Что Священное Писание Церкви говорит о гомосексуализме

Оглав­ле­ние

  • Вет­хий Завет
  • Новейший Завет
  • Отно­ше­ние отцов Церк­ви гомосексуализму
  • Совре­мен­ное отно­ше­ние Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви к гомосексуализму

Во вре­ме­на, когда общи­ны, отно­ся­щие себя к хри­сти­ан­ским, вен­ча­ют одно­по­лые пары, вопросец – как Цер­ковь отно­сит­ся к гомо­сек­су­а­лиз­му, одно­по­лой люб­ви, тре­бу­ет уточ­не­ний. У Церк­ви есть ее клас­си­че­ский пер­во­ис­точ­ник: Свя­щен­ное Писа­ние и цер­ков­ное Пре­да­ние. Обра­тив­шись к нему, мож­но иссле­до­вать этот вопросец, а так­же уви­деть, что тут пыта­ет­ся доба­вить «от себя» лука­вый чело­ве­че­ский мозг во имя «цер­ков­но­го прогресса».

Ветхий Завет

Преж­де чем цити­ро­вать тек­сты из кни­ги Левит, содер­жа­щей осуж­де­ние одно­по­лой люб­ви и расправа­ю­щей за нее смер­тью, нуж­но объ­яс­нить, что биб­лей­ские тек­сты состав­ля­лись в раз­ное вре­мя и напи­сан­ное в их отра­жа­ет нра­вы, обы­чаи и пред­став­ле­ния той эпо­хи и того наро­да, кото­ро­му было дано Откро­ве­ние. Поэто­му фор­мы нака­за­ния за грех, исполь­зо­вав­ши­е­ся в еврей­ском обще­стве до Рож­де­ства Хри­100­ва, не могут быть меха­ни­че­ски рас­про­стра­не­ны на дру­гое время. 

В 18 гла­ве кни­ги Левит сре­ди про­чих запре­тов гово­рит­ся о невоз­мож­но­сти спать с супруг­чи­ной как с жен­щи­ной: «Не ложись с супруг­чи­ною, как с жен­щи­ною: это мер­зость». (Лев.18:22). Чуток ниже этот запрет повто­ря­ет­ся с ука­за­ни­ем на то, что его нару­ши­те­ли будут пре­да­ны смер­ти: «Если кто ляжет с супруг­чи­ною, как с жен­щи­ною, то оба они сде­ла­ли мер­зость: да будут пре­да­ны смер­ти, кровь (внутренняя среда организма, образованная жидкой соединительной тканью. Состоит из плазмы и форменных элементов: клеток лейкоцитов и постклеточных структур: эритроцитов и тромбоцитов) их на их». (Лев.20:13).

Отме­тим, что в той же гла­ве кни­ги Левит запре­ща­ют­ся близ­ко­род­ствен­ные свя­зи, супру­же­ская изме­на и дру­гие гре­хи, отно­ся­щи­е­ся к сек­су­аль­ной сфе­ре чело­ве­ка. Они все нака­зы­ва­ют­ся или смер­тью, или изгна­ни­ем из общи­ны. В древ­но­сти это был тра­ди­ци­он­ный спо­соб защи­ты пле­ме­ни, кото­рый поз­во­лял ему не сой­ти с исто­ри­че­ской сце­ны. Систе­ма табу была рас­про­стра­не­на во мно­гих куль­ту­рах, и настолько суро­вые меры к их нару­ши­те­лям мож­но най­ти не толь­ко в Вет­хом Завете.

Самая же извест­ная вет­хо­за­вет­ная исто­рия о гомо­сек­су­а­лиз­ме, кото­рая вве­ла в наш язык выра­же­ние «содом­ский грех», опи­сы­ва­ет­ся в 18 и 19 гла­ве кни­ги Бытия. В горо­де Содо­ме был очень рас­про­стра­нен гомо­сек­су­а­лизм, и раз­ворот­ные и рас­пу­щен­ные жите­ли захо­те­ли изна­си­ло­вать анге­лов, при­шед­ших в дом пра­вед­но­го Лота. Пра­вед­ник пытал­ся защи­тить сво­их гостей, но обе­зу­мев­шие от похо­ти жите­ли попки­та­лись вопило­мама дверь, что­бы совер­шить желан­ный грех. Опосля это­го анге­лы пора­зи­ли жите­лей горо­да сле­по­той, а наут­ро уни­что­жи­ли Содом, забрав с собой семей­ство Лота: 

«Когда взо­шла заря, Анге­лы нача­ли торо­пить Лота, гово­ря: встань, возь­ми супругу твою и 2-ух доче­рей тво­их, кото­рые у тебя, что­бы не умер­нуть для тебя за без­за­ко­ния городка.

И как он мед­лил, то мужи те, по мило­сти к нему Гос­под­ней, взя­ли за руку его и супругу его, и 2-ух доче­рей его, и выве­ли его и поста­ви­ли его вне городка…

И про­лил Гос­подь на Содом и Гомор­ру дождиком серу и огнь от Гос­по­да с неба, и нис­про­верг горо­да сии, и всю окрест­ность сию, и всех жите­лей горо­дов сих, и про­из­рас­та­ния зем­ли. (Быт.19:15, 24–25)».

Конеч­но, хри­сти­а­ни­ну не 100­ит мыслить, что жите­ли Содо­ма и Гомор­ры были самы­ми боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ши­ми греш­ни­ка­ми в чело­ве­че­ской исто­рии. От таковой точ­ки зре­ния предо­сте­ре­га­ет Хри­стос, но жест­кость нака­за­ния за гомо­сек­су­а­лизм, как и за дру­гие тяже­лые нерас­ка­ян­ные гре­хи, не остав­ля­ют сомне­ний в том, что хри­сти­а­нин не может счи­тать гомо­сек­су­а­лизм вари­ан­том сек­су­аль­ной нор­мы, оправ­ды­вать их.

Под­твер­жде­ние это­му мож­но най­ти и в текстах Ново­го Завета. 

Новейший Завет

Пер­вые свои шаги хри­сти­ан­ство дела­ло в эпо­ху рас­цве­та Рим­ской импе­рии. В I веке Рим пред­став­лял собой циви­ли­за­цию со сло­живой­ши­ми эти­че­ски­ми уста­нов­ка­ми, сре­ди кото­рых не было осуж­де­ния гомо­сек­су­а­лиз­ма. О Гае Юлии Цеза­ре ходи­ли слу­хи, что он пылал стра­стью к одно­му из юно­шей, в тво­ре­ни­ях рим­ских исто­ри­ков мож­но най­ти осуж­де­ние неко­то­рых импе­ра­то­ров за без­удерж­ную похоть, за свя­зи с маль­чи­ка­ми либо кров­ны­ми род­ствен­ни­ка­ми, но осуж­де­нию под­вер­гал­ся не сам гомо­сек­су­а­лизм, а ско­рее невоз­дер­жан­ность и неуме­рен­ность в поро­ках. Про гете­ро­сек­су­аль­ность Окта­ви­а­на Авгу­100 исто­ри­ки гово­рят ско­рее как о исклю­че­нии из правил.

В этих усло­ви­ях моло­дой Церк­ви при­шлось рас­ска­зы­вать хри­сти­а­нам о недо­пу­сти­мо­сти супру­же­ской изме­ны, одно­по­лых отно­ше­ний и дру­гих гре­хов, рас­про­стра­нен­ных в рим­ском обществе.

В Посла­нии к Рим­ля­нам апо­стол Павел пре­ду­пре­жда­ет веру­ю­щих о недо­пу­сти­мо­сти про­ти­во­есте­ствен­но­го пове­де­ния в сек­су­аль­ной сфе­ре: «Пото­му пре­отдал их Бог постыд­ным стра­стям: жен­щи­ны их заме­ни­ли есте­ствен­ное упо­треб­ле­ние неестественным;

« подоб­да и супруг­чи­ны, оста­вив есте­ствен­ное упо­треб­ле­ние жен­ско­го пола, раз­жи­га­лись похо­тью друг на дру­га, супруг­чи­ны на супруг­чи­нах делая срам и полу­чая в самих для себя долж­ное воз­мез­дие за свое заблуждение.

И как они не забо­ти­лись иметь Бога в разу­ме, то пре­отдал их Бог пре­ворот­но­му разуму — созодать непо­треб­ства» (Рим.1:26–28).

Апо­стол Павел напря­мую свя­зы­ва­ет одно­по­лые отно­ше­ния с раз­вра­щен­но­стью чело­ве­че­ско­го созна­ния и сове­ту­ет хри­сти­а­нам не осквер­нять собственный разум и тело и не совер­шать подоб­ных грехов.

В дру­гом посла­нии гомо­сек­су­а­лизм вклю­чен в пере­чень поро­ков и про­ступ­ков, пре­пят­ству­ю­щих чело­ве­че­ско­му спа­се­нию: «Либо не зна­е­те, что непра­вед­ные Цар­ства Божия не насле­ду­ют? Не обма­ны­вай­тесь: ни блуд­ни­ки, ни идо­ло­слу­жи­те­ли, ни пре­лю­бо­деи, ни мала­кии, ни супруге­лож­ни­ки, ни воры, ни лихо­им­цы, ни пья­ни­цы, ни зло­ре­чи­вые, ни хищ­ни­ки — Цар­ства Божия не насле­ду­ют. И таки­ми были неко­то­рые из вас; но омы­лись, но освя­ти­лись, но оправ­да­лись име­нем Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­100 и Духом Бога наше­го. (1Кор.6:9–11)

Две­ри хра­мов не закры­ты для чело­ве­ка, каю­ще­го­ся в любом гре­хе, но при всем этом хри­сти­а­нин не может счи­тать одно­по­лые отно­ше­ния раз­но­вид­но­стью нор­мы, а тем наиболее тре­бо­вать цер­ков­но­го бла­го­сло­ве­ния на гомо­сек­су­аль­ный альянс. Это не озна­ча­ет, что веру­ю­щий дол­жен оскорб­лять гея, вора либо пья­ни­цу. Осуж­дая грех, хри­сти­а­нин все­гда дол­жен отно­сить­ся к греш­ни­ку с любо­вью и сочувствием.

Отношение отцов Церкви гомосексуализму

В обшир­ной свя­то­оте­че­ской лите­ра­ту­ре непро­100 най­ти тек­сты, спе­ци­аль­но посвя­щен­ные одно­по­лым отно­ше­ни­ям, что вызва­но уди­ви­тель­ной попке­чи­тель­но­стью и ответ­ствен­но­стью Отцов, их общим стрем­ле­ни­ем не иску­сить чита­те­лей сма­ко­ва­ни­ем соблаз­ни­тель­ных подроб­но­стей либо неволь­но не обучить их тако­му гре­ху, о кото­ром они не име­ли пред­став­ле­ния и не ока­зать­ся сами­ми в роли соблаз­ни­те­лей. Так прп. Иоанн Лествич­ник иногда, гово­ря о раз­лич­ных видах блу­да, оста­нав­ли­ва­ет­ся и огра­ни­чи­ва­ет­ся только: чита­ю­щий да разу­ме­ет, а если нет, то и тем луч­ше. Тем не наименее, Отцы, пре­по­да­вая ново­на­чаль­ным нау­ку из наук, путь борь­бы со стра­стя­ми и похо­тя­ми, и эту страсть не обхо­дят. В той же «Лестви­це» опи­сы­ва­ет­ся тон­кий при­мер, когда один бес изго­ня­ет дру­го­го: как ссо­ры и раз­дра­жи­тель­ность исце­ли­ли 2-ух мона­хов от про­ти­во­есте­ствен­но­го вле­че­ния друг ко дру­гу. «Отеч­ник» рас­ска­зы­ва­ет о кра­си­вом юно­ше-пустын­ни­ке, ныр­нув­шем в известь, что­бы обез­о­ра­зить себя и не быть соблаз­ном для сво­их собратий.

Цер­ков­ные кано­ны, при­зван­ных регу­ли­ро­вать, в том чис­ле и дис­ци­пли­нар­но, жизнь Церк­ви, одно­знач­но сви­де­тель­ству­ют о том, что кли­рик-содо­мит дол­жен быть извер­жен из сана, а миря­нин не быть может чле­ном Церк­ви без дли­тель­но­го пока­я­ния. 7 пра­ви­ло свя­ти­те­ля Васи­лия Вели­ко­го назна­ча­ет 30-лет­ний срок пока­я­ния для гомо­сек­су­а­ли­стов и пре­лю­бо­де­ев: «Супруге­лож­ни­ки и ско­то­лож­ни­ки, и убий­цы, и отра­ви­те­ли, и пре­лю­бо­деи, и идо­ло­по­клон­ни­ки — такого же осуж­де­ния достой­ны. Поэто­му пра­ви­ло, какое име­ешь о про­чих, соблю­дай и о сих; а о при­ня­тии каяв­ших­ся трид­цать лет в нечи­100­те, кото­рую соде­ла­ли в неве­де­нии, и сомне­вать­ся нам не над­ле­жа­ло». 7 пра­ви­ло Гри­го­рия Нис­ско­го преду­смат­ри­ва­ет за пре­лю­бо­де­я­ние и гомо­сек­су­а­лизм отлу­че­ние от при­ча­стия боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)­ше чем на 12 лет.

Дру­гие древ­ние цер­ков­ные пра­ви­ла настолько же суро­вы, и тре­бу­ют мно­го­лет­не­го искрен­не­го рас­ка­я­ния. Дру­гое дело, что эти сро­ки не носят обя­за­тель­но­го харак­те­ра, и могут быть сокра­ще­ны в слу­чае искрен­не­го рас­ка­я­ния хри­сти­а­ни­на и отка­за от тяже­ло­го греха. 

С тече­ни­ем вре­ме­ни сро­ки епи­ти­мий сокра­ща­лись, но это не озна­ча­ет, что отно­ше­ние Церк­ви к само­му гре­ху 100­ло либе­раль­нее. Идет речь только о снис­хож­де­нии к чело­ве­че­ской немо­щи, о неостав­ле­нии чело­ве­ка в неудаче. 

Напом­ним, что зем­ная Цер­ковь состо­ит не из свя­тых, а из греш­ных людей и за дол­гую исто­рию хри­сти­ан­ства сре­ди мирян, свя­щен­ни­ков и епи­ско­пов встре­ча­лись и встре­ча­ют­ся недо­стой­ные люди, под­вер­жен­ные это­му гре­ху. Их запре­ща­ли в слу­же­нии, при­зы­ва­ли к пока­я­нию, а в край­их слу­ча­ях лиша­ли сана и отлу­ча­ли от Церкви.

Современное отношение Российской Православной Церкви к гомосексуализму

В «Осно­вах соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви» про­бле­ме гомо­сек­су­а­лиз­ма посвя­щен 9 раз­дел 12 гла­вы, где гово­рит­ся о том, что одно­по­лые отно­ше­ния не могут быть при­зна­ны «вари­ан­том нор­мы»: 

Одно­знач­но осуж­дая гомо­сек­су­а­лизм как грех, Цер­ковь при­зна­ет пра­во гомо­сек­су­а­ли­стов на лич­ное ува­же­ние и уча­стие в жиз­ни обще­ства. В доку­мен­те нет при­зы­вов к насиль­ствен­ным дей­стви­ям к гомо­сек­су­а­ли­стам либо к необ­хо­ди­мо­сти вос­100­нов­ле­ния уго­лов­ной 100­тьи за одно­по­лые отно­ше­ния сре­ди взрос­лых людей. Дру­гое дело, что Цер­ковь, защи­щая чело­ве­ка от про­па­ган­ды гре­ха либо воз­мож­но­го наси­лия, про­сит, что­бы люди, откры­то заяв­ля­ю­щие о сво­ей гомо­сек­су­аль­ной кричи­ен­та­ции, не мог­ли рабо­тать в шко­лах, ВУЗах, либо быть началь­ни­ка­ми в армии либо испра­ви­тель­ных учреждениях.

Гомо­сек­су­аль­ные свя­зи супру­га явля­ют­ся осно­ва­ни­ем для цер­ков­но­го раз­во­да. Гомо­сек­су­аль­ные свя­зи опосля кре­ще­ния – кано­ни­че­ским пре­пят­стви­ем к свя­щен­ству, в Пра­во­слав­ной Церк­ви запре­ще­но руко­по­ла­гать гомо­сек­су­а­ли­стов, гре­ша­щих тай­но, не гово­ря уже о «откры­тых геях», что в послед­нее вре­мя 100­но­вит­ся нор­мой для Англи­кан­ской и ряде про­те­стант­ских церк­вей в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) и Европе.

Ины­ми сло­ва­ми, Цер­ковь не оправ­ды­ва­ет наси­лие либо уни­же­ние в отно­ше­нии геев, не оскорб­ля­ет их чело­ве­че­ское досто­ин­ство, но стре­мить­ся защи­тить обще­ство от рас­про­стра­не­ния поро­ка и раз­мы­ва­ния поня­тия нормы.

Уютный дом