Оглавление
- Ветхий Завет
- Новейший Завет
- Отношение отцов Церкви гомосексуализму
- Современное отношение Русской Православной Церкви к гомосексуализму
Во времена, когда общины, относящие себя к христианским, венчают однополые пары, вопросец – как Церковь относится к гомосексуализму, однополой любви, требует уточнений. У Церкви есть ее классический первоисточник: Священное Писание и церковное Предание. Обратившись к нему, можно исследовать этот вопросец, а также увидеть, что тут пытается добавить «от себя» лукавый человеческий мозг во имя «церковного прогресса».
Ветхий Завет
Прежде чем цитировать тексты из книги Левит, содержащей осуждение однополой любви и расправающей за нее смертью, нужно объяснить, что библейские тексты составлялись в разное время и написанное в их отражает нравы, обычаи и представления той эпохи и того народа, которому было дано Откровение. Поэтому формы наказания за грех, использовавшиеся в еврейском обществе до Рождества Хри100ва, не могут быть механически распространены на другое время.
В 18 главе книги Левит среди прочих запретов говорится о невозможности спать с супругчиной как с женщиной: «Не ложись с супругчиною, как с женщиною: это мерзость». (Лев.18:22). Чуток ниже этот запрет повторяется с указанием на то, что его нарушители будут преданы смерти: «Если кто ляжет с супругчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь (внутренняя среда организма, образованная жидкой соединительной тканью. Состоит из плазмы и форменных элементов: клеток лейкоцитов и постклеточных структур: эритроцитов и тромбоцитов) их на их». (Лев.20:13).
Отметим, что в той же главе книги Левит запрещаются близкородственные связи, супружеская измена и другие грехи, относящиеся к сексуальной сфере человека. Они все наказываются или смертью, или изгнанием из общины. В древности это был традиционный способ защиты племени, который позволял ему не сойти с исторической сцены. Система табу была распространена во многих культурах, и настолько суровые меры к их нарушителям можно найти не только в Ветхом Завете.
Самая же известная ветхозаветная история о гомосексуализме, которая ввела в наш язык выражение «содомский грех», описывается в 18 и 19 главе книги Бытия. В городе Содоме был очень распространен гомосексуализм, и разворотные и распущенные жители захотели изнасиловать ангелов, пришедших в дом праведного Лота. Праведник пытался защитить своих гостей, но обезумевшие от похоти жители попкитались вопиломама дверь, чтобы совершить желанный грех. Опосля этого ангелы поразили жителей города слепотой, а наутро уничтожили Содом, забрав с собой семейство Лота:
«Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми супругу твою и 2-ух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не умернуть для тебя за беззакония городка.
И как он медлил, то мужи те, по милости к нему Господней, взяли за руку его и супругу его, и 2-ух дочерей его, и вывели его и поставили его вне городка…
И пролил Господь на Содом и Гоморру дождиком серу и огнь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли. (Быт.19:15, 24–25)».
Конечно, христианину не 100ит мыслить, что жители Содома и Гоморры были самыми боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шими грешниками в человеческой истории. От таковой точки зрения предостерегает Христос, но жесткость наказания за гомосексуализм, как и за другие тяжелые нераскаянные грехи, не оставляют сомнений в том, что христианин не может считать гомосексуализм вариантом сексуальной нормы, оправдывать их.
Подтверждение этому можно найти и в текстах Нового Завета.
Новейший Завет
Первые свои шаги христианство делало в эпоху расцвета Римской империи. В I веке Рим представлял собой цивилизацию со сложивойшими этическими установками, среди которых не было осуждения гомосексуализма. О Гае Юлии Цезаре ходили слухи, что он пылал страстью к одному из юношей, в творениях римских историков можно найти осуждение некоторых императоров за безудержную похоть, за связи с мальчиками либо кровными родственниками, но осуждению подвергался не сам гомосексуализм, а скорее невоздержанность и неумеренность в пороках. Про гетеросексуальность Октавиана Авгу100 историки говорят скорее как о исключении из правил.
В этих условиях молодой Церкви пришлось рассказывать христианам о недопустимости супружеской измены, однополых отношений и других грехов, распространенных в римском обществе.
В Послании к Римлянам апостол Павел предупреждает верующих о недопустимости противоестественного поведения в сексуальной сфере: «Потому преотдал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление неестественным;
« подобда и супругчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, супругчины на супругчинах делая срам и получая в самих для себя должное возмездие за свое заблуждение.
И как они не заботились иметь Бога в разуме, то преотдал их Бог преворотному разуму — созодать непотребства» (Рим.1:26–28).
Апостол Павел напрямую связывает однополые отношения с развращенностью человеческого сознания и советует христианам не осквернять собственный разум и тело и не совершать подобных грехов.
В другом послании гомосексуализм включен в перечень пороков и проступков, препятствующих человеческому спасению: «Либо не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни супругеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Хри100 и Духом Бога нашего. (1Кор.6:9–11)
Двери храмов не закрыты для человека, кающегося в любом грехе, но при всем этом христианин не может считать однополые отношения разновидностью нормы, а тем наиболее требовать церковного благословения на гомосексуальный альянс. Это не означает, что верующий должен оскорблять гея, вора либо пьяницу. Осуждая грех, христианин всегда должен относиться к грешнику с любовью и сочувствием.
Отношение отцов Церкви гомосексуализму
В обширной святоотеческой литературе непро100 найти тексты, специально посвященные однополым отношениям, что вызвано удивительной попкечительностью и ответственностью Отцов, их общим стремлением не искусить читателей смакованием соблазнительных подробностей либо невольно не обучить их такому греху, о котором они не имели представления и не оказаться самими в роли соблазнителей. Так прп. Иоанн Лествичник иногда, говоря о различных видах блуда, останавливается и ограничивается только: читающий да разумеет, а если нет, то и тем лучше. Тем не наименее, Отцы, преподавая новоначальным науку из наук, путь борьбы со страстями и похотями, и эту страсть не обходят. В той же «Лествице» описывается тонкий пример, когда один бес изгоняет другого: как ссоры и раздражительность исцелили 2-ух монахов от противоестественного влечения друг ко другу. «Отечник» рассказывает о красивом юноше-пустыннике, нырнувшем в известь, чтобы обезоразить себя и не быть соблазном для своих собратий.
Церковные каноны, призванных регулировать, в том числе и дисциплинарно, жизнь Церкви, однозначно свидетельствуют о том, что клирик-содомит должен быть извержен из сана, а мирянин не быть может членом Церкви без длительного покаяния. 7 правило святителя Василия Великого назначает 30-летний срок покаяния для гомосексуалистов и прелюбодеев: «Супругеложники и скотоложники, и убийцы, и отравители, и прелюбодеи, и идолопоклонники — такого же осуждения достойны. Поэтому правило, какое имеешь о прочих, соблюдай и о сих; а о принятии каявшихся тридцать лет в нечи100те, которую соделали в неведении, и сомневаться нам не надлежало». 7 правило Григория Нисского предусматривает за прелюбодеяние и гомосексуализм отлучение от причастия боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше чем на 12 лет.
Другие древние церковные правила настолько же суровы, и требуют многолетнего искреннего раскаяния. Другое дело, что эти сроки не носят обязательного характера, и могут быть сокращены в случае искреннего раскаяния христианина и отказа от тяжелого греха.
С течением времени сроки епитимий сокращались, но это не означает, что отношение Церкви к самому греху 100ло либеральнее. Идет речь только о снисхождении к человеческой немощи, о неоставлении человека в неудаче.
Напомним, что земная Церковь состоит не из святых, а из грешных людей и за долгую историю христианства среди мирян, священников и епископов встречались и встречаются недостойные люди, подверженные этому греху. Их запрещали в служении, призывали к покаянию, а в крайих случаях лишали сана и отлучали от Церкви.
Современное отношение Российской Православной Церкви к гомосексуализму
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» проблеме гомосексуализма посвящен 9 раздел 12 главы, где говорится о том, что однополые отношения не могут быть признаны «вариантом нормы»:
Однозначно осуждая гомосексуализм как грех, Церковь признает право гомосексуалистов на личное уважение и участие в жизни общества. В документе нет призывов к насильственным действиям к гомосексуалистам либо к необходимости вос100новления уголовной 100тьи за однополые отношения среди взрослых людей. Другое дело, что Церковь, защищая человека от пропаганды греха либо возможного насилия, просит, чтобы люди, открыто заявляющие о своей гомосексуальной кричиентации, не могли работать в школах, ВУЗах, либо быть начальниками в армии либо исправительных учреждениях.
Гомосексуальные связи супруга являются основанием для церковного развода. Гомосексуальные связи опосля крещения – каноническим препятствием к священству, в Православной Церкви запрещено рукополагать гомосексуалистов, грешащих тайно, не говоря уже о «открытых геях», что в последнее время 100новится нормой для Англиканской и ряде протестантских церквей в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) и Европе.
Иными словами, Церковь не оправдывает насилие либо унижение в отношении геев, не оскорбляет их человеческое достоинство, но стремиться защитить общество от распространения порока и размывания понятия нормы.