Для тех, кто потерял ребенка до рождения

Виде­о­лог иерея Геор­гия Мак­си­мо­ва. Несколь­ко слов для тех, кто поте­рял ребен­ка до его рождения.

Хоте­лось бы пого­во­рить о таковой эмо­ци­о­наль­но труд­ной теме как погибель нерож­дён­ных деток. Речь пой­дёт не о мла­ден­цах, уби­тых посред­ством абор­та, а о тех детях, рож­де­ние кото­рых буду­щие роди­те­ли весьма жда­ли и жела­ли. Одна­ко погибель их слу­чи­лась до того, как они роди­лись, по есте­ствен­ным при­чи­нам, не зави­ся­щим от самих родителей. 

Для мно­гих пар это ока­зы­ва­ет­ся тяжё­лым уда­ром, осо­бен­но если это (бере­мен­ность — ред.) про­ис­хо­дит впер­вые для их. Для жен­щин это боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­нее все­го. Мне хоте­лось бы ска­зать несколь­ко вещей, кото­рые на мой взор 100­ит подразумевать жен­щине-хри­сти­ан­ке, пере­живой­шей такую утрату. 

Во-пер­вых, мно­гих муча­ет и тер­за­ет вопросец о том, “поче­му это про­изо­шло имен­но со мной”? Я бы желал ска­зать не от книжек, а от самой жиз­ни, от опы­та: луч­ше этот вопросец отло­жить до того вре­ме­ни, когда боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение) утих­нет, пото­му что в пер­вое вре­мя, когда эта душев­ная боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение) от утра­ты весьма вели­ка, мы не гото­вы к любым отве­там. Любые отве­ты и даже само раз­мыш­ле­ние над сиим вопро­сом нам ниче­го, кро­ме само­тер­за­ния и новейшей боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани), не могут при­не­сти. Поэто­му самым луч­шим и самым пра­виль­ным будет этот вопросец отло­жить куда-нибудь подаль­ше в уго­лок сво­ей души, закрыть его до того времени пока не насту­пит вре­мя, когда, быть может, мы будем гото­вы под­сту­пить к нему без боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани), кото­рая в нас есть сей­час. А сей­час луч­ше сосре­до­то­чить­ся на том, что­бы вме­сте быть с обожай­мым чело­ве­ком — с супругом — и вме­сте прой­ти через это труд­ное, тяжё­лое, горест­ное для обо­их вре­мя. Это самое труд­ное вре­мя нуж­но про­100 претерпеть. 

Что каса­ет­ся отве­тов, я пола­гаю, что нет уни­вер­саль­но­го отве­та для всех, поче­му это в прин­ци­пе про­ис­хо­дит. Я пола­гаю, что при­чи­на в каж­дом слу­чае своя. Толь­ко сам чело­век может осознать при­чи­ну, но снова же при­сту­пать к сиим вопро­сам, повто­рюсь, нуж­но когда уже всё внут­ри успо­ко­ит­ся. Пока рана откры­та, пока она болит, мы не готовы…

Вто­рой момент, поми­мо боли (переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани) утра­ты и несбыв­ших­ся надежд. Для мно­гих жен­щин тут силь­ный удар, т.к. они пола­га­ют, что не состо­я­лись как мате­ри. Тут нуж­но ска­зать, что это всё-таки не так. Да, вы не уви­де­ли ваше­го ребён­ка тут на зем­ле, не уви­де­ли, как он рас­тёт на ваших гла­зах, но вы пода­ри­ли ему бытие. Вы пода­ри­ли бытие чело­ве­че­ско­му суще­ству. Тот, кто не суще­ство­вал, бла­го­да­ря для вас и через вас стал суще­ство­вать. Его бытие име­ет смысл в гла­зах Бога. Если­че­ство не рож­дён­ных людей сопо­100­ви­мо с если­че­ством рож­дён­ных — это целое вто­рое чело­ве­че­ство. По некий при­чине Гос­подь не допу­стил им вой­ти в эту зем­ную жизнь, где мно­го радо­стей, да и мно­го бед и скор­лупи. Но Гос­подь всё дела­ет со смыс­лом. Зна­чит у бытия это­го вто­ро­го чело­ве­че­ства тоже есть смысл в гла­зах Божи­их. Это бытие луч­ше небытия. 

У Гос­по­да есть некий план на всех этих нерож­дён­ных деток. Какой имен­но? Я не понимаю и не буду фан­та­зи­ро­вать. В Цер­ков­ном Пре­да­нии о этом гово­рит­ся весьма немно­гое. Мне при­хо­дят на память толь­ко сви­де­тель­ства свя­то­го Андрея, кото­рый имел виде­ние, что опосля Страш­но­го Суда все эти детки полу­ча­ют некоторое пространство от Бога и бла­го­да­рят Его за него. Каких-то подроб­но­стей неиз­вест­но. При­дёт вре­мя и Гос­подь откро­ет нам всё.

Сей­час из того, что мы зна­ем, можем ска­зать — вы дали бытие чело­ве­ку, это бытие не кон­чит­ся нико­гда, и он бла­го­да­рен за это бытие. В гла­зах Божи­их вы — мама, роди­тель­ни­ца жиз­ни. Всё, что с вами про­изо­шло, было не напрас­но. Ваш ребё­нок не пропал, он полу­чил бытие, за кото­рое будет все­гда бла­го­да­рить. В данной для нас крат­кой жиз­ни вы не уви­ди­те сво­е­го ребён­ка. Но опосля Все­о­ще­го вос­кре­се­ния он вос­крес­нет так же, как и вы. 

Это прав­да, что не омыв­шись Кре­ще­ни­ем, никто не может вой­ти в Цар­ствие Божие. Но как гово­рит свя­той Гри­го­рий Бого­слов, такие мла­ден­цы будут у Бога и не про­слав­ле­ны и не осуж­де­ны. Тот, кто вхо­дит в эту жизнь, или совер­ша­ет что-то достой­ное награ­ды, или нака­за­ния. Те, кто не вошли на попри­ще данной для нас жиз­ни, не совер­ши­ли ни достой­но­го награ­ды, ни нака­за­ния. Но у Бога есть для их план. 

Хотя невоз­мож­но не скор­беть из-за утра­ты, не 100­ит поз­во­лять данной для нас скор­би слиш­ком силь­но тер­зать и раз­ру­шать себя. Я понимаю при­ме­ры, когда неко­то­рые жен­щи­ны года­ми не могут вый­ти из депрес­сии, свя­зан­ной с таковой поте­рей. Они 100­но­вят­ся неуве­рен­ны­ми внутри себя, всё вре­мя воз­вра­ща­ют­ся к тому, что про­изо­шло. Не 100­ит это­го созодать. 

Я напом­ню сло­ва свя­то­го Анто­ния Вели­ко­го — в ответ на вопросец, как спа­стись, он именовал три усло­вия. Одно из их было — не жалей о том, что про­шло. Из того, что было, мож­но сде­лать какие-то выво­ды о буду­щем, но посто­ян­но копать­ся в про­шлом, воз­вра­щать­ся (тем наиболее в такое болез­нен­ное собы­тие) совер­шен­но бес­по­лез­да и даже вредоносно. 

Неко­то­рые в данной для нас скор­би начи­на­ют роп­тать на Бога, пола­гая, что Он обя­зан был сде­лать так, что­бы их не кос­ну­лось то, что каса­ет­ся мно­гих жен­щин на зем­ле, что в их слу­чае это­го не долж­но было про­изой­ти — у их обя­за­тель­но дол­жен был родить­ся ребё­нок. Они обя­за­тель­но долж­ны были пора­до­вать­ся его воз­рас­та­нию, а раз это­го не слу­чи­лось, то как буд­то в этом вина Бога. Вроде бы ни было труд­но, нуж­но дове­рять Богу, пото­му что мы не зна­ем все­го — ни того, что слу­чи­лось бы с нашим ребён­ком, не зна­ем, что слу­чи­лось бы с нами. Мы ниче­го не зна­ем о буду­щем. Гос­подь же зна­ет всё и выби­ра­ет луч­шейке для всех. 

Обра­зец отно­ше­ния к сиим тяг­чай­шим утра­там деток явил пра­вед­ный Иов, кото­рый услы­шав о том, что все его детки умер­ли, ска­зал — «Бог отдал, Бог брал. Буди имя Гос­подне бла­го­сло­вен­но.» Повто­ре­ние этих слов при­но­сит в душу чело­ве­ка боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ше уте­ше­ния, чем некий мятеж, ропот либо посто­ян­ное само­ко­па­ние, воз­вра­ще­ние к прошлому. 

Будь­те бли­же к ваше­му супругу. Супруги, будь­те бли­же в этот пери­од к вашим супругам. Не отда­ляй­тесь друг от дру­га. Ту любовь, кото­рую вы гото­вы были излить на ваше­го ребён­ка, излей­те сей­час на ваше­го супру­га либо супру­гу. Вы вме­сте прой­дё­те это труд­ное вре­мя и уже за сле­ду­ю­щим пово­ро­том жиз­нен­ным Гос­подь подаст для вас утешение.

Я понимаю мно­го при­ме­ров жен­щин, кото­рые стал­ки­ва­лись с таковой утра­той. В послед­ствии они морда­ли деток и уте­ша­лись в их. Понимаю жен­щин, кото­рые пере­живой такое, полу­ча­ли уте­ше­ние от Гос­по­ну и дру­гим обра­зом. Нуж­но дви­гать­ся впе­рёд. Насту­пит вре­мя и мы полу­чим все отве­ты, как ска­за­но в Писа­нии, что в Цар­ствии Божьем Бог отрёт вся­кую сле­зу. Не будет пово­да для горе­ва­ния и сето­ва­ния. Дове­рим­ся Гос­по­ду, вроде бы ни было тяже­ло сей­час, нуж­но пере­тер­петь это вре­мя, и удовлетворенность вер­нёт­ся в вашу жизнь. 

Уютный дом