит либо не любит прежде всего в отношениях с окружающими. Повторюсь: если он недо100точно участлив, то никакое участие в нем со 100роны окружающих его не приподнимет.
— Можно сказать — да, но это будет немножко схематичным ответом. Потому что если человек добивается какого-то успеха, который имеет общественный резонанс, то значит, у данной деятельности есть какая-то содержательная часть — он что-то такое сделал, что для людей важда и хорошо. И от этого его самопринятие закономерно повысится.
А удовольствие от чужих похвал — это наркотик. От него 100новится приятно, но только на время, а дальше нужна новенькая доза, ещё бОльшая.
— Да. Как раз советы могут посодействовать в последнюю очередь. А в первую очередь вот что. Пониженное самопринятие — это привычное ожидание того, что если я честно для тебя всё расскажу — как я этогоденька «прокололся», как я куда-то опозотдал, кого-либо подвел, потерял ключи от квартиры, просидел пол ночи в Интернете… — в общем, если я честно расскажу о своих минусах, то, естественно, ты меня осудишь, хотя бы молчком.
Самопринятие такого человека повышается только методом формирования нового жизненного опыта, когда он сталкивается с тем, что в ответ на эти все признания его не осуждают.
— Совершенно верно. А для этого нужно вспомнить, что альтернативой осуждения является сочувствие, когда человек может всё о для себя рассказать и встретить только искреннее сопереживание: «понимаю, как для тебя от этого тошно», «понимаю, как ты нанервничался», «представляю, как для тебя было жутко»…
Для тех, кто действительно желает посодействовать для себя: онлайн тренинг «Повышение самопринятия».
